Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В. В. Маркова
«_____»_____________202__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 01 «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
форма обучения очная
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на
основе требований федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования и с учетом федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»
Разработчик:
Преподаватель
________________
М. Е. Рудяев
Программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии
специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Протокол № _____ от «____» ___________ 202__ г.
Председатель ПЦК
___________________
/ ___________________ /
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина ОГСЭ.01 Основы философии является обязательной частью
общегуманитарного и социально-экономического цикла основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по профессии 40.02.01 Право и организация социального
обеспечения.
Учебная дисциплина «Основы философии»(ОГСЭ.01) обеспечивает формирование общих
компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности Право и организация
социального обеспечения.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций ОК
1-12, личностных результатов программы воспитания(ЛР) 1-8, 11-12.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, с руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и
правила поведения.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
Личностные результаты реализации программы воспитания
ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны;
ЛР2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность
принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в
студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях
добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности
общественных организаций;
ЛР 3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества,
обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и
проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и
девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально
опасное поведение окружающих;
ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность
собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и
профессионального конструктивного «цифрового следа»;
ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе
любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей
многонационального народа России;
ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в
социальной поддержке и волонтерских движениях;
ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и
чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности;
ЛР 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к
сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства;
ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической культуры
ЛР 12 Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей;
демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности,
отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания.
Код
Умения:
Знания:
ОК,ЛР
ОК1-12, ориентироваться в наиболее общих
философских
философских проблемах бытия,
ЛР1-8,
познания, ценностей, свободы и смысла
11-12
жизни как осн жизни как основе формирования
культуры гражданина и будущего
специалиста;
определить значение философии как
отрасли духовной культуры для
формирования личности, гражданской
позиции и профессиональных навыков;
самостоятельно анализировать и
оценивать мировоззренческие и
этические позиции окружающих людей,
общества в целом;
определить соотношение для жизни
человека свободы и ответственности,
материальных и духовных ценностей;
сформировать представление об истине
и смысле жизни.
основные категории и понятия
философии;
роль философии в жизни человека и
общества;
основы философского учения о
бытие;
сущность процесса познания,
основы научной, философской и
религиозной картины мира;
об условиях формирования
личности, свободе и
ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей
среды;
о социальных и этических
проблемах связанных с развитием и
использованием достижений науки,
техники и технологии.
1.3 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы дисциплины:
Объём образовательной программы - 72часов
Всего учебных занятий-48 часов
Теоретическое обучение-46 часов
Самостоятельная работа-24 часов
Промежуточная аттестация в форме зачёта-2 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
Объем в часах
72
в т.ч. в форме практической подготовки
Всего учебных занятий
48
в том числе:
теоретическое обучение
практические занятия
46
-
Самостоятельная работа
24
Промежуточная аттестация в форме зачёта
2
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование разделов и тем
1
Раздел I. История философии
Тема 1.1. Предмет философии.
Введение. Философия как
любовь к мудрости. Предмет
философии и ее роль в
обществе.
Тема 1.2.Вехи мировой
философской мысли
античность – средневековье –
эпоха Возрождения.
Тема 1.3. Философия нового
времени
Тема 1.4. Западная философия
ХIХ в.
Тема 1.5. Русская философия
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
2
Содержание учебного материала
Философия как любовь к мудрости. Философия как мировоззрение. Структура
философии. Функция философии
Содержание учебного материала
Античная философия. Средневековая
Возрождения
Объем часов
3
18
2
Уровень
освоения
4
ОК 1-12,
ЛР 1-8,
11-12
2
философия.
Философия
эпохи
Содержание учебного материала
Немецкая классическая философия: И. Кант, И. Фитхе, Ф. Шеллинг,
Ф. Гегель, Л. Фейербах
Постклассическая европейская философия ХIХ в. Иррационализм А.
Шопенгауэра и Ф. Ницше, философия Киркегора, диалектический
материализм К. Маркса, позитивизм О. Конта
Содержание учебного материала
Философская антропология М. Шелера, экзиспенциализм: Ясперс, Марсель,
Бердяев, Шестов, Сартр, Камю, Хайдеггер. Прагматизм: Ч. Пирс, У. Джемс, Д.
Дьюи. Психоанализ: З. Фрейд. Религиозная философия: персонализм,
христианский эволюционизм (П. Тейяр де Шарден), неотомизм. Философская
Герменевтика. Аналитическая философия: Б. Рассел, Л. Витгенштейн,
философы «Венского кружка» (Р. Карнап и др.)
Содержание учебного материала
4
ОК 1-12,
ЛР 1-8,
11-12
2
ОК 1-12,
ЛР 1-8,
11-12
2
ОК 1-12,
ХIХ-ХХ в.в.
Раздел 2. Основы
философского учения о
бытии
Тема 2.1. Основы
философского
учения о бытии
Тема 2.2. Движение,
пространство и время
Раздел 3. Философия
человека
Тема 3.1. Природа и сущность
человека
Славянофильство: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский. Западники:
П.Я. Чаадаев и др. Народничество. Философия всеединства
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Прагматизм в современной Европейской философии, Современная
религиозная философия
ЛР 1-8,
11-12
6
9
Содержание учебного материала
Философский смысл понятия «бытия». Материальное единство мира и его
многообразие: понятие материи: материя, как субстанция
Содержание учебного материала
Движение – атрибут материи; пространство и время – формы бытия материи.
Движение и развитие
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Многообразие материального мира как проблема
2
4
ОК 1-12,
ЛР 1-8,
11-12
3
18
Содержание учебного материала
Религиозные, философские и естественнонаучные теории происхождения
человека. Проблема антропосоциогенеза, взаимоотношения духовного и
телесного, биологического и социального начала в человеке. Предметноматериальная деятельность человека. Сущность сознания. Человек: индивид,
личность.
ОК 1-12,
ЛР 1-8,
11-12
4
ОК 1-12,
ЛР 1-8,
11-12
Тема 3.2. Человек и бог.
Тема 3.3. Проблема смысла
жизни. Свобода и
ответственность личности.
Человек и космос.
Раздел 4. Философия
познания
Тема 4.1. Сознание, его
структура и функции.
Тема 4.2. Познание, его формы
и уровни.
Содержание учебного материала
Христианство: о взаимоотношениях человека и бога. Христианская концепция
человека. А. Августин, Ф. Аквинский о человеке. Буддизм о человеке и его
судьбе
Содержание учебного материала
Современный экзистенциализм, утилитаризм, гедонизм, эвдемонизм,
христианство, материализм, современная биосферная концепция культуры о
смысле жизни человека, свобода и необходимость в бытии человека.
Фатализм, волюнтаризм, Б. Спиноза, современная философия о свободе и
ответственности человека. Человек и космос: концепции Циолковского,
Вернадского, Чижевского
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: философский анализ
проблемы человека в новое время
4
ОК 1-12,
ЛР 1-8,
11-12
4
ОК 1-12,
ЛР 1-8,
11-12
6
12
Содержание учебного материала
Проблема сознания в истории западной философии. Сознание, память
, самосознание.
Диалектико-материалистическая концепция сознания. Сознание и
бессознательное
2
Содержание учебного материала
Теория познания в концепции античных философов: Сократа, Аристотеля.
Философия Нового времени о познании. Агностицизм Я. Юма, И. Канта,
концепция конвенциального знания, диалектический материализм о познании.
Современная гносеология, герменевтика. Формы познания: наука, аксиология,
искусство, практическая жизнь. Этапы приобщения человека к культуре.
Проблема истины
2
ОК 1-12,
ЛР 1-8,
11-12
ОК 1-12,
ЛР 1-8,
11-12
.Тема 4.3. Научная,
философская, религиозная
картины мира
Содержание учебного материала
Объективистские картины мира Ньютоновско-картизианская парадигма
мышления, теория относительности, современная наука о картине мира. И.
Пригожин о строении и развитии Вселенной. Христианство и буддизм о
возникновении мира, структура пространства и времени
2
ОК 1-12,
ЛР 1-8,
11-12
Тема 4.4. Наука, ее роль в
жизни человека и общества.
Содержание учебного материала
Структура научного сознания, его методы и формы. Методы научного
исследования
Социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием
достижений науки, техники и технологии.
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Взаимодействие философии и науки
2
ОК 1-12,
ЛР 1-8,
11-12
Раздел 5. Социальная
философия
Тема 5.1.Общество и его
развитие
Тема 5.2. Философия культуры
4
13
Содержание учебного материала
Общество и его структура. Общество как саморазвивающаяся система
Гражданское общество и государство. Формационная и цивилизационная
концепция общественного развития
Содержание учебного материала
Содержание понятия «культура». Законы и особенности функционирования
культуры. Массовая и элитарная культура. Х. Маршалл о массовой
коммуникации как новом типе культуры и новом этапе социального развития
общества. Оптимистическая концепция массовой культуры Маклюэна,
философия Франкфуртской школы. Г. Маркузе, Т. Оддорна) о молодежной
контркультуре.
Шпенглера О., А. Тойнби, Л.Н. Гумилева, мистика, географической
детерминизм о культуре. Концепция человека и культуры в 21 веке.
4
2
ОК 1-12,
ЛР 1-8,
11-12
ОК 1-12,
ЛР 1-8,
11-12
Тема 5.3. Глобальные
проблемы современности
Биосферная концепция культуры в трудах В.И. Вернадского. Запад и Восток.
Россия в диалоге культур
Содержание учебного материала
Глобальные
проблемы
современности:
сущность,
содержание,
общечеловеческий смысл. Проблема ресурсов в жизни современного
человечества. Демографическая и продовольственная проблема. Проблема
опустынивания земель Республики Мордовия. Угрозы уничтожения жизни в
глобальном масштабе (прогнозы будущего «Римского клуба») необходимость
гармонизации отношений человека и среды его обитания. Глобальная мирная
стратегия сохранения человека и человечества
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Экологические проблемы Республики Мордовии. Представления о
современном человеке в различных культурах
Объём образовательной программы
Теоретическое обучение
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация - зачёт
2
5
72
46
24
2
ОК 1-12,
ЛР 1-8,
11-12
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому
обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины осуществляется учебном кабинете № 33.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения: телевизор, компьютер с программным обеспечением,
ноутбук.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Волкогонова О. Д., Сидорова Н. М. Основы философии: учебник. М. Инфра- М, 2018.
480 стр.
2. Губин В. Д. Основы философии. Учебное пособие для СПО. М. Форум, Инфра - М,
2018. 288 стр.
3. Канке В. А. Основы философии. Учебное пособие для студ. Средних спец. Учебных
заведений. М. Университетская книга; Логос, 2016.
4. Кохановский В. П., Матяш Т. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Основы философии.
Учебное пособие для средних спец. Учебных заведений. Ростов- на – Дону, Феникс.
2015. 315 стр.
Дополнительные источники:
1. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Кн. 1.
Учебник. Издательство М. :Юнити- Дана, 2018. 463 стр.
2. Грядовой Д.И. История философии. Средние века. Возрождение. Новое
время. Кн. 2. Учебник. Издательство М.:Юнити-Дана, 2018. 455 стр.
3. Грядовой Д.И. История классич. философии. Новое время. Европейское
просвещение ХVIII в., Книга 3. Учебник, М. – Юнити-Дана, 2010, 483 стр.
4. Никитин Л.А. История и философия науки. Учебное пособие – М.,
Юнити-Дана, 2016, 335 стр.
5.Рузавин Г.И. Методология научного познания. Учебное пособие – М.,
Юнити-Дана, 2015, 287 стр.
Интернет – ресурсы:
1.www.alleg.ru/edu/philos.htm
2.ru.wikipedia/org/wiki/ Философия
3.www.diplom-inet.ru/resursfilos
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
Основные категории и
понятия философии
Роль философии в жизни
человека и общества
Основы философского
учения о бытии
Сущность процесса познания
Основы научной,
философской и религиозной
картин мира
Об условиях формирования
личности, свободе и
ответственности за
сохранение
жизни, культуры,
окружающей среды
О социальных и этических
проблемах, связанных с
развитием и использованием
достижений науки, техники и
технологий
Критерии оценки
Знает и понимает основные
категории и понятия
философии,самостоятельно
анализирует и выделяет
сущность и взаимосвязь
основных категорий
философии
Знает основные функции
философии и может объяснить
роль философии в обществе, и
в жизни человека, отличие
философии от других наук
Объяснять положение основ
философского учения о бытии
на основе оригинальных
текстов;
- знает сущность понятия
«материя», основные
атрибуты и свойства материи,
их характеристику, уровни
организации материи
Понимает сущность процесса
познания и различные точки
зрения на процесс познания в
истории философии;
-характеризует чувственное и
рациональное познание как
две его основные формы;
-знает методы и формы
познания их отличительные
особенности
Представлять и объяснять
проблемные вопросы основ
научной, философской и
религиозной картин мира
Понимает условия
формирования личности,
сущность свободы и
ответственности личности;
-осознаёт ответственность
личности за сохранения
жизни, культуры и
окружающей среды
Понимает роль науки в
современном обществе;
Понимает суть социальных и
этических проблем, связанных
с развитием и использованием
Методы оценки
Устный опрос
Письменный опрос.
Тестирование по темам;
анализ и оценка
выполненных
комплексных учебных
занятий (в т. ч. работа с
литературой,
конспектирование
понятий, построения
аргументов); подготовка
и участие в семинаре;
подготовка и защита
докладов, рефератов,
презентаций и
информационных
сообщений.
Мониторинг роста
творческой
самостоятельности и
навыков получения
нового знания и умения
каждым обучающимися;
наблюдение степени
участия в работе малой
группы при выполнении
учебных задач;
наблюдение за ходом
выполнения и экспертная
оценка результатов
комплексного учебного
задания; экспертная
оценка результатов
тестирования; экспертная
работа результатов
выполнения
самостоятельной работы;
формирование результата
процедуры
промежуточной
аттестации в форме
зачёта с учётом
результатов процедур
текущего контроля.
достижений науки, техники и
технологий
Умения:
Ориентироваться в наиболее
общих философских
проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла
жизни как основах
формирования культуры
гражданина и будущего
специалиста;
определить значение
философии как отрасли
духовной культуры для
формирования личности,
гражданской позиции и
профессиональных навыков;
самостоятельно
анализировать и оценивать
мировоззренческие и
этические позиции
окружающих людей,
общества в целом;
определить соотношение для
жизни человека свободы и
ответственности,
материальных и духовных
ценностей;
сформировать представление
об истине
и смысле жизни.
-анализировать и сопоставлять
основные философские
категории и понятия в работе
сфилософскими источниками
иадаптированными текстами;
-ориентируется в наиболее
общих философских
проблемах бытия, познания;
-анализирует основные
проблемы общества,
культуры;
-грамотно сформировано
представление о культуре
гражданина и будущего
специалиста;
-понимает суть свободы и
ответственности личности;
-имеет собственное мнение о
соотношении материальных и
духовных ценностей в жизни
человека;
-анализирует различные
подходы к смыслу жизни и
формирует собственную точку
зрения на смысл жизни.