Основы экономики, менеджмента и маркетинга

Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_______________В.В. Маркова
«____» ____________ 202___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.10 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ,
МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА

Специальность 35.02.16 Эксплуатация и ремонт
сельскохозяйственной техники и оборудования

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.10 ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ,
МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее -ФГОС) и примерной
программы среднего профессионального образования (далее - СПО) по
специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники
и оборудования (базовая подготовка).
Организация-разработчик: ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный
колледж»
Разработчики:
Преподаватель

________________

А.В. Ухаботина

Программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии 35.02.16
Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
Протокол № _____ от «____» ___________ 20__ г.
2

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……….4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ....................... 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ....................... 10
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ .. 12

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 10 Основы экономики, менеджмента и маркетинга
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы
подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по
специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной
техники и оборудования, входящей в состав укрупненной группы 35.00.00
Сельское, лесное и рыбное хозяйство
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена:
Учебная дисциплина «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»
относится к общепрофессиональному циклу.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01 – ОК 04,
ОК 06, ОК 07,
ОК 09–ОК 11,
ПК 1.3, ПК 2.1,
ПК 2.6,
ПК 3.2,
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12

- рассчитывать основные техникоэкономические показатели
деятельности организации;
- применять в профессиональной
деятельности приемы делового и
управленческого общения;
- анализировать ситуацию на рынке
товаров и услуг.

- основные положения
экономической теории;
- принципы рыночной
экономики;
- современное состояние и
перспективы развития отрасли;
- роль хозяйствующих субъектов
в рыночной экономике;
- механизмы ценообразования
на продукцию (услуги);
- формы оплаты труда;
- стили управления, виды
коммуникации;
- принципы делового общения в
коллективе;
- управленческий цикл;
- особенности менеджмента в
области механизации сельского
хозяйства;
- сущность, цели, основные
принципы и функции
маркетинга, его связь с
менеджментом;
- формы адаптации
производства и сбыта к
рыночной ситуации.

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины
В т.ч. форме практической подготовки

78
-

в том числе:
теоретическое обучение

40

лабораторные работы

Не
предусмотрено

практические занятия

20
Не
предусмотрено
Не
предусмотрено

курсовая работа (проект)
контрольная работа
Самостоятельная работа

18

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономики, менеджмента и маркетинга»
Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1

2

Коды компетенций,
Объем формированию которых
часов
способствует элемент
программы
3

Раздел 1. Основы экономики
Тема 1.1. Производство и
Производство и экономика
экономика
Значение процесса производства и его место в экономике страны. Факторы
производства. Издержки производства. Ограниченность ресурсов. Стадии развития
производства. Структура современного производства. Классификация факторов
производства.
Тема 1.2. Принципы
Понятие рынка, условия его возникновения. Виды рынков. Основные функции
рыночной экономики
рынка. Механизм рыночного саморегулирования и его основные элементы
Законы спроса и неценовые факторы рыночного спроса. Закон предложения и
неценовые рыночные предложения. Кривая спроса и предложения.

5
2

Самостоятельная работа обучающихся
1.Ознакомление со школой экономических учений.
2.Ознакомление с типами и моделями экономических систем.
3.Изучение биржи и биржевых сделок.
4.Эластичность спроса. Эластичность предложения.
5.Рыночная цена и точка равновесия.
6.Монополии и монополистические союзы.
7.Проблема неравенства доходов.
8.Кривая Лоренца и индекс Джини.
Раздел. 2. Экономика организации (предприятия)
Тема. 2.1.
Характеристика отрасли и предприятия
Предприятие в условиях рыночной экономики.
Характеристика отрасли и
Организационно-правовые формы предприятия
предприятия

1

6

2

40
2

ОК 01 – ОК 04,
ОК 06, ОК 07, ОК 09–ОК 11,
ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.6,
ПК 3.2,
ЛР1 – ЛР8, ЛР11 – ЛР12
ОК 01 – ОК 04,
ОК 06, ОК 07, ОК 09–ОК 11,
ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.6,
ПК 3.2,
ЛР1 – ЛР8, ЛР11 – ЛР12

ОК 01 – ОК 04,
ОК 06, ОК 07, ОК 09–ОК 11,
ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.6,
ПК 3.2,
ЛР1 – ЛР8, ЛР11 – ЛР12

Тема 2.2.
Земельные ресурсы
предприятия

Земельные ресурсы предприятия
Значение и особенности использования земли в сельском хозяйстве. Состав,
структура и состояние земельных ресурсов. Экономическая эффективность
использования земли и пути ее повышения

2

Тема 2.3.
Основные фонды и
оборотные средства
предприятия

Основные фонды и оборотные средства предприятия
Сущность и значение основных фондов, их структура.
Оборотные средства, их экономическая сущность и состав

6

Практическое занятие
Расчет показателей использования основных фондов и оборотных средств

4

Трудовые ресурсы и эффективность их использования
Понятие и состав трудовых ресурсов, особенности их использования в АПК.
Занятость и безработица. Обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность
их использования.

6

Практическое занятие
Расчет показателей эффективности использования трудовых ресурсов

2

Оплата труда
Понятие оплаты труда, ее сущность и функции.
Принципы формирования заработной платы. Формы оплаты труда

4

Практическое занятие
Расчет показателей и оплаты труда
Начисление оплаты труда

4

Тема 2.4.
Трудовые ресурсы и
эффективность их
использования

Тема 2.5.
Оплата труда

7

ОК 01 – ОК 04,
ОК 06, ОК 07, ОК 09–ОК 11,
ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.6,
ПК 3.2,
ЛР1 – ЛР8, ЛР11 – ЛР12
ОК 01 – ОК 04,
ОК 06, ОК 07, ОК 09–ОК 11,
ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.6,
ПК 3.2,
ЛР1 – ЛР8, ЛР11 – ЛР12
ОК 01 – ОК 04,
ОК 06, ОК 07, ОК 09–ОК 11,
ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.6,
ПК 3.2,
ЛР1 – ЛР8, ЛР11 – ЛР12
ОК 01 – ОК 04,
ОК 06, ОК 07, ОК 09–ОК 11,
ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.6,
ПК 3.2,
ЛР1 – ЛР8, ЛР11 – ЛР12
ОК 01 – ОК 04,
ОК 06, ОК 07, ОК 09–ОК 11,
ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.6,
ПК 3.2,
ЛР1 – ЛР8, ЛР11 – ЛР12
ОК 01 – ОК 04,
ОК 06, ОК 07, ОК 09–ОК 11,
ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.6,
ПК 3.2,
ЛР1 – ЛР8, ЛР11 – ЛР12
ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04,
ОК 06, ОК 07, ОК 09, ОК 10,
ОК 11
ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.6,ПК
3.2

Самостоятельная работа обучающихся
Особенности крестьянских и фермерских хозяйств.
Состояние земельных ресурсов в РФ.
Особенности основных фондов в АПК.
Сезонность как фактор использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве.
Раздел 3. Основы менеджмента
Тема 3.1.
Сущность современного менеджмента
Сущность современного
Сущность и характерные черты современного менеджмента. Цели и задачи
менеджмента
менеджмента. Принципы управления. Объекты и субъекты управления. Функции
менеджмента. Организация и планирование. Контроль и мотивация

10

24
4

Практическое занятие
Модель менеджера компании

2

Тема 3.2.
Типы структур организации

Типы структур организаций
Понятие организации. Законы организации. Типы организационных структур.
Внутренняя и внешняя среда организации

4

Тема 3.3. Методы и стили
руководства

Система методов управления. Стили управления.
Факторы, влияющие на управленческие решения. Этапы принятия управленческих
решений

4

Практическое занятие
Определение внутренней и внешней среды организации на конкретном примере.
Определение стилей руководства.
Использование в профессиональное деятельности приемов делового и
управленческого общения, разбор ситуаций.
Разбор производственных ситуаций.

4

8

ОК 01 – ОК 04,
ОК 06, ОК 07, ОК 09–ОК 11,
ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.6,
ПК 3.2,
ЛР1 – ЛР8, ЛР11 – ЛР12
ОК 01 – ОК 04,
ОК 06, ОК 07, ОК 09–ОК 11,
ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.6,
ПК 3.2,
ЛР1 – ЛР8, ЛР11 – ЛР12
ОК 01 – ОК 04,
ОК 06, ОК 07, ОК 09–ОК 11,
ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.6,
ПК 3.2,
ЛР1 – ЛР8, ЛР11 – ЛР12
ОК 01 – ОК 04,
ОК 06, ОК 07, ОК 09–ОК 11,
ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.6,
ПК 3.2,
ЛР1 – ЛР8, ЛР11 – ЛР12
ОК 01 – ОК 04,
ОК 06, ОК 07, ОК 09–ОК 11,
ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.6,
ПК 3.2,
ЛР1 – ЛР8, ЛР11 – ЛР12

Самостоятельная работа обучающихся
1.Школы менеджмента.
2.Факторы внешней среды организации.
3.Социальная ответственность и этика менеджмента.
4.Социально- психологические отношения в трудовом коллективе.
5.Коммуникация и ее виды в управлении. Этапы коммуникации.
6.Барьеры общения и пути их устранения.
7.Управление конфликтами и стрессами.
8.Управление неформальной организацией.
Раздел 4.Основы маркетинга
Тема 4.1.
Маркетинг как концепция управления
Маркетинг как концепция
Маркетинг и менеджмент. Маркетинговое управление
управления
Функциональная структура маркетинга. Процесс управления маркетингом

6

9
4

Практическое занятие
Определение жизненного цикла товара и задач маркетинга. Анализ ситуации на
рынке товаров и услуг.

4

Самостоятельная работа обучающихся по разделу 4.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
1.Состояние спроса и задачи маркетинга.
2.Принципы сегментирования.
3.Решение о товарной марке и маркировке. Решение об упаковке товара.
4.Ассортиментная политика. Ценовые стратегии в маркетинге.

1

Промежуточная аттестация
Самостоятельная работа
Всего:

18
78

9

ОК 01 – ОК 04,
ОК 06, ОК 07, ОК 09–ОК 11,
ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.6,
ПК 3.2,
ЛР1 – ЛР8, ЛР11 – ЛР12
ОК 01 – ОК 04,
ОК 06, ОК 07, ОК 09–ОК 11,
ПК 1.3, ПК 2.1, ПК 2.6,
ПК 3.2,
ЛР1 – ЛР8, ЛР11 – ЛР12

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины
быть предусмотрены следующие специальные помещения:

должны

Кабинет социально-экономических дисциплин, оснащенный оборудованием:
рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся, плакаты по темам занятий;
техническими средствами обучения: мультимедийный комплекс (проектор, проекционный
экран, ноутбук).

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы

Интернет-ресурсов,

Нормативные документы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) Часть 4. от 18.12.2006 №230-Ф3
[Электронная версия| // СПС КонсультантПлюс.
2. ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-Ф3 [ Электронная версия] // СПС
КонсультантПлюс
3. "О рекламе" ФЗ от 13.03.2006 N 38-ФЗ [Электронная версия] // СПС
КонсультантПлюс.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ [ Электронная
версия] // СПС КонсультантПлюс.

Основные источники:
1. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства.учебник./Н.Я. Коваленко, Ю.И.
Агирбов, Н.А Серова.-ЮРКНИГА, 2018.
2. Слагода В.Г. Основы экономической теории.-М.Форум: Инфра –М,2017.
3. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия):учебник для
ср.спец.учеб.заведений.-М.:Магистр,2018.-255 с.
4. Драчева Е.Л. Менеджмент:учебник./Е.Л. Драчева, Л.И. Юликов.- М.: Академия,2018.
5. Кнышова Е.Н. Менеджмент.учебное пособие.-М.Форум: Инфра –М,2018.
6. Кнышова Е.Н. Маркетинг.учебное пособие.-М.Форум: Инфра –М,2017.
7. Герасимов Б.И. Маркетинг.учебное пособие.-М.Форум: Инфра –М,2018.
8. Жабина, С. Б. Основы экономики, менеджмента и маркетинга в общественном
питании [Электронный ресурс] : учебник / С. Б. Жабина, О. М. Бурдюгова, А. В. Колесова.
– 3-е изд., стер. – Москва : Академия, 2017. – 336 с. - Режим доступа: http://www.academiamoscow.ru/reader/?id=168118.
9. Косьмин, А. Д. Менеджмент [Электронный ресурс] : учебник / А. Д. Косьмин. –
Москва :Академия, 2019. – 208 с. – Режим доступа: http://www.academiamoscow.ru/reader/?id=106719.
10. Барышев А. Ф. Маркетинг [Электронный ресурс] : учебник / А. Ф. Барышев. - 11-е
изд., стер. – Москва : Академия, 2018. - 224 с. - Режим доступа: http://www.academiamoscow.ru/reader/?id=53867.

10

Дополнительные источники:
1. Шевелёва, С. А. Основы экономики и бизнеса [Электронный ресурс] / С. А. Шевелёва,
В.Е. Стогов. - 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юнити-Дана, 2017. - 432 с. – Режим
доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117701.
2. Алексунин, В. А. Маркетинг [Электронный ресурс] : учебник / В. А. Алексунин. –
Москва:
Дашков
и
К,
2018.
—
200
с.
—
Режим
доступа:
http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=70538.
Интернет- ресурсы:

1. Сайт интернет-версии СПС "Консультант-плюс".Форма доступа: www.consultant.ru
2. Электронный ресурс «Наука и техника, экономика и бизнес». Форма доступа:
www.nauki-online.ru/ekonomika
3. Электронно-библиотечная система IPRbooks. Форма доступа: www.iprookshop.ru
4. http://marketingmanual.ru

11

4.КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования,
а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
Знания:
Основные положения
экономической теории.
Принципы рыночной экономики.
Современное состояние и
перспективы развития отрасли.
Роль хозяйствующих субъектов в
рыночной экономике.
Механизмы ценообразования на
продукцию (услуги).
Формы оплаты труда.
Стили управления, виды
коммуникации.
Принципы делового общения в
коллективе.
Управленческий цикл.
Особенности менеджмента в
области механизации сельского
хозяйства.
Сущность, цели, основные принципы и функции
маркетинга, его связь с
менеджментом.
Формы адаптации производства
и сбыта к рыночной ситуации.
Умения:
Рассчитывать основные техникоэкономические
показатели
деятельности организации.
Применять в профессиональной
деятельности приемы делового и
управленческого общения.
Анализировать ситуацию на
рынке товаров и услуг.

Критерии оценки

Методы оценки

В результате освоения учебной
дисциплины
обучающийся
должен знать:
-основные положения
экономической теории;
-принципы рыночной экономики;
-современное состояние и
перспективы развития отрасли;
-роль хозяйствующих субъектов в
рыночной экономике;
-механизмы ценообразования на
продукцию (услуги);
-формы оплаты труда;
-стили управления, виды
коммуникации;
-принципы делового общения в
коллективе;
-управленческий цикл;
-особенности менеджмента в
области механизации сельского
хозяйства;
-сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга,
его связь с менеджментом;
-формы адаптации производства и
сбыта к рыночной ситуации.

-устный
индивидуальный и
фронтальный опрос;
- письменная работа в
форме тестирования,
индивидуальных
заданий,
индивидуальный
опрос;
- устный контроль в
форме дискуссии,
индивидуальный
опрос;
- заполнение таблицы;
- собеседование;
- творческие задания;
- подготовка
стендовых докладов.

В результате освоения учебной
дисциплины
обучающийся
должен уметь:
- рассчитывать основные техникоэкономические
показатели
деятельности организации;
- применять в профессиональной
деятельности приемы делового и
управленческого общения;
- анализировать ситуацию на
рынке товаров и услуг.

Ролевая игра
Ситуационные задачи
Практические задания
Кейс-задания
Индивидуальные
проекты

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».