Основы философии

Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_______________В.В. Маркова
«____» ____________ 202___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 01 «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

Специальность 08.02.08 Монтаж и эксплуатация
оборудования и систем газоснабжения

Рабочая

программа

ФИЛОСОФИИ»

учебной

дисциплины

ОГСЭ.

01

«ОСНОВЫ

разработана на основе Федерального государственного

образовательного стандарта (далее -ФГОС) и примерной программы
среднего профессионального образования (далее - СПО) по специальности
08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
(базовая подготовка).
Организация-разработчик: ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный
колледж»
Разработчики:
Преподаватель

________________

А.В. Ухаботина

Программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии 08.02.08 Монтаж и
эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Протокол № _____ от «____» ___________ 20__ г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» .................................................................................................................... 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ......................................................... 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ..................................... 10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ................. 11

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
1.1. Область применения рабочей программы
Учебная дисциплина ОГСЭ.01 «Основы философии» является обязательной частью
общего гуманитарного и социально-экономического цикла примерной основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.08
Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.
Учебная дисциплина ОГСЭ.01 «Основы философии» обеспечивает формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности СПО 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01 – ОК 06, ОК 09,
ОК 10.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ПК, ОК, ЛР
ОК 01 – ОК
06, ОК 09, ОК
10
ЛР 1- ЛР 8,
ЛР 11- ЛР 12

Умения

Знания

ориентироваться в наиболее общих
философских проблемах бытия,
познания,
ценностей, свободы и смысла жизни
как основе формирования культуры
гражданина и будущего
специалиста

основные категории и понятия
философии;
основы философского учения о
бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и
религиозной картины мира;
условия
формирования
личности,
свободы
и
ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей
среды;
социальные
и
этические
проблемы,
связанные
с
развитием и использованием
достижений науки, техники и
технологий.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы

Объем часов
48

В т.ч. в форме практической подготовки
в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы
практические занятия
курсовая работа (проект)
контрольная работа
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета

46
Не
предусмотрено
Не
предусмотрено
Не
предусмотрено
Не
предусмотрено
Не
предусмотрено
2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в
часах

Раздел 1. Основные идеи истории мировой философии
Тема 1.1 Философия Содержание учебного материала
как
Предмет, задачи и основные проблемы философии. Важнейшие философские учения: онтология,
мировоззренческая
гносеология, социальная философия, философская антропология. Основные направления
система
философии: материализм и идеализм. Методы философии. Функции философии.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема
Содержание учебного материала
1.2 Классическая
Понятие античной философии и основные этапы ее развития. Возникновение первых философских
древне-греческая
школ. Афинская школа философии. Философские взгляды Сократа. Философское учение Платона.
философия
Философское учение Аристотеля
Самостоятельная работа обучающихся
Тема
Содержание учебного материала
1.3 Эллинистическо- Особенности эллинистическо-римской философии. Философские школы раннего эллинизма –
римская философия кинизм. Эпикуреизм. Стоицизм. Философские учения позднего эллинизма – неоплатонизм.
Самостоятельная работа обучающихся

20
2
2

Тема
1.4 Средневековая
философия

Содержание учебного материала
Особенности эпохи и философии. Основные этапы развития: патристика и схоластика. Философское
учение Аврелия Августина. Философское учение Фомы Аквинского.
Самостоятельная работа обучающихся

2
2

Тема 1.5 Философия
Нового времени

Содержание учебного материала
Характеристика эпохи Нового времени. Основные философские идеи. Рост значимости
естествознания и гносеологии. Развитие рационализма. Философские взгляды Р. Декарта.
Философская система Г.В. Лейбница - учение о монадах.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Общая характеристика эпохи Просвещения. Основные философские идеи. Философские взгляды
Вольтера. Учение о праве и государстве Ш. Монтескье. Философское учение Ж.-Ж. Руссо.
Философское учение Д. Дидро.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Основные идеи и представители: И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах.

2
2

Тема 1.6 Философия
Просвещения

Тема 1.7 Немецкая
классическая

Коды компетенций
и личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент

ОК 01 – ОК 06, ОК
09, ОК 10
ЛР 1- ЛР 8, ЛР 11ЛР 12

2
2

ОК 01 – ОК 06, ОК
09, ОК 10
ЛР 1- ЛР 8, ЛР 11ЛР 12

2
2

ОК 01 – ОК 06, ОК
09, ОК 10
ЛР 1- ЛР 8, ЛР 11ЛР 12
ОК 01 – ОК 06, ОК
09, ОК 10
ЛР 1- ЛР 8, ЛР 11ЛР 12
ОК 01 – ОК 06, ОК
09, ОК 10
ЛР 1- ЛР 8, ЛР 11ЛР 12

2
2

ОК 01 – ОК 06, ОК
09, ОК 10
ЛР 1- ЛР 8, ЛР 11ЛР 12

2
2

ОК 01 – ОК 06, ОК

философия

Философское учение И. Канта: вопросы гносеологии, проблема свободы, нравственная философия.
Учение Г. Гегеля о познании бытия. Законы диалектики. Философия истории Г. Гегеля.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема
Содержание учебного материала
1.8 Марксистская
Основные идеи марксисткой философии. Концепция практики К. Маркса. Исторический и
философия
диалектический материализм. Учение К. Маркса о государстве, обществе, общественных
отношениях. Проблемы онтологии и гносеологии. Русский марксизм: Г. Плеханов, П. Струве,
В. Ленин. Развитие марксистской философии в ХХ в.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.9 Русская
Содержание учебного материала
философия XIX Основные идеи русской философии. Философские взгляды Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского.
начала XX вв.
Историософские концепции Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева. Философская система
В.С. Соловьева. Учение о государстве и культуре Н.А. Бердяева.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема
Содержание учебного материала
1.10 Философия
Экзистенциализм как основное философское направление ХХ в.: этапы развития и крупнейшие
Новейшего времени. представители. Философская антропология экзистенциализма. Понимание свободы и
ответственности человека. Отношение к познанию и его формам. Фундаментальная онтология
М. Хайдеггера.
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2 Человек. Сознание. Познание
Тема 2.1 Категория Содержание учебного материала
бытия в философии
Понятие и основные проблемы бытия. Онтология – учение о бытии. Действительность. Процессы,
происходящие в действительности. Объективная и субъективная реальность. Историческая
реальность. Основные формы бытия: бытие вещей, бытие человека, социальное бытие, духовное
бытие.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.2 Проблема
Содержание учебного материала
жизни в философии
Сущность и сфера жизни. Мысли о жизни, смерти и бессмертии в идеалистической и
материалистической философии. Измерения проблемы жизни, смерти и бессмертия. Понимание
жизни и смерти в мировых религиях. Вопрос о смысле жизни.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.3 Человек
Содержание учебного материала
как главная
Философские представления о человеке в античности, Средние века, Новое и Новейшее время.
философская
Теории происхождения человека. Проблема «недостающего звена» и способы ее решения. «Природа
проблема
человека» в концепции Ж.-П. Сарта.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.4 Проблема
Содержание учебного материала
сознания
Понятие и характеристика сознания. Философские уровни решения проблемы сознания. Изучение
сознания в философии: средневековые представления о концепции Нового времени.
Идеалистическое и материалистическое понимание сознания. Материалистическая теория сознания

2
2

09, ОК 10
ЛР 1- ЛР 8, ЛР 11ЛР 12
ОК 01 – ОК 06, ОК
09, ОК 10
ЛР 1- ЛР 8, ЛР 11ЛР 12

2
2

ОК 01 – ОК 06, ОК
09, ОК 10
ЛР 1- ЛР 8, ЛР 11ЛР 12

2
2

ОК 01 – ОК 06, ОК
09, ОК 10
ЛР 1- ЛР 8, ЛР 11ЛР 12

10
2
2

ОК 01 – ОК 06, ОК
09, ОК 10
ЛР 1- ЛР 8, ЛР 11ЛР 12

2
2

ОК 01 – ОК 06, ОК
09, ОК 10
ЛР 1- ЛР 8, ЛР 11ЛР 12

2
2

ОК 01 – ОК 06, ОК
09, ОК 10
ЛР 1- ЛР 8, ЛР 11ЛР 12

2
2

ОК 01 – ОК 06, ОК
09, ОК 10
ЛР 1- ЛР 8, ЛР 11-

К. Маркса. Сознание и бессознательное: К. Маркс и З. Фрейд
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.5 Учение о
Содержание учебного материала
познании
Учение о познании – гносеология. Понятие и характеристика познания. Изучение возможностей
познания в философии: концепции Ф. Бэкона, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса. Агностицизм.
Познание и практика. Функции практики в процессе познания: концепция В.С. Соловьева. Цель
познания. Истина и заблуждение. Виды заблуждений. Признак и критерии истины.
Самостоятельная работа обучающихся
жизнь
человека (наука, религия, культура)
Раздел 3Духовная
Тема 3.1 Философия Содержание учебного материала
и научная картина
Обыденная картина мира. Особенности современного обыденного сознания. Западное и восточное
мира
обыденное сознание. Научная и философская картина мира: концепции И. Ньютона, А. Эйнштейна,
объективистские и субъективистские теории. Отличия между обыденной, научной и философской
картинами мира. Природа как объект философских исследований.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.2 Философия Содержание учебного материала
и религия.
Понимание «философии религии» в широком и узком смысле. Теология как основное учение о Боге.
Мистическая традиция восприятия Бога. Онтологическое, космологическое, волюнтаристское,
телеологическое, психологическое доказательства Бога. Понимание природы Бога в ведущих
религиозных теориях: деизме, пантеизме, дуализме.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.3 Философия Содержание учебного материала
и культура
Понятие «философии культуры», процесс ее возникновения. «Натуралистическая» и «классическая»
модели понимания культуры. Виды культуры. Роль морали в мире культуры. Принципы и нормы
межличностных отношений. Культура и цивилизация: учение о локальных цивилизациях
Н.Я. Данилевского, теория О. Шпенглера о культурно-исторических типах общества. Теория
«культурного плюрализма»: понимание культуры, типы цивилизаций
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 4Социальная жизнь человека
Тема 4.1 Человек и
Содержание учебного материала
общество
Основные идеи социальной философии. Понятие общества и общественных отношений. Черты
социальных связей. Структурные элементы общества: базис и надстройка. Исторические типы
общества: концепции Платона, Г. Гегеля, В. Виндельбанда, Г. Риккерта, М. Вебера. Теория
К. Маркса об общественно-экономических формациях. Теория стадий экономического роста
У Ростоу.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 4.2 Личность и Содержание учебного материала
социальные
Аксиология. Понимание ценностей И. Кантом и Г. Гегелем. Теории ценностей: натуралистический
ценности.
психологизм, аксиологический транцендентализм, персоналистическийонтологизм. «Предметные» и
«субъектные» ценности. Социальный характер ценностей. Иерархия и система ценностей. Высшие
ценности. Восточная и западная системы ценностей.

ЛР 12
2
2

6
2
2

ОК 01 – ОК 06, ОК
09, ОК 10
ЛР 1- ЛР 8, ЛР 11ЛР 12

ОК 01 – ОК 06, ОК
09, ОК 10
ЛР 1- ЛР 8, ЛР 11ЛР 12

2
2

ОК 01 – ОК 06, ОК
09, ОК 10
ЛР 1- ЛР 8, ЛР 11ЛР 12

2
2

ОК 01 – ОК 06, ОК
09, ОК 10
ЛР 1- ЛР 8, ЛР 11ЛР 12

10
2
2

2
2

ОК 01 – ОК 06, ОК
09, ОК 10
ЛР 1- ЛР 8, ЛР 11ЛР 12

ОК 01 – ОК 06, ОК
09, ОК 10
ЛР 1- ЛР 8, ЛР 11ЛР 12

Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Понятие «философия истории». Основные вопросы философии истории. Концепции истории
М. Кондорсе, Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса. Идея исторических закономерностей, прогресса и
регресса. Концепция «осевого времени» К. Ясперса. Истроиико- философское учение А. Тойнби.
Смысл истории в понимании К. Ясперса и А. Тойнби.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 4.4 Философия Содержание учебного материала
и глобальные
Философские оценки современной цивилизации. Тенденции развития мира на рубеже ХХ – ХХI вв.
проблемы
Глобальные политические проблемы. Прогнозы относительно развития современной цивилизации –
концепция Р. Дарендорфа. Угрозы настоящего и будущего: ядерная, демографическая,
экологическая, международный терроризм.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 4.5 Основы
Содержание учебного материала
философского
Семинарское занятие. Вопросы к семинару: действительность и реальность; основные формы бытия;
понимания мира
проблема происхождения человека; понятие и характеристика сознания; материалистическая теория
сознания К. Маркса; понятие и характеристика познания; истина и заблуждение; научная картина
мира; религиозная картина мира; природа как объект философских исследований; философия
культуры: основные концепции; культура и цивилизация; общество и общественные отношения;
социальные ценности и социализация личности; глобальные проблемы современности.
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация
Всего:
Тема 4.3 Философия
и история

2
2

ОК 01 – ОК 06, ОК
09, ОК 10
ЛР 1- ЛР 8, ЛР 11ЛР 12

2
2

ОК 01 – ОК 06, ОК
09, ОК 10
ЛР 1- ЛР 8, ЛР 11ЛР 12

2
2

ОК 01 – ОК 06, ОК
09, ОК 10
ЛР 1- ЛР 8, ЛР 11ЛР 12

2
48

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной
предусмотрены следующие специальные помещения:

дисциплины

должны

быть

Кабинет социально-экономических дисциплин, оснащенный оборудованием:
посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, плакаты с
портретами философов; техническими средствами обучения: мультимедийный комплекс
(проектор, проекционный экран, ноутбук).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Печатные издания

1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. М. Инфра-М,
2020. 480 стр.
2. Губин В.Д. Основы философии: учеб. пособие/ В.Д. Губин. – М.: Инфра – М,
2018, - 288 с.
3. Основы философии : учебное пособие для спо / М. А. Гласер, И. А. Дмитриева,
В. Е. Дмитриев [и др.] ; Под редакцией М. А. Гласер. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург
: Лань, 2021. — 360 с. — ISBN 978-5-8114-7450-9.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1.Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс]. –
Санкт-Петербург, 2010-2019. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/;
2.Издательский центр «Академия» [Электронный ресурс]: сайт. – Москва, 2018. –
Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/;
3.Электронная библиотечная система Издательства «Проспект Науки»
[Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург, 2010-2019. – Режим доступа:
http://www.prospektnauki.ru/ebooks/index-usavm.php;
3.2.3. Дополнительные источники

1. Философский словарь/ под ред. М.М. Розенталя. – 3-е изд. – М.: Гардарика,
2018.- 395 с.
2. Горелов А.А. Основы философии. Учебное пособие для студ. средних проф.
учебных заведений. М. Издательский центр «Академия», 2018.
256 стр.
(с
хрестоматией).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Знания:
Основные категории и
понятия философии
Основы философского учения
о бытии;
Сущность процесса познания
основы научной,
философской и религиозной
картины мира
Условия формирования
личности, свободы и
ответственности за
сохранение жизни, культуры,
окружающей среды;
Социальные и этические
проблемы, связанные с
развитием и использованием
достижений науки, техники и
технологий.
Умения:
Ориентироваться в наиболее
общих философских
проблемах бытия, познания,
ценностей, свободы и смысла
жизни как основе
формирования культуры
гражданина и будущего
специалиста

Перечисляет основные категории
и понятия философии
Демонстрирует владение
основами философских учений,
научной, философской и
религиозной картиной мира

Методы оценки

Контрольная работа.
Самостоятельная
работа.
Защита реферата.
Подготовка и
выступление с
докладом,
сообщением,
презентацией

Рассуждает о социальных и
этических проблемах, связанных
с развитием и использованием
достижений науки, техники и
технологий, современных
концепциях общественного
развития;
Определяет проблемы жизни,
смерти, бессмертия, эвтаназии в
духовном опыте человека.
Ориентируется в наиболее общих Тестирование
философских проблемах бытия,
Опрос
познания, ценностей, свободы
Семинар
и смысла жизни как основе
формирования культуры
гражданина и будущего
специалиста;
Определяет значение философии
как отрасли духовной культуры
для формирования личности,
гражданской позиции и
профессиональных навыков;
Формулирует представление об
истине и смысле жизни;
Имеет точку зрения на решение
мировоззренческих проблемы,
опираясь на знания пост
классической европейской
философии и русской философии


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».