Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В.В. Маркова
«____» _______________ 202___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД. 13 «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»
Специальность 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем
газоснабжения
Форма обучения очная
Рабочая программа учебной дисциплины ОПД. 13 «Формирование
ключевых компетенций цифровой экономики» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС)
по профессии среднего профессионального образования 08.02.08 Монтаж и
эксплуатация оборудования и систем газоснабжения и учебно-методического
комплекса утвержденного от 24 января 2020 г. № 41 «Об утверждении методик
расчета показателей федерального проекта «Кадры для цифровой экономики»
национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»
Разработчик:
Преподаватель
______________
Е. А. Калюта
подпись
Программа
рассмотрена
на
заседании
цикловой
комиссии
специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем
газоснабжения
Протокол № _____ от «____» ___________ 202__ г.
Председатель ПЦК ___________________ / ___________________ /
Подпись
СОДЕРЖАНИЕ
2
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
4
ДИСЦИПЛИНЫ
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
9
ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Рабочая программа учебной дисциплины ОПД. 13 «Формирование ключевых
компетенций цифровой экономики» является частью программы подготовки
специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности
08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения и знания
Код
ПК, ОК, ЛР
ОК 1 – ОК 6, ОК 9ОК 11,
ЛР14-ЛР19
Умения
Знания
- уметь выделять и соотносить
негативные
и
позитивные
факторы
цифровой
трансформации,
определять
степень их воздействия на
макро- и микроэкономические
показатели, на возможности
ведения бизнеса и решение
экологических проблем;
- понимать особенности и
возможности современных и
перспективных
информационнокоммуникационных
технологий,
составляющих
основу цифровой экономики
- знать основные теоретические
подходы к анализу различных
экономических
ситуаций
на
отраслевом
и
макроэкономическом уровне, и
уметь правильно моделировать
ситуацию
с
учетом
технологических, поведенческих,
институционально-правовых
особенностей
цифровой
экономики; - знать специфику
(международную и российскую)
форм
государственного
предпринимательства и
сотрудничества с бизнесом при
формировании
цифровой
экономики
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
36
в т.ч. в форме практической подготовки
в т. ч.:
теоретическое обучение
22
практические занятия
12
Промежуточная аттестация (зачет)
2
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОПД.13 «Формирование ключевых компетенций цифровой экономики»
Наименование
разделов и тем
профессионального
модуля (ПМ),
междисциплинарны
х курсов (МДК)
1
Раздел 1.
Коммуникация и
кооперация в
цифровой среде
Раздел 2.
Саморазвитие в
условиях
неопределенности
Раздел 3.
Креативное
мышление
Раздел 4.
Управление
информацией и
Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа
обучающихся
2
Содержание
1. Основные социальные медиа – каналы
2. Феномены информационного пространства социальных медиа
3. Социальные медиа как источник информации
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 1. Социальные медиа как канал распространения контента
Практическое занятие № 2. Социальные медиа в общественно политических и
культурных процессах.
Содержание
1. Самоактуализация
2. Цифровые образовательные платформы
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 3. Технология самоопределения и саморазвития в ситуации
неопределенности.
Содержание
1. Методы диагностики креативности
2. Креативное мышление. Развитие креативного мышления
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 4. Креативность как образовательный результат.
Содержание
1. Цифровые экосистемы
2. Использование языка «экосистем»
6
Объем в
часах
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
3
10
6
4
2
ПК 3.10 - ПК
3.14, ЛР14-ЛР19
2
6
4
2
ПК 3.10 - ПК
3.14, ЛР14-ЛР19
2
6
4
2
2
6
4
ПК 3.10 - ПК
3.14, ЛР14-ЛР19
ПК 3.10 - ПК
3.14, ЛР14-ЛР19
данными
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 5. Цифровая экосистема: что это такое, особенности ее
восприятия и типичные ошибки
Раздел 5.
Содержание
Критическое
1. Основы системного анализа
мышление в цифровой 2. Базовые принципы и приемы критического мышления
среде
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 6. Модели критического мышления.
Промежуточная аттестация в форме зачета
2
Всего
36
7
2
6
4
2
2
2
ПК 3.10 - ПК
3.14, ЛР14-ЛР19
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет, оснащенный
оборудованием:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект визуальных материалов (печатные репродукции, изображения в
электронном виде, фильмы).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1 Основные печатные издания
1. Т. В. Литвина, Дизайн новых медиа: учебник для вузов М.: Издательство Юрайт,
2018. www.biblioonline.
2. И. А. Брусакова, Теоретическая инноватика: учебник и практикум для
бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2018. www.biblioonline.
3. Л. В. Лапидус, Цифровая экономика: управление электронным бизнесом и
электронной коммерцией: учебник М.: ИНФРА-М, 2018.
4. В. Д. Маркова, Цифровая экономика: учебник М.: ИНФРА-М, 2019.
5. О.И. Донцова, С. А., Логвинов, Инновационная экономика: стратегия и
инструменты формирования: учеб. пособие М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2018.
6. Л. К. Терещенко, В. И., Лафитский, Технопарки в инфраструктуре
инновационного развития: Монография М.: НИЦ ИНФРА-М, ИзиСП, 2017.
3.2.2. Дополнительные источники
1. Сологубова, Г. С. Составляющие цифровой трансформации: монография М.:
Юрайт, 2018.
2. Берёза, Н.В. Рынок информационных услуг: современные тенденции и
перспективы развития: монография Москва: Директ- Медиа, 2016.
3. Иващенко Н.П. Экономика инноваций: Учебное пособие М.:Эк. Ф-т МГУ, 2016.
3.2.3. Интернет-ресурсы:
- официальный сервер органов государственной власти Российской Федерации:
http://www.gov.ru
- банк России: http://www.cbr.ru
- министерство Финансов РФ: http://www.minfin.ru
- министерство экономического развития: http://www.economy.gov.ru/minec/main
- институт научной информации по общественным наукам РАН: http://www.inion.ru
- российская государственная библиотека: http://www.rsl.ru.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
8
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Знает основные виды финансово- Использовать программное - устный опрос
экономических
рисков, обеспечение
в - тестирование
- проверочная работа
сопутствующие
деятельности профессиональной
хозяйствующего субъекта.
деятельности; применять - решение задач
и - экспертная оценка
Знает
основы
построения компьютерные
выполнения
системы управления рисками. телекоммуникационные
практических занятий
работать
с - зачет
Может
определять средства;
потенциальное
воздействие информационными
рисков
на
результаты справочно-правовыми
деятельности
хозяйствующего системами; использовать
субъекта,
готов
принимать прикладные программы в
решения по построению системы профессиональной
владеть
управления рисками в целях деятельности;
постановки
снижения
вероятности навыками
выявленных
рисков
или управленческих целей и
в
сфере
величины возможного ущерба. задач
Принятые решения отличаются профессиональной
взвешенностью. Может решать деятельности для принятия
типовые
задачи управленческих решений
на основе экономических
профессиональной
знаний
использовать
направленности.
локальных
и
Знает способы компьютерной ресурсы
обработки данных и результатов, глобальных
методы и модели исследования информационных сетей.
практической
реализации
макромоделей
экономики,
основные
понятия
алгоритмизации
и
программирования, современные
технологии
разработки
программного обеспечения.
Умеет
определять
характер эволюцию развития в
Например: Оценка
взаимоотношений
инвесторов, системе информационной
результатов
поставщиков,
заемщиков
и экономики;
выполнения
финансовых посредников, давать основные правила и
практической работы
оценку современным процессам методы работы с пакетами Экспертное
социально-экономического
прикладных программ;
наблюдение за ходом
развития,
умеет
выявлять влияние цифровой
выполнения
основные
направления экономики на организацию практической работы
финансового
обеспечения рыночных отношений;
инновационного развития на понятие правовой
различных уровнях, выстраивать информации как среды
прогнозы
социально- информационной системы;
экономического развития на назначение, возможности,
9
различных уровнях. Студент
может самостоятельно рассчитать
финансово-экономические
результаты и оценить их.
Самостоятельно
провести
исследование сделать выводы. В
случае необходимости, может
принять
обоснованные
финансовые
решения,
направленные на инновационное
развитие организаций. Умеет
определять
критическое
мышление
характеризующее
построение
логических
умозаключений,
создание
согласованных между собой
логических моделей и принятие
обоснованных решений. Умеет
интерпретировать
полученные
результаты,
предлагать
рекомендации в соответствие с
поставленной
задачей
оптимальных
решений
в
макроэкономике, использовать
языки программирования для
разработки
прикладных
программ,
использовать
процедуры и функции для работы
с файлами при разработке
прикладных
программ,
самостоятельно
разрабатывать
программное обеспечение баз
данных, баз знаний и экспертных
систем на языках VisualBasic и
VisualProlog.
структуру, принцип
работы информационных
справочно-правовых
систем;
меры, механизмы и
средства защиты
информации;
возможности сетевых
технологий работы с
информацией;
стратегия развития
информационного
общества в Российской
Федерации.
10