Общие сведения об инженерных сетях территорий и зданий (2 курс)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»
«Утверждаю»
Зам. директора по учебной работе
________________________
«_____»_____________20

г.

Рабочая программа дисциплины
ОПД.05 «Общие сведения об инженерных сетях территорий и зданий»
по специальности среднего профессионального образования
08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
уровень образования: основное образование

Форма обучения
очная

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация
зданий и сооружений»

Организация-разработчик:
строительный колледж»

ГБПОУ

РМ

«Ковылкинский

аграрно-

Разработчик: Котяшова В .В - преподаватель специальных дисциплин

Рабочая программа одобрена на заседании цикловой комиссии
________________________________________________________
от «____»____________20

г., протокол №_______

Председатель ПЦК---------------------------/----------------------------/

1. Паспорт рабочей программы ОПД. 05 «Общие сведения об инженерных сетях
территорий и зданий»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Общие сведения об инженерных сетях территорий и зданий»
является обязательной частью Общепрофессионального цикла примерной основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.01
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Учебная дисциплина «Общие сведения об инженерных сетях территорий и зданий»
обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам
деятельности ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и
сооружений.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ПК и ОК:
ПК 2.1 Выполнять подготовительные работы на строительной площадке;
ПК 2.4 Осуществлять мероприятия по контролю качества выполняемых работ и
расходуемых материалов;
ПК 3.5 Обеспечивать соблюдение требований охраны труда, безопасности и
защиту окружающей среды при выполнении строительно-монтажных, в том числе
отделочных работ, ремонтных работ и работ по реконструкции и эксплуатации
строительных объектов;
ПК 4.2 Выполнять мероприятия по технической эксплуатации конструкций и
инженерного оборудования зданий.
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности
применительно к различным контекстам.
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой
для выполнения профессиональной деятельности.
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного
контекста.
ОК 06. Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
Умения
Знания
ПК, ОК
читать чертежи и схемы
ОК 01− основные принципы организации и
инженерных
сетей
ОК 10;
инженерной подготовки территории;
ПК 2.1,
− назначение и принципиальные схемы
ПК 2.4,
инженерно - технических систем зданий
ПК 3.5,
и территорий поселений;
ПК 4.2
− энергоснабжение
зданий
и
поселений;
− системы вентиляции зданий.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы

64

в том числе:
теоретическое обучение

50

практические занятия

12

Самостоятельная работа

-

Промежуточная аттестация – зачет

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
Содержание учебного материала и
разделов и тем
формы организации деятельности
обучающихся

1
2
Тема 1. Инженерное Содержание учебного материала
благоустройство
1. Общие сведения об организации
территорий
территории поселения
Общие
требования
к
градостроительной оценке природных
условий
территорий
поселения,
критерии
оценки
степени
ее
благоприятности.
Функциональнопланировочная структура поселения,
зонирование территорий, принципы
расположения видов территорий по
отношению к руслам рек, розе ветров.

Тема 2.
Инженерные сети и
оборудование
территорий
поселений

Понятие
инженерной
подготовки
территорий, мероприятия инженерной
подготовки: общие и специальные.
Инженерная защита территории.
В том числе практических занятий и
лабораторных работ
Самостоятельная работа
обучающихся
Содержание учебного материала
1. Общие понятия об инженерных
сетях поселений
Инженерные сети, их виды и
классификация. Внутренние и внешние
инженерные
сети.
Принципы
размещения инженерных сетей.
2.Подземные коммуникации
Общие
сведения
о
подземных
коммуникациях.
Принципы
размещения и способы прокладки
подземных коммуникаций.
3.Инженерная подготовка территорий
поселений.

Коды
Объем
компетенций,
в
формированию
часах
которых
способствует
элемент
программы
3
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09, ОК 10
ПК 2.1,
ПК 2.4,
ПК 3.5,
2
ПК 4.2

-

8

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09, ОК10,
ПК 2.1,
ПК 2.4,
ПК 3.5,
ПК 4.2

Тема 3.
Водоснабжение и
водоотведение
поселений

Тема 4.
Теплоснабжение
поселений и зданий

Изучение рельефа, его использование.
Городские
улицы
и
дороги.
Поперечные профили улиц.
В том числе практических занятий
и лабораторных работ
Практическое занятие №1.Условные
обозначения инженерных сетей на
планах и схемах
Самостоятельная
работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1. Водоснабжение поселений
Источники
водоснабжения.
Водозаборные
сооружения.
Водоподъемные устройства. Очистка и
обеззараживание воды. Водонапорные
башни и резервуары.
2. Водоснабжение зданий
Системы и схемы водоснабжения.
Элементы внутреннего водопровода.
Противопожарные водопроводы.
3. Водоотведения зданий
Классификация сточных вод и системы
канализации. Очистка сточных вод
Системы
хозяйственно-бытовой
канализации.
.4. Внутренний водосток с покрытий.
Устройство внутреннего водостока,
водоприемные воронки, размещение на
крышах.
5. Водоотведение поселений
Устройство и оборудование наружной
канализационной
сети.
Способы
трассировки уличных сетей, глубина
их заложения. Очистка сточных вод.
Организация стока поверхностных вод.
Санитарная очистка поселений.
В том числе практических занятий
и лабораторных работ
Практическое занятие №2.Основы
проектирования водопроводной сети.
Практическое занятие №3.Основы
проектирования канализационной сети
Самостоятельная
работа обучающихся:
Содержание учебного материала
1. Теплоснабжение поселений
Источники тепла. Тепловые сети.
Устройство и оборудование тепловой

2
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08,
ОК 09, ОК 10
ПК 2.1,
ПК 2.4,
ПК 3.5,
ПК 4.2

14

4
2
2
-

14

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08

сети.
2. Топливо его виды. Процесс
горения.
3. Передача теплоты через наружные
ограждения
здания.
Передача
теплоты
теплопроводностью,
конвекцией, излучением
.4.Теплопотери
через
наружные
ограждения.
Расчет
площади
ограждений.
Дополнительные
теплопотери.
Расчетные температуры.
5.Основные схемы отопления зданий
Системы отопления, их
классификация. Элементы систем
отопления.
6.Отопительные приборы
Нагревательные приборы, их виды
Запорно-регулирующая арматура.
В том числе, практических занятий
и лабораторных работ
Практическое
занятие
№4.Рассмотрение
принципиальных
схем теплоснабжения поселения.
Самостоятельная
работа обучающихся:
Содержание учебного материала

ОК 09, ОК 10
ПК 2.1,
ПК 2.4,
ПК 3.5,
ПК 4.2

2
2

-

Тема 5.
Вентиляция и
кондиционирование 1.Классификация систем вентиляции.
зданий
Естественная вентиляция: канальная и
бесканальная.
2.Механическая вентиляция: местная и
общеобменная.
Кондиционирование
воздуха.
В том числе, практических занятий
и лабораторных работ
Практическое занятие №5.Системы
вентиляции.

6

Самостоятельная
работа обучающихся:
Содержание учебного материала
Система газоснабжения поселений.
Газопроводные
сети.
Газораспределительные
станции.
Внутреннее
устройство

-

Тема
6. Газоснабжение
поселений и зданий

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08
ОК 09, ОК 10
ПК 2.1,
ПК 2.4,
ПК 3.5,
ПК 4.2

2

4

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08

Тема 7.
Электроснабжение
поселений и зданий

газоснабжение
зданий.
Бытовые
газовые приборы и установки.
В том числе, практических занятий
и лабораторных работ
Практическое
занятие
№6.Рассмотрение
принципиальных
схем газоснабжения поселений и
зданий.
Самостоятельная
работа обучающихся:
Содержание учебного материала
Общие
сведения
о
системах
электроснабжения
объектов.
Напряжение электрических сетей.
Потребители электрических нагрузок.
В том числе, практических занятий
и лабораторных работ

2
2

ОК 09, ОК 10
ПК 2.1,
ПК 2.4,
ПК 3.5,
ПК 4.2

-

2

-

Самостоятельная
работа обучающихся:

-

Зачет

2

Всего

64

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04,
ОК 05, ОК 06,
ОК 07, ОК 08
ОК 09, ОК 10
ПК 2.1,
ПК 2.4,
ПК 3.5,
ПК 4.2

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Инженерных сетей территорий и зданий» оснащённый оборудованием:
-посадочные места по количеству обучающихся (столы, стулья по числу посадочных
мест;
- рабочее место преподавателя (стол, стул);
-техническими средствами обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением,
- электронная база нормативной строительной документации;
- мультимедиа проектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Николаевская И.А. Инженерные сети и оборудование территорий, зданий и
стройплощадок/ И.А. Николаевская. -7-е изд., переработанное. - М.: ИЦ «Академия»,
2014г.-256с.
3.2.3 Электронные ресурсы
1. http: // www.window.edu.ru Единое окно доступа к образовательным ресурсам
2. https://www.c-o-k.ru Журнал Сантехника, Отопление, Кондиционирование
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Николаевская И.А. Благоустройство территорий: учебное пособие для студ.
сред. проф. образования/ И.А. Николаевская. - 5-е изд., стер. - М.: ИЦ «Академия», 2012г.272с.
2.
Методические рекомендации по практическим работам по учебной
дисциплине «Общие сведения об инженерных системах».
3.
Методические рекомендации по самостоятельным работам по учебной
дисциплине «Общие сведения об инженерных системах».

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения
(освоенные умения,
усвоенные знания)
Умения:
- читать чертежи и схемы
инженерных сетей и
оборудования зданий;

Критерии оценки

Знания:
- назначение и
принципиальные схемы
инженерно-технических
систем зданий и территорий
поселений;
- основы расчета
водоснабжения и
канализации;
- энергоснабжение зданий и
поселений;
- системы вентиляции зданий.

- объясняет
назначение и вид
принципиальных
схем
инженернотехнических систем
зданий и
территорий
поселений;
-демонстрирует
понимание основ
расчетов
водоснабжения и
канализации;
- представляет
общие принципы
энергоснабжения
зданий и поселений;
-описывает системы
вентиляции зданий

- демонстрирует
точность и скорость
работы с чертежами
и планами
инженерных сетей и
оборудования зданий

Методы оценки

Решение ситуационных задач.
Решение практикоориентированных заданий.
Экспертная оценка по
результатам наблюдения за
деятельностью студента
в процессе освоения учебной
дисциплины.
Оценка выполненных
результатов практических
работ.
Решение ситуационных задач.
Решение практикоориентированных заданий.
Тестирование.
Фронтальный опрос.
Экспертная оценка по
результатам наблюдения за
деятельностью студента
в процессе освоения учебной
дисциплины.
Оценка выполненных
результатов практических
работ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».