Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В.В. Маркова
«____» _______________ 202___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН
Специальность 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Форма обучения очная
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности
среднего профессионального образования (далее СПО) 54.02.01 Дизайн (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1391, зарегистрирован
Минюстом России 24.11.2014г. №34861), входящей в укрупнённую группу специальностей 54.00.00 «Изобразительное и прикладные виды искусств».
Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»
Разработчик:
Преподаватель
________________
В.С. Додон
Подпись
Программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Протокол № _____ от «____» ___________ 202__ г.
Председатель ПЦК
___________________
Подпись
2
/ ___________________ /
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
15
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
17
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
19
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
22
ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ
74
1.
2.
5.
6.
7.
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11. Графический дизайн
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС специальности
СПО 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)» (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 54.00.00 «Изобразительное и прикладные виды искусств».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке работников в
области дизайна при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт
работы не требуется.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки
специалистов среднего звена:
Входит в профессиональный цикл, относится к общепрофессиональным
дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
− проводить проектный анализ для разработки дизайн-проектов;
− разрабатывать концепцию проекта;
− выбирать графические средства в соответствии с тематикой и задачами
проекта;
− выполнять эскизы в соответствии с тематикой проекта;
− реализовывать творческие идеи в макете;
− создавать целостную композицию на плоскости, в объеме и пространстве, применяя известные способы построения и формообразования;
4
− использовать преобразующие методы стилизации и трансформации для
создания новых форм;
− создавать цветовое единство в композиции по законам колористики;
− создавать логотипы в различных вариантах;
− применять фирменный стиль на различных носителях;
− В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
− теоретические основы композиционного построения в графическом и в
объемно-пространственном дизайне;
− законы формообразования;
− законы создания цветовой гармонии;
− терминологию изготовления печатной продукции;
− виды и материалы печатной продукции;
− систематизирующие методы формообразования;
− преобразующие методы формообразования;
− технологию изготовления продукта;
− требования к созданию логотипа;
− этапы создания фирменного стиля;
− порядок составления брендбука, гайдлайна, катгайда.
В результате освоения учебной дисциплины должны актуализироваться
профессиональные, общие компетенции и личностные результаты:
ПК 1.1. Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов.
ПК 1.2. Осуществлять процесс дизайнерского проектирования с учетом современных тенденций в области дизайна.
ПК 1.3. Производить расчеты технико-экономического обоснования предлагаемого проекта.
ПК 1.4. Разрабатывать колористическое решение дизайн-проекта.
ПК 1.5. Выполнять эскизы с использованием различных графических средств и
приемов.
5
ПК В.1.5. Создавать эскизы логотипов в соответствии с требованиями к ним и
оформлять сопроводительную документацию фирменного стиля.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и не-стандартных ситуациях и нести
за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование ин-формации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно - коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.
6
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
в т.ч. в форме практической подготовки
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме зачета
7
Объем
часов
153
102
32
68
51
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Графический дизайн»
Объём
часов
Коды компетенций, формированию
которых способствует элемент программы
1
2
Раздел 1.Основы графического дизайна
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
1 Введение в понятие графический дизайн. История и развитие фирменного стиля.
Графический дизайн: понятие, Самостоятельная работа обучающихся
история, задачи, основные сти- Подготовка рефератов по теме: «Задачи фирменного стиля», «Основные этапы разли и направления
работки», «Стили в корпоративном дизайне».
Подбор иллюстраций различных стилей корпоративного дизайна.
3
6
2
2
4
4
ПК1.1-ПК1.5,
ОК1-ОК10,
ЛР10
Раздел 2. Графические редакторы
44
10
2
ПК1.1-ПК1.5,
ОК1-ОК10,
ЛР10
Наименование
разделов и тем
Тема 2.1.
Растровая графика
Adobe Photoshop
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1 Изучение программы Adobe PhotoShop. Способы выделения областей изображения.Работа со слоями. Работа с текстом в Adobe PhotoShop.
Практические занятия.
№1. Работа с инструментами выделения.
№2. Работа с градиентом. Создание узоров.
№3. Работа с параметрами инструмента «Кисть».
№4. Работа с галереей фильтров.
Самостоятельная работа обучающихся.
Использование инструментов коррекции изображения. Способы тонирования изображений. Ретуширование фотографий. Виды каналов. Создание и сохранение аль-
8
8
4
Тема 2.2.
Векторная графика
Adobe Illustrator
Тема 2.3.
Компьютерная вёрстка
Adobe InDesign
фа-каналов. Использование маски слоя. Векторные возможности Adobe Photoshop.
Формирование художественных эффектов текста.
Содержание учебного материала
1 Особенности интерфейса Adobe Illustrator. Преобразование объектов. Инструменты свободного рисования. Работа с кривыми. Работа с текстом. Способы
окрашивания объектов. Работа с растровыми изображениями. Работа со слоями.
Практические занятия.
№5. Настройка интерфейса программы.
№6. Создание простых фигур, логотипов, эмблем.
№7. Создание сложных фигур.
№8. Работа с криволинейным сегментов.
№9. Работа с текстом.
Самостоятельная работа обучающихся.
Работа с обтравочной маской и маской непрозрачности. Создание объемных изображений.
Содержание учебного материала
1 Интерфейс InDesing. Классификация, создание и изменение элементов.
Работа со страницами документа. Слои. Импортирование и экспортирование
текстовых файлов. Форматирование символов и абзацев. Моделирование объектов .Специальные методы. Табуляция и таблицы. Оформление формул. Работа с
графическими объектами. Создание иллюстраций. Создание и применение цветов. Печать публикации.
Практические занятия.
№10. Создание различных форм текстовых и графических фреймов.
№11. Размещение текста и графики во фреймы.
№12. Оформление эпиграфа, примечания, аннотаций. Буквицы.
№13. Цветной и оттененный текст. Книжная верстка. Заставки и концовки. Вывод
на печать.
Самостоятельная работа обучающихся.
Создание цветов и их оттенков, создание градиента, направление градиента.
Создание различных объектов. Комбинирование и моделирование объектов. Создание и редактирование таблиц, правильное их заверстывание в текст. Журнальная
9
12
2
ПК1.1-ПК1.5,
ОК1-ОК10,
ЛР10
10
4
10
2
8
4
ПК1.1-ПК1.5,
ОК1-ОК10,
ЛР10
верстка. Заверстка иллюстраций. Оформление текста в несколько колонок. Вывод
на печать. Газетная верстка, работа с многоколонным текстом. Оформление рекламы. Работа со слоями и цветом.
Раздел 3. Композиция в графическом дизайне
Содержание учебного материала
Тема 3.1.
1 Основы формальной композиции.
Композиция в графическом
Практические занятия.
дизайне
№14. Анализ основных композиционных схем логотипа.
№15. Работа с композиционными схемами логотипов.
Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовка презентации по теме: «Средства формальной композиции», «Свойства
и законы композиции».
Содержание учебного материала
Тема 3.2.
1 Типографика в графическом дизайне. Инструменты и средства в типографике.
Типографика
Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовка презентации по теме.
Содержание учебного материала
Тема 3.3.
1 История развития письменности. Элементы шрифта. Гарнитуры шрифта. ОдноШрифт. Образ шрифта
строчная шрифтовая композиция. Двухстрочная шрифтовая композиция. Цвет
шрифтовой композиции
Практические занятия.
№16. Разработка логотипа на основе различных шрифтов
Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовка презентации по теме. Создание шрифтовой композиции.
Содержание учебного материала
Тема 3.4.
1 Форма. Графический прием.
Форма. Графический прием.
Практические занятия.
Стилизация формы
№17. Разработка логотипов на основе стилизации.
Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовка презентации по теме. Подбор иллюстраций для стилизации.
Содержание учебного материала
10
59
6
2
4
ПК1.1-ПК1.5,
ОК1-ОК10,
ЛР10
2
2
2
2
ПК1.1-ПК1.5,
ОК1-ОК10,
ЛР10
4
2
ПК1.1-ПК1.5,
ОК1-ОК10,
ЛР10
2
2
4
2
2
ПК1.1-ПК1.5,
ОК1-ОК10,
ЛР10
2
4
ПК1.1-ПК1.5,
Тема 3.5.
1 Принципы построения шрифтового логотипа. Принципы построения комбиниПринципы построения логотипа
рованного логотипа.
Практические занятия.
№18. Принципы построения комбинированного логотипа.
Самостоятельная работа обучающихся.
Создание шрифтового логотипа для кадастрового центра. Создание комбинированного логотипа для кадастрового центра.
Содержание учебного материала
Тема 3.6.
1 Изобразительные знаки и символы.
Изобразительные знаки
Практические занятия.
№19. Создание комбинированного изобразительного знака.
Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовка презентации по теме: «Виды изобразительных знаков», «Композиция
изобразительных знаков».
Содержание учебного материала
Тема 3.7.
Практические занятия.
Основные и дополнительные
№20. Создание основных элементов фирменного стиля в программе Adobe
элементы фирменного стиля
Illustrator.
№21. Разработка дополнительных элементов фирменного стиля в программе Adobe
Illustrator.
Самостоятельная работа обучающихся.
Создание основных элементов фирменного стиля в программе Adobe Illustrator. Создание рекламного персонажа в программе Adobe Illustrator.
Содержание учебного материала
Тема 3.8.
1 Цвет в фирменном стиле.
Цвет в фирменном стиле
Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовка презентации по теме.
Содержание учебного материала
Тема 3.9.
1 Пропорции и золотое сечение в дизайне. Композиционные схемы «малых» форм
Композиционные схемы «мана основе «золотого сечения». Композиционные схемы «больших» форм на ослых» и «больших» форм
нове «золотого сечения».
11
2
ОК1-ОК10,
ЛР10
2
3
4
2
2
ПК1.1-ПК1.5,
ОК1-ОК10,
ЛР10
4
4
4
ПК1.1-ПК1.5,
ОК1-ОК10,
ЛР10
4
2
2
2
ПК1.1-ПК1.5,
ОК1-ОК10,
ЛР10
6
2
ПК1.1-ПК1.5,
ОК1-ОК10,
ЛР10
Практические занятия.
№22. Создание тонового и цветового композиционного анализа логотипов.
№23. Работа с композиционными схемами на основе «золотого сечения» на примере визитных карточек.
Самостоятельная работа обучающихся.
Анализ логотипов.
Раздел 4. Разработка полного пакета фирменного стиля
Содержание учебного материала
Тема 4.1.
1 Брендбук. Особенности создания. Guideline. Cut guide. Их характеристики. ТоРазработка полного пакета
варный знак. Основные понятия и определения. Разновидности товарного знака.
фирменного стиля
Практические занятия.
№24. Разработка концепции фирменного стиля.
№25. Создание логотипа и фирменного стиля.
Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовка презентации по теме. Создание логотипа для организации.
Содержание учебного материала
Тема 4.2.
1 Наружная реклама и ее классификация. Транзитная реклама. Выставки, презенНаружная реклама и ее
тации.
классификация
Практические занятия.
№26. Создание макета для рекламного щита (билборда). Создание рекламного щита.
№27. Оформление витрин.
№28. Оформление стендов. Создание стенда.
Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовка презентации по теме. Обработка иллюстраций для рекламного щита.
Сделать фотографии рекламного щита. Создание проекта оформления витрины для
магазина одежды. Подготовка стенда к юбилею известного художника. Разработка
графических элементов для витрины и стенда.
Содержание учебного материала
Тема 4.3.
1 Печатная реклама и ее элементы. Особенности составления и оформления элеПечатная реклама и ее элеменментов печатной рекламы. Специфика создания рекламного текста. Правила со12
4
2
44
6
ПК1.1-ПК1.5,
ОК1-ОК10,
ЛР10
4
4
8
2
ПК1.1-ПК1.5,
ОК1-ОК10,
ЛР10
6
4
8
2
ПК1.1-ПК1.5,
ОК1-ОК10,
ЛР10
ты
Тема 4.4.
Книжное оформление
Тема 4.5.
Упаковка товаров и товарная
этикетка
здания эффективного текста. Система отбора слов в рекламный текст.
2 Создание слогана для рекламной кампании. Составление рекламного текста.
Практические занятия.
№29. Создание рекламной фирменной листовки.
№30. Экспозиция работ.
Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовка презентации по теме. Поиск неточностей и ошибок в рекламных
текстах. Создание слогана для общества книголюбов.
Содержание учебного материала
Практические занятия.
№31. Художественное оформление обложки книги в программе Adobe InDesign .
Форзац и его художественное оформление. Дизайн титульного листа. Оформление
начальной страницы.
№32. Полосная иллюстрация в книге. Оформление концевой страницы книги.
Самостоятельная работа обучающихся.
Подготовка презентации по теме.
Содержание учебного материала
Практические занятия
№33. Жесткая упаковка из картона. Упаковка для парфюма. Упаковка для кондитерских изделий. Упаковка для бакалейных товаров.
№34. Этикетка для фармацевтических товаров. Этикетка для продуктов питания.
Этикетка для бытовых товаров.
Зачетное занятие
Всего:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
13
2
4
2
4
4
ПК1.1-ПК1.5,
ОК1-ОК10,
ЛР10
2
6
4
2
153
ПК1.1-ПК1.5,
ОК1-ОК10,
ЛР10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Графический дизайн».
Оборудование учебного кабинета:
- автоматизированные рабочие места обучающихся;
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект справочной и нормативной документации;
- информационные стенды;
- наглядные пособия по основным разделам курса;
- методические пособия для проведения практических занятий;
- программное обеспечение.
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор;
- мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания
по основным разделам курса;
- средства телекоммуникации;
- принтер, плоттер.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- Моноблоки HP ENVY 23-d102er TouchSmart All-in-One;
- Графические планшеты Wacom Intuos Pen & Touch M-size (CTH-680SRUPL);
- Сервер Xeon 30002 Xeon 3000/74 G/RAID 5 (3x250) 500 G;
- Сетевой коммутатор D-Link 10/100 16-port DES-1016D;
- Интернет-центр ZyXEL Keenetic III с точкой доступа Wi-Fi 802.11n 300
Мбит/с, коммутатором Ethernet и многофункциональным хостом USB;
- Экран, проектор Epson EB-X18 LCD.
14
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Веркман К. Товарные знаки: создание, психология, восприятие. Пер. с
англ. – М., 2011. – 520 с.
Ёлочкин М.Е. и др.
Дизайн-проектирование (композиция, макетиро-
вание, современные концепции в искусстве). –М., 2015.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М., 2010.
Розенсон И. Основы теории дизайна. — СПб.: Питер, 2011.
Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие. – М.,
2012.
Интернет-ресурсы:
1. www.adme.ru – Портал о рекламе и дизайне.
2. www.kak.ru – Журнал о графическом дизайне.
3. www.rastudent.ru – Портал для юных специалистов в области маркетинговых коммуникаций.
4. www.rosdesign.com – Дизайн: история, теория, практика.
5. www.sostav.ru – Портал о рекламе и маркетинге.
15
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения,
Формы и методы контроля и оценки реусвоенные знания)
зультатов обучения
Умения:
проводить проектный анализ для разработки Выполнение и защита практических работ.
дизайн-проектов
Отчеты по самостоятельным работам.
разрабатывать концепцию проекта
Выполнение и защита практических работ.
Отчеты по самостоятельным работам.
выбирать графические средства в соответ- Выполнение и защита практических работ.
ствии с тематикой и задачами проекта;
Отчеты по самостоятельным работам.
выполнять эскизы в соответствии с темати- Выполнение и защита практических работ.
кой проекта
Отчеты по самостоятельным работам.
реализовывать творческие идеи в макете
Выполнение и защита практических работ.
Отчеты по самостоятельным работам.
создавать целостную композицию на плоско- Выполнение и защита практических работ.
сти, в объеме и пространстве, применяя из- Отчеты по самостоятельным работам.
вестные способы построения и формообразования
использовать преобразующие методы стили- Выполнение и защита практических работ.
зации и трансформации для создания новых Отчеты по самостоятельным работам.
форм
создавать цветовое единство в композиции Выполнение и защита практических работ.
по законам колористики
Отчеты по самостоятельным работам.
создавать логотипы в различных вариантах;
Выполнение и защита практических работ.
применять фирменный стиль на различных Отчеты по самостоятельным работам.
носителях
Знания:
теоретические основы композиционного по- Выполнение и защита практических работ.
строения в графическом и в объемно- Отчеты по самостоятельным работам.
пространственном дизайне
законы формообразования
Выполнение и защита практических работ.
Отчеты по самостоятельным работам.
законы создания цветовой гармонии
Выполнение и защита практических работ.
Отчеты по самостоятельным работам.
терминологию изготовления печатной про- Выполнение и защита практических работ.
дукции
Отчеты по самостоятельным работам.
виды и материалы печатной продукции
Выполнение и защита практических работ.
Отчеты по самостоятельным работам.
систематизирующие методы формообразова- Выполнение и защита практических работ.
ния
Отчеты по самостоятельным работам.
преобразующие методы формообразования
Выполнение и защита практических работ.
Отчеты по самостоятельным работам.
16
технологию изготовления продукта
Выполнение и защита практических работ.
Отчеты по самостоятельным работам.
требования к созданию логотипа
Выполнение и защита практических работ.
Отчеты по самостоятельным работам.
этапы создания фирменного стиля
Выполнение и защита практических работ.
Отчеты по самостоятельным работам.
порядок составления брендбука, гайдлайна, Выполнение и защита практических работ.
катгайда.
Отчеты по самостоятельным работам.
17
5. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
ПК 1.1. Проводить предпроектный анализ для
разработки дизайнпроектов.
ПК 1.2. Осуществлять
процесс дизайнерского
проектирования с учетом
современных тенденций
в области дизайна.
ПК 1.3. Производить
расчеты техникоэкономического обоснования предлагаемого
проекта.
ПК 1.4. Разрабатывать
колористическое решение дизайн-проекта.
ПК 1.5. Выполнять эскизы с использованием
различных графических
средств и приемов.
ПК В.1.5. Создавать эскизы логотипов в соответствии с требованиями
к ним и оформлять сопроводительную документацию фирменного
стиля.
Основные показатели результатов подготовки
- проводить проектный анализ для
разработки дизайн-проектов;
- разрабатывать концепцию проекта.
- умение использовать в профессиональной деятельности знания о закономерностях построения;
- умение использовать в профессиональной деятельности знания о
формах и особенностях ее восприятия;
- выбирать графические средства в
соответствии с тематикой и задачами проекта;
- реализовывать творческие идеи в
макете;
- производить расчет техникоэкономического обоснования проекта.
- создавать цветовое единство в
композиции по законам колористики.
- выполнять эскизы в соответствии
с тематикой проекта.
- создавать логотипы в различных
вариантах;
- применять фирменный стиль на
различных носителях.
18
Формы и методы контроля
Устный опрос (фронтальный, индивидуальный), контрольная работа, терминологический диктант, оценка
внеаудиторной самостоятельной работы,
тест-контроль. Практическая работа, индивидуальное задание, устный опрос, аудиторная
работа по индивидуальным заданиям с применением ресурса «Интернет»;
Результаты
(освоенные общекультурные компетенции)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать
собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать
информацию с использованием информационно коммуникационных технологий
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу
членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно
определять задачи про-
Основные показатели результатов подготовки
- осознание и понимание социальной значимости выбранной профессии;
- проявление активности, интереса
при формировании знаний и умений
по дисциплине
- предоставление результатов практических, самостоятельных работ;
- решать грамотно, эффективно и
качественно поставленные профессиональные задачи
- демонстрация способности принимать решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести за
них ответственность.
- самостоятельное осуществление
поиска необходимой информации,
используя различные виды источников, в т.ч. электронные;
- нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач;
- использование информационнокоммуникационных технологий в
профессиональной деятельности;
- использование электронных и Интернет-ресурсов.
- умение работать в коллективе, с
потребителями.
- активное и систематическое участие в профессионально значимых
мероприятиях (конференциях, проектах);
- выполнение самоанализа и коррекции собственной деятельности
на основании достигнутых результатов;
- анализирование инноваций в области профессиональной деятель19
Формы и методы контроля
Устный опрос (фронтальный, индивидуальный), контрольная работа, терминологический диктант, оценка
внеаудиторной самостоятельной работы,
тест-контроль. Практическая работа, индивидуальное задание, устный опрос, аудиторная
работа по индивидуальным заданиям с применением ресурса «Интернет»;
фессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в
условиях частой смены
технологий в профессиональной деятельности.
ности; - осваивает программы, необходимые для профессиональной
деятельности
- анализирование технологий деятельности в области профессиональной деятельности; - осваивает
новые приемы и способы обработки
рекламной информации
20
6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
6.1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине
№ Контролируемые разделы (темы)
п/п дисциплины
(результаты по разделам)
1.
2.
Тема 1.1. Графический дизайн:
понятие, история, задачи, осноные стили и направления
Тема 2.1. Растровая графика
Adobe Photoshop
Код контролируемой
компетенции (или её
части) / и ее формулировка – по желанию
ОК1-ОК9
Наименование оценочного средства
ОК1-ОК9, ПК 1.4, 1.5
Устный опрос, реферат,
практические работы:
№1, №2, №3, №4, самостоятельная работа студентов
Устный опрос, реферат,
практические работы:
№5, №6, №7, №8, №9 самостоятельная работа
студентов
Устный опрос, реферат,
практические работы:
№10, №11, №12, №13,
самостоятельная работа
студентов
Устный опрос, реферат,
практические работы:
№14, №15
Устный опрос, реферат
3.
Тема 2.2. Векторная графика
Adobe Illustrator
ОК1-ОК9, ПК 1.4, 1.5
4.
Тема 2.3. Компьютерная вёрстка
Adobe InDesign
ОК1-ОК9, ПК 1.4, 1.5
5.
Тема 3.1. Композиция в графическом дизайне
ОК1-ОК6, ПК 1.1, 1.2,
1.4, 1.5
6.
Тема 3.2. Типографика
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
ОК1-ОК6, ПК 1.1, 1.2,
1.4, 1.5
Тема 3.3. Шрифт. Образ шрифта ОК1-ОК6, ПК 1.1, 1.2,
1.4, 1.5
Тема 3.4. Форма. Графический
ОК1-ОК6, ПК 1.1, 1.2,
прием. Стилизация формы
1.4, 1.5
Тема 3.5. Принципы построения ОК1-ОК6, ПК 1.1, 1.2,
логотипа
1.3, 1.4, 1.5, ПК В 1.5
Тема 3.6. Изобразительные знаки ОК1-ОК6, ПК 1.1, 1.2,
1.4, 1.5
Тема 3.7. Основные и дополниОК1-ОК6, ПК 1.1, 1.2,
тельные элементы фирменного
1.4, 1.5
стиля
Тема 3.8. Цвет в фирменном сти- ОК1-ОК6, ПК 1.1, 1.2,
ле
1.4, 1.5
Тема 3.9. Композиционные схеОК1-ОК6, ПК 1.1, 1.2,
мы «малых» и «больших» форм
1.4, 1.5
14. Тема 4.1. Разработка полного
пакета фирменного стиля
ОК1-ОК6, ПК 1.1, 1.2,
1.3, 1.4, 1.5, ПК В 1.5
21
Устный опрос, реферат
Устный опрос, реферат,
практическая работа №16
Устный опрос, реферат,
практическая работа №17
Устный опрос, практическая работа №18
Устный опрос, реферат,
практическая работа №19
Практические работы:
№20, №21, самостоятельная работа студентов
Устный опрос, реферат
Устный опрос, реферат,
практические работы:
№22, №23, самостоятельная работа студентов
Устный опрос, реферат,
практические работы:
№ Контролируемые разделы (темы)
п/п дисциплины
(результаты по разделам)
Код контролируемой
компетенции (или её
части) / и ее формулировка – по желанию
15. Тема 4.2. Наружная реклама и ее
классификация
ОК1-ОК6, ПК 1.1, 1.2,
1.3, 1.4, 1.5
16. Тема 4.3. Печатная реклама и ее
элементы
ОК1-ОК6, ПК 1.1, 1.2,
1.3, 1.4, 1.5
17. Тема 4.4. Книжное оформление
ОК1-ОК6, ПК 1.1, 1.2,
1.3, 1.4, 1.5
ОК1-ОК6, ПК 1.1, 1.2,
1.3, 1.4, 1.5
ОК1-ОК6, ПК 1.1, 1.2,
1.3, 1.4, 1.5
18. Тема 4.5. Упаковка товаров
19. Тема 4.6. Товарная этикетка
Наименование оценочного средства
№24, №25, самостоятельная работа студентов
Устный опрос, реферат,
практические работы:
№26, №27, №28, самостоятельная работа студентов
Устный опрос, реферат,
практические работы:
№29, №30, самостоятельная работа студентов
Реферат, практические
работы: №31, №32
Реферат, практические
работы: №33, №34
Устный опрос, реферат
6.2. Типовые контрольные задания или иные материалы
6.2.1 зачет
- типовые вопросы (задания)
1. Назовите первоначальные значения англоязычного понятия «дизайн»?
2. Что такое дизайн?
3. В чем заключается природа дизайна?
4. Какие факторы способствовали возникновению дизайна?
5. Какие науки определяют область необходимых знаний дизайнераграфика? Приведите примеры.
6. Приведите примеры первых графических объектов, имеющих утилитарное назначение.
7. Каким образом потребности человека и общества влияют на дизайнерскую деятельность?
8. Почему процесс самоопределения графического дизайна носит длительный характер?
22
9. Что способствовало развитию потребности в создании графических дизайн-объектов?
10. О чем свидетельствует появление плаката как средства визуальной информации?
11. Назовите социокультурные факторы развития графического дизайна.
12. Каким образом объекты дизайн-графики манипулируют массовым сознанием?
13. Почему именно реклама представляет собой наиболее развивающееся
направление графического дизайна?
14. Охарактеризуйте коммуникативную функцию дизайна рекламы.
15. В чем состоит задача графического или визуального дизайна?
16. Что представляет собой процесс визуализации культуры?
17. Приведите примеры использования объектов графического дизайна в
различных областях массовой информации.
18. В чем заключается креативность мышления дизайнера-графика?
19. Как вы понимаете определение дизайнера-графика как «визуального
интерпретатора»?
20. Какую роль в рекламном дизайне играет эстетическая форма?
21. Назовите социокультурные функции графического дизайна?
22. Охарактеризуйте класс трехмерных объектов графического дизайна на
основании типологии по типу изобразительной поверхности.
23. Охарактеризуйте класс двухмерных объектов графического дизайна на
основании типологии по типу изобразительной поверхности.
24. Приведите примеры объёмно- пространственной композиции, в которой структурным элементом является рекламная дизайн-графика.
25. Приведите примеры глубинно- пространственной композиции, в которой структурным элементом является рекламная дизайн-графика.
26. В чём заключаются особенности восприятия человеком графической
композиции.
27. Какие композиционные средства обеспечивают целостность объекта.
23
28. В чём заключается принцип доминанты.
29. Какое значение для композиционной организации имеет принцип соподчиненности.
30. Что такое "контраст" и "нюанс"
31. Каковы функции цвета в рекламе.
32. Каким образом материалы, используемые в композиции влияют на её
выразительность.
33. Что такое товарный знак, назовите этапы его создания.
34. Перечислите виды товарных знаков.
35. Какие требования предъявляют к товарному знаку.
36. Перечислите пути создания товарного знака.
37. Что представляет собой деловая графика.
38. Что такое фотографика.
39. Что такое типографика.
40. Что такое шрифт.
Перечень практических работ для промежуточной аттестации
1. Работа с инструментами выделения.
2. Работа с градиентом. Создание узоров.
3. Работа с параметрами инструмента «Кисть».
4. Работа с галереей фильтров.
5. Настройка интерфейса программы.
6. Создание простых фигур, логотипов, эмблем.
7. Создание сложных фигур.
8. Работа с криволинейным сегментов.
9. Работа с текстом.
10. Создание различных форм текстовых и графических фреймов.
11. Размещение текста и графики во фреймы.
12. Оформление эпиграфа, примечания, аннотаций. Буквицы.
24
13. Цветной и оттененный текст. Книжная верстка. Заставки и концовки.
Вывод на печать.
14. Анализ основных композиционных схем логотипа.
15. Работа с композиционными схемами логотипов.
16. Разработка логотипа на основе различных шрифтов.
17. Разработка логотипов на основе стилизации.
18. Принципы построения комбинированного логотипа.
19. Создание комбинированного изобразительного знака.
20. Создание основных элементов фирменного стиля в программе Adobe
Illustrator.
21. Разработка дополнительных элементов фирменного стиля в программе
Adobe Illustrator.
22. Создание тонового и цветового композиционного анализа логотипов.
23. Работа с композиционными схемами на основе «золотого сечения» на
примере визитных карточек.
24. Разработка концепции фирменного стиля.
25. Создание логотипа и фирменного стиля.
26. Создание макета для рекламного щита (билборда). Создание рекламного щита.
27. Оформление витрин.
28. Оформление стендов. Создание стенда.
29. Создание рекламной фирменной листовки.
30. Экспозиция работ.
31. Художественное оформление обложки книги в программе Adobe
InDesign . Фор-зац и его художественное оформление. Дизайн титульного листа. Оформление началь-ной страницы.
32. Полосная иллюстрация в книге. Оформление концевой страницы книги.
33. Жесткая упаковка из картона. Комбинированная упаковка – тетра-пак
и другие аналоги
25
34. Упаковка для парфюма Упаковка ля кондитерских изделий. Упаковка
для бака-лейных товаров.
- критерии оценивания компетенций (результатов)
При оценке знаний на дифференцированном зачете учитывается:
– правильность и осознанность изложения содержания ответа на вопросы, полнота раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления и трактовки общенаучных и специальных терминов;
– степень сформированности интеллектуальных и научных способностей
экзаменуемого;
– самостоятельность ответа;
– речевая грамотность и логическая последовательность ответа.
Оценка «отлично»:
– полно раскрыто содержание вопросов в объеме программы и рекомендованной литературы;
– четко и правильно даны определения и раскрыто содержание концептуальных понятий, закономерностей, корректно использованы научные
термины;
– для доказательства использованы различные теоретические знания, выводы из наблюдений и опытов;
– ответ самостоятельный, исчерпывающий, без наводящих дополнительных вопросов, с опорой на знания, приобретенные в процессе специализации по выбранному направлению информатики.
Оценка «хорошо»:
– раскрыто основное содержание вопросов;
– в основном правильно даны определения понятий и использованы
научные термины;
– ответ самостоятельный;
– определения понятий неполные, допущены нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных
26
терминов или в выводах и обобщениях, исправляемые по дополнительным вопросам экзаменаторов.
Оценка «удовлетворительно»:
– усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;
– определение понятий недостаточно четкое;
– не использованы в качестве доказательства выводы из наблюдений и
опытов или допущены ошибки при их изложении;
– допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Оценка «неудовлетворительно»:
– ответ неправильный, не раскрыто основное содержание программного
материала;
– не даны ответы на вспомогательные вопросы экзаменаторов;
– допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании
терминологии.
- описание шкалы оценивания
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с
универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов)
91 ÷ 100
71 ÷ 90
61 ÷ 70
менее 60
Качественная оценка индивидуальных
образовательных достижений
балл (отметка)
вербальный аналог
5
отлично
4
хорошо
3
удовлетворительно
2
неудовлетворительно
6.2.2. Наименование оценочного средства
27
Комплект контрольно-измерительных материалов для текущего контроля
Тематика заданий текущего контроля
Текущий контроль осуществляется в виде семинаров и решения практических задач. В ходе данного контроля оценивается степень понимания студентом лекционного материала, его подходы к решению тех или иных профессиональных вопросов.
№
1
Наименования раздела
дисциплины
Основы графического дизайна
2
Графические редакторы
3
Композиция в графическом
дизайне
4
Разработка полного пакета
фирменного стиля
Средства текущего контроля
Устный опрос, составление
тематического глоссария
Устный опрос;
составление тематического
глоссария; выполнение учебных индивидуальных и
групповых заданий в ходе
практических занятий;
подготовка графических материалов;
контрольная работа
Устный опрос;
составление тематического
глоссария; выполнение учебных индивидуальных и
групповых заданий в ходе
практических занятий;
подготовка графических материалов;
контрольная работа
Устный опрос;
составление тематического
глоссария; выполнение учебных индивидуальных и групповых заданий в ходе практических занятий
Самопроверка студентов может быть осуществлена по следующим вопросам:
1. В чем состоят особенности работы дизайнера?
2. Назовите содержание полного пакета фирменного стиля?
3.Что изучает типографика?
28
Примерные задания к контрольным работам
Вариант 1. Создайте развертку комбинированной упаковки тетра-пак.
Вариант 2. Дизайн фирменного стиля компании (проектирование компонент брэнд-бук).
Вариант 3. Пропорции и золотое сечение в дизайне.
Критерии оценки практического задания
Отметка «5»: работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий: проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдает правила техники безопасности, в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ
ошибок.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 1-2 мелких погрешностей или 2-3 недочетов, исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину, допущены 1-2 погрешности или одна грубая ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) грубые ошибки в ходе работы, которые
учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Критерии оценки устного ответа:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если он полно, правильно излагает содержание вопроса, хорошо знает терминологию, полно отвечает на дополнительные вопросы.
- оценка «хорошо» - хорошо знает основной материал, но отвечает сбивчиво, допускает неточности в экономической терминологии и в ответе на дополнительные вопросы.
- оценка «удовлетворительно» - имеет только основы экономических знаний, затрудняется отвечать на дополнительные и уточняющие вопросы.
- оценка «неудовлетворительно» - имеет неполные знания основного материала, допускает грубые ошибки при ответе, отвечает на дополнительные вопросы не полно.
ТЕСТЫ
1) Диагностирующий контроль
Проведение тестирования
Примеры тестовых заданий
Вопрос 1: Позволяет ли Photoshop ввести в изображение текст, набранный
в текстовом
редакторе?
29
a. Да
b. Нет
Вопрос 2: Можно ли совместно перемещать связанные слои?
a. Нет
b. Да
Вопрос 3: Допускает ли Adobe Photoshop редактировать введенный в изображение
текст?
a. Да
b. Нет
Вопрос 4: Какому цвету соответствует выделенная на рисунке информация
палитры
Info?
a. Белому
b. Черному
c. Красному
Вопрос 5. Цветокорректирование – это…
a. Разделение цветного изображения с помощью светофильтров на отдельные
одноцветные равномасштабные изображения.
b. Психологически точное воспроизведение на оттиске цветов и цветовых
оттенков
оригинала.
c. Изменение цветового содержания изображения оригинала в соответствии с
9
требованиями заказчика.
Вопрос 6. Цветопередача – это …
a. Психологически точное воспроизведение на оттиске цветов и цветовых
оттенков
оригинала.
b. Изменение цветового содержания изображения оригинала в соответствии с
требованиями заказчика.
c. Разделение цветного изображения с помощью светофильтров на отдельные
одноцветные равномасштабные изображения.
Вопрос 7. Цифровое изображение – это …
30
a. Модель реального или синтезированного изображения, хранящаяся на
машинном носителе в виде совокупности цифровых кодов.
b. Неделимый прямоугольный элемент растровой модели, параметры которого
описывают соответствующий изображения.
Вопрос 8. Для сохранения обычных масштабируемых шрифтов типа True
Type
предназначен векторный файловый формат …
a. *.ttf
b. *.wmf
c. *.vsd
d. *.emf
Вопрос 9. При создании видеоклипов используется векторный файловый
формат...
a. *.swf
b. *.ttf
c. *.vsd
d. *.wmf
e. *.emf
Вопрос 10. Векторный файловый формат, представляющий собой язык
векторной
графики, предназначенный для печати на плоттерах - …
a. *.hpgl
b. *.eps
c. *.ppt
d. *.pdf
Критерии оценки тестов:
Критерии оценки выполнения тестового задания обучающихся по 5 балльной системе
При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала:
Неудовлетворительно. Выполнено менее 50 % предложенных заданий ;
Удовлетворительно. Выполнено не менее 50 % предложенных заданий ;
Хорошо. Выполнено не менее 70 % предложенных заданий;
Отлично. Выполнено не менее 90 % предложенных заданий.
31
7. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ
7.1. Перечень образовательных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине
В целях реализации компетентносного подхода используются в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучения
Образовательный процесс базируется на модели смешанного обучения, которая помогает эффективно сочетать традиционные формы обучения и новые
технологии.
При обучении графическому дизайну используются следующие образовательные технологии:
- технология коммуникативного обучения – направлена на формирование
коммуникативной компетентности обучающихся;
- технология разноуровневого (дифференцированного) обучения – предполагает осуществление познавательной деятельности обучающихся с учетом их
индивидуальных способностей, возможностей и интересов;
- технология модульного обучения – предусматривает деление содержания
дисциплины на достаточно автономные разделы (модули), интегрированные в
общий курс;
- информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - расширяют
рамки образовательного процесса, повышая его практическую направленность,
способствуют интенсификации самостоятельной работы обучающихся и повышению познавательной активности.
К ИКТ относятся:
32
- интернет -технологии – предоставляют широкие возможности для поиска
информации, разработки индивидуальных проектов, выполнения самостоятельной работы.
- технология индивидуализации обучения – помогает реализовывать личностно-ориентированный подход, учитывая индивидуальные особенности и потребности обучающихся;
- технология тестирования – используется для контроля уровня усвоения
дисциплины в рамках модуля на определенном этапе обучения.
- проектная технология – ориентирована на моделирование социального
взаимодействия обучающихся с целью решения задачи, которая определяется в
рамках профессиональной подготовки.
- технология обучения в сотрудничестве – реализует идею взаимного обучения, осуществляя как индивидуальную, так и коллективную ответственность
за решение учебных задач.
- технология развития критического мышления – способствует формированию разносторонней личности, способной критически относиться к информации, умению отбирать информацию для решения поставленной задачи.
Составитель (Разработчик):
Додон Валентина Сергеевна преподаватель спец дисциплин
33