Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В.В. Маркова
«____» _______________ 202___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Специальность 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)».
Форма обучения очная
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.07 «Безопасность
жизнедеятельности» разработана в соответствии с
федеральным
государственным образовательным стандартом среднего профессионального
образования и с учетом примерной основной образовательной программы по
специальности 54.02.01 «Дизайн ( по отраслям)».
Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»
Разработчик:
Преподаватель
________________
Н.К. Акулина
Подпись
Программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии
специальности 54.02.01 «Дизайн ( по отраслям)».
Протокол № _____ от «____» ___________ 202__ г.
Председатель ПЦК
___________________
Подпись
/ ___________________ /
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ...................3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ...........................................5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………..13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ..14
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в обще
профессиональный цикл.
1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины.
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
ПК, ОК, ЛР
ОК1-ОК9
ПК1.1 – ПК1.5
ПК2.1 – ПК2.4
ПК3.1 – ПК3.2
ПК4.1 – ПК4.3
ЛР14 – ЛР19
Умения
Знания
организовывать и проводить
мероприятия по защите
работающих и населения от
негативных воздействий
чрезвычайных ситуаций;
предпринимать
профилактические меры для
снижения уровня опасностей
различного вида и их
последствий в
профессиональной
деятельности и быту;
использовать средства
индивидуальной и
коллективной защиты от
оружия массового
поражения;
применять первичные
средства пожаротушения;
ориентироваться в перечне
военно-учетных
специальностей и
самостоятельно определять
среди них родственные
полученной специальности;
применять
профессиональные знания в
ходе исполнения
обязанностей военной
службы на воинских
должностях в соответствии с
полученной специальностью;
владеть способами
бесконфликтного общения и
принципы обеспечения
устойчивости объектов
экономики, прогнозирования
развития событий и оценки
последствий при
техногенных чрезвычайных
ситуациях и стихийных
явлениях, в том числе в
условиях противодействия
терроризму как серьезной
угрозе национальной
безопасности России;
основные виды
потенциальных опасностей и
их последствия в
профессиональной
деятельности и быту,
принципы снижения
вероятности их реализации;
основы военной службы и
обороны государства; задачи
и основные мероприятия
гражданской обороны;
способы защиты населения
от оружия массового
поражения; меры пожарной
безопасности и правила
безопасного поведения при
пожарах; организацию и
порядок призыва граждан на
военную службу и
поступления на нее в
добровольном порядке;
основные виды вооружения,
саморегуляции в
повседневной деятельности и
экстремальных условиях
военной службы; оказывать
первую помощь
пострадавшим;
военной техники и
специального снаряжения,
состоящих на вооружении
(оснащении) воинских
подразделений, в которых
имеются военно-учетные
специальности, родственные
специальностям СПО;
область применения
получаемых
профессиональных знаний
при исполнении
обязанностей военной
службы; порядок и правила
оказания первой помощи
пострадавшим.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
Объем
часов
105
в т.ч. в форме практической подготовки
в том числе:
теоретическое обучение
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
26
42
35
Промежуточная аттестация в форме зачета
2
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.07 «Безопасность
жизнедеятельности»
Наименование разделов и
тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
1
2
Раздел 1.Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения
3
54
Тема 1.1. Чрезвычайные Содержание учебного материала
ситуации мирного и
1
Введение. Содержание дисциплины БЖ. Общие сведения о ЧС.
военного времени
2
Причины аварии и катастроф на объектах экономики.
3
Химические опасные объекты.
Практические занятия
4
Практическое занятие №1 «Радиационные опасные объекты»
5
Практическое занятие №2 «Пожаро-взрывоопасные объекты».
6
Практическое занятие №3 «Ядерное оружие».
7
Практическое занятие №4 «Химическое оружие».
24
2
2
2
Практическое занятие №5 «Организация хранения и использования
СИЗ».
Самостоятельная работа обучающихся
Оформление плана-конспекта
Подготовка рефератов по темам: Природные ЧС; Техногенные ЧС
Работа с дополнительной литературой
2
Содержание учебного материала
9
Понятие устойчивости производства в условиях ЧС.
Практические занятия
9
2
8
Тема 1.2.
2
2
2
2
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК1 - ОК9,
ПК1.1 - ПК1.3
ПК2.1 - ПК2.5
ПК3.1-ПК3.5
ЛР 14-ЛР19
8
ОК1 - ОК9,
ПК1.1 - ПК1.3
Практическое занятие №6 Пути и способы повышения устойчивости
объектов экономики.
11
Практическое занятие №7 «Оценка устойчивости инженерно –
технического комплекса объектов экономики»
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка рефератов по темам: Терроризм как основная социальная
опасность современности
Работа с дополнительной литературой
2
Содержание учебного материала
12
Единая государственная система предупреждения и действий в
чрезвычайных ситуациях. Её организация и основные задачи.
Практические занятия
Практическое занятие №8 «Правила заполнения и поведения в
13
противорадиационных укрытиях».
Самостоятельная работа обучающихся
Оформление плана-конспекта.
6
2
Содержание учебного материала
Практические занятия
14
Практическое занятие №8 Назначение задач Гражданской обороны.
Структура и задачи ГО. Невоенизированные формирования ГО.
Самостоятельная работа обучающихся
Оформление плана-конспекта.
3
Содержание учебного материала
Практические занятия
15
Практическое занятие №9 Организация проведения аварийноспасательных работ в зонах ЧС.
3
10
Тема 1.3. Организация
защиты и
жизнеобеспечения
населения в условиях
ЧС
Тема 1.4. Назначение
ГО, ее структура и
задачи по защите
населения от
опасностей,
возникающих при
ведении военных
действий или
вследствие этих
действий
Тема 1.5.
Содержание и
организация
мероприятий по
2
ПК2.1 - ПК2.5
ПК3.1-ПК3.5
ЛР 14-ЛР19
3
2
ОК1 - ОК9,
ПК1.1 - ПК1.3
ПК2.1 - ПК2.5
ПК3.1-ПК3.5
ЛР 14-ЛР19
2
2
ОК1 - ОК9,
ПК1.1 - ПК1.3
ПК2.1 - ПК2.5
ПК3.1-ПК3.5
ЛР 14-ЛР19
1
2
ОК1 - ОК9,
ПК1.1 - ПК1.3
ПК2.1 - ПК2.5
ПК3.1-ПК3.5
ЛР 14-ЛР19
локализации и
ликвидации ЧС
Тема 1.6. Средства
защиты
Тема 1.7.
Правовые нормативы
организационные
основы обеспечения
БЖД
Тема 2.1. Основы
обороны государства
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение индивидуального задания.
Содержание учебного материала
Практические занятия
16
Практическое занятие №10 Средства индивидуальной защиты (СИЗ).
Коллективные средства защиты.
17
Практическое занятие №11 «Правила использования средств защиты
органов дыхания»
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение индивидуального задания.Работа с дополнительной
литературой.
Содержание учебного материала
18
Управление охраной окружающей среды. Нормативные и
организационные основы БЖД.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой.
Раздел 2.
Основы военной службы.
Содержание учебного материала
19
Обеспечение военной безопасности РФ.
Практические занятия
20
Практическое занятие №12 Воинская обязанность. Воинский учет.
21
Практическое занятие №13 Призыв на военную службу.
Прохождение военный службы.
22
Практическое занятие №14 «Анализ общих правил и обязанностей
военнослужащих».
23
Практическое занятие №15 «Анализ основных положений ФЗ «Об
обороне»».
24
Практическое занятие №16 «Определение основных направлений
государственной политики в области обороны».
1
6
2
2
2
3
2
ОК1 - ОК9,
ПК1.1 - ПК1.3
ПК2.1 - ПК2.5
ПК3.1-ПК3.5
ЛР 14-ЛР19
ОК1 - ОК9,
ПК1.1 - ПК1.3
ПК2.1 - ПК2.5
ПК3.1-ПК3.5
ЛР 14-ЛР19
1
36
21
2
2
2
2
2
2
ОК1 - ОК9,
ПК1.1 - ПК1.3
ПК2.1 - ПК2.5
ПК3.1-ПК3.5
ЛР 14-ЛР19
Практическое занятие №17 «Анализ статей раздела 6 ФЗ «О
воинской обязанности и военной службы»»
Самостоятельная работа обучающихся
Рефераты: Политические права военнослужащих. Социальноэкономические права. Личные права военнослужащих. Национальная
безопасность РФ.
Работа с дополнительной литературой.
Содержание учебного материала
26
История создания Вооруженных сил России. Реформы Вооруженных
сил. Функции и задачи современных Вооруженных сил. Руководство
и управление. Организационная структура Вооруженных сил России.
2
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с дополнительной литературой.
1
3
2
25
Тема 2.2. Вооруженные
силы Российской
Федерации
Тема 2.3. Боевые
традиции Вооруженных
сил России
Тема 2.4. Символы
воинской чести
Тема 2.5. Особенности
военной службы.
Содержание учебного материала
27
Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности
частей и подразделений. Воинская честь.
7
3
2
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка и написание рефератов:
Войсковое товарищество и коллективизм. Верность боевому знамени части,
военно-морскому флагу корабля.
1
Содержание учебного материала
28
Ритуалы Вооруженных сил России. Символы воинской чести:
государственный герб, государственный флаг, государственный
гимн, боевое знамя, военная форма одежды, военно-морской флаг,
воинские звания.
3
2
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка и написание рефератов Ритуал приведения к военной присяге.
Ритуал вручения боевого знамени. Презентация «Боевые награды в
Российской армии»
Содержание учебного материала
Практические занятия
29
Практическое занятие №18 Правовые основы военной службы.
1
6
2
ОК1 - ОК9,
ПК1.1 - ПК1.3
ПК2.1 - ПК2.5
ПК3.1-ПК3.5
ЛР 14-ЛР19
ОК1 - ОК9,
ПК1.1 - ПК1.3
ПК2.1 - ПК2.5
ПК3.1-ПК3.5
ЛР 14-ЛР19
ОК1 - ОК9,
ПК1.1 - ПК1.3
ПК2.1 - ПК2.5
ПК3.1-ПК3.5
ЛР 14-ЛР19
ОК1 - ОК9,
ПК1.1 - ПК1.3
ПК2.1 - ПК2.5
Общевойсковые уставы. Прохождение военной службы по
контракту.
30
Практическое занятие №19 Виды юридической ответственности
военнослужащих.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни
Тема 3.1. Основы
здорового образа жизни
как условие сохранения
здоровья человека и
общества
Итого:
Содержание учебного материала
31
Факторы, формирующие здоровье и факторы, разрушающие
здоровье.
Практические занятия
32
Практическое занятие №20 «Наложение резинового жгута»
33
Практическое занятие №21 «Наложение транспортной шины на
плечевую кость». "Первая медицинская помощь при ранениях".
34
Практическое занятие №22 «Искусственный массаж сердца».
35
Зачетное занятие.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой.
ПК3.1-ПК3.5
ЛР 14-ЛР19
2
2
15
2
2
2
2
2
5
105
ОК1 - ОК9,
ПК1.1 - ПК1.3
ПК2.1 - ПК2.5
ПК3.1-ПК3.5
ЛР 14-ЛР19
2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
3.1. Требования к материально–техническому обеспечению.
Для реализация программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» требует
наличия учебного кабинета и технических средств обучения.
Оборудование учебного кабинета:
• посадочные места по количеству обучающихся;
• рабочее место преподавателя;
• учебники;
• таблицы;
• плакаты;
• дидактические материалы;
• комплект учебно-методических материалов.
Технические средства обучения:
• компьютер с лицензионным программным обеспечением и
мультимедиа проектор.
4.2.
Информационное обеспечение обучения.
1. Ю.М. Соломенцева Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие для СПО; – М.:
Высш. Шк., 2018, - 310с.
2. Охрана труда в образовательных учреждениях. Сборник законодательных
и
нормативных, правовых актов по охране труда»; УПЦ «Талант» - 2018, - 431с
3. В.В Марков, В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н Вангородский. Основы безопасности
жизнедеятельности: учебник 11 класс; – М. : Дрофа 2018.
4. Хван Т.А., Хван П.А Основы безопасности жизнедеятельности. . Серия “ Учебники и
учебные пособия”. Ростов н/Д : “Феникс”, 2018.
5. Смирнов А.Т., Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие; - М.: Дрофа
2020.-176 с.
6. В.А. Васнев, С.А. Чиненный Методические материалы и документы: книга для учителя;
Просвещение, 2018.- 202 с.
7. Э.А. Арустамов, Н.В. Гуськов
Безопасность жизнедеятельности. Учебник для
студентов средних учебных заведений– М.: Издательский центр “Академия”, 2017.- 187 с.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Армия государства Российского и защита Отечества/ под общ. Ред. В.В Смирнова –
М.: Просвещение, 2017.- 220 с.
2. Безопасность жизнедеятельности. Практические занятия: Учебное пособие для
среднего профессионального образования/ И.Г. Гетия, В.Н. Елец и др. – М.: Колос,
ИПРСПО, 2017.- 96 с.
3. Латчук В.Н., Миронов С.К. Терроризм и безопасность человека: учебнометодическое пособие.- М.: Дрофа, 2017.-104 с.
4. Петров М.И. Комментарии к федеральному закону “О воинской обязанности и
военной службе” (постатейный). – М.: ЗАО Юстицинформ, 2017.- 552 с.
Интернет-ресурсы
1. http://kuhta.clan.su
2. http://www.school-obz.org
3. http://0bj.ru/
4. http://www.ampe.ru/web/guest/russian
5.http://anty-crim.boxmail.biz
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 «Безопасность жизнедеятельности»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и
групповых заданий, практических работ.
Результаты обучения
Знания:
-принципы обеспечения
устойчивости объектов экономики,
прогнозирования развития событий
и оценки последствий при
техногенных чрезвычайных
ситуациях и стихийных явлениях, в
том числе в условиях
противодействия терроризму как
серьезной угрозе национальной
безопасности России;
-основные виды потенциальных
опасностей и их последствия в
профессиональной деятельности и
быту, принципы снижения
вероятности их реализации;
-основы военной службы и
обороны государства;
-задачи и основные мероприятия
гражданской обороны; способы
защиты населения от оружия
массового поражения;
-меры пожарной безопасности и
правила безопасного поведения
при пожарах;
-организацию и порядок призыва
граждан на военную службу и
поступления на нее в
добровольном порядке;
-основные виды вооружения,
военной техники и специального
снаряжения, состоящих на
вооружении (оснащении) воинских
подразделений, в которых имеются
военно-учетные специальности,
родственные специальностям СПО;
-область применения получаемых
профессиональных знаний при
исполнении обязанностей военной
службы;
-порядок и правила оказания
Критерии оценки
принципов
обеспечения устойчивости
объектов экономики,
прогнозирования развития
событий и оценки
последствий при
техногенных чрезвычайных
ситуациях и стихийных
явлениях, в том числе в
условиях противодействия
терроризму как серьезной
угрозе национальной
безопасности России;
Методы оценки
Индивидуальный:
контроль
выполнения
работ,
контроль
выполнения
индивидуальных и
творческих заданий.
Оценка в рамках текущего
контроля
результатов
деятельности,
обучающихся
при
выполнении:
-внеаудиторных
самостоятельных работ
первой помощи пострадавшим.
Умения:
организовывать и проводить
мероприятия по защите
работающих и населения от
негативных воздействий
чрезвычайных ситуаций;
предпринимать
профилактические меры для
снижения уровня опасностей
различного вида и их
последствий в
профессиональной
деятельности и быту;
использовать средства
индивидуальной и
коллективной защиты от
оружия массового поражения;
применять первичные средства
пожаротушения;
ориентироваться в перечне
военно-учетных
специальностей и
самостоятельно определять
среди них родственные
полученной специальности;
применять профессиональные
знания в ходе исполнения
обязанностей военной службы
на воинских должностях в
соответствии с полученной
специальностью;
владеть способами
бесконфликтного общения и
саморегуляции в повседневной
деятельности и экстремальных
условиях военной службы;
оказывать первую помощь
пострадавшим.
организовывать и проводить
мероприятия по защите
работающих и населения от
негативных воздействий
чрезвычайных ситуаций;
-предпринимать
профилактические меры для
снижения уровня
опасностей различного вида
и их последствий в
профессиональной
деятельности и быту;
-использовать средства
индивидуальной и
коллективной защиты от
оружия массового
поражения;
-применять первичные
средства пожаротушения
знание основных видов
потенциальных опасностей
и их последствия в
профессиональной
деятельности и быту,
принципы снижения
вероятности их реализации;
-основы военной службы и
обороны государства;
Комбинированный:
индивидуальный
и
фронтальный опрос в
ходе аудиторных занятий,
контроль
выполнения
индивидуальных и
групповых
заданий,
заслушивание рефератов.