Русский язык

Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В.В. Маркова
«____» _______________ 202___ г.

Рабочая программа общеобразовательного
учебного предмета
УПУ.01 «Русский язык» (базовый уровень)
профиль обучения: гуманитарный
специальность 54.02.01 «Дизайн» (по отраслям)
для профессиональных образовательных организаций

.

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе требований
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
и с учетом федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования поспециальности 54.02.01 «Дизайн» (по отраслям).

Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»

Разработчик:
Преподаватель

________________
Подпись

Программа
рассмотрена
общеобразовательного цикла

на

заседании

Г.Н. Казакова

предметной

цикловой

Протокол № _____ от «____» ___________ 202__ г.
Председатель ПЦК

___________________
Подпись

2

/ ___________________ /

комиссии

СОДЕРЖАНИЕ
1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

7

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

21

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

23

5.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

24

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 54.02.01

отраслям)

3

«Дизайн» (по

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.1. Место учебного предмета
в структуре основной
образовательной программы:
Учебный предмет «Русский язык» является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности.
1.2. Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Особое значение предмет имеет при формировании и развитии общих
компетенций: ОК1,ОК2,ОК3,ОК4,ОК5,ОК6,ОК7,ОК8,ОК9 в соответствии с
ФГОС по специальности54.02.01 «Дизайн» (по отраслям).
В результате освоения образовательной программы у выпускника
должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста;
ОК
06.
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей;
ОК
07.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК
09.
Использовать
информационные
технологии
в
профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на
государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
В рамках программы учебного предмета обучающимися осваиваются
личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с
требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР),
метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб)
4

Коды
результатов
ЛР 01

ЛР 04

ЛР 06

ЛР 07
ЛР 09

ЛР 13

МР 02
МР 04

МР 08
МР 09

ПРб 01
ПРб 02
ПРб 03
ПРб 04.

Планируемые результаты освоения предмет включают:
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности
готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию,на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных,государственных, общенациональных проблем
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной
деятельности,
владение
навыками
получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения
Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике
Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью
Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации
Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,

аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров
5

ПРб 05.
ПРб 06.
ПРб 07
ПРб 08
ПРб 09

ПРб 10

Знание содержания произведений русской и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного
влияния на формирование национальной и мировой
Сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка
Сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения
Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях
Овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания
Сформированность
представлений
о
системе
стилей
языка
художественной литературы

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебного предмета

119

Основное содержание

113

в т. ч.:
теоретическое обучение

51

практические занятия

62

Профессионально ориентированное содержание

26

в т. ч.:
теоретическое обучение

12

практические занятия
контрольные работы
самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
перечислить виды самостоятельных работ ( с указанием часов)

14

Форма промежуточной аттестации- экзамен

6

7

2.2. Тематический план и содержание учебного предмета

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1
2
Основное содержание
Введение
Лекционное занятие 1. Язык как средство общения и форма существования
национальной культуры. Язык и общество.
Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие 1.Значение русского языка при освоении профессий и
специальностей СПО гуманитарного профиля. Понятия язык и речь. Речевая
ситуация и её компоненты.

Объем
в часах

3
2
2

2

10
Раздел 1
Основное содержание
Функциональные стили речи

8

Язык и речь

6

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
4
ПРУ 01,
ЛР 01, ЛР 04
МР 02,
ОК 01, ОК03
ПРУ 01, ЛР 01, ЛР 13
МР 02,
ОК 02, ОК04
ПРб 02, ПРб 03, ПРУ 02,
ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13,
МР 02, ОК03, ОК05

Наименование
разделов и тем

Тема 1.2.

Тема 1.3.
Тема1.4

Тема 1.5.

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем
в часах

Практическое занятия 1. Основные сферы речевого общения. Сферы и
ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.

2

Функциональные стили речи. Разговорный и официально-деловой стили
речи.
Лекционное занятие 2. Функциональные стили речи и их особенности.
Разговорный и официально-деловой стили речи их основные признаки, сфера
использования.
Научный и публицистический стили речи
Практическое занятие 2.Основные жанры научного и публицистического
стилей речи. Подготовка публичной речи.
Художественный стиль речи.
Практическое занятие 3.Основные признаки художественного стиля речи,
его признаки: образность, использование изобразительно-выразительных
средств языка.
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное
синтаксическое целое
Лекционное занятие 3.Текст, его признаки. Тема, основная мысль текста.
Средства и виды связи предложений в тексте.

2

Профессионально ориентированное содержание.
9

2

2
2
2
2

2
2

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы

ПРб 02, ПРб 03, ПРУ 02,
ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13,
МР 02, ОК03,ОК06
ПРб 02, ПРб 03, ПРУ 02,
ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13,
МР 02,ОК 4, ОК06,ОК07
ПРб 02, ПРб 03, ПРУ 02,
ЛР 06, ЛР 07,
МР 02, ОК04,ОК06,ОК07
ПРб 02, ПРб 03, ПРУ 02,
ЛР 06, ЛР 07, ЛР 13, ЛР 09,
МР 02,
ОК05,ОК07

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Практическое
занятие
1.Информационная
переработка
текстов
профессиональной направленности. Абзац как средство смыслового членения
текста.Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на
профессиональную.
Лекционное
занятие
2.
Лингвостилистический
анализ
текстов
профессиональной направленности. Функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение).

Объем
в часах

2

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ПРб 02, ПРб 03, ПРУ 02,
ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13,
МР 02,
ОК4,ОК7

2

Раздел 2

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

8

ПРб 01, ПРУ 03, ПРУ06,
ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13,
МР 08, ОК003,ОК5,ОК06

Тема 2.1

Основное содержание
Фонетика. Звуки и буквы. Исторические и позиционные чередования.
Орфоэпия. Фонетический анализ

4

ПРб 01, ПРУ 03, ПРУ 06,
ЛР 06, ЛР 07, МР 08
МР 08, ОК4,ОК7

Тема 2.2

Лекционное занятия4. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог.
Фонетическая фраза. Фонетический разбор слова.
Практические занятия 4.Основные виды языковых норм: орфоэпические
(произносительные и акцентологические). Орфоэпия. Ударение.
Орфография
Практическое занятие 5.Правописание безударных гласных, звонких и
глухих согласных. Употребление буквы Ь
Практическое занятие 6.Правописание О/Е после шипящих и Ц.
Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие 3.Выявление закономерностей функционирования
фонетической системы языка в образцах устной и письменной речи

2
2
4
2

ПРб 01, ПРу 03, ПРУ 06,
ЛР 06, ЛР 07, ЛР 13
МР 08, ОК4,ОК 07,ОК 08

2
2

ПРб 01, ПРУ 03, ПРУ 06,
ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13,

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

профессиональной направленности.Правописание приставок на З-/С-.
Практическое занятие 2.Наблюдение над функционированием правил
орфографии в образцах письменных текстов профессиональной
направленности. Правописание И – Ы после приставок.
Лексика и фразеология

Объем
в часах

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
МР 08, ОК 3,ОК 5

2

8

ПРб 01, ПРб 02, ПРУ 03,
ПрУ 04, ПРУ 06, ПРУ 07,
ЛР 04, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13,
МР 08, МР 09, ОК 4,ОК 7

Слово в лексической системе языка
Лекционное занятие 5.Лексическое и грамматическое значение слова.
Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора и
метонимия как выразительные средства языка.

2

Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления
Лекционное занятие6.Происхождение лексики и языка.Исконно русская
лексика. Заимствованная лексика. Книжная лексика.

2

ПРб 01, ПРб 02, ПРУ 03,
ПРУ 04, ПРУ 06, ПРУ 07,
ЛР 04, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13,
МР 08, МР 09,
ОК 3, ОК 5, ОК 7
ПРб 01, ПРб 02, ПРу 03,
Пру 04, ПРу 06, ПРу 07,
ЛР 07, МР 08, МР 09,
ОК2,ОК4,ОК6

Раздел 3
Основное содержание
Тема 3.1.

Тема 3.2.

Тема 3.3.
11

Активный и пассивный словарный запас

2

2
2

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Лекционное занятие7. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности
русского речевого этикета. Фольклорная лексика. Русские пословицы и
поговорки.
Тема 3.4.

Фразеологические единицы и их употребление
Практическое занятие 7. Фразеология. Отличие фразеологизма от слова.
Фразеологические единицы и их употребление.
Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие 4.Профессионализмы. Терминологическая лексика.
Лексика устной речи: жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы.
Практическое занятие 3.Лексический и фразеологический анализ терминов,
профессионализмов и фразеологизмов профессий и специальностей
гуманитарного профиля СПО. Лексические ошибки и их исправление.

Раздел 4

12

Морфемика, словообразование, орфография

Объем
в часах

2
2
2

2

2

6

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ПРб 01, ПРб 02, ПРУ 03,
ПРУ04, ПРУ 06, ПРУ 07,
ЛР 07, МР 08, МР 09, ОК3,
ОК 5
ПРб 01, ПРб 02, ПРУ 03,
ПРУ 04, ПРУ 06, ПРУ 07,
ЛР 07, МР 08, МР 09,
ОК 4, ОК 6
ПРб 01, ПРб 02, ПРУ 03,
ПРУ 04, ПРУ 06, ПРУ 07,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13,
МР 08, МР 09, ОК 04, ОК 06
ПРб 01, ПРб.03, ПРУ 02,
ПРУ03, ПРУ 04, ПРУ 05,
ЛР 01, ЛР 04, МР 04, МР 09,
ОК 04, ОК 07

Наименование
разделов и тем

Тема 4.1.

Тема 4.2.

Тема 4.3.

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Основное содержание
Состав слова. Корневая морфема.Аффиксальные морфемы. Основа слова
Лекционное занятия 8. Понятие морфемы как значимой части слова.
Многозначность морфем.Аффиксальные морфемы. Морфемный разбор слова.
Типы основ: членимая, нечленимая, простая, сложная.

2
2

Словообразование. Морфологические и неморфологические способы
Лекционное занятие 9. Словообразование. Морфологические способы
словообразования. Неморфологические способы словообразования.

2

Орфография
Практическое занятие 8. Правописание приставок ПРИ-/ПРЕ-.Правописание
сложных слов.

2

Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие 5.Морфемный, словообразовательный, этимологический
анализ профессиональной лексики и терминов специальностей СПО
гуманитарного профиля. Формообразование.

13

Объем
в часах

2

2

2

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ПРб 01, ПРб.03, ПРУ 02,
ПРУ 03, ПРУ 04, ПРУ 05,
ЛР 01, ЛР 04, ЛР 13,
МР 04, МР 09, ОК 4, ОК 6
ПРб 01, ПРб.03, ПРУ 02,
ПРУ 03, ПРУ 04, ПРУ 05,
ЛР 01, ЛР 04, ЛР 13,
МР 04, МР 09, ОК 4, ОК 6
ПРб 01, ПРб.03, ПРУ 02,
ПРУ 03, ПРУ04, ПРУ 05,
ЛР 01, ЛР 04, МР 04, МР 09,
ОК 3, ОК 5, ОК7
ПРб 01, ПРб.03, ПРУ 02,
ПРУ 03, ПРУ 04, ПРУ 05,
ЛР 01, ЛР 04, ЛР 13,
МР 04, МР 09,
ОК 4, ОК 6

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем
в часах

Практическое занятие 4.Распределение терминов специальностей
гуманитарного профиля СПОпо словообразовательным гнездам,
восстановление словообразовательной цепочки. Употребление приставок и
суффиксов в разных стилях речи.
Раздел 5

Тема 5.1.

Тема 5.2.

Морфология и орфография
Основное содержание
Имя существительное как часть речи.
Лекционное занятия 10. Лексико-грамматические разряды существительных.
Род,
число,
падеж
существительных.
Морфологический
разбор 2
существительных.
Практическое занятие 9.Правописание падежных окончаний имен
существительных. Гласные в суффиксах имен существительных.
Правописание сложных имен существительных.
Имя прилагательное как часть речи
Лекционное занятие 11.Лексико-грамматические разряды прилагательных.
Разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные.
Лекционное занятие 12.Степени сравнения имен прилагательных. Полная и
краткая форма имен прилагательных. Род, число, падеж прилагательных.
Морфологический разбор прилагательных.

14

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы

2

28

4

ПРб 03, ПРб 04, ПРУ 04,
ПРУ 06, ПРУ 07,
ЛР 07, ЛР 13,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 4, ОК 6
ПРб 03, ПРб 04, ПРУ 04, 06,
ПРУ 07, ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 3, ОК 4, ОК7

2
4
2
2

ПРб 03, ПРб 04, ПРУ 04,
ПРУ 07, ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 3, ОК 4, ОК 7

Наименование
разделов и тем

Тема 5.3.

Тема 5.4.

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Имя числительное как часть речи
Лекционное занятие 13. Лексико-грамматические разряды
числительных. Морфологический разбор имени числительного.

4
имен

Практическое занятие 10.Правописание числительных. Употребление
числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с
существительными разного рода.
Местоимение как часть речи. Правописание местоимений
Практическое занятие 11.Значение местоимения. Трудные случаи
правописания местоимений. Морфологический разбор местоимения.
Практическое занятие 12.Употребление местоимений в речи. Местоимение
как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.

Тема 5.5

Тема 5.6.

Объем
в часах

Глагол как часть речи. Правописание глагола.
Лекционное занятие 14.Грамматические признаки глагола. Правописание
суффиксов и личных окончаний глаголов. Правописание НЕ с глаголами.
Морфологический разбор глагола.

2

2
4
2

ПРб 03, ПРб 04, ПРУ 04, 06,
ПРУ 07, ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 3, ОК4, ОК 7

2
2
2

Причастие и деепричастие как особые формы глагола
4

15

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ПРб 03, ПРб 04, ПРУ 04,
ПРУ 07, ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 3, ОК 4, ОК 7

ПРб 03, ПРб 04, ПРУ 04, 06,
ПРУ 07, ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 3, ОК 4, ОК 7
ПРб 03, ПРб 04, ПРУ 04, 06,
ПРУ 07, ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК3, ОК 4, ОК 7

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем
в часах

Лекционное занятия 15. Образование действительных и страдательных
причастий. Причастный оборот, его обособление в предложении.

2

Практическое занятие 13.Деепричастие как глагольная форма НЕ с
деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложении с
деепричастным оборотом.
Тема 5.7

Тема 5.8

Тема 5.9

16

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы

2

Наречие как часть речи
Лекционное занятие 16.Грамматические признаки наречия. Степени
сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от словомонимов.

2

Предлог как часть речи
Лекционное занятие 17.Правописание предлогов. Отличие производных
предлогов (в течение, в продолжение, в заключение) от слов-омонимов.

2

Союз как часть речи
Лекционное занятие 18. Союз как служебная часть речи. Союзные слова.
Правописание союзов.

2

2

2

2

ПРб 03, ПРб 04, ПРУ 04, 06,
ПРУ 07, ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 3, ОК 4, ОК 7
ПРб 03, ПРб 04, ПРУ 04, 06,
ПРУ 07, ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 3, ОК 4, ОК 7,ОК 8
ПРб 03, ПРб 04, ПРУ 04, 06,
ПРУ 07, ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 3, ОК 4, ОК 7,ОК 8

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Профессионально ориентированное содержание
Практическое
занятие
5.Составление
текстов
профессиональной
направленности с использованием нужных словоформ гуманитарного
профиля. Частицы. Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ. Их значение и
употребление.
Лекционное занятие 6. Исследование грамматических категорий частей речи
в текстах документации гуманитарного профиля. Междометие как особый
разряд слов. Звукоподражательные слова. Знаки препинания в предложениях с
междометиями.
Раздел 6.

Тема 6.1.

Тема 6.2.

Синтаксис и пунктуация
Основное содержание
Синтаксис и пунктуация. Основные понятия. Основные единицы
Лекционное занятие 19.Основные единицы синтаксиса. Словосочетание,
предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные
средства синтаксиса
Словосочетание. Виды. Синтаксис. Связи. Разбор словосочетания

Объем
в часах

2

17

ПРб 03, ПРб 04, ПРУ 04,
ПРУ 06, ПРУ 07, ЛР 07,ЛР
13, МР 02, МР 08, МР 09
ОК 3,ОК 5, ОК 6

2

25

2
2

1
Лекционное занятие 20.Строение словосочетания. Виды связи слов в
словосочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы построения
словосочетаний.

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы

1

ПРб 03, ПРб 04, ПРУ01,
ПРУ 05, ПРУ 06, ПРУ 07,
ЛР 07, ЛР 13, МР 02, МР 08,
ОК 0, ОК 6, ОК 7
ПРб 03, ПРб 04, ПРУ 01,
ПРУ 05, ПРУ 06, ПРУ 07,
МР 02, МР 08, МР 09, ОК7
ПРб 03, ПРб 04, ПРУ 01,
ПРУ 05, ПРУ 06, ПРУ 07,
МР 02, МР 08, МР 09, ОК7

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Тема 6.3

Понятие о предложении. Классификация. Простые и сложные
предложения
Практическое занятие 14. Виды предложений по цели высказывания,
восклицательные предложения.Роль второстепенных членов предложения в
построении текста.

Тема 6.4

Тема 6.5

Простое предложение и его характеристика. Двусоставные и
односоставные предложения
Практическое занятие 15.Грамматическая основа простого двусоставного
предложения. Согласование сказуемого с подлежащим.
Практические занятия 16. Односоставные предложения с главным членом в
форме подлежащего и сказуемого.
Тире между подлежащим и сказуемым. Главные и второстепенные члены
предложения
Практическое занятие 17.Условия постановки тире между подлежащим и
сказуемым.

Тема 6.6

18

Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении
Практическое занятие 18. Различие полных и неполных предложений

Объем
в часах

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы

2

2

ПРб 03, ПРб 04, ПРУ 01,
ПРУ 05, ПРУ 06, ПРУ 07,
МР 02, МР 08, МР 09, ОК7

4
2
2
2

ПРб 03, ПРб 04, ПРУ 01,
ПРУ 05, ПРУ 06, ПРУ 07,
МР 02, МР 08, МР 09, ОК7

2
2
2

ПРб 03, ПРб 04, ПРУ 01,
ПРУ 05, ПРУ 06, ПРУ 07,
МР 02, МР 08, МР 09, ОК7

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем
в часах

Тема 6.7.

Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор
Практическое занятие 19. Предложения с однородными членами и знаки
препинания в них. Однородные и неоднородные определения.

2

Тема 6.8.

Тема 6.9.

Тема 6.10.

Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные
определения, дополнения, обстоятельства и приложения.
Практическое занятие 20.Предложения с обособленными и уточняющими
членами. Обособление определений, приложений, дополнений, обстоятельств.
Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном
предложении. Синтаксический разбор
Практическое занятие 21. Сложносочиненное предложение. Синонимика
сложносочиненных предложений с различными союзами.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания с несколькими
придаточными
Практическое занятие 22.Сложноподчиненное предложение. Типы
придаточных предложений. Использование сложноподчиненных предложений 2
в разных типах и стилях речи.

19

2
2
2
2
2

2

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ПРб 03, ПРб 04, ПРУ 01,
ПРУ 05, ПРУ 06, ПРУ 07,
ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 2, ОК 4, ОК 5
ПРб 03, ПРб 04, ПРУ 01,
ПРУ 05, ПРУ 06, ПРУ 07,
ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 2, ОК 4, ОК 5
ПРб 03, ПРб 04, ПРУ 01,
ПРУ 05, ПРУ 06, ПРУ 07,
ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 2, ОК4, ОК 5
ПРб 03, ПРб 04, ПРУ 01,
ПРУ 05, ПРУ 06, ПРУ 07,
ЛР 07, МР 02, МР 08, МР 09,
ОК2, ОК4, ОК 5, ОК 7

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Тема 6.11.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном
сложном предложении. Синтаксический разбор.
Практическое занятие 23.Бессоюзное сложное предложение.Знаки
препинания в бессоюзном сложном предложении.

Тема 6.12.

Сложное предложение с разными видами связи. Сложное синтаксическое
целое. Период.
Практическое занятие 24.Знаки препинания в сложном предложении с
разными видами связи.

Профессионально ориентированное содержание
Практическое занятие 6.Исследование текстов профессиональной
направленности на выявление существенных признаков синтаксических
понятий и синтаксических единиц Составление связного высказывания с
использованием предложений определенной структуры на профессиональные
темы специальностей гуманитарного профиля специальностей СПО
Практическое занятие 7. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания.
Промежуточная аттестация (экзамен)
Всего:

20

Объем
в часах

2
2
2
2

2

2
6
119

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ПРб 03, ПРб 04, ПРУ 01,
ПРУ 05, ПРУ 06, ПРУ 07,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 02, ОК 04, ОК 06
ПРб 03, ПРб 04, ПРУ 01,
ПРУ 05, ПРУ 06, ПРУ 07,
ЛР 07,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 02, ОК 04, ОК 06
ПРб 03, ПРб 04, ПРУ 01,
ПРУ 05, ПРУ 06, ПРУ 07,
ЛР 07, ЛР 13
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК 02, ОК 04, ОК 06

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Для реализации программы учебного предмета должны быть
предусмотрены следующее специальное помещение: Кабинет русского
языка. Помещение кабинета должно соответствовать требованиям
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178–
02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной
учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения
требований к уровню подготовки обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
− посадочные места по количеству обучающихся;
− рабочее место преподавателя;
− комплект учебно-наглядных пособий;
− комплект электронных видеоматериалов;
− задания для контрольных работ;
− профессионально ориентированные задания;
− материалы экзамена.
Технические средства обучения:
− персональный
компьютер
с
обеспечением;
− проектор с экраном.

лицензионным

программным

Залы:
Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в
образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из
перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в
качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми
изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для использования в учебном
процессе образовательных учреждений среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с получением среднего
общего образования / Е.С. Антонова, Т. М. Воителева. – 4-е изд., стер. –
21

1. Москва: Академия, 2017. - 409 с. - (Профессиональное образование.

Общеобразовательные дисциплины). - ISBN 978-5-4468-5987-0
3.2.2. Дополнительные источники
1. Лобачева, Н.А.
Русский язык. Лексикология. Фразеология.
Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: учебник для
среднего профессионального образования / Н.А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и
доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 230 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-12294-7
2. Лобачева, Н.А. Русский язык. Морфемика. Словообразование.
Морфология: учебник для среднего профессионального образования / Н. А.
Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 206
с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12621-1.
3. Лобачева, Н.А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для
среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и
доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 123 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-12620-4.
4. Русский язык. Сборник упражнений: учебное пособие для среднего
профессионального образования / П.А. Лекант [и др.]; под редакцией П.А.
Леканта. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 314 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-9916-7796-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. – URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/452165

22

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Результаты обучения

Методы оценки
Оценка результатов устных ответов,
аналитической работы с текстами разных
стилей, представления текстов в виде
тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов,
сочинений
различных
жанров,
сформированности понятий о нормах
русского
литературного
языка
и
применения знаний о них в речевой
практике,лингвистического эксперимента,
комплексного филологического анализа
языковых единиц, сочинений, эссе (в том
числе профессионально ориентированных),
заданий экзамена

ПРб 01
ПРб 02
ПРб 03
ПРб 04
ПРу01
ПРу02
ПРу 03
ПРу 04
ПРу 05
ПРу 06
ПРу 07

23

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
(ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
для профессиональных образовательных организаций
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРЕДМЕТА
УПУ.01 «Русский язык» (углубленный)

профиль обучения: гуманитарный
специальность 54.02.01 «Дизайн» (по отраслям).

2022

24

Результаты обучения, регламентированные ФГОС СОО
Содержание общеобразовательного предметаУПУ.01«Русский язык»
(углубленный уровень) направлено на достижение всех личностных (далее –
ЛР), метапредметных (далее – МР) и предметных (далее – ПР) результатов
обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом примерной основной
образовательной программой среднего общего образования (ПООП СОО).
Личностные результаты отражают:
ЛР 01. Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн).
ЛР 02. Гражданскую позицию как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности.
ЛР 03. Готовность к служению Отечеству, его защите.
ЛР 04. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
ЛР 05. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности.
ЛР 06. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения,
способность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
ЛР 07. Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
ЛР 08. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей.
ЛР 09. Готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности.
ЛР 10. Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений.
25

ЛР 11. Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков.
ЛР 12. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь.
ЛР 13. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем.
ЛР 14. Сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
ЛР 15. Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты отражают:
МР 01. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
МР 02. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты.
МР 03. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания.
МР 04. Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников.
МР
05.
Умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности.
МР 06. Умение определять назначение и функции различных социальных
институтов.
МР 07. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей.
26

МР 08. Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
МР 09. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Предметные результаты на базовом уровне отражают:
ПРб 01. Сформированность понятий о нормах русского литературного языка
и применение знаний о них в речевой практике;
ПРб 02. Владение навыками самоанализа и самооценки на основе
наблюдений за собственной речью;
ПРб 03. Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
ПРб 04. Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
ПРб 05. Знание содержания произведений русской и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой;
ПРб
06.
Сформированность
представлений
об
изобразительновыразительных возможностях русского языка;
ПРб 07. Сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения;
ПРб 08. Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях;
ПРб 09. Овладение навыками анализа художественных произведений с
учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины
жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания;
ПРб 10. Сформированность представлений о системе стилей языка
художественной литературы.
Предметные результаты на углубленном уровне отражают:
ПРу 01. Сформированность представлений о лингвистике как части
общечеловеческого гуманитарного знания;
ПРу 02. Сформированность представлений о языке как
многофункциональной развивающейся системе, о стилистических ресурсах
языка;
ПРу 03. Владение знаниями о языковой норме, ее функциях и вариантах, о
нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
ПРу 04. Владение умением анализировать единицы различных языковых
уровней, а также языковые явления и факты, допускающие неоднозначную
интерпретацию;
27

ПРу 05. Сформированность умений лингвистического анализа текстов разной
функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
ПРу 06. Владение различными приемами редактирования текстов;
ПРу 07. Сформированность умений проводить лингвистический эксперимент
и использовать его результаты в процессе практической речевой
деятельности;
ПРу 08. Понимание и осмысленное использование понятийного аппарата
современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации
художественных произведений;
ПРу 09. Владение навыками комплексного филологического анализа
художественного текста;
ПРу 10. Сформированность представлений о системе стилей художественной
литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном
авторском стиле;
ПРу 11. Владение начальными навыками литературоведческого исследования
историко- и теоретико-литературного характера;
ПРу 12. Умение оценивать художественную интерпретацию литературного
произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись,
театр, кино, музыка);
ПРу 13. Сформированность представлений о принципах основных
направлений литературной критики.

28

1.

Фонд оценочных средств по специальности 54.02.01
«Дизайн (по отраслям)».

Фонд оценочных средств (далее – ФОС) представлен в виде
междисциплинарных заданий, направленныйна контроль качества и
управление процессами достижения ЛР, МР и ПР, а также создание условий
для формирования ОК и (или) ПК у обучающихся посредством
промежуточной аттестации. ФОС разрабатываются с опорой на
синхронизированные образовательные результаты, с учетом профиля
обучения, уровня освоения общеобразовательного предметаУПУ.01«Русский
язык» и профессиональной направленности образовательной программы по
специальности 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)».

№ раздела, темы

Раздел № 1.
Язык и речь.
Тема № 1.Основные
сферы речевого
общения, их
соотнесённость с
функциональными
разновидностями
языка. Сферы и
ситуации речевого
общения.
Компоненты речевой
ситуации.
Тема №2.Основные
жанры научного
стиля: доклад,
статья, сообщение и
др. Официальноделовой стиль речи,
его признаки,
назначение.
Тема №3. Основные
жанры научного
стиля: доклад,
статья, сообщение и
др.

Коды
образовательных
результатов
(ЛР, МР, ПР,
ОК, ПК)
ЛР 01
ЛР 07
МР 01
МР 02
ПРб.01
ПРб.03
ПРу.02
ПРу.03
ПРу.05
ОК 02
ОК 03
ОК 05
ОК 10
ПК 1.1
ПК 4.2

Таблица 6
Варианты междисциплинарных заданий

1. Охарактеризуйте языковые средства
выражения, приведите примеры из текста:
а) лексические особенности текста;
б) морфологические особенности текста;
в) синтаксические особенности текста.
2. Сделайте вывод о принадлежности текста
к функциональному стилю речи.

Напишите заявление на работу.

Напишите текст научного стиля и дайте
характеристику.

Тема №4. Основные
жанры
публицистического
стиля. Основы
ораторского
искусства.
Подготовка
публичной речи.

Напишите текст публицистического стиля и
дайте характеристику.

Тема
№4.Информационная
переработка текста
(план, тезисы,
конспект, реферат,
аннотация, отзыв
Раздел 2. Тема 1.
Основные виды
языковых норм:
орфоэпические
(произносительные и
акцентологические).

Тема №2.
Правописание
безударных гласных,
звонких и глухих
согласных.
Употребление буквы
Ь

Напишите конспект урока по теме
«А.Островский- Колумб Замоскворечья».

ЛР 01
ЛР 07
МР 01
МР 02
ПРб.01
ПРб.02
ПРу.02
ПРу.03
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 10
ПК 1.1
ПК 4.1
ПК 4.2

Расставьте ударения в словах: договор
перевозки, диспашер, оферта, логистика,
навалом, рефрижератор, транзит, франко,
оборотный
коносамент,
экспедитор,
экспедирование, шаланды, фрахтователь,
комиссионирование.

1. Спишите текст, вставьте пропущенные
буквы, объясните правописание слов.
В т..лковом словаре английского языка Уэбстера
слово «design» раз..ясняе(т/ть)ся и как глагол, и как
существительное. В первом случае оно озн..чает:
указывать,
нам..чать,
с..здавать,
оф..рмлять,
планировать, нам..рева(т/ть)ся с..здать что-либо с
определенной целью. Во вт..ром – цель, ц..левое
планирование, мысле(н/нн)ый пр..ект, схему действий,
предв..рительный
набросок,
компоновку,
ра..положение эл..ментов в художестве(н/нн)ом
произведении, д..коративный м..тив, область создания
форм пр..мышленных и..делий с уч..том эстетических
качеств. Мало того, что слово многозначно, им
называют и проце(с/сс) с..здания, зар..ждения,
вопл..щения, и результат деятельности.
Буквальный
перевод
слова
«д..зайн»
с
английского на русский – «план», «р..сунок»,
«чертеж». Д..зайнер – человек, умеющий планировать,
рисовать, ч..ртить. Одновреме(н/нн)о «дизайнер» в
переводе с английского – «хитроумный человек».

2. Составьте словарный диктант из терминов
и
профессионализмов,
в
которых
встречаются указанные орфограммы.
30

Тема №3.
Правописание О/Е
после шипящих и Ц.
Тема
№4.Правописание
приставок на З-/СПравописание И – Ы
после приставок.

Раздел № 3.
Лексикология и
фразеология
Тема №
1.Фразеология.
Отличие
фразеологизма от
слова.
Фразеологические
единицы и их
употребление.
Тема №2. Лексические
ошибки и их
исправление. Ошибки
в употреблении
фразеологических
единиц и их
исправление.
Раздел 4. Морфемика,
словообразование,
орфография
Тема № 1. Способы
словообразования.
Особенности
словообразования
профессиональной
лексики и терминов
Тема №1. Морфемный
разбор слова. Типы
основ: членимая,
нечленимая, простая,
сложная.
Тема №3.

Из орфографического словаря выпишите
10 слов на правописание О\Е после
шипящих и ц.
Из орфографического словаря выпишите
10 слов на правописание З\С и И-Ы после
приставок

ЛР 01
ЛР 06
ЛР 07
МР 02
МР 04
МР 08
ПРу.03
ПРу.05
ПРу.07
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 10
ПК 4.1
ПК 4.2

ЛР 04
ЛР 07
МР 04
МР 08
ПРб.01

1. Подберите примеры профессионализмов,
используемых в речи дизайнеров. Запишите
значения данных слов.
2. Составьте техническое задание (или
связный
текст)
с
использованием
фразеологизмов.

Выпишите
из
художественного
произведения текст и найдите лексические
ошибки и исправьте их.

1. Определите способы образования
терминов:
дизайнер,
выставка,
чертёж,асимметрия,
декоратор,
ландшафтный,
благоустройство,
постмодернизм, колеровать, фирменный.
2. Подберите 10 примеров сложных слов из
научной
литературы.
Объясните
правописание данных слов.

ПРб.03
ПРу.03
ПРу.05
ОК 04
ОК 05
ОК 10
ПК 4.2

Укажите морфемы в словах: пришкольный,
детсад,
орешек,
грузчик,
наводчик,
весенний, зверолов, пятилетка, ключик.

Словообразовательный
разбор.
Формообразование.
Понятие об
этимологии
Тема №4.
Правописание
приставок ПРИ-/ПРЕ.Правописание
сложных слов.

Произведите словообразовательный разбор
в словах: птицелов, весенний, июльский,
атомоход, приехать, зашёл, перешёл.

Выпишите из орфографического слова 10
слов на приставку ПРИ-/-ПРЕ.

Тема №5.
Употребление
приставок в разных
стилях речи
Раздел 5.
Морфология и
орфография
Тема№1 Правописание
падежных окончаний
имен
существительных.
Гласные в суффиксах
имен
существительных.
Правописание
сложных
имен
существительных.
Тема №2. Трудные
случаи правописания
прилагательных.
Правописание
суффиксов и
окончаний имен
прилагательных.
Тема №3.
Правописание
числительных.
Употребление
числительных в речи.
Сочетание
числительных оба, обе,
двое, трое и др. с
существительными

Выпишите из небольшого текста слова,
образованные приставочным способом.

ЛР 04
ЛР 06
МР 02
МР 04
ПРб.01
ПРб.02
ПРу.03
ПРу.04
ПРу.06
ОК 04
ОК 05
ОК 10
ПК 1.1
ПК 4.2

Образуйте от данных существительных
форму
именительного
падежа
множественного числа: адрес, автор, бант,
веер, вензель, директор, доктор, джемпер,
договор, жемчуг, конструктор, край, парус,
паспорт, погреб, прожектор, стажёр, сорт,
торт, флюгер, шёлк. Расставьте ударение в
словах, выделите окончания.

Образуйте
имена
прилагательные
с
суффиксами -ев-, -ив-, -лив-, -чив- от
приведенных ниже слов.
Влюбиться, биржа, доверять, ворчать,
ненависть, вече, край, доля, ливень,
выносить, терпеть, надоедать, плющ,
уступать.
1. Опишите интерьер комнаты, используя
собирательные числительные двое –
десятеро, числительные оба, обе, обоих,
обеих, полтора, полтораста.
2. Просклоняйте числительные: в 2021 году;
4869 метров; 2002-й проект.

разного рода.
Тема №4. Значение
местоимения. Трудные
случаи правописания
местоимений.
Морфологический
разбор местоимения.

Тема №5.
Употребление
местоимений в речи.
Местоимение как
средство связи
предложений в тексте.
Синонимия
местоименных форм.
Тема №6.
Правописание НЕ с
глаголами.
Морфологический
разбор глагола.
Тема №7.
Правописание
суффиксов причастий.
Н и НН в причастиях и
отглагольных
прилагательных.

Тема №8.
Деепричастие как
глагольная форма НЕ с
деепричастиями.
Деепричастный оборот

Сформулируйте условия употребления
местоимений 3-го лица в косвенных
падежах с вставкой н и без нее.
Без, в, для, до, за, из, к, на, при, про, возле,
впереди, мимо, внутри, вне (его, него, ее,
нее); вопреки, наперекор, согласно, вслед,
навстречу,
подобно,
соответственно,
благодаря (ему, нему); за исключением,
насчет, по поводу (его, него).

С местоимениями составить
предложения.
Нас, нам, нами, вас, вам, вами, их, им,
них, его, ему, ей, ее, тебя, тобой, тебе,
меня, мной, собой, тех.

Определите спряжение глаголов,
образуйте форму 2-го лица единственного
числа и 3-го лица множественного числа.
Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить,
ненавидеть, слышать, колоть, таять,
зависеть, надеяться.
Вставьте пропущенные буквы. Объясните
правописание суффиксов: а)
действительных причастий настоящего
времени; б) страдательных причастий
настоящего времени.
а) Тяжело дыш...щий человек, бор...щийся
с ленью, слыш...щийся издалека звук,
стел...щийся туман, завис...щие от него
обстоятельства, мел...щий муку агрегат,
стро...щееся здание, кле...щий коробку
мальчик, ре...щие знамена, запреща...щая
директива, сража...щиеся воины,
хлопоч...щая у плиты хозяйка, леч...щий
врач, дорогосто...щие товары,
готов...щийся к занятиям
студент, знач...щееся в фондах количество
книг, логично мысл...щий ученик;

Выделите обособленные обстоятельства,
выраженные деепричастиями и деепричастными
оборотами.
Расставьте
недостающие знаки препинания. Обоснуйте
ответ.
1. Вечером пристроившись на попутную

и знаки препинания в
предложении с
деепричастным
оборотом.

машину я выехал в Тельму (Песков). 2.
Какой-то работяга дремал в тенёчке у стены
сидя на корточках (Трифонов). 3.
Приходилось сидеть сложа руки и думать
(Салтыков-Щедрин). 4. Глебов волнуясь
отошёл в сторону потыкался туда-сюда ища
Ефима потом вошёл в магазин поспрошал
там и ругаясь мысленно проклиная
необязательных людей вновь вышел во двор
(Трифонов). 5. Иногда Половцев оставив
карты садился прямо на полу по-калмыцки
сложив ноги и расстелив кусок брезента
разбирал, чистил и без того идеально
чистый ручной пулемёт (Шолохов).

Тема №9. Междометие
как особый разряд
слов.
Звукоподражательные
слова. Знаки
препинания в
предложениях с
междометиями.

Примените знание теории и правильно
расставьте знаки препинания.
Междометия, употребленные в
значении самостоятельных частей
речи, подчеркните как члены
предложения.

Раздел 6. Синтаксис
и пунктуация.
Тема №1.
Односоставные
предложения с
главным членом в
форме подлежащего и
сказуемого.

Тема №2. Условия
постановки тире
между подлежащим и
сказуемым.

1.Ой как страшно! 2.Тпрр донеслось со
двора. 3.Чу за белой, грозной тучей
прокатился глухо гром. 4.Ух батюшки
выкрикивал он. 5.Увы он счастия не ищет.
6.Эй смотри сюда! 7.Ах и ох слышались со
всех сторон. 8.Скажите пожалуйста а я
никак не думал. 9.По неопытности ей богу
по неопытности. 10. Тьфу перепугал меня
негодный мальчишка! 11.Чу стучит
проезжающий воз.

ЛР 04
ЛР 07
МР 04
ПРб.02
ПРу.03
ПРу.04
ОК 05
ОК 10
ПК 1.1
ПК 4.2

Найдите в тексте односоставные
предложения. Определите тип
каждого из них, выделите сказуемое.
Так как мама вечно возится со стиркой,
воды ей требуется всегда очень много, а
крана во дворе у нас нет. И мама, и
Маруся, и я должны добывать воду на
далеких задворках одного из соседних
домов, чтобы налить доверху ненасытную
бочку. Принесешь четыре ведра, и в
глазах зеленеет, и ноги и руки дрожат, а
нужно нести пятое, шестое, седьмое, иначе
придется идти за водою маме, а от этого
мы хотим избавить ее – я и Маруся.
(К.Чуковский)
Запишите предложения, подчеркните
грамматические основы. Укажите, чем
выражены главные члены. Поставьте,
где нужно тире.
Грачи это наши первые весенние гости.
Лёгким запахом веет полынь. Сорока

птица плутоватая. У кукушонка грудка
пёстренькая. Полный месяц встал над
лугами. Репей для осла самая вкусная еда.
Аистята прожорливые птенцы. У осла голос
противный, громкий.

Тема №3. Различие
полных и неполных
предложений.

Тема №4.
Предложения с
однородными членами
и знаки препинания в
них. Однородные и
неоднородные
определения.

Найдите неполные предложения в
отрывке из литературно-критической
статьи. Чего достиг автор, использовав
их? Перепишите, расставьте
недостающие знаки препинания,
объясните их.
Поэт Николай Старинов не бывает
однообразным в своём душевном
состоянии, в своем виденье мира. Его
скромность граничит с резкостью, пафос с
грустной улыбкой, проповедь с
откровенным самораскрытием, с
исповедью любящего и страдающего
сердца (В. Дементьев).

Распространите предложения
однородными членами.
Образец: Писатели сильны своей связью с
народом. — Великие русские писатели
были сильны своей связью с родным
народом, сродной страной.
1) Они боролись за справедливость.
2) Пушкин создал русский литературный
язык.
3) Поэт положил начало красивому стиху и
точной прозе.

Тема №5.
Предложения с
обособленными и
уточняющими
членами. Обособление
определений,
приложений,
дополнений,
обстоятельств

Используя приведённые ниже
сочетания слов, составьте
предложения с обособленными
уточняющими членами. Укажите их
синтаксическую роль.

Тема №6.
Сложносочиненное
предложение.
Синонимика
сложносочиненных
предложений с

Упражнение 3.
Сопоставьте данные предикативные
конструкции при помощи
союзов тоже или также. Сделайте
вывод: какие отношения привносят в
сложносочиненное предложение
данные союзы?
1) От голоса Ласточки теплело на душе —

1) Утром, часов в шесть. 2) Зимой, в конце
декабря. 3) Недалеко, напротив парка. 4)
Чибисы, или пигалицы. 5) Пинг-понг, то
есть настольный теннис. 6) Бегемот, или
гиппопотам. 7) Всевозможные птицы,
особенно воробьи. 8) Тепло, даже жарко.

различными союзами.

голос Дюймовочки согревал своей
нежностью. 2) В траве что-то тревожно
зашуршало — треск со стороны куста
заставил насторожиться. 3) Больше всего
на свете Писатель любил сочинять романы
— правда, рассказы у него получались
неплохо.

Тема №7.
Сложноподчиненное
предложение. Типы
придаточных
предложений.
Использование
сложноподчиненных
предложений в разных
типах и стилях речи.

Спишите предложения, подчеркните
грамматические основы, составьте
схемы. Установите, подчинительным
союзом или союзным словом
соединяются части в каждом
предложении.

Тема №8. Бессоюзное
сложное
предложение.Знаки
препинания в
бессоюзном сложном
предложении.

Из простых предложений составьте три
бессоюзных сложных предложения,
используя различные средства связи:

1) Кто может знать, что ждёт меня? (А.
Пушкин) 2) С реки доносились какие-то
звуки, словно тихо охала чья-то могучая,
тоскующая грудь. (М. Горький) 3) Запела
птица голосом блаженным о том, как мы
друг друга берегли. (А. Ахматова)

1) Ночью ударил первый морозец с
ветерком.
2) После тёплого лета и дождливой осени
он казался с непривычки задиристым и
крепким.
3) Всё вокруг побелело.
В каком случае представлено сложное
предложение с разными видами
связи?

Тема №9. 31.Знаки
препинания в сложном
предложении с
разными видами связи.

1) Солнце как будто запоздало в это утро
и, когда оно заглянуло из-за домов и
церквей, застало всех в страшной
суматохе.
2) Как ни велика сила Базарова, она
только свидетельствует о величии силы,
его породившей и питающей.
3) Громадная фигура, сидевшая за столом
спиной к нему, повернулась, и на Павку
глянули из-за густых черных бровей
суровые глаза брата.
4) В доме Шуминых только что
закончилась служба, которую заказывала
бабушка, и теперь Наде было видно, как в
зале накрывали на стол.

36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».