Министерство Образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В.В. Маркова
«____» _______________ 202___ г.
Рабочая программа
ЭК.01 ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники
И оборудования»
Уровень образования: основное общее образование
Форма обучения: очная
Рабочая программа элективного курсаЭК.01 Введение в специальность
разработана на основе федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по
специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники
и оборудования».
Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»
Разработчик:
Преподаватель:
____________
Ревнивцев П.В.
Рабочая программа рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии
общеобразовательного цикла
Протокол № _____ от «____» ___________ 202__ г.
Председатель ПЦК
___________________
/ __Г.П. Поленкова__ /
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу элективного курсаЭК.01 Введение в специальность, специальности35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, выполненную преподавателем
Ревнивцевым П.В.
Рабочая программа элективного курсаОП.07 «Основы агрономии» является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.16
Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.
Представленный в программе материал в полной мере отвечает положению о
порядке разработки и утверждения основных профессиональных образовательных программ СПО. В программе полностью отражены требования к результатам освоения курса, его структура и содержание, оценочные средства,
наличие разработанных практических заданий, тестовых вопросов, что позволит реализовать компетентностный подход в изучении данного элективного
курса. В программе в достаточной степени представлено современное учебнометодическое и информационное обеспечение курса. Знания и умения, полученные обучающимися в процессе освоения элективного курса ЭК.01 Введение в специальность позволят с успехом реализовать поставленные задачи в
своей профессиональной деятельности.
Рецензируемая рабочая программа, полностью отвечает требованиям,
предъявляемым к результатам освоения программы подготовки специалистов
среднего звена, рекомендуется для реализации программы СПО по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования и может быть использована в учебном процессе ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж».
Рецензент:
Преподаватель высшей
квалификационной категории,
А.Ф. Ириков
Лист регистрации изменений и дополнений к рабочей программе
ЭК.01Введение в специальность
№
п/п
Изменения и
дополнения
Дата, № протокола ПЦК,
виза председателя ПЦК
Дата, № протокола, виза
зам. директора по УР
С какой даты
вводятся
СОДЕРЖАНИЕ
1.ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАРАБОЧЕЙПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
2. СТРУКТУРАИСОДЕРЖАНИЕ
3. УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
1. ОБЩАЯХАРАКТЕРИСТИКАРАБОЧЕЙПРОГРАММЫЭЛЕКТИВНОГО
КУРСАЭК.01 ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
1.1. Областьприменениярабочейпрограммы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии
с
ФГОССПО
35.02.16«Эксплуатацияиремонтсельскохозяйственнойтехникииоборудования»
1.2. Местокурса вструктуреосновнойпрофессиональной
образовательнойпрограммы:
Элективный курс «Введение в специальность» относится к профессиональному циклу
вариативной части основной профессиональной образовательной программы, является
предметом по выбору обучающихся.
1.3. Цельипланируемыерезультатыосвоенияэлективного курса:
КодПК,ОК,
ЛР
ОК01,ОК02,
ОК09,ОК10,
ПК 1.1,
ПК1.3,
ПК1.4,
ПК1.6,
ПК2.1,
ПК2.6
ЛР14-ЛР19
Умения
Знания
использовать знания дисциплины
«Введение в специальность» в процессе освоения специальности.
О месте специальности в сфере
сельскохозяйственного производства;
Общую характеристику специальности;
Требования к уровню подготовки специалиста в соответствии с
Федеральным государственным
образовательным стандартом по
специальности;
Организацию и обеспечение образовательного процесса;
Формы и методы самостоятельной работы;
Основы информационной культуры студента.
2. СТРУКТУРАИСОДЕРЖАНИЕЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
2.1. Объемкурсаивидыучебнойработы
Вид учебной работы
Объём образовательной программы
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем
В т. ч. в форме практической подготовки
в том числе:
теоретическое обучение
Практические занятия
Консультации
Промежуточная аттестация проводится в форме зачёта
Объём часов
36
32
26
6
4
2.2. Тематическийпланисодержаниеэлективного курса
Наименованиера
зделовитем
Содержаниеучебногоматериалаиформыорганизациидеятельностиобучающихся
1
2
Раздел1.Основы среднего профессионального образования
Тема1.1.Цели и задачи
Содержаниеучебногоматериала
учебной дисциплины, соПредмет, цели и задачи учебной дисциплины, её межпредметные связи. Общее представление о
стоянии и перспективах
специальности, её месте в Классификаторе специальностей среднего профессионального образоваразвития СПО
ния и на рынке труда. Престижность и спрос на специалистов. Возможности трудоустройства и
продолжения образования. Состояние и перспективы развития среднего профессионального образования.
Права и обязанности студента. Правила поведения студента в учебном заведении.
Тема 1.2 Программа под- Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности: понятие, структура. Федеготовки специалистов
ральные государственные образовательные стандарты (ФГОС): понятие, назначение, функции, их
среднего звена по специ- структура.
альности
Общая характеристика специальности: код, наименование специальности и квалификации, нормативные сроки обучения, формы освоения профессиональной образовательной программы. Виды
профессиональной деятельности, регламентируемые ФГОС СПО по специальности.
Циклы учебных дисциплин. Виды промежуточной и итоговой аттестации. Требования к уровню
подготовки и их категории: знать, уметь.
Раздел2 Организация учебного процесса по специальности в образовательном учреждении
Содержаниеучебногоматериала
Тема 2.1.
Организация учебного процесса
Тема №2.2.
Бюджет учебного времени: максимальная учебная нагрузка, аудиторные занятия, самостоятельная
внеаудиторная работа студентов. Теоретическое и практическое обучение. Формы учебных занятий: урок, лекция, семинар, практические и лабораторные занятия, консультации и др.
Производственная (профессиональная) практика: этапы, виды, организация. Текущая промежуточная и итоговая государственная аттестация. Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса по специальности.
Содержаниеучебного материала
Объёмчасов
Кодыкомпетенций,формирован
июкоторыхспособствуетэлемент
программы
3
10
10
2
2
2
ОК01,ОК02,
ОК09,ОК10,
ПК1.1,ПК 1.3,
ПК1.4,ПК1.6,
ПК 2.1, ПК2.6,
ЛР14-ЛР19.
2
2
10
8
2
2
ОК09,ОК10,
ПК1.1,ПК 1.3,
ПК1.4,ПК1.6,
ПК 2.1,ПК2.6
ЛР14-ЛР19.
ОК01,ОК02,
7
Организация самостоятельной работы студента
Самостоятельная работа студента: понятие, назначение, функции. Формы самостоятельной работы: аудиторная (классная) и внеаудиторная (внеклассная). Методы самостоятельной работы.
Средства самостоятельной работы студента: с конспектом, с учебной и справочной литературой;
технические средства информации; наглядные пособия; раздаточный материал и др.
Методика ведения конспектов лекций, учебной литературы и т.п. Управление самостоятельной
работой студентов: способы, средства, приемы. Проектная деятельность: типология проектов,
этапы работы над проектом.
Тематикапрактическихзанятий
Практическоезанятие №1. Составление конспектов: «История развития транспорта», «Первые автомобили в России» .
Раздел 3 Основы специального цикла учебного плана по специальности
Тема 3.1.История развития сельского хозяйства.
Содержаниеучебногоматериала
История развития сельского хозяйства. Роль сельскохозяйственной техники в народном хозяйстве.
Развитие сельского хозяйства в России. Сельскохозяйственная техника в экономической и социальной сферах страны.
Тематикапрактическихзанятий
Практическоезанятие №2.Изучение двигателей внутреннего сгорания
Тема 3.2.Автомобили,
тракторы, сельхозмашины.
Содержаниеучебногоматериала
Классификация тракторов, автомобилей. Устройство основных базовых грузовых и легковых автомобилей.Устройство и принципы работы карбюраторных и дизельных двигателей. Устройство
механизмов и систем двигателей; устройство агрегатов трансмиссий автомобилей.
Требования, предъявляемые к конструкции автомобиля. Классификация и система обозначения
автомобильных транспортных средств. Специальный подвижной состав. Прицепной состав.
Виды, характеристика, свойства эксплуатационных материалов, применяемых в автомобильном
транспорте, при работе на тракторах, с\х машинах.
Классификация автомобилей.
2
ОК09,ОК10,
ПК1.1,ПК 1.3,
ПК1.4,ПК1.6,
ПК 2.1, ПК2.6
ЛР14-ЛР19.
2
2
2
4
2
2
2
2
8
2
2
ОК01,ОК02,
ОК09,ОК10,
ПК1.1,ПК1.3,
ПК1.4,ПК1.6,
ПК 2.1, ПК2.6
ЛР14-ЛР19.
ОК01,ОК02,
ОК09,ОК10,
ПК1.1,ПК 1.3,
ПК1.4,ПК1.6,
ПК 2.1, ПК2.6
ЛР14-ЛР19.
8
Понятия о техническом состоянии тракторов и автомобилей.
Тема 3.3 Основы органи- Причины изменения технического состояния.
зации технического обОсновы технического обслуживания и ремонт автомобилей, тракторов, операции по обслуживаслуживания и ремонта автомобильного транспорта. нию систем, механизмов, агрегатов сельхозмашин.
Положение о ТО и ремонте машинно-тракторного парка хозяйств и предприятий агропромышленного комплекса. Технология производственного процесса капитального ремонта тракторов и
автомобилей.
Виды, содержание, методы ремонтов автомобилей, сельхозмашин.
Система ТО автомобилей зарубежного производства. Понятие о диагностирование, его виды.
Тематика практических занятий
Практическое занятие №3. Общее устройство автомобилей и тракторов.
Промежуточнаяаттестация
Самостоятельнаяработа
Всего:
2
2
2
Зачёт
Не предусмотрено
32
9
3. УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИПРОГРАММЫЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Для реализации программы элективного курса
предусмотреныследующиеспециальныепомещения:
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
3.1.
аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук);
доска, мел;
рабочее место преподавателя, оснащенное компьютером с доступом в Интернет;
комплект электронных презентаций/слайдов.
3.2. Информационноеобеспечениереализациипрограммы
Дляреализациипрограммыбиблиотечныйфондобразовательнойорганизациидолжен иметьпечатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,рекомендуемыхдляиспользованиявобразовательномпроцессе.Образовательнаяорга
низация самостоятельно выбирает учебники и учебные пособия, а также электронныересурсыдляиспользованиявучебномпроцессе.
3.2.1. Печатныеиздания
1. Чумаченко, Ю.Т. Автомобильный практикум: учебное пособие для учащихся учебных
заведений НПО/ Ю.Т. Чумаченко, Б. Б. Рассанов. – Ростов/ н- Д:Феникс, 2013. – 509 с.
2. Семушина Л.Т., Ярошенко Н.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях: Учебное пособие для преподавателей.– М.: Издательство
«Мастерство», 2011.
3. Третьяков Н.Н. Ягодин Б.А. Туликов А.М. «Основы агрономии» Учебник. Москва.
Академия 2018 г.
4. Третьяков Н. Н. Основы агрономии: учебник для ПТУ / Ягодин Б.А., Туликов А.М. и
др.; под общей ред. Н.Н. Третьякова. - М.: РИПО; Изд. Центр «Академия», 2010. - 360 с.
5. Основы агрономии: учебное пособие / Ю. В. Евтефеев, Г. М. Казанцев. — М.: ФОРУМ,
2018. — 368 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Образовательный видеопорталUniverti.ru http://univertv.ru/
2. Информационная система «Единое окно доступа к информационным образовательным
ресурсам» http://school-collection.edu.ru/
3.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
4.Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru.
5. Российский общеобразовательный портал http://www.experiment.edu.ru
3.2.3. Дополнительные источники
1. Туревский И.С.. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
.Введение в специальность :учебное пособие.-- М.,ИД "ФОРУМ": ИНФРА-М,2009-192с.10
устар.
2. Масленников Р.Р. .Введение в специальность: учебное пособие Электронный ресурс.
3. О рекомендациях по планированию и организации самостоятельной работы студентов
образовательных учреждений СПО в условиях действия ФГОССПО: Письмо Минобразования РФ №16-52-138 ин/16-13 от 29.12.2011.
4. Нерсесян В.И. Устройство легковых автомобилей: Практикум - М., Академия,
2003.2006.
5. Кулаков А.Т. Особенности конструкции, эксплуатации, обслуживания и ремонта силовых агрегатов грузовых автомобилей / Кулаков А.Т., Денисов А.С., Макушин А.А. Электрон. текстовые данные. -М.: Инфра-Инженерия, 2013. -448 c.
6. Ананьин, А.Д. Диагностика и техническое обслуживание машин: Учебник для вузов/
А.Д. Ананьин, В.М. Михлин, И.И. Габитов и др. -М.: центр «Академия», 2008. -432 с.
7. Карабаницкий, А.П. Теоретические основы производственной эксплуатации ма -шиннотракторного парка. / А.П. Карабаницкий. -М.: КолосС, 2009. -95 с.
8. Блынский, Ю.Н. Практикум по эксплуатации машинно-тракторного парка / Ю.Н. Блынский. -Новосибирск: Новосибирская ГАУ, 2008. -263 с.
9. Зантев, А.А. Эксплуатация машинно-тракторного парка / А.А. Зантев, А.В. Шпилько,
А.Г. Левшин. -М.: КолосС, 2009. -319с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГ КУРСА
Результатыобучения
Знания:
О месте специальности в сфере
сельскохозяйственного производства;
Общую характеристику специальности;
Требования к уровню подготовки
специалиста в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по
специальности;
Организацию и обеспечение образовательного процесса;
Формы и методы самостоятельной работы;
Основы информационной культуры студента.
Умения:
использовать знания дисциплины
«Введение в специальность» в
процессе освоения специальности.
Критерии оценки
Методыоценки
Балльно-рейтинговая оцен- Практическая работа
Тестирование
ка работы студентов
Фронтальный устный и
письменный опрос
Выполнение,
рефератов,докладов, подготовка презентаций
Вопросы к зачёту
Зачёт
Балльно-рейтинговая оцен- Практическая работа
Фронтальный устный и
ка работы студентов
письменный опрос
Тестирование
Вопросы к зачёту
Зачёт
11