Информатика (1 курс)

Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В.В. Маркова
«____» _______________ 202___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.07 ИНФОРМАТИКА
(базовый уровень)

Специальность 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Форма обучения очная

Ковылкино, 2023

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413;
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Информатика» для профессиональных образовательных, утвержденной на
заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного цикла среднего
профессионального образования Протокол № 14 от 30 ноября 2022 г.
-

Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж».
Разработчик:
Преподаватель _______________

Э.П. Водяков

подпись

Программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии
общеобразовательного цикла.
Протокол № __________ от «____» _________ 20 ___ г.
Председатель ПЦК __________________ /___________________/
2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.
4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

15

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

22

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

29

5. ЛИТЕРАТУРА

30

3

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика
1.1. Область применения рабочей программы
Реализация среднего общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы по специальности 08.02.08 Монтаж
и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения в соответствии с учётом технического профиля получаемого профессионального образования.
1.2. Общая характеристика учебной дисциплины
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика»
предназначена для изучения информатики и информационно - коммуникационных технологий в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы
СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке
квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего
образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Информатика», в соответствии с рекомендациями
по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования.
Содержание программы «Информатика» направлено на достижение следующих целей:
- формирование у обучающихся представлений о роли информатики и
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных
программ и работы в Интернете;

4

- формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- формирование у обучающихся умений применять, анализировать,
преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов
средствами информатики, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других дисциплин;
- развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов
информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных дисциплин;
- приобретение обучающимися опыта использования информационных
технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в
том числе проектной, деятельности;
- приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и глобальных информационных коммуникаций в глобальных сетях;
- осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение и использование ИКТ,
средств образовательных и социальных коммуникаций.
В программу включено содержание, направленное на формирование у
студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной
профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки
специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
Учебная дисциплина «Информатика» включает следующие разделы:
1. Техника безопасности.
2. Информация и информационная деятельность человека
3. Использование программных систем и сервисов
4. Информационное моделирование
5

Изучение информатики предусматривает освоение учебного материала
всеми обучающимися, когда в основной школе обобщается и систематизируется учебный материал по информатике в целях комплексного продвижения
студентов в дальнейшей учебной деятельности. Особое внимание при этом
уделяется изучению практико-ориентированного учебного материала, способствующего формированию у студентов общей информационной компетентности, готовности к комплексному использованию инструментов информационной деятельности.
Освоение учебной дисциплины «Информатика», учитывающей специфику осваиваемых профессий СПО и специальностей СПО, предполагает
углубленное изучение отдельных тем, активное использование различных
методов информатики и средств ИКТ, увеличение практических занятий,
различных видов самостоятельной работы, направленных на подготовку обучающихся к профессиональной деятельности с использованием ИКТ.
При организации практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание обучающихся на поиске
информации в средствах массмедиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.
Это способствует формированию у студентов умений самостоятельно и избирательно применять различные программные средства ИКТ, а также дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты,
цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами
обработки и предоставления информации.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика»
завершается подведением итогов в форме зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего
общего образования.
1.3. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
6

Учебная дисциплина «Информатика» относится к группе общеобразовательных дисциплин основной профессиональной образовательной программы.
1.4. Цели и задачи общеобразовательного учебной дисциплины –
требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины «Информатика» студент
должен знать/понимать:
- логическую символику;
- основные конструкции языка программирования;
- свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции; тезис
о полноте формализации понятия алгоритма;
- виды и свойства информационных моделей реальных объектов и
процессов, методы и средства компьютерной реализации информационных
моделей;
- общую структуру деятельности по созданию компьютерных моделей;
- назначение и области использования основных технических средств
информационных и коммуникационных технологий и информационных
ресурсов;
- виды и свойства источников и приемников информации, способы
кодирования и декодирования, причины искажения информации при
передаче; связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;
- базовые принципы организации и функционирования компьютерных
сетей;
- нормы

информационной

этики

и

права,

информационной

безопасности, принципы обеспечения информационной безопасности;
- способы и средства обеспечения надежного функционирования
средств ИКТ.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
7

- выделять информационный аспект в деятельности человека;
информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических
и технических системах;
- строить информационные модели объектов, систем и процессов,
используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы,
графики, диаграммы, формулы);
- вычислять логическое значение сложного высказывания по известным
значениям элементарных высказываний;
- проводить статистическую обработку данных с помощью
компьютера;
- интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования
реальных процессов;
- устранять простейшие неисправности, инструктировать пользователей
по базовым принципам использования ИКТ;
- оценивать числовые параметры информационных объектов и
процессов: объём памяти, необходимый для хранения информации; скорость
передачи и обработки информации;
- оперировать информационными объектами, используя имеющиеся
знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий,
в том числе создавать структуры хранения данных; пользоваться
справочными системами и другими источниками справочной информации;
соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
- выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и
ресурсосбережения при работе со средствами информатизации, обеспечения
надежного функционирования средств ИКТ.
Освоение содержания учебной дисциплины «Информатика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
8

-

поиска и отбора информации, в частности, связанной с личными

познавательными интересами, самообразованием и профессиональной
ориентацией;
-

представления информации в виде мультимедиа объектов с системой

ссылок (например, для размещения в сети); создания собственных баз
данных, цифровых архивов, медиатек;
-

подготовки выступления, участия в коллективном обсуждении,

фиксации его хода и результатов;
-

личного и коллективного общения с использованием современных

программных и аппаратных средств коммуникаций;
-

соблюдения требований информационной безопасности,

информационной этики и права.
Личностные результаты:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и техники;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Личностные результаты воспитания:
9

- способность ставить перед собой цели, под решения возникающих
профессиональных задач, подбирать способы решения и средства развития, в
том числе с использованием информационных технологий;
- способность искать и находить необходимую информацию используя
разнообразные технологии ее поиска, для решения возникающих в процессе
производственной деятельности проблем при строительстве и эксплуатации
объектов капитального строительства;
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты:
10

- сформированность представлений о роли информации и связанных
с ней процессов в окружающем мире;
- владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики
в формирование современной научной картины мира;
- сформированность представлений о важнейших видах дискретных
объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о
кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
- систематизация знаний, относящихся к математическим объектам
информатики; умение строить математические объекты информатики, в том
числе логические формулы;
- сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со
средствами информатизации;
- сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии
«операционная система» и основных функциях операционных систем; об
общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
- сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в
современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов
обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения
надёжного функционирования средств ИКТ;
- понимания основ правовых аспектов использования компьютерных
программ и работы в Интернете;
- владение опытом построения и использования компьютерноматематических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность
11

представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
- сформированность представлений о способах хранения и простейшей
обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре,
средствах создания и работы с ними;
- владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
- овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и
сортировки;
- владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом
языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
- владение универсальным языком программирования высокого уровня
(по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных;
умением использовать основные управляющие конструкции;
- владение умением понимать программы, написанные на выбранном
для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
- владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение
элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен овладеть общими (общеучебными) компетенциями:
12

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать
с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и
культурного контекста;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
1.5. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины
Профильное изучение дисцилины «Информатика» осуществляется частичным перераспределением учебных часов по определенным темам и разделам в зависимости от естественнонаучной направленности. Самостоятель13

ная работа составлена с учетом профессиональной направленности студентов.
Повышению качества реализации программы способствует использование в учебно- воспитательном процессе современных образовательных технологий: проектной деятельности обучающихся, технологии организации самостоятельной работы обучающихся и др.
При освоении программы у обучающихся формируется информационнокоммуникационная компетентность – знания, умения и навыки по информатике, необходимые для изучения других общеобразовательных дисциплин,
для их использования в ходе изучения специальных дисциплин профессионального цикла, в практической деятельности и повседневной жизни. Выполнение практикумов обеспечивает формирование у обучающихся умений
самостоятельно и избирательно применять различные средства ИКТ, включая дополнительное цифровое оборудование (принтеры, графические планшеты, цифровые камеры, сканеры и др.), пользоваться комплексными способами представления и обработки информации, а также изучить возможности
использования ИКТ для профессионального роста.
1.6. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Объем образовательной программы учебной дисциплины - 106 часов.
Всего учебных занятий 108 часа в том числе:
 теоретическое обучение - 26 часа;
 практические занятия - 78 часа;
 самостоятельная работа - ;
 консультация - 2 часа;
 промежуточная аттестация (зачет) - 2 часа.

14

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
в т. ч. в форме практической подготовки
в т. ч.:
теоретическое обучение
практические занятия
самостоятельная работа
консультация
промежуточная аттестация (зачет)

15

Объем в часах
108

28
78
2

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика»
Наименование
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
разделов и тем
самостоятельная работа обучающихся
1
2
Раздел 1. Техника безопасности
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
1
Инструктаж учащихся по технике безопасности в кабинете информатики.
Техника безопасности
Организация рабочего места.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Информация и информационная деятельность человека
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
1
Информатика и информация. Что можно делать с информацией? Измерение инИнформация и информаформации. Формула Хартли. Информация и вероятность. Формула Шеннона.
ционные процессы
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 2.2.
1
Алфавитный подход к
Лабораторные работы
оценке количества инПрактические занятия
формации
Практическая работа № 1. Алфавитный подход к оценке количества информации. Системы счисления. Позиционные системы счисления.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 2.3.
1
Системы счисления.
Лабораторные работы
16

Объем
часов
3
2
2

Уровень
освоения
4
2

22
2

2

-

2

2

-

2

Кодирование информации

Тема 2.4.
Логические операции и
выражения

Тема 2.5.
Принципы устройства
компьютеров

Тема 2.6.
Компьютерные сети

Практические занятия
Практическая работа № 2. Двоичная система счисления. Восьмеричная система счисления. Шестнадцатеричная система счисления.
Практическая работа № 3. Кодирование текстов. Кодирование графических изображений. Кодирование звуковой информации. Кодирование видеоинформации.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Профессионально-ориентированное содержание
1
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическая работа № 4. Логические операции. Логические выражения. Диаграммы
Эйлера-Венна.
Практическая работа № 5. Упрощение логических выражений. Синтез логических выражений.
Практическая работа № 6. Логические элементы компьютера. Построение схем на логических элементах.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Профессионально-ориентированное содержание
1
Магистрально-модульная организация компьютера. Процессор. Память. Устройства
ввода. Устройства вывода.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Профессионально-ориентированное содержание
1
Основные понятия. Структура (топология) сети. Локальные сети. Сеть Интернет.
Адреса в Интернете.
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическая работа № 7. Службы Интернета. Электронная почта. Другие службы Ин17

4

-

2

6

2

2

2

2

2

тернета.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Профессионально-ориентированное содержание
Тема 2.7.
1 Основные понятия. Защита от вредоносных программ. Безопасность в Интернете.
Информационная безЛабораторные работы
опасность
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Использование программных систем и сервисов
Профессионально-ориентированное содержание
Тема 3.1.
1
Что такое программное обеспечение? Программы для обработки текстов.
Прикладные программы Лабораторные работы
Практические занятия.
Практическая работа № 8. Технология создания текстового документа.
Практическая работа № 9. Форматирования списков и таблиц.
Практическая работа № 10. Создание диаграмм в текстовых документах.
Практическая работа № 11. Вставка компьютерных публикаций на основе использования
готовых шаблонов.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 3.2.
1
Графика в профессии. Растровая графика. Векторная графика. Графические редакТехнология обработки
торы: растровые и векторные редакторы. Форматы графических файлов.
графической информаЛабораторные работы
ции
Практические занятия.
Практическая работа № 12. Создание растровых изображений.
Практическая работа № 13. Создание рисунков в графическом редакторе GIMP.
Практическая работа № 14. Создание векторных изображений.
Практическая работа № 15. Создание рисунков в графическом редакторе Inkscape.
Контрольные работы
18

2

2

30
2

2

8

2

2

2

-

8

-

2

Самостоятельная работа обучающихся
Профессионально-ориентированное содержание
Тема 3.3.
1
Представление информа- Лабораторные работы
ции в виде презентаций Практические занятия.
Практическая работа № 16. Создание компьютерных презентаций.
Практическая работа № 17. Представление профессиональной информации в виде презентаций.
Практическая работа № 18. Интерактивные и мультимедийные объекты на слайде.
Практическая работа № 19. Гипертекстовое представление информации.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Профессионально-ориентированное содержание
Тема 3.4.
1
Гипертекстовое предЛабораторные работы
ставление информации
Практические занятия
Практическая работа № 20. Язык разметки текста HTML Оформление гипертекстовой
страницы. Веб-сайты и веб-страницы.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 4. Информационное моделирование
Содержание учебного материала
Тема 4.1.
1
Структура информации. Списки, графы, деревья. Алгоритм построения дерева реСписки, графы, деревья
шений.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 4.2.
1
Алгоритмы моделирования кратчайших путей между вершинами. Элементы теории
Математические модели
игр.
19

2
8

2

-

2

50
2

2

2

2

в профессиональной деятельности

Тема 4.3.
Алгоритм и среда формального исполнителя

Тема 4.4.
Системы и технологии
программирования

Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1 Примеры алгоритмов обработки информации. Основные типы алгоритмических
структур: линейный алгоритм, ветвление, выбор, цикл. Составление простейших
алгоритмов и запись их в графическом представлении.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1 Введение в язык программирования. Синтаксис программы. Основные типы данных. Семантика программы. Основные алгоритмические конструкции языка и соответствующие им операторы языка программирования.
Лабораторные работы
Практические занятия.
Практическая работа № 21. Простейшие программы.
Практическая работа № 22. Оператор условия.
Практическая работа № 23. Оператор выбора.
Практическая работа № 24. Оператор цикла for.
Практическая работа № 25. Цикл с предусловием.
Практическая работа № 26. Цикл с постусловием.
Практическая работа № 27. Одномерные массивы.
Практическая работа № 28. Линейный поиск в массиве.
Практическая работа № 29. Отбор элементов массива по условию.
Практическая работа № 30. Сортировка массивов.
Практическая работа № 31. Двумерные массивы.
Практическая работа № 32. Поиск в двумерном массиве.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
20

2

2

2

2

36

-

Тема 4.5.
Система управления базами данных

Тема 4.6.
Моделирование электронной таблицы

Профессионально-ориентированное содержание
1 Основные понятия баз данных. Многотабличные базы данных.
Лабораторные работы
Практические занятия.
Практическая работа № 33. Работа с таблицей.
Практическая работа № 34. Запросы.
Практическая работа № 35. Формы. Отчеты.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Профессионально-ориентированное содержание
1
Основные элементы электронной таблицы: ячейка, строка, столбец, лист, книга.
Типы данных: число, текст, формула. Относительные и абсолютные ссылки.
Лабораторные работы
Практические занятия.
Практическая работа № 36. Создание таблиц и автоматизация расчетов.
Практическая работа № 37. Работа с листами книги. Диаграммы.
Практическая работа № 38. Функции и математические расчеты.
Практическая работа № 39. Решение прикладных задач.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Консультации
Итоговый зачет
ВСЕГО:

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

21

2

2

6

4

8

2
108

2

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контрольная оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Содержание обучения

Характеристика основных
видов деятельности обучающегося (на уровне учебных
действий)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

3

Информация и информаци- знать/понимать:
онные процессы.
- понятие информации и ее
свойств;
- пример построения математической модели;
- единицы измерения информации;
- что можно делать с информацией.

Структура информации.

знать/понимать:
- материальные и информационные модели;
- деревья;
- графы.
уметь:
- решать задачи с использованием графов.

Количество информации.

знать/понимать:
- количество информации;
- формулу Хартли.;
- формулу Шеннона.
уметь:
- решать задачи с использованием формул Хартли и Шеннона.

22

Текущий контроль по теме:
«Информация и информационные процессы»
Текущий контроль в форме:
- домашней работы;
- отчёта по проделанной
внеаудиторной самостоятельной работе согласно
инструкции (представление
пособия,
презентации
/буклета, информационное
сообщение).
Текущий контроль по теме:
«Структура информации».
Текущий контроль в форме:
- домашней работы;
- отчёта по проделанной
внеаудиторной самостоятельной работе согласно
инструкции (представление
пособия,
презентации
/буклета, информационное
сообщение).
Текущий контроль по теме:
«Количество информации».
Текущий контроль в форме:
- домашней работы;
- отчёта по проделанной
внеаудиторной самостоятельной работе согласно
инструкции (представление
пособия,
презентации

/буклета, информационное
сообщение).
Передача информации.

знать/понимать:
- скорость передачи информации;
- обнаружение ошибок;
- помехоустойчивые коды;
- расстояние Хэмминга.

Сжатие данных.

знать/понимать:
- основные понятия сжатия
данных;
- коэффициент сжатия;
- алгоритм RLE;
- префиксные коды;
- алгоритм Хаффмана;
- алгоритм LZW;

Кодирование и декодирование

знать/понимать:
- дискретное кодирование;
- равномерное кодирование;
- правило умножения;
- неравномерное кодирование;
- декодирование;
- условие Фано;
- граф Ал. А. Маркова;
уметь:
- решать задачи с условием Фано.

Системы счисления.

знать/понимать:
- системы счисления;
- особенности представление
чисел в компьютере.
уметь:
- переводить числа в десятичную систему счисления;
- переводить числа из десятичной в двоичную, восьмеричную
и шестнадцатеричную системы
счисления;
23

Текущий контроль по теме:
«Передача информации».
Текущий контроль в форме:
- домашней работы;
- отчёта по проделанной
внеаудиторной самостоятельной работе согласно
инструкции (представление
пособия,
презентации
/буклета, информационное
сообщение).
Текущий контроль по теме:
«Сжатие данных».
Текущий контроль в форме:
- домашней работы;
- отчёта по проделанной
внеаудиторной самостоятельной работе согласно
инструкции (представление
пособия,
презентации
/буклета, информационное
сообщение).
Текущий контроль по теме:
«Кодирование и декодирование».
Текущий контроль в форме:
- домашней работы;
- отчёта по проделанной
внеаудиторной самостоятельной работе согласно
инструкции (представление
пособия,
презентации
/буклета, информационное
сообщение).
Текущий контроль по темам:
«Алфавитный подход к
оценке количества информации», «Двоичная система
счисления.
Восьмеричная
система
счисления», «Шестнадцатеричная система счисления»
Текущий контроль в фор-

- переводить числа из двоичной
в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления и
обратно;
- выполнять арифметические
операции в позиционных системах счисления.
Логические основы компью- знать/понимать:
теров.
- логические функции и схемы
основы элементной базы компьютера;
- логические выражения и таблицы истинности;
- логические схемы и логические диаграммы.
уметь:
- решать логические задачи.

Устройство компьютера.

Прикладные программы.

знать/понимать:
- историю развития вычислительной техники;
- магистрально-модульную организацию компьютера
- основные характеристики
компьютеров;
- многообразие компьютеров;
многообразие
внешних
устройств, подключаемых к
компьютеру.
уметь:
- создавать каталоги;
- копировать, переименовывать,
удалять файлы с помощью интерфейса командной строки;
- применять базовые команды
Windows;
- работать с файлами и каталогами с помощью файлового менеджера и проводника.
знать/понимать:
- текстовый редактор;
- шаблоны документов и других
средств, повышающих эффективность работы с текстом.
уметь:
24

ме:
- домашней работы;
- отчёта по проделанной
внеаудиторной самостоятельной работе согласно
инструкции (представление
пособия,
презентации
/буклета, информационное
сообщение).
Текущий контроль по темам: «Логические операции и выражения», «Упрощение логических выражений», «Логические основы
компьютеров»
Текущий контроль в форме:
- домашней работы;
- отчёта по проделанной
внеаудиторной самостоятельной работе согласно
инструкции (представление
пособия,
презентации
/буклета, информационное
сообщение).
Текущий контроль по теме
«Архитектура компьютеров».
Текущий контроль в форме:
- защиты практических занятий;
- домашней работы;
- отчёта по проделанной
внеаудиторной самостоятельной работе согласно
инструкции (представление
пособия,
презентации
/буклета, информационное
сообщение).

Текущий контроль по теме
«Прикладные программы».
Текущий контроль в форме:
- защиты практических занятий;

- использовать системы проверки орфографии;
- применять технологии создания и форматирования списков
и таблиц;
- вставлять компьютерные публикации на основе использования готовых шаблонов.
Технология обработки гра- знать/понимать:
фической информации.
- понятие растровой графики;
- понятие векторной графики;
- графические редакторы
- программы трехмерной графики;
- системы автоматизированного
проектирования;
- форматы графических файлов.
уметь:
- решать задания, связанные с
технологией обработки графической и звуковой информации;
- создавать растровые изображения при помощи графических редакторов Gimp или
Inkscape.
Система компьютерной пре- знать/понимать:
зентации.
- технологии создания презентаций.
уметь:
- создавать слайды;
- изменять структуру слайда;
- вставлять графические и звуковые объекты;
- применять анимационные эффекты;
- создавать гиперссылки для
переходов между слайдами.

Моделирование электронной знать/понимать:
таблицы
- основные элементы электронной таблицы: ячейка, строка,
столбец, лист, книга;
- типы данных: число, текст,
формула;
- относительные и абсолютные
ссылки.
уметь:
- применять технологии обработки числовой информации;
- решать прикладные задачи с
25

- домашней работы;
- отчёта по проделанной
внеаудиторной самостоятельной работе согласно
инструкции (представление
пособия,
презентации
/буклета, информационное
сообщение).
Текущий контроль по теме
«Технология
обработки
графической информации».
Текущий контроль в форме:
- защиты практических занятий;
- домашней работы;
- отчёта по проделанной
внеаудиторной самостоятельной работе согласно
инструкции (представление
пособия,
презентации
/буклета, информационное
сообщение).
Текущий контроль по теме:
«Система
компьютерной
презентации».
Текущий контроль в форме:
- защиты практических занятий;
- домашней работы;
- отчёта по проделанной
внеаудиторной самостоятельной работе согласно
инструкции (представление
пособия,
презентации
/буклета, информационное
сообщение).
Текущий контроль по теме
«Моделирование электронной таблицы».
Текущий контроль в форме:
- защиты практических занятий;
- домашней работы;
- отчёта по проделанной
внеаудиторной самостоятельной работе согласно
инструкции (представление

помощью табличного процес- пособия,
презентации
сора;
/буклета, информационное
- строить графики функций.
сообщение).
Компьютерные сети

Информационная безопасность

знать/понимать:
- историю Интернета;
- адресацию в Интернете;
- межсетевой протокол передачи данных ТСР/IР;
- понятие IР-адреса;
- доменную систему имен;
- топологию локальных сетей
(кольцо, звезда, шина, сеть);
- аппаратные и программные
средства организации компьютерных сетей;
- что такое Интернет-страница
и редакторы для ее создания;
- структуру HTML-документа,
теги, атрибуты;
- этические нормы информационной деятельности человека;
- правовую охрану программ и
данных
- методы защита информации
(защита доступа к компьютеру,
защита программ от нелегального копирования и использования, шифрование данных,
защита информации в Интернете).
уметь:
- правильно организовывать
поиск информации в Интернет
с помощью браузеров;
- работать с электронной почтой;
- создавать HTML документ.
знать/понимать:
- основные понятия;
- вредоносные программы;
- шифрование;
- хеширование и пароли;
- современные алгоритмы шифрования.
уметь:
- организовывать защиту от
вредоносных программ;
- безопасно работать в Интернете.

26

Текущий контроль по темам: «Компьютерные сети», «Сеть Интернет»,
«Службы
Интернета»,
«Электронная коммерция».
Текущий контроль в форме:
- защиты практических занятий;
- домашней работы;
- отчёта по проделанной
внеаудиторной самостоятельной работе согласно
инструкции (представление
пособия,
презентации
/буклета, информационное
сообщение).

Текущий контроль по темам: «Вредоносные программы»,
«Шифрование.
Хэширование и пароли»,
«Безопасность в Интернете».
Текущий контроль в форме:
- домашней работы;
- отчёта по проделанной
внеаудиторной самостоятельной работе согласно
инструкции (представление
пособия,
презентации

Алгоритм и среда формаль- знать/понимать:
ного исполнителя.
- алгоритмы для конкретного
исполнителя с фиксированным
набором команд;
- примеры алгоритмов обработки информации;
- основные типы алгоритмических структур: линейный алгоритм, ветвление, выбор, цикл.
уметь;
- составлять простейшие алгоритмы и записывать их в графическом представлении.
Системы и технологии про- знать/понимать:
граммирования.
- язык программирования Free
Pascal;
- синтаксис программы;
- основные типы данных;
- семантику программы;
- основные алгоритмические
конструкции языка и соответствующие им операторы языка
программирования.
уметь:
- программировать с использованием линейных алгоритмов;
- программировать с использованием разветвляющих алгоритмов;
- программировать с использованием циклических алгоритмов;
- программировать с использованием массивов.
Объектно-ориентированная
знать/понимать:
среда программирования.
- среду визуального программирования Lasarus;
- главное меню.
- окно редактора;
- панель компонентов;
- инспектор объектов.
уметь:
- программировать с использованием операторов управления.

27

/буклета, информационное
сообщение).
Текущий контроль по темам: «Алгоритм и среда
формального
исполнителя», «Основы алгоритмизации».
Текущий контроль в форме:
- домашней работы;
- отчёта по проделанной
внеаудиторной самостоятельной работе согласно
инструкции (представление
пособия,
презентации
/буклета, информационное
сообщение).
Текущий контроль по теме
«Системы и технологии
программирования».
Текущий контроль в форме:
- защиты практических занятий;
- домашней работы;
- отчёта по проделанной
внеаудиторной самостоятельной работе согласно
инструкции (представление
пособия,
презентации
/буклета, информационное
сообщение).

Текущий контроль по теме
«Среда разработки Geany».
Текущий контроль в форме:
- защиты практических занятий;
- домашней работы;
- отчёта по проделанной
внеаудиторной самостоятельной работе согласно
инструкции (представление
пособия,
презентации
/буклета, информационное
сообщение).

Базы данных.

знать/понимать:
- систему хранения, поиска и
сортировки информации.
уметь:
- создавать однотабличные базы
данных;
- создавать формы, формировать запросы;
- создавать отчеты для однотабличной базы данных.

Итоговый зачет.

28

Текущий контроль по темам: «Технология хранения, поиска и сортировки
информации в базах данных», «База данных как
модель информационной
структуры».
Текущий контроль в форме:
- защиты практических занятий;
- домашней работы;
- отчёта по проделанной
внеаудиторной самостоятельной работе согласно
инструкции (представление
пособия,
презентации
/буклета, информационное
сообщение).
Итоговая аттестация в
форме зачета.

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории «Информатика»
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- автоматизированные рабочие места обучающихся;
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект справочной и нормативной документации;
- информационные стенды;
- наглядные пособия по основным разделам курса;
- методические пособия для проведения практических занятий;
- программное обеспечение для компьютеров на рабочих местах с системным программным обеспечением.
Технические средства обучения:
- мультимедийные компьютеры;
- мультимедиапроектор, интерактивная доска;
- мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания
по основным разделам курса;
- средства телекоммуникации;
- принтер.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- Компьютеры Pentium Dual Core 2,0 Ghz/500Mb/80Gb/FDD/DVD;.
- Сервер Xeon 30002 Xeon 3000/74 G/RAID 5 (3x250) 500 G;
- Сетевой коммутатор D-Link 10/100 16-port DES-1016D;
- Сетевой коммутатор TRENDnet TEG-S240TX;
- Интернет-центр ZyXEL Keenetic III с точкой доступа Wi-Fi 802.11n 300
Мбит/с, коммутатором Ethernet и многофункциональным хостом USB;
- Экран, мультимедийный проектор NEC VT48, Epson EP-X18.
29

5. ЛИТЕРАТУРА
Основные источники:
Законодательные и нормативные акты
1. Федеральный закон от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» с изменениями и дополнениями.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционнами
законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от
30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
3. Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов
от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от
23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от
03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от
04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014
№ 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
4. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного)
общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480.
5. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"».
6. Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
30

7. Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении
изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N
1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413".
9. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Учебные издания
Для обучающихся
10. К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин, Информатика. Углубленный уровень:
учебник для 10 класса: в 2ч. Ч.1 - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 -352
с.: ил.
11. К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин, Информатика. Углубленный уровень:
учебник для 10 класса: в 2ч. Ч.2 - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 -352
с.: ил.
12. К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин, Информатика. Углубленный уровень:
учебник для 11 класса: в 2ч. Ч.1 - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017 -240
с.: ил.
13. К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин, Информатика. Углубленный уровень:
учебник для 11 класса: в 2ч. Ч.2 - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017 -304
с.: ил.
14. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ.
учреждений сред. проф. образования. — М., 2014
15. Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ:
Практикум для профессий и специальностей технического и социально31

экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М.С. Цветковой. — М., 2014
16. Малясова С.В., Демьяненко С.В. Информатика и ИКТ: Пособие для
подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования
/ под ред. М. С. Цветковой. — М., 2013.
17. Кашаев С.М. Паскаль для школьников. Подготовка к ЕГЭ. – СПб.: БХВПетербург, 2011. – 336.: ил.
18. Ушаков Т.М., Юркова Т.А. Паскаль для школьников. – СПб.: Питер,
2010. – 256 с.: ил.
19. Мансуров К.Т. Основы программирования в среде Lazarus, 2010. – 772
с.: ил.
Для преподавателей
20. Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод. комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
21. Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным
технологиям 10–11 кл. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
22. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник
10–11 кл. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
23. Е.Р. Алексеев, О.В. Чеснокова, Т.В. Кучер, Free Pascal и Lasarus, учебник по программированию. -М.: ДМК-пресс, 2010.
24. Рютген Т., Франкен Г. - Турбо Паскаль 7.0.: Торгово-издательское бюро
BHV,1996 – 448 с.: ил.)
25. Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. – М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2006.
26. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М.: Издво "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2007.
Интернет - ресурсы
27. Материалы сайта http://www.edu.ru/
28. Материалы сайта http://www.computer-museum.ru
29. Материалы сайта http://www.glossary.ru
32

30. Материалы сайта http://base.garant.ru/12148555/
31. Материалы сайта www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР).
32. Материалы сайта www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
33. Материалы сайта www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернеткурсы «Интуит» по курсу «Информатика»).
34. Материалы сайта www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы
«ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям).
35. Материалы сайта http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕ¬СКО» по ИКТ в образовании).
36. Материалы сайта .

www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и

Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
37. Материалы сайта www.ict.edu.ru (портал «Информационнокоммуникационные технологии в образовании»).
38. Материалы сайта www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»).
39. Материалы сайта www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации).
40. Материалы сайта www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения).
41. Материалы сайта www.heap.altlinux.org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux).
42. Материалы сайта www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice (электронная
книга «ОpenOffice.org: Теория и практика»).

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».