Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В.В. Маркова
«____» _______________ 202___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
УПУ.05 ИНФОРМАТИКА
(базовый уровень)
Специальность 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и
оборудования
Форма обучения очная
Ковылкино, 2023
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413;
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо
Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Информатика» для профессиональных образовательных, утвержденной на
заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ
общеобразовательного
и
социально-гуманитарного
цикла
среднего
профессионального образования Протокол № 14 от 30 ноября 2022 г.
Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж».
Разработчик:
Преподаватель _______________
Э.П. Водяков
подпись
Программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии
общеобразовательного цикла.
Протокол № __________ от «____» _________ 20 ___ г.
Председатель ПЦК __________________ /___________________/
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Общеобразовательная дисциплина «Информатика» является обязательной частью
общеобразовательного цикла ПООП-П в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.16
Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
ПК, ОК
ОК 01
Умения
распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном
контексте;
актуальный профессиональный
и социальный контекст, в котором
приходится работать и жить;
анализировать задачу и/или проблему и
выделять её составные части;
основные источники информации и
ресурсы для решения задач и проблем
в профессиональном и/или социальном
контексте;
алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных областях;
методы работы в профессиональной и
смежных сферах;
определять этапы решения задачи;
выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для решения
задачи и/или проблемы;
составлять план действия;
определять необходимые ресурсы;
ОК 02
Знания
владеть актуальными методами работы в
профессиональной и смежных сферах;
реализовывать составленный план;
оценивать результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с помощью
наставника)
определять задачи для поиска
информации;
определять необходимые источники
информации;
планировать процесс поиска;
структурировать получаемую
информацию;
выделять наиболее значимое в перечне
информации;
структуру плана для решения задач;
порядок оценки результатов решения
задач профессиональной деятельности;
номенклатура информационных
источников, применяемых в
профессиональной деятельности;
приемы структурирования информации
формат оформления результатов поиска
информации, современные средства и
устройства информатизации;
порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональной
деятельности в том числе с
использованием цифровых средств;
оценивать практическую значимость
результатов поиска;
оформлять результаты поиска, применять
средства информационных технологий
для решения профессиональных задач;
4
использовать современное программное
обеспечение;
использовать различные цифровые
средства для решения профессиональных
задач
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
78
в т.ч. в форме практической подготовки
32
в т. ч.:
теоретическое обучение
28
лабораторные работы (если предусмотрено)
-
практические занятия (если предусмотрено)
48
курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)
-
Самостоятельная работа
2
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Во всех ячейках со звездочкой (*) (в случае её наличия) следует указать объем часов, а в случае
отсутствия убрать из списка за исключением самостоятельной работы.
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Объем, акад. ч
/в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
3
4
24
2
ОК 01
2
ОК 01
ОК 02
Содержание учебного материала
Двоичная система счисления. Восьмеричная система счисления.
2
ОК 01
ОК 02
Содержание учебного материала
Шестнадцатеричная система счисления.
Содержание учебного материала
Кодирование текстов. Кодирование графических изображений.
Содержание учебного материала
Логические операции. Логические выражения. Диаграммы Эйлера-Венна.
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 1. Логические операции и выражения.
Содержание учебного материала
Упрощение логических выражений.
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 2. Синтез логических выражений.
Содержание учебного материала
Логические элементы компьютера.
В том числе практических занятий
2
ОК 01
ОК 02
ОК 01
ОК 02
ОК 01
ОК 02
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
1
2
Базовый модуль с профессионально-ориентированным содержанием
Раздел 1. Информация и информационная деятельность человека
Тема 1.1. Информация и
Содержание учебного материала
информационные процессы
Информатика и информация. Что можно делать с информацией? Измерение
информации.
Тема 1.2. Принципы устройства
Содержание учебного материала
компьютеров
Магистрально-модульная организация компьютера. Процессор и память.
Устройства ввода и вывода.
Тема 1.3. Двоичная система
счисления. Восьмеричная система
счисления
Тема 1.4. Шестнадцатеричная
система счисления
Тема 1.5. Кодирование
информации
Тема 1.6. Логические операции и
выражения
Тема 1.7. Упрощение логических
выражений
Тема 1.8. Логические основы
компьютеров
2
2
2
2
2
2
2
2
ОК 01
ОК 02
ОК 01
ОК 02
2
7
Практическое занятие № 3. Построение схем на логических элементах.
Профессионально-ориентированное содержание
Основные понятия. Структура (топология) сети. Локальные сети.
Тема 1.10. Сеть Интернет
Профессионально-ориентированное содержание
Сеть Интернет. Адреса в Интернете.
Тема 1.11. Службы Интернета
Профессионально-ориентированное содержание
Службы Интернета. Электронная почта. Другие службы Интернета.
Тема 1.12. Информационная
Профессионально-ориентированное содержание
безопасность
Основные понятия. Защита от вредоносных программ. Безопасность в Интернете.
Раздел 2. Использование программных систем и сервисов
Тема 2.1. Прикладные программы
Содержание учебного материала
Программы для обработки текстов.
В том числе практических занятий
Практическая работа № 4. Технология создания и форматирования списков и
таблиц.
Тема. 2.2. Коллективная работа над Профессионально-ориентированное содержание
текстом
Коллективная работа над текстом.
В том числе практических занятий
Практическая работа № 5. Правила оформления рефератов.
Практическая работа № 6. Вставка компьютерных публикаций на основе
использования готовых шаблонов.
Тема 2.3. Графика в профессии
Содержание учебного материала
Растровая графика. Векторная графика. Графические редакторы: растровые и
векторные редакторы. Форматы графических файлов.
Тема 2.4. Технология обработки
Профессионально-ориентированное содержание
графической информации
Технологии обработки графических объектов.
В том числе практических занятий
Практическая работа № 7. Создание растровых изображений.
Практическая работа № 8. Создание векторных изображений.
Тема 2.5. Технология создания
Профессионально-ориентированное содержание
презентаций
Технология создания презентаций.
В том числе практических занятий
Практическая работа № 9. Создание компьютерных презентаций.
Практическая работа № 10. Представление профессиональной информации в виде
презентаций.
Практическая работа № 11. Интерактивные и мультимедийные объекты на слайде.
Практическая работа № 12. Гипертекстовое представление информации
Тема 1.9. Компьютерные сети
2
2
2
2
2
30
2
ОК 01
ОК 02
ОК 01
ОК 02
ОК 01
ОК 02
ОК 01
ОК 02
ОК 01
ОК 02
2
2
4
ОК 01
ОК 02
4
2
2
2
4
4
2
2
8
ОК 01
ОК 02
ОК 01
ОК 02
ОК 01
ОК 02
8
2
2
2
8
Тема 2.6. Моделирование
электронной таблицы
Содержание учебного материала
Основные элементы электронной таблицы. Типы данных.
В том числе практических занятий
Практическая работа № 13. Технология обработки числовой информации.
Тема 2.7. Технология обработки
Профессионально-ориентированное содержание
числовой информации
Формулы и функции в электронных таблицах.
В том числе практических занятий
Практическая работа № 14. Визуализация данных в электронных таблицах.
Практическая работа № 15. Решение прикладных задач с помощью табличного
процессора.
Раздел 3. Алгоритмизация и программирование
Тема 3.1. Системы и технологии
Содержание учебного материала
программирования
Примеры алгоритмов обработки информации. Основные типы алгоритмических
структур.
В том числе практических занятий
Практическая работа № 16. Простейшие программы.
Практическая работа № 17. Оператор условия. Оператор выбора.
Практическая работа № 18. Оператор цикла for.
Практическая работа № 19. Цикл с предусловием. Цикл с постусловием.
Практическая работа № 20. Одномерные массивы.
Раздел 4. Базы данных
Тема 4.1. Система управления
базами данных
Содержание учебного материала
Основные понятия баз данных.
В том числе практических занятий
Практическая работа № 21. Работа с таблицей.
Практическая работа № 22. Запросы.
Тема 4.2. Многотабличные базы
Профессионально-ориентированное содержание
данных.
Многотабличные базы данных. Реляционные базы данных.
В том числе практических занятий
Практическая работа № 23. Формы.
Практическая работа № 24. Отчеты.
Промежуточная аттестация в форме зачета
Всего:
2
4
2
2
4
ОК 01
ОК 02
ОК 01
ОК 02
4
2
2
12
12
10
2
2
2
2
2
10
6
4
2
2
4
ОК 01
ОК 02
ОК 01
ОК 02
ОК 01
ОК 02
4
2
2
2
78
9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Информатики», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1 образовательной
программы по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники
и оборудования.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может
быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин, Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10
класса: в 2ч. Ч.1 - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 -352 с.: ил.
2. К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин, Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10
класса: в 2ч. Ч.2 - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 -352 с.: ил.
3. К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин, Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11
класса: в 2ч. Ч.1 - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017 -240 с.: ил.
4. К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин, Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11
класса: в 2ч. Ч.2 - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017 -304 с.: ил.
5. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ.
учреждений сред. проф. образования. — М., 2014
6. Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: Практикум
для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб.
пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М.С. Цветковой. — М., 2014
7. Малясова С.В., Демьяненко С.В. Информатика и ИКТ: Пособие для подготовки к
ЕГЭ: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой.
— М., 2013.
8. Кашаев С.М. Паскаль для школьников. Подготовка к ЕГЭ. – СПб.: БХВ-Петербург,
2011. – 336.: ил.
3.2.2. Дополнительные источники
9. Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод. комплекс для студ.
учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
10. Е.Р. Алексеев, О.В. Чеснокова, Т.В. Кучер, Free Pascal и Lasarus, учебник по
программированию. -М.: ДМК-пресс, 2010.
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в рамках
дисциплины:
- понятие информации и ее свойств;
- пример построения математической модели;
- единицы измерения информации;
- что можно делать с информацией;
- материальные и информационные модели;
- деревья;
- графы;
- количество информации;
- формулу Хартли.;
- формулу Шеннона;
- скорость передачи информации;
- обнаружение ошибок;
- помехоустойчивые коды;
- расстояние Хэмминга;
- дискретное кодирование;
- равномерное кодирование;
- правило умножения;
- неравномерное кодирование;
- декодирование;
- условие Фано;
- граф Ал. А. Маркова;
- системы счисления;
- особенности представление чисел в
компьютере;
- логические функции и схемы основы
элементной базы компьютера;
- логические выражения и таблицы истинности;
- логические схемы и логические диаграммы;
- историю развития вычислительной техники;
- магистрально-модульную организацию
компьютера
- основные характеристики компьютеров;
- многообразие компьютеров;
- многообразие внешних устройств,
подключаемых к компьютеру;
- текстовый редактор;
- шаблоны документов и других средств,
повышающих эффективность работы с текстом;
- понятие растровой графики;
- понятие векторной графики;
- графические редакторы
- программы трехмерной графики;
- системы автоматизированного
проектирования;
- форматы графических файлов;
- технологии создания презентаций;
- основные элементы электронной таблицы:
ячейка, строка, столбец, лист, книга;
- типы данных: число, текст, формула;
- относительные и абсолютные ссылки;
Критерии оценки
Полнота
продемонстрированных
знаний и умение
применять их при
решении практических
задач.
Методы оценки
Проверка знаний в
процессе учебных
занятий.
Тестирование
Кейс-задания
11
- историю Интернета;
- адресацию в Интернете;
- межсетевой протокол передачи данных
ТСР/IР;
- понятие IР-адреса;
- доменную систему имен;
- топологию локальных сетей (кольцо, звезда,
шина, сеть);
- аппаратные и программные средства
организации компьютерных сетей;
- что такое Интернет-страница и редакторы для
ее создания;
- структуру HTML-документа, теги, атрибуты;
- этические нормы информационной
деятельности человека;
- правовую охрану программ и данных
- методы защита информации (защита доступа к
компьютеру, защита программ от нелегального
копирования и использования, шифрование
данных, защита информации в Интернете);
- основные понятия;
- вредоносные программы;
- шифрование;
- хеширование и пароли;
- современные алгоритмы шифрования;
- алгоритмы для конкретного исполнителя с
фиксированным набором команд;
- примеры алгоритмов обработки информации;
- основные типы алгоритмических структур:
линейный алгоритм, ветвление, выбор, цикл;
- язык программирования Free Pascal;
- синтаксис программы;
- основные типы данных;
- семантику программы;
- основные алгоритмические конструкции языка
и соответствующие им операторы языка
программирования;
- среду визуального программирования Lasarus;
- главное меню.
- окно редактора;
- панель компонентов;
- инспектор объектов;
- систему хранения, поиска и сортировки
информации.
Перечень умений, осваиваемых в рамках
дисциплины:
- решать задачи с использованием графов;
- решать задачи с использованием формул
Хартли и Шеннона;
- решать задачи с условием Фано;
- переводить числа в десятичную систему
счисления;
- переводить числа из десятичной в двоичную,
восьмеричную и шестнадцатеричную системы
счисления;
- переводить числа из двоичной в
восьмеричную и шестнадцатеричную системы
счисления и обратно;
Применение средств
информационнокоммуникационных
технологий для
решения учебных
задач.
Осуществление поиска
информации в сети
"Интернет" для
решения учебных
задач.
Использование
современного
программного
Экспертное
наблюдение за ходом
выполнения
практических работ.
Оценка результатов
выполнения
практических работ.
12
- выполнять арифметические операции в
позиционных системах счисления;
- решать логические задачи;
- создавать каталоги;
- копировать, переименовывать, удалять файлы
с помощью интерфейса командной строки;
- применять базовые команды Windows;
- работать с файлами и каталогами с помощью
файлового менеджера и проводника;
- использовать системы проверки орфографии;
- применять технологии создания и
форматирования списков и таблиц;
- вставлять компьютерные публикации на
основе использования готовых шаблонов;
- решать задания, связанные с технологией
обработки графической и звуковой
информации;
- создавать растровые изображения при помощи
графических редакторов Gimp или Inkscape;
- создавать слайды;
- изменять структуру слайда;
- вставлять графические и звуковые объекты;
- применять анимационные эффекты;
- создавать гиперссылки для переходов между
слайдами;
- применять технологии обработки числовой
информации;
- решать прикладные задачи с помощью
табличного процессора;
- строить графики функций;
- правильно организовывать поиск информации
в Интернет с помощью браузеров;
- работать с электронной почтой;
- создавать HTML документ;
- организовывать защиту от вредоносных
программ;
- безопасно работать в Интернете;
- составлять простейшие алгоритмы и
записывать их в графическом представлении;
- программировать с использованием линейных
алгоритмов;
- программировать с использованием
разветвляющих алгоритмов;
- программировать с использованием
циклических алгоритмов;
- программировать с использованием массивов;
- программировать с использованием
операторов управления;
- создавать однотабличные базы данных;
- создавать формы, формировать запросы;
- создавать отчеты для однотабличной базы
данных.
обеспечения в учебной
деятельности.
Использование
различных цифровых
средств для решения
учебных задач
13