Информатика (1 курс)

Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В.В. Маркова
«____» _______________ 202___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
УПУ.05 ИНФОРМАТИКА
(базовый уровень)

Специальность 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и
оборудования
Форма обучения очная

Ковылкино, 2023

Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего
(полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413;
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо
Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и
ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- Примерной рабочей программы общеобразовательной дисциплины
«Информатика» для профессиональных образовательных, утвержденной на
заседании Совета по оценке содержания и качества примерных рабочих программ
общеобразовательного
и
социально-гуманитарного
цикла
среднего
профессионального образования Протокол № 14 от 30 ноября 2022 г.

Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж».
Разработчик:
Преподаватель _______________

Э.П. Водяков

подпись

Программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии
общеобразовательного цикла.
Протокол № __________ от «____» _________ 20 ___ г.
Председатель ПЦК __________________ /___________________/

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Информатика»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Общеобразовательная дисциплина «Информатика» является обязательной частью
общеобразовательного цикла ПООП-П в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.16
Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код
ПК, ОК
ОК 01

Умения
распознавать задачу и/или проблему в
профессиональном и/или социальном
контексте;

актуальный профессиональный
и социальный контекст, в котором
приходится работать и жить;

анализировать задачу и/или проблему и
выделять её составные части;

основные источники информации и
ресурсы для решения задач и проблем
в профессиональном и/или социальном
контексте;
алгоритмы выполнения работ в
профессиональной и смежных областях;
методы работы в профессиональной и
смежных сферах;

определять этапы решения задачи;
выявлять и эффективно искать
информацию, необходимую для решения
задачи и/или проблемы;
составлять план действия;
определять необходимые ресурсы;

ОК 02

Знания

владеть актуальными методами работы в
профессиональной и смежных сферах;
реализовывать составленный план;
оценивать результат и последствия своих
действий (самостоятельно или с помощью
наставника)
определять задачи для поиска
информации;
определять необходимые источники
информации;
планировать процесс поиска;
структурировать получаемую
информацию;
выделять наиболее значимое в перечне
информации;

структуру плана для решения задач;
порядок оценки результатов решения
задач профессиональной деятельности;

номенклатура информационных
источников, применяемых в
профессиональной деятельности;
приемы структурирования информации
формат оформления результатов поиска
информации, современные средства и
устройства информатизации;
порядок их применения и программное
обеспечение в профессиональной
деятельности в том числе с
использованием цифровых средств;

оценивать практическую значимость
результатов поиска;
оформлять результаты поиска, применять
средства информационных технологий
для решения профессиональных задач;

4

использовать современное программное
обеспечение;
использовать различные цифровые
средства для решения профессиональных
задач

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

78

в т.ч. в форме практической подготовки

32

в т. ч.:
теоретическое обучение

28

лабораторные работы (если предусмотрено)

-

практические занятия (если предусмотрено)

48

курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)

-

Самостоятельная работа

2
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
Во всех ячейках со звездочкой (*) (в случае её наличия) следует указать объем часов, а в случае
отсутствия убрать из списка за исключением самостоятельной работы.

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Объем, акад. ч
/в том числе в
форме
практической
подготовки,
акад. ч

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

3

4

24
2

ОК 01

2

ОК 01
ОК 02

Содержание учебного материала
Двоичная система счисления. Восьмеричная система счисления.

2

ОК 01
ОК 02

Содержание учебного материала
Шестнадцатеричная система счисления.
Содержание учебного материала
Кодирование текстов. Кодирование графических изображений.
Содержание учебного материала
Логические операции. Логические выражения. Диаграммы Эйлера-Венна.
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 1. Логические операции и выражения.
Содержание учебного материала
Упрощение логических выражений.
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 2. Синтез логических выражений.
Содержание учебного материала
Логические элементы компьютера.
В том числе практических занятий

2

ОК 01
ОК 02
ОК 01
ОК 02
ОК 01
ОК 02

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

1

2
Базовый модуль с профессионально-ориентированным содержанием
Раздел 1. Информация и информационная деятельность человека
Тема 1.1. Информация и
Содержание учебного материала
информационные процессы
Информатика и информация. Что можно делать с информацией? Измерение
информации.
Тема 1.2. Принципы устройства
Содержание учебного материала
компьютеров
Магистрально-модульная организация компьютера. Процессор и память.

Устройства ввода и вывода.
Тема 1.3. Двоичная система
счисления. Восьмеричная система
счисления
Тема 1.4. Шестнадцатеричная
система счисления
Тема 1.5. Кодирование
информации
Тема 1.6. Логические операции и
выражения

Тема 1.7. Упрощение логических
выражений

Тема 1.8. Логические основы
компьютеров

2
2
2
2
2
2
2
2

ОК 01
ОК 02

ОК 01
ОК 02

2

7

Практическое занятие № 3. Построение схем на логических элементах.
Профессионально-ориентированное содержание
Основные понятия. Структура (топология) сети. Локальные сети.
Тема 1.10. Сеть Интернет
Профессионально-ориентированное содержание
Сеть Интернет. Адреса в Интернете.
Тема 1.11. Службы Интернета
Профессионально-ориентированное содержание
Службы Интернета. Электронная почта. Другие службы Интернета.
Тема 1.12. Информационная
Профессионально-ориентированное содержание
безопасность
Основные понятия. Защита от вредоносных программ. Безопасность в Интернете.
Раздел 2. Использование программных систем и сервисов
Тема 2.1. Прикладные программы
Содержание учебного материала
Программы для обработки текстов.
В том числе практических занятий
Практическая работа № 4. Технология создания и форматирования списков и
таблиц.
Тема. 2.2. Коллективная работа над Профессионально-ориентированное содержание
текстом
Коллективная работа над текстом.
В том числе практических занятий
Практическая работа № 5. Правила оформления рефератов.
Практическая работа № 6. Вставка компьютерных публикаций на основе
использования готовых шаблонов.
Тема 2.3. Графика в профессии
Содержание учебного материала
Растровая графика. Векторная графика. Графические редакторы: растровые и
векторные редакторы. Форматы графических файлов.
Тема 2.4. Технология обработки
Профессионально-ориентированное содержание
графической информации
Технологии обработки графических объектов.
В том числе практических занятий
Практическая работа № 7. Создание растровых изображений.
Практическая работа № 8. Создание векторных изображений.
Тема 2.5. Технология создания
Профессионально-ориентированное содержание
презентаций
Технология создания презентаций.
В том числе практических занятий
Практическая работа № 9. Создание компьютерных презентаций.
Практическая работа № 10. Представление профессиональной информации в виде
презентаций.
Практическая работа № 11. Интерактивные и мультимедийные объекты на слайде.
Практическая работа № 12. Гипертекстовое представление информации
Тема 1.9. Компьютерные сети

2
2
2
2
2
30
2

ОК 01
ОК 02
ОК 01
ОК 02
ОК 01
ОК 02
ОК 01
ОК 02
ОК 01
ОК 02

2
2
4

ОК 01
ОК 02

4
2
2
2

4
4
2
2
8

ОК 01
ОК 02
ОК 01
ОК 02

ОК 01
ОК 02

8
2
2
2

8

Тема 2.6. Моделирование
электронной таблицы

Содержание учебного материала
Основные элементы электронной таблицы. Типы данных.
В том числе практических занятий
Практическая работа № 13. Технология обработки числовой информации.
Тема 2.7. Технология обработки
Профессионально-ориентированное содержание
числовой информации
Формулы и функции в электронных таблицах.
В том числе практических занятий
Практическая работа № 14. Визуализация данных в электронных таблицах.
Практическая работа № 15. Решение прикладных задач с помощью табличного
процессора.
Раздел 3. Алгоритмизация и программирование
Тема 3.1. Системы и технологии
Содержание учебного материала
программирования
Примеры алгоритмов обработки информации. Основные типы алгоритмических
структур.
В том числе практических занятий
Практическая работа № 16. Простейшие программы.
Практическая работа № 17. Оператор условия. Оператор выбора.
Практическая работа № 18. Оператор цикла for.
Практическая работа № 19. Цикл с предусловием. Цикл с постусловием.
Практическая работа № 20. Одномерные массивы.

Раздел 4. Базы данных
Тема 4.1. Система управления
базами данных

Содержание учебного материала
Основные понятия баз данных.
В том числе практических занятий
Практическая работа № 21. Работа с таблицей.
Практическая работа № 22. Запросы.
Тема 4.2. Многотабличные базы
Профессионально-ориентированное содержание
данных.
Многотабличные базы данных. Реляционные базы данных.
В том числе практических занятий
Практическая работа № 23. Формы.
Практическая работа № 24. Отчеты.
Промежуточная аттестация в форме зачета

Всего:

2
4
2
2
4

ОК 01
ОК 02

ОК 01
ОК 02

4
2
2
12
12

10
2
2
2
2
2
10
6
4
2
2
4

ОК 01
ОК 02

ОК 01
ОК 02

ОК 01
ОК 02

4
2
2
2
78

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Информатики», оснащенный в соответствии с п. 6.1.2.1 образовательной
программы по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники
и оборудования.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для
использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда
образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже
печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может
быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные и электронные издания
1. К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин, Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10
класса: в 2ч. Ч.1 - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 -352 с.: ил.
2. К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин, Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10
класса: в 2ч. Ч.2 - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019 -352 с.: ил.
3. К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин, Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11
класса: в 2ч. Ч.1 - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017 -240 с.: ил.
4. К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин, Информатика. Углубленный уровень: учебник для 11
класса: в 2ч. Ч.2 - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017 -304 с.: ил.
5. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник для студ.
учреждений сред. проф. образования. — М., 2014
6. Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: Практикум
для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб.
пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М.С. Цветковой. — М., 2014
7. Малясова С.В., Демьяненко С.В. Информатика и ИКТ: Пособие для подготовки к
ЕГЭ: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой.
— М., 2013.
8. Кашаев С.М. Паскаль для школьников. Подготовка к ЕГЭ. – СПб.: БХВ-Петербург,
2011. – 336.: ил.
3.2.2. Дополнительные источники
9. Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод. комплекс для студ.
учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
10. Е.Р. Алексеев, О.В. Чеснокова, Т.В. Кучер, Free Pascal и Lasarus, учебник по
программированию. -М.: ДМК-пресс, 2010.

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в рамках
дисциплины:
- понятие информации и ее свойств;
- пример построения математической модели;
- единицы измерения информации;
- что можно делать с информацией;
- материальные и информационные модели;
- деревья;
- графы;
- количество информации;
- формулу Хартли.;
- формулу Шеннона;
- скорость передачи информации;
- обнаружение ошибок;
- помехоустойчивые коды;
- расстояние Хэмминга;
- дискретное кодирование;
- равномерное кодирование;
- правило умножения;
- неравномерное кодирование;
- декодирование;
- условие Фано;
- граф Ал. А. Маркова;
- системы счисления;
- особенности представление чисел в
компьютере;
- логические функции и схемы основы
элементной базы компьютера;
- логические выражения и таблицы истинности;
- логические схемы и логические диаграммы;
- историю развития вычислительной техники;
- магистрально-модульную организацию
компьютера
- основные характеристики компьютеров;
- многообразие компьютеров;
- многообразие внешних устройств,
подключаемых к компьютеру;
- текстовый редактор;
- шаблоны документов и других средств,
повышающих эффективность работы с текстом;
- понятие растровой графики;
- понятие векторной графики;
- графические редакторы
- программы трехмерной графики;
- системы автоматизированного
проектирования;
- форматы графических файлов;
- технологии создания презентаций;
- основные элементы электронной таблицы:
ячейка, строка, столбец, лист, книга;
- типы данных: число, текст, формула;
- относительные и абсолютные ссылки;

Критерии оценки
Полнота
продемонстрированных
знаний и умение
применять их при
решении практических
задач.

Методы оценки
Проверка знаний в
процессе учебных
занятий.
Тестирование
Кейс-задания

11

- историю Интернета;
- адресацию в Интернете;
- межсетевой протокол передачи данных
ТСР/IР;
- понятие IР-адреса;
- доменную систему имен;
- топологию локальных сетей (кольцо, звезда,
шина, сеть);
- аппаратные и программные средства
организации компьютерных сетей;
- что такое Интернет-страница и редакторы для
ее создания;
- структуру HTML-документа, теги, атрибуты;
- этические нормы информационной
деятельности человека;
- правовую охрану программ и данных
- методы защита информации (защита доступа к
компьютеру, защита программ от нелегального
копирования и использования, шифрование
данных, защита информации в Интернете);
- основные понятия;
- вредоносные программы;
- шифрование;
- хеширование и пароли;
- современные алгоритмы шифрования;
- алгоритмы для конкретного исполнителя с
фиксированным набором команд;
- примеры алгоритмов обработки информации;
- основные типы алгоритмических структур:
линейный алгоритм, ветвление, выбор, цикл;
- язык программирования Free Pascal;
- синтаксис программы;
- основные типы данных;
- семантику программы;
- основные алгоритмические конструкции языка
и соответствующие им операторы языка
программирования;
- среду визуального программирования Lasarus;
- главное меню.
- окно редактора;
- панель компонентов;
- инспектор объектов;
- систему хранения, поиска и сортировки
информации.
Перечень умений, осваиваемых в рамках
дисциплины:
- решать задачи с использованием графов;
- решать задачи с использованием формул
Хартли и Шеннона;
- решать задачи с условием Фано;
- переводить числа в десятичную систему
счисления;
- переводить числа из десятичной в двоичную,
восьмеричную и шестнадцатеричную системы
счисления;
- переводить числа из двоичной в
восьмеричную и шестнадцатеричную системы
счисления и обратно;

Применение средств
информационнокоммуникационных
технологий для
решения учебных
задач.
Осуществление поиска
информации в сети
"Интернет" для
решения учебных
задач.
Использование
современного
программного

Экспертное
наблюдение за ходом
выполнения
практических работ.
Оценка результатов
выполнения
практических работ.

12

- выполнять арифметические операции в
позиционных системах счисления;
- решать логические задачи;
- создавать каталоги;
- копировать, переименовывать, удалять файлы
с помощью интерфейса командной строки;
- применять базовые команды Windows;
- работать с файлами и каталогами с помощью
файлового менеджера и проводника;
- использовать системы проверки орфографии;
- применять технологии создания и
форматирования списков и таблиц;
- вставлять компьютерные публикации на
основе использования готовых шаблонов;
- решать задания, связанные с технологией
обработки графической и звуковой
информации;
- создавать растровые изображения при помощи
графических редакторов Gimp или Inkscape;
- создавать слайды;
- изменять структуру слайда;
- вставлять графические и звуковые объекты;
- применять анимационные эффекты;
- создавать гиперссылки для переходов между
слайдами;
- применять технологии обработки числовой
информации;
- решать прикладные задачи с помощью
табличного процессора;
- строить графики функций;
- правильно организовывать поиск информации
в Интернет с помощью браузеров;
- работать с электронной почтой;
- создавать HTML документ;
- организовывать защиту от вредоносных
программ;
- безопасно работать в Интернете;
- составлять простейшие алгоритмы и
записывать их в графическом представлении;
- программировать с использованием линейных
алгоритмов;
- программировать с использованием
разветвляющих алгоритмов;
- программировать с использованием
циклических алгоритмов;
- программировать с использованием массивов;
- программировать с использованием
операторов управления;
- создавать однотабличные базы данных;
- создавать формы, формировать запросы;
- создавать отчеты для однотабличной базы
данных.

обеспечения в учебной
деятельности.
Использование
различных цифровых
средств для решения
учебных задач

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».