Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_______________В.В. Маркова
«____» ____________ 202___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.11 «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Форма обучения очная
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.11 «ЭКОНОМИКА
ОРГАНИЗАЦИИ» разработана в соответствии с учебным планом и является
обязательной частью учебной программы, составленной в соответствии с
требованиями ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация
социального обеспечения.
Организация – разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»
Разработчик:
Преподаватель
Е. А. Калюта
_________________
Подпись
Программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии 40.02.01 Право и
организация социального обеспечения
Протокол № _____ от «____» ___________ 20__ г.
Председатель ПЦК
_______________________
Подпись
2
/__________________/
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
12
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.11 «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.11 «Экономика организации» является обязательной
частью
общепрофессионального
цикла
основной
образовательной
программы
в
соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 Право и организация социального
обеспечения.
Учебная дисциплина ОП.11 «Экономика организации» обеспечивает формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по
специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения. Особое значение
дисциплина имеет при формировании и развитии общих и профессиональных
компетенций ОК 2-4, ПК 1.1, ЛР20-24.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК
Умения
Знания
ОК 2-4,
- рассчитывать основные технико- законодательные
и
иные
ПК 1.1,
экономические
показатели нормативные
правовые
акты,
ЛР20-ЛР24 деятельности
организации
в регламентирующие организационносоответствии
с
принятой хозяйственную
деятельность
методологией;
организаций
различных
оценивать
эффективность организационно-правовых
форм;
использования основных ресурсов - состав и содержание материальноорганизации
технических,
трудовых
и
финансовых ресурсов организации;
- основные аспекты развития
организаций как хозяйствующих
субъектов в рыночной экономике;
материально-технические,
трудовые и финансовые ресурсы
организации,
показатели
их
эффективного использования;
- механизмы ценообразования на
продукцию (услуги), формы оплаты
труда в современных условиях;
- экономику социальной сферы и ее
особенности
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
60
в т.ч. в форме практической подготовки
в т. ч.:
теоретическое обучение
26
практические занятия
12
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация (зачет)
20
2
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.11 «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
Объем
в часах
1
2
Раздел 1 Отрасль и отраслевая структура
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Экономические основы 1. Экономические основы функционирования отрасли и организации (предприятия).
функционирования
Отраслевые особенности организации. Сущность отрасли и характеристика основных
отрасли и предприятия
отраслей.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Внутренняя и внешняя среда организации
Тема 1.2
Содержание учебного материала
Формирование и
Сущность отрасли и характеристика основных отраслей.
характеристика отрасли В том числе, практических занятий и лабораторных работ
и предприятия.
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2 Предприятие – основное звено в экономике
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Предприятие в
1. Предприятие (фирма) как субъект рыночной экономики. Классификация и структура
условиях рыночной
предприятий. Малые предприятия – важное условие развития национальной экономики.
экономики
Значение и задачи малого предприятия.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.2
3
4
2
2
2
2
2
2
4
2
2
4
ОК 2-4,
ПК 1.1,
ЛР20-ЛР24
ОК 2-4,
ПК 1.1,
ЛР20-ЛР24
ОК 2-4,
ПК 1.1,
ЛР20-ЛР24
2
Определение организационно-правовых форм организаций
2
Содержание учебного материала
2
6
Коды
компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
ОК 2-4,
Организация
производства
1. Производственная структура предприятия. Типы производства и организации
производственного процесса. Зависимость производственной структуры от размеров и
отраслевых особенностей предприятия. Показатели качества продукции. Стандарты.
Управление качеством продукции. Сертификация качества. Спрос и предложение на рынке
товаров и услуг. Жизненный цикл изделия.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Расчет длительности производственного цикла
Изучение лекционного материала
Раздел 3 Ресурсы предприятия и показатели их использования
Тема 3.1
Содержание учебного материала
Материально1. Основные фонды предприятия: характеристика, структура, оценка, показатели
техническая база
использования. Производственная мощность предприятия и её использование. Состав и
предприятия
структура оборотных средств. Нормирование сырья и материалов, производственных запасов.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 1. Определение состава, структуры основных средств, анализ
динамики
Практическое занятие № 2. Расчет показателей эффективности использования основных
фондов и оборотных средств, потребности в оборотных средствах. Выполнение расчёта
производственной мощности
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 3.2
Содержание учебного материала
Трудовые ресурсы
1. Трудовые ресурсы предприятия, их состав и структура. Производительность труда. Формы
предприятия
оплаты труда в современных условиях. Профессионально-квалификационный состав кадров
на предприятии.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 3.Расчет численности работающих и производительности труда
Практическое занятие № 4. Расчет заработной платы работников и составление расчетной
ведомости оплаты труда работников
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 4 Экономический механизм деятельности предприятия
Тема 4.1
Содержание учебного материала
7
ПК 1.1,
ЛР20-ЛР24
2
4
2
2
12
6
2
ОК 2-4,
ПК 1.1,
ЛР20-ЛР24
4
2
2
6
2
ОК 2-4,
ПК 1.1,
ЛР20-ЛР24
4
2
2
6
2
ОК 2-4,
Управление
предприятием.
Сущность и виды
планирования
Тема 4.2
Экономические
показатели результатов
деятельности
предприятия
1. Стратегия развития предприятия. Производственная программа предприятия. Сущность и
виды планирования. Отраслевые особенности планирования. Планирование деятельности
предприятия. Назначение, содержание, характеристика бизнес- плана предприятия.
2
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
4
Составление структуры бизнес-плана организации (предприятия)
2
Механизмы ценообразования на продукцию (услуги).
2
Содержание учебного материала
1. Себестоимости продукции и издержки производства. Структура затрат на производство и
реализацию продукции. Сметы комплексных затрат на производство.
2
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 4. 3
Содержание учебного материала
Формирование
1. Задачи, состав, структура и функции финансовых подразделений предприятий. Финансовое
финансовых
обеспечение деятельности предприятия. Денежные расчёты предприятий. Кредитование
результатов
предприятий. Прибыль, доход, рентабельность. Формирование, распределение и
деятельности
использование прибыли предприятия.
предприятия
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить реферат на тему: «Налоговая система: понятие, функции и способы взимания
налогов».
Раздел 5 Нормирование труда и сметы
Тема 5.1
Содержание учебного материала
Сущность и содержание 1. Классификация производственных процессов. Состояние организации нормирования труда
технического
в прошлом. Современное состояние организации нормирования труда в строительстве.
нормирования труда
Характеристика производственных процессов в строительстве.
Тема 5.2
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Составить таблицу: классификация факторов, влияющих на производительность труда
Содержание учебного материала
8
2
2
2
ПК 1.1,
ЛР20-ЛР24
ОК 2-4,
ПК 1.1,
ЛР20-ЛР24
ОК 2-4,
ПК 1.1,
ЛР20-ЛР24
2
2
12
2
2
ОК 2-4,
ПК 1.1,
ЛР20-ЛР24
2
2
2
ОК 2-4,
Принципы и методы
технического
нормирования труда
1. Цели и задачи технического нормирования труда. Содержание технического нормирования
труда в строительстве. Виды и классификация затрат рабочего времени, определяющие состав
технически обоснованных норм. Методы технического нормирования. Организация
нормативной работы. Виды сборников производственных норм.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Изучение лекционного материала
Тема 5.3
Содержание учебного материала
Проведение
1. Метод наблюдения при помощи фотоучета. Методы нормативных наблюдений при помощи
нормативных
хронометража. Метод технического учёта, нормативных наблюдений с использованием
наблюдений
фотографии рабочего дня.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 5. Проведение, обработка и оформление нормативных
исследований с применением метода фотоучета
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 5.4
Содержание учебного материала
Проектирование норм
1. Обработка результатов нормативных наблюдений. Разработка норм времени использования.
затрат труда
Разработка норм времени использования строительных машин и обслуживающих их рабочих.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 6. Заполнение бланка: по обработке результатов нормативных
наблюдений
Самостоятельная работа обучающихся
Изучить тему: «Проектирование норм для ручных процессов»
Промежуточная аттестация зачет
9
ПК 1.1,
ЛР20-ЛР24
2
2
2
4
2
ОК 2-4,
ПК 1.1,
ЛР20-ЛР24
2
2
4
2
2
2
2
2
2
ОК 2-4,
ПК 1.1,
ЛР20-ЛР24
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин», оснащенный
оборудованием: рабочее место преподавателя и рабочие места по количеству обучающихся;
плакаты; наглядные пособия;
техническими средствами обучения: компьютер с программным обеспечением, проектор; экран;
аудиовизуальные средства – схемы, рисунки, фото и видеоматериалы к занятиям в виде слайдов и
электронных презентаций.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При
формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее
одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в
качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1.
Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия):учебник
ср.спец.учеб.заведений.-М.:Магистр,2018.-255 с.
2.
Акимов В.В. Экономика отрасли.- М.: Инфро - М, 2018. - 304 с.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
для
3.2.2. Основные электронные издания
Экономика организации: учебник для среднего профессионального образования /
Е. Н. Клочкова, В. И. Кузнецов, Т. Е. Платонова, Е. С. Дарда; под редакцией
Е. Н. Клочковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. —
382 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13799-6. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469692
Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.minfin.ru/ru
Экономическая библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economylib.com
Кодексы и Законы Российской Федерации, правовая навигационная система
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zakonrf.info
3.2.3. Дополнительные источники
Котлер Ф. Основы маркетинга.-М.: «Прогресс», 2019
ФЗ РФ «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 3 8 - ФЗ
ФЗ «Закон о защите прав потребителей» (в редакции федеральных законов от
09.01.1996 г. № 2-ФЗ)
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
организация производственного
и технологического процессов;
материально – технические,
трудовые и финансовые ресурсы
отрасли и организации,
показатели их эффективного
использования;
механизмы ценообразования на
продукцию (услуги), формы
оплаты труда в современных
условиях;
методика разработки бизнес –
плана;
состав, порядок разработки,
согласования и утверждения
проектно-сметной
документации.
Знает
организацию
производственного и
технологического
процессов;
материально –
технические, трудовые и
финансовые ресурсы
отрасли и организации,
показатели их
эффективного
использования;
механизмы
ценообразования на
продукцию (услуги),
формы оплаты труда в
современных условиях;
методика разработки
бизнес – плана;
состав, порядок
разработки, согласования
и утверждения проектносметной документации.
Оценка решений
ситуационных задач.
Тестирование.
Устный опрос.
Практические занятия.
Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины:
рассчитывать по принятой
методологии основные техникоэкономические показатели
деятельности организации;
организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения
профессиональных задач,
оценивать их эффективность и
качество;
осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой для эффективного
выполнения профессиональных
задач, профессионального и
личностного развития;
составлять сметную
документацию, используя
нормативно-справочную
литературу.
рассчитывает по принятой
методологии основные
технико-экономические
показатели деятельности
организации;
организовывает
собственную деятельность,
выбирать типовые методы
и способы выполнения
профессиональных задач,
оценивать их
эффективность и качество;
осуществляет поиск и
использование
информации, необходимой
для эффективного
выполнения
профессиональных задач,
профессионального и
личностного развития;
составляет сметную
документацию, используя
нормативно-справочную
Экспертное наблюдение
за ходом выполнения
практической
работы.
Оценка
результатов
выполнения
практической работы.
Оценка решений
ситуационных задач.
12
литературу.
12