Физическая культура (1 курс)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В.В. Маркова
«____» _______________ 202___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
УПБ.06 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
(базовый уровень)

Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Форма обучения очная

Рабочая
КУЛЬТУРА

программа
разработана

учебного
на

предмета

основе

УПБ.06

ФИЗИЧЕСКАЯ

требований

федерального

государственного образовательного стандарта среднего общего образования
и с учетом федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и
организация социального обеспечения

.

Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»

Разработчик:
Преподаватель

________________

В. В.Резяпкин

Подпись

Программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии
общеобразовательного цикла
Протокол № _____ от «____» ___________ 202__ г.
Председатель ПЦК

___________________
Подпись

2

/ ___________________ /

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

7

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

11

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

13

5.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

14

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА УПБ.06 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
1.1. Место учебного предмета в структуре основной
образовательной программы:
Учебный предмет «Физическая культура» является обязательной
частью общеобразовательного цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация
социального обеспечения.
1.2. Планируемые результаты освоения предмета:
Особое значение учебного предмета имеет при формировании и развитии
общих компетенций. Юрист должен обладать общими компетенциями,
включающими в себя способность (по базовой подготовке):
Код
ОК

Формируемые в результате освоения данной основной профессиональной
образовательной программы подготовки специалистов среднего звена

ОК 01.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.

ОК 02.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное
поведение на основе общечеловеческих ценностей.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание
необходимого уровня физической подготовленности.
Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языке.
Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной
Сфере.

ОК 03.
ОК 04.
ОК 05.
ОК 06.
ОК 07.
ОК 08.
ОК 09.
ОК 10.
ОК 11.

В рамках программы общеобразовательнойучебного предмета
обучающимися осваиваются личностные (ЛР), метапредметные (МР),
4

предметные для базового уровня изучения (ПРб) результаты в соответствии с
требованиями ФГОС среднего общего образования
Коды
результатов

Результаты освоения общеобразовательного учебного предмета
должны отражать:
Личностные результаты

ЛР 02

ЛР 03
ЛР 05

ЛР 06

ЛР 07
ЛР 08
ЛР 09

ЛР 10
ЛР 11

ЛР 12
ЛР 13

МР 01

Гражданскую позицию как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности
Готовность к служению Отечеству, его защите
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами
гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности
Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность
и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям
Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности
Нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей
Готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение
к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной
и общественной деятельности
Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений
Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие
вредных
привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков
Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей,
умение оказывать первую помощь
Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем
Метапредметные результаты
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
5

МР 02
МР 03

МР 04

МР 05

МР 07
МР 09

ПРб 01

ПРб 02

ПРб 03
ПРб04

ПРб 05

корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания
Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной
деятельности,
владение навыками
получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников
Умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники
безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм,
норм информационной безопасности
Умение
самостоятельно
оценивать
и
принимать
решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и
нравственных ценностей
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения
Предметные результаты
Умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной
деятельности для организации здорового образа жизни, активного
отдыха и досуга, в том числе в подготовке к выполнению нормативов
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и
обороне» (ГТО)
Владение современными технологиями укрепления и сохранения
здоровья,
поддержания
работоспособности,
профилактики
предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной
деятельностью
Владение основными способами самоконтроля индивидуальных
показателей здоровья, умственной и физической работоспособности,
физического развития и физических качеств
Владение физическими упражнениями разной функциональной
направленности,
использование
их
в
режиме
учебной
и
производственной деятельности с целью профилактики переутомления и
сохранения высокой работоспособности
Владение техническими приемами и двигательными действиями
базовых видов спорта, активное применение их в игровой и
соревновательной деятельности

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебного предмета

176

В том числе в форме практической подготовки

6

практические занятия

117

Самостоятельная работа обучающегося

59

Промежуточная аттестация - зачёт

1

7

2.2. Тематический план и содержание общеобразовательного учебного предмета УПБ.06 Физическая культура
Наименование
разделов и тем

1

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

2

Тема 1.2
Всероссийский
физкультурноспортивный комплекс
«Готов к труду и
обороне» (ГТО)

Тема 1.3Основы

Коды общих
компетенций
(указанных в
разделе 1.2)
и личностных
метапредметных,
предметных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

3
Раздел 1
Теоретический раздел
Основное содержание

Тема 1.1Современное
состояние физической
культуры и спорта

Объем
в часах

12
12

Содержание учебного материала
1. Физическая культура как часть культуры общества и человека.
Понятие «здоровье» (физическое, психическое, социальное). Факторы,
определяющие здоровье.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить реферат на тему: «Психосоматические заболевания»
Содержание учебного материала
2. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и
обороне» (ГТО) — программная и нормативная основа системы
физического воспитания населения
3. Характеристика нормативных требований для обучающихся СПО
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить реферат на тему: история ГТО
Подготовить презентацию на тему: виды испытаний и их вывополнения
Содержание учебного материала
8

2
2
1
1
4
4
2
1
1
2

ПРб 01,
ЛР 02, ЛР 13,
МР 04, МР 05
ОК.01-ОК.09
ПРб 01,
ЛР 02, ЛР 03,
ЛР11,
МР 04
ОК.01-ОК.09

ПРб 01,

методики
самостоятельных
занятий
оздоровительной
физической культурой

4.Формы организации самостоятельных занятий оздоровительной
физической культурой; соблюдение требований безопасности и
гигиенических норм и правил во время занятий физической культурой
Организация
занятий
физическими
упражнениями
различной
направленности: подготовка к занятиям физической культурой (выбор мест
занятий, инвентаря и одежды, планирование занятий с разной
функциональной направленностью).

ЛР 05, ЛР 11,
ЛР12,
МР 01, МР 03
ОК.01-ОК.09
2

3. Основные принципы построения самостоятельных занятий.

Тема 1.4 Основы
самоконтроля за
индивидуальными
показателями
здоровья, умственной
и физической
работоспособности,
физического развития
и физических качеств

Тема 1.5 Физическая

Особенности самостоятельных занятий для юношей и девушек.
Нагрузка и факторы регуляции нагрузки при проведении самостоятельных
занятий физическими упражнениями
Самостоятельная работа обучающихся

1

Бегать можно в любое время дня за час до еды и через два часа после еды

1

Содержание учебного материала
5. Самоконтроль за индивидуальными показателями физического развития,
умственной и физической работоспособностью, индивидуальными
показателями физической подготовленности
6.Дневник самоконтроля
Физические качества, средства их совершенствования
Самостоятельная работа обучающихся
Одежда и обувь, специально предназначенные для занятий физическими
упражнениями,
должны
обеспечивать
благоприятные
условия
жизнедеятельности организма в различных метеорологических условиях и
соответствовать правилам гигиены.
При надрывах мышц возникает острая боль, утрачивается способность
выполнять движение. В этом случае область надрыва нужно охладить и
выше места повреждения наложить повязку из эластичного бинта
Профессионально ориентированное содержание
Содержание учебного материала

4

9

2
2

ПРб 03,
ЛР 05, ЛР 11, ЛР
12,
МР 01, МР 03
ОК.01-ОК.09

2
1

1
6
2

ПРб 01, ПРб 02,

культура в режиме
трудового дня

Здоровый образ жизни и профессиональная деятельность; зоны риска
физического здоровья.
Формы организации физической культуры в условиях профессиональной
деятельности, их роль и значение в оптимизации работоспособности и
профилактике переутомления

В том числе практических занятий
7.Определение возможностей различных форм организации физической
культуры
в
оптимизации
работоспособности
и
профилактике
переутомления в условиях профессиональной деятельности
Самостоятельная работа обучающихся
Восстановление функциональных показателей во время перерывов до
уровня, низкого к до рабочему
Наличие устойчивого уровня функциональных психофизиологических
показателей во время работы и после окончания ее последовательных
периодов
Быстрой врабатываемостью, длительным поддержанием высокого уровня
работоспособности и продолжительности труда
Тема 1.6
Содержание учебного материала
ПрофессиональноПонятие «профессионально-прикладная физическая подготовка»
прикладная физическая В том числе практических занятий
подготовка
8. Определение значимых физических и личностных качеств с учётом
специфики получаемой профессии/специальности
9. Задачи профессионально-прикладной физической подготовки
Средства профессионально-прикладной физической подготовки
Самостоятельная работа обучающихся
Основная стойка. В среднем темпе выполнить упор присев, затем упор
лежа, упор присев и прийти в исходное положение. При выполнении
упражнения дыхание должно быть равномерным и без задержки.
Упражнение повторить 8-10 раз от 3 до 5 серий с интервалом отдыха между
сериями 15-20 сек.

10

2

ЛР 05, ЛР 09, ЛР
11, ЛР 12, ЛР 13,
МР 01, МР 04,
МР 09
ОК.01-ОК.09

2
3
1
1
1
4

2
2
2

1

ПРб 01,
ЛР 05, ЛР 09, ЛР
11, ЛР 13,
МР 01, МР 04,
МР 09
ОК.01-ОК.09

Наклон туловища вперед, ноги на ширине плеч, руки держат гири хватом
сверху за ручки гирь. В медленном и среднем темпе поднять гири к груди,
затем их опустить. При сгибании локтей сделать глубокий выдох, а при
разгибании – вдох. Упражнение повторить 10-12 раз от 2 до 3 серий с
интервалом отдыха между сериями 20 сек.
Раздел № 2 Практический раздел
Методико-практические занятия
Основное содержание
Тема 2.1 Подбор
упражнений,
составление и
проведение
комплексов
упражнений для
различных форм
организации занятий
физической культурой

Тема 2.2 Составление
и проведение
самостоятельных
занятий по подготовке
к сдаче норм и
требований ВФСК
«ГТО»

Содержание учебного материала
Упражнения и комплексы упражнений для утренней гимнастики,
физкультминуток, физкультпауз, коррекции осанки и телосложения
Упражнения и комплексы упражнений различной функциональной
направленности
В том числе практических занятий
10.Освоение методикисоставления и проведения комплексов упражнений
утренней
зарядки,
физкультминуток,
физкультпауз,
комплексов
упражнений для коррекции осанки и телосложения
Самостоятельная работа обучающихся
Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений
утренней зарядки
Содержание учебного материала
1.Техника тестовых упражнений комплекса ГТО
2. Этапы подготовки к выполнения тестовых упражнений обучающимися
СПО.
3. Упражнения и комплексы упражнений для подготовки к выполнению
тестовых упражнений
В том числе практических занятий
11. Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений
для подготовки к выполнению тестовых упражнений
12.Освоение методики составления планов-конспектов и выполнения
самостоятельных заданий по подготовке к сдаче норм и требований ВФСК
«ГТО»
Самостоятельная работа обучающихся

1

98
8
8

2

ПРб 01, ПРб 02,
ПРб 04,
ЛР 05, ЛР 11, ЛР
12,
МР 01, МР 04, МР
05, МР 09

2

ОК.01-ОК.09

-

1
1
4

-

4
2

2
2

11

ПРб 01,
ЛР 03, ЛР 05, ЛР
11,
МР 01, МР 04, МР
09
ОК.01-ОК.09

Тема 2.3
Осуществление
самоконтроля за
индивидуальными
показателями
физического развития
и физических качеств,
здоровья, умственной
и физической
работоспособности

Тема 2.4.
Составление и
проведение
комплексов
упражнений для
различных форм
организации занятий
физической культурой
при решении
профессиональноориентированных
задач

Проведение комплексов упражнений для подготовки к выполнению
тестовых упражнений
Беговая часть, прыжковая часть, силовые упражнения, заключительная
часть
Содержание учебного материала
1. Практическое применение методов самоконтроля за индивидуальными
показателями физического развития
2. Практическое применение методов самоконтроля за индивидуальными
показателями умственной и физической работоспособностью
3. Практическое применение методов самоконтроля за индивидуальными
показателями физической подготовленностью
В том числе практических занятий
13. Применение методов самоконтроля и оценка физического развития,
оценка умственной работоспособности и состояния здоровья.
Самостоятельная работа обучающихся
Сила мускул рук определяется динамометром. Данное значение связано с
предыдущим, а также с весом человека и иными параметрами. Для мужчин
это от 60 до 70 % от массы тела, а у лиц женского пола – до 45 %.
Профессионально ориентированное содержание
Содержание учебного материала
1.Упражнения и комплексы упражнений для производственной гимнастики
2.Упражнения
и
комплексы
упражнений
для
профилактики
профессиональных заболеваний с учётом специфики будущей
профессиональной деятельности
3.Упражнения и комплексы упражнений для профессионально-прикладной
физической подготовки с учётом специфики будущей профессиональной
деятельности
В том числе практических занятий
14.Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений
для производственной гимнастики, комплексов упражнений для
профилактики профессиональных заболеваний с учётом специфики
будущей профессиональной деятельности.
Самостоятельная работа обучающихся
Проведения комплексных упражнений для гимнастики
12

1
1

-

ПРб 03,
ЛР 05, ЛР 11, ЛР
12,
МР 01, МР 03
ОК.01-ОК.09

2
2
1
1

4
-

ПРб 01, ПРб 02,
ПРб 04,
ЛР 05, ЛР 11, ЛР
12, ЛР 13,
МР 01, МР 04, МР
05, МР 09
ОК.01-ОК.09

2
2

1
1

Тема 2.5
Профессиональноприкладная физическая
подготовка

Основное содержание
Тема 2.6. Физические
упражнения для
оздоровительных форм
занятий физической
культурой

Содержание учебного материала
1. Упражнения современных оздоровительных систем физического
воспитания, ориентированные на поддержание работоспособности в
процессе производственной деятельности, профилактику заболеваний,
связанных с общеобразовательной и производственной деятельностью
2. Виды физкультурно-спортивной деятельности, двигательные задания,
упражнения, способствующие развитию значимых в профессиональной
деятельности физических и психических качеств.
В том числе практических занятий
15. Освоение упражнений современных оздоровительных систем
физического воспитания, ориентированные на поддержание
работоспособности в процессе производственной деятельности,
профилактику заболеваний, связанных с учебной и производственной
деятельностью
Самостоятельная работа обучающихся
стоя, в руках скакалка. В среднем и быстром темпе, вращая скакалку,
выполнять подскоки одновременно на двух ногах. Упражнение повторить
20-30 раз от 2 до 3 серий с интервалом отдыха между сериями 15 сек. При
выполнении упражнения дыхание должно быть равномерным и без
задержки
Учебно-тренировочные занятия
Содержание учебного материала
1. Упражнения современных оздоровительных систем физического
воспитания,
ориентированных
на
повышение
функциональных
возможностей организма, развитие основных физических качеств,
поддержания работоспособности
В том числе практических занятий
16. Освоение упражнений современных оздоровительных систем
физического воспитания
Самостоятельная работа обучающихся
Стоять прямо, ноги на ширине плеч. Согнуть в коленях обе ноги и
наклониться вперед. Встать прямо.
13

2
-

ПРб 01, ПРб 04,
ПРб 05,
ЛР 05, ЛР 06, ЛР
09, ЛР 07, ЛР 08,
ЛР 10, ЛР 11, ЛР
12, ЛР 13.
МР 03. МР 07
ОК.01-ОК.09

2

2

1

1

36
36
2
-

ПРб 04,
ЛР 05,ЛР 11, ЛР
12
МР 03

2

ОК.01-ОК.09

2
1
1

2.7. Гимнастика
Тема 2.7 (1) Основная
гимнастика
(обязательный вид)

Тема 2.7 (2)
Спортивная
гимнастика

10

Содержание учебного материала
1. Строевые упражнения. Строевые приемы: построения и перестроения,
передвижения, размыкания и смыкания
2. Общеразвивающие упражнения без предмета, с предметом, парные,
групповые, на снарядах и тренажерах
3. Прикладные упражнения: ходьбы и бега, упражнения в равновесии,
лазанье и перелазание, метание и ловля, поднимание и переноска груза,
прыжки
4. Техника безопасности на занятиях гимнастикой
В том числе практических занятий
17. Выполнение строевых приёмов, поворотов на месте, передвижений.
Выполнение построений и перестроений; размыкания и смыкания
Самостоятельная работа обучающихся
Берёзка - положение лёжа на спине, ноги в потолок, попу придерживаем
руками (руки в локтях согнуты, ноги вместе)
Содержание учебного материала
Элементы и комбинации на снарядах спортивной гимнастики:
Девушки
Юноши
1. Висы и упоры: толком ног
1. Висы и упоры: подъем в упор
подъем в упор на верхнюю жердь;
силой; вис согнувшись – вис
толком двух ног вис углом; сед
прогнувшись
сзади;
подъем
углом равновесие на нижней жерди, переворотом, сгибание и разгибание
упор присев на одной махом соскок. рук в упоре на брусьях; подъем
разгибов в сед ноги врозь; стойка на
плечах из седа ноги врозь; соскок
махом назад.
2. Бревно: вскок, седы, упоры, 2. Перекладина: висы, упоры,
прыжки,
разновидности переходы из виса в упор и из упора в
передвижений,
равновесия, вис, размахивания, размахивания
танцевальные шаги, соскок с конца изгибами, подъем переворотом,
бревна
подъем разгибом, обороты назад и
вперед, соскок махом вперед (назад)
14

2

-

ПРб 01, ПРб 05,
ЛР 07, ЛР 10,
ЛР 11,
МР 01, МР 02, МР
07
ОК.01-ОК.09

2
2
1
1
2

ПРб 01, ПРб 05,
ЛР 07, ЛР 10, ЛР
11,
МР 01, МР 02, МР
07
ОК.01-ОК.09

Тема 2.7 (3)
Акробатика.

Тема 2.7 (4) Аэробика

3. Опорные прыжки: через коня
3. Опорные прыжки: через коня
углом с косого разбега толчком
ноги врозь
одной ногой
В том числе практических занятий
19. Освоение и совершенствование элементов и комбинаций на брусьях
разной высоты (девушки); на параллельных брусьях (юноши)
Самостоятельная работа обучающихся
Опорные прыжки: через коня ноги врозь, повторение прыжков на месте, с
разбега
Содержание учебного материала
1. Элементы - кувырок вперед, кувырок назад, длинный кувырок, кувырок
через плечо, стойка на лопатках, мост, стойка на руках, стойка на голове и
руках, переворот боком «колесо», равновесие «ласточка»
2. Выполнение акробатической комбинации (последовательность
выполнения элементов в акробатической комбинации может изменяться):
Девушки
Юноши
И.П. - О.С.: Равновесие на левой И.П. – О.С.: Стойка на руках махом
(правой) - Шагом правой кувырок одной и толчком другой (О) вперед ноги скрестно и поворот Кувырок вперед - Кувырок вперед в
кругом Кувырок назад - упор присев - Силой, стойка на
Перекатом назад стойка на лопатках голове с опорой руками (Д)-Силой
- Кувырок назад через плечо в упор, опускание в упор лёжа. Толчком ног
стоя на левом (правом) колене, упор присев. Встать - Мах левой
правую (левую) назад. Встать - (правой)
и
переворот
боком
Переворот
боком
«колесо». «колесо»
приставляя
правую
Приставляя правую (левую) прыжок (левую) полуприсед и прыжок
прогнувшись, И.П.
прогнувшись, И.П.
В том числе практических занятий
21. Освоение акробатических элементов. Освоение и совершенствование
акробатической
комбинации.
Совершенствование
акробатических
элементов.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить презентацию на тему: «Техника акробатических упражнений»
Содержание учебного материала
15

2
2
1
1
2

ПРб 01, ПРб 05,
ЛР 07, ЛР 10, ЛР
11,
МР 01, МР 02, МР
07
ОК.01-ОК.09

2
2
1
1
2

ПРб 01, ПРб 04,

Тема 2.7 (5)
Атлетическая
гимнастика

1. Базовые, основные и модифицированные шаги аэробики, прыжки,
передвижения, танцевальные движения в оздоровительной аэробике.
2. Упражнения
аэробного
характера
для
совершенствования
функциональных систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой).
3. Комплексы для развития физических способностей, в т.ч. с
использованием новых видов оборудования и направлений аэробики
(классическая, степ-аэробика, фитбол-аэробика и т. п.).
В том числе практических занятий
23. Освоение базовых, основных и модифицированных шагов аэробики,
прыжков,
передвижений,
танцевальных
движений.
Выполнение
упражнений аэробного характера для совершенствования функциональных
систем организма.
Самостоятельная работа обучающихся
Руки на талию, ноги на ширине плеч – это исходное положение. Согните
ноги в колени и опуститесь в полуприсед. Выпрямляясь из положения
полуприседа, одновременно поднимите правую ногу в сторону так высоко,
как сможете. Вернитесь в исходное положение.
Содержание учебного материала
1. Упражнения с отягощениями и сопротивлениями для различных
мышечных групп
2. Упражнения для снижения жирового и увеличение мышечного
компонентов тела
3. Комплексы упражнений для рук и плечевого пояса, мышц спины и
живота, мышц ног с использованием собственного веса, со свободными
весами (с гантелями, гирями, штангами, фитнесс оборудованием), на
силовых тренажерах и кардиотренажерах
В том числе практических занятий
24. Выполнение упражнений и комплексов упражнений атлетической
гимнастики для рук и плечевого пояса, мышц спины и живота, мышц ног с
использованием собственного веса, упражнения со свободными весами.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить презентацию на тему: «Атлетическая гимнастика и ее
разделы»
2.8 Лыжи
16

-

ПРб 05,
ЛР 07, ЛР 10, ЛР
11,
МР 01, МР 02, МР
07
ОК.01-ОК.09

2
2
1
1
2

-

2
2
1
1
8

ПРб 01, ПРб 04,
ПРб 05,
ЛР 07, ЛР 10, ЛР
11,
МР 01, МР 02, МР
07
ОК.01-ОК.09

2.8.
Лыжная подготовка

Тема 2.9 (1) Футбол

Содержание учебного материала
В том числе практических занятий
25. Освоение и совершенствование развития общей выносливости,
совершенствование техники подъемов
26. Освоение и совершенствование техники спусков
27. Освоение и совершенствование техники торможении и поворотов
28. Развитие физических способностей средствами лыжных гонок (5 км)
Самостоятельная работа обучающихся
Низкая стойка. Имитация стойки на месте: в приседе обхватить голени
ниже коленей, затем вытянуть руки вперёд
Имитация стоек на месте. Высокая – в наклоне - ладони на коленях,
основная – локти на коленях.
Приставные шаги на лыжах влево и вправо
Ходьба на закантованных лыжах влево и вправо по равнине
2.9 Спортивные игры
Содержание учебного материала
1.Техника выполнения приёмов игры: удар по летящему мячу средней
частью подъема ноги, удары головой на месте и в прыжке, остановка мяча
ногой, грудью, отбор мяча, обманные движения, техника игры вратаря
Тактика игры в футбол: тактика защиты, тактика нападения
Правила игры. Игра по упрощенным правилам на площадках разных
размеров. Игра по правилам
Техника безопасности на занятиях футболом
В том числе практических занятий
29. Освоение и совершенствование техники выполнения приёмов игры
30.Освоение и совершенствование техники выполнения приёмов игры
31. Освоение и совершенствование приёмов тактики защиты и нападения
32. Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности
33. Развитие физических способностей средствами футбола
Самостоятельная работа обучающихся
Пробежка с мячом по квадрату или от стены к стене
Ведение мяча одной ногой, затем попеременно
старты из различных положений с подбором мяча — 10—15 м
упражнения на развитие силы броска на дальность и точность при помощи
17

8
2
2
2
2
4
1
1
1
1
40
10

-

10
2
2
2
2
2
5
1
1
1
1

ПРб 01, ПРб 04,
ПРб 05,
ЛР 05, ЛР 06,
ЛР 07, ЛР 08, ЛР
10, ЛР 11,
МР 01, МР 02, МР
07
ОК.01-ОК.09

Тема 2.9 (2) Баскетбол

Тема 2.9 (3) Волейбол

набивного мяча весом 3—4 кг
старты из ворот из различных положений сидя, лежа на расстояние 5, 10,
15 м с подбором мяча, лежащего в разных точках штрафной площади
Содержание учебного материала
Техника выполнения приёмов игры: перемещения, остановки, стойки
игрока, повороты; ловля и передача мяча двумя и одной рукой, на месте и в
движении, с отскоком от пола; ведение мяча на месте, в движении, по
прямой с изменением скорости, высоты отскока и направления, по
зрительному и слуховому сигналу; броски одной рукой, на месте, в
движении, от груди, от плеча; бросок после ловли и после ведения мяча,
бросок мяча
Тактика игры в баскетбол: тактика защиты, тактика нападения.
Правила игры. Игра по упрощенным правилам на площадках разных
размеров. Игра по правилам
Подвижные игры и эстафеты с элементами баскетбола
Техника безопасности на занятиях баскетболом
В том числе практических занятий
34. Освоение и совершенствование техники выполнения приёмов игры
35. Освоение и совершенствование техники выполнения приёмов игры
36. Освоение и совершенствование приёмов тактики защиты и нападения
37. Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности
38. Развитие физических способностей средствами баскетбола
Самостоятельная работа обучающихся
Бросок мяча в стену, поворот вокруг себя и попытка поймать
Игрок отбивает мяч от пола правой рукой, расставив при этом пальцы.
Затем делает это левой рукой. После того как упражнение начнет
получаться безошибочно, игрок делает его, шагая вперед. Следующее
усложнение: чередовать правую и левую руки
Один игрок выполняет ведение мяча, а второй пытается его забрать. Потом
спортсмены меняются ролями
Тактика командных взаимодействий
Характеристика игровых амплуа и функции игроков в баскетболе
Содержание учебного материала
Техника выполнения приёмов игры: стойки игрока, перемещения, передача
18

1
10

-

ПРб 01, ПРб 04,
ПРб 05,
ЛР 05, ЛР 06,
ЛР 07, ЛР 08, ЛР
10, ЛР 11,
МР 01, МР 02, МР
07
ОК.01-ОК.09

10
2
2
2
2
2
5
1
1

1
1
1
10
-

ПРб 01, ПРб 04,
ПРб 05,

Тема 2.9 (4) Теннис

мяча, подача, нападающий удар, прием мяча снизу двумя руками, прием
мяча одной рукой с последующим нападением и перекатом в сторону, на
бедро и спину, прием мяча одной рукой в падении
Тактика игры в волейбол: тактика защиты, тактика нападения
Правила игры. Игра по упрощенным правилам. Игра по правилам
Подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола
Техника безопасности на занятиях волейболом
В том числе практических занятий
39. Освоение и совершенствование техники выполнения приёмов игры
40. Освоение и совершенствование техники выполнения приёмов игры
41. Освоение и совершенствование приёмов тактики защиты и нападения
42. Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности
43. Развитие физических способностей средствами волейбола
Самостоятельная работа обучающихся
Многократные прыжки на двух ногах с касанием предметов, подвешенных
на оптимальной высоте
Сгибание и разгибание экспандера, главным образом воздействующего на
мышцы кистей
Броски набивных мячей разного веса, из различных положений и на
различные расстояния
Вращательные движения туловищем в различных направлениях
Прыжки на скакалке с максимальной скоростью
Содержание учебного материала
Техника выполнения приёмов игры: упражнения с мячом - «школа мяча»;
способы хватки ракетки (для удара справа, слева, универсальная хватка);
упражнения с ракеткой; упражнения с ракеткой и мячом. Технические
элементы: удары по мячу, перемещения по площадке, передвижения игрока
(старт из исходного положения, движение к мячу, «вход» в удар, «выход»
из удара и повторный старт, выход на позицию наивысшей готовности для
следующего ответа); подача, приём подачи (свеча)
Тактика игры в теннис: тактика защиты, тактика нападения
Правила игры. Игра по упрощенным правилам. Игра по правилам
Подвижные игры и эстафеты с элементами тенниса
Техника безопасности на занятиях теннисом
19

ЛР 05, ЛР 06,
ЛР 07, ЛР 08, ЛР
10, ЛР 11,
МР 01, МР 02, МР
07
ОК.01-ОК.09
10
2
2
2
2
2
5
1
1
1
1
1
10

-

ПРб 01, ПРб 04,
ПРб 05,
ЛР 05, ЛР 06,
ЛР 07, ЛР 08, ЛР
10, ЛР 11,
МР 01, МР 02, МР
07
ОК.01-ОК.09

Тема 2.9(5)
Спортивные игры,
отражающие
национальные,
региональные или
этнокультурные
особенности

Тема 2.10 Лёгкая
атлетика

В том числе практических занятий
44. Освоение и совершенствование техники выполнения приёмов игры
45. Освоение и совершенствование техники выполнения приёмов игры
46. Освоение и совершенствование приёмов тактики защиты и нападения
47. Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности
48. Развитие физических способностей средствами тенниса
Самостоятельная работа обучающихся
Подбор и выполнение упражнений для развития перемещения теннисиста
Выполнение подготовительных упражнений с мячом и ракеткой
Выбор тактики игры против «атакующего»
Выбор тактики игры против «защитника»
Наиболее эффективные способы перемещения в парной игре
Содержание учебного материала
Развитие физических способностей средствами игры
Техника выполнения приёмов игры
Правила игры.
Правила поведения и техника безопасности на занятиях
В том числе практических занятий
49.Освоение и совершенствование техники выполнения приёмов игры
Самостоятельная работа обучающихся
Развитие физических способностей средствами игры
2.10. Легкая атлетика
Содержание учебного материала
1. Техника бега (кроссового бега, бега на короткие, средние и длинные
дистанции), высокого и низкого старта, стартового разгона,
финиширования; бега 100 м, эстафетный бег 4 *100 м, 4*400 м; бега по
прямой с различной скоростью, равномерного бега на дистанцию 2 000 м
(девушки) и 3 000 м (юноши)
2. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги»; прыжка в высоту
способами: «прогнувшись», перешагивания, «ножницы», перекидной
3.Метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши); толкание ядра
4. Подвижные игры и эстафеты с элементами легкой атлетики
20

10
2
2
2
2
2
5
1
1
1
1
1
2

2

ПРб 01, ПРб 04,
ПРб 05,
ЛР 05, ЛР 06, ЛР
07, ЛР 08, ЛР 10,
ЛР 11, МР 01, МР
02, МР 07, ОК.01ОК.09

1
1

-

ПРб 01, ПРб 04,
ПРб 05,
ЛР 07, ЛР 10, ЛР
11,
МР 01, МР 02, МР
07
ОК.01-ОК.09

2.

3.

4.

5.
6.

5. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой
В том числе практических занятий
50. Совершенствование техники спринтерского бега
51. Совершенствование техники спринтерского бега
52. Совершенствование техники бега на средние и длинные дистанции
53. Совершенствование техники бега на средние и длинные дистанции
54. Совершенствование техники эстафетного бега
55. Совершенствование техники прыжка в длину с разбега
56. Совершенствование техники прыжка в высоту с разбега
57.Совершенствование техники метания
58. Развитие физических способностей средствами лёгкой атлетики
59. Развитие высокого и низкого старта, стартового разгона,
финиширования.
60. Развитие физических способностей средствами лёгкой атлетики
61.Совершенствование техники бега.
Самостоятельная работа обучающихся
Самостоятельное совершенствование технико – тактических действий и
развитие двигательных качеств
Бег с высоким подниманием колен – упражнение направлено на мышцы
передней поверхности бедра, а за счет того, что оно выполняется на носках
происходит дополнительное воздействие на мышцы голени.
Бег с захлестыванием голени – упражнение направлено на заднюю
поверхность бедра. То есть в идеале должно выполняться до или после
поднимания колен.
Перекаты с пятки на носок – упражнение разминает мышцы и связки
стопы, а также ахиллово сухожилие. Дополнительно происходит
сокращение мышц бедра и голени.
Многоскоки – это прыжки с ноги на ногу с акцентом на длину, которые
призваны размять (а при длительном повторении укрепить) четырехглавую
бедренную и трехглавую голеностопную мышцы.
Подскоки – это короткие прыжки с ноги на ногу с акцентом на высоту. Их
целью является тренировка мышц сгибателей стопы.
Бег на прямых ногах является упражнением, которое может быть похоже на
статическое в отношении мышц бедра и голени.
21

23
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
11
1
1

1

1

1
1
1

7. Бег спиной вперед используется для улучшения координационных
способностей, поскольку вынуждает организм действовать при необычных
обстоятельствах. Тренируется периферийное зрение, а также укрепляются
мышцы ног и спины.
8. Бег скрестным шагом включает в активную работу сразу несколько
мышечных групп: спина, тазовые мышцы, а также мышцы бедер, голени и
свода стоп.
9. Велосипед или бег колесом является особенным упражнением в легкой
атлетике поскольку почти полностью соответствует движениям, которые
происходят во время бега. Оно похоже на бег с подниманием колен, но в
данном случае движения выполняются более длительный период, а высота
колена выше.
Техника прыжка в высоту с разбега способом, перешагивания,
отталкивание, полёт (переход через планку) приземление
Промежуточная аттестация - зачёт
Всего:

22

1

1

1

1
1
117

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Для реализации программы общеобразовательного предмета
должны быть предусмотрены спортивные сооружения:
(универсальный)
спортивный
зал,
оснащенный
спортивным
инвентарём и оборудованием, обеспечивающим достижение результатов
освоения общеобразовательногопредмет;
оборудованные открытые спортивные площадки, обеспечивающие
достижение результатов освоения общеобразовательного предмета;
плавательный бассейн, оснащенный спортивным инвентарём и
оборудованием, обеспечивающим достижение результатов освоения
общеобразовательного учебного предмета.
Перечень оборудования и инвентаря спортивных сооружений:
Спортивные игры
Щит баскетбольный игровой (комплект); щит баскетбольный
тренировочный, щит баскетбольный навесной, ворота, трансформируемые
для гандбола и мини-футбола(комплект), кольца баскетбольные,ворота
складные для флорбола и подвижных игр (комплект), табло игровое
(электронное), мяч баскетбольный №7 массовый, мяч баскетбольный №7 для
соревнований, мяч баскетбольный №5 массовый, мяч футбольный №4
массовый, мяч футбольный №5 массовый, мяч футбольный №5 для
соревнований, насос для накачивания мячей с иглой, жилетки игровые, сетка
для хранения мячей, конус игровой.
Гимнастика
Стенка гимнастическая, скамейка гимнастическая, комплект матов
гимнастических №2, модуль гимнастический многофункциональный, мостик
гимнастический подкидной, бревно гимнастическое напольное, кронштейн
навесной для канатов, канат для лазания 5м. (со страховочным устройством),
перекладина гимнастическая пристенная, коврик гимнастический, палка
гимнастическая №3, обруч гимнастический №2, скакалка гимнастическая.
Легкая атлетика
Стойки для прыжков в высоту (комплект), граната для метания
Ядро для толкания
Общефизическая подготовка
Перекладина навесная универсальная, брусья навесные, снаряд «доска
наклонная», горка атлетическая, комплект гантелей обрезиненных 90 кг,
эспандер универсальный, лестница координационная (12 ступеней), комплект
медболов №3.
Лыжный спорт
Стеллаж для хранения лыж
Подвижные игры
Набор для подвижных игр в контейнере, сумка для подвижных игр
Оборудование для проведения соревнований
скамейка для степ-теста – пьедестал, весы напольные, сантиметр
23

мерный, комплект для соревнований №1, аппаратура для музыкального
сопровождения, персональный компьютер (ведение мониторингов и иных
документов)
Прочее
Аптечка медицинская, сетка заградительная
Открытые спортивные площадки:
стойки для прыжков в высоту, перекладина для прыжков в высоту, зона
приземления для прыжков в высоту, решетка для места приземления,
указатель расстояний для тройного прыжка, брусок отталкивания для
прыжков в длину и тройного прыжка, турник уличный, брусья уличные,
рукоход уличный, полоса препятствий, ворота футбольные, сетки для
футбольных ворот, мячи футбольные, сетка для переноса мячей, колодки
стартовые, барьеры для бега, стартовые флажки или стартовый пистолет,
флажки красные и белые, палочки эстафетные, круг для метания ядра,
указатели дальности метания на 25, 30, 35, 40, 45, 50, 55 м, нагрудные
номера, тумбы «Старт—Финиш», «Поворот», рулетка металлическая,
мерный шнур, секундомеры.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы

1.
2.

3.
4.

5.

3.2.1. Основные печатные издания
Физическая культура (базовый уровень)», Андрюхина Т.В., Третьякова
Н.В. /Под ред. Виленского М.Я. – ООО «Русское слово», 2019 г.
Физическая культура. 10-11 классы: учебник для общеобразоват.
организаций: базовый уровень / А.П. Матвеев. — М.: Просвещение,
2019. — 319 с.
Физическая культура. 10-11 классы: Учебник для общеобразоват.
учреждений / Г.И. Погадаев. — М.: ДРОФА / Учебник, 2019. — 288 с.
Физическая культура. 10-11 классы: Учебник для общеобразоват.
организаций: базовый уровень / В. И. Лях. — 6-е изд. — М.:
Просвещение, 2019. — 255 с.https://fk12.ru/books/fizicheskaya-kultura10-11-klassy-lyah
Физическая культура. 10-11 классы: Учебник для общеобразоват.
учреждений / А.П. Матвеев, Е.С. Палехова. — М.: Вентана-Граф /
Учебник, 2019. — 160 с.

1.2.3. Дополнительные источники
1. Министерство спорта Российской Федерации. Развитие самбо до 2024
годаhttps://xn--b1atfb1adk.xn--p1ai/page361/projects/page36/
2. «Программа развития самбо в Российской Федерации до 2024 года»
(приказ Минспорта России № 427 от 12 мая 2017 года)
3. Аллянов, Ю. Н.
Физическая культура: учебник для среднего
профессионального образования / Ю. Н. Аллянов, И. А. Письменский.
— 3-е изд., испр. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 493 с.
24

4. Муллер, А. Б. Физическая культура: учебник и практикум для среднего
профессионального образования / А. Б. Муллер, Н. С. Дядичкина, Ю. А.
Богащенко. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 424 с.
5. Бишаева, А.А., Физическая культура: учебник / А.А. Бишаева, В.В.
Малков. — Москва: КноРус, 2018. — 379 с.
6. Бишаева,
А.А.,
Профессионально-оздоровительная
физическая
культура студента: учебное пособие / А.А. Бишаева. — Москва:
КноРус, 2021. — 299 с.
7. Виленский, М.Я., Физическая культура: учебник / М.Я. Виленский, А.Г.
Горшков. — Москва: КноРус, 2021. — 214 с.
8. Глек И.В., Чернышев П. А., ВикерчукМИ, Виноградов А.С.; под ред
акцией Глека И В. Шахматы. Стратегия Общество с
огра¬ниченнойответ¬ственностью «ДРОФА»
9. Кузнецов, В.С., Физическая культура: учебник / В.С. Кузнецов, Г.А.
Колодницкий. — Москва: КноРус, 2021. — 256 с.
10. Погадаев Г.И. Физическая культура. Футбол для всех 10-11кл Учебное
пособие (под ред. Акинфеева И.), (Дрофа, РоссУчебник, 2019).
11. Федонов, Р.А., Физическая культура: учебник / Р.А. Федонов. —
Москва: Русайнс, 2021. — 256 с.

25

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Результаты обучения
ПРб 01
ПРб 02
ПРб 03
ПРб 04
ПРб 05

Методы оценки
тестирование (теоретическое)
оценка результатов выполнения практической работы
тестирование (теоретическое)
оценка результатов выполнения практической работы
оценка результатов выполнения практической работы
оценка результатов выполнения практических работ на
методико-практических занятиях
оценка результатов выполнения практических работ на
методико-практических занятиях
оценка результатов выполнения технических приемов и
двигательных действия базовых видов спорта на учебнотренировочных занятиях, в том числе вигровой и
соревновательной деятельности
контрольное тестирование,
оценка выполнения контрольных нормативов

26

5. ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ФОНДЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

УПБ.06 «Физическая культура»
(базовый уровень)

2022 г.

27

Содержание

1.Результаты обучения, регламентированные ФГОС СОО

26

2. Фонды оценочных средств для текущего контроляи 28
промежуточной аттестации поспециальность 40.02.01 Право и
организация социального обеспечения
2.1 Оценка сформированности ОК и (или) ПК у обучающихся
средствами текущего контроля

29

2.2 Оценка сформированности ОК и (или) ПК у обучающихся
средствами промежуточной аттестации (в форме зачета)

37

28

1.Результаты обучения, регламентированные ФГОС СОО
Содержание общеобразовательного учебного предмета «Физическая
культура» (базовый уровень)направлено на достижение всех личностных
(далее – ЛР), метапредметных (далее – МР) и предметных (далее – ПР)
результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом
примерной основной образовательной программой среднего общего
образования (ПООП СОО).
Личностные результаты отражают:
ЛР 01. Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн).
ЛР 02. Гражданскую позицию как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности.
ЛР 03. Готовность к служению Отечеству, его защите.
ЛР 04. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
ЛР 05. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности.
ЛР 06. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения,
способность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
ЛР 07. Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
ЛР 08. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей.
ЛР 09. Готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
29

непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности.
ЛР 10. Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений.
ЛР 11. Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков.
ЛР 12. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь.
ЛР 13. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем.
ЛР 14. Сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
ЛР 15. Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты отражают:
МР 01. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
МР 02. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты.
МР 03. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания.
МР 04. Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников.
МР
05.
Умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
30

эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности.
МР 06. Умение определять назначение и функции различных социальных
институтов.
МР 07. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей.
МР 08. Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
МР 09. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Предметные результаты на базовом уровне отражают:
ПРб.01. Умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной
деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и
досуга, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
ПРб.02. Владение современными технологиями укрепления и сохранения
здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения
заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью.
ПРб.03. Владение основными способами самоконтроля индивидуальных
показателей здоровья, умственной и физической работоспособности,
физического развития и физических качеств.
ПРб.04. Владение физическими упражнениями разной функциональной
направленности, использование их в режиме учебной и производственной
деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой
работоспособности.
ПРб.05. Владение техническими приемами и двигательными действиями
базовых видов спорта, активное применение их в игровой и
соревновательной деятельности.
2.Фонды оценочных средств для текущего контроляи промежуточной
аттестациипо специальности40.02.01 Право и организация социального
обеспечения
Фонды оценочных средств (далее – ФОС) представлены в виде
междисциплинарных заданий, направленные на контроль качества и
управление процессами достижения ЛР, МР и ПР.ФОС разрабатываются с
опорой на синхронизированные образовательные результаты, с учетом
уровня освоения общеобразовательного учебного предмета «Физическая
культура» Специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и
сооружений
31

Оценка сформированности ОК и (или) ПК у обучающихся
средствамитекущего контроля
№ раздела, темы

Коды
Варианты заданий
образовательных
результатов
(ЛР, МР, ПР, ОК,
ПК)
ПРб 01,
Задания, ориентированные на оценку
Тема №
ЛР
02,
ЛР
13,
1.1Современное
освоения знаний о формах организации
МР
04,
МР
05
состояние физической
физического воспитания обучающихся
ОК 01-ОК 09
культуры и спорта
умения
правильно
использовать
терминологию в области физической
культуры:
- выполнение индивидуального проекта
Тема № 1.3 Здоровье и ПРб 01, ПРб 02,
Задания, ориентированные на оценку
здоровый образ жизни ПРб 03, МР 04,
освоения знаний о составляющих
МР 05,
здорового
образа
жизни,
о
ЛР 11, ЛР 12
возможностях физической культуры в
ОК 01-ОК 09
профилактике
заболеваний,
умения
правильно использовать терминологию в
области физической культуры:
-выполнение индивидуального проекта:
- «Здоровый образ жизни и его значение
в профессиональной деятельности»
- «Здоровый студент – востребованный
специалист»
- «Физическая культура как средство
профилактики заболеваний»;
- «Оптимальный двигательный режим
студента».
ПРб 01, ПРб 02,
Задания, ориентированные на оценку
Тема №
ЛР 11, ЛР 12,
1.4Современные
освоения знанийосовременных системах
МР
04
системы и технологии
и технологиях укрепления и сохранения
ОК
01-ОК
09
укрепления и
здоровья и их возможностях в решении
сохранения здоровья
задач профессиональной деятельности,
умения
правильно
использовать
терминологию в области физической
культуры.
определение
возможностей
современных
систем и
технологи
укрепления и сохранения здоровья для
решения задач физического воспитания
32

Тема № 1.5. Основы
методики
самостоятельных
занятий
оздоровительной
физической культурой

ПРб 01,
ЛР 05, ЛР 11, ЛР
12
МР 01, МР 03

Тема № 1.6 Основы
самоконтроля
индивидуальных
показателей здоровья,
умственной и
физической
работоспособности,
физического развития
и физических качеств

ПРб 03,
ЛР 05, ЛР 11, ЛР
12,
МР 01, МР 03

обучающихся;
определение
возможностей
современных
систем и
технологи
укрепления и сохранения здоровья.
Задания, ориентированные на оценку
освоения знанийонагрузке и факторах
регуляции нагрузки при проведении
самостоятельных занятий физическими
упражнениями
профессиональноприкладной направленности, умения
правильно использовать терминологию в
области физической культуры:
- определение факторов, влияющих на
нагрузку
при
проведении
самостоятельных занятий физическими
упражнениями
- определение нагрузки (объёма и
интенсивности)
при
выполнении
физических
упражнений
разной
функциональной
направленности
с
учётом индивидуальных особенностей,
гендерных различий и физической
подготовленности.
Задания, ориентированные на оценку
освоения знаний об индивидуальных
показателях здоровья, умственной и
физической
работоспособности
в
режиме учебного дня, в режиме рабочего
дня
при
выполнении
работ
в
соответствии
с
видом
профессиональной деятельностью:
определение
индивидуальных
показателей
для
осуществления
самоконтроля
за
физической
и
умственной
работоспособностью
в
режиме рабочего дня обучающегося;
- определение методов самоконтроля за
индивидуальными
показателями
умственной
и
физической
работоспособности в режиме рабочего
дня обучающегося;
- определение показателей и методов
самоконтроля
за
индивидуальными
показателями умственной и физической
работоспособности в режиме учебного
дня обучающегося.
- заполнение дневника самоконтроля.

ОК 01-ОК 09

ОК 01-ОК 09

33

Тема № 1.7
Физическая культура в
режиме трудового дня

ПРб 01, ПРб 02,
ЛР 05, ЛР 09, ЛР
11, ЛР 12, ЛР 13,
МР 01, МР 04, МР
09
ОК 01-ОК 09

Тема № 1.8
Профессиональноприкладная физическая
подготовка

ПРб 01,
ЛР 05, ЛР 09, ЛР
11, ЛР 13,
МР 01, МР 04, МР
09
ОК 01-ОК 09

34

Задания, ориентированные на оценку
освоения знаний о факторах риска для
здоровья
в
профессиональной
деятельности,
о
рациональной
организации труда и оптимальном
двигательном режиме как факторе
сохранения и укрепления здоровья в
профессиональной деятельности, о роли
и значении форм организации физической
культуры
в
оптимизации
работоспособности, в том числе, при
выполнении работ в соответствии с
видом профессиональной деятельности:
- составление режима двигательной
активности
с
учетом
получаемой
профессии/специальности;
- выполнение индивидуального проекта:
«Режим двигательной активности с
учётом специфики профессиональной
деятельности с учетом получаемой
профессии/специальности»,
«Профилактика
профессиональных
заболеваний средствами физического
воспитания»
- определение значения и возможностей
форм
и
видов
физкультурной
деятельности
в
оптимизации
работоспособности, при выполнении
работ
с
учетом
получаемой
профессии/специальности
Задания, ориентированные на оценку
освоения
умения
определять
профессионально-значимые физические и
психические качества.
- определение значимых физических и
психических качеств с учётом специфики
получаемой профессии/специальности
Задания, ориентированные на оценку
профессионально-прикладной физической
подготовленности:
контрольное тестирование физических и
личностных качеств с учётом специфики
получаемой профессии/специальности демонстрация выполнения физических
упражнений
для
развития

Тема № 2.1
Подбор упражнений,
составление и
проведение комплексов
упражнений для
различных форм
организации занятий
физической культурой

ПРб 01, ПРб 02,
ПРб 04,
ЛР 05, ЛР 11, ЛР
12,
МР 01, МР 04, МР
05, МР 09

Тема 2.2 Составление
и проведение
самостоятельных
занятий по подготовке
к сдаче норм и
требований ВФСК
«ГТО»

ПРб 01,
ЛР 03, ЛР 05, ЛР
11,
МР 01, МР 04, МР
09

Тема 2.3
Осуществление
самоконтроля за
индивидуальными
показателями
физического развития
и физических качеств,
здоровья, умственной и
физической
работоспособности

ПРб 03,
ЛР 05, ЛР 11, ЛР
12,
МР 01, МР 03

ОК 01-ОК 09

ОК 01-ОК 09

ОК 01-ОК 09

35

профессионально значимых физических
и личностных качеств;
Задания, ориентированные на оценку
освоения умения подбирать упражнения,
составлять
и
самостоятельно
проводить индивидуальные комплексы
упражнений
составление
и
выполнение
индивидуальных
комплексов
упражнений:
- утренней гимнастики,
- физкультминуток, физкультпауз,
- коррекции осанки и телосложения:
Задания, ориентированные на оценку
освоения умения составлять планы
занятий и самостоятельно выполнять
заданияпо подготовке к сдаче норм и
требований ВФСК «ГТО»:
- составление планов и самостоятельное
выполнение фрагментов занятий по
подготовке к сдаче норм и требований
ВФСК «ГТО»:
Задания, ориентированные на оценку
освоения умения осуществлять контроль
за
физической
нагрузкой
и
ее
регулирование
во
время
занятий
физическими упражнениями: по частоте
сердечных
сокращений,
внешним
признакам, самочувствию:
- проведение методики «пульсометрии»;
- определение нагрузки с учётом
показателей
частоты
сердечных
сокращений при выполнении физических
упражнений
Задания, ориентированные на оценку
освоения умения осуществлять контроль
за
индивидуальными
показателями
здоровья, умственной и физической
работоспособности при выполнении
работ в соответствии с видом
профессиональной
деятельности
с
помощью простейших функциональных
проб:
- ведение дневника самоконтроля за

Тема 2.5
Профессиональноприкладная физическая
подготовка

ПРб 01, ПРб 04,
ПРб 05,
ЛР 05, ЛР 06, ЛР
09, ЛР 07, ЛР 08,
ЛР 10, ЛР 11, ЛР
12, ЛР 13.
МР 03. МР 07
ОК 01-ОК 09

Тема 2.6 Физические
упражнения для
оздоровительных форм
занятий физической
культурой

ПРб 04,
ЛР 05,ЛР 11, ЛР
12
МР 03

Тема 2.7Гимнастика

ПРб 01, ПРб 04,
ПРб 05,
ЛР 05, ЛР 06,ЛР
07, ЛР 08, ЛР 10,
ЛР 11,МР 01, МР
02, МР 07

ОК 01-ОК 09

ОК 01-ОК 09

Тема 2.8Спортивные
игры

ПРб 01, ПРб 04,
ПРб 05,

индивидуальными
показателями
здоровья, умственной и физической
работоспособности
в
режиме
обучающегося;
- применение методов самоконтроля за
индивидуальными
показателями
физической работоспособности в режиме
дня обучающегося
Задания, ориентированные на оценку
освоения
упражнений
современных
оздоровительных систем физического
воспитания,
ориентированные
на
поддержание работоспособности в
процессе
производственной
деятельности,
профилактику
заболеваний, связанных с учебной и
производственной деятельностью с
учетом
получаемой
профессии/специальности:
- выполнение физических упражнений
- участие в спортивных соревнованиях;
Задания, ориентированные на оценку
освоения умения выполнять физические
упражнения оздоровительных систем
физического
воспитания,
ориентированных
на
повышение
функциональных
возможностей
организма,
развитие
основных
физических
качеств,
поддержания
работоспособности,
- выполнение физических упражнений
Задания, ориентированные на оценку
освоения умения технически правильно
выполнять физические упражнения п о
реализуемым разделам программы:
- выполнения физических упражнений
иприемов,
в
том
числе
в
соревновательной деятельности
- демонстрация техники выполнения
приемов игры и игровой деятельностиконтрольное
тестирование,
контрольные упражнения
Задания, ориентированные на оценку
освоения умения технически правильно

36

ЛР 05, ЛР 06,ЛР
07, ЛР 08, ЛР 10,
ЛР 11,МР 01, МР
02, МР 07
ОК 01-ОК 09

ПРб 01, ПРб 04,
ПРб 05,
ЛР 05, ЛР 06,ЛР
07, ЛР 08, ЛР 10,
ЛР 11,МР 01, МР
02, МР 07

Тема 2.9Лёгкая
атлетика

ОК 01-ОК 09

выполнять физические упражнения п о
реализуемым разделам программы:
- выполнения физических упражнений
иприемов,
в
том
числе
в
соревновательной деятельности
- демонстрация техники выполнения
приемов игры и игровой деятельностиконтрольное
тестирование,
контрольные упражнения
Задания, ориентированные на оценку
освоения умения технически правильно
выполнять физические упражнения п о
реализуемым разделам программы:
- выполнения физических упражнений
иприемов,
в
том
числе
в
соревновательной деятельности
- демонстрация техники выполнения
приемов игры и игровой деятельностиконтрольное
тестирование,
контрольные упражнения

Критерии оценивания успеваемости по базовым составляющим
физического образования обучающихся
Знания:
При проверке знаний оценивается способность обсуждать, сравнивать,
анализировать, оценивать или находить решение какой-либо проблемы. При
оценивании знаний учитываются такие показатели, как глубина, полнота,
аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным
ситуациям и занятиям физическими упражнениями. С целью проверки
знаний могут использоваться методы устного и письменного контроля в
следующих формах:


устный опрос,



написание тестовых заданий,



письменная работа,



мультимедийная презентация.
37

Оценка

5

(«отлично»)

за

-

ответ,

в

котором

обучающийся

демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его
излагает, используя в деятельности
Оценка 4 («хорошо») - за ответ, в котором содержаться небольшие
неточности и незначительные ошибки.
Оценка 3 («удовлетворительно») - за ответ, в котором отсутствует
логическая последовательность, имеются пробелы в знании материала, нет
должной аргументации и умения применить знания на практике.
Оценка 2 («неудовлетворительно») - за непонимание и незнание
материала программы
Уровень владения техникой упражнения:
К выполнению практических заданий по демонстрации двигательных
умений

и

навыков

противопоказаний

допускаются

ограничений,

обучающиеся,

накладываемых

в

не

имеющие

зависимости

от

патологической формы имеющегося заболевания (на основании справки
врача).
При оценивании уровня владения техникой физического упражнения
выявляется способность обучающегося выполнять двигательные действия
рациональным способом учетом применения полученных в ходе учебного
процесса знаний.
Оценка 5 («отлично») - движения или отдельные его элементы
выполнены в соответствие с заданием правильно, без напряжения, уверенно,
с соблюдением всех
движения,

может

требований;

объяснить

обучающийся понимает сущность

условия

успешного

выполнения

и

продемонстрировать в нестандартных условиях.
Оценка 4 («хорошо») - движения или отдельные его элементы
выполнены в соответствии с заданием правильно, но с некоторым
напряжением, недостаточно уверенно; в выполнении содержатся небольшие
неточности и незначительные ошибки.
38

Оценка 3 («удовлетворительно») - движения или отдельные его
элементы выполнены в основном правильно, но недостаточно точно, с
большим напряжением; в выполнении допущена одна грубая или несколько
незначительных ошибок, приведших к скованности движений.
Оценка 2 («неудовлетворительно») - движения или отдельные его
элементы выполнены неправильно; в выполнении допущены грубые ошибки.
Владение способами и умение осуществлять физкультурнооздоровительную деятельность:
При оценивании способов и умения осуществлять физкультурно оздоровительную деятельность учитываются такие показатели, как умение
применять полученные знания, выбирать средства и методы двигательной
деятельности с учетом индивидуальных особенностей (в том числе и для
коррекции состояния здоровья).
Оценка

5

(«отлично»)

-

обучающийся

умеет

самостоятельно

организовывать место занятий; подбирать средства и инвентарь и применять
их в конкретных условиях; контролировать ход выполнения деятельности и
оценивать итоги.
Оценка 4 («хорошо») - обучающийся организует место занятий в
основном самостоятельно, лишь с незначительной помощью; допускает
незначительные ошибки в подборе средств с целью применения их в
конкретных условиях; недостаточно уверенно умеет контролировать ход
выполнения деятельности и оценивать итоги.
Оценка

3

(«удовлетворительно»)

-

более

половины

видов

самостоятельной деятельности выполнены с помощью преподавателя;
обучающийся владеет знаниями, но не может применить их самостоятельно.
Оценка

2

(«неудовлетворительно»)

-

обучающийся

не

может

выполнить самостоятельно ни один из пунктов; не владеет достаточным
уровнем знаний.
Уровень физической подготовленности:
39

Контроль физической подготовленности обучающихся по развитию
двигательных

(физических)

принадлежности

обучающихся

качеств
к

осуществляется

разным

медицинским

с

учетом

группам

и

рекомендаций врача.
К выполнению учебных контрольных упражнений допускаются
обучающиеся, не имеющие противопоказания и ограничения, накладываемые
в зависимости от патологической формы имеющегося заболевания (на
основании

справки

врача).

При

оценивании

уровня

физической

подготовленности выявляются способности в проявлении физических
качеств, приоритетным показателем которого является темп прироста
результата. Задания преподавателя по улучшению показателей физической
подготовленности (темпа прироста) должны представлять определенную
трудность для обучающегося, но быть реально выполнимыми. Достижение
положительныхизменений в результатах при условии систематических
занятий дает основание преподавателю для выставления положительной
оценки. Для оценивания уровня физической подготовленности

может

использоваться метод практического контроля в форме тестирования.
Оценка 5 («отлично») - уровень физической подготовленности
обучающегося соответствуют высокому уровню развития двигательных
качеств.
Оценка 4 («хорошо») - уровень физической подготовленности
обучающегося соответствуют среднему уровню развития двигательных
качеств и/или наблюдается темп прироста результата.
Оценка

3

(«удовлетворительно»)

-

уровень

физической

подготовленности обучающегося соответствуют низкому уровню развития
двигательных качеств.

2.1

Оценка сформированности ОК и (или) ПК у обучающихся
средствами промежуточной аттестации
(в форме зачета)
40

Промежуточная аттестация в форме
использованием нормативов ФВСК «Готов
соответствующих уровню «Бронза».
N п/п

1.

2.

3.

4.

5.
6.
7.
8.

9.

10.

11.

12.
13.

зачета проводится с
к труду и обороне»,
Нормативы

Испытания (тесты)
Бег на 30 м (с)
или бег на 60 м (с)
или бег на 100 м (с)

Юноши

Девушки

4,9

5,7
10,5
17,6

8,8
14,6

Бег на 2000 м (мин, с)

-

или бег на 3000 м (мин, с)
15.00
Подтягивание из виса на высокой
9
перекладине (количество раз)
или подтягивание из виса лёжа на низкой
перекладине 90 см (количество раз)
или рывок гири 16 кг (количество раз)
15
или сгибание и разгибание рук в упоре лёжа
27
на полу (количество раз)
Наклон вперёд из положения стоя на
гимнастической скамье (от уровня скамьи +6
см)
Испытания (тесты) по выбору
Челночный бег 3x10 м (с)
7,9
Прыжок в длину с разбега (см)
375
или прыжок в длину с места толчком двумя
195
ногами (см)
Поднимание туловища из положения лёжа на
36
спине (количество раз за 1 мин)
Метание спортивного снаряда: весом 700 г (м)
27
весом 500 г (м)
Бег на лыжах на 3 км (мин, с)
Бег на лыжах на 5 км (мин, с)
27.30
или кросс на 3 км (бег по пересечённой
местности) (мин, с)
или кросс на 5 км (бег по пересечённой
26.30
местности) (мин, с)
Плавание на 50 м (мин,с)
1.15
Стрельба из положения сидя или стоя с
опорой локтей о стол или стойку, дистанция
15
10 м (очки): из пневматической винтовки с
открытым прицелом
или из пневматической винтовки с
диоптрическим прицелом, либо
18
«электронного оружия»
Самозащита без оружия (очки)
15-20
Туристский поход с проверкой туристских
10
41

12.00
11
9
+7

8,9
285
160
33
13
20.00
19.00
1.28
15

18
15-20
10

навыков (протяжённость не менее, км)
Количество испытаний (тестов) в возрастной группе
Количество
испытаний
(тестов),
которые
необходимо выполнить для получения знака отличия
Всероссийского
физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)

13
7

13
7

Оценка «Отлично» ставится, если обучающийся выполнил нормативы не
менее 7 испытаний (тестов);
оценка «хорошо» ставится при выполнении 5-6 испытаний;
оценка «удовлетворительно» - при выполнении 3-4 испытаний;
оценка «неудовлетворительно» - менее 3 испытаний.

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».