Министерство Образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 02 Эксплуатация сельскохозяйственной техники
по специальности среднего профессионального образования
35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники
и оборудования»
Уровень образования: основное общее образование
Форма обучения: очная
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Эксплуатация
сельскохозяйственной техники разработана на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 35.02.16 «Эксплуатация и
ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования».
Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»
Разработчики:
Преподаватель
________________
П.В. Ревнивцев
Подпись
Преподаватель
________________
С.И. Булгаков
Подпись
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Эксплуатация сельскохозяйственной техники одобрена на заседании предметной (цикловой) комиссии специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной
техники и оборудования»
Протокол № _____ от «____» ___________ 202__ г.
Председатель ПЦК
___________________
/ ___________________ /
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу профессионального модуля ПМ.02 «Эксплуатация
сельскохозяйственной техники», выполненную авторами:
Ревнивцевым П.В., Булгаковым С.И.
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 «Эксплуатация сельскохозяйственной техники» предназначена для студентов, обучающихся по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.
Представленная рабочая программа профессионального модуля разработана на
основании Федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт
сельскохозяйственной техники и оборудования.
В рабочей программе представлены компетенции, личностные результаты реализации программы воспитания, определённые отраслевыми требованиями к деловым
качествам личности, требования к результатам освоения, структура и содержание
междисциплинарных курсов, рекомендуемая литература, интернет-ресурсы, материально-техническое обеспечение, оценка результатов освоения и другие материалы.
Содержание программы направлено на приобретение обучающимися знаний, умений
и навыков, направленных на формирование общих компетенций, определенных
ФГОС СПО, и соответствует объему часов, указанному в рабочем учебном плане.
Рецензируемая рабочая программа профессионального модуля составлена грамотно, демонстрирует профессионализм и высокий уровень методической подготовки. Тематика теоретических занятий охватывает все необходимые разделы и вопросы
по данной дисциплине, что позволит эффективно организовать учебную деятельность
обучающихся, а также будет способствовать лучшему усвоению дисциплины.
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 «Эксплуатация сельскохозяйственной техники», может быть использована в учебном процессе ГБПОУ РМ
«Ковылкинский аграрно-строительный колледж».
Рецензент:
Преподаватель высшей
квалификационной категории,
В.Е. Коротков
Лист регистрации изменений и дополнений к рабочей программе профессионального модуля ПМ.02 Эксплуатация сельскохозяйственной техники
№
п/п
Изменения и
дополнения
Дата, № протокола ПЦК,
виза председателя ПЦК
Дата, № протокола, виза
зам. директора по УР
С какой даты
вводятся
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 02 Эксплуатация сельскохозяйственной техники
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО 35.02.07 «Эксплуатация сельскохозяйственной техники и оборудования», входящей в состав укрупненной группы профессий, специальностей
35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство».
1.2. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид
деятельности - Эксплуатация сельскохозяйственной техники и соответствующие ему общие и
профессиональные компетенции:
1.2.1. Перечень общих компетенций
Код
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к
различным контекстам
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом
особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного
поведения.
ОК 07
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в
процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого уровня физической подготовленности.
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
ОК 08
ОК 09
ОК 10
ОК 11
Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
ЛР13
Способный при взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей, стремящийся к формированию личностного роста как профессионала
Способный ставить перед собой цели, под решения возникающих профессиональных задач, подбирать способы решения и средства развития, в том числе с использованием информационных технологий
Содействующий формированию положительного образа и поддержанию престижа своей
профессии
Способный искать и находить необходимую информацию используя разнообразные технологии ее поиска, для решения возникающих в процессе производственной деятельности проблем
Способный выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оп-
ЛР14
ЛР15
ЛР16
ЛР17
ЛР18
ЛР19
ЛР20
ЛР21
ЛР22
ЛР23
ЛР24
тимальных алгоритмов; позиционирующий себя как результативный и привлекательный
участник трудовых отношений
Способный к формированию опыта личной ответственности и навыков управления коллективом
Содействовать при организации деятельности сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
Активно применяющий полученные знания на практике
Способный анализировать производственную ситуацию, быстро
принимать решения
Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный
сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с членами команды, сотрудничающий с другими людьми
Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику
1.2.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
ВД 2
ПК 2.1
ПК 2.2
ПК 2.3
ПК 2.4
ПК 2.5
ПК 2.6
Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Эксплуатация сельскохозяйственной техники
Осуществлять выбор, обоснование, расчет состава машинно-тракторного агрегата и
определение его эксплуатационных показателей в соответствии с технологической картой на выполнение сельскохозяйственных работ
Осуществлять подбор режимов работы, выбор и обоснование способа движения машинно-тракторного агрегата в соответствии с условиями работы
Выполнять работы на машинно-тракторном агрегате в соответствии с требованиями
правил техники безопасности и охраны труда
Управлять тракторами и самоходными машинами категории «В», «С», «D», «Е», «F» в
соответствии с правилами дорожного движения
Управлять автомобилями категории «В» и «С» в соответствии с правилами дорожного
движения
Осуществлять контроль и оценку качества выполняемой сельскохозяйственной техникой работы в соответствии с технологической картой
В результате освоения профессионального модуля студент должен:
Шифр компетенции
ПК 2.1.
Наименование компетенций
Осуществлять выбор,
обоснование, расчет
состава
машиннотракторного агрегата
и определение его
эксплуатационных
показателей в соответствии с технологической картой на выполнение сельскохозяйственных работ
Опыт, умения, знания
Практический опыт:
Комплектование машинно-тракторного агрегата (далее –
МТА)
Подбор режимов работы МТА и выбор способа движения
Выполнение работы на агрегатах с энергетическими средствами и на самоходных машинах различных категорий
Выполнение транспортных работ
Осуществление самоконтроля выполненных работ
Умения:
Комплектовать машинно-тракторные агрегаты.
Работать на агрегатах.
Производить расчет грузоперевозки.
Комплектовать и подготавливать к работе транспортный
ПК 2.2.
Осуществлять подбор
режимов работы, выбор и обоснование
способа
движения
машинно-тракторного
агрегата в соответствии с условиями работы
агрегат.
Комплектовать и подготавливать агрегат для выполнения
работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных
культур.
Оценивать качество выполняемых работ.
Знания:
Основные сведения о производственных процессах и энергетических средствах в сельском хозяйстве.
Технологию обработки почвы.
Принципы формирования уборочно-транспортных комплексов.
Технические и технологические регулировки машин.
Технологии производства продукции растениеводства.
Технологии производства продукции животноводства.
Основные свойства и показатели работы МТА.
Основные требования, предъявляемые к МТА, способы их
комплектования.
Виды эксплуатационных затрат при работе МТА.
Общие понятия о технологии механизированных работ,
ресурсо- и энергосберегающих технологий;
Правила техники безопасности, охраны труда и окружающей среды.
Методы оценивания качества выполняемых работ.
Практический опыт:
Комплектование машинно-тракторного агрегата (далее –
МТА)
Подбор режимов работы МТА и выбор способа движения
Выполнение работы на агрегатах с энергетическими средствами и на самоходных машинах различных категорий
Выполнение транспортных работ
Осуществление самоконтроля выполненных работ
Умения:
Комплектовать машинно-тракторные агрегаты.
Работать на агрегатах.
Производить расчет грузоперевозки.
Комплектовать и подготавливать к работе транспортный
агрегат.
Комплектовать и подготавливать агрегат для выполнения
работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных
культур.
Оценивать качество выполняемых работ.
Знания:
Основные сведения о производственных процессах и энергетических средствах в сельском хозяйстве.
Технологию обработки почвы.
Принципы формирования уборочно-транспортных комплексов.
Технические и технологические регулировки машин.
Технологии производства продукции растениеводства.
Технологии производства продукции животноводства.
Основные свойства и показатели работы МТА.
Основные требования, предъявляемые к МТА, способы их
комплектования.
ПК 2.3.
Выполнять работы на
машинно-тракторном
агрегате в соответствии с требованиями
правил техники безопасности и охраны
труда
ПК 2.4.
Управлять тракторами
и самоходными машинами
категории
«В», «С», «D», «Е»,
«F» в соответствии с
правилами дорожного
движения
Виды эксплуатационных затрат при работе МТА.
Общие понятия о технологии механизированных работ,
ресурсо- и энергосберегающих технологий;
Правила техники безопасности, охраны труда и окружающей среды.
Методы оценивания качества выполняемых работ.
Практический опыт:
Комплектование машинно-тракторного агрегата (далее –
МТА)
Подбор режимов работы МТА и выбор способа движения
Выполнение работы на агрегатах с энергетическими средствами и на самоходных машинах различных категорий
Выполнение транспортных работ
Осуществление самоконтроля выполненных работ
Умения:
Комплектовать машинно-тракторные агрегаты.
Работать на агрегатах.
Производить расчет грузоперевозки.
Комплектовать и подготавливать к работе транспортный
агрегат.
Комплектовать и подготавливать агрегат для выполнения
работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных
культур.
Оценивать качество выполняемых работ.
Знания:
Основные сведения о производственных процессах и энергетических средствах в сельском хозяйстве.
Технологию обработки почвы.
Принципы формирования уборочно-транспортных комплексов.
Технические и технологические регулировки машин.
Технологии производства продукции растениеводства.
Технологии производства продукции животноводства.
Основные свойства и показатели работы МТА.
Основные требования, предъявляемые к МТА, способы их
комплектования.
Виды эксплуатационных затрат при работе МТА.
Общие понятия о технологии механизированных работ,
ресурсо- и энергосберегающих технологий;
Правила техники безопасности, охраны труда и окружающей среды.
Методы оценивания качества выполняемых работ.
Практический опыт:
Комплектование машинно-тракторного агрегата (далее –
МТА)
Подбор режимов работы МТА и выбор способа движения
Выполнение работы на агрегатах с энергетическими средствами и на самоходных машинах различных категорий
Выполнение транспортных работ
Осуществление самоконтроля выполненных работ
Умения:
Комплектовать машинно-тракторные агрегаты.
Работать на агрегатах.
ПК 2.5.
Управлять автомобилями категории «В» и
«С» в соответствии с
правилами дорожного
движения
Производить расчет грузоперевозки.
Комплектовать и подготавливать к работе транспортный
агрегат.
Комплектовать и подготавливать агрегат для выполнения
работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных
культур.
Оценивать качество выполняемых работ.
Знания:
Основные сведения о производственных процессах и энергетических средствах в сельском хозяйстве.
Технологию обработки почвы.
Принципы формирования уборочно-транспортных комплексов.
Технические и технологические регулировки машин.
Технологии производства продукции растениеводства.
Технологии производства продукции животноводства.
Основные свойства и показатели работы МТА.
Основные требования, предъявляемые к МТА, способы их
комплектования.
Виды эксплуатационных затрат при работе МТА.
Общие понятия о технологии механизированных работ,
ресурсо- и энергосберегающих технологий;
Правила техники безопасности, охраны труда и окружающей среды.
Методы оценивания качества выполняемых работ.
Практический опыт:
Комплектование машинно-тракторного агрегата (далее –
МТА)
Подбор режимов работы МТА и выбор способа движения
Выполнение работы на агрегатах с энергетическими средствами и на самоходных машинах различных категорий
Выполнение транспортных работ
Осуществление самоконтроля выполненных работ
Умения:
Комплектовать машинно-тракторные агрегаты.
Работать на агрегатах.
Производить расчет грузоперевозки.
Комплектовать и подготавливать к работе транспортный
агрегат.
Комплектовать и подготавливать агрегат для выполнения
работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных
культур.
Оценивать качество выполняемых работ.
Знания:
Основные сведения о производственных процессах и энергетических средствах в сельском хозяйстве.
Технологию обработки почвы.
Принципы формирования уборочно-транспортных комплексов.
Технические и технологические регулировки машин.
Технологии производства продукции растениеводства.
Технологии производства продукции животноводства.
Основные свойства и показатели работы МТА.
ПК 2.6.
ОК 01
Осуществлять
контроль и оценку качества
выполняемой
сельскохозяйственной
техникой работы в
соответствии с технологической картой
Выбирать способы
решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным
контекстам
Основные требования, предъявляемые к МТА, способы их
комплектования.
Виды эксплуатационных затрат при работе МТА.
Общие понятия о технологии механизированных работ,
ресурсо- и энергосберегающих технологий;
Правила техники безопасности, охраны труда и окружающей среды.
Методы оценивания качества выполняемых работ.
Практический опыт:
Комплектование машинно-тракторного агрегата (далее –
МТА)
Подбор режимов работы МТА и выбор способа движения
Выполнение работы на агрегатах с энергетическими средствами и на самоходных машинах различных категорий
Выполнение транспортных работ
Осуществление самоконтроля выполненных работ
Умения:
Комплектовать машинно-тракторные агрегаты.
Работать на агрегатах.
Производить расчет грузоперевозки.
Комплектовать и подготавливать к работе транспортный
агрегат.
Комплектовать и подготавливать агрегат для выполнения
работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных
культур.
Оценивать качество выполняемых работ.
Знания:
Основные сведения о производственных процессах и энергетических средствах в сельском хозяйстве.
Технологию обработки почвы.
Принципы формирования уборочно-транспортных комплексов.
Технические и технологические регулировки машин.
Технологии производства продукции растениеводства.
Технологии производства продукции животноводства.
Основные свойства и показатели работы МТА.
Основные требования, предъявляемые к МТА, способы их
комплектования.
Виды эксплуатационных затрат при работе МТА.
Общие понятия о технологии механизированных работ,
ресурсо- и энергосберегающих технологий;
Правила техники безопасности, охраны труда и окружающей среды.
Методы оценивания качества выполняемых работ.
Иметь практический опыт
Распознавание сложных проблемные ситуации в различных контекстах.
Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач
профессиональной деятельности
Определение этапов решения задачи.
Определение потребности в информации
ОК 02
Осуществлять поиск,
анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
Осуществление эффективного поиска.
Выделение всех возможных источников нужных ресурсов,
в том числе неочевидных. Разработка детального плана
действий
Оценка рисков на каждом шагу
Оценивает плюсы и минусы полученного результата, своего плана и его реализации, предлагает критерии оценки и
рекомендации по улучшению плана
Умения: распознавать задачу в профессиональном контексте; анализировать задачу и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи;
составить план действия; определить необходимые ресурсы;
владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план;
оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)
Знания: актуальный профессиональный и социальный
контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач
и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;
алгоритмы выполнения работ в профессиональной и
смежных областях; методы работы в профессиональной и
смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности
Иметь практический опыт
Планирование информационного поиска из широкого
набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач
Проведение анализа полученной информации, выделяет в
ней главные аспекты.
Структурировать отобранную информацию в соответствии
с параметрами поиска;
Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной деятельности
Умения: определять задачи для поиска информации;
определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов
поиска; оформлять результаты поиска
Знания: номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы
структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации
ОК 03
Планировать и реализовывать собственное
профессиональное и
личностное развитие.
ОК 04
Работать в коллективе
и команде, эффективно взаимодействовать
с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05
Осуществлять устную
и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 06
Проявлять гражданскопатриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение
на основе традиционных общечеловеческих
ценностей, применять
стандарты антикоррупционного поведения.
ОК 07
Содействовать сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению, эффективно
Иметь практический опыт
Использование актуальной нормативно-правовой документацию по профессии (специальности)
Применение современной научной профессиональной
терминологии
Определение траектории профессионального развития и
самообразования
Умения: определять актуальность нормативно-правовой
документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования
Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная
терминология; возможные траектории профессионального
развития и самообразования
Иметь практический опыт
Участие в деловом общении для эффективного решения
деловых задач
Планирование профессиональной деятельность
Умения: организовывать работу коллектива и команды;
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
в ходе профессиональной деятельности
Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности
Иметь практический опыт
Грамотно устно и письменно излагать свои мысли по профессиональной тематике на государственном языке
Проявление толерантность в рабочем коллективе
Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе
Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных
сообщений.
Иметь практический опыт
Понимать значимость своей профессии (специальности)
Демонстрация поведения на основе общечеловеческих
ценностей.
Умения: описывать значимость своей профессии (специальности)
Знания: сущность гражданско-патриотической позиции,
общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии (специальности)
Иметь практический опыт
Соблюдение правил экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности;
Обеспечивать ресурсосбережение на рабочем месте
действовать в чрезвычайных ситуациях.
ОК 08
Использовать средства физической культуры для сохранения
и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержание необходимого
уровня физической
подготовленности.
ОК 09
Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 10
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.
Умения: соблюдать нормы экологической безопасности;
определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по профессии (специальности)
Знания: правила экологической безопасности при ведении
профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути
обеспечения ресурсосбережения
Иметь практический опыт
Сохранение и укрепление здоровья посредством использования средств физической культуры
Поддержание уровня физической подготовленности для
успешной реализации профессиональной деятельности
Умения: использовать физкультурно-оздоровительную
деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики
перенапряжения характерными для данной профессии
(специальности)
Знания: роль физической культуры в общекультурном,
профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной
деятельности и зоны риска физического здоровья для профессии (специальности); средства профилактики перенапряжения
Иметь практический опыт
Применение средств информатизации и информационных
технологий для реализации профессиональной деятельности
Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать
современное программное обеспечение
Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение
в профессиональной деятельности
Иметь практический опыт
Применение в профессиональной деятельности инструкций на государственном и иностранном языке.
Ведение общения на профессиональные темы
Умения: понимать общий смысл четко произнесенных
высказываний на известные темы (профессиональные и
бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные
темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко
обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы
Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотре-
ОК 11
Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
бительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика);
лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности;
особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности
Дескрипторы
Определение инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности
Составлять бизнес план
Презентовать бизнес-идею
Определение источников финансирования
Применение грамотных кредитных продуктов для открытия дела
Умения: выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела
в профессиональной деятельности; оформлять бизнесплан; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной
деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования
Знание: основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты
1.3. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов - 506.
в том числе в форме практической подготовки _____
Из них: на освоение МДК – 362;
в том числе в самостоятельная работа – 98;
практики, в том числе учебная – 72;
производственная - 72;
Промежуточная аттестация: зачёт
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2.1. Структура профессионального модуля
Коды профессиональных
общих компетенций
Наименования
разделов профессионального модуля
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
внеаудиторВсего
ная (самочасов Обязательные аудиторстоятельная)
(макс. ные учебные занятия
учебная раучеббота
ная
в
т.ч.
в
т.ч.,
нагруз
в т.ч.,
лаборакурка и
курсосовая всепрак- все- торные
вой
го,
работы и протики) го,
проект
чачапрактиект
(рабосов ческие
сов
(рата),
занятия, бота),
часов
часов
часов
ПК 2.1.- ПК
2.6;
ОК 1 - ОК
11, ЛР 1324
Раздел 1. Комплектование
машиннотракторного
236
182
50
агрегата для
выполнения
сельскохозяйственный работ
Раздел 2. Технология механизированных
84
150
8
работ в растениеводстве
Раздел 3. Технология механизированных
42
32
4
работ в животноводстве
Учебная практика (по про72
филю специальности), часов
Производственная
практика (по
72
профилю специальности),
часов
Всего:
506
264
162
*- определяется образовательной организацией
Практика
учебная,
часов
производственная
часов
(если
предусмотрена рассредоточенная
практика)
54
20
34
20
10
72
72
20
98
*
72
72
2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)
Наименование разделов профессиоСодержание учебного материала, лабораторные работы и
Обънального модуля
практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная)
ем
(ПМ), междисциучебная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
часов
плинарных курсов
(МДК)
Раздел 1. Эксплуатация машинно-тракторного парка
236
МДК 02.01 Комплектование машинно-тракторного агрегата для выполнения сель236
скохозяйственных работ
Тема 1.1. Производ- Содержание
32
ственные процессы
Машинно-тракторные агрегаты и их классификация.
1
2
и энергетические
Производственные и технологические процессы.
средства в сель2 Энергетические средства производства.
4
ском хозяйстве.
3 Агротехнические показатели тракторов.
2
4 Мощностные и тяговые показатели тракторов.
4
5 Общая характеристика основных видов агрегатов.
4
Механизация и автоматизация сельскохозяйственного про6 изводства.
4
7 Основные требования к МТА.
4
Тематика практических занятий
6
1. Практическое занятие № 1. Методика составления технологических карт возделывания сельскохозяйственных куль6
тур.
Тема
Содержание
20
1.2.Эксплуатацион
Показатели эксплуатационных качеств тракторов и
1.
ные показатели
сельскохозяйственных машин.
машинно2 Эксплуатационные показатели двигателя.
4
тракторных агре3 Эксплуатационные показатели трактора.
4
гатов.
4 Скорость движения машинно-тракторного агрегата.
4
5 Способы улучшения тяговых качеств колесных тракторов.
2
Тематика практических занятий
6
Практическое занятие № 2. Определение силы тяги на
1.
2
крюке трактора.
Практическое занятие № 3. Определение скорости движе2.
2
ния агрегата.
Практическое занятие № 4. Определение баланса мощно3. сти и коэффициента полезного действия трактора, пути его
2
повышения
Тема 1.3. Комплек- Содержание
18
тование машинно1. Тяговые сопротивления машин и орудий.
4
тракторных агре2. Способы расчета ресурсосберегающих тяговых агрегатов.
2
гатов.
3 Расчет состава агрегата.
2
4 Составление агрегатов в натуре.
4
Тематика практических занятий
6
1. Практическое занятие № 5. Расчёт машинно-тракторного
агрегата. Составление агрегатов с навесными машинами и
2
орудиями.
2. Практическое занятие № 6. Составление агрегатов с ис2
пользованием вала отбора мощности и приводного шкива.
Практическое занятие № 7. Составление агрегатов с прицепными машинами и орудиями.
Содержание
1 Элементы движения и кинематическая характеристика
агрегата.
Кинематика агрегатов.
2 Виды поворотов
3 Способы движения агрегатов и их характеристика.
4 Выбор способа движения.
5 Факторы, определяющие движение агрегата.
6 Подготовка полей к работе.
7 Расчет движения агрегата.
Тематика практических занятий
1. Практическое занятие № 8. Определение кинематической
характеристики агрегата и рабочего участка.
2. Практическое занятие № 9. Выбор способа движения агрегата, коэффициента рабочих ходов и оптимальной ширины загона.
3. Практическое занятие № 10. Комплектование машиннотракторного агрегата для конкретных условий его работы.
Содержание
1. Производительность машинно-тракторных агрегатов и
пути её повышения.
Понятие о производительности труда при использовании
МТА.
2 Баланс времени смены
3 Зависимость производительности от мощности трактора и
условий работы.
4 Пути повышения производительности агрегатов.
2. Эксплуатационные затраты при работе агрегатов.
Виды эксплуатационных затрат при работе МТА.
а Факторы, влияющие на производительность машиннотракторных агрегатов.
б Затраты труда и пути их снижения.
в Определение расхода топлива, смазочных материалов и
энергии.
г Техническое нормирование полевых механизированных работ.
Тематика практических занятий
1. Практическое занятие № 11. Расчет сменной производительности пахотного агрегата, составление баланса времени
смены.
2. Практическое занятие № 12. Определение производительности уборочного агрегата.
3. Практическое занятие № 13. Определение расхода топлива и смазочных материалов.
Содержание
Виды транспортных средств.
1. Значение транспорта в сельском хозяйстве. Характеристика
3.
Тема 1.4. Способы
движения агрегатов.
Тема 1.5. Показатели работы машинно-тракторных агрегатов.
Тема 1.6. Транспорт в сельском хозяйстве.
2
36
4
4
4
4
4
4
4
8
2
4
2
38
4
2
2
2
4
2
2
4
4
12
4
4
4
38
2
транспортных средств.
Классификация грузов и дорог. Виды маршрутов движения.
План перевозок.
Виды транспортных работ.
Транспортные агрегаты и условия их применения.
Показатели использования транспортных средств.
6 Использование времени пробега, грузоподъемности и скорости.
7 Техническая готовность транспортных средств.
8 Часовая и сменная производительность, пути ее повышения.
Определение потребности в транспортных средствах.
9
Механизация погрузочно-разгрузочных работ.
Оценка эффективности использования транспорта в сель10 ском хозяйстве.
4
2
2
4
Тематика практических занятий
1. Практическое занятие № 14. Составление плана перевозок
и графика работы транспортных средств.
2. Практическое занятие № 15. Расчет грузоперевозок, комплектование и подготовка к работе транспортного агрегата.
3. Практическое занятие № 16. Определение показателей использования транспортных средств.
12
2
3
4
5
4
2
2
2
4
4
4
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической
литературы (по вопросам кпараграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических
рекомендаций преподавателя,оформление практических работ.
Подготовка докладов и рефератов по тематике:
1.Преимущества и недостатки групповой работы МТА
2.Сцепки и их классификация
3.Выбор рационального способа движения агрегата
4.Тяговая характеристика трактора и её использование при эксплуатационных расчётах
5.Силы сопротивления сельскохозяйственных машин и пути их уменьшения
6.Основные виды технологических накладок машин и агрегатов
7.Применение комбинированных и универсальных агрегатов
8.Пути снижения эксплуатационных затрат
9.Особенности определения производительности уборочных агрегатов
10.Методы оценки качества работы МТА
11.Пути экономии топлива и смазочных материалов
54
Учебная практика
Виды работ:
1. Ознакомление с базовым предприятием, инструктаж по безопасности труда, пожарной безопасности и охране окружающей среды.
2. Составление машинно-тракторных агрегатов с учётом условий работы:
3. Составление машинно-тракторных агрегатов для боронования;
4. Составление машинно-тракторных агрегатов для предпосевной культивации;
5. Составление машинно-тракторных агрегатов для сева зерновых;
72
6. Составление машинно-тракторных агрегатов для вспашки;
7. Составление машинно-тракторных агрегатов для опрыскивания посевов;
8. Составление машинно-тракторных агрегатов для снегозадержания.
9. Расчёт производительности МТА
10. Определение и подбор МТА с прицепными и навесными машинами
11. Определение способа движения МТА
12. Постановка сельскохозяйственной техники на хранение:
13. Постановка тракторов;
14. Постановка зерноуборочных комбайнов;
15. Постановка орудий обработки почвы;
16. Оформление отчёта по учебной практике. Составление соответствующей документации
Производственная практика
Виды работ:
1. Ознакомление с базовым предприятием, инструктаж по безопасности труда, пожарной безопасности и охране окружающей среды. Составление соответствующей документации.
2. Работа на машинном дворе: комплектование, досборка и наладка машиннотракторных агрегатов для выполнения механизированных работ в растениеводстве и
животноводстве.
3. Составление соответствующей документации.
4. Работа в качестве тракториста-машиниста: проверка технического состояния агрегата
для предпосевной обработки почвы;
4. Подготовка к работе машинно-тракторного агрегата; выбор способов движения агрегата; выполнение работ по культивации и боронованию;
5. Проверка технического состояния пахотного агрегата; подготовка к работе машиннотракторного агрегата; выбор способов движения агрегата; выполнение пахотных работ;
6. Проверка технического состояния посевного агрегата; подготовка к работе машиннотракторного агрегата; выбор способов движения агрегата; выполнение работ по посеву.
7. Составление соответствующей документации.
8. Работа по комплектованию машин и оборудования для обслуживания животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик: проверка технического состояния и работа на
оборудования для водоснабжения, кормления животных и птицы, уборки навоза, доения
коров.
9. Работа по комплектованию машинно-тракторных агрегатов для погрузочноразгрузочных и транспортных работ.
10. Проверка технического состояния и работа на машинно-тракторных агрегатах для
погрузочно-разгрузочных и транспортных работ.
11. Составление соответствующей документации
12. Оформление отчёта по производственной практике. Составление соответствующей
документации
Зачёт
72
2
Наименование разделов профессиоСодержание учебного материала, лабораторные работы и
Обънального модуля
практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная)
ем
(ПМ), междисциучебная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
часов
плинарных курсов
(МДК)
Раздел 2. Эксплуатация машинно-тракторного парка
84
МДК 02.02 Технологии механизированных работ в растениеводстве
84
Тема 2.1. Понятие о Содержание
6
технологии механиПонятие технологии.
2
зированных работ в 1. Операционная технология и её назначение.
растениеводстве,
Технологическая карта на возделывание с/х культур
ресурсо- и энерго2 Ресурсо- и энергосберегающие технологии в с/х производ2
сберегающие техстве
нологии
Тематика практических занятий
2
Практическое занятие № 1. Методика составления техно1. логических карт возделывания сельскохозяйственных куль2
тур.
Тема 2.2.
Содержание
6
Основная и предОсновная обработка почвы как система мероприятий.
посевная обработка 1. Лущение стерни.
2
почвы
Вспашка.
Безотвальная стерневая обработка почвы.
2
2
Предпосевная обработка почвы.
Тематика практических занятий
2
1. Практическое занятие № 2. Способы движения МТА
2
Тема 2.3. ПригоСодержание
6
товление и внесе1. Виды удобрений и их классификация.
2
ние удобрений.
2. Технологические схемы внесения удобрений.
2
Тематика практических занятий
2
Практическое занятие № 3. Подготовка поля и выбор спо1. собов движения МТА при проведении посева пропашных
2
культур.
Тема 2.4. Посев и
Содержание
2
посадка сельскохоПосев зерновых и зернобобовых.
зяйственных куль1 Особенности посева и посадки пропашных культур.
2
тур
Посев многолетних трав.
Тема 2.5.
Содержание
4
Уборка сельскохоОсобенности проведения уборочных работ.
2
зяйственных кульТехнология уборки зерновых культур.
1. Технология уборки трав на сено.
тур.
2
Технология уборки силосных и сенажных культур.
Тема 2.6. Мелиора- Содержание
4
тивные работы в
Орошение и обводнение сельскохозяйственных культур.
1.
2
сельском хозяйстве
Культур технические работы
Тематика практических занятий
2
Практическое занятие № 4. Механизация культуртехниче1.
2
ских работ, механизация работ при поливе с/х культур
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической
литературы (по вопросам кпараграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических
рекомендаций преподавателя,оформление практических работ.
Подготовка рефератов на темы:
1. Технология посева сельскохозяйственных культур.
2. Технология заготовки кормов.
3.Технология посадки и возделывания картофеля.
4.Принципы формирования уборочно-транспортных комплексов. Технология уборки и
послеуборочной обработки зерна
5.Технология вспашки.
6.Технология боронования.
7.Технология культивации.
8.Технология минимальной и нулевой обработки почвы.
9.Технология комбинированной обработки почвы
Зачёт
Тематика курсовых проектов (работ)
1. Расчёт машинно-тракторного агрегата для выполнения технологической операции (боронование) и выбор способа движения агрегата.
2. Расчёт машинно-тракторного агрегата для выполнения технологической операции (пахота) и выбор способа движения агрегата.
3. Расчёт машинно-тракторного агрегата для выполнения технологической операции (сплошная культивация) и выбор способа движения агрегата.
4. Расчёт машинно-тракторного агрегата для выполнения технологической операции (прикатывание почвы) и выбор способа движения агрегата.
5. Расчёт машинно-тракторного агрегата для выполнения технологической операции (посев зерновых культур) и выбор способа движения агрегата.
6. Расчёт машинно-тракторного агрегата для выполнения технологической операции (посев кукурузы) и выбор способа движения агрегата.
7. Расчёт машинно-тракторного агрегата для выполнения технологической операции (посев сахарной свеклы) и выбор способа движения агрегата.
8. Расчёт машинно-тракторного агрегата для выполнения технологической операции (посадка картофеля) и выбор способа движения агрегата.
9. Расчёт машинно-тракторного агрегата для выполнения технологической операции (междурядная обработка пропашных культур) и выбор способа движения агрегата.
10. Расчёт машинно-тракторного агрегата для выполнения технологической операции (кошение трав) и выбор способа движения агрегата.
11. Расчёт машинно-тракторного агрегата для выполнения технологической операции (лущение почвы) и выбор способа движения агрегата.
12. Расчёт машинно-тракторного агрегата для выполнения технологической операции (уборка картофеля) и выбор способа движения агрегата.
13. Расчёт машинно-тракторного агрегата для выполнения технологической операции (уборка сахарной свеклы) и выбор способа движения агрегата.
14
2
14. Расчёт машинно-тракторного агрегата для выполнения технологической операции (уборка кукурузы на зерно) и выбор способа движения агрегата.
15. Расчёт машинно-тракторного агрегата для выполнения технологической операции (уборка кукурузы на силос) и выбор способа движения агрегата.
16. Расчёт машинно-тракторного агрегата для выполнения технологической операции (уборка подсолнечника) и выбор способа движения агрегата.
17. Технология вспашки зяби для возделывания ячменя.
18. Технология подготовки пахотного машинно-тракторного агрегата к выполнению
сплошной культивации и работа на нём.
19. Технология подготовки пахотного машинно-тракторного агрегата для предпосевной обработки почвы на комбинированном агрегате и выполнение работ на
нём.
20. Технология подготовки пахотного машинно-тракторного агрегата для лущения
стерни и выполнение лущения стерни.
21. Технология подготовки пахотного машинно-тракторного агрегата для боронования и выполнение боронования зяби.
22. Технология подготовки пахотного машинно-тракторного агрегата для внесения
твердых органических удобрений и выполнение работ на нём.
23. Технология подготовки пахотного машинно-тракторного агрегата для внесения
минеральных удобрений и выполнение работ на нём.
24. Технология подготовки посевного машинно-тракторного агрегата и посев озимой пшеницы.
25. Технология подготовки машинно-тракторного агрегата к посадке картофеля и
посадка картофеля.
26. Технология подготовки машинно-тракторного агрегата к посеву кукурузы и посев кукурузы.
27. Технология подготовки машинно-тракторного агрегата к посеву кормовой свеклы и посев кормовой свеклы.
28. Технология подготовки машинно-тракторного агрегата для междурядной культивации пропашных культур и выполнение работ по уходу за пропашными культурами.
29. Технология подготовки машинно-тракторного агрегата для химической защиты,
и технология выполнения работ по защите растений.
30. Технология подготовки машинно-тракторного агрегата для уборки трав на сено,
и технология выполнения работ по скашиванию трав.
31. Технология подготовки машинно-тракторного агрегата для уборки силосных
культур и выполнение работ по скашиванию кукурузы на силос.
32. Комплексная механизация возделывания озимой пшеницы с разработкой операционной технологии плоскорезной обработки в условиях хозяйства
33. Комплексная механизация возделывания ярового ячменя с разработкой операционной технологии сплошной культивации в условиях хозяйства
34. Комплексная механизация возделывания яровой пшеницы с разработкой операционной технологии посева в условиях хозяйства.
Обязательные аудиторные учебные занятия по курсовому проекту (работе)
1. Характеристика МТП, Выбор и обоснование марочного состава тракторов и сельхозмашин
2. Составление плана механизированных работ. Построение графиков машиноиспользования и интегральных кривых расхода топлива в кг
3. Определение потребного количества тракторов и сельхоз машин. Определение потребности в ГСМ
4. Расчёт показателей машиноиспользования. Агротехнические требования
5. Выбор, обоснование и расчёт состава агрегата. Подготовка агрегата к работе
6. Выбор и обоснование способа движения агрегата, подготовка поля, работа агрегата в
поле. Расчёт эксплуатационных показателей при работе агрегата
7. Контроль и оценка качества выполняемой операции. Охрана труда и противопожарные мероприятия
8. Охрана окружающей среды. Расчёт заработной платы
9. Стоимость топлива и смазочных материалов
10. Определение прямых эксплуатационных затрат
Самостоятельная учебная работа обучающегося над курсовым проектом (работой)
Оформление курсового проекта (работы) и подготовка к защите
20
20
Наименование разделов профессиоСодержание учебного материала, лабораторные работы и
Обънального модуля
практические занятия, внеаудиторная (самостоятельная)
ем
(ПМ), междисциучебная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
часов
плинарных курсов
(МДК)
Раздел 3. Эксплуатация машинно-тракторного парка
42
МДК 02.03 Технология механизированных работ в животноводстве
42
Тема 3.1.
Содержание
10
Животноводческие
Типы ферм и комплексов.
1.
2
и птицеводческие
Правила строительства животноводческих комплексов
фермы и комплек3 Способы и технологии содержания животных и птицы.
2
сы
4 Способы и технология содержания скота.
2
5 Способы содержания и типы свиноводческих комплексов
2
Тематика практических занятий
2
Практическое занятие №1.
1
2
Оборудование для приготовления и раздачи кормов
Содержание
10
Современные технологии и средства механизации в ското1
2
водстве и свиноводстве.
Тема 3.2.
2 Технологии и средства механизации животноводства.
2
Инновационные
технологии и сред3 Технологии и оборудование в свиноводстве и птицеводстве
2
ства механизации
4 Механизация водоснабжения ферм и пастбищ
2
животноводства.
Тематика практических занятий
2
1 Практическое занятие №2
2
Оборудование для первичной обработки молока, оборудо-
вание для навозоудаления
Содержание
Общие сведения о машинных технологиях производства
1
продукции птицеводства.
Оборудование для содержания кур-несушек промышленно2
го
стада.
Тема 3.3 КомКомплект машин и оборудования для содержания родительплексная механи3
ского стада кур и петухов.
зация птицеводства
Комплекты машин и оборудования для выращивания ре4
монтного молодняка кур и бройлеров.
Комплекты машин и оборудования для напольного выращи5 вания бройлеров.
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической
литературы (по вопросам кпараграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических
рекомендаций преподавателя,оформление практических работ.
Подготовка докладов, рефератов на темы:
1. Вспомогательное технологическое оборудование кормоцехов и кормовых линий.
2. Современные технологии и машины для приготовления кормосмесей и комбикормов.
3. Зарубежное оборудование для птицеводства. Рекомендации по выбору оборудования.
4. Механизация сбора, обработки и упаковки яиц.
5. Технологические операции. Технические и технологические регулировки машин и
механизмов.
6. Система водоснабжения.
7. Технологические регулировки транспортеров для удаления навоза.
8. Технологические операции при транспортировке навоза с фермы и укладке его в бурт.
9. Обслуживание машин и механизмов для получения продукции животноводства.
10. Технические и технологические регулировки машин и механизмов.
Зачёт
Всего
10
2
2
2
2
2
10
2
506
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Специальные помещения, предусмотренные для реализации
программы профессионального модуля
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Эксплуатация
машинно-тракторного парка»:
- комплект деталей, узлов, механизмов, моделей, макетов;
- комплект учебно-методической документации;
- наглядные пособия.
Оснащение учебной лаборатории «Автотракторное электрооборудование»
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся;
- комплект плакатов по электронной системе,
- контрольно-испытательные стенды.
Оснащение учебной лаборатории «Ходовые системы тракторов и автомобилей»
- набор инструментов;
- тормозной стенд автомобиля КАМАЗ;
- стенд учебный КАМАЗ в разрезе;
- стенд рулевое управление;
- трактор для определения центра тяжести;
- разрезы топливных насосов, стенд для проверки плунжерных пар топливных
насосов и обратных клапанов топливных насосов;
- стенд для регулировки форсунок;
- разрезы карбюраторов различных модификаций;
- комплект плакатов по топливной аппаратуре.
Оснащение учебной лаборатории «Машиноиспользование»
- динамографы;
- образцовый динамометр;
- расходомеры жидкостей и газов;
- счетчик мото-часов.
Оснащение учебной лаборатории «Диагностики сопряжений передач и технологической подготовки процесса к работе»
- стенд для проверки рулевого управления;
- стенд для проверки КПП;
- стенд для проверки гидросистемы тракторов;
- комплект плакатов и планшетов по техническому обслуживанию и диагностике
систем машин;
Мастерские:
Пункт технического обслуживания
- автомобильный подъемник;
- комплекс автомобильной диагностики;
- станок шиномонтажный;
- стенд балансировочный;
- пост мойки автомобилей;
- набор инструментов.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Образовательная организация самостоятельно выбирает учебники и учебные пособия, а также электронные ресурсы для использования в учебном процессе. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации может иметь печат-
ные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для
использования в образовательном процессе.
Перечень учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники (печатные):
Учебники:
1. Карабаницкий, А.П. Теоретические основы производственной эксплуатации машинно-тракторного парка. / А.П. Карабаницкий. -М.: КолосС, 2009. -95 с.
2. Организация и технология механизированных работ в растениеводстве: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / [Н.И. Верещагин, А.Г. Левшин,
А.Н. Скороходов и др.]. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. –
416 с.
3. Электронный учебно-методический комплекс «Технологии механизированных
работ в животноводстве», А. И. Купреенко, Х. М. Исаев, Образовательно-издательский
центр «Академия», 2019.
Дополнительные источники:
Учебники и учебные пособия:
1. Кулаков А.Т. Особенности конструкции, эксплуатации, обслуживания и ремонта
силовых агрегатов грузовых автомобилей / Кулаков А.Т., Денисов А.С., Макушин А.А. Электрон. текстовые данные. -М.: Инфра-Инженерия, 2013. -448 c.
2. Ананьин, А.Д. Диагностика и техническое обслуживание машин: Учебник для
вузов/ А.Д. Ананьин, В.М. Михлин, И.И. Габитов и др. -М.: центр «Академия», 2008. -432
с.
3. Блынский, Ю.Н. Практикум по эксплуатации машинно-тракторного парка / Ю.Н.
Блынский. -Новосибирск: Новосибирская ГАУ, 2008. -263 с.
4. Зантев, А.А. Эксплуатация машинно-тракторного парка / А.А. Зантев, А.В.
Шпилько, А.Г. Левшин. -М.: КолосС, 2009. -319с.
5. Яхьяев, Н.Я. Основы теории надежности и диагностика: допущено УМО по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов в
качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Автомобили и автомобильное хозяйство" направления подготовки "Эксплуатация
наземного транспорта и транспортного оборудования" / Н. Я. Яхьяев, А. В. Кораблин. -М.:
Академия, 2009. -256 с. - (Высшее профессиональное образование)
6. Зангиев, А.А. Эксплуатации машинно-тракторного парка / А.А. Зангиев -М.: КолосС, 2007. -320 с.
7. Блынский, Ю.М. Практикум по эксплуатации машинно-тракторного парка /
Ю.М. Блынский. -Новосибирск: Новосибирский ГАУ, 2008. -263с.
8. Зангиев, А.А. Эксплуатация машинно-тракторного парка / А.А.Зангиев,
А.В.Шпилько, А.Г.Левшин. -М.: Колос, 2005. -319 с.
9. Холманов, В.М. Эксплуатация машинно-тракторного парка: учебнометодический комплекс предназначен для подготовки студентов по специальности 230501
"Наземные транспортно-технологические средства", по направлению подготовки 230303
"Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов" и по направлению
подготовки 350306 "Агроинженерия" / В.М.Холманов, А.А.Глущенко. -Ульяновск:
ФГБОУ ВО Ульяновская ГСХА, 2015. -384 с
10. Мустякимов, Р.Н. Технологические процессы технического обслуживания, ремонта и диагностики автомобилей: допущено Министерством сельского хозяйства РФ в
качестве учебного пособия для студентов высших аграрных учебных заведений, обучаю-
щихся по направлению 190600.62 "Эксплуатация транспортно-технологических машин и
комплексов" и специальности 190601.65 "Автомобили и автомобильное хозяйство" / под
ред. К.У. Сафарова. -Ульяновск: ФГБОУ ВО Ульяновская ГСХА, 2012. -350 с.
11. Толокольников, В.И. Основы технологии и расчета мобильных процессов растениеводства / В.И. Толокольников, С.Н. Васильев, В.А. Завора. -Барнаул. 2008. -263с.
12. Маслов, Г.Г. Эксплуатации машинно-тракторного парка / Г.Г. Маслов. Краснодар., 2003. -189 с.
13. Зангиев, А.А. Эксплуатации машинно-тракторного парка. -М.: КолосС, 2005. 320 с.
14. Воробьев, В.А. Механизация и автоматизация селькохозяйственного производства / В.А. Воробьев, -М.: КолосС, 2004. -541с.
15. Попов, Л.А. Эксплуатация машинно-тракторного парка в агропромышленном
комплексе / Л.А. Попов -Сыктывкар: Сыктывкарский лесной институт, 2004. -152с.
16. Скороходов, А.Н. Практикум по эксплуатации машинно-тракторного парка:
Учебное пособие для вузов. / А.Н. Скороходов, А.Н. Зангиев / -М.: «КолосС», 2006 -410с.
17.Зангиев, А.А. Практикум по эксплуатации машинно-тракторного парка: учебное
пособие / А. А. Зангиев, А. Н. Скороходов: Международная ассоциация «Агрообразование». -М.: КолосС, 2006. -320 с.
18.Зангиев, А.А. Эксплуатация машинно-тракторного парка: учебник для средних
профессиональных заведений / А.А. Зангиев, А.В. Шпилько, А.Г. Левшин. -М.: КолосС,
2004. -320 с.
19. Устинов, А.Н. Сельскохозяйственные машины. Учебник для среднего профессионального образования. / А.Н. Устинов. -М.: «Асадема», 2004. -450с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Профессиональные
компетенции
ПК 2.1. Осуществлять
выбор,
обоснование,
расчет состава машинотракторного агрегата
и определение его эксплуатационных показателей в соответствии
с технологической картой на выполнение
сельскохозяйственных
работ.
Оцениваемые знания и умения,
действия
Методы
оценки
Знания
Тестирование
Технические характеристики, конструктивные (75% правильособенности, назначение, режимы работы и ных ответов)
правила эксплуатации сельскохозяйственной
техники;
Нормативная и техническая документация по
эксплуатации сельскохозяйственной техники
Умения
Экспертное
Осуществлять инженерные расчеты и подби- наблюдение при
рать оптимальные составы сельскохозяйствен- выполнении ланой техники для выполнения сельскохозяй- бораторной раственной операции;
боты
Действия
Экспертное
Анализ технологической карты на выполнение наблюдение
технологических операций и расчѐте эксплуа- (Практическая
тационных показателей при работе сельскохо- работа)
зяйственной техники.
Определение условий работы сельскохозяйственной техники.
Подбор сельскохозяйственной техники для выполнения технологической операции, в том
числе выбор, обоснование, расчет состава и
ПК 2.2. Осуществлять
подбор режимов работы, выбор и обоснование способа движения
машинно-тракторного
агрегата в соответствии с условиями работы.
ПК 2.3. Выполнять работы на машиннотракторном агрегате в
соответствии с требованиями правил техники безопасности и
охраны труда.
ПК 2.4. Управлять
тракторами и самоходными машинами категории «В», «С», «D»,
«E», «F» в
соответствии с правилами дорожного движения.
комплектование агрегата.
Расчет эксплуатационных показателей при работе сельскохозяйственной техники
Знания
Технологию производства сельскохозяйственной продукции; правила и нормы охраны труда, требования пожарной и экологической безопасности;
Умения
Подбирать и использовать расходные, горючесмазочные материалы и технические жидкости,
инструмент, оборудование, средства индивидуальной защиты, необходимые для выполнения
работ
Действия
Подбор режимов и определение условий работы, выбор и обоснование способа движения
сельскохозяйственной техники
Знания
Нормативную и техническую документацию
по эксплуатации сельскохозяйственной техники;
Технические характеристики, конструктивные
особенности, назначение, режимы работы
сельскохозяйственной техники.
Умения
Осуществлять проверку работоспособности и
настройку инструмента, оборудования, сельскохозяйственной техники
Тестирование
(75% правильных ответов)
Экспертное
наблюдение при
выполнении лабораторной работы
Экспертное
наблюдение
(Практическая
работа)
Тестирование
(75% правильных ответов)
Экспертное
наблюдение при
выполнении лабораторной работы
Действия
Экспертное
Настройка и регулировка сельскохозяйствен- наблюдение
ной техники для выполнения технологической (Практическая
операции
работа)
Знания
Тестирование
Назначение, расположение, принцип действия (75% правильосновных механизмов и приборов трактора;
ных ответов)
Правила дорожного движения, основы законодательства в сфере дорожного движения;
Виды ответственности за нарушение Правил
дорожного движения, правил эксплуатации самоходных машин и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
Основы безопасного управления;
о влиянии алкоголя, медикаментов и наркотических веществ, а также состояния здоровья и
усталости на безопасное управление трактором;
Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация тракторов или
их дальнейшее движение;
Приемы и последовательность действий при
оказании доврачебной медицинской помощи
при дорожно-транспортных происшествиях;
Порядок выполнения контрольного осмотра
самоходного средства перед поездкой и работ
по его техническому обслуживанию;
Правила техники безопасности при проверке
технического состояния трактора, приемы
устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию, правила
обращения с эксплуатационными материалами.
Умения
Безопасно управлять транспортным средством
в различных дорожных и метеорологических
условиях, соблюдать Правила дорожного движения;
Управлять своим эмоциональным состоянием,
уважать права других участников дорожного
движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения;
Выполнять контрольный осмотр средства перед выездом и при выполнении поездки;
Заправлять средство горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением современных экологических требований;
Обеспечивать безопасную перевозку грузов;
Уверенно действовать в нештатных ситуациях;
принимать возможные меры для оказания
доврачебной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, Соблюдать требования по их транспортировке;
устранять возникшие во время эксплуатации
средства мелкие неисправности, не требующие
разборки узлов и агрегатов, с соблюдением
требований техники безопасности;
Своевременно обращаться к специалистам за
устранением выявленных технических неисправностей;
Совершенствовать свои навыки управления
средством.
Действия
Управление тракторами и самоходными машинами категории «В», «С», «D», «E», «F»
ПК 2.5. Управлять автомобилями категории
«В» и «С» в соответствии с правилами дорожного
Экспертное
наблюдение при
выполнении лабораторной работы
Экспертное
наблюдение
(Практическая
работа)
Знания
Тестирование
Основы законодательства в сфере дорожного (75% правильдвижения, правила дорожного движения;
ных ответов)
Правила эксплуатации транспортных средств;
Правила перевозки грузов и пассажиров;
движения
Виды ответственности за нарушение Правил
дорожного движения, правил эксплуатации
транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с Законодательством Российской Федерации;
Назначение, расположение, принцип действия
основных механизмов и приборов транспортных средств;
Правил техники безопасности при проверке
технического состояния транспортных средств,
проведении погрузочно-разгрузочных работ;
Порядок выполнения контрольного осмотра
транспортных средств перед поездкой и работ
по его техническому обслуживанию;
Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных
средств или их дальнейшее движение;
Приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию;
Правила обращения с эксплуатационными материалами;
Требования, предъявляемые к режиму труда и
отдыха, правила и нормы охраны труда и техники безопасности;
Основы безопасного управления транспортными средствами;
Порядок оформления путевой и товарнотранспортной документации;
Порядок действий водителя в нештатных ситуациях;
Комплектацию аптечки, назначение и правила
применения входящих в ее состав;
Приемы и последовательность действий по
оказанию первой помощи пострадавшим при
дорожно-транспортных происшествиях;
Правила применения средств пожаротушения.
Умения
Соблюдать Правила дорожного движения;
Безопасно управлять транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях;
Уверенно действовать в нештатных ситуациях;
Управлять своим эмоциональным состоянием,
уважать права других участников дорожного
движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения;
Выполнять контрольный осмотр транспортных
средств перед выездом и при выполнении поездки;
Заправлять транспортные средства горючесмазочными материалами и специальными
Экспертное
наблюдение при
выполнении лабораторной работы
ПК 2.6. Осуществлять
контроль и оценку качества
выполняемой
сельскохозяйственной
техникой работы в соответствии с технологической картой
жидкостями с соблюдением экологических
требований;
Устранять возникшие во время эксплуатации
транспортных средств мелкие неисправности,
не требующие разборки узлов и агрегатов, с
соблюдением требований техники безопасности;
Соблюдать режим труда и отдыха;
Обеспечивать прием, размещение, крепление и
перевозку грузов, а также безопасную посадку,
перевозку и высадку пассажиров;
Получать, оформлять и сдавать путевую и
транспортную документацию;
Принимать возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим при дорожнотранспортных происшествиях;
Соблюдать требования по транспортировке пострадавших;
Использовать средства пожаротушения.
Действия
Экспертное
Управление автомобилями категорий «В» и наблюдение
«С».
(Практическая
работа)
Знания
Тестирование
Документально оформлять результаты проде- (75% правильланной работы,
ных ответов)
Умения
Экспертное
Правила и нормы охраны труда, требования наблюдение при
пожарной и экологической безопасности Поря- выполнении ладок оформления документов по подготовке бораторной расельскохозяйственной техники к работе
боты
Действия
Экспертное
Контроль и оценка качества выполняемой наблюдение
сельскохозяйственной техникой технологиче- (Практическая
ской операции.
работа)