Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_______________В.В. Маркова
«____» ____________ 202___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.15 «ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»
35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
Форма обучения очная
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.15 «Экономика отрасли»
разработана на основе федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по
специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники
и оборудования.
Организация разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»
Разработчик:
Преподаватель
Е. А. Калюта
_______________
Подпись
Рабочая программа одобрена на заседании предметной (цикловой) комиссии
специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники
и оборудования
Протокол № _____ от «____» ___________ 202__ г.
Председатель ПЦК ___________________ / ___________________ /
Подпись
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
3
УЧЕБНОЙ
4
УЧЕБНОЙ
5
6
11
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 15 «ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ »
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОП.15 «Экономика отрасли» является обязательной частью
общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и
оборудования.
Учебная дисциплина обеспечивает формирование профессиональных и общих
компетенций по всем видам деятельности ФГОС. Особое значение дисциплина имеет при
формировании и развитии общих и профессиональных компетенций, личностных
результатов воспитания ОК 01 – ОК 06, ОК 09, ОК 11, ПК 1.1 – ПК 1.3, ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6; ЛР 14-ЛР 24.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код ПК, ОК
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09− ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6
ЛР 14-ЛР 24.
Умения
- рассчитывать по принятой
методологии основные техникоэкономические
показатели
деятельности организации;
- организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения
профессиональных
задач,
оценивать их эффективность и
качество;
осуществлять
поиск
и
использование
информации,
необходимой для эффективного
выполнения профессиональных
задач,
профессионального
и
личностного развития;
составлять
сметную
документацию,
используя
нормативно-справочную
литературу
4
Знания
- организация производственного и
технологического процессов;
материально
–
технические,
трудовые и финансовые ресурсы
отрасли и организации, показатели их
эффективного использования;
- механизмы ценообразования на
продукцию (услуги), формы оплаты
труда в современных условиях;
- методика разработки бизнес –
плана;
состав,
порядок
разработки,
согласования
и
утверждения
проектно-сметной документации
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
56
в т.ч. в форме практической подготовки
в т. ч.:
теоретическое обучение
34
самостоятельная работа
12
практические занятия
8
Промежуточная аттестация (зачет)
2
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.15 «ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Объем
в часах
1
2
3
Раздел 1. Экономические основы организации предприятий и предпринимательской деятельности
Тема 1.1. Организация Содержание учебного материала
(предприятие) –
1. Цель создания и функционирования организации. Внешняя и внутренняя среда
основное звено
организации. Классификация организаций. Отраслевые особенности структуры
экономики
организации.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
2
2
2
Раздел 2. Экономические ресурсы организации
16
Тема 2.1. Основные
фонды
2
Тема 2 .2. Виды оценок
основных фондов и
виды износа
Содержание учебного материала
1. Понятие, классификация. Основные фонды – главная составляющая имущества
организации. Сущность основных фондов. Структура основных фондов. Источники
формирования основных фондов.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Оценка основных фондов в натуральной и денежной форме. Первоначальная,
восстановительная, остаточная, ликвидационная стоимость. Моральный и
физический износ. Методика определения стоимости основных фондов.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
6
2
2
2
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09− ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6
ЛР 14-ЛР 24
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09− ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6
ЛР 14-ЛР 24
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09− ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6
ЛР 14-ЛР 24
Тема 2.3. Амортизация
основных фондов и
формы их
воспроизводства
Тема 2.4. Показатели
использования
основных фондов
Тема 2.5.
Нематериальные
активы и
интеллектуальная
собственность
Содержание учебного материала
1. Понятие «амортизация». Норма амортизации. Методы амортизационных
начислений объектов основных производных фондов: линейный, нелинейный;
способ уменьшаемого остатка, списания стоимости по сумме чисел лет срока
полезного использования, списания стоимости пропорционально объёму продукции
(услуг). Методика расчета амортизационных отчислений.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
1. Обобщающие и частные показатели. Показатели экстенсивного, интенсивного и
интегрального использования основных фондов. Фондоотдача, фондоёмкость и
фондовооруженность. Коэффициенты обновления, выбытия, прироста, сменности,
загрузки оборудования; фондоотдача, фондоёмкость, фондовооружённость.
Алгоритм расчета показателей использования основных фондов. Основные
направления улучшения использования основных фондов.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 1. Определение стоимости основных фондов и расчет
амортизационных отчислений. Расчет показателей использования основных фондов.
Самостоятельная работа обучающихся
Расчетная работа: «Расчет показателей использования основных фондов»
Содержание учебного материала
1. Нематериальные активы находящиеся в организации на праве собственности,
хозяйственного ведения, оперативного управления. Объекты интеллектуальной
собственности. Деловая репутация, товарный знак, организационные расходы. Износ
нематериальных активов.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
2
2
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09− ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6
ЛР 14-ЛР 24
4
2
2
2
2
2
2
2
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09− ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6
ЛР 14-ЛР 24
ОК 01. – ОК
07., ОК 09 – ОК
11
ПК 3.1 – ПК 3.3
ЛР14-ЛР24
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.6.Оборотные
средства организации
Показатели
использования
Содержание учебного материала
Сущность, состав, структура оборотных средств организации. Кругооборот средств
предприятия. Состав и классификация оборотных средств. Источники формирования
оборотных средств. Методика определения потребности предприятия в оборотных
7
4
2
ОК 01. – ОК
07., ОК 09 – ОК
11
оборотных средств
средствах. Коэффициент оборачиваемости, продолжительность одного оборота в
днях, коэффициент загрузки. Абсолютное и относительное высвобождение средств.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 2. Расчет оптимальной величины оборотных средств
организации. Расчет показателей использования оборотных средств
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Трудовые ресурсы и оплата труда
Тема 3.1. Кадры
Содержание учебного материала:
организации и
1. Персонал организации: понятие и классификация. Движение кадров.
производительность
Количественная и качественная характеристика трудовых ресурсов. Методика
труда.
расчета численности работников организации: производительность труда.
Организация оплаты
2. Мотивация труда. Сущность и принципы оплаты труда, тарифная система оплаты
труда
труда и ее элементы. Форма и системы оплаты труда.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 4. Издержки производства и себестоимость продукции
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
Классификация и
1. Понятие издержек производства. Классификация издержек по виду производства,
калькулирование
по виду продукции, по виду расходов, по месту возникновения затрат. Методы
затрат на производство калькулирование затрат. Группировка издержек по элементам затрат.
и реализацию
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
продукции
Самостоятельная работа обучающихся
Тема
4.2.Себестоимость,
виды себестоимости
Содержание учебного материала
1. Понятие себестоимости. Состав затрат. Группировка издержек по статьям и
элементам затрат. Плановая себестоимость: понятие, назначение, порядок
определения. Важнейшие пути снижения затрат на производство. Фактическая
себестоимость: понятие, назначение, порядок определения.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 3. Составление калькуляции затрат на производство и
8
ПК 3.1 – ПК 3.3
ЛР14-ЛР24
2
2
4
4
4
6
2
2
ОК 01. – ОК
07., ОК 09 – ОК
11
ПК 3.1 – ПК 3.3
ЛР14-ЛР24
ОК 01. – ОК
07., ОК 09 – ОК
11
ПК 3.1 – ПК 3.3
ЛР14-ЛР24
4
2
2
2
ОК 01. – ОК
07., ОК 09 – ОК
11
ПК 3.1 – ПК 3.3
ЛР14-ЛР24
реализацию продукции. Расчет сметной, плановой себестоимости.
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение домашних заданий по разделу
Раздел 5. Финансы организации
Тема 5.1.Финансовые
Содержание учебного материала
ресурсы организации
Источники формирования финансовых ресурсов предприятия. Структура
финансовых ресурсов предприятия. Финансовый механизм, финансовые методы.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
2
2
8
2
2
ОК 01. – ОК
07., ОК 09 – ОК
11
ПК 3.1 – ПК 3.3
ЛР14-ЛР24
Тема 5.2
Взаимодействие
организации с
различными
финансовыми
институтами
Содержание учебного материала
Взаимоотношение организации с банками. Кредитные отношения с банком.
Страховые компании. Биржа. Фондовый рынок.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
2
Тема 5.3.Показатели
эффективной
деятельности
организации
Содержание учебного материала
1. Понятие экономической эффективности. Общая и сравнительная экономическая
эффективность. Фактор времени в сельском хозяйстве и определение нормы
дисконтирования. Прибыль и рентабельность – основные показатели,
характеризующие эффективность производственно-хозяйственной деятельности
строительной организации. Сметная, плановая и фактическая прибыль и
рентабельность.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 4. Расчет прибыли и рентабельности
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение домашних заданий по разделу
4
ОК 01. – ОК
07., ОК 09 – ОК
11
2
ПК 3.1 – ПК 3.3
ЛР14-ЛР24
Подготовка реферата на тему: «Распределение прибыли в соответствии со
стратегией развития сельского хозяйства».
Раздел 6. Основы налогообложения организаций
2
ПК 3.1 – ПК 3.3
ЛР14-ЛР24
2
2
4
2
2
4
9
ОК 01. – ОК
07., ОК 09 – ОК
11
Тема 6.1.Общая
характеристика
налоговой системы.
Классификация
налогов
Содержание учебного материала
1. Система налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговый кодекс
Российской Федерации. Функции налогов. Методы исчисления налогов.
Классификация и характеристика налогов. Федеральные налоги: на добавленную
стоимость, на прибыль организаций, страховые взносы.
2. Акцизы. Региональные и местные налоги. Плательщики налога, объекты
обложения, и сроки уплаты. Налоговая база и ставки, налоговые льготы. Порядок
исчисления налога.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 7. Основы маркетинга и менеджмента
Тема 7.1 Особенности
Содержание учебного материала
сбыта продукции.
Функции сбытового маркетинга. Реализация
контрагентов через торги.
Цели и задачи
Маркетинговые коммуникации в сельском хозяйстве. Контроль, как одна из
управления
функций управления. Понятие менеджмента. Менеджмент как особый вид
организациями
профессиональной деятельности. Цели и задачи управления организациями.
различных
Особенности управления организациями различных организационно-правовых
организационноформ.
правовых форм
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение домашних заданий по разделу
Подготовка рефератов на тему: «Разработка модели влияния внешней среды на
организацию»
Промежуточная аттестация в форме зачета
Всего:
10
4
ОК 01. – ОК
07., ОК 09 – ОК
11
4
ПК 3.1 – ПК 3.3
ЛР14-ЛР24
2
2
2
2
4
2
2
2
58
ОК 01. – ОК
07., ОК 09 – ОК
11
ПК 3.1 – ПК 3.3
ЛР14-ЛР24
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины
следующие специальные помещения:
должны быть предусмотрены
Кабинет оснащенный оборудованием: рабочие места преподавателя и обучающихся (столы,
стулья)
техническими средствами обучения: мобильное автоматизированное рабочее место
преподавателя: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, акустическая
система
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Основные источники:
1. Акимов В.В. Экономика отрасли.- М.: Инфро - М, 2019. - 304 с.
2. Акимов В.В., Макарова Т.Н., Мерзляков В.Ф., Огай К.А. Экономика отрасли
(строительство).-М.:ИНФА-М, 2019.
3. Бакушева Н. И. Экономика организации. - М.: Академия, 2019. - 224 с.
4. Драчева Е.Л. Менеджмент. -М.: Академия,2018.
5. Ефименко Е.Б. Экономика отрасли. - М.: Вузовский учебник, 2017 - 359 с.
6.
Сафронов
Н.А.
Экономика
организации
ср.спец.учеб.заведений.-М.:Магистр,2018.-255 с.
(предприятия):учебник
для
7. Скляренко В.К. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах). –М.: Инфро – М,
2018. – 256 с.
Интернет- ресурсы:
1. Агентство консультаций и деловой информации «Экономика» //http://www.akdi.ru.
2.
Обзоры состояния экономики России ( на сайте Института экономики переходного
периода) //http://online.ru/sp/iet/trends/.
3. Перечень информационных ресурсов Интернета ( в том числе по экономике ) в помощь
студентам //http://referats-tv.stars.ru/link.
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знать:
- состав трудовых и финансовых
ресурсов организации;
- основные фонды и оборотные
средства строительной
организации, показатели их
использования;
- основные техникоэкономические показатели
хозяйственно-финансовой
деятельности организации;
Критерии оценки
-Определяет персонал
организации, структуру
количественных и
качественных
характеристика трудовых
ресурсов.
- Владеет методикой
расчета численности
работников организации,
показателей
производительности труда.
- Ориентируется и
выбирает источники
формирования финансовых
ресурсов предприятия.
Демонстрирует знания
структуры финансовых
ресурсов предприятия,
финансового механизма,
финансовых методов.
-Демонстрирует знания
состава трудовых и
финансовых ресурсов
организации.
-Ориентируется в понятии,
классификации, структуре
основных фондов и
ориентируется и выбирает
оборотных средств.
источники формирования
основных фондов и
оборотных средств.
-Оценивает основные
фонды в натуральной и
денежной форме.
Знает виды износа.
- Использует методы
амортизационных
начислений.
Демонстрирует знания
показателей использования
основных фондов и
оборотных средств.
Демонстрирует знания
видов прибыли и
показателей
рентабельности;
12
Методы оценки
Тестовый и устный
контроль по заданной
тематике
Тестовый и устный
контроль по заданной
тематике
Оценка выполненных
- механизмы ценообразования на
строительную продукцию, формы
оплаты труда;
- содержание основных
составляющих общего
менеджмента;
- требования, предъявляемые к
современному менеджеру;
- стратегию и тактику маркетинга;
структуры сметной
рефератов.
стоимости строительномонтажных работ, формы
оплаты труда,
функций менеджмента,
требований, предъявляемые
к современному менеджеру,
стратегия и тактика
маркетинга.
Уметь:
- рассчитывать по принятой
методологии основные техникоэкономические и финансовые
показатели
деятельности
организации;
- использовать информацию о
рынке, определять
товарную
номенклатуру, товародвижение и
сбыт;
- в соответствии с изменениями
влияния внешней или внутренней
среды определять направление
менеджмента;
-Определяет стоимость
основных фондов и
величины оборотных
средств.
Рассчитывает
амортизационные
отчисления, показатели
использования основных
фондов и оборотных
средств,
сметную, плановую
себестоимость, прибыль и
рентабельность
Рассчитывает по принятой
методологии основные
технико-экономические и
финансовые показатели
деятельности организации;
Проводит маркетинговые
исследования сбыта
строительной продукции
-Разрабатывает модели
влияния внешней среды на
организацию
13
Оценка выполнения
практических заданий.