Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_______________В.В. Маркова
«____» ____________ 202___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 05 «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
Специальность 35.02.16 Эксплуатация и ремонт
сельскохозяйственной техники и оборудования
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 05 «ПСИХОЛОГИЯ
ОБЩЕНИЯ» разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (далее -ФГОС) и примерной программы среднего
профессионального образования (далее - СПО) по специальности 35.02.16
Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования (базовая
подготовка).
Организация-разработчик: ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный
колледж»
Разработчики:
Преподаватель
________________
А.В. Ухаботина
Программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии 35.02.16
Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
Протокол № _____ от «____» ___________ 20__ г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ» ...................................................................................... 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ............................................. 5
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ........................... 10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ...... 11
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
1.1. Область применения примерной рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт
сельскохозяйственной техники и оборудования»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: учебная дисциплина относится к общему гуманитарному и социальноэкономическому циклу
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК,
ЛР
ОК 01 – ОК
07, ОК 09,
ОК 10
ЛР 1-ЛР 8,
ЛР 11- ЛР 12
Умения
Знания
применять техники и приемы
эффективного
общения
в
профессиональной деятельности;
использовать приемы саморегуляции
поведения
в
процессе
межличностного общения;
взаимосвязь общения и
деятельности;
цели, функции, виды и уровни
общения;
роли и ролевые ожидания в
общении; виды социальных
взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в
общении;
техники и приемы общения,
правила
слушания,
ведения
беседы, убеждения; этические
принципы общения; источники,
причины, виды и способы
разрешения конфликтов;
приемы
саморегуляции
в
процессе общения
4
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Объем образовательной программы учебной дисциплины
52
В т.ч. в форме практической подготовки
в том числе:
теоретическое обучение
30
лабораторные работы
Не
предусмотрено
практические занятия
12
курсовая работа (проект)
Не
предусмотрено
Не
предусмотрено
контрольная работа
Самостоятельная работа
8
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета
2
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
1
2
Раздел 1. Психология как центральное составляющее звено знаний о человеке
Тема № 1.1.
Содержание учебного материала
Введение
Предмет курса, основные понятия и определения.
Своеобразие психических процессов, свойств и состояний человека.
Тема № 1.2.
Представления о
личности и ее
свойствах
Содержание учебного материала
Представления о личности и ее свойствах.
Темперамент. Характер и воля. Эмоции и чувства.
Самостоятельная работа обучающихся: индивидуальный проект: «Значение
знаний о психологии для современной профессиональной деятельности»
Тема № 1.3.
Содержание учебного материала
Взаимосвязь общения Общение - основа человеческого бытия.
и деятельности
Понятие об общении в психологии. Категории «общения» и «деятельности» в
психологии. Способности – важное условие профессиональной деятельности.
Общение как обмен информацией. Общение как межличностное взаимодействие.
Общение как понимание людьми друг друга. Деловое общение. Формы общения:
непосредственное, опосредованное; прямое, косвенное; межличностное, массовое.
Типы межличностного общения: императивное, манипулятивное, диалогическое
Раздел 2. Цели, функции, виды и уровни общения
Тема № 2.1.
Содержание учебного материала
Цели общения. Структура общения. Общение как форма взаимодействия. Структура
Структура общения
общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения
Объем часов
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
3
8
2
2
2
2
10
2
ОК 01 – ОК 07,
ОК 09, ОК 10
ЛР 1-ЛР 8,
ЛР 11- ЛР 12
ОК 01 – ОК 07,
ОК 09, ОК 10
ЛР 1-ЛР 8,
ЛР 11- ЛР 12
ОК 01 – ОК 07,
ОК 09, ОК 10
ЛР 1-ЛР 8,
ЛР 11- ЛР 12
ОК 01 – ОК 07,
ОК 09, ОК 10
ЛР 1-ЛР 8,
ЛР 11- ЛР 12
6
Тема № 2.2.
Основные функции
общения
Содержание учебного материала
Основные функции общения: контактная, информационная, побудительная,
координационная, понимания, эмотивная, функция установления отношений,
функция оказания влияния
Тема № 2.3.
Содержание учебного материала
Виды общения. Вербальное общение. Невербальное общение. Экстрасенсорное
Виды общения
общение. Уровни общения: макроуровень, мезауровень, микроуровень
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие. Методы исследования общения. Определение видов
общения
Самостоятельная работа обучающихся: индивидуальный проект «Особенности
общения в современном мире»
Раздел 3. Роли и ролевые ожидания в общении
Тема № 3.1. Роли и Содержание учебного материала
ролевые ожидания в Роли и ролевые ожидания в общении. Типы социальных ролей. «Треугольник С.
общении
Карпмана»: позиции Жертвы, Агрессора и Спасателя.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие. Типы социальных ролей. Коммуникативный тренинг. Роль
эмоций и чувств в общении.
Раздел 4. Механизмы взаимопонимания в общении
Тема
№
4.1. Содержание учебного материала
Механизмы
Механизмы взаимопонимания в общении. Идентификация, эмпатия, рефлексия.
взаимопонимания в Механизмы «заражения», «внушения», «убеждения» и «подражания» и их роль в
общении
процессе общения. Понятие об «аттракции» и ее влияние на развитие процесса
общения. Факторы, влияющие на возникновение и развитие «аттракции».
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие. Характеристика механизмов «заражения», «внушения»,
«убеждения» и «подражания».
Их роль в процессе общения Тренинг
противостояния манипуляции в общении
2
ОК 01 – ОК 07,
ОК 09, ОК 10
ЛР 1-ЛР 8,
ЛР 11- ЛР 12
2
ОК 01 – ОК 07,
ОК 09, ОК 10
ЛР 1-ЛР 8,
ЛР 11- ЛР 12
2
2
4
2
2
ОК 01 – ОК 07,
ОК 09, ОК 10
ЛР 1-ЛР 8,
ЛР 11- ЛР 12
5
2
ОК 01 – ОК 07,
ОК 09, ОК 10
ЛР 1-ЛР 8,
ЛР 11- ЛР 12
2
7
Самостоятельная работа обучающихся: работа с дополнительными
источниками – электронными учебными пособиями. Подбор упражнений
использования механизмов взаимопонимания в общении
Раздел 5. Техники и приёмы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения
Тема № 5.1. Типы
Содержание учебного материала
Типы собеседников. Правила ведения беседы. Техники для выявления скрытых
собеседников
мотивов и интересов собеседников. Правила слушания. Техники поведения в
ситуации конфликта, просьбы и отказа. Техники влияния и противодействия.
Тема № 5.2. Техники Содержание учебного материала
активного слушания Техники активного слушания. Техники налаживания контакта. Активные методы
повышение коммуникативной компетентности: Т-группы, группы личностного
роста, группы сенситивности
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие. Разработка правил эффективного общения. Разработка и
проведение тренинга общения. Развитие техники установления контакта и
активного слушания.
Самостоятельная работа обучающихся: разработка
оптимизации общения в коллективе»
проекта «Способы
Раздел 6. Этические принципы общения
Тема № 6.1. Этика
Содержание учебного материала
общения
Этика общения и культура общения. Определение понятий «этика общения» и
«культура общения». Характеристика способов овладения культурой общения.
сохранение достоинства партнера по общению, право партнера на ошибку и
возможность ее исправления, толерантность, доверие к людям
Тема № 6.2.
Содержание учебного материала
Ценности общения
Ценностная ориентация процесса общения, общекультурные ценности.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие. Исследование нравственной культуры личности
1
8
2
ОК 01 – ОК 07,
ОК 09, ОК 10
ЛР 1-ЛР 8,
ЛР 11- ЛР 12
2
ОК 01 – ОК 07,
ОК 09, ОК 10
ЛР 1-ЛР 8,
ЛР 11- ЛР 12
2
2
9
4
2
2
ОК 01 – ОК 07,
ОК 09, ОК 10
ЛР 1-ЛР 8,
ЛР 11- ЛР 12
ОК 01 – ОК 07,
ОК 09, ОК 10
ЛР 1-ЛР 8,
ЛР 11- ЛР 12
8
Самостоятельная работа обучающихся: индивидуальный проект «Проблемы
общения в истории этики и философии»
Раздел 7. Источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов
Тема № 7.1.
Содержание учебного материала
Конфликты:
1. Понятие «конфликта». Причины конфликтов в общении. Виды конфликтов:
причины, динамика, внутренние и внешние, межличностные и межгрупповые, социальные,
способы разрешения потенциальные и актуальные, прямые и опосредованные, конструктивные и
деструктивные, вертикальные и горизонтальные, предметные и личностные,
ролевые, мотивационные
2. Структура конфликта. Объект конфликтной ситуации, цели, субъективные
мотивы его участников, оппоненты, конкретные лица, являющиеся его
участниками. Подлинные причины, которые важно суметь отличить от
непосредственного повода столкновения. Стадии протекания конфликта
Тема № 7.2.
Стратегии поведения
в конфликтных
ситуациях
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие. Определение уровня конфликтности личности. Способы
реагирования в конфликте (Опросник К. Томаса). Использование приемов
урегулирования. Упражнения по предупреждению конфликта
Промежуточная аттестация
Самостоятельная работа
Всего:
1
6
ОК 01 – ОК 07,
ОК 09, ОК 10
ЛР 1-ЛР 8,
ЛР 11- ЛР 12
4
2
ОК 01 – ОК 07,
ОК 09, ОК 10
ЛР 1-ЛР 8,
ЛР 11- ЛР 12
2
8
52
9
3
УСЛОВИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
2.3. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет социально-экономических дисциплин, оснащенный оборудованием:
рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся, плакаты по темам занятий;
техническими средствами обучения: мультимедийный комплекс (проектор, проекционный
экран, ноутбук).
2.4.
Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1.Михалкин, Н. В. Социальная психология [Электронный ресурс] : учебное пособие
/ Н. В. Михалкин. – Москва : Российская академия правосудия, 2018. - 256 с.
2. Психология общения : учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования /
А. П. Панфилова. — М. : Издательский центр «Академия», 2019. — 368 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1.Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс]. –
Санкт-Петербург, 2010-2016. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/;
2.Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн
[Электронный ресурс]. – Москва, 2001-2016. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/;
3.Издательский центр «Академия» [Электронный ресурс] : сайт. – Москва, 2016. –
Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/;
4.Электронная библиотечная система Издательства «Проспект Науки»
[Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург, 2010-2016. – Режим доступа:
http://www.prospektnauki.ru/ebooks/index-usavm.php;
3.2.3. Дополнительные источники
1. Немов, Р. С. Общая психология [Электронный ресурс] : учебник / Р. С. Немов. –
Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2018. - 396 с. : ил. - (Для средних
специальных
учебных
заведений).
–
Режим
доступа:
//biblioclub.ru/index.php?page=book&id=260771.
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
Взаимосвязь общения и
деятельности.
Цели, функции, виды и уровни
общения.
Роли и ролевые ожидания в
общении.
Виды социальных
взаимодействий.
Механизмы взаимопонимания в
общении.
Техники и приемы общения,
правила слушания, ведения
беседы, убеждения.
Этические принципы общения.
Источники, причины, виды и
способы разрешения конфликтов.
Приемы
саморегуляции
в
процессе общения.
Критерии оценки
Методы оценки
Знать:
-взаимосвязь общения и
деятельности;
цели,
функции, виды и уровни
общения;
-роли и ролевые ожидания
в общении;
-виды социальных
взаимодействий;
-механизмы
взаимопонимания в
общении; -техники и
приемы общения, правила
слушания,
ведения беседы, убеждения;
-этические принципы
общения;
-источники,
причины,
виды
и
способы
разрешения конфликтов;
-приемы саморегуляции в
процессе общения.
Устный опрос.
Письменный
Тестирование,
Зачет.
Уметь:
-применять техники и
приемы эффективного
общения
в
профессиональной
деятельности;
использовать
приемы
саморегуляции поведения
в
процессе
межличностного общения;
Устный
Письменный
Тестирование,
Зачет.
опрос.
Умения:
Применять техники и приемы
эффективного
общения
в
профессиональной деятельности.
Использовать
приемы
саморегуляции поведения в
процессе
межличностного
общения.
опрос.
опрос.
11