Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_______________В.В. Маркова
«____» ____________ 202___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 01 «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Специальность 35.02.16 Эксплуатация и ремонт
сельскохозяйственной техники и оборудования
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 01 «ОСНОВЫ
ФИЛОСОФИИ» РАЗРАБОТАНА на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (далее -ФГОС) и примерной программы
среднего профессионального образования (далее - СПО) по специальности
35.02.16
Эксплуатация
и
ремонт
сельскохозяйственной
техники
и
оборудования (базовая подготовка).
Организация-разработчик: ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный
колледж»
Разработчики:
Преподаватель
Программа
________________
рассмотрена
35.02.16Эксплуатация
и
на
ремонт
заседании
А.В. Ухаботина
цикловой
сельскохозяйственной
оборудования
Протокол № _____ от «____» ___________ 20__ г.
комиссии
техники
и
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА
И
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.16
Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, входящей в
состав укрупненной группы 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: учебная дисциплина
«Основы философии» относится
к общему
гуманитарному и социально- экономическому циклу.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ПК, ОК, ЛР
ОК 01 –
ОК 07, ОК 09,
ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12
Умения
Знания
ориентироваться в наиболее общих
философских проблемах бытия,
познания, ценностей, свободы и
смысла
жизни
как
основах
формирования
культуры
гражданина
и
будущего
специалиста,
социокультурный
контекст; выстраивать общение на
основе
общечеловеческих
ценностей.
-основные категории и понятия
философии;
-роль философии в жизни
человека и общества;
-основы философского учения о
бытии;
-сущность процесса познания;
-основы научной, философской
и религиозной картин мира;
-об условиях формирования
личности,
свободе
и
ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей
среды;
-о социальных и этических
проблемах,
связанных
с
развитием и использованием
достижений науки, техники и
технологий по выбранному
профилю
профессиональной
деятельности;
-общечеловеческие
ценности,
как
основа
поведения
в
коллективе, команде.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
Объем часов
46
В т.ч. в форме практической подготовки
в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы
практические занятия
курсовая работа (проект)
контрольная работа
40
Не
предусмотрено
4
Не
предусмотрено
Не
предусмотрено
Самостоятельная работа
10
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
1
2
Раздел 1. Роль философии в жизни человека и общества. Основные этапы формирования философской
картины мира
Тема 1.1.
Философская картина мира. Сущность, структура и значение философии как
Философская картина
основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста
мира. Сущность,
-Философия и ее основные разделы. Философская картина мира.
структура
-Соотношение философии с религией, искусством и наукой.
и значение философии
-Основной вопрос философии. Функции философии
как основы
Самостоятельная работа обучающихся
формирования культуры Индивидуальный проект на тему: Культура – её влияние на восприятие и понимание
гражданина
сущности профессии: социальная необходимость и личное восприятие себя в выбранной
и будущего специалиста специальности
Тема 1.2.
Древневосточная философия
Древневосточная
-Философия Древней Индии.
философия
-Ортодоксальные и неортодоксальные школы индийской философии.
-Буддизм.
-Философия Древнего Китая.
-Конфуцианство. Даосизм. Легизм
Тема 1.3.
Эллинский период развития античной философии
Философия Античности -От мифа к Логосу.
-Причины появления древнегреческой философии.
-Этапы и периоды развития античной философии.
Самостоятельная работа обучающихся
Творческое задание: «Влияние на дальнейшее развитие нашей цивилизации
Объем
часов
Коды
компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
3
20
2
ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12
1
2
2
3
ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8, ЛР11
– ЛР12
ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12
материализма (линии Демокрита) и идеализма (линии Платона) в Античной философии»
Тема 1.4.
Философия Средних
веков.
Философия эпохи
Возрождения
Тема 1.5.
Философия Нового
и новейшего времени
Тема 1.6.
Русская философия
Философия Средних веков
-Источники формирования средневековой философии.
-Этапы развития средневековой философии.
- Предпосылки возникновения философии эпохи Возрождения
Практическое занятие
Философия эпохи Возрождения
Философия Нового времени и Просвещения
-Философия Нового времени.
-Спор эмпириков (сенсуалистов) и рационалистов: Френсис Бэкон и. Рене Декарт.
-Философия эпохи Просвещения
Немецкая философия XIX века
-Немецкая классическая философия. Иммануил Кант. Георг Гегель. Людвиг Фейербах.
-Классический материализм XIX в.: Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
-Иррационализм: волюнтаризм Артура Шопенгауэра и «философия жизни» Фридриха
Ницше
-Основные направления современной философии.
Русская философия
Общая характеристика русской философии.
Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси.
Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития
централизованного Русского государства (Московской Руси)
Русская философия XVIII в.: М.В. Ломоносов и А.Н.Радищев.
Основные направления русской философии XIX в.: декабристская философия;
философия западников и славянофилов; консервативная религиозная и монархическая
философия
Практическое занятие
Основные направления русской философии конца XIX - ХХ вв
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка презентационных материалов: «Русская философия об особенностях и
уникальности исторического развития России»
Раздел 2. Философское осмысление природы и человека, сознания и познания
4
2
ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12
2
ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12
2
ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12
2
ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12
2
2
10
Тема 2.1.
Основные категории
и понятия философии.
Основы философского
учения о бытии
Основные категории и понятия философии. Основы философского учения о бытии
Категории как фундаментальные понятия. Основные философские категории: сущность,
явление, единичное, общее, часть, целое, порядок, причина, случайность,
необходимость, действительность, возможность.
Определение и структура бытия. Объективная реальность. Субъективная реальность.
Небытие (ничто). Формы существования бытия
Тема 2.2.
Материя
Материя
Материя как субстанция. Материя с точки зрения материализма.
Основные свойства материи: субстанциальность, структурность, системность,
способность к самоорганизации, неуничтожимость и несотворимость, движение,
пространство, время и отражение. Виды, сферы и уровни материи.
Тема 2.3.
Сознание, его структура и свойства
Духовный мир
Философские интерпретации проблемы сознания.
(сознание)
Свойства и формы сознания. Структура сознания.
Бессознательное: фрейдизм и неофрейдизм
Тема 2.4.
Учение о познании (гносеология). Сущность процесса познания
Учение о познании
Теория познания. Понятие познания.
(гносеология). Сущность Субъект и объект познания. Чувственное познание. Рациональное познание. Виды
процесса познания
познания. Понятие истины. Критерии истины. Абсолютная и относительная истина.
Ложь и заблуждение. Проблема, гипотеза, теория. Методы научного познания
Тема 2.5. Движение,
пространство и время
Движение и развитие.
Движение - атрибут материи; пространство и время формы бытия материи.
Раздел 3. Основные ценности человеческого бытия
Тема 3.1.
Аксиология (теория ценностей)
Аксиология
Аксиология – учение о ценностях.
(теория ценностей)
Основания ценностей: потребности, интересы и традиции.
Классификация ценностей: первичные и вторичные, витальные и культурные,
материальные и духовные, общечеловеческие и личные, терминальные и
инструментальные ценности
2
ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12
2
ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12
2
ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12
2
ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12
2
ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12
8
2
ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12
Тема 3.2.
Философская
антропология
Тема 3.3. Личность и
условия ее
формирования
Человек как единство духа и тела.
Предмет философской антропологии.
История развития философского понимания происхождения и сущности человека.
Как Человек возник на Земле? Религиозная версия. Космическая теория.
Эволюционная теория.
Личность и условия ее формирования.
Человек как единство духа и тела: биологизаторская и социологизаторская трактовка
человека. От индивида к личности
Тема 3.4. Свобода
Свобода и ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды,
и ответственность за
смысл жизни и другие ценности человеческого бытия
сохранение жизни,
Счастье. Свобода. Творчество. Любовь. Труд. Вера. Смерть. Смысл жизни
культуры, окружающей Самостоятельная работа обучающихся
среды, смысл жизни
Индивидуальный проект на тему: «Мое личное отношение к проблеме смысла
и другие ценности
человеческой жизни и ее философским трактовкам»
человеческого бытия
Раздел 4. Философия и культура. Духовная и социальная жизнь человека
Тема 4.1.
Философия и культура
Философия и культура
Материальная и духовная культура.
Что такое цивилизация?
Как соотносятся культура и цивилизация? Массовая культура и контркультура
Самостоятельная работа обучающихся
Индивидуальный проект на тему: Взаимосвязь понятий, философия как высшая форма
мировоззрения и высшая форма культуры восприятия окружающего мира
Тема 4.2. Социальная
Социальная философия
Философия общества
философия
Общество – народ – нация – государство.
Движущие силы развития общества.
Сферы общественной жизни: социальная, экономическая, политическая и духовная.
Общественное бытие и общественное сознание.
Философия истории. Направленность социального развития и проблема «конца
истории».
Развитие: прогресс и регресс. Структура и основания гражданского общества.
Единство и многообразие развития общества. Историческое будущее России
2
ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12
2
ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12
2
2
ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12
6
2
2
2
ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12
ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12
Тема 4.3. Глобальные
Глобальные проблемы современности: сущность, содержание, смысл.
Характеристика группы глобальных проблем (гибель природы, перенаселение,
терроризм, нищета развивающихся стран). Философия о возможных путях будущего
развития мирового сообщества.
Глобальные проблемы современности: сущность, содержание, общечеловеческий смысл.
Проблема ресурсов в жизни современного человечества. Демографическая и
продовольственная проблема. Проблема опустынивания земель Республики Мордовия.
Угрозы уничтожения жизни в глобальном масштабе (прогнозы будущего «Римскою
клуба») необходимость гармонизации отношений человека и среды его обитания.
Глобальная мирная стратегия сохранения человека и человечества.
Промежуточная аттестация
Самостоятельная работа
Всего
проблемы современности
2
2
10
56
ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной
предусмотрены следующие специальные помещения:
дисциплины
должны
быть
Кабинет социально-экономических дисциплин, оснащенный оборудованием:
посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, плакаты с
портретами философов; техническими средствами обучения: мультимедийный комплекс
(проектор, проекционный экран, ноутбук).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Печатные издания
1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. М. Инфра-М,
2020. 480 стр.
2. Губин В.Д. Основы философии: учеб. пособие/ В.Д. Губин. – М.: Инфра – М,
2018, - 288 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1.Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс]. –
Санкт-Петербург, 2010-2019. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/;
2.Издательский центр «Академия» [Электронный ресурс]: сайт. – Москва, 2018. –
Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/;
3.Электронная библиотечная система Издательства «Проспект Науки»
[Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург, 2010-2019. – Режим доступа:
http://www.prospektnauki.ru/ebooks/index-usavm.php;
3.2.3. Дополнительные источники
1. Философский словарь/ под ред. М.М. Розенталя. – 3-е изд. – М.: Гардарика,
2018.- 395 с.
2. Горелов А.А. Основы философии. Учебное пособие для студ. средних проф.
учебных заведений. М. Издательский центр «Академия», 2018.
256 стр.
(с
хрестоматией).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
Основные категории и понятия
философии.
Роль философии в жизни
человека и общества.
Основы философского учения
о бытии.
Сущность процесса познания.
Основы научной, философской
и религиозной картин мира.
Об условиях формирования
личности,
свободе
и
ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей
среды.
О социальных и этических
проблемах,
связанных
с
развитием и использованием
достижений науки, техники и
технологий по выбранному
профилю
профессиональной
деятельности.
Общечеловеческие ценности,
как основа поведения в
коллективе, команде.
Умения:
Ориентироваться в наиболее
общих философских проблемах
бытия, познания, ценностей,
свободы и смысла жизни как
основах
формирования
культуры
гражданина
и
будущего
специалиста,
социокультурный контекст.
Выстраивать
общение
на
основе
общечеловеческих
ценностей.
Критерии оценки
Методы оценки
- основные категории и понятия
философии;
-роль философии в жизни
человека и общества;
-основы философского учения о
бытии;
-сущность процесса познания;
-основы научной, философской
и религиозной картин мира;
-об условиях формирования
личности,
свободе
и
ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей
среды;
-о социальных и этических
проблемах,
связанных
с
развитием и использованием
достижений науки, техники и
технологий
по
выбранному
профилю
профессиональной
деятельности;
-общечеловеческие
ценности,
как
основа
поведения
в
коллективе, команде.
Тестирование
Устный опрос
Письменный опрос
Выполнение сообщений,
рефератов, докладов, эссе.
Составление конспектов
Заполнение таблиц
Собеседование
Творческие задания
Дифференцированные
задания по карточкам
Зачет
- ориентироваться в наиболее
общих философских проблемах
бытия, познания, ценностей,
свободы и смысла жизни как
основах формирования культуры
гражданина
и
будущего
специалиста, социокультурный
контекст;
-выстраивать общение на основе
общечеловеческих ценностей.
Ситуационные задачи
Практические задания
Индивидуальные проекты
Зачет