Основы философии

Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_______________В.В. Маркова
«____» ____________ 202___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 01 «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

Специальность 35.02.16 Эксплуатация и ремонт
сельскохозяйственной техники и оборудования

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 01 «ОСНОВЫ
ФИЛОСОФИИ» РАЗРАБОТАНА на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (далее -ФГОС) и примерной программы
среднего профессионального образования (далее - СПО) по специальности
35.02.16

Эксплуатация

и

ремонт

сельскохозяйственной

техники

и

оборудования (базовая подготовка).
Организация-разработчик: ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный
колледж»
Разработчики:
Преподаватель

Программа

________________

рассмотрена

35.02.16Эксплуатация

и

на
ремонт

заседании

А.В. Ухаботина

цикловой

сельскохозяйственной

оборудования
Протокол № _____ от «____» ___________ 20__ г.

комиссии
техники

и

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА

И

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.16
Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования, входящей в
состав укрупненной группы 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: учебная дисциплина
«Основы философии» относится
к общему
гуманитарному и социально- экономическому циклу.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ПК, ОК, ЛР
ОК 01 –
ОК 07, ОК 09,
ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12

Умения

Знания

ориентироваться в наиболее общих
философских проблемах бытия,
познания, ценностей, свободы и
смысла
жизни
как
основах
формирования
культуры
гражданина
и
будущего
специалиста,
социокультурный
контекст; выстраивать общение на
основе
общечеловеческих
ценностей.

-основные категории и понятия
философии;
-роль философии в жизни
человека и общества;
-основы философского учения о
бытии;
-сущность процесса познания;
-основы научной, философской
и религиозной картин мира;
-об условиях формирования
личности,
свободе
и
ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей
среды;
-о социальных и этических
проблемах,
связанных
с
развитием и использованием
достижений науки, техники и
технологий по выбранному
профилю
профессиональной
деятельности;
-общечеловеческие
ценности,
как
основа
поведения
в
коллективе, команде.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы

Объем часов
46

В т.ч. в форме практической подготовки
в том числе:
теоретическое обучение
лабораторные работы
практические занятия
курсовая работа (проект)
контрольная работа

40
Не
предусмотрено
4
Не
предусмотрено
Не
предусмотрено

Самостоятельная работа

10

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1
2
Раздел 1. Роль философии в жизни человека и общества. Основные этапы формирования философской
картины мира
Тема 1.1.
Философская картина мира. Сущность, структура и значение философии как
Философская картина
основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста
мира. Сущность,
-Философия и ее основные разделы. Философская картина мира.
структура
-Соотношение философии с религией, искусством и наукой.
и значение философии
-Основной вопрос философии. Функции философии
как основы
Самостоятельная работа обучающихся
формирования культуры Индивидуальный проект на тему: Культура – её влияние на восприятие и понимание
гражданина
сущности профессии: социальная необходимость и личное восприятие себя в выбранной
и будущего специалиста специальности
Тема 1.2.
Древневосточная философия
Древневосточная
-Философия Древней Индии.
философия
-Ортодоксальные и неортодоксальные школы индийской философии.
-Буддизм.
-Философия Древнего Китая.
-Конфуцианство. Даосизм. Легизм
Тема 1.3.
Эллинский период развития античной философии
Философия Античности -От мифа к Логосу.
-Причины появления древнегреческой философии.
-Этапы и периоды развития античной философии.
Самостоятельная работа обучающихся
Творческое задание: «Влияние на дальнейшее развитие нашей цивилизации

Объем
часов

Коды
компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент

3
20

2

ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12

1

2

2

3

ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8, ЛР11
– ЛР12

ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12

материализма (линии Демокрита) и идеализма (линии Платона) в Античной философии»
Тема 1.4.
Философия Средних
веков.
Философия эпохи
Возрождения
Тема 1.5.
Философия Нового
и новейшего времени

Тема 1.6.
Русская философия

Философия Средних веков
-Источники формирования средневековой философии.
-Этапы развития средневековой философии.
- Предпосылки возникновения философии эпохи Возрождения
Практическое занятие
Философия эпохи Возрождения
Философия Нового времени и Просвещения
-Философия Нового времени.
-Спор эмпириков (сенсуалистов) и рационалистов: Френсис Бэкон и. Рене Декарт.
-Философия эпохи Просвещения
Немецкая философия XIX века
-Немецкая классическая философия. Иммануил Кант. Георг Гегель. Людвиг Фейербах.
-Классический материализм XIX в.: Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
-Иррационализм: волюнтаризм Артура Шопенгауэра и «философия жизни» Фридриха
Ницше
-Основные направления современной философии.
Русская философия
Общая характеристика русской философии.
Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси.
Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития
централизованного Русского государства (Московской Руси)
Русская философия XVIII в.: М.В. Ломоносов и А.Н.Радищев.
Основные направления русской философии XIX в.: декабристская философия;
философия западников и славянофилов; консервативная религиозная и монархическая
философия
Практическое занятие
Основные направления русской философии конца XIX - ХХ вв

Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка презентационных материалов: «Русская философия об особенностях и
уникальности исторического развития России»
Раздел 2. Философское осмысление природы и человека, сознания и познания

4

2

ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12

2

ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12

2

ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12

2
ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12
2
2
10

Тема 2.1.
Основные категории
и понятия философии.
Основы философского
учения о бытии

Основные категории и понятия философии. Основы философского учения о бытии
Категории как фундаментальные понятия. Основные философские категории: сущность,
явление, единичное, общее, часть, целое, порядок, причина, случайность,
необходимость, действительность, возможность.
Определение и структура бытия. Объективная реальность. Субъективная реальность.
Небытие (ничто). Формы существования бытия
Тема 2.2.
Материя
Материя
Материя как субстанция. Материя с точки зрения материализма.
Основные свойства материи: субстанциальность, структурность, системность,
способность к самоорганизации, неуничтожимость и несотворимость, движение,
пространство, время и отражение. Виды, сферы и уровни материи.
Тема 2.3.
Сознание, его структура и свойства
Духовный мир
Философские интерпретации проблемы сознания.
(сознание)
Свойства и формы сознания. Структура сознания.
Бессознательное: фрейдизм и неофрейдизм
Тема 2.4.
Учение о познании (гносеология). Сущность процесса познания
Учение о познании
Теория познания. Понятие познания.
(гносеология). Сущность Субъект и объект познания. Чувственное познание. Рациональное познание. Виды
процесса познания
познания. Понятие истины. Критерии истины. Абсолютная и относительная истина.
Ложь и заблуждение. Проблема, гипотеза, теория. Методы научного познания
Тема 2.5. Движение,
пространство и время

Движение и развитие.
Движение - атрибут материи; пространство и время формы бытия материи.

Раздел 3. Основные ценности человеческого бытия
Тема 3.1.
Аксиология (теория ценностей)
Аксиология
Аксиология – учение о ценностях.
(теория ценностей)
Основания ценностей: потребности, интересы и традиции.
Классификация ценностей: первичные и вторичные, витальные и культурные,
материальные и духовные, общечеловеческие и личные, терминальные и
инструментальные ценности

2

ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12

2

ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12

2

ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12

2

ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12

2

ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12

8

2

ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12

Тема 3.2.
Философская
антропология
Тема 3.3. Личность и
условия ее
формирования

Человек как единство духа и тела.
Предмет философской антропологии.
История развития философского понимания происхождения и сущности человека.
Как Человек возник на Земле? Религиозная версия. Космическая теория.
Эволюционная теория.
Личность и условия ее формирования.
Человек как единство духа и тела: биологизаторская и социологизаторская трактовка
человека. От индивида к личности

Тема 3.4. Свобода
Свобода и ответственность за сохранение жизни, культуры, окружающей среды,
и ответственность за
смысл жизни и другие ценности человеческого бытия
сохранение жизни,
Счастье. Свобода. Творчество. Любовь. Труд. Вера. Смерть. Смысл жизни
культуры, окружающей Самостоятельная работа обучающихся
среды, смысл жизни
Индивидуальный проект на тему: «Мое личное отношение к проблеме смысла
и другие ценности
человеческой жизни и ее философским трактовкам»
человеческого бытия
Раздел 4. Философия и культура. Духовная и социальная жизнь человека
Тема 4.1.
Философия и культура
Философия и культура
Материальная и духовная культура.
Что такое цивилизация?
Как соотносятся культура и цивилизация? Массовая культура и контркультура
Самостоятельная работа обучающихся
Индивидуальный проект на тему: Взаимосвязь понятий, философия как высшая форма
мировоззрения и высшая форма культуры восприятия окружающего мира
Тема 4.2. Социальная
Социальная философия
Философия общества
философия
Общество – народ – нация – государство.
Движущие силы развития общества.
Сферы общественной жизни: социальная, экономическая, политическая и духовная.
Общественное бытие и общественное сознание.
Философия истории. Направленность социального развития и проблема «конца
истории».
Развитие: прогресс и регресс. Структура и основания гражданского общества.
Единство и многообразие развития общества. Историческое будущее России

2

ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12

2

ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12

2

2

ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12

6
2

2

2

ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12

ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12

Тема 4.3. Глобальные

Глобальные проблемы современности: сущность, содержание, смысл.
Характеристика группы глобальных проблем (гибель природы, перенаселение,
терроризм, нищета развивающихся стран). Философия о возможных путях будущего
развития мирового сообщества.
Глобальные проблемы современности: сущность, содержание, общечеловеческий смысл.
Проблема ресурсов в жизни современного человечества. Демографическая и
продовольственная проблема. Проблема опустынивания земель Республики Мордовия.
Угрозы уничтожения жизни в глобальном масштабе (прогнозы будущего «Римскою
клуба») необходимость гармонизации отношений человека и среды его обитания.
Глобальная мирная стратегия сохранения человека и человечества.
Промежуточная аттестация
Самостоятельная работа
Всего
проблемы современности

2

2
10
56

ОК 01 – ОК 07, ОК
09, ОК 10
ЛР1 – ЛР8,
ЛР11 – ЛР12

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной
предусмотрены следующие специальные помещения:

дисциплины

должны

быть

Кабинет социально-экономических дисциплин, оснащенный оборудованием:
посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, плакаты с
портретами философов; техническими средствами обучения: мультимедийный комплекс
(проектор, проекционный экран, ноутбук).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Печатные издания

1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. М. Инфра-М,
2020. 480 стр.
2. Губин В.Д. Основы философии: учеб. пособие/ В.Д. Губин. – М.: Инфра – М,
2018, - 288 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1.Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс]. –
Санкт-Петербург, 2010-2019. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/;
2.Издательский центр «Академия» [Электронный ресурс]: сайт. – Москва, 2018. –
Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/;
3.Электронная библиотечная система Издательства «Проспект Науки»
[Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург, 2010-2019. – Режим доступа:
http://www.prospektnauki.ru/ebooks/index-usavm.php;
3.2.3. Дополнительные источники

1. Философский словарь/ под ред. М.М. Розенталя. – 3-е изд. – М.: Гардарика,
2018.- 395 с.
2. Горелов А.А. Основы философии. Учебное пособие для студ. средних проф.
учебных заведений. М. Издательский центр «Академия», 2018.
256 стр.
(с
хрестоматией).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
Основные категории и понятия
философии.
Роль философии в жизни
человека и общества.
Основы философского учения
о бытии.
Сущность процесса познания.
Основы научной, философской
и религиозной картин мира.
Об условиях формирования
личности,
свободе
и
ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей
среды.
О социальных и этических
проблемах,
связанных
с
развитием и использованием
достижений науки, техники и
технологий по выбранному
профилю
профессиональной
деятельности.
Общечеловеческие ценности,
как основа поведения в
коллективе, команде.
Умения:
Ориентироваться в наиболее
общих философских проблемах
бытия, познания, ценностей,
свободы и смысла жизни как
основах
формирования
культуры
гражданина
и
будущего
специалиста,
социокультурный контекст.
Выстраивать
общение
на
основе
общечеловеческих
ценностей.

Критерии оценки

Методы оценки

- основные категории и понятия
философии;
-роль философии в жизни
человека и общества;
-основы философского учения о
бытии;
-сущность процесса познания;
-основы научной, философской
и религиозной картин мира;
-об условиях формирования
личности,
свободе
и
ответственности за сохранение
жизни, культуры, окружающей
среды;
-о социальных и этических
проблемах,
связанных
с
развитием и использованием
достижений науки, техники и
технологий
по
выбранному
профилю
профессиональной
деятельности;
-общечеловеческие
ценности,
как
основа
поведения
в
коллективе, команде.

Тестирование
Устный опрос
Письменный опрос
Выполнение сообщений,
рефератов, докладов, эссе.
Составление конспектов
Заполнение таблиц
Собеседование
Творческие задания
Дифференцированные
задания по карточкам
Зачет

- ориентироваться в наиболее
общих философских проблемах
бытия, познания, ценностей,
свободы и смысла жизни как
основах формирования культуры
гражданина
и
будущего
специалиста, социокультурный
контекст;
-выстраивать общение на основе
общечеловеческих ценностей.

Ситуационные задачи
Практические задания
Индивидуальные проекты
Зачет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».