Министерство Образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В.В. Маркова
«____» _______________ 202___ г.
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП.06 ОСНОВЫ АГРОНОМИИ
35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники
и оборудования»
Уровень образования: основное общее образование
Форма обучения: очная
Рабочая программа дисциплины разработана на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 35.02.16 «Эксплуатация и
ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования».
Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»
Разработчик:
Преподаватель: Ревнивцев П.В.
Рабочая программа одобрена на заседании предметной (цикловой) комиссии специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и
оборудования»
Протокол № _____ от «____» ___________ 202__ г.
Председатель ПЦК
___________________
/ ___________________ /
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу дисциплины ОП.07 «Основы агрономии» специальность 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной
техники и оборудования»
Рабочая программа дисциплины ОП.07 «Основы агрономии» является частью основной профессиональной образовательной программы – программы
подготовки специалистов среднего звена по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования. Представленный в
программе материал в полной мере отвечает положению о порядке разработки и
утверждения основных профессиональных образовательных программ СПО. В
программе полностью отражены требования к результатам освоения дисциплины, её структура и содержание, оценочные средства, наличие разработанных
практических заданий, тестовых вопросов, что позволит реализовать компетентностный подход в изучении данной дисциплины. В программе в достаточной
степени представлено современное учебно-методическое и информационное
обеспечение дисциплины. Знания и умения, полученные обучающимися в процессе освоения дисциплины «Основы агрономии» позволят с успехом реализовать поставленные задачи в своей профессиональной деятельности.
Рецензируемая рабочая программа, полностью отвечает требованиям,
предъявляемым к результатам освоения программы подготовки специалистов
среднего звена, рекомендуется для реализации программы СПО по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования и может быть использована в учебном процессе ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж».
Рецензент:
Преподаватель высшей
квалификационной категории,
А.Ф. Ириков
Лист регистрации изменений и дополнений к рабочей программе дисциплины
«Основы агрономии»
№
п/п
Изменения и
дополнения
Дата, № протокола ПЦК,
виза председателя ПЦК
Дата, № протокола, виза
зам. директора по УР
С какой даты
вводятся
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.06 ОСНОВЫ АГРОНОМИИ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл дисциплин.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК,
ОК, ЛР
ОК 01, ОК 02,
ОК 09, ОК 10,
ПК 1.1,
ПК 1.3,
ПК 1.4,
ПК 1.6,
ПК 2.1,
ПК 2.6
ЛР14-ЛР19
Умения
Знания
определять особенности выращивания отдельных сельскохозяйственных культур с учетом их биологических особенностей.
основные культурные растения,
их происхождение и одомашнивание;
возможности хозяйственного
использования культурных растений;
традиционные и современные
агротехнологии (системы обработки почвы);
зональные системы земледелия,
технологии возделывания основных сельскохозяйственных
культур, приемы и методы растениеводства.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объём образовательной программы
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем
В т. ч. в форме практической подготовки
в том числе:
теоретическое обучение
Практические занятия
курсовая работа (проект)
контрольная работа
Самостоятельная работа
Консультации
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена
Объём часов
62
48
38
10
Не предусмотрено
Не предусмотрено
14
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельностиобучающихся
1
2
Раздел 1. Культурные растения
Тема 1.1. Происхождение Содержание учебного материала
и одомашнивание культур- Агрономия как важнейший раздел биологии. Классификация культурных растений.
ных растений
Приёмы и методы растениеводства. Центры происхождения по Н.И.Вавилову.
Хозяйственное использование культурных растений. Современное растениеводство в различных
странах на планете.
Самостоятельная работа обучающихся:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ.
подготовка докладов, рефератов по тематике:
Объём часов
Коды компетенций, формированиюкоторых способствует элемент
программы
3
4
4
2
2
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 09, ОК 10,
ПК 1.1, ПК 1.3,
ПК 1.4, ПК 1.6,
ПК 2.1, ПК 2.6,
ЛР14-ЛР19.
1.Сельскохозяйственное производство как одна из основных отраслей народного хозяйства.
2. Пути распространения культурных растений по регионам.
3.Регионы одомашнивания растений, группы растений по давности одомашнивания.
Раздел 2. Основы земледелия
Содержание учебного материала
Тема № 2.1.
26
Почва, её состав и
свойства
Понятие о почве и её плодородии.
Факторы почвообразования. Морфологические признаки почвы.
2
Состав почв и её основные свойства. Основные сельскохозяйственные почвы
России и региона.
2
4
ОК 09, ОК 10,
ПК 1.1, ПК 1.3,
ПК 1.4, ПК 1.6,
ПК 2.1, ПК 2.6
ЛР14-ЛР19.
7
Тема № 2.2.
Сорные растения, вредители, болезни имеры борьбы с ними
Содержание учебного материала
Понятие о сорняках и засорителях.
Вред, приносимый сорными растениям, вредителями и болезнями. Биологические особенности
сорняков.
Биологические особенности вредителей и болезней культурных растений.
Гербициды, способы их применения в сельском хозяйстве.
Методы защиты растений от вредителей и болезней. Требования техники безопасности при работе с пестицидами и охрана окружающей среды.
Тематика практических занятий
Тема № 2.3. Удобрения и
их применение
Практическое занятие №1. Классификация сорных растений. Разработка мер борьбы с сорняками, вредителями и болезнями.
Практическое занятие №2. Определение вредителей по изображениям
Содержание учебного материала
Роль удобрений для растений.
Классификация, характеристика и способы применения удобрений. Минеральные удобрения.
Органические удобрения.
10
2
2
2
4
2
2
6
2
Хранение, нормы, сроки и способы внесения. Система применения удобрений.
Тема № 2.4. Системы обработки почвы и севообороты
Мероприятия по охране окружающей среды и контроль за качеством продукциирастениевод-
2
ства.
Тематика практических занятий
2
Практическое занятие №3. Определение основных видов удобрений.
Нормы внесения на планируемый урожай.
2
Содержание учебного материала
Понятие о севообороте и его элементах. Предшественники и их агрономическая оценка.
6
2
Пары, их классификация и значение. Промежуточные культуры, их значение и виды. Классификация севооборотов.
Тематика практических занятий
ОК 01, ОК 02,
ОК 09, ОК 10,
ПК 1.1, ПК 1.3,
ПК 1.4, ПК 1.6,
ПК 2.1, ПК 2.6
ЛР14-ЛР19.
2
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 09, ОК 10,
ПК 1.1, ПК 1.3,
ПК 1.4, ПК 1.6,
ПК 2.1, ПК 2.6
ЛР14-ЛР19.
ОК 01, ОК 02,
ОК 09, ОК 10,
ПК 1.1, ПК 1.3,
ПК 1.4, ПК 1.6,
ПК 2.1, ПК 2.6
ЛР14-ЛР19.
8
Практическое занятие №4. Разработка схем севооборотов и ротационных таблиц.
Разработка систем обработки почвы.
Самостоятельная работа обучающихся:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ.
подготовка докладов, рефератов по тематике:
1. Влияние природных факторов и производственной деятельности человека впочвообразовании.
2. Влияние различных почв по механическому составу на износ рабочих органовпочвообрабатывающих орудий.
3. Влияние сорняков на производительность сельскохозяйственных машин иорудий.
4. Расчёт экономической эффективности сочетания агротехнических и химических мер борьбы с сорняками.
5. Средства механизации внесения удобрений.
6. Экономическая оценка продуктивности севооборотов.
7. Условия минимализации обработки почвы.
8. Оформление гербария по сорной растительности.
9. Создание коллекции вредителей культурных растений.
Раздел 3. Технологии возделывания культурных растений
Тема № 3.1. ТрадициСодержание учебного материала
онные и современные
Морфологические признаки и посевные качества семян.
агротехнологии
Государственный стандарт на посевные качества семян Традиционные и современные агротехнологии. Интенсивные технологии, их сущность и особенности возделывания культур.
Тема № 3.2.
Зерновые культуры
Содержание учебного материала
1. Хозяйственное использование, морфологические, биологические особенности культур хлебов
первой группы.
Озимая пшеница. Агротехника возделывания (место возделывания, место в севообороте, сорта,
обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка урожая).
2. Общая характеристика хлебов второй группы.
Агротехника возделывания (место возделывания, место в севообороте, сорта,
обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка урожая).
2
6
18
2
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 09, ОК 10,
ПК 1.1, ПК 1.3,
ПК 1.4, ПК 1.6,
ПК 2.1, ПК 2.6
ЛР14-ЛР19.
4
2
2
ОК 01, ОК 02,
ОК 09, ОК 10,
ПК 1.1, ПК 1.3,
ПК 1.4, ПК 1.6,
ПК 2.1, ПК 2.6
ЛР14-ЛР19.
9
Тема № 3.3. Зерновые
бобовые культуры
Тема № 3.4. Корнеплоды, клубнеплоды
Тема № 3.5. Кормовые
сеяные травы
Содержание учебного материала
Общая характеристика зерновых бобовых культур.
Хозяйственное использование, морфологические, биологические особенности культур.
Агротехника возделывания (место возделывания, место в севообороте, сорта,
обработка почвы, удобрения, посев, уход за посевами, уборка урожая).
4
2
Тематика практических занятий
2
Практическое занятие №5. Составление технологической карты возделывания зерновых культур. Составление технологической карты возделывания зерновых бобовых культур.
Содержание учебного материала
2
Общая характеристика корнеплодов.
Хозяйственное использование, морфологические, биологические особенности корнеплодов. Агротехника возделывания.
2
Общая характеристика клубнеплодов. Хозяйственное использование, морфологические, биологические особенности клубнеплодов. Агротехника возделывания.
Содержание учебного материала
4
2
2
Морфологические и биологические особенности кормовых сеяных трав. Агротехника возделывания.
2
Тема № 3.6. Сенокосы и
пастбища
Содержание учебного материала
Основные группы растительности естественных сенокосов и пастбищ, их
ценность, морфологические признаки и биологические особенности.
Типы сенокосов и пастбищ в хозяйствах зоны, их характеристика.
Самостоятельная работа обучающихся:
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ.
подготовка докладов, рефератов по тематике:
1. Общая характеристика прядильных культур.
2. Использование в хозяйстве, морфологические, биологические особенности прядильных культур.
3 Использование агротехники возделывания прядильных культур.
ОК 01, ОК 02,
ОК 09, ОК 10,
ПК 1.1, ПК 1.3,
ПК 1.4, ПК 1.6,
ПК 2.1, ПК 2.6
ЛР14-ЛР19.
ОК 01, ОК 02,
ОК 09, ОК 10,
ПК 1.1, ПК 1.3,
ПК 1.4, ПК 1.6,
ПК 2.1, ПК 2.6
ЛР14-ЛР19.
ОК 01, ОК 02,
ОК 09, ОК 10,
ПК 1.1, ПК 1.3,
ПК 1.4, ПК 1.6,
ПК 2.1, ПК 2.6
ЛР14-ЛР19.
2
2
4
ОК 01, ОК 02,
ОК 09, ОК 10,
ПК 1.1, ПК 1.3,
ПК 1.4, ПК 1.6,
ПК 2.1, ПК 2.6
ЛР14-ЛР19.
10
Промежуточная аттестация
Экзамен
Самостоятельная работа
14
Всего:
48
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Для реализации программы учебной дисциплины
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Агрономии»,
оснащённый оборудованием: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся, гербарии растений, коллекции семян сельскохозяйственных культур, вредителей,
удобрений, муляжи плодов и овощей, макеты почвообрабатывающих орудий; техническими средствами обучения: мультимедийный комплекс (проектор, проекционный
экран, ноутбук или компьютер).
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе. Образовательная
организация самостоятельно выбирает учебники и учебные пособия, а также электронные ресурсы для использования в учебном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Основы агрономии: учеб. / М. А. Мазиров [и др.]. – Москва: КноРус, 2019. –213
с. – URL: https://book.ru/book/932611 (дата обращения: 20.05.2020). – Режим доступа: ЭБС
«Book.ru»; по подписке.– ISBN 978-5-406-07416-9.– Текст : электронный.
2. Третьяков Н.Н. Ягодин Б.А. Туликов А.М. «Основы агрономии» Учебник.
Москва. Академия 2018 г.
3. Третьяков Н. Н. Основы агрономии: учебник для ПТУ / Ягодин Б.А., Туликов
А.М. и др.; под общей ред. Н.Н. Третьякова. - М.: РИПО; Изд. Центр «Академия», 2010. 360 с.
4. Основы агрономии: учебное пособие / Ю. В. Евтефеев, Г. М. Казанцев. — М.:
ФОРУМ, 2018. — 368 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Кирюшин, В. И. Агрономическое почвоведение [Электронный ресурс]: учебник
В. И. Кирюшин. – Санкт-Петербург: Квадро, 2016. – 686 с. – Режим доступа:
http://10.74.1.2:8080/Books/kvadro_argonomicheskoe_pochvovedenie.pdf.
2. Макарец, Л. И. Экономика отраслей растениеводства [Электронный ресурс]:
учебное пособие / Л. И. Макарец, М. Н. Макарец. — Санкт-Петербург: Лань, 2012. — 368 с.
— Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=3816.
3. Естественно-научный образовательный портал http://www.en.edu.ru/
4. Образовательный видеопорталUniverti.ru http://univertv.ru/
5. Информационная система «Единое окно доступа к информационным образовательным ресурсам» http://school-collection.edu.ru/
6.Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
12
7. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru.
8. Российский общеобразовательный портал http://www.experiment.edu.ru
3.2.3. Дополнительные источники
1. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс].
– Санкт-Петербург, 2010-2016. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/; (дата обращения:
04.08.2016). – Доступ по логину и паролю.
2. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн [Электронный ресурс]. – Москва, 2001-2016. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/; (дата обращения: 04.08.2016). – Доступ по логину и паролю.
3. Издательский центр «Академия» [Электронный ресурс]: сайт. – Москва, 2016. –
Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/; (дата обращения: 04.08.2016). – Доступ по
логину и паролю.
5. Савельев В. А. Растениеводство: учеб. пособие / В. А. Савельев. – 2-е изд., доп. –
Санкт-Петербург: Лань, 2019. – 316 с. – URL: https://e.lanbook.com/book/112052 (дата обращения: 20.05.2020). – Режим доступа: ЭБС «Лань»; по подписке. – ISBN 978-5-8114-2225-8.
– Текст: электронный.
6. Ториков В. Е. Производство продукции растениеводства: учеб. посо-бие / В. Е.
Ториков, О. В. Мельникова. – 3-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2019. – 512 с. – URL:
https://e.lanbook.com/book/112050 (дата обращения: 20.05.2020) – Режим доступа: ЭБС
«Лань»; по подписке. – ISBN 978-5-8114-2558-7. – Текст: электронный.
7. Ториков В. Е. Научные основы агрономии: учеб. пособие / В. Е. Тори-ков, О. В.
Мельникова. – 3-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2020. – 348 с. – URL:
https://e.lanbook.com/book/142376 (дата обращения: 20.05.2020). – Режим доступа: ЭБС
«Лань»; по подписке. – ISBN 978-5-8114-5536-2. – Текст: электронный.
8. Тюлин В. А. Практикум по основам агрономии: учеб. пособие / В. А. Тюлин, Ю.
С. Королева. – 2-е. изд. – Тверь: Тверская ГСХА, 2018. – 125 с. – URL:
https://e.lanbook.com/book/134134 (дата обращения: 20.05.2020). – Режим доступа: ЭБС
«Лань»; по подписке. – Текст: электронный.
13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
Основные культурные растения,
их происхождение и одомашнивание.
Возможности
хозяйственного
использования культурных растений.
Традиционные и современные
агротехнологии (системы обработки почвы).
Зональные системы земледелия,
технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур, приемы и методы растениеводства.
.
Умения:
Определять особенности выращивания отдельных сельскохозяйственных культур
с учетом их биологических особенностей
Критерии оценки
Методы оценки
Знать:
-основные
культурные
растения, их происхождение и одомашнивание;
-возможности хозяйственного использования культурных растений;
-традиционные и современные
агротехнологии
(системы обработки почвы);
-зональные системы земледелия, технологии возделывания основных сельскохозяйственных
культур, приёмы и методы
растениеводства.
Практическая работа
Тестирование
Фронтальный устный и
письменный опрос
Выполнение,
рефератов, докладов,
Экзамен
Уметь:
-определять особенности
выращивания отдельных
сельскохозяйственных
культур
с учетом их биологических
особенностей
Практическая работа
Фронтальный устный и
письменный опрос
Тестирование
Экзамен
14