Информационные технологии в профессиональной деятельности

Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В.В. Маркова
«____» _______________ 202___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Специальность 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники
и оборудования
Форма обучения очная

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.08 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального
образования и с учетом примерной основной образовательной программы по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и
оборудования.

.
Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж».
Разработчик:
Преподаватель _______________

Э.П. Водяков

подпись

Программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии
специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники
и оборудования.
Протокол № __________ от «____» _________ 20 ___ г.
Председатель ПЦК __________________ /___________________/
2

СОДЕРЖАНИЕ

1.

2.

3.

4.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

13

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ

16

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 35.02.16
«Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования» (базовая подготовка) входящей в состав укрупненной группы специальностей
35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина и необходима для формирования компетенций по основным видам деятельности.
Учебная дисциплина «Информационные технологи в профессиональной деятельности» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 08.02.08 Монтаж
и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии компетенций. ОК 01, ОК 02, ОК 03,
ОК 09, ОК 10, ПК 1.3 – ПК 1.6, ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 3.1 – ПК 3.4.
Личностные результаты воспитания:
ЛР 14 - способность ставить перед собой цели, под решения возникающих
профессиональных задач, подбирать способы решения и средства развития, в
том числе с использованием информационных технологий;
ЛР 15 – способность содействовать формированию положительного образа
и поддержанию престижа своей профессии;

4

ЛР 16 - способность искать и находить необходимую информацию используя разнообразные технологии ее поиска, для решения возникающих в процессе
производственной деятельности;
ЛР 17 - способность выдвигать альтернативные варианты действий с целью
выработки новых оптимальных алгоритмов; позиционировать себя как результативный и привлекательный участник трудовых отношений;
ЛР 18 – способность демонстрировать развитый художественный вкус, владение методами моделирования и гармонизации искусственной среды обитания;
ЛР 19 - содействовать при организации строительной деятельности сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ПК, ОК, ЛР
ЛР 14- ЛР 16
ПК 1.3-1.6
ПК 2.1, 2.2
ПК 3.1-3.4,
ПК 3.6,
ПК 3.9,
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 09,
ОК 10

Умения

Знания

использовать технологии
сбора, размещения, хранения,
накопления, преобразования и
передачи данных в
профессионально
ориентированных
информационных системах;
использовать в
профессиональной
деятельности различные виды
программного обеспечения, в
том числе специального;
применять компьютерные и
телекоммуникационные
средства

основные понятия
автоматизированной обработки
информации; общий состав и
структуру персональных
компьютеров и вычислительных
систем; состав, функции и
возможности использования
информационных и
телекоммуникационных
технологий в профессиональной
деятельности; методы и средства
сбора, обработки, хранения,
передачи и накопления
информации; базовые системные
программные продукты и пакеты
прикладных программ в области
профессиональной
деятельности; основные методы
и приемы обеспечения
информационной безопасности

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем
Самостоятельная работа
Количество часов для самостоятельной работы может быть увеличено
образовательной организацией за счет использования времени
вариативной части (должна составлять не более 30 % от объема
дисциплины)
Объем образовательной программы

60

18

78

в том числе:
теоретическое обучение

38
Не
предусмотрено

лабораторные работы
практические занятия

20
Не
предусмотрено
Не
предусмотрено

курсовая работа (проект)
контрольная работа
Самостоятельная работа

18

Итоговая аттестация проводится в форме зачета

2

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объём
часов

Коды
компетенций,
формированию которых
способствует
элемент
программы

1

2

3

4

Раздел 1. Автоматизированная обработка информации: основные понятия и технологии
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
1 История развития информационных технологий. Информационные модели. ОсИнформационные техноновные понятия и определение информационных технологий. Классификация и
логии
характеристика качества информационных систем. Правовые и этические нормы
информационной деятельности человека. Информационные технологии копирования и тиражирования информации.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся: Подключение периферийных устройств к
П.К. Способы хранения информации, носители. Накопители на жестких и гибких
магнитных дисках. Устройства оптического хранения данных.
Обслуживание дисковых накопителей информации.
Раздел 2. Программный сервис ПК
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
1 Состав ПК: состав системного блока, периферийные
Техническое и проустройства. Программное обеспечение информационных технологий
граммное обеспечение
Лабораторные работы
информационных техно- Практические занятия
логий
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с технической литературой: поиск
7

4
2

2

ЛР 16,
ПК 1.3-1.6
ПК 2.1, 2.2
ПК 3.1-3.4,
ПК 3.6,
ПК 3.9,
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 09,
ОК 10

8
2
2

ЛР 16,
ПК 1.3-1.6
ПК 2.1, 2.2
ПК 3.1-3.4,
ПК 3.6,
ПК 3.9,
ОК 01, ОК 02,

информации о компьютерных системах, предназначенных для обработки различных
видов информации
Содержание учебного материала
Тема 2.2.
1 Проблемы защиты информации в информационном обществе. Уровни защиты инИнформационная
формации на предприятии. Типы компьютерных преступлений, предусмотренные
безопасность
уголовным кодексом РФ: неправомерный доступ к информации, создание и использование вредоносных программ, нарушение правил эксплуатации компьютерных систем.
2 Защита от компьютерных вирусов. Классификация вирусов в зависимости от объектов заражения. Технология «лечения» зараженных файлов с помощью антивирусных программ.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Офисные технологии подготовки документов
Содержание учебного материала
Тема 3.1.
1 Возможности текстового процессора. Применение текстового редактора Word для
Текстовые процессоры
решения профессиональных задач.
2 Организация нового документа ТП Word. Форматирование символов, абзацев,
страниц. Создание текстовых документов сложной структуры. Использование стилей, форм и шаблонов. ТП Word
Работа с окнами нескольких документов. Гипертекстовые ссылки. Создание и обработка графических объектов, вставка рисунков из файла, создание текстовых
эффектов в Word.
Комплексное использование возможностей MS Word.
Лабораторные работы
Практические занятия.
Практическая работа № 1. ТП Word Создание и редактирование таблиц, вычисления в
таблицах в Word. Использование в документах редактора формул.
Контрольные работы
8

2

2

ОК 03, ОК 09,
ОК 10
ЛР 16,
ПК 1.3-1.6
ПК 2.1, 2.2
ПК 3.1-3.4,
ПК 3.6,
ПК 3.9,
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 09,
ОК 10

20
2
2

2
-

ЛР 14-ЛР 16,
ПК 1.3-1.6
ПК 2.1, 2.2
ПК 3.1-3.4,
ПК 3.6,
ПК 3.9,
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 09,
ОК 10

Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 3.2.
1 ЭТ Excel. Ввод и форматирование данных. Работа с данными, расположенными на
Электронные таблицы
разных листах.
2 Стандартные функции электронной таблицы. Связанные таблицы. Расчет промежуточных итогов в таблицах Excel.
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическая работа № 2. ЭТ Excel. Статистическая обработка данных. Условная
функция и логические выражения. ЭТ Excel. Графическая обработка данных.
Практическая работа № 3. Связь между файлами и консолидация данных в Excel.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся: Разработка табличной модели решения задач, проверка и анализ результата решения задач.
Содержание учебного материала
Тема 3.3.
1 Создание презентации Power Point. Использование графических объектов, звуков
Компьютерные
фильмов в презентации Power Point
презентации
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся: Подбор темы, материалов (рисунки, фотографии, теоретический материал, музыкальные файлы, видео материал) для подготовки и создания компьютерной презентации.
Раздел 4. Работа с массивами информации в СУБД
Содержание учебного материала
Тема 4.1.
1 Система управления базами данных. Структура меню. Типы данных в таблице.
Система управления ба2 Проектирование таблиц. Создание связных таблиц.
зами данных
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическая работа № 4. Создание пользовательских форм для ввода данных Access.

9

2
2

2

ЛР 14-ЛР 16,
ПК 1.3-1.6
ПК 2.1, 2.2
ПК 3.1-3.4,
ПК 3.6,
ПК 3.9,
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 09,
ОК 10

2
2

2
2

ЛР 14-ЛР 16,
ПК 1.3-1.6
ПК 2.1, 2.2
ПК 3.1-3.4,
ПК 3.6,
ПК 3.9,
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 09,
ОК 10

12

2
2
2

ЛР 14-ЛР 16,
ПК 1.3-1.6
ПК 2.1, 2.2
ПК 3.1-3.4,
ПК 3.6,
ПК 3.9,

Создание запросов в СУБД Access. Параметрические запросы. Перекрестные запросы.
Обработка запросов.
Практическая работа № 5. Создание отчетов в СУБД Access. Главные и подчиненные
формы. Ввод и удаление записей из формы. Сортировка записей. Поиск и фильтрация. Представление формы.
Понятие отчета. Способы создания отчетов. Главный и подчиненный отчеты. Обработка отчетов.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся: Система управления базами данных
(СУБД). Формирование запросов к БД и отчетов. Командные файлы в СУБД. Организация поиска и выполнение запроса в базе данных. Режимы поиска. Формулы запроса.
Раздел 5. Технология работы с графической информацией
Содержание учебного материала
Тема 5.1.
1 Редакторы обработки графической информации. Растровая и векторная графика.
Технологии создания и
Модели кодирования цвета. Технология построения анимационных изображений и
преобразования графичетрехмерной графики.
ских информационных
2 Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов. Обзор графических редактообъектов
ров и программ 3D-моделирования.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 6. Системы автоматизированного проектирования
Содержание учебного материала
Тема 6.1.
1 Понятие САПР и их классификация. Обзор современных программных систем авСистема автоматизиротоматизированного проектирования.
ванного проектирования
Интерфейс системы Компас. Основные режимы работы: построение элементов,
КОМПАС
измерение, размеры и технологические обозначения, выделение, редактирование.
Создание вида, выбор масштаба и системы координат. Выбор атрибутов линий.
Хранение чертежей в электронном виде и печать на бумаге.
Лабораторные работы
10

2

ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 09,
ОК 10

4

4
2

2
22
2

-

ЛР 14-ЛР 16,
ПК 1.3-1.6
ПК 2.1, 2.2
ПК 3.1-3.4,
ПК 3.6,
ПК 3.9,
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 09,
ОК 10

ЛР 14-ЛР 16,
ПК 1.3-1.6
ПК 2.1, 2.2
ПК 3.1-3.4,
ПК 3.6,
ПК 3.9,
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 09,

Практические занятия
Практическая работа № 6. Создание листа чертежа.
Практическая работа № 7. Геометрические построения.
Практическая работа № 8. Деление окружности.
Практическая работа № 9. Выполнение чертежа плоской детали.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 6.2.
1 Основы трехмерного моделирования и проектирования.
Основы трехмерного мо- 2 Трехмерное моделирование многогранников. Трехмерное моделирование тел враделирования
щения.
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическая работа № 10. Моделирование детали методом выдавливания.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся: Создание чертежа плана помещений малого предприятия для размещения компьютерной системы.
Раздел 7. Электронные коммуникации в профессиональной деятельности
Содержание учебного материала
Тема 7.1.
1 Компьютерные сети и их виды. Классификация сетей. Среда передачи данных.
Телекоммуникационные
Типы компьютерных сетей. Эталонная модель OSI. Современная структура Инсистемы
тернета. Основные сервисы Интернета. Основы проектирования web-страниц. Основы защиты компьютерной информации.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 8. Информационно-правовое обеспечение деятельности
Содержание учебного материала
Тема 8.1.
1 Возможности российских СПС и история их развития. Система информационно11

ОК 10
2
2
2
2
2
2
2
6
2
2

4
2

ЛР 14-ЛР 16,
ПК 1.3-1.6
ПК 2.1, 2.2
ПК 3.1-3.4,
ПК 3.6,
ПК 3.9,
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 09,
ОК 10

ЛР 14-ЛР 16,
ПК 1.3-1.6
ПК 2.1, 2.2
ПК 3.1-3.4,
ПК 3.6,
ПК 3.9,
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 09,
ОК 10
ЛР 14-ЛР 16,
ПК 1.3-1.6

Справочно-правовая
«Гарант»

правового обеспечения ГАРАНТ. Справочно-правовые системы (СПС) в профессиональной деятельности строителя. Основные функции и правила работы с СПС.
Поисковые возможности СПС. Обработка результатов поиска. Работа с содержимым документов.
2 Технология поиска информации в справочно-правовых системах. Общие рекомендации по поиску документов и принципы
выбора СПС.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Итоговая аттестация проводится в форме зачета
Всего

12

2

2
78

ПК 2.1, 2.2
ПК 3.1-3.4,
ПК 3.6,
ПК 3.9,
ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 09,
ОК 10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
(компьютерный класс),
оснащенный оборудованием:
Оборудование учебного кабинета:

- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- автоматизированные рабочие места обучающихся;
- комплект учебно-методической документации;
- комплект справочной и нормативной документации;
- информационные стенды;
- наглядные пособия по основным разделам курса;
- методические пособия для проведения практических занятий.
Технические средства обучения:

- компьютеры;
- проектор, проекционный экран;
- мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания
по основным разделам курса;

- средства телекоммуникации;
- принтер, плоттер.
Оборудование кабинета:

- Компьютеры Pentium Dual Core 2,0 Ghz/500Mb/80Gb/FDD/DVD;.
- Сервер Xeon 30002 Xeon 3000/74 G/RAID 5 (3x250) 500 G;
- Сетевой коммутатор D-Link 10/100 16-port DES-1016D;
- Сетевой коммутатор TRENDnet TEG-S240TX;
- Интернет-центр ZyXEL Keenetic III , Wi-Fi 802.11n 300 Мбит/с;
- Мультимедийный проектор NEC VT48, Epson EP-X18.
13

3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания

1. Михеева Е. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Технические специальности : учебник для студ. учреждений сред.
проф. образования / Е.В.Михеева, О.И.Титова. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — 416 с.

2. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности : учеб, пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В.
Михеева. — 14-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. —
256 с.

3. Федотова Е. Л.. Информационные технологии в профессиональной деятельности Серия: Профессиональное образование–М,:: Форум, Инфра-М. 2008.

4. Филимонова Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. -: Ростов на Дону: Феникс:, 2009г.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

5. Электронно-библиотечная система колледжа [Электронный ресурс]. –
Ковылкино, 2018. – Режим доступа: http://spoksk.ru/e-library.html;. – Доступ по
логину и паролю.

6. Материалы сайта http://www.curator.ru/physics/it_school.html - информационные ресурсы в среднем профильном образовании.

7. Материалы сайта http://www.library.ispu.ru/knigi/resursyinternet/informacionno-obrazovatelnye-resursy -информационно-образовательные
ресурсы: библиотека ИГЭУ.

14

8. Материалы сайта http://sch1106.mosuzedu.ru/edresurs.html - образовательные ресурсы сети Интернет.

9. Материалы сайта http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00058193_0.html Методы проведения урока с применением ИТ и информационных ресурсов сети
Интернет.

10. Материалы сайта http://www.intuit.ru/catalog/- Университет Информационных технологий.
3.2.3. Дополнительные источники

11. Бастриков М.В., Пономарёв О.П. Информационные технологии управления: Учебное пособие. - Калининград: Изд-во Ин-та "КВШУ", 2005г.

12. Гергенов А.С. Информационные технологии в управлении. Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2005.

13. Гришин В.Н., Панфилова Е.Е.; Информационные технологии в профессиональной деятельности –М.: Инфра-М; 2005.

14. Елинова Г.Г. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Краткий курс лекций. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004.

15. Саак А.Э., Пахомов Е.В., Тюшняков В.Н. Информационные технологии
управления Изд. 2-е СПб.: Питер, 2008.

16. Методические указания по работе с программой Компас 3D. (2009
г.).

15

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
Знания:
Основные понятия автоматизированной обработки информации.
Общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем.
Состав, функции и возможности использования
информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Методы и средства сбора,
обработки, хранения, передачи и накопления информации.
Базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной
деятельности.
Основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности.
Умения:
Использовать технологии
сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи
данных в профессиональ-

Критерии оценки

Методы оценки

Знать:
-основные понятия автоматизированной
обработки
информации;
-общий состав и структуру
персональных компьютеров
и вычислительных систем;
-состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий
в профессиональной деятельности;
-методы и средства сбора,
обработки, хранения, передачи и накопления информации;
-базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в
области профессиональной
деятельности;
-основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности.

Тестирование
Устный опрос
Письменный опрос
Выполнение сообщений,
рефератов, докладов, эссе, синквейнов
Составление конспектов
Заполнение таблиц
Собеседование
Творческие задания
Подготовка стендовых
докладов
Дифференцированные
задания по карточкам
Дифференцированный
зачет

Уметь:
- использовать технологии
сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных

Ролевая игра
Ситуационные задачи
Практические задания
Кейс–задания
Индивидуальные проек-

16

но ориентированных информационных системах.
Использовать в профессиональной деятельности
различные виды программного обеспечения, в
том числе специального.
Применять компьютерные и телекоммуникационные средства.

в профессионально ориен- ты
тированных информацион- Дифференцированный
ных системах;
зачет
-использовать в профессиональной деятельности различные виды программного
обеспечения, в том числе
специального;
-применять компьютерные
и телекоммуникационные
средства.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».