Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В.В. Маркова
«____» _______________ 202___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.13 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Специальность 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной
техники и оборудования
Форма обучения заочная
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.13 «Безопасность
жизнедеятельности»
разработана
в
соответствии
с
федеральным
государственным образовательным стандартом среднего профессионального
образования и с учетом примерной основной образовательной программы по
специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники
и оборудования.
Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»
Разработчик:
Преподаватель
________________
Н.К. Акулина
Подпись
Программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии
специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной
техники и оборудования»
Протокол № _____ от «____» ___________ 202__ г.
Председатель ПЦК
___________________
Подпись
/ ___________________ /
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ............................. 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ........................................... 7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ........................................... 12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ....................... 14
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.13 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники
и оборудования.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
дополнительном
профессиональном
образовании
и
профессиональной
подготовке работников в области сельского хозяйства при наличии (полного)
общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Данная учебная дисциплина относится к профессиональному циклу основной
профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения и знания
Код
ПК, ОК
ОК 1 –ОК 9,
Умения
организовывать и проводить -
ПК 1.1- ПК1.6, мероприятия
ПК 2.1-ПК2.4,
ПК3.1- ПК3.4,
ПК4.2 – ПК4.4
ЛР10
Знания
по
принципы
защите устойчивости
обеспечения
объектов
работающих от негативных экономики, прогнозирования
воздействий
ситуаций;
-
чрезвычайных развития событий и оценки
последствий при техногенных
предпринимать чрезвычайных
ситуациях
и
профилактические меры для стихийных явлениях, в том
снижения уровня опасностей числе
в
условиях
различного
вида
и
их противодействия терроризму,
последствий
в как
серьезной
профессиональной
национальной
деятельности и быту;
России;
-
использовать
средства -
индивидуальной
коллективной
безопасности
основные
виды
и потенциальных опасностей и
защиты
оружия
от их
последствия
в
массового профессиональной
поражения;
-
угрозе
деятельности
применять
и
первичные принципы
средства пожаротушения;
быту,
снижения
вероятности их реализации;
- ориентироваться в перечне - основы военной службы и
военно-учетных
обороны государства
специальностей
и -
них
и
определять мероприятия
самостоятельно
среди
задачи
основные
гражданской
родственные обороны,
полученной специальности;
- способы защиты населения
применять от
-
оружия
массового
профессиональные знания в поражения;
ходе
исполнения - меры пожарной безопасности
обязанностей
службы
на
военной и
правила
безопасного
воинских поведения при пожарах,
должностях в соответствии с -
организацию
и
порядок
полученной специальностью; призыва граждан на военную
-
владеть
бесконфликтного
саморегуляции
способами службу, и поступление на нее
общения в добровольном порядке;
в - основные виды вооружения,
повседневной деятельности и военной
экстремальных
военной службы;
условиях специального
(оснащения)
техники
и
вооружения
воинских
- оказывать первую помощь подразделений,
пострадавшим.
имеются
в
которых
военно-учетные
специальности,
родственные
специальностям СПО;
-
область
получаемых
применения
знаний
исполнении
при
обязанностей
военной службы;
- порядок и правила оказания
первой
пострадавшим.
помощи
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины
В т.ч. в форме практической подготовки
в том числе:
теоретическое обучение
практические занятие
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме зачета
Объем часов
90
48
20
20
2
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.13 «Безопасность
жизнедеятельности»
Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические
работы, самостоятельная работа обучающихся
1
2
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения.
Тема 1.1. Чрезвычайные Содержание учебного материала
ситуации мирного и
1
Введение. Содержание дисциплины БЖ. Общие сведения о ЧС.
военного времени
2
Причины аварии и катастроф на объектах экономики.
3
Химические опасные объекты.
4
Радиационные опасные объекты.
5
Пожаро-взрывоопасные объекты.
6
Ядерное оружие.
7
Химическое оружие.
Практические занятия
8
«Организация хранения и использования СИЗ».
Самостоятельная работа обучающихся
Оформление плана-конспекта
Подготовка рефератов по темам: Природные ЧС; Техногенные ЧС
Работа с дополнительной литературой
Тема 1.2. Устойчивости Содержание учебного материала
производства в
9
Понятие устойчивости производства в условиях ЧС.
условиях ЧС
10
Пути и способы повышения устойчивости объектов экономики.
Практические занятия
11
«Оценка устойчивости инженерно – технического комплекса
объектов экономики»
Объем часов
3
48
18
2
2
2
2
2
2
2
2
2
8
2
2
2
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 1 –ОК 9,
ПК 1.1- ПК1.6,
ПК 2.1-ПК2.4,
ПК3.1- ПК3.4,
ПК4.2 – ПК4.4
ЛР10
ОК 1 –ОК 9,
ПК 1.1- ПК1.6,
ПК 2.1-ПК2.4,
ПК3.1- ПК3.4,
ПК4.2 – ПК4.4ЛР10
Самостоятельная работа обучающихся
2
Тема 1.3. Организация
защиты и
жизнеобеспечения
населения в условиях
ЧС
Подготовка рефератов по темам: Терроризм как основная социальная
опасность современности
Работа с дополнительной литературой
Содержание учебного материала
12
Единая государственная система предупреждения и действий в
чрезвычайных ситуациях. Её организация и основные задачи.
Практические занятия
«Правила заполнения и поведения в противорадиационных
13
укрытиях».
6
2
ОК 1 –ОК 9,
ПК 1.1- ПК1.6,
2
ПК 2.1-ПК2.4,
ПК3.1- ПК3.4,
ПК4.2 – ПК4.4
ЛР10
Тема 1.4. Назначение
ГО, ее структура и
задачи по защите
населения от
опасностей,
возникающих при
ведении военных
действий или
вследствие этих
действий
Тема 1.5.
Содержание и
организация
мероприятий по
локализации и
ликвидации ЧС
Тема 1.6. Средства
защиты
Самостоятельная работа обучающихся
Оформление плана-конспекта.
2
Содержание учебного материала
Назначение задач Гражданской обороны. Структура и задачи ГО.
14
Невоенизированные формирования ГО.
3
2
ОК 1 –ОК 9,
ПК 1.1- ПК1.6,
ПК 2.1-ПК2.4,
ПК3.1- ПК3.4,
ПК4.2 – ПК4.4 ЛР10
Самостоятельная работа обучающихся
Оформление плана-конспекта.
Содержание учебного материала
Практические занятия
"Организация проведения аварийно-спасательных работ в зонах
15
ЧС".
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение индивидуального задания.
Содержание учебного материала
16
Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Коллективные средства
1
3
2
ОК 1 –ОК 9,
ПК 1.1- ПК1.6,
ПК 2.1-ПК2.4,
ПК3.1- ПК3.4,
1
5
2
ПК4.2 – ПК4.4 ЛР10
ОК 1 –ОК 9,
защит".
Практические занятия
17
«Правила использования средств защиты органов дыхания»
ПК 1.1- ПК1.6,
ПК 2.1-ПК2.4,
ПК3.1- ПК3.4,
Тема 1.7.
Правовые нормативы
организационные
основы обеспечения
БЖД
Самостоятельная работа обучающихся
Выполнение индивидуального задания. Работа с дополнительной
литературой.
Содержание учебного материала
18
Управление охраной окружающей среды. Нормативные и
организационные основы БЖД.
2
1
3
2
ПК4.2 – ПК4.4 ЛР10
ОК 1 –ОК 9,
ПК 1.1- ПК1.6,
ПК 2.1-ПК2.4,
ПК3.1- ПК3.4,
ПК4.2 – ПК4.4 ЛР10
Тема 2.1. Основы
обороны государства
Тема 2.2. Вооруженные
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой.
Раздел 2. Основы военной службы.
Содержание учебного материала
19
Обеспечение военной безопасности РФ.
20
Воинская обязанность. Воинский учет.
21
Призыв на военную службу. Прохождение военный службы.
22
«Анализ общих правил и обязанностей военнослужащих».
23
«Анализ основных положений ФЗ «Об обороне»».
Практические занятия
24
Определение основных направлений государственной политики в
области обороны».
25
Анализ статей раздела 6 ФЗ «О воинской обязанности и военной
службы
Самостоятельная работа обучающихся
Рефераты: Политические права военнослужащих. Социальноэкономические права. Личные права военнослужащих. Национальная
безопасность РФ.
Работа с дополнительной литературой.
Содержание учебного материала
1
30
16
2
2
2
2
2
2
2
2
3
ОК 1 –ОК 9,
ПК 1.1- ПК1.6,
ПК 2.1-ПК2.4,
ПК3.1- ПК3.4,
ПК4.2 – ПК4.4 ЛР10
силы Российской
Федерации
26
История создания Вооруженных сил России. Реформы
Вооруженных сил. Функции и задачи современных Вооруженных
сил. Руководство и управление. Организационная структура
Вооруженных сил России.
2
ОК 1 –ОК 9,
ПК 1.1- ПК1.6,
ПК 2.1-ПК2.4,
ПК3.1- ПК3.4,
ПК4.2 – ПК4.4 ЛР10
Тема 2.3. Боевые
традиции Вооруженных
сил России
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой.
Содержание учебного материала
27
Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности
частей и подразделений. Воинская честь.
1
3
2
ОК 1 –ОК 9,
ПК 1.1- ПК1.6,
ПК 2.1-ПК2.4,
ПК3.1- ПК3.4,
ПК4.2 – ПК4.4 ЛР10
Тема 2.4. Символы
воинской чести
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка и написание рефератов: Войсковое товарищество и
коллективизм. Верность боевому знамени части, военно-морскому флагу
корабля.
Содержание учебного материала
28
Ритуалы Вооруженных сил России. Символы воинской чести:
государственный герб, государственный флаг, государственный
гимн, боевое знамя, военная форма одежды, военно-морской флаг,
воинские звания.
1
3
2
ОК 1 –ОК 9,
ПК 1.1- ПК1.6,
ПК 2.1-ПК2.4,
ПК3.1- ПК3.4,
ПК4.2 – ПК4.4 ЛР10
Тема 2.5. Особенности
военной службы.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка и написание рефератов Ритуал приведения к военной присяге.
Ритуал вручения боевого знамени. Презентация «Боевые награды в
Российской армии»
Содержание учебного материала
29
Правовые основы военной службы. Общевойсковые уставы.
Прохождение военной службы по контракту.
30
Виды юридической ответственности военнослужащих".
1
4
2
ОК 1 –ОК 9,
ПК 1.1- ПК1.6,
ПК 2.1-ПК2.4,
ПК3.1- ПК3.4,
ПК4.2 – ПК4.4 ЛР10
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни
Тема 3.1. Основы
Содержание учебного материала
здорового образа жизни 31
Факторы, формирующие здоровье и факторы, разрушающие
как условие сохранения
здоровье.
здоровья человека и
Практические занятия
общества
32
Наложение резинового жгута
33
Наложение транспортной шины на плечевую кость
34
Первая медицинская помощь при ранениях
35
Зачетное занятие.
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с дополнительной литературой.
Объем образовательной нагрузки учебной дисциплины
1
14
2
ОК 1 –ОК 9,
ПК 1.1- ПК1.6,
2
2
2
2
4
90
ПК 2.1-ПК2.4,
ПК3.1- ПК3.4,
ПК4.2 – ПК4.4 ЛР10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация рабочая программы учебной дисциплины требует наличия
учебного кабинета Безопасности жизнедеятельности и охраны труда,
мастерских не предусмотрено, лабораторий не предусмотрено.
Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, комплект учебников,
комплект плакатов, комплект методических указаний, комплект средств
защиты
Технические средства обучения: мультимедийная установка, экран.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: не предусмотрено
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1.Безопасность жизнедеятельности в машиностроении: учебное пособие для
СПО/Под ред. Ю.М. Соломенцева.- М.: Высш. шк., 2018.- 310 с.
2.Недоступов Ю.К. Охрана труда в образовательных учреждениях. Сборник
законодательных и нормативных, правовых актов по охране труда. УПЦ
«Талант»-2018. - с.2082
Дополнительные источники:
1.Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана
труда: учебное пособие для СПО / Под ред. П.П. Кукина.- М.: Высш. шк..
2018.- 431 с.
2.Туревский И.С. Охрана труда учебное пособие для СПО.- М.: ФОРУМ,
2009.- 240 с.
И-Р 1 http://www.edu.rin.ru/ - Образование - RIN.RU.
И-Р 2http://festival.1september.ru/subjects/12/ - Фестиваль педагогических идей
"Открытый урок".
И-Р 3 http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных
ресурсов.
И-Р 4 http://zdd.1september.ru/ - электронная версия газеты"Здоровье детей"
И -Р 5 http://www.school-obz.org. Информационно-методическое издание для
преподавателей ОБЖ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.13 «Безопасность жизнедеятельности»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и
групповых заданий, практических работ.
Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)
Основные показатели
результатов подготовки
Формы и методы контроля
Умение организовывать и
ОК 1 – ОК10
ПК 1.1- 1.5,
ПК 2.1-2.5,
ПК 3.1- 3.5,
ПК 4.1- ПК 4.5, ПК 4.6.
ЛР 10
проводить мероприятия по
защите работающих и населения
от негативных воздействий
чрезвычайных ситуаций;
-предпринимать
профилактические меры для
снижения уровня опасностей
различного вида и их
последствий в
профессиональной деятельности
и быту;
-использовать средства
индивидуальной и коллективной
защиты от оружия массового
поражения;
-применять первичные средства
пожаротушения
Оценка в рамках текущего контроля
результатов деятельности,
обучающихся при выполнении:
- устного опроса;
- практических занятий;
- внеаудиторных самостоятельных
Знание
ОК 1 – ОК 9
ПК 1.1, ПК 1.3,
ПК 2.1, ПК 2.2,
ПК 3.1,
ПК 4.1- ПК 4.5, ПК 4.6.
ЛР 10
принципов обеспечения
устойчивости объектов
экономики, прогнозирования
развития событий и оценки
последствий при техногенных
чрезвычайных ситуациях и
стихийных явлениях, в том
числе в условиях
противодействия терроризму
как серьезной угрозе
национальной безопасности
России;
Оценка в рамках текущего контроля
результатов деятельности,
обучающихся при выполнении:
- устного опроса;
- практических занятий;
- внеаудиторных самостоятельных
Знание
ОК: 1 - 10
ПК: 2.5 –ПК 3.1, ПК 4.6.
ЛР 10
основных видов потенциальных
опасностей и их последствия в
профессиональной деятельности
и быту, принципы снижения
вероятности их реализации;
-основы военной службы и
обороны государства;
Оценка в рамках текущего контроля
результатов деятельности,
обучающихся при выполнении:
- устного опроса;
- практических занятий;
- внеаудиторных самостоятельных