Электротехника и электронная техника

Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В.В. Маркова
«____» _______________ 202___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04. Электротехника и электронная техника

Специальность 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной
техники и оборудования
Форма обучения очная

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04. Электротехника и
электронная техника
разработана в соответствии с
федеральным
государственным образовательным стандартом среднего профессионального
образования и с учетом примерной основной образовательной программы по
специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной
техники и оборудования
Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»

Разработчик:
Преподаватель

________________

Е.В.Сазанова

Подпись

Программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии
специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной
техники и оборудования

Протокол № _____ от «____» ___________ 202__ г.
Председатель ПЦК

___________________

/ ___________________ /

Подпись

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.
СТРУКТУРА
ДИСЦИПЛИНЫ

5

И

СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.04 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОННАЯ ТЕХНИКА»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы в
соответствии с ФГОС СПО 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной
техники и оборудования»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: учебная дисциплина входит в общепрофессиональный цикл дисциплин.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций
ОК1,ОК2,ОК9, профессиональных ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5, 1.6; ПК 2.1, 2.3; ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8.
и личностных результатов воспитания ЛР 14-19.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ПК, ОК,ЛР
ПК 1.1, 1.2,
1.4, 1.5, 1.6
ПК 2.1, 2.3
ПК 3.1, 3.2,
3.4-3.8
ОК 01, ОК 02,
ОК 09
ЛР 14-19.

Умения

Знания

понимать сущность процессов в
электрических цепях постоянного и
синусоидального токов; применять
законы электрических цепей для их
анализа;
определять
режимы
электрических и электронных цепей
и электромагнитных устройств, а
также магнитных цепей постоянного
тока

физические основы явлений в
электрических цепях, законы
электротехники, методы анализа
электрических и магнитных
цепей,
принципы
работы
основных электрических машин,
их
рабочие
и
пусковые
характеристики,
элементную
базу современных электронных
устройств (полупроводниковых
диодов,
транзисторов
и
микросхем),
параметры
современных
электронных
устройств
(усилителей,
вторичных источников питания и
микропроцессорных
комплексов)
и
принципы
действия
универсальных
базисных логических элементов

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебной дисциплины

120

в т.ч. в форме практической подготовки
в т.ч.:
теоретическое обучение

78

лабораторные работы

-

практические занятия

20

курсовая работа (проект)

-

контрольная работа

-

Самостоятельная работа
Консультации
Промежуточная аттестация

20
4
2

ЗАЧЕТ

5

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и
Содержание учебного материала и формы организации
тем
деятельности обучающихся

1
Раздел 1. Электротехника
Тема 1.1. Электрические
цепи постоянного тока

Тема 1.2. Однофазные цепи
переменного тока

2
Электрическое поле. Элементы электрической цепи. Проводники и
диэлектрики в электрическом поле.
Конденсаторы, способы соединения. Электроизоляционные
материалы, их применение.
Основные законы электротехники. Измерительные приборы
постоянного тока. Соединение резисторов. Законы Кирхгофа.
Баланс мощностей в цепях постоянного тока
Методы расчета электрических цепей. Примеры расчета цепей
постоянного тока
Практические занятия
Изучение технических данных измерительных приборов.
Изучение законов соединения резисторов. Определение емкости
конденсатора. Расчет электрических цепей постоянного тока
Параметры цепи переменного тока. Цепь с активным
сопротивлением, индуктивностью, ёмкостью. Построение векторных
диаграмм тока и напряжения. Мощности активная и реактивная и их
определение в каждой цепи.
Анализ процессов в цепи синусоидального тока при соединении
элементов R,L,C. Коэффициент мощности и способы его повышения.
Расчет однофазных цепей переменного тока
Практические занятия
Расчет однофазных цепей переменного тока

Объем
часов

3
92
4

4

Коды компетенций
и личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент программы
4
ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5,
1.6
ПК 2.1, 2.3
ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8
ОК 01, ОК 02, ОК 09
ЛР 14-19.

2
8

4

4

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5,
1.6
ПК 2.1, 2.3
ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8
ОК 01, ОК 02, ОК 09
ЛР 14-19.

2

6

Тема 1.3. Трехфазные цепи
переменного тока.

Тема 1.4. Магнитные цепи

Тема 1.5. Электрические
машины

Принцип получения трехфазной симметричной системы ЭДС.
Основные понятия и определения. Способы соединения обмоток
источника питания.

2

Соединение обмоток генератора и приемников по схеме «звезда» и
«треугольник». Мощность трехфазных цепей. Способы повышения
коэффициента мощности. Меры безопасности при эксплуатации
трехфазных цепей.
Расчет симметричных и несимметричных трехфазных цепей.
Практические занятия
Расчёт трёхфазных электрических цепей переменного тока
Магнитное поле и его свойства. Закон полного тока. Взаимодействие
магнитного поля и проводника с током. Электромагнитная сила
Электромагнитные явления. Явление электромагнитной индукции.
Правило Ленца.
Магнитная цепь. Электромагниты и их практическое применение.
Расчет магнитных цепей.
Практические занятия
Составление схемы замещения магнитной цепи.
Трансформаторы .Устройство и принцип действия однофазного
трансформатора. Режимы работы трансформатора, потери энергии и
коэффициент полезного действия. Специальные типы
трансформаторов
Электрические машины переменного тока. Принцип действия и
устройство трёхфазного асинхронного двигателя. Скольжение.
Рабочий режим и рабочие характеристики трёхфазного асинхронного
двигателя. Потери энергии и коэффициент полезного действия.
Синхронные машины.
Электрические машины постоянного тока. Устройство машины
постоянного тока. Принцип работы генератора и двигателя
постоянного тока, обратимость машин. Классификация машин
постоянного тока по способу возбуждения. Использование
электродвигателей постоянного тока в сельском хозяйстве.

4

2
2

2

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5,
1.6 ПК 2.1, 2.3
ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8
ОК 01, ОК 02, ОК 09
ЛР 14-19.
ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5,
1.6
ПК 2.1, 2.3
ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8
ОК 01, ОК 02, ОК 09
ЛР 14-19.
ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5,
1.6
ПК 2.1, 2.3
ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8
ОК 01, ОК 02, ОК 09
ЛР 14-19.

2
6

6

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5,
1.6
ПК 2.1, 2.3
ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8
ОК 01, ОК 02, ОК 09
ЛР 14-19.

6

7

Тема 1.6. Передача и
распределение
электрической энергии.

Раздел 2 Электронная
техника
Тема № 2.1.
Электронные приборы

Тема № 2.2.
Электронные устройства

Основы электропривода. Состав и виды электропривода. Режимы
работы электродвигателей. Определение мощности двигателя при
различных режимах работы электроустановок. Аппаратура
управления электроустановками.
Практические занятия
Назначение, принцип действия и устройство однофазного
трансформатора. Определение параметров и режимов работы
электродвигателей по их характеристикам
Передача электроэнергии. Провода, кабели, электроизоляционные
материалы в сетях напряжением до 1000 В.Потери напряжения в
проводах. Расчёт проводов по допустимой потере напряжения в
линиях постоянного, однофазного и трёхфазного тока. Расчёт
проводов по допустимому нагреву. Устройство и простейший расчёт
заземлителей.
Практические занятия
Выбор сечения проводов домашней проводки.
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по темам
1.1, 1.2 Тематика внеаудиторной самостоятельной работы :
Конденсаторы и их применение в сельском хозяйстве
Расчёт мощности трёхфазной цепи при симметричной и
несимметричной нагрузке.
Выбор конструктивного оформления электродвигателя оборудования
Энергосберегающие технологии в сельском хозяйстве

6

4

6

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5,
1.6
ПК 2.1, 2.3
ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8
ОК 01, ОК 02, ОК 09
ЛР 14-19.

2
14

28
Физические
основы
работы
полупроводниковых
приборов.
Полупроводниковые диоды. Транзисторы. Биполярные и полевые.
Схемы включения. Вольтамперные характеристики.

6

Усилители электрических сигналов. Классификация и
характеристики. Частотные характеристики усилителей. Обратные
связи в усилителях. Операционные усилители. Схемы. Область
применения.

14

ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5,
1.6 ПК 2.1, 2.3
ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8
ОК 01, ОК 02, ОК 09
ЛР 14-19.
ПК 1.1, 1.2, 1.4, 1.5,
1.6
ПК 2.1, 2.3
ПК 3.1, 3.2, 3.4-3.8
ОК 01, ОК 02, ОК 09
8

Промежуточная аттестация

Логические устройства. Логические элементы. Ключи. Триггеры.
Цифровые устройства. Основные логические операции и способы их
аппаратной реализации. Цифро-аналоговые и аналого-цифровые
преобразователи. Микропроцессоры и микроконтроллеры. Основные
понятия и определения. Классификация. Архитектура
микропроцессоров.
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по
6
разделу
2. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Рефераты
Газоразрядные приборы: люминесцентные лампы и ДРЛ. Составление
принципиальных схем простейших усилителей. Устройство и работа
микропроцессоров.
Зачет
2
Всего 120

ЛР 14-19.

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны предусмотрены специальные
помещения:
Лаборатория «Электротехника и электроника»,
оснащенный оборудованием: - рабочее место преподавателя;
- рабочие места обучающихся;
- учебно-лабораторные стенды и контрольно-измерительная аппаратура для измерения параметров
электрических цепей;
- лабораторный комплект (набор) по электротехнике;
- лабораторный комплект (набор) по электронике;
- плакаты по темам лабораторно-практических занятий.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением,
- мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Печатные издания
1. Немцов М.В., Немцова М.Л. Электротехника и электроника: Учебник для среднего
профессионального образования. — М.: Изд. центр «Академия», 2017. — 432 с.
2. Евдокимов Ф.С. Общая электротехника, М.; Высшая школа, 2016 г.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Электротехника и промышленная электроника: конспекты лекций, МГТУ им. Н . Э.
Баумана,
http://fn.bmstu.ru/electro/new site/lectures/lec%201/konspect.htm
2. Электронные учебные материалы по электротехнике, МАНиГ, http://www.shat.ru
3. Общая электротехника и электроника: электронный учебник, Мордовский
государственный университет, http://toe.stf.mrsu.ru/demo_versia/
4. Интернет-коллоквиум по электротехнике, http://electro.hotmail.ru/
5.
Электрические
машины:
лекции
и
примеры
решения
задач,
http://window.edu.ru/window/library?p_rid=40524
6.
Электротехника
и
электроника:
учебное
пособие,
http://window.edu.ru/window/library?p_rid=40470
7. Тексты книг по электротехническим дисциплинам, в основном, в формате pdf для
бесплатного перекачивания, http://www.kodges.ru/
8. Электронная электротехническая библиотека, http://www.electrolibrary.info
3.2.3. Дополнительные источники
1. Фуфаева Л.И. Сборник практических задач по электротехнике – М.: ОИЦ «Академия»,

2016
2. Лапынин Ю.Г., Атарщиков В.Ф.и др. Контрольные материалы по электротехнике и
электроннике – М.: ОИЦ «Академия»,2014

10

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
физические основы явлений в
электрических цепях, законы
электротехники,
методы
анализа
электрических
и
магнитных цепей, принципы
работы основных электрических
машин, их рабочие и пусковые
характеристики,
элементную
базу современных электронных
устройств (полупроводниковых
диодов,
транзисторов
и
микросхем),
параметры
современных
электронных
устройств
(усилителей,
вторичных источников питания
и
микропроцессорных
комплексов)
Умения:
понимать сущность процессов в
электрических
цепях
постоянного и синусоидального
токов;
применять
законы
электрических цепей для их
анализа; определять режимы
электрических и электронных
цепей и электромагнитных
устройств, а также магнитных
цепей постоянного тока

Критерии оценки

Методы оценки

Полнота
продемонстрированных
знаний
и
умение
применять
их
при
выполнении
практических
и
лабораторных работ

Зачёт по практической
работе
Защита
лабораторной
работы,
проверка
индивидуальных
заданий
Зачёт
по
решению
ситуационных задач
Защита
лабораторной
работы
Технический диктант
Уплотнённый опрос
Письменный и устный
опрос
Тестовый контроль

Выполнение
Устный
практических
и тестирование
лабораторных работ в
соответствии с заданием

опрос,

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».