ПМ.01 Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики
Мордовия «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
________________ В. В. Маркова
«____»________________2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01.Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе,
комплектование сборочных единиц
по специальности среднего профессионального образования 35.02.16 Эксплуатация и
ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования

Уровень образования: базовый
Форма обучения: очная

Рабочая программа ПМ.01 Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений
к работе комплектование сборочных единиц. разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной
техники и оборудования

Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»

Разработали
преподаватель специальных дисциплин

А. Ф. Ириков

преподаватель специальных дисциплин

С. И. Булгаков

Рабочая

программа

одобрена

на

заседании

предметной

(цикловой)

комиссии

специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и
оборудования протокол № ___ от «____» ___________2022 г.
Председатель П(Ц)К _________________ /Е. В. Сазанова/

СОДЕРЖАНИЕ
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен освоить
основной вид профессиональной деятельности и соответствующие ему общие компетенции
и профессиональные компетенции:
. Перечень общих компетенций
1.1.1. Перечень общих компетенций
Код

Наименование результата обучения

ОК 1

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.

ОК 2

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой
для выполнения задач профессиональной деятельности.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих
ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения.
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности.
Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности.
. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9
ОК 10
ОК 11.

1.1.2. Перечень профессиональных компетенций
Код
ВД3.4.1.
ПК 1.1.
ПК 1.2..

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций
Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе,
комплектование сборочных единиц
Выполнять монтаж, сборку, регулирование и обкатку сельскохозяйственной
техники в соответствии с эксплуатационными документами, а также
оформление документации о приемке новой техники.
Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов
электрооборудования в соответствии с правилами эксплуатации

ПК 1.3.

ПК 1.4.

ПК 1.5.

ПК 1.6.

Осуществлять подбор почвообрабатывающих, посевных, посадочных и
уборочных машин, а также машин для внесения удобрений, средств защиты
растений и ухода за сельскохозяйственными культурами, в соответствии с
условиями работы.
Выполнять настройку и регулировку почвообрабатывающих, посевных,
посадочных и уборочных машин, а также машин для внесения удобрений,
средств защиты растений и ухода за сельскохозяйственными культурами для
выполнения технологических операций в соответствии с технологическими
картами.
Выполнять настройку и регулировку машин и оборудования для обслуживания
животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик.
Выполнять настройку и регулировку рабочего и вспомогательного оборудования
тракторов и автомобилей в соответствии требованиями к выполнению
технологических операций.
1.1.3 Перечень личностных результатов, элементы которых формируются в рамках
дисциплины

Способный при взаимодействии с другими людьми достигать поставленных
целей, стремящийся к формированию личностного роста как профессионала
Способный ставить перед собой цели, под решения возникающих
профессиональных задач, подбирать способы решения и средства
развития, в том числе с использованием информационных технологий;
Содействующий формированию положительного образа и
поддержанию престижа своей профессии;
Способный искать и находить необходимую информацию используя
разнообразные технологии ее поиска, для решения возникающих в процессе
производственной деятельности проблем;
Способный выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки
новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя
как результативный и привлекательный участник трудовых отношений;

ЛР13

ЛР14

ЛР15
ЛР 16

ЛР 17

Способный к формированию опыта личной ответственности и навыков
управления коллективом;

ЛР18

Содействовать при организации деятельности сохранению окружающей среды,
ресурсосбережению, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях.

ЛР19

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие.

ЛР20

Активно применяющий полученные знания на практике
ЛР21

Способный анализировать производственную ситуацию, быстро
принимать решения
Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей: ответственный
сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный на достижение
поставленных задач, эффективно взаимодействующий с
членами команды, сотрудничающий с другими людьми.

Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции
на критику.

ЛР22

ЛР23

ЛР24

1.1.3. В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:
Иметь практический опыт ПО.1.Выполнения
разборочно-сборочных
работ
сельскохозяйственных машин и механизмов;
ПО 2. Выполнения регулировочных работ при настройке машин
на режимы 6− работы
ПО 3. Выявления неисправностей и устранения их;− выбора
машин для выполнения различных
операций
ПО 4. Использования диагностических приборов и
технического оборудования;
ПО 5. Выполнения регламентных работ по техническому
обслуживанию автомобилей;
Уметь

Знать

- подбирать и использовать расходные, горюче-смазочные
материалы и технические жидкости, инструменты,
оборудование, средства индивидуальной защиты, необходимые
для выполнения работ;
- осуществлять проверку работоспособности и настройки
инструмента, оборудования, сельскохозяйственной техники;
- документально оформлять результаты проделанной работы.
- технические характеристики, конструктивные особенности,
назначение, режимы работы и правила эксплуатации
сельскохозяйственной техники;
- техническую и нормативную документацию, поставляемую с
сельскохозяйственной техникой и документацию по
эксплуатации сельскохозяйственной техники;
- правила и нормы охраны труда, требования пожарной и
экологической безопасности.

1.3. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов - 858
Из них: на освоение МДК – 498;
- на практики - 360
- в том числе учебную - 288
- и производственную - 72;
- количество часов на самостоятельную работу - 110.

2.1. Структура профессионального модуля
Объем профессионального модуля, ак. час.
Самостоятельная
работа1

Суммарный
объем
нагрузки,
час.

В т.ч. в форме практ.
подготовки

Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем

Всего

3

4

5

Раздел 1. Назначение и
общее устройство
тракторов,
автомобилей и
сельскохозяйствен-ных
машин
Раздел 2. Подготовка
тракторов,
сельскохозяйственных
машин и механизмов к
работе

284

Х

214

Х

Производственная
практика (по профилю
специальности), часов
(если предусмотрена
итоговая
(концентрированная
практика)
Промежуточная
аттестация

72

Х

7

Х

1
ПК1.1-ПК1.6
ОК1-ОК11
ЛР13-ЛР19

ПК1.1-ПК1.6
ОК1-ОК11
ЛР13-ЛР19
ПК1.1-ПК1.6
ОК1-ОК11
ЛР13-ЛР19

1

2

Обучение по МДК
В том числе

Практики

Промежут.
аттест.

Коды
профессиональны
Наименования разделов
х общих
профессионального модуля
компетенций

Лаборат. и
практ.
занятий

Курсовых
работ
(проектов)3

6

7

222

4

74

166

2

30

Учебная

Производственная

Консультации2

8

9

10

11

12

-

144

36

2

62

144

36

6

48

72

Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией в соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах
объема профессионального модуля в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим
планом и содержанием междисциплинарного курса.
2
Консультации вставляются в случае отсутствия в учебном плане недель на промежуточную аттестацию по модулю.
3
Данная колонка указывается только для специальностей СПО.

2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ01) 3.2. Содержание обучения по МДК 01.01
назначение и общее устройство тракторов автомобилей и сельскохозяйственных машин

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся

1
2
МДК.01.01. Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин
Раздел 1. Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей
I. Общие сведения о тракторах
и автомобилях
Тема 1.1. Назначение, общее
устройство и классификация
тракторов и автомобилей

II. Двигатели
Тема 2.1. Общее устройство и
работа двигателей, действительные
рабочие циклы

Объем часов
3

284
136
2

Содержание
1 Краткий исторический обзор развития тракторо- и автомобилестроения. Роль
отечественных и зарубежных ученых в создании и конструировании тракторов и
автомобилей. Состояние отечественного тракторо- и автомобилестроения.
2 Назначение, общее устройство и компоновка тракторов и автомобилей. Условия их
работы в составе машинно-тракторного агрегата. Технологические требования к
трактору и автомобилю при выполнении различных операций сельскохозяйственного
производства. Классификация тракторов и автомобилей. Компоновочные схемы и
технологическое оборудование. Основные системы и механизмы трактора, автомобиля и
самоходных шасси.

2
2

36
Содержание
1 Классификация двигателей, требования, предъявляемые к ним. Основные механизмы,
системы двигателей, основные понятия и определения.
Принципы работы двигателей. Рабочие циклы. Многоцилиндровые двигатели.

2
2

Тема 2.2. Механизмы двигателей

2 Действительные циклы двигателя. Рабочие процессы.
Токсичность и дымность двигателей. Индикаторные и эффективные показатели.
Внешняя, скоростная характеристика карбюраторного двигателя и регуляторная
характеристика дизеля.
Содержание
1 Базовые детали двигателей. Назначение, конструкция и взаимодействие деталей
кривошипно-шатунного механизма.
Цилиндропоршневая группа деталей, устройство, условия их работы.
Условия работы и конструкция шатунов, коленчатых валов, коренных, подшипников,
уравновешивающих механизмов, маховиков. Применяемые материалы. Правила
разборки и сборки кривошипно-шатунного механизма.
Основные неисправности
2

Тема 2.3. Системы двигателей

Назначение и классификация механизма газораспределения, его конструкция и
взаимодействие деталей, типы и детали приводов, условия работы. Условия работы и
конструкция деталей клапанной группы. Применяемые материалы. Техническое
обслуживание и регулировка механизма газораспределения. Основные неисправности.
Содержание

1 Система смазки. Назначение, устройство и работа смазочных систем. Конструкция и
принцип работы основных элементов. Техническое обслуживание, основные
неисправности.
2 Система охлаждения. Тепловой баланс двигателя. Назначение, устройство и работа
систем охлаждения. Конструкция и принцип работы основных элементов. Техническое
обслуживание, основные неисправности.

4

2

2

30
2

3 Система питания. Назначение, устройство и работа системы питания
карбюраторного двигателя.
Система подачи и очистки воздуха и топлива,
удаления отработанных газов.
Конструкция и принцип работы основных элементов.
4 Устройство и принцип работы карбюраторов. Техническое обслуживание, основные
неисправности системы питания карбюраторного двигателя.
Конструкция и принцип работы системы питания двигателей, работающих на сжатом и
сжиженном газах. Оборудование для работы двигателя на газе.

2

5 Устройство и принцип работы системы питания двигателей с непосредственным
впрыском бензина (инжекторная система). Устройство и работа основных элементов и
их диагностирование. Техническое обслуживание, основные неисправности системы
питания.

2

6 Назначение, устройство и работа системы питания дизельного двигателя.
Система подачи и очистки воздуха и топлива,
удаления отработанных газов.
Конструкция и принцип работы основных элементов. Конструкция и принцип работы
топливных насосов высокого давления. Система регулирования двигателей и
регуляторы частоты вращения, их назначение, конструкция и принцип работы.
Техническое обслуживание, основные неисправности системы питания дизельного
двигателя Установка насосов на момент подачи топлива.

2

7 Устройство и работа системы пуска. Пусковая частота вращения. Назначение,
конструкция и принцип работы пусковых двигателей, редукторов и других устройств
пуска.
8 Подготовка основного и пускового двигателей к пуску, порядок операций при
пуске различными способами. Устройства и средства для облегчения пуска при низких
температурах. Техническое обслуживание и основные неисправности систем пуска.

2

20
Практические занятия
1 ПР. З. № 1 Изучение общего устройства двигателей внутреннего сгорания
ПР. З. № 2. Разборка, изучение устройства и сборка КШМ и ГРМ двигателя
ВАЗ-2105.

2

2 ПР. З. № 3 Разборка, изучение устройства и сборка КШМ и ГРМ двигателя
Д-240.
3 ПР. З. № 4 Разборка, изучение устройства и сборка КШМ и ГРМ двигателя
ЗМЗ 53.
4 ПР. З. № 5 Разборка, изучение устройства и сборка узлов смазочной системы
двигателей.
5 ПР. З. № 6 Разборка, изучение устройства и сборка узлов системы жидкостного и
6 воздушного охлаждения двигателей.

2

7 ПР.З. № 7
Разборка, изучение устройства и сборка бензонасосов,
воздухоочистителей, фильтров, турбокомпрессоров
8 Л..Р. № 8 Разборка, изучение устройства и сборка подкачивающих помп и
форсунок. Регулировка форсунок на стенде
9 Л..Р. № 9 Разборка, изучение устройства, сборка и регулировка карбюраторов
легковых и грузовых автомобилей
10 Л..Р. № 10 Установка топливного насоса на двигатель Д-240

2

2
2
2
2

2
2
2

III. Электрооборудование
тракторов и автомобилей

20

Тема 3.1. Источники электрической
Содержание
энергии тракторов и автомобилей
1 Назначение, принцип работы и конструкция аккумуляторных батарей, их маркировка.
Правила эксплуатации, хранения и технического обслуживания. Основные
неисправности и правила их устранения.
2 Назначение, классификация, устройство и принцип работы автотракторных
генераторов. Способы регулирования их показателей.
Реле-регуляторы, реле напряжения, их устройство, работа и испытание.
Техническое обслуживание, основные неисправности и правила их устранения.

6
2

Тема 3.2. Системы зажигания

Содержание

4

2

Тема 3.3. Система электрического
пуска двигателей.

Тема 3,4. Система освещения и
КИП.

1 Назначение, классификация и принцип работы системы зажигания. Система
батарейного зажигания. Техническое обслуживание систем зажигания.
Основные неисправности и правила их устранения. Искровые свечи, устройство и
маркировка.
Зажигание от магнето. Основные электрические процессы в магнето. Установка угла
опережения зажигания на пусковом двигателе.
Содержание
1 Электрические стартеры, их назначение, классификация. Требования, предъявляемые к
ним. Конструкция и работа стартеров с механическим и дистанционным включением.
Техническое обслуживание, основные неисправности и правила их устранения.
Содержание
1 Система освещения, ее назначение, устройство, принцип работы. Т р еб ов а ни я ,
п р е дъ яв л я емы е к н им .
Контрольно-измерительное и вспомогательное электрооборудование, его назначение и
устройство.
Лабораторно-практические занятия

IV. Трансмиссии тракторов и
автомобилей
Тема 4.1. Общие сведения о
трансмиссиях
Тема 4.2. Муфты сцепления

2

2
2

10
2

8

1 ПР. З. № 11. Разборка . Изучение устройства аккумуляторных батарей, устройства
генераторных установок переменного тока.
2 ПР. З. № 12Л. Р. № 10 Разборка, изучение устройства и сборка магнето и установка на
пусковой двигатель
3 ПР. № 13 Установка зажигания на двигателе ЗИЛ. двигателе ВАЗ-2107.

2

4 ПР. З. № 14Разборка, изучение устройства и сборка электрических стартеров

2

2
2

22
Содержание
1 Назначение, условия работы и классификация трансмиссий. Основные механизмы.
Схемы трансмиссий, их сравнение.
Основные понятия о гидромеханических и электрических трансмиссиях.
Содержание
1 Назначение и классификация муфт сцепления. Требования к ним. Принцип работы,
конструкция однодисковых фрикционных муфт сцепления.

2
2
2

Тема 4.3. Коробки передач.
Промежуточные соединения

Тема 4.4. Ведущие мосты

2 Принцип работы, конструкция двухдисковых фрикционных и гидродинамических муфт
сцепления. Привод управления. Техническое обслуживание и регулировка муфт
сцепления. Основные неисправности сцеплений и правила их устранения.
Содержание
1 Назначение, классификация, конструкция и принцип работы коробки передач.
Механизмы управления.
Устройство и работа шестеренных коробок передач с переключением передач без
разрыва потока мощности двигателя к трансмиссии. Неисправности и техническое
обслуживание коробок передач.
Промежуточные
5
эластичные соединениия и карданные передачи. Шарниры равных
2 угловых скоростей. Правила монтажа карданных передач. Техническое обслуживание
и регулировки.
Содержание
1 Назначение, конструкция и принцип работы ведущих мостов автомобилей. Главные
передачи. Принцип действия и работа дифференциала. Типы полуосей. Передние
ведущие мосты автомобилей.
Основные неисправности и правила их устранения.
2 Назначение, конструкция и принцип работы ведущих мостов колесных тракторов.
Блокировка дифференциала. Самоблокирующиеся дифференциалы. Конечные
передачи. Передние ведущие мосты тракторов.
Основные неисправности и правила их устранения.
3 Конструкция и принцип работы ведущих мостов гусеничных тракторов. Механизм
управления поворотом гусеничных тракторов. Конструкция и принцип работы
гидроусилителей поворота гусеничных тракторов.
Техническое обслуживание и регулировка механизмов ведущих мостов. Основные
неисправности и правила их устранения.
Лабораторно-практические занятия
1 ПР. З. № 15 Разборка, изучение устройства и сборка сцепления и К.П автомобиля
ГАЗ-53А (ГАЗ-3307)
2 ПР. З. № 16 Разборка, изучение устройства и сборка коробки передач автомобиля
КамАЗ
3 ПР. З. № 17 Изучение устройства переднего моста автомобиля ВАЗ-2107

2

4
2

2
14
2

2

2

8
2
2
2

4 ПР. З. № 18 Разборка, изучение устройства и сборка заднего моста автомобилей
ВАЗ-2105, ГАЗ-53А (ГАЗ-3307)
V. Ходовая часть и механизмы
управления тракторов и
автомобилей
Тема 5.1. Ходовая часть
колесных тракторов и
автомобилей

Тема 5.2. Ходовая часть
гусеничных тракторов

Тема 5.3. Рулевое управление
колесных тракторов и
автомобилей

2
20

1

1

1

2

Содержание
Основные элементы ходовой части колесных тракторов и автомобилей..
Агротехнические требования к ходовой части тракторов. Конструкция ведущих и
управляемых колес. Типы пневматических шин, их маркировка. Регулирование
давления в шинах. Техническое обслуживание, правила монтажа и демонтажа шин.
Регулировка колеи, базы и дорожного просвета. Остов трактора, рамы и кузова
автомобиля, его назначение и конструкция. Подвеска. Назначение, типы рессор и
амортизаторов колесных машин, их устройство и принцип работы. Неисправности и
техническое обслуживание механизмов ходовой части.
Содержание
Классификация и требования к ходовой части гусеничных тракторов. Конструкция и
принцип работы гусеничного движителя. Составные элементы ходовой части. Работа
ведущей звездочки и направляющего колеса гусеничного движителя. Устройство
кареток и гусеничной цепи, натяжного устройства. Проходимость
машин и уплотнение почвы. Способы повышения этих свойств. Классификация.
Техническое обслуживание и регулировка.
Неисправности и техническое обслуживание гусеничного движителя.
Содержание
Назначение и классификация рулевого управления колесных тракторов и
автомобилей. Способы поворота машин. Углы установки управляемых колес.
Передняя ось, поворотные цапфы. Механизм привода управляемых ведущих колес.
Рулевые трапеции. Рулевые механизмы грузовых автомобилей без гидроусилителей.
Рулевые механизмы легковых автомобилей.
Техническое обслуживание и регулировка. Основные неисправности механизмов
рулевого управления и правила их устранения.
Назначение гидравлической системы управления поворотом автомобилей. Общая
компоновка. Устройство и работа рулевого управления автомобилей с
гидроусилителем.
Техническое обслуживание и регулировка. Основные неисправности механизмов
рулевого управления и правила их устранения.

2
2

2
2

6

2

2

Тема 5.4. Тормозные системы
тракторов и автомобилей

3 Гидравлические и гидрообъемные системы привода рулевого управления колесными
тракторами. Устройство и работа рулевого управления тракторов с гидроусилителем.
Механизмы поворота трактора с шарнирной рамой.
Техническое обслуживание и регулировка. Основные неисправности механизмов
рулевого управления и правила их
устранения.
Содержание
1 Тормозные системы тракторов и автомобилей, их назначение, классификация,
конструкция и принцип работы. Тормозные механизмы. Механический и
гидравлический привод тормозов. Устройство и работа основных элементов.
Антиблокировочные системы. Техническое обслуживание тормозных систем.
Характерные неисправности и правила их устранения.
2 Пневматический привод тормозов. Устройство и работа основных элементов.
Тормозная система прицепов. Стояночные, вспомогательные и запасные тормоза.
Техническое обслуживание тормозных систем. Характерные неисправности и
правила их устранения.
Лабораторно-практические занятия

2

10

2

2

4

1 ПР. З. № 19 Изучение устройства ходовой части, рулевого управления и тормозной
системы трактора
МТЗ-80.

2

2 ПР. З. № 20 Изучение устройства тормозных системы ЗИЛ, изучение устройства
узлов тормозной системы автомобиля ВАЗ-2105
Зачет

2

Самостоятельная работа при изучении МДК 01.01 Раздел 1 Назначение и общее
устройство тракторов и автомобилей
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической
литературы (по вопросам к учебным темам, предлагаемым преподавателем).
Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических
рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и
подготовка к их защите.
Назначение, устройство и работа многоцилиндрового двигателя; назначение,
устройство и работа распределительного топливного насоса высокого давления;

2

36

назначение, устройство и работа автоматической муфты опережения впрыска топлива;
назначение, устройство и работа однорежимного регулятора; назначение, устройство и
работа всережимного регулятора дизеля Д-160; показатели характеризующие рабочий
цикл двигателя; тепловой баланс двигателя; основные сравнительные параметры
двигателей; уравновешивание двигателя; гаситель крутильных колебаний; назначение,
устройство и крепления двигателя на раме трактора и автомобиля; работа карбюратора
при различных режимах работы двигателя; устройство ограничителя максимальной
частоты вращения коленчатого вала двигателя; назначение камер сгорания;; основные
показатели работы регулятора; назначение, устройство и работа бесконтактного
индукторного генератора переменного тока; пуск и остановка карбюраторного
двигателя; пуск и остановка дизеля; регулировочные характеристики; нагрузочные
характеристики; крутящий момент колеса; передаточные числа и КПД механической
трансмиссии; передаточные числа и КПД гидрообъемного преобразователя;
назначение, устройство и работа электромеханической трансмиссии; назначение,
устройство и работа тракторных коробок передач с переключением при
остановленном тракторе; назначение, назначение, устройство и главных передач.

4

МДК 01.01 Раздел 2. Назначение и общее устройство сельскохозяйственных машин

148

I. Почвообрабатывающие,
посевные и посадочные машины.

24

Тема 1.1.Общие сведения о
почвообрабатывающих машинах.

Тема 1.2. Машины для обработки
почвы.

Содержание
1 Задачи и содержание дисциплины «Сельскохозяйственные и мелиоративные машины».
Разновидность
сельскохозяйственных и мелиоративных
машин.
Экономическая
эффективность применения средств механизации. Роль дисциплины в подготовке
специалистов.
Содержание
1 Классификация почвообрабатывающих машин.
Агротехнические требования к машинам для основной и поверхностной обработки почвы.
Классификация машин и рабочих органов для основной и поверхностной обработки почвы.
Плуги, их виды, назначение, устройство, регулировка, подготовка к работе. Особенности
плугов специального назначения. Вспомогательные органы плуга, их назначение и
конструкция. Правила безопасности труда при эксплуатации плугов.
2 Машины и орудия для поверхностной обработки почвы, их классификация, назначение,
устройство, принцип работы и техническая характеристика. Лущильники, бороны,
культиваторы, сцепки, их виды, устройство и принцип работы.
Установка машин на заданный режим работы и подготовка к работе. Правила безопасности
труда при эксплуатации машин и орудий: для поверхностной обработки почвы.

Тема 1.3. Посевные и посадочные

Содержание

2
2

8

4

4

14

машины.

1 Машины для посева различных культур, их устройство назначение, конструкция, принцип
работы.
Сеялки, их конструкция, принцип работы, регулировка. Рабочие и вспомогательные органы
сеялок, их типы, технические характеристики, агротехнические требования, конструкция и
регулировка. Показатели качества работы сеялок. Сеялки точного высева, их конструкция и
принцип работы. Подготовка сеялок к работе. Правила безопасности труда и охрана
окружающей природной среды при эксплуатации посевных машин.
2 Машины для посадки различных культур, их классификация, назначение, устройство и
принцип работы.
Машины для посадки картофеля, их конструкция, принцип работы и регулировка. Машины
для посадки рассады, их конструкция, принцип работы и регулировка.
Показатели качества работы посадочных машин. Правила безопасности труда при
эксплуатации посадочных машин.
Лабораторно-практические занятия

II. Машины для внесения
удобрений и химической защиты
растений.
Тема 2.1. Машины для внесения
удобрений и химической защиты
растений.

2

2

2

2

6

1 ПЗ Р № 21 Изучение устройства, работу плуга ПЛН-3-35, ПЛП-6-35.

2

2 Изучение устройства и регулировок бороны дисковой БДМ4х4

2

3 ПЗ Р № 22 Изучение устройства, работу пневматической сеялки СМП-6

2

12
Содержание
1 Удобрения, их классификация, технологические свойства, способы подготовки к внесению.
Машины для внесения минеральных удобрений, их конструкции и регулировки, контроль
качества работы.
Машины для внесения органических удобрений их конструкции и регулировки
Машины для внесения в почву жидкого аммиака и жидких комплексных и органических
удобрений. Подготовка машин к работе. Правила безопасности труда и охрана окружающей
природной среды при эксплуатации машин для внесения удобрений.
2 Машины для химической защиты растений, их назначение, классификация и агротехнические
требования. Способы и средства защиты растений. Протравливатели семян и агротехнические
требования к ним. Машины для приготовления рабочих жидкостей, их типы, назначение,

8
4

4

устройство и техническая характеристика. Опрыскиватели и аэрозольные генераторы, их
назначение, классификация, конструкция и регулировка. Правила безопасности труда и
охрана окружающей природной среды при эксплуатации машин для химической защиты
растений.
Лабораторно-практические занятия
1 ПЗ Р № 23 Изучение устройства, регулировки и работу разбрасывателя минеральных
удобрений 1РМГ-4.
ПЗ Р № 23 Изучение устройства, регулировки и работу разбрасывателя органических
удобрений ПРП
III. Машины для заготовки и
транспортировки кормов.
Тема 3.1. Машины для заготовки
рассыпного и прессованного сена.

Тема 3.2. Машины для
искусственной сушки трав.

2

28
Содержание
1 Технологии заготовки различных видов кормов. Заготовка трав на сено, травяной муки,
сенажа, силоса. Комплекс машин, используемых для заготовки кормов.
2 Машины, для заготовки сена, их классификация, назначение и техническая характеристика.
Косилки назначение, устройство, регулировки. Стогометатели, стоговозы, их устройство,
принцип работы, регулировка и подготовка к работе.
Правила безопасности труда и пожарной безопасности при эксплуатации машин для
заготовки рассыпного сена.
3 Грабли, виды, устройство и принцип работы.
Прессподборщики, рулонные устройство, работа и регулировки
Содержание
1

Тема 3.3. Машины для заготовки
сенажа и силоса.

4
2

Машины для искусственной сушки трав, их классификация, принцип работы и техническая
характеристика. Установки и агрегаты для искусственной сушки трав, их устройство,
регулирование на скорость прохождения травяной массы и температуры теплоносителя,
проверка качества работы. Правила безопасности "труда и пожарной безопасности при
эксплуатации машин для искусственной сушки трав.

6
2

2

2
2

2

Содержание

6

1 Комплексы машин для заготовки сенажа и силоса, их классификация. Устройство
кормоуборочного комбайна ДОН-680 принцип работы, регулировка, подготовка к

6

Тема 3.4.Погрузочно-разгрузочные
машины, их виды, устройство и
принцип действия.

эксплуатации и проверка качества работы. Правила безопасности труда и пожарной
безопасности при эксплуатации машин для заготовки сенажа и силоса.
Содержание
1 Транспортные средства и ппогрузчики используемые в сельском хозяйстве, их роль,
классификация, устройство и назначение. Правила безопасности труда и пожарной
безопасности при эксплуатации погрузочно-разгрузочных машин и транспортных средств.
Лабораторно-практические занятия
1 Изучение устройства, регулировки и работу косилки КС-2.1,
Изучение устройства, регулировки и работу косилки КРН-2.1
Изучение устройства грабель ГВР-680

IV.Машины для уборки
прядильных культур.
Тема 4.1. Машины для уборки и
первичной обработки льна и
конопли.
V. Машины и оборудование для
работы в садах и виноградниках.
Тема 5.1. Машины для уборки и
первичной обработки плодов и
ягод.
VI. Мелиоративные машины.
Тема 6.1. Машины для
землеройных работ.

14
2
12
1
1
2

2 Изучение устройства, и работу кормоуборочного комбайна ДОН-680

6

3 Изучение устройства, регулировки и работу пресподборщика ПРП-1,8

2

2
Содержание
1 Льноуборочные машины, их типы, агротехнические требования, устройство, принцип работы
и регулировка. Жатки для уборки конопли и комбайны. Безопасность труда и пожарная
безопасность при эксплуатации.

2
2

2
Содержание
1 Производственные процессы механизированной уборки плодов и ягод, их техническая
характеристика, принцип работы, регулировки. Машины для товарной обработки плодов, их
конструкция и принцип работы.

2
2

4
Содержание
1 Землеройные машины, их назначение, типы, устройство и принцип работы. Болотные срезы и
плуги, экскаваторы, скреперы, грейдеры, катки, их устройство и техническая характеристика.
Методы подготовки землеройных машин к работе. Правила безопасности труда при

2
2

Тема 6.2. Машины и установки
для орошения.

VII. Машины для уборки
зерновых культур и
послеуборочной обработки зерна.
Тема 7.1. Зерноуборочные
машины.

Тема 7.2. Машины для очистки
зерна

Тема 7.3. Зерносушилки.

эксплуатации землеройных машин.
Машины для подготовки полей к поливу. Ковшовые планировщики, гейдер-выравниватель.
Машины для устройства и выравнивания временных оросительных систем.
Содержание

2

2 Насосные станции, их назначение, принцип работы, устройство и регулировка. Дождевальные
машины и установки, их характеристика, устройство, принцип работы и регулировка.
Правила безопасности труда при эксплуатации машин и установок для орошения.

2

40
Содержание
1 Средства механизации для уборки зерновых культур. Технологический процесс работы
зерноуборочных машин. Валковые жатки и подборщики, их назначение, классификация
конструкция, принцип работы и регулировка. Зерноуборочные комбайны, их типы,
классификация, устройство основных узлов, принцип работы и регулировка. Машины для
уборки кукурузы на зерно. Правила безопасности труда, пожарной безопасности и охрана
окружающей природной среды при эксплуатации машин для уборки зерновых культур.
Содержание
1 Принцип очистки зерна. Определение свойств семян для разделения и очистки. Технология
очистки и сортирования зерна. Машины для очистки и сортирования зерна, их
классификация, агротехнические требования, техническая характеристика, устройство,
принцип работы и регулировка. Показатели качества работы машин.
Зерноочистительные агрегаты, зерноочистительно-сушильные комплексы и пункты, их типы,
техническая характеристика, устройство и принцип работы. Правила безопасности труда,
пожарной безопасности и охрана окружающей природной среды при эксплуатации машин для
очистки зерна.
Содержание

24
24

4
2

2

12

1 Способы сушки зерна и семян. Зерносушилки и установки активного вентилирования, их
классификация, агротехнические требования, устройство, принцип работы и регулировки.
Подготовка машин к работе. Правила безопасности, труда, пожарной безопасности и охрана
окружающей природной среды при эксплуатации зерносушилок и установок активного
вентилирования.

2

Лабораторно-практические занятия
1 Изучение устройства и работу ходовой части зерноуборочного комбайна. Изучение
устройства и работу гидропривода ходовой части зерноуборочного комбайна

10

2 Изучение устройство и работу молотильного устройства и зерноочистки комбайна

2

3 Изучение оснащения кабины зерноуборочного комбайна, автоматической системы контроля.

2

4 Изучение устройства, работу и регулировки семяочистительной машины ОВС25

2

Изучение устройства, работу и регулировки семяочистительной машины СМ-4
VIII.Машины для уборки
корнеклубнеплодов и овощей.
Тема 8.1. Машины для уборки
картофеля, свеклы.

2

2

8
6
Содержание

1 Типы и устройство машин для уборки картофеля, кормовой и сахарной свеклы, способы
уборки, их классификация, агротехнические требования, устройство, принцип работы и
регулировка. Оценка качества работы.
Послеуборочная обработка картофеля. Картофелесортировальные машины и сортировальные
пункты, их устройство и принцип работы. Машины для уборки моркови, сахарной свеклы, их
конструкция, принцип работы и регулировка. Оценка качества работы.

2
2

Пункты для обработки моркови и свеклы, их устройство. Правила безопасности труда и
охрана окружающей природной среды при эксплуатации машин для уборки картофеля и
корнеплодов.
Тема 8.2. Машины для уборки
овощных культур

1 Содержание
Средства механизации для уборки неодновременно созревающих овощей,
агротехнические требования к ним. Капустоуборочный комбайн, его устройство, принцип
работы и регулировка.
Томатоуборочный комбайн, его устройство, принцип работы и регулировка.
Лукоуборочная машина, ее устройство, принцип работы и регулировка. Средства
механизации для уборки огурцов. Машины для послеуборочной обработки плодов овощных
культур, их устройство, принцип работы и регулировка. Поточно-индустриальные методы
уборки и послеуборочной обработки овощных культур. Правила безопасности труда при
эксплуатации машин для уборки овощных культур

2
2

2

2
ЗАЧЕТ

Самостоятельная работа при изучении МДК 01.01 Раздел 2 Назначение и общее устройство с/х машин
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к учебным темам,
предлагаемым преподавателем).
Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление
лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Изучение технологической и технической документации, заводских руководств и инструкций по сельскохозяйственным машинам и
механизмам. Изучение правил техники безопасности при работе на машинах для внесения удобрений, машинах для химической защиты
растений и обработки семян, машинах для приготовления рабочих жидкостей.
Назначение и общее устройство борон, катков, сцеп, плугов специального назначения, машин для обработки почв, подверженных
эрозии, рабочих и вспомогательных органов культиваторов и сеялок специального назначения, машин для измельчения и погрузки
удобрений, вакуумных устройств пневматических сеялок различных модификаций (в сравнении), машин для приготовления рабочих
жидкостей, опыливателей, фумигаторов, смесителей и разбрасывателей приманок, граблей поперечных и роторных, машин для сбора,
транспортировки, скирдования и сушки сена и соломы (стогометателей, волокуш, устройств для активного вентилирования сена),
вязальных аппаратов пресс-подборщиков различных модификаций (в сравнении), агрегатов для приготовления витаминной травяной
муки и ее гранулирования различных модификаций (в сравнении), косилок и косилок-измельчителей различных модификаций (в
сравнении), подборщиков стогообразователей и подборщиков – тюкоукладчиков, молотильных аппаратов зерноуборочных комбайнов
различных модификаций (в сравнении), измельчителей зерноуборочных комбайнов, приспособлений для уборки крупяных культур,
зерноочистительных агрегатов и агрегатов для сушки зерна различных модификаций (в сравнении), машин для уборки и овощных
культур, землеройных машин (экскаваторов, бульдозеров, скреперов), погрузочно-разгрузочных машин и транспортных средств.

26

МДК.01.02. Подготовка тракторов
и сельскохозяйственных машин и
механизмов к работе.
МДК.01.02. Раздел 1
Подготовка тракторов к работе
I. Рабочее оборудование тракторов

190

120

Тема 1.1 Гидравлические навесные
системы

Содержание

12

Назначение и классификация гидравлических систем. Требования, предъявляемые к ним.
Общая компоновка. Конструкция гидронасосов, гидрораспределителей и других
элементов гидросистем.
Способы регулирования глубины обработки почвы. Назначение, конструкция и принцип
работы гидравлического догружателя ведущих колес и позиционно-силового регулятора.
Система автоматического регулирования глубины обработки почвы.
Управление гидронавесной системой. Правила регулировки гидравлических систем.
Основные тенденции развития гидравлических систем. Техническое обслуживание и
регулировка гидронавесных систем.
Содержание

8

Назначение, типы и принцип работы прицепных устройств. Гидрокрюк, буксирное
устройство. Назначение, классификация, конструкция и схемы настройки механизмов
навески. Перенастройка механизма навески по двух- и трехточечной схеме.
2
Механизмы и системы вала отбора мощности. Назначение, классификация и режим
работы механизмов привода отбора мощности. Назначение, конструкция и принцип работы
гидравлической системы дополнительного отбора мощности. Гидростатический отбор
мощности. Техническое обслуживание механизмов рабочего оборудования.
Лабораторно-практические занятия

6

1

2

3
Тема 1.2 ВОМ и вспомогательное
оборудование тракторов и
автомобилей.
1

1

Подготовка к работе гидронасосов, гидроцилиндров, гидромоторов.

2

Подготовка к работе баков, арматуры, навески.

3

Подготовка к работе гидрораспределителей.

4

Подготовка к работе ГСВ трактора МТЗ-80.

5

Проверка узлов гидросистемы прибором ДР-70.

6

Подготовка к работе ВОМ тракторов ДТ-75М, МТЗ-1221, МТЗ-82.

II. Подготовка тракторов к работе.
Тема 2.1 Подготовка тракторов к
работе с сельскохозяйственными
машинами

Содержание
1

Подготовка тракторов к работе с навесными плугами, сеялками и культиваторами

2

Подготовка тракторов к работе с машинами, имеющими привод от заднего ВОМ.
Подготовка тракторов к работе с передним и боковым ВОМ.

3

Подготовка тракторов к работе с прицепными машинами и сложными машинами.

Подготовка тракторов к использованию универсальной системы автоматического
регулирования глубины обработки почвы.
Содержание

16

4

Тема 2.2 Переоборудование
тракторов для
сельскохозяйственных работ

Тема 2.3 Проверка технического
состояния тракторов и проведение
периодического технического
обслуживания

2

Переоборудование заднего навесного устройства трактора. Работа с передним навесным
устройством
Переоборудование тракторов на заданную ширину колеи, базу и дорожный просвет.

3

Балластирование тракторов, сдваивание колес, полугусеничный ход.

1

12

Содержание

8

Проверка технического состояния и порядок проведения технического обслуживания за
двигателем
2 Проверка технического состояния и порядок проведения технического обслуживания за
трансмиссией
3 Проверка технического состояния и порядок проведения технического обслуживания за
ходовой частью
4 Проверка технического состояния и порядок проведения технического обслуживания за
механизмами управления
Лабораторно-практические занятия
1 Подготовка тракторов к работе с навесными и прицепными машинами.

10
2

1

2

Подготовка тракторов к работе с валами отбора мощности.

2

III. Техника безопасности при
работе на тракторах
Тема 3.1. Безопасность труда и
пожарная безопасность при работе
на тракторах

3

Переоборудование навесных устройств тракторов.

2

4

Подготовка тракторов к использованию регуляторов глубины обработки почвы.

2

5

Переоборудование ходовой части тракторов.

2

Содержание.
1

Факторы влияющие на безопасность работы на тракторах

2

Правила безопасной работы на тракторах

2

МДК 01.02 Раздел 2
Подготовка сельскохозяйственных машин и механизмов к работе
Тема 1.1. Подготовка
Содержание.
почвообрабатывающих машин к
1
Подготовка плуга к работе.
работе
2
Подготовка культиватора к работе.
3
Тема 1.2. Подготовка посевных
и посадочных машин к работе.

Тема 1.3. Подготовка машин для
внесения удобрений.

Подготовка лущильников, борон к работе.

Содержание.
1

Подготовка зерновой сеялки к работе.

2

Подготовка пропашных сеялок к работе.

3

Подготовка картофелесажалок к работе.

Содержание.
1

Тема 1.5. Подготовка
зерноуборочных машин и
машин для послеуборочной
обработки зерна.

6

6

Подготовка разбрасывателей удобрений к работе.

Содержание.
Тема 1.4 Подготовка машин для
заготовки кормов.

6

1

Подготовка косилок к работе

2

Подготовка граблей к работе.

3

Подготовка пресс-подборщиков, копнителей к работе.

Содержание.

6

26

1

Подготовка жатки, платформы-подборщика зерноуборочного комбайна.

10

2

Подготовка молотильного аппарата, соломотряса зерноуборочного комбайна.

8

3

Подготовка ворохоочистителей, зерноочистителей.

8

Содержание.

6

Тема 1.6. Подготовка машин для
уборки корнеплодов.
1

Подготовка к работе ботвоуборочных машин.

2

Подготовка к работе корнеуборочных машин.

3
Тема 1.7. Подготовка
оборудования для
животноводческих ферм.

Подготовка к работе картофелеуборочных машин.
Содержание.

1

6

Подготовка к работе оборудования для приготовления и раздачи кормов.

Подготовка к работе доильных аппаратов, оборудования для первичной обработки
молока.
Лабораторно-практические занятия
2

1

Подготовка плуга ПЛН-3-35 к работе. Регулирование на глубину пахоты.

2

Подготовка к работе культиватора УСМК-5.4.

3

Подготовка зерновой сеялки СЗУ-3.6 к работе. Установка на норму высева

4

Подготовка сеялки СУПН-8 к работе. Регулирование на норму высева.

5

Подготовка к работе картофелесажалки СН-4Б.

6

Подготовка к работе жатки зерноуборочного комбайна

7

Подготовка к работе молотилки зерноуборочного комбайна.

8

Подготовка к работе семяочистительной машины МС-4,5 , ОВС-25

9

Подготовка к работе ботвоуборочной машины БМ-6

10

Подготовка к работе доильных аппаратов и установок

10

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам
учебных пособий, составленным преподавателем).
Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление
лабораторно-практических работ, отчетов и подготовки их к защите.
Тематика внеаудиторной самостоятельной
Подготовка к работе борон, катков, сцеп, плугов специального назначения, машин для обработки почв, подверженных эрозии, рабочих
Органов культиваторов для сплошной и междурядной обработки почвы, рабочих и вспомогательных органов сеялок специального
назначения, машин для измельчения удобрений, вакуумных устройств пневматических сеялок различных модификаций (в сравнении),
машин для приготовления рабочих жидкостей, опыливателей, фумигаторов, смесителей и разбрасывателей приманок, граблей
поперечных и роторных, машин для сбора, транспортировки, скирдования и сушки сена и соломы (стогометателей, волокуш, устройств
для активного вентилирования сена), вязальных аппаратов пресс-подборщиков различных модификаций (в сравнении), агрегатов для
приготовления витаминной травяной муки и ее гранулированияразличных модификаций (в сравнении), косилок и косилок -

измельчителей различных модификаций (в сравнении), подборщиков– стогообразователей и подборщиков – тюкоукладчиков,
молотильных аппаратов зерноуборочных комбайнов различных модификаций (в сравнении), измельчителей зерноуборочных
комбайнов, приспособлений для уборки крупяных культур, зерноочистительных агрегатов и агрегатов для сушки зерна различных
модификаций (в сравнении) машин для уборки овощных культур, землеройных машин (экскаваторов, бульдозеров, скреперов),
погрузочно-разгрузочных машин и транспортных средств.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает наличие лабораторий:
«Тракторов и автомобилей»;
«Сельскохозяйственных и мелиоративных машин».
Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий:
Лаборатория «Тракторов и автомобилей»:
- рабочее место преподавателя;

- рабочие места обучающихся;
- комплекты узлов и агрегатов систем тракторов, макеты и натуральные образцы колесных и
гусеничных тракторов;
- комплекты узлов и агрегатов систем легковых и грузовых автомобилей, макеты и
натуральные образцы легковых и грузовых автомобилей.

Лаборатория «Сельскохозяйственных и мелиоративных машин»:
- рабочее место преподавателя;

- рабочие места обучающихся;
-комплекты оборудования
сельскохозяйственной техники;

по

контролю

состояния

тракторов,

автомобилей

и

3.2.Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При
формировании библиотечного фонда образовательной организации выбирается не менее
одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в
качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.

Перечень учебных изданий и интернет-ресурсов:
Основные источники
1.Нерсесян В. И. Назначение и общееустройство тракторов, автомобилей и
сельскохозяйственных машин и механизмов; учебник для Студентов сред. проф.
Образования: в 2 ч. Ч. 1 – 2е изд., испр.- М. : Издательский центр «Академия», 2018 –288с.
2. Нерсесян В. И. Назначение и общееустройство тракторов, автомобилей и
сельскохозяйственных машин и механизмов; учебник для Студентов сред. проф.
Образования: в 2 ч. Ч. 2 – 2е изд., испр.- М. : Издательский центр «Академия», 2018 –304с.
3.Родичев В. А. Тракторы и автомобили; учебник для подготовки студентов сред проф.
образования М. «Высшая школа» 351с.
4.Карташевич, А. Н. Тракторы и автомобили. Конструкция [Электронный ресурс] : учеб.
пособие для сред. проф. обр. / А. Н. Карташевич, О. В. Понталев, А. В. Гордеенко. –

Минск
:
Новое
знание,
2013.
—
313
с.
—
Режим
доступа:
http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=43877; (дата обращения: 10.10.2016).
4.Халанский В.М. Сельскохозяйственные машины [Электронный ресурс] : учебник / В.М.
Халанский, И.В. Горбачев. – Санкт-Петербург: Квадро, 2016. – 356 с.

Интернет-ресурсы
1. Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс]. – СанктПетербург, 2010-2016. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/; (дата обращения:
04.08.2016). – Доступ по логину и паролю.
2. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн [Электронный
ресурс]. – Москва, 2001-2016. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/; (дата обращения:
04.08.2016). – Доступ по логину и паролю.
3. Издательский центр «Академия» [Электронный ресурс]: сайт. – Москва, 2016. – Режим
доступа: http://www.academia-moscow.ru/; (дата обращения: 04.08.2016). – Доступ по
логину и паролю.

4. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (по
разделам)
Критерии оценки

Методы оценки
(указываются типы
оценочных заданий и их
краткие характеристики,
например, практическое
задание, в том числе
ролевая игра, ситуационные
задачи и др.; проект;
экзамен, в том числе –
тестирование,
собеседование)

Выполнение монтаж,
сборки, регулировки и
обкатки
сельскохозяйственной
техники в соответствии с
эксплуатационными
документами

Экспертное наблюдение
Оценка процесса
Оценка результатов
Лабораторная работа
Практическая работа
Экзамен

Профессиональные и общие
компетенции, формируемые в рамках
модуля
Код и наименование профессиональных
и общих компетенций, формируемых в
рамках модуля

ПК1.1.Выполнять
монтаж,
сборку,
регулирование
и
обкатку
сельскохозяйственной
техники
в
соответствии
с
эксплуатационными
документами, а также оформление
документации о приемке новой техники.
ПК 1.2. Выполнять регулировку узлов,
систем и механизмов двигателя и
приборов электрооборудования в
соответствии с правилами эксплуатации

Выполнение регулировки
узлов, систем и
механизмов двигателя и
приборов
электрооборудования в
соответствии с правилами
эксплуатации

Экспертное наблюдение
Оценка процесса
Оценка результатов

ПК 1.3. Осуществлять подбор
почвообрабатывающих, посевных,
посадочных и уборочных машин, а также
машин для внесения удобрений, средств
защиты растений и ухода за
сельскохозяйственными культурами, в
соответствии с условиями работы

ПК 1.4. Выполнять настройку и
регулировку почвообрабатывающих,
посевных, посадочных и уборочных
машин, а также машин для внесения
удобрений, средств защиты растений и
ухода за сельскохозяйственными
культурами для выполнения
технологических операций в
соответствии с технологическими
картами

Подбор
почвообрабатывающих,
посевных, посадочных и
уборочных машин и
машин для внесения
удобрений, средств
защиты растений и ухода
за сельскохозяйственными
культурами
настройка и регулировка
почвообрабатывающих,
посевных, посадочных и
уборочных машин, а
также машин для
внесения удобрений,
уходу и защиты растений

ПК 1.5. Выполнять настройку и
регулировку машин и оборудования для
обслуживания животноводческих ферм,
комплексов и птицефабрик

настройка и регулировка
машин и оборудования
для обслуживания
животноводческих ферм.

ПК 1.6. Выполнять настройку и
регулировку рабочего и
вспомогательного оборудования
тракторов и автомобилей в соответствии
требованиями к выполнению
технологических операций

Выполнение настройки и
регулировки рабочего и
вспомогательного
оборудования тракторов и
автомобилей в
соответствии с
требованиями
Распознавание сложных
проблемные ситуации в
различных контекстах.
Проведение анализа
сложных ситуаций при
решении задач
профессиональной
деятельности
Определение этапов
решения задачи.
Осуществление
эффективного поиска.
Выделение всех
возможных источников
нужных ресурсов, в том
числе неочевидных.
Разработка детального
плана действий

ОК.1 Выбирать способы решения задач
профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.

Экспертное наблюдение
Оценка процесса
Оценка результатов

Экспертное наблюдение
Оценка процесса. Оценка
результатов

Экспертное наблюдение
Оценка процесса Оценка
результатов
Практическая работа
Экспертное наблюдение
Оценка процесса Оценка
результатов
Практическая работа.

Экспертное наблюдение
Оценка процесса Оценка
результатов
.

Оценивает плюсы и
минусы полученного
результата, своего плана и
его реализации.
ОК.2
Осуществлять поиск, анализ и
интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач
профессиональной деятельности.

Планирование
информационного поиска
из источников,
необходимого для
выполнения
профессиональных
задач.
Анализа полученной
информации.
Интерпретация
полученной информации в
профессиональной
деятельности
Проведение анализа
ОК3 Планировать и реализовывать полученной информации,
собственное
профессиональное
и выделяет в ней главные
аспекты
личностное развитие.

Экспертное наблюдение
Оценка процесса Оценка
результатов
.

Работа в коллективе и
ОК4. Работать в коллективе и команде, команде, эффективное
эффективно
взаимодействовать
с взаимодействие с
коллегами, руководством,
коллегами, руководством, клиентами.
клиентами

Экспертное наблюдение
Оценка процесса

ОК5 Осуществлять устную и
Осуществление устной и
письменную коммуникацию на
письменной коммуникации
государственном языке с учетом
особенностей социального и культурного
контекста.
Проявление гражданскоОК6
Проявлять
гражданско- патриотической позиции,
патриотическую
позицию, поведение на основе
демонстрировать осознанное поведение традиционных
на
основе
традиционных общечеловеческих
общечеловеческих ценностей, применять ценностей

Экспертное наблюдение

стандарты
поведения.

Экспертное наблюдение
Оценка процесса

Экспертное наблюдение

антикоррупционного

ОК.7Содействовать сохранению
Соблюдение правил
окружающей среды, ресурсосбережению,
экологической
эффективно действовать в чрезвычайных безопасности при ведении
ситуациях.
профессиональной
деятельности;
Обеспечение
ресурсосбережения на

Экспертное наблюдение
Оценка процесса

рабочем месте

ОК 8. Использовать средства физической
Использование средств
культуры для сохранения и укрепления
физической культуры для
здоровья в процессе профессиональной
сохранения и укрепления
деятельности и поддержания
здоровья в процессе
необходимого уровня физической
профессиональной
подготовленности
деятельности
Умение использовать
ОК9.Использовать
информационные полученную информацию
технологии
в
профессиональной
в профессиональной
деятельности
деятельности.
ОК.10 Пользоваться профессиональной
документацией на государственном и
иностранном языке.

ЛР13 Способный при взаимодействии с
другими людьми достигать
поставленных целей, стремящийся к
формированию личностного роста как
профессионала
ЛР14 Способный ставить перед собой
цели, под решения возникающих
профессиональных задач, подбирать
способы решения и средства развития, в
том числе с использованием
информационных технологий

ЛР15 Содействующий формированию
положительного образа и поддержанию
престижа своей профессии
ЛР16 Способный искать и находить
необходимую информацию используя
разнообразные технологии ее поиска, для
решения возникающих в процессе
производственной деятельности проблем

Применение в
профессиональной
деятельности инструкций
на государственном и
иностранном языке.
Ведение общения на
профессиональные темы
Ведение общения на
профессиональные темы

Умение ставить перед
собой цели, под решения
возникающих
профессиональных задач,
подбирать способы
решения в том числе с
использованием
информационных
технологий
Формирование
положительного образа и
поддержанию престижа
своей профессии
Умение искать и находить
необходимую
информацию используя
разнообразные технологии
ее поиска, для решения
возникающих в процессе
производственной
деятельности проблем

Экспертное наблюдение

Экспертное наблюдение

Экспертное наблюдение
Оценка процесса.
.

Экспертное наблюдение

Экспертное наблюдение

Экспертное наблюдение

Экспертное наблюдение

ЛР17 Способный выдвигать
альтернативные варианты действий с
целью выработки новых оптимальных
алгоритмов; позиционирующий себя как
результативный и привлекательный
участник трудовых отношений

Способность выдвигать
альтернативные варианты
действий с целью
выработки новых
оптимальных алгоритмов;
позиционировать себя как
результативного и
привлекательного
участника трудовых
отношений
ЛР18 Способный к формированию
Способность к
опыта личной ответственности и навыков
формированию личной
управления коллективом
ответственности и
навыков управления
коллективом
ЛР19 Содействовать при организации
Содействие при
организации
деятельности
деятельности сохранению окружающей
сохранению окружающей
среды, ресурсосбережению, эффективно
среды, эффективность
действовать в чрезвычайных ситуациях.
действий в чрезвычайных
ситуациях
ЛР20 Планировать и реализовывать
Планирование
собственное профессиональное и
профессионального
личностное развитие.
развития

Экспертное наблюдение

ЛР21 Активно применяющий
полученные знания на практике

Экспертное наблюдение

ЛР22 Способный анализировать
производственную ситуацию, быстро
принимать решения
ЛР23 Готовность обучающегося
соответствовать ожиданиям работодателей:
ответственный сотрудник,
дисциплинированный, трудолюбивый,
нацеленный на достижение поставленных
задач, эффективно взаимодействующий
счленами команды, сотрудничающий с
другими людьми.

ЛР24 Готовый к профессиональной
конкуренции и конструктивной реакции
на критику.

Применение полученных
знаний на практике
Умение анализировать

Экспертное наблюдение

Экспертное наблюдение

Экспертное наблюдение

Экспертное наблюдение

производственную
ситуацию, быстро

принимать решения.
Ответственность,
дисциплинированность,
трудолюбие,
сотрудничество с членами
команды.

Умение конкурировать в
профессии и адекватно
реагировать на критику

Экспертное наблюдение

Экспертное наблюдение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».