Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В.В. Маркова
«____» _______________ 202___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»
Специальность 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной
технике и оборудования
Форма обучения очная
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 «Инженерная графика»
разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом среднего профессионального образования и с учетом примерной
основной образовательной программы по специальности 35.02.16 Эксплуатация
и ремонт сельскохозяйственной технике и оборудования.
Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»
Разработчик:
Преподаватель
________________
В.Е. Коротков
Подпись
Программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии
специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной
технике и оборудования
Протокол № _____ от «____» ___________ 202__ г.
Председатель ПЦК
___________________
Подпись
3
/ ___________________ /
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОГРАММЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
4
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
12
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОП.01 ИНЖНЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт
сельскохозяйственной техники и оборудования»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: учебная дисциплина входит в профессиональный цикл как
общепрофессиональная дисциплина и необходима для формирования компетенций по
основным видам деятельности
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код
ПК, ОК
ПК 1.1-1.6
ПК 3.1-3.6
ПК 4.2
ПК 4.3
ОК 01
ОК 02
ОК 09
ЛР14-ЛР19
Умения
Знания
Читать
чертежи,
оформлять
проектно-конструкторскую,
технологическую
и
другую
техническую
документацию
в
соответствии
с
действующей
нормативной базой, выполнять
изображения, разрезы и сечения на
чертежах, выполнять деталирование
сборочного
чертежа,
решать
графические задачи
Основных правил построения
чертежей и схем, способов
графического
представления
пространственных
образов,
возможностей
пакетов
прикладных
программ
компьютерной
графики
в
профессиональной
деятельности,
основных
положений
конструкторской,
технологической
и
другой
нормативной
документации,
основ строительной графики
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с
преподавателем
Самостоятельная работа
Количество часов для самостоятельной работы может быть
увеличено образовательной организацией за счет использования
времени вариативной части (должна составлять не более 30 % от
объема дисциплины)
Объем образовательной программы
120
36
156
в том числе:
в форме практической подготовки
0
теоретическое обучение
2
Не
предусмотрено
лабораторные работы
практические занятия
118
Не
предусмотрено
Не
предусмотрено
курсовая работа (проект)
контрольная работа
Самостоятельная работа
36
Консультации
6
Аттестация проводится в форме экзамена
7
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
1
Раздел 1. Геометрическое и проекционное черчение
Тема 1.1. Основные
сведения по
оформлению
чертежей
Тема № 1.2.
Геометрические
построения и
приемы
вычерчивания
контуров
технических деталей
Тема № 1.3.
Аксонометрические
2
Объем часов
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
3
Содержание учебного материала
2
Предмет, цели и задачи дисциплины. Основные понятия и термины. Структура
дисциплины. Форматы. Типы линий. Шрифт стандартный. Оформление
чертежей в соответствии с ГОСТ
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 1. Выполнение титульного листа альбома графических
работ обучающегося
Самостоятельная работа обучающихся: доработка и оформление чертежа
Содержание учебного материала
1. Деление окружности на равные части.
2. Сопряжения.
3. Нанесение размеров.
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 2. Вычерчивание контуров технических деталей
Самостоятельная работа обучающихся: доработка и оформление чертежа
Содержание учебного материала
1. Аксонометрические проекции
7
ОК 01
ЛР14-ЛР19
2
6
6
1
ОК 01
ЛР14-ЛР19
6
6
1
ОК 01
ЛР14-ЛР19
проекции фигур и
тел
2. Проецирование точки
3. Проецирование геометрических тел
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 3. Выполнение комплексных чертежей и
аксонометрических изображений геометрических тел с нахождением проекций
точек, принадлежащих поверхности тел
Самостоятельная работа обучающихся: доработка и оформление чертежа
Тема № 1.4.
Содержание учебного материала
Проецирование
1. Сечение геометрических тел плоскостями
геометрических тел
Тематика практических занятий и лабораторных работ
секущей плоскостью Практическое занятие № 4. Выполнение комплексного чертежа усеченного
многогранника, развертки поверхности тела и аксонометрическое изображение
тела.
Самостоятельная работа обучающихся: доработка и оформление чертежа
Тема № 1.5.
Содержание учебного материала
Взаимное
1. Пересечение поверхностей геометрических тел
пересечение
Тематика практических занятий и лабораторных работ
поверхностей тел
Практическое занятие № 5. Выполнить комплексный чертеж и
аксонометрическое изображение пересекающихся геометрических тел между
собой
Самостоятельная работа обучающихся: доработка и оформление чертежа
Раздел 2. Машиностроительное черчение
Тема № 2.1.
Содержание учебного материала
Изображения, виды, 1. Основные, дополнительные и местные виды
разрезы, сечения
2. Простые, наклонные, сложные и местные разрезы
3. Вынесенные и наложенные сечения
4. Построение видов, сечений и разрезов
Тематика практических занятий и лабораторных работ
8
6
6
1
ОК 01
ЛР14-ЛР19
6
6
1
ОК 01
ЛР14-ЛР19
6
6
1
ПК 1.1-1.6
ПК 3.1-3.6
ПК 4.2, ПК 4.3
ЛР14-ЛР19
12
Тема № 2.2.
Резьба, резьбовые
соединения и эскизы
деталей
Тема № 2.3.
Сборочные чертежи
и их оформление
Практическое занятие № 6. По двум заданным видам построить третий вид,
выполнить необходимые разрезы и выполнить аксонометрическую проекцию с
вырезом передней четверти детали
Практическое занятие № 7. Выполнить чертежи деталей, содержащих
необходимые сложные разрезы
Самостоятельная работа обучающихся: доработка и оформление чертежа
Содержание учебного материала
1. Изображение резьбы и резьбовых соединений
2. Рабочие эскизы деталей
3. Обозначение материалов на чертежах
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 8. Выполнить эскиз детали с применением
необходимых разрезов и сечений и построить аксонометрическую проекцию
детали с вырезом передней четверти
Практическое занятие № 9. Выполнить рабочий чертеж по рабочему эскизу
детали
Самостоятельная работа обучающихся: доработка и оформление чертежа
Содержание учебного материала
1. Разьемные и неразьемные соединения
2. Зубчатые передачи
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 10. Выполнение сборочного чертежа соединения
деталей болтом
Практическое занятие № 11. Выполнение сборочного чертежа соединения
деталей шпилькой
Практическое занятие № 12. Выполнение сборочного чертежа соединения
деталей сваркой
Практическое занятие № 13. Выполнение сборочного чертежа зубчатой
передачи
9
6
6
2
ПК 1.1-1.6
ПК 3.1-3.6
ПК 4.2, ПК 4.3
ЛР14-ЛР19
12
6
6
2
52
4
4
4
4
ПК 1.1-1.6
ПК 3.1-3.6
ПК 4.2, ПК 4.3
ЛР14-ЛР19
Практическое занятие № 14. Выполнение эскизов деталей сборочной единицы,
состоящей из 4-10 деталей
Практическое занятие № 15. Выполнение эскизов деталей сборочной единицы,
состоящей из 4-10 деталей
Практическое занятие № 16. Выполнение эскизов деталей сборочной единицы,
состоящей из 4-10 деталей с брошюровкой эскизов в альбом с титульным
листом
Практическое занятие № 17. Выполнение чертежа по эскизам предыдущей
работы
Практическое занятие № 18. Выполнение чертежа по эскизам предыдущей
работы
Практическое занятие № 19. Выполнение чертежа по эскизам предыдущей
работы
Практическое занятие № 20. Выполнение чертежей деталей (деталирование) по
сборочному чертежу изделия, состоящего из 4-8 деталей, с выполнением
аксонометрического изображения одной из них
Практическое занятие № 21. Выполнение чертежей деталей по сборочному
чертежу изделия, состоящего из 4-8 деталей
Практическое занятие № 22. Выполнение чертежей деталей по сборочному
чертежу изделия, состоящего из 4-8 деталей
Самостоятельная работа обучающихся: доработка и оформление чертежа
Раздел 3. Общие сведения о машинной графике
Тема № 3.1.
Содержание учебного материала
Системы
1. Системы автоматизированного проектирования Компас или AutoCAD
автоматизированного Тематика практических занятий и лабораторных работ
проектирования на
Практическое занятие № 23. Выполнение чертежа с применением системы
персональных
автоматизированного проектирования Компас или AutoCAD
компьютерах
Самостоятельная работа обучающихся: доработка и оформление чертежа
Раздел 4. Элементы строительного черчения
Тема № 4.1
Содержание учебного материала
10
4
4
4
4
4
4
4
4
4
13
ОК 09
ЛР14-ЛР19
4
4
12
ОК 02
Общие сведения о
строительном
черчении
1. Элементы строительного черчения
Тематика практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 24. Выполнение чертежа планировки участка или зоны
с расстановкой оборудования
Самостоятельная работа обучающихся: доработка и оформление чертежа
Раздел 5. Схемы кинематические принципиальные
Тема № 5.1
Содержание учебного материала
Общие сведения о
1. Чтение и выполнение чертежей схем
кинематических
Тематика практических занятий и лабораторных работ
схемах и их
Практическое занятие № 25. Выполнение чертежа кинематической схемы
элементах
Самостоятельная работа обучающихся: доработка и оформление чертежа
Самостоятельная работа
Всего:
11
4
4
ПК 1.1-1.6
ПК 3.1-3.6
ПК 4.2, ПК 4.3
ЛР14-ЛР19
1
4
4
1
36
156
ПК 1.1-1.6
ПК 3.1-3.6
ПК 4.2, ПК 4.3
ЛР14-ЛР19
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
Кабинет «Инженерной графики»,
оснащенный оборудованием: доска учебная, рабочие места по количеству обучающихся,
рабочее место для преподавателя, наглядные пособия (детали, сборочные узлы, плакаты,
модели и др.), комплекты учебно-методической и нормативной документации;
техническими средствами обучения: компьютер, принтер, графопостроитель (плоттер),
проектор с экраном, программное обеспечение «Компас», «AutoCAD».
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Бродский, А.М. Инженерная графика/ А.М. Бродский, Э.М. Фазлулин, В.А. Халгинов.
– М.: Академия, 2015. – 400 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Начертательная геометрия и инженерная графика [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: wwwING–GRAFIKA.RU
2. Начертательная геометрия и инженерная графика [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: www.ngeom.ru
3.2.3. Дополнительные источники
1. Боголюбов С.К. Сборник заданий по деталированию. – М.: Высшая школа,2010
2. Левицкий В.Г. Машиностроительное черчение/ В.Г. Левицкий- М.: Высшая школа,
2009. – 440 с.
3. Чекмарев А.А. Инженерная графика, машиностроительное черчение: учебник/ А.А.
Чекмарев. - М.: ИНФРА - М, 2014. – 396 с.
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Знания:
Основных правил построения Оценка «5» ставится, если Экспертная
оценка
чертежей и схем, способов 90 – 100 % тестовых результатов
графического
представления заданий выполнено верно. деятельности
пространственных
образов, Оценка «4» ставится, если обучающегося
при
возможностей
пакетов верно выполнено 70 -80 % выполнении и защите
прикладных
программ заданий.
практических
работ
компьютерной
графики
в Оценка «3» ставится, если тестирования,
профессиональной
50-60
%
заданий контрольных работ и
деятельности,
основных выполнено верно.
других видов текущего
положений
конструкторской, Если верно выполнено контроля
технологической
и
другой менее 50 % заданий, то
нормативной
документации, ставится оценка «2».
основ строительной графики
Оценка «пять» ставится,
если обучающийся верно
выполнил и правильно
оформил
практическую
работу.
Оценка
«четыре»
ставится,
если
обучающийся допускает
незначительные
неточности
при
выполнении
и
оформлении практической
работы.
Экспертная оценка в
Оценка «три» ставится, форме: защиты отчёта
если
обучающийся по
практическому
допускает неточности и занятию.
ошибки при выполнении и
оформлении практической
работы.
Оценка «два» ставится,
если обучающийся не
отвечает на поставленные
вопросы.
Оценка «пять» ставится, Экспертная оценка в
если
обучающийся форме: защиты
своевременно выполняет по практической работе.
практическую работу, при
выполнении
работы
проявляет аккуратность,
самостоятельность,
творчество.
Оценка
«четыре»
ставится,
если
обучающийся
13
своевременно выполняет
практическую работу, но
допускает незначительные
неточности.
Оценка «три» ставится,
если
обучающийся
допускает неточности или
ошибки при выполнении
практической работы
Оценка «два» ставится,
если обучающийся не
выполняет практическую
работу, либо выполняет
работу
с
грубыми
ошибками.
Умения:
Оформлять
проектно
–
конструкторскую,
технологическую и другую
техническую документацию в
соответствии с действующей
нормативной базой, выполнять
изображения, разрезы и сечения
на
чертежах,
выполнять
деталирование
сборочного
чертежа, решать графические
задачи
Оценка «пять» ставится, Практические занятия
если
обучающийся
своевременно выполняет
практическую работу, при
выполнении
работы
проявляет аккуратность,
самостоятельность,
творчество.
Оценка
«четыре»
ставится,
если
обучающийся
своевременно выполняет
практическую работу, но
допускает незначительные
неточности.
Оценка «три» ставится,
если
обучающийся
допускает неточности или
ошибки при выполнении
практической работы
Оценка «два» ставится,
если обучающийся не
выполняет практическую
работу, либо выполняет
работу
с
грубыми
ошибками.
Оценка «пять» ставится, Индивидуальный опрос
если верно отвечает на все
поставленные вопросы.
Оценка
«четыре»
ставится, если допускает
незначительные
неточности при ответах на
вопросы.
Оценка «три» ставится,
если
обучающийся Практические работы
14
допускает неточности или
ошибки при ответах на
вопросы
Оценка «два» ставится,
если обучающийся не
отвечает на поставленные
вопросы.
Оценка «пять» ставится,
если
обучающийся
своевременно выполняет
практическую работу, при
выполнении
работы
проявляет аккуратность,
самостоятельность,
творчество.
Оценка
«четыре»
ставится,
если
обучающийся
своевременно выполняет
практическую работу, но
допускает незначительные
неточности.
Оценка «три» ставится,
если
обучающийся
допускает неточности или
ошибки при выполнении
практической работы
Оценка «два» ставится,
если обучающийся не
выполняет практическую
работу, либо выполняет
работу
с
грубыми
ошибками.
15