Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_______________В.В. Маркова
«____» ____________ 202___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 05 «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
Специальность 08.02.08 Монтаж и эксплуатация
оборудования и систем газоснабжения
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 05 «ПСИХОЛОГИЯ
ОБЩЕНИЯ» разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (далее -ФГОС) и примерной программы среднего
профессионального образования (далее - СПО) по специальности 08.02.08
Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения (базовая
подготовка).
Организация-разработчик: ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный
колледж»
Разработчики:
Преподаватель
________________
А.В. Ухаботина
Программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии 08.02.08 Монтаж и
эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Протокол № _____ от «____» ___________ 20__ г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ» .................................................................................... 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ........................................... 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ......................... 9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ... 10
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
УЧЕБНОЙ
1.1. Область применения примерной рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и
систем газоснабжения.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: учебная дисциплина относится к общему гуманитарному и социальноэкономическому циклу
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК,
ЛР
Умения
Знания
ОК 01 – ОК 06, Анализировать
конкретные
ЛР 01 - ЛР 08, коммуникативные
ситуации
и
ЛР 11 – ЛР 12 применять полученные знания для
саморазвития
и
дальнейшего
профессионального роста
4
Базовые понятия психологии
общения,
ее
основные
направления и методы, основные
механизмы общения, влияющие
на его эффективность
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.
2.1.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Объем образовательной программы учебной дисциплины
48
В т.ч. в форме практической подготовки
в том числе:
теоретическое обучение
28
лабораторные работы
Не
предусмотрено
практические занятия
18
курсовая работа (проект)
Не
предусмотрено
контрольная работа
Не
предусмотрено
Самостоятельная работа
Не
предусмотрено
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета
5
2
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся
Объем в
часах
Коды компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент программы
1
2
3
6
2
4
ОК 01 – ОК 06,
ЛР 01 - ЛР 08,
ЛР 11 – ЛР 12
Тема 1
Методологические
аспекты
исследования
общения
Содержание учебного материала
Возникновение психологии общения, ее предмет, связь с другими науками
Общение как предмет научного знания: исследование проблемы общения
Методологические проблемы исследования связи общественных и
межличностных отношений
Общение в системе межличностных и общественных отношений.
Межличностные отношения
Подходы к определению общения и его форм. Характеристики общения
Потребность в общении. Цели и функции общения
Структура общения. Виды и уровни общения
Возрастные особенности общения
Критерии удовлетворенности общением
Основные направления и перспективы исследования общения
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
1. Типологические свойства личности. Личностный опросник Г. Айзенка
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2
Содержание учебного материала
Коммуникативная Природа и цель коммуникаций
сторона общения
Вербальная коммуникация:
определение, функции, основные характеристикии нормы вербальной
коммуникации; структура общения как коммуникативного акта;
схема диалога
2
2
2
2
10
2
ОК 01 – ОК 06,
ЛР 01 - ЛР 08,
ЛР 11 – ЛР 12
6
Тема 3
Социальноперцептивная
сторона общения
Тема 4
Интерактивная
сторона общения
Невербальная коммуникация:
определение невербальной коммуникации ,
функции невербальных сообщений,
базовые системы невербальной коммуникации,
проблема интерпретации невербального поведения
Коммуникативные барьеры и их преодоление
Феномен межличностного влияния, виды влияния. Психологическое
противостояние влиянию
Техники влияния и противостояния влиянию
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
2. Самодиагностика по теме «Общение».
Тест «Ваш уровень
общительности». Методика диагностики уровня эмпатических способностей
В. Бойко»
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Понятие социальной перцепции. Место социальной перцепции в общении
Межличностное восприятие и понимание в процессе общения:
виды социального восприятия;
механизмы межличностного восприятия;
атрибуция как базовый механизм межличностного познания;
фундаментальная ошибка атрибуции;
понятие аттракции, шкала, компонентыи закономерности возникновения
аттракции;
этапыразвития эмоциональных отношений.
Механизмы межгруппового восприятия.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
3. Механизмы перцепции в общении с клиентом
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Интеракция как обмен действиями в общении.
Теории межличностного взаимодействия
Позиции в общении
Основные виды ситуаций взаимодействия
2
2
4
4
8
2
ОК 01 – ОК 06,
ЛР 01 - ЛР 08,
ЛР 11 – ЛР 12
2
4
4
8
2
ОК 01 – ОК 06,
ЛР 01 - ЛР 08,
ЛР 11 – ЛР 12
2
7
Тема 5
Конфликтное
общение
Тема 6
Деловое общение
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
4.Интерактивная и перцептивная стороны общения
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Определение, виды и функции конфликта
Теоретические подходы к исследованию конфликта
Структура и динамика конфликта
Методы психологического исследования конфликта
Способы разрешения конфликтов
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
1. Самодиагностика по теме «Конфликт»
Тест «Предрасположены ли вы к конфликтам»
Тест «Типы поведения в конфликтной ситуации по К. Томасу»
Тренинг конструктивного разрешения конфликтов
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Специфика делового общения. Коммуникативная компетентность как
компонент профессиональной компетентности
Виды, формы и стили делового общения.
Особенности и механизмы диадического, группового, публичного
делового общения
Виды и формы психологического воздействия в деловом общении
Имидж в деловом общении
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
4
4
10
2
ОК 01 – ОК 06,
ЛР 01 - ЛР 08,
ЛР 11 – ЛР 12
2
6
4
2
4
2
ОК 01 – ОК 06,
ЛР 01 - ЛР 08,
ЛР 11 – ЛР 12
2
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация
Всего:
2
48
8
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет социально-экономических дисциплин, оснащенный оборудованием:
рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся, плакаты по темам занятий;
техническими средствами обучения: мультимедийный комплекс (проектор, проекционный
экран, ноутбук).
3.2.
Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Корягина Н.А., Антонова Н.В., Овсянникова С. В. Психология общения:
учебник и практикум для СПО / Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. −М:
«Юрайт», 2020. − 437 с.
2. Михалкин, Н. В. Социальная психология [Электронный ресурс] : учебное
пособие / Н. В. Михалкин. – Москва : Российская академия правосудия, 2018. - 256 с.
3. Бороздина Г. В. Психология и этика делового общения : учебник и практикум /
Г. В. Бороздина Н. А. Кормнова. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 463 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1.Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс]. –
Санкт-Петербург, 2010-2016. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/;
2.Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн
[Электронный ресурс]. – Москва, 2001-2016. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/;
3.Издательский центр «Академия» [Электронный ресурс] : сайт. – Москва, 2016. –
Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/;
4.Электронная библиотечная система Издательства «Проспект Науки»
[Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург, 2010-2016. – Режим доступа:
http://www.prospektnauki.ru/ebooks/index-usavm.php;
3.2.3. Дополнительные источники
1. Немов, Р. С. Общая психология [Электронный ресурс] : учебник / Р. С. Немов. –
Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2018. - 396 с. : ил. - (Для средних
специальных
учебных
заведений).
–
Режим
доступа:
//biblioclub.ru/index.php?page=book&id=260771.
9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
базовые понятия психологии
общения,
ее
основные
направления
и
методы,
основные механизмы общения,
влияющие
на
его
эффективность
Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины:
анализировать
конкретные
коммуникативные ситуации и
применять полученные знания
для
саморазвития
и
дальнейшего
профессионального роста
Критерии оценки
Оперирует
основными
понятиями
психологии
общения, правильно и
точно описывает методики
и техники убеждения,
слушания,
способы
разрешения конфликтных
ситуаций
Методы оценки
Тестирование.
Оценка
решений
творческих задач.
Анализ
ролевых
ситуаций.
Демонстрирует владение
техниками и приемам
эффективного общения,
разрешает
смоделированные
конфликтные ситуации
Экспертное наблюдение
за ходом выполнения
практической
работы.
Оценка
результатов
выполнения
практической работы.
10