Психология общения

Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_______________В.В. Маркова
«____» ____________ 202___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 05 «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

Специальность 08.02.08 Монтаж и эксплуатация
оборудования и систем газоснабжения

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 05 «ПСИХОЛОГИЯ
ОБЩЕНИЯ» разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (далее -ФГОС) и примерной программы среднего
профессионального образования (далее - СПО) по специальности 08.02.08
Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения (базовая
подготовка).
Организация-разработчик: ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный
колледж»
Разработчики:
Преподаватель

________________

А.В. Ухаботина

Программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии 08.02.08 Монтаж и
эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Протокол № _____ от «____» ___________ 20__ г.
2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ» .................................................................................... 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ........................................... 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ......................... 9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ... 10

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

УЧЕБНОЙ

1.1. Область применения примерной рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и
систем газоснабжения.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: учебная дисциплина относится к общему гуманитарному и социальноэкономическому циклу

1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК,
ЛР

Умения

Знания

ОК 01 – ОК 06, Анализировать
конкретные
ЛР 01 - ЛР 08, коммуникативные
ситуации
и
ЛР 11 – ЛР 12 применять полученные знания для
саморазвития
и
дальнейшего
профессионального роста

4

Базовые понятия психологии
общения,
ее
основные
направления и методы, основные
механизмы общения, влияющие
на его эффективность

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.

2.1.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

48

В т.ч. в форме практической подготовки
в том числе:
теоретическое обучение

28

лабораторные работы

Не
предусмотрено

практические занятия

18

курсовая работа (проект)

Не
предусмотрено

контрольная работа

Не
предусмотрено

Самостоятельная работа

Не
предусмотрено

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета

5

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем в
часах

Коды компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент программы

1

2

3
6
2

4
ОК 01 – ОК 06,
ЛР 01 - ЛР 08,
ЛР 11 – ЛР 12

Тема 1
Методологические
аспекты
исследования
общения

Содержание учебного материала
Возникновение психологии общения, ее предмет, связь с другими науками
Общение как предмет научного знания: исследование проблемы общения
Методологические проблемы исследования связи общественных и
межличностных отношений
Общение в системе межличностных и общественных отношений.
Межличностные отношения
Подходы к определению общения и его форм. Характеристики общения
Потребность в общении. Цели и функции общения
Структура общения. Виды и уровни общения
Возрастные особенности общения
Критерии удовлетворенности общением
Основные направления и перспективы исследования общения
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
1. Типологические свойства личности. Личностный опросник Г. Айзенка
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2
Содержание учебного материала
Коммуникативная Природа и цель коммуникаций
сторона общения
Вербальная коммуникация:
определение, функции, основные характеристикии нормы вербальной
коммуникации; структура общения как коммуникативного акта;
схема диалога

2

2

2
2
10
2

ОК 01 – ОК 06,
ЛР 01 - ЛР 08,
ЛР 11 – ЛР 12

6

Тема 3
Социальноперцептивная
сторона общения

Тема 4
Интерактивная
сторона общения

Невербальная коммуникация:
определение невербальной коммуникации ,
функции невербальных сообщений,
базовые системы невербальной коммуникации,
проблема интерпретации невербального поведения
Коммуникативные барьеры и их преодоление
Феномен межличностного влияния, виды влияния. Психологическое
противостояние влиянию
Техники влияния и противостояния влиянию
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
2. Самодиагностика по теме «Общение».
Тест «Ваш уровень
общительности». Методика диагностики уровня эмпатических способностей
В. Бойко»
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Понятие социальной перцепции. Место социальной перцепции в общении
Межличностное восприятие и понимание в процессе общения:
виды социального восприятия;
механизмы межличностного восприятия;
атрибуция как базовый механизм межличностного познания;
фундаментальная ошибка атрибуции;
понятие аттракции, шкала, компонентыи закономерности возникновения
аттракции;
этапыразвития эмоциональных отношений.
Механизмы межгруппового восприятия.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
3. Механизмы перцепции в общении с клиентом
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Интеракция как обмен действиями в общении.
Теории межличностного взаимодействия
Позиции в общении
Основные виды ситуаций взаимодействия

2

2

4
4

8
2

ОК 01 – ОК 06,
ЛР 01 - ЛР 08,
ЛР 11 – ЛР 12

2
4
4
8
2

ОК 01 – ОК 06,
ЛР 01 - ЛР 08,
ЛР 11 – ЛР 12

2
7

Тема 5
Конфликтное
общение

Тема 6
Деловое общение

В том числе, практических занятий и лабораторных работ
4.Интерактивная и перцептивная стороны общения
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Определение, виды и функции конфликта
Теоретические подходы к исследованию конфликта
Структура и динамика конфликта
Методы психологического исследования конфликта
Способы разрешения конфликтов
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
1. Самодиагностика по теме «Конфликт»
Тест «Предрасположены ли вы к конфликтам»
Тест «Типы поведения в конфликтной ситуации по К. Томасу»
Тренинг конструктивного разрешения конфликтов
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Специфика делового общения. Коммуникативная компетентность как
компонент профессиональной компетентности
Виды, формы и стили делового общения.
Особенности и механизмы диадического, группового, публичного
делового общения
Виды и формы психологического воздействия в деловом общении
Имидж в деловом общении
В том числе, практических занятий и лабораторных работ

4
4
10
2

ОК 01 – ОК 06,
ЛР 01 - ЛР 08,
ЛР 11 – ЛР 12

2

6
4
2
4
2

ОК 01 – ОК 06,
ЛР 01 - ЛР 08,
ЛР 11 – ЛР 12

2

Самостоятельная работа обучающихся

Промежуточная аттестация
Всего:

2
48

8

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет социально-экономических дисциплин, оснащенный оборудованием:
рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся, плакаты по темам занятий;
техническими средствами обучения: мультимедийный комплекс (проектор, проекционный
экран, ноутбук).
3.2.

Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе.

3.2.1. Печатные издания
1. Корягина Н.А., Антонова Н.В., Овсянникова С. В. Психология общения:
учебник и практикум для СПО / Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. −М:
«Юрайт», 2020. − 437 с.
2. Михалкин, Н. В. Социальная психология [Электронный ресурс] : учебное
пособие / Н. В. Михалкин. – Москва : Российская академия правосудия, 2018. - 256 с.
3. Бороздина Г. В. Психология и этика делового общения : учебник и практикум /
Г. В. Бороздина Н. А. Кормнова. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 463 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1.Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс]. –
Санкт-Петербург, 2010-2016. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/;
2.Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн
[Электронный ресурс]. – Москва, 2001-2016. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/;
3.Издательский центр «Академия» [Электронный ресурс] : сайт. – Москва, 2016. –
Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/;
4.Электронная библиотечная система Издательства «Проспект Науки»
[Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург, 2010-2016. – Режим доступа:
http://www.prospektnauki.ru/ebooks/index-usavm.php;
3.2.3. Дополнительные источники
1. Немов, Р. С. Общая психология [Электронный ресурс] : учебник / Р. С. Немов. –
Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2018. - 396 с. : ил. - (Для средних
специальных
учебных
заведений).
–
Режим
доступа:
//biblioclub.ru/index.php?page=book&id=260771.

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
базовые понятия психологии
общения,
ее
основные
направления
и
методы,
основные механизмы общения,
влияющие
на
его
эффективность
Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины:
анализировать
конкретные
коммуникативные ситуации и
применять полученные знания
для
саморазвития
и
дальнейшего
профессионального роста

Критерии оценки
Оперирует
основными
понятиями
психологии
общения, правильно и
точно описывает методики
и техники убеждения,
слушания,
способы
разрешения конфликтных
ситуаций

Методы оценки
Тестирование.
Оценка
решений
творческих задач.
Анализ
ролевых
ситуаций.

Демонстрирует владение
техниками и приемам
эффективного общения,
разрешает
смоделированные
конфликтные ситуации

Экспертное наблюдение
за ходом выполнения
практической
работы.
Оценка
результатов
выполнения
практической работы.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».