Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_______________В.В. Маркова
«____» ____________ 202___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.10 «Экономика организации»
Специальность 08.02.08 Монтаж и эксплуатация
оборудования и систем газоснабжения
Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.10 «Экономика организации»
разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта (далее -ФГОС) и примерной программы среднего профессионального
образования (далее - СПО) по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация
оборудования и систем газоснабжения (базовая подготовка).
Организация-разработчик: ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный
колледж»
Разработчики:
Преподаватель
________________
А.В. Ухаботина
Программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии 08.02.08 Монтаж и
эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Протокол № _____ от «____» ___________ 20__ г.
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.10
«ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ» .............................................................................................................. 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .............................................................. 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .......................................... 11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ...................... 12
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.10 «ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина ОПД.10 «Экономика организации» является
обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.08 Монтаж и
эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.
Учебная дисциплина ОПД.10 «Экономика организации» обеспечивает
формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам
деятельности ФГОС по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация
оборудования и систем газоснабжения. Особое значение дисциплина имеет при
формировании и развитии общих и профессиональных компетенций ОК 01 –
ОК 06, ОК 09, ОК 11, ПК 1.1 – ПК 1.3, ПК 2.1 – ПК 2.5, ПК 3.1 – ПК 3.6.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения и знания
Код ПК, ОК,
ЛР
ОК 01 –
ОК 06,
ОК 09−
ОК 11,
ПК 1.1 –
ПК 1.3,
ПК 2.1 –
ПК 2.5,
ПК 3.1 –
ПК 3.6
ЛР 14 – ЛР
19
Умения
Знания
рассчитывать по принятой
методологии основные техникоэкономические показатели
деятельности организации;
организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество;
осуществлять поиск и использование
информации, необходимой для
эффективного выполнения
профессиональных задач,
профессионального и личностного
развития;
составлять сметную документацию,
используя нормативно-справочную
литературу
организация производственного и
технологического процессов;
материально – технические, трудовые
и финансовые ресурсы отрасли и
организации, показатели их
эффективного использования;
механизмы ценообразования на
продукцию (услуги), формы оплаты
труда в современных условиях;
методика разработки бизнес – плана;
состав,
порядок
разработки,
согласования
и
утверждения
проектно-сметной документации
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Объем образовательной программы учебной дисциплины
130
В т.ч. в форме практической подготовки
в том числе:
теоретическое обучение
68
лабораторные работы
Не
предусмотрено
практические занятия
42
курсовая работа (проект)
Не
предусмотрено
Не
предусмотрено
контрольная работа
20
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОПД. 10 ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
1
2
Раздел 1 Отрасль и отраслевая структура
Тема 1.1Экономические Содержание учебного материала
основы
Экономические основы функционирования отрасли и организации (предприятия). Отраслевые
функционирования
особенности организации. Сущность отрасли и характеристика основных отраслей. Внутренняя и
отрасли и предприятия
внешняя среда организации
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся:
Объем
часов
3
6
2
1
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Этапы развития, современное состояние и перспективы.
Тема 1.2
Формирование и
характеристика отрасли
и предприятия
Содержание учебного материала
Сущность отрасли и характеристика основных отраслей.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
2
1
Организация в условиях кризиса
Осваиваемые
элементы
компетенций
4
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09– ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3
ПК 2.1 – ПК 2.5
ПК 3.1 – ПК 3.6
ЛР 14 – ЛР 19
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09– ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3
ПК 2.1 – ПК 2.5
ПК 3.1 – ПК 3.6
ЛР 14 – ЛР 19
Раздел 2 Предприятие – основное звено в экономике
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Предприятие в
Предприятие (фирма) как субъект рыночной экономики. Классификация и структура предприятий.
условиях рыночной
Малые предприятия – важное условие развития национальной экономики. Значение и задачи
экономики
малого предприятия.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Определение организационно-правовых форм организаций
Самостоятельная работа обучающихся
Составить сравнительную таблицу «Организационно-правовые формы предприятий»
Оформление практической работы с использованием ПК
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Развитие предпринимательства в России
Поддержка Правительства малого бизнеса
Организация в условиях кризиса
6
21
4
4
2
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09– ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3
ПК 2.1 – ПК 2.5
ПК 3.1 – ПК 3.6
ЛР 14 – ЛР 19
Тема 2.2
Организация
производства
Содержание учебного материала
Производственная структура предприятия. Типы производства и организации производственного
процесса.
Зависимость производственной структуры от размеров и отраслевых особенностей предприятия
Показатели качества продукции. Стандарты. Управление качеством продукции. Сертификация
качества.
Спрос и предложение на рынке товаров и услуг. Жизненный цикл изделия
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Расчет длительности производственного цикла
Самостоятельная работа обучающихся
8
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09– ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3
ПК 2.1 – ПК 2.5
ПК 3.1 – ПК 3.6
ЛР 14 – ЛР 19
2
1
Оформление практической работы с использованием ПК
Раздел 3 Ресурсы предприятия и показатели их использования
Тема 3.1
Содержание учебного материала
МатериальноОсновные фонды предприятия: характеристика, структура, оценка, показатели использования.
техническая база
Производственная мощность предприятия и её использование.
предприятия
Состав и структура оборотных средств.
Нормирование сырья и материалов, производственных запасов.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Определение состава, структуры основных средств, анализ динамики
Расчет показателей эффективности использования основных фондов и оборотных средств,
потребности в оборотных средствах
Выполнение расчёта производственной мощности
Выполнение расчёта амортизационных отчислений различными способами
Самостоятельная работа обучающихся
31
8
8
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09– ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3
ПК 2.1 – ПК 2.5
ПК 3.1 – ПК 3.6
ЛР 14 – ЛР 19
3
Оформление практической работы с использованием ПК
Тема 3.2
Трудовые ресурсы
предприятия
Содержание учебного материала
Трудовые ресурсы предприятия, их состав и структура.
Производительность труда. Формы оплаты труда в современных условиях.
Профессионально-квалификационный состав кадров на предприятии.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Расчет численности работающих и производительности труда
Расчет заработной платы работников и составление расчетной ведомости оплаты труда работников
Самостоятельная работа обучающихся
6
4
2
Оформление практической работы с использованием ПК
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Основные факторы роста производительности труда
Раздел 4 Экономический механизм деятельности предприятия
7
29
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09– ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3
ПК 2.1 – ПК 2.5
ПК 3.1 – ПК 3.6
ЛР 14 – ЛР 19
Тема 4.1
Управление
предприятием.
Сущность и виды
планирования
Содержание учебного материала
Стратегия развития предприятия. Производственная программа предприятия.
Механизмы ценообразования на продукцию (услуги).
Сущность и виды планирования. Отраслевые особенности планирования. Планирование
деятельности предприятия.
Назначение, содержание, характеристика бизнес- плана предприятия
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Составление структуры бизнес-плана организации (предприятия)
Самостоятельная работа обучающихся
8
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09– ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3
ПК 2.1 – ПК 2.5
ПК 3.1 – ПК 3.6
ЛР 14 – ЛР 19
2
1
Оформление практической работы с использованием ПК
Тема 4.2
Экономические
показатели результатов
деятельности
предприятия
Тема 4. 3
Формирование
финансовых
результатов
деятельности
предприятия
Содержание учебного материала
Себестоимости продукции и издержки производства.
Структура затрат на производство и реализацию продукции. Сметы комплексных затрат на
производство.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Политика регулирования цен.
Содержание учебного материала
Задачи, состав, структура и функции финансовых подразделений предприятий
Финансовое обеспечение деятельности предприятия. Денежные расчёты предприятий.
Кредитование предприятий
Прибыль, доход, рентабельность. Формирование, распределение и использование прибыли
предприятия.
Налоговая система: понятие, функции и способы взимания налогов.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Произвести порядок начисления налога
Самостоятельная работа обучающихся
4
1
8
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09– ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3
ПК 2.1 – ПК 2.5
ПК 3.1 – ПК 3.6
ЛР 14 – ЛР 19
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09– ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3
ПК 2.1 – ПК 2.5
ПК 3.1 – ПК 3.6
ЛР 14 – ЛР 19
4
1
Оформление практической работы с использованием ПК
Раздел 5 Нормирование труда и сметы
Тема 5.1
Содержание учебного материала
Сущность и содержание Классификация производственных процессов. Состояние организации нормирования труда в
технического
прошлом.
нормирования труда
Современное состояние организации нормирования труда в строительстве. Характеристика
производственных процессов в строительстве.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
10. Составление таблицы: классификация факторов, влияющих на производительность труда
8
43
4
2
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09– ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3
ПК 2.1 – ПК 2.5
ПК 3.1 – ПК 3.6
ЛР 14 – ЛР 19
Самостоятельная работа обучающихся
1
Оформление практической работы с использованием ПК
Тема 5.2
Принципы и методы
технического
нормирования труда
Содержание учебного материала
Цели и задачи технического нормирования труда. Содержание технического нормирования труда в
строительстве.
Виды и классификация затрат рабочего времени, определяющие состав технически обоснованных
норм.
Методы технического нормирования. Организация нормативной работы. Виды сборников
производственных норм.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Выполнение расчета средней выработки работающих по ремонту замены труб газоснабжения
Самостоятельная работа обучающихся
6
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09– ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3
ПК 2.1 – ПК 2.5
ПК 3.1 – ПК 3.6
ЛР 14 – ЛР 19
4
1
Оформление практической работы с использованием ПК
Тема 5.3
Проведение
нормативных
наблюдений
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Принципы построения системы премирования работников предприятия
Содержание учебного материала
Метод наблюдения при помощи фотоучета.
Методы нормативных наблюдений при помощи хронометража.
Метод технического учёта, нормативных наблюдений с использованием фотографии рабочего дня
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Проведение, обработка и оформление нормативных исследований с применением метода
фотоучета
Самостоятельная работа обучающихся
2
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09– ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3
ПК 2.1 – ПК 2.5
ПК 3.1 – ПК 3.6
2
ЛР 14 – ЛР 19
2
Оформление практической работы с использованием ПК
Тема 5.4
Проектирование норм
затрат труда
Содержание учебного материала
Обработка результатов нормативных наблюдений.
Разработка норм времени использования.
Разработка норм времени использования строительных машин и обслуживающих их рабочих.
Проектирование норм для ручных процессов
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Заполнение бланка: по обработке результатов нормативных наблюдений
Определение норм времени на монтаж систем газораспределения и газопотребления
Самостоятельная работа обучающихся
2
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09– ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3
ПК 2.1 – ПК 2.5
ПК 3.1 – ПК 3.6
ЛР 14 – ЛР 19
4
2
Оформление практической работы с использованием ПК
Тема 5.5
Сметное
ценообразование в
Содержание учебного материала
Отраслевые особенности сметного ценообразования. Нормативная база ценообразования в
строительстве.
9
4
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09– ОК 11,
строительстве
Содержание действующих сметных норм в строительстве.
Единичные расценки на порядные работы.
Накладные расходы и сметная прибыль. Состав и формы для определения сметной стоимости.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Определение сметной стоимости на монтаж систем газораспределения и газопотребления
Составление перечня технико-экономических показателей
Самостоятельная работа обучающихся
ПК 1.1 – ПК 1.3
ПК 2.1 – ПК 2.5
ПК 3.1 – ПК 3.6
ЛР 14 – ЛР 19
6
1
Оформление практической работы с использованием ПК
Всего:
130
10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны
быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин»,
оснащенный оборудованием: рабочее место преподавателя и рабочие места
по количеству обучающихся; плакаты; наглядные пособия;
техническими средствами обучения: компьютер с программным
обеспечением, проектор; экран; аудиовизуальные средства – схемы, рисунки,
фото и видеоматериалы к занятиям в виде слайдов и электронных
презентаций.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых
дополнительной литературы
учебных
изданий,
Интернет-ресурсов,
Основные источники:
1. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия):учебник для
ср.спец.учеб.заведений.-М.:Магистр,2018.-255 с.
2. Акимов В.В. Экономика отрасли.- М.: Инфро - М, 2018. - 304 с.
3. Акимов В.В., Макарова Т.Н., Мерзляков В.Ф., Огай К.А. Экономика
отрасли (строительство).-М.:ИНФА-М, 2017
4. Бакушева Н. И. Экономика организации. - М.: Академия, 2017. - 224 с.
5. Ефименко Е.Б. Экономика отрасли. - М.: Вузовский учебник, 2018- 359 с.
6. Скляренко В.К. Экономика предприятия (в схемах, таблицах, расчетах). –
М.: Инфро – М, 2018. – 256 с.
Дополнительные источники:
1. Котлер Ф. Основы маркетинга.-М.: «Прогресс», 2017
2. Панова Т.И.
Маркетинг.
Теория,
ситуации, тесты. Учебно методическое пособие-М.: «Книга - сервис», 2017
3. ФЗ РФ «О рекламе» от 13.03.2006 г. № 3 8 - ФЗ
4. ФЗ «Закон о защите прав потребителей» (в редакции федеральных
законов от 09.01.1996 г. № 2-ФЗ)
Интернет- ресурсы:
1. Агентство консультаций и деловой информации «Экономика»
//http://www.akdi.ru.
2. Обзоры состояния экономики России ( на сайте Института экономики
переходного периода) //http://online.ru/sp/iet/trends/.
3. Перечень информационных ресурсов Интернета ( в том числе по
экономике ) в помощь студентам //http://referats-tv.stars.ru/link.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
организация производственного
и технологического процессов;
материально – технические,
трудовые и финансовые ресурсы
отрасли и организации,
показатели их эффективного
использования;
механизмы ценообразования на
продукцию (услуги), формы
оплаты труда в современных
условиях;
методика разработки бизнес –
плана;
состав, порядок разработки,
согласования и утверждения
проектно-сметной
документации.
Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины:
рассчитывать по принятой
методологии основные техникоэкономические показатели
деятельности организации;
организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения
профессиональных задач,
оценивать их эффективность и
качество;
осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой для эффективного
выполнения профессиональных
задач, профессионального и
личностного развития;
составлять сметную
документацию, используя
нормативно-справочную
литературу.
Знает
организацию
производственного и
технологического процессов;
материально – технические,
трудовые и финансовые
ресурсы отрасли и
организации, показатели их
эффективного использования;
механизмы ценообразования
на продукцию (услуги), формы
оплаты труда в современных
условиях;
методика разработки бизнес –
плана;
состав, порядок разработки,
согласования и утверждения
проектно-сметной
документации.
рассчитывает по принятой
методологии основные
технико-экономические
показатели деятельности
организации;
организовывает собственную
деятельность, выбирать
типовые методы и способы
выполнения
профессиональных задач,
оценивать их эффективность и
качество;
осуществляет поиск и
использование информации,
необходимой для
эффективного выполнения
профессиональных задач,
профессионального и
личностного развития;
составляет сметную
документацию, используя
нормативно-справочную
литературу.
12
Формы
и
методы
оценки
Оценка решений
ситуационных задач.
Тестирование.
Устный опрос.
Практические занятия.
Проектная работа.
Наблюдение в процессе
практических занятий.
Оценка решений
ситуационных задач.