Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В.В. Маркова
«____» _______________ 202___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.03. Электротехника и электроника
Специальность 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем
газоснабжения
Форма обучения очная
Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.03. Электротехника и
электроника разработана в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом среднего профессионального образования и с
учетом примерной основной образовательной программы по специальности
08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Кобылинский аграрно-строительный колледж»
Разработчик:
Преподаватель
________________
Е.В.Сазанова
Подпись
Программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии
специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем
газоснабжения
Протокол № _____ от «____» ___________ 202__ г.
Председатель ПЦК
___________________
/ ___________________ /
Подпись
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5-8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
10
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.03 «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОПД.03 «Электротехника и электроника» является
обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.08 Монтаж и
эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.
Учебная дисциплина ОПД.03 «Электротехника и электроника» обеспечивает
формирование профессиональных ,общих компетенций и личностных результатов
воспитания по всем видам деятельности ФГОС по специальности 08.02.08 Монтаж и
эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии компетенций
ОК 01 – ОК 06, ОК 09 − ОК 11, ПК 1.1 – ПК 1.3, ПК 2.1 – ПК 2.5, ПК 3.1 – ПК 3.6. и
личностных результатов воспитания ЛР 14-ЛР19.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код ПК,
ОК,ЛР
ОК 01 –
ОК 06,
ОК 09 −
ОК 11,
ПК 1.1 –
ПК 1.3
ПК 2.1 –
ПК 2.5
ПК 3.1 –
ПК 3.6
ЛР 14ЛР19
Умения
Знания
использовать электротехнические
законы для расчёта электрических
цепей постоянного и переменного
тока;
выполнять электрические измерения;
использовать электротехнические
законы для расчета магнитных цепей.
основные электротехнические
законы;
методы составления и расчета
простых электрических и магнитных
цепей;
основы электроники;
основные виды и типы электронных
приборов
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
74
в т.ч. в форме практической подготовки
в т.ч.:
теоретическое обучение
40
лабораторные работы
-
практические занятия
22
курсовая работа (проект)
-
контрольная работа
-
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация
ЗАЧЕТ
10
2
5
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины « Электротехника и электроника»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
1
2
3
28
Содержание учебного материала
Содержание и задачи дисциплины. Основные свойства и
характеристики электрического поля.
Содержание учебного материала
Электрическая цепь и ее элементы. Закон Ома для участка цепи и
полной .Соединения резисторов. Законы Кирхгофа. Конденсаторы.
Типы соединения конденсаторов.
Практические занятия
Изучение технических данных измерительных приборов.
Изучение законов соединения резисторов. Проверка законов Кирхгофа.
Расчет электрических цепей постоянного тока
Содержание учебного материала
2
Раздел 1
Общая электротехника
Тема 1.1
Электрическое поле.
Тема 1.2
Электрические цепи
постоянного тока
Тема 1.3 Электромагнетизм
2
6
Коды
компетенций
и
личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09, ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6.
ЛР 14-ЛР19
2
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09, ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6..
Магнитное поле. Основные характеристики магнитного поля. Закон
электромагнитной индукции. Явление самоиндукции и
взаимоиндукции. Вихревые токи.
ЛР 14-ЛР19
Тема 1.4. Однофазные цепи
переменного тока
Содержание учебного материала
Понятие переменного тока и его характеристики. Цепь переменного
тока с R,L и C сопротивлениями. Мощность цепи переменного тока.
Практические занятия
Исследование неразветвлённой, разветвлённой цепи переменного тока
Расчёт однофазных электрических цепей переменного тока
2
4
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09, ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6
ЛР 14-ЛР19
6
Тема 1.5. Трехфазные цепи
переменного тока.
Тема 1.6
Электрические измерения
Содержание учебного материала
Принцип получения трехфазной симметричной системы ЭДС.
Соединение обмоток генератора и приемников по схеме «звезда».
Соединение обмоток генератора и приемников по схеме
«треугольник». Мощность трехфазных цепей.
Практические занятия
Исследование трёхфазной цепи при соединении «звездой» и
«треугольником»
Расчёт трёхфазных электрических цепей переменного тока
Содержание учебного материала
Виды электрических измерений. Классификация измерительных
приборов. Погрешности измерений.
4
4
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09, ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6.
ЛР 14-ЛР19
2
ОК 09, ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6.
ЛР 14-ЛР19
Раздел 2 Электрические машины и трансформаторы
24
Тема 2.1 Трансформаторы
4
Трансформаторы: типы, назначение, устройство, принцип действия,
режимы работы. Трехфазный трансформатор. Автотрансформатор.
Практические занятия
Расчет основных характеристик силовых трансформаторов
2
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09, ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6
ЛР 14-ЛР19
Тема 2.2
Электрические машины
переменного тока
Тема 2.3
Электрические машины
постоянного тока
Содержание учебного материала
Устройство и принцип действия асинхронного двигателя. Пуск
асинхронных двигателей. Регулирование частоты вращения,
реверсирование и торможение двигателей. Технические данные
асинхронных двигателей.
Практические занятия
Расчет основных характеристик асинхронных двигателей
Содержание учебного материала
Устройство и принцип действия машины постоянного тока. Типы
генераторов и двигателей постоянного тока.
Практические занятия
Расчет основных характеристик машин постоянного тока
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1
Тематика рефератов Явление гистерезиса
4
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09, ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6.
ЛР 14-ЛР19
2
4
2
6
7
Магнитомягкие и магнитотвёрдые материалы
Раздел 3 Электропривод и аппаратура управления
Тема 3.1
Содержание учебного материала
Аппаратура управления и
Электропривод. Режимы работы ЭП. Понятия об аппаратуре
защиты
управления и защиты. Аппаратура автоматического управления
4
4
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09, ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6.
ЛР 14-ЛР19
Раздел 4 Основы электроснабжения
Тема 4.1
Содержание учебного материала
Передача и распределение
Понятие об электрических системах. Назначение и устройство
электрической энергии.
трансформаторных подстанций.
Источники электрической
энергии
2
2
Раздел 5. Основы
электроники
Тема 5.1
14
Содержание учебного материала
Полупроводниковые приборы
Устройство диода, тиристора и биполярного транзистора.
Тема 5.2
Содержание учебного материала
Электронные устройства
автоматики
Классификация электронных устройств автоматики. Типовые элементы схем
автоматики. Структура схемы автоматического контроля управления и
регулирования
ЛР 14-ЛР19
2
6
Практические занятия
Изучение работы транзистора.
2
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу
2.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Комбинированные электрические аппараты.
4
Зачет
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09, ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6.
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09, ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6.
ЛР 14-ЛР19
2
ВСЕГО
74
8
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории по электротехнике.
Оборудование учебного кабинета:
−
посадочные места по количеству обучающихся;
−
рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с
лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам
программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
−
комплект учебно-наглядных пособий «Электротехника и электроника».
−
сканер;
−
принтер.
Оборудование лаборатории:
− лабораторные стенды, оборудованные в соответствии с перечнем выполняемых
работ.
Технические средства обучения:
− мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
− фото или/и видео камера;
− web-камера.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых ФУМО для использования в образовательном процессе. В качестве
основного образовательная организация должна использовать, хотя бы одно из изданий,
приведенных в разделе 3.2.1.
3.2.1. Печатные издания
1. Немцов М.В., Немцова М.Л. Электротехника и электроника – М.: ОИЦ
«Академия»,2015.Мартынова И.О. Электротехника (для СПО) – М.: ООО «Издательство
КноРус», 2017.
2. Евдокимов Ф.С. Общая электротехника, М.; Высшая школа, 2017г.
3.2.2.Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Информационный портал Национальная электронная библиотека (Режим
доступа): URL:http://нэб.рф (дата обращения 17.11.2018)
2. Информационный портал Электронно-библиотечная система Znanium.com
(Режим доступа): URL: http://znanium.com/ (дата обращения 17.11.2018)
3. Информационный портал Электронная библиотека Юрайт(Режим доступа):
URL:https://biblio-online.ru/(дата обращения 17.11.2018)
4. Электронные учебные материалы по электротехнике, МАНиГ, http://www.shat.ru
5. Интернет-коллоквиум по электротехнике, http://electro.hotmail.ru/
6.
Электрические
машины:
лекции
и
примеры
решения
задач,
http://window.edu.ru/window/library?p_rid=40524
7. Тексты книг по электротехническим дисциплинам, в основном, в формате pdf для
бесплатного перекачивания, http://www.kodges.ru/
8. Электронная электротехническая библиотека, http://www.electrolibrary.info
3.2.3. Дополнительные источники
1. Фуфаева Л.И. Сборник практических задач по электротехнике – М.: ОИЦ
«Академия», 2016
2. Лапынин Ю.Г., Атарщиков В.Ф.и др. Контрольные материалы по электротехнике
и электроннике – М.: ОИЦ «Академия»,2014
9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
основные электротехнические
законы; основы электроники;
методы составления и расчета
простых электрических и
магнитных цепей;
основные виды и типы
электронных приборов
Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины:
использовать электротехнические
законы для расчета электрических
цепей постоянного и переменного
тока;
выполнять
электрические
измерения;
-использовать электротехнические
законы для расчета магнитных
цепей.
Критерии оценки
Знает
основные электротехнические
законы; основы электроники;
методы составления и расчета
простых электрических и
магнитных цепей;
основные виды и типы
электронных приборов
Умеет
использовать электротехнические
законы для расчета электрических
цепей постоянного и переменного
тока;
выполнять
электрические
измерения;
-использовать электротехнические
законы для расчета магнитных
цепей.
Методы
оценки
Тестирование,
опрос,
презентация,
доклад
Экспертное
наблюдение в
процессе
практических
работ, оценка
отчетов по
практическим
работам
10