Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
________________
«____» _______________ 202___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД. 07 «Основы геодезии»
Специальность 08.02.02. «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем
газоснабжения»
Форма обучения очная
Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.07 «Основы геодезии» разработана на
основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по
профессии специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)
08.02.02 « Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения».
Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»
Разработчик:
Преподаватель
________________
В.В. Котяшова
Подпись
Программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии специальности
08.02.02 « Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»
Протокол № _____ от «____»__________ 202__ г.
Председатель ПЦК
___________________
Подпись
/ ___________________ /
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
-5
-7
- 11
- 12
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.07 «ОСНОВЫ ГЕОДЕЗИИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОПД.07 «Основы геодезии» является обязательной частью
общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.08 Монтаж и эксплуатация
оборудования и систем газоснабжения.
Учебная дисциплина ОПД.07 «Основы геодезии» обеспечивает формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по
специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии компетенций ОК 01 –
ОК 06, ОК 09 − ОК 11, ПК 1.1 – ПК 1.3, ПК 2.1 – ПК 2.5, ПК 3.1 – ПК 3.6, ПК 4.1 – ПК 4.4.
Личностные результаты воспитания:
ЛР 14- Способность ставить перед собой цели, под решения возникающих
профессиональных задач, подбирать способы решения;
ЛР 15- Способность содействовать формированию положительного образа и
поддержанию престижа своей профессии;
ЛР 16- Способность искать и находить необходимую информацию используя
разные технологии ее поиска;
ЛР 17- Способность выдвигать альтернативные варианты действий с целью
выработки новых оптимальных алгоритмов, позиционировать себя как результативный и
привлекательный участник трудовых отношений;
ЛР 18- Способность демонстрировать развитый художественный вкус, владея
методами моделирования;
ЛР 19- Содействовать при организации строительной деятельности сохранению
окружающей среды, ресурсосбережению;
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код ПК, ОК
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09 − ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6
Умения
читать разбивочные чертежи;
использовать
мерный
комплект
для
измерения длин линий;
использовать нивелир для измерения
превышений;
использовать теодолит для измерения углов;
решать простейшие задачи детальных
разбивочных работ.
Знания
основные
геодезические
определения;
типы и устройства
основных
геодезических
приборов;
методику выполнения
разбивочных работ.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы
в том числе:
теоретическое обучение
Объем в
часах
74
36
лабораторные работы
практические занятия
самостоятельная работа
Промежуточная аттестация - Экзамен
28
10
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
1
2
Раздел 1Топографические карты, планы и чертежи
Тема 1.1
Содержание учебного материала
Общие сведения
№1.Предмет и задачи геодезии. Основные сведения о форме и размерах Земли: физическая
поверхность земли, уровненная поверхность, геоид, эллипсоид вращения и его параметры.
Определение положения точек земной поверхности, системы географических и
прямоугольных координат
.№2. Высоты точек. Превышения. Балтийская система высот. Изображение земной
поверхности на плоскости, метод ортогонального проектирования в геодезии.
№3. Основные термины и понятия: горизонтальное проложение, вертикальный угол,
горизонтальный угол, карта, план. Генеральный план объекта. Сводный план инженерных
сетей.
Самостоятельная работа обучающихся
Рефераты на темы:
Объем
в часах
3
38
6
2
2
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09 – ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6
ЛР-14-ЛР-17
2
4
Из истории геодезии
Выдающиеся ученые в области геодезии
Тема 1.2
Масштабы
топографических планов,
карт. Картографические
условные знаки
Тема 1.3
Рельеф местности и его
изображение на
Содержание учебного материала
№4.Определение масштаба. Формы записи масштаба на планах, картах: численная,
именованная, графическая. Точность масштаба. Государственный масштабный ряд.
Методика решения стандартных задач на масштабы. Условные знаки, их классификация.
Методика чтения топографических карт, планов (описание ситуации по заданному
маршруту).
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
№5 Пр.1. Решение задач на масштабы.
№6.Пр.2.Работа условными знаками.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
№7.Определение термина «рельеф местности». Основные формы рельефа и их элементы;
характерные точки и линии.
6
2
4
2
2
8
2
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09 – ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6
ЛР-14-ЛР-19
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09 – ОК 11,
топографических картах
и планах
№8. Методы изображения основных форм рельефа: горизонталями; высота сечения,
заложение. Методика определения высот точек, лежащих между горизонталями. Уклон
линии. Понятие о профиле. Принцип и методика его построения по линии, заданной на
топографической карте.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:
№9.Пр.3. Чтение рельефа по карте (плану).
№10.Пр.4. Решение задач, наиболее распространённых в строительной практике.
Самостоятельная работа обучающихся
Рефераты:
Древние карты
Самые высокие точки планеты
Содержание учебного материала
№11.Понятие об ориентировании направлений. Истинные и магнитные азимуты, склонение
магнитной стрелки. Прямой и обратный азимуты. Румбы. Формулы связи между азимутами
румбами.
№12. Понятие дирекционного угла. Сближение меридианов. Формулы приведения
дирекционного угла. Методика ориентирования плана, карты буссоли.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.5
Содержание учебного материала
Определение
№13.Сущность прямой и обратной геодезических задач. Алгоритм решения задач.
прямоугольных
№14.Оцифровка сетки плоских прямоугольных координат на топографических картах и
координат точек,
планах. Схема определения прямоугольных координат заданной точки.
заданных на
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
топографической карте.
№15Пр.5.. Вычисление длин линий и дирекционных углов по координатам начальной и
Прямая и обратная
конечной точек.
геодезические задачи
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Геодезические измерения
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Сущность измерений.
№16. Измерения как процесс сравнения одной величины с величиной того же рода, принятой
Классификация и виды
за единицу сравнения. Факторы и условия измерений. Виды измерений: непосредственные,
геодезических
косвенные, необходимые, дополнительные, равноточные, неравноточные. Погрешности.
измерений.
Линейные измерения. ГОСТ на мерные ленты и рулетки. Точность измерений. Факторы
влияющие на измерения.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1.4
Ориентирование
направлений
Тема 2.3
Содержание учебного материала
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6
ЛР-14-ЛР-17
4
2
2
4
4
2
2
6
2
2
2
2
22
2
2
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09 – ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6
ЛР-14-Лр-19
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09 – ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6
ЛР-14-ЛР-19
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09 – ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6
ЛР-14-ЛР-17
-
10
ОК 01 – ОК 06,
Угловые измерения
№17. Принцип измерения горизонтального угла и обобщенная схема устройства
теодолита. Основные части и оси угломерного прибора. Требования к взаимному
положению осей и плоскостей. ГОСТ на теодолиты. Устройство теодолита (типы ТЗО):
характеристики кругов, основных винтов и деталей. Назначение и устройство уровней:
ось уровня, цена деления уровня. Зрительная труба, сетка нитей – основные
характеристики. Характеристика отсчетного приспособления. . Принадлежности
теодолитного комплекта. Правила обращения с теодолитом. Поверки и юстировка
теодолита (типа ТЗО).
№18. Технология измерения горизонтальных углов. Порядок работы при измерении
горизонтального угла полным приёмом. Факторы, влияющие на точность измерения
горизонтальных углов, требования к точности центрирования и визирования. Технология
измерения вертикальных углов. Контроль измерений и вычислений. Устройство нитяного
дальномера теодолита.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
№19. Пр.6. .Изучение теодолитаТ-30, 2Т5К.
№20 Пр.7..Измерение горизонтальных и вертикальных углов.
№21. Пр.8.Ведение журнала измерения углов.
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.4
Содержание учебного материала
Геометрическое
№22. Классификация нивелирования по методам определения превышений. Принцип и
нивелирование
способы геометрического нивелирования. Принципиальная схема устройства нивелира с
уровнем. ГОСТ на нивелиры. Устройство нивелира типа НЗ. Нивелирный комплект.
Принципиальная схема устройства нивелира с компенсатором (НЗК, Н10КЛ). Поверки
нивелира.
№23. Порядок работы по определению превышений на станции нивелирования:
последовательность наблюдений, запись измерений в полевой журнал, контроль
нивелирования на станции.
Состав нивелирных работ по передаче высот: технология полевых работ по проложению
хода технического нивелирования; вычислительная обработка результатов
нивелирования.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
№24Пр.9. Изучение нивелира.
№25Пр.10. Снятие отсчетов по рейкам, вычисление превышений.
№26.Пр.11. Обработка результатов технического нивелирования.
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3 Понятие о геодезических съемках
Тема 3.1
Содержание учебного материала
Общие сведения
№27. Общие сведения о геодезических съёмках: назначение и виды геодезических съёмок.
Геодезические сети как необходимый элемент выполнения геодезических съёмок и
2
ОК 09 – ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5
ПК 3.1 – ПК 3.6
ЛР-14-ЛР-19
2
6
2
2
2
10
2
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09 – ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6
ЛР-14-Лр-19
2
6
2
2
2
14
2
2
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09 – ОК 11,
Тема 3.2
Назначение, виды
теодолитных ходов.
Состав полевых и
камеральных работ при
проложении
теодолитных ходов
обеспечения строительных работ. Трактовка задачи по съемки как определение планового
и высотного положения точки относительно исходных данных. Основные сведения о
государственных плановых и высотных геодезических сетях. Закрепление точек
геодезических сетей на местности. Простейшие схемы построения сетей сгущения.
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
№28.Теодолитный ход как простейший метод построения плановой опоры (сети) для
выполнения геодезических съемок, выноса проекта в натуру. Замкнутый и разомкнутый
виды теодолитных ходов. Схема привязки теодолитных ходов к пунктам геодезической
сети. Состав полевых работ по проложению теодолитного хода: рекогносцировка и
закрепление точек, угловые измерения на точках теодолитного хода, измерение длин
сторон теодолитного хода. Полевой контроль. Обработка журнала полевых измерений.
Исполнительная схема теодолитного хода.
№29. Состав камеральных работ; контроль угловых измерений в теодолитных ходах.
Уравнение углов, контроль линейных измерений в теодолитных ходах, уравнивание
приращений координат и вычисление координат точек хода: алгоритмы вычислительной
обработки, ведомость вычисления координат точек теодолитного хода; нанесение точек
теодолитного хода по координатам на план.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
№30.Пр.12. Вычисление координат теодолитного хода.
№31.Пр.13. Вычисление координат теодолитного хода.
№32.Пр.14.Нанесение точек хода по координатам на план.
Самостоятельная работа обучающихся
Рефераты на темы: История создания метра, геодезических приборов
Всего:
Промежуточная аттестация- Экзамен
Консультации-
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6
ЛР-14-Лр-17
10
2
2
6
2
2
2
2
74
7
3
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09 – ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6
ЛР-14-Лр-19
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Геодезии», оснащенный
- оборудованием: рабочее место преподавателя и рабочие места по количеству
обучающихся; плакаты; планшеты; наглядные пособия; приборы: теодолиты; нивелиры;
тахеометр; рулетки; штативы; нивелирные рейки 2-х сторонние;
- техническими средствами обучения: компьютер с программным обеспечением,
проектор; экран; аудиовизуальные средства – схемы и рисунки к занятиям в виде слайдов
и электронных презентаций.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы.
3.2.1. Печатные издания
1. Лошкарев, Н.А. Геодезия: учебник.-Л.: Стройиздат, 1986.
2. Киселев, М.И.,Михелев, Д.Ш. Геодезия: учебник. – М.: ОИЦ «Академия», 2014.
3. Селиханович, В.Г. и др. Практикум по геодезии.-М.: АльянС, 2016.
4. Селиханович, В.Г. Геодезия: учебник для вузов. – М.: АльянС, 2016.
3.2.2.Электронные издания (электронные ресурсы)
1. Инженерная геодезия в вопросах и ответах: учебное пособие /Н.И. Невзоров, Г.Н.
Хохрякова.- Ижевск: Издательство ИжГТУ,2007.-256 стр.
2. СНиП 3.01.03-84 Геодезические работы в строительстве
3. СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные источники.
Основные положения.
3.2.3. Дополнительные источники
1. http://www.window.edu.ru
2. http://www.krugosvet.ru – Энциклопедия
3. http://railway-publish.co
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Критерии оценки
Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины
основные геодезические
определения;
типы и устройства основных
геодезических приборов;
методику выполнения разбивочных
работ.
Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины
читать разбивочные чертежи;
использовать мерный комплект для
измерения длин линий;
использовать нивелир для
измерения превышений;
использовать теодолит для
измерения углов;
решать простейшие задачи
детальных разбивочных работ.
Знает:
основные геодезические
определения;
типы и устройства основных
геодезических приборов;
методику выполнения разбивочных
работ.
Умеет:
читать разбивочные чертежи;
использовать мерный комплект для
измерения длин линий;
использовать нивелир для
измерения превышений;
использовать теодолит для
измерения углов;
решать простейшие задачи
детальных разбивочных работ.
Методы
оценки
Тестирование,
опрос,
реферат
Экспертное
наблюдение в
процессе
лабораторных
и практических
работ, оценка
отчетов по
лабораторным
и
практическим
работам