Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В.В. Маркова
«____» _______________ 202___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.08 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Специальность 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем
газоснабжения
Форма обучения очная
Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии
в профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) от 5.02.2018 г. №
68 и примерной программы по специальности среднего профессионального
образования (далее – СПО) 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и
систем газоснабжения.
Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж».
Разработчик:
Преподаватель _______________
Э.П. Водяков
подпись
Программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии
специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем
газоснабжения.
Протокол № __________ от «____» _________ 20 ___ г.
Председатель ПЦК __________________ /___________________/
2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
12
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
15
1.
2.
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.08 «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Информационные технологи в профессиональной
деятельности» является обязательной частью общепрофессионального цикла
примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.
Учебная дисциплина «Информационные технологи в профессиональной
деятельности» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 08.02.08
Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии компетенций. ОК 01
– ОК 06, ОК 09− ОК 11, ПК 1.1 – ПК 1.3, ПК 2.1 – ПК 2.5, ПК 3.1 – ПК 3.6.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения и знания
Код ПК, ОК
Умения
Знания
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09 − ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6.
использовать
прикладное программное обеспечение (текстовые
редакторы, электронные таблицы,
информационнопоисковые системы).
основные понятия автоматизированной
обработки информации, общий состав
и структуру электронновычислительных машин и вычислительных систем;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
технологию поиска информации.
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем в
Вид учебной работы
часах
Максимальная учебная нагрузка (всего)
72
Объем образовательной программы
64
в том числе:
теоретическое обучение
26
практические занятия
36
самостоятельная работа
8
Итоговая аттестация проводится в форме зачета
2
5
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
Объём
часов
Коды
компетенций,
формированию
которых способствует элемент
программы
1
2
3
4
Раздел 1. Автоматизированная обработка информации: основные понятия и технологии
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
История развития информационных технологий. Информационные модели. Основные
Информационные техно- понятия и определение информационных технологий. Классификация и характерилогии
стика качества информационных систем. Правовые и этические нормы информационной деятельности человека. Информационные технологии копирования и тиражирования информации.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 1.2.
Технические средства реализации информационных систем. Установка, конфигуриТехнические средства
рование и модернизация аппаратного обеспечения ПК, и АРМ специалиста.
информационных техно- Лабораторные работы
логий
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 1.3.
Базовое программное обеспечение. Прикладное программное обеспечение. ОперациПрограммное обеспече- онные системы семейства Windows.
ние информационных
Лабораторные работы
технологий
Практические занятия
Контрольные работы
6
6
2
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09 – ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6
2
2
-
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09 – ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09 – ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Основы информационной и компьютерной безопасности
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
Проблемы защиты информации в информационном обществе. Уровни защиты инИнформационная
формации на предприятии. Типы компьютерных преступлений, предусмотренные
безопасность
уголовным кодексом РФ: неправомерный доступ к информации, создание и использование вредоносных программ, нарушение правил эксплуатации компьютерных систем.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 2.2.
Защита от компьютерных вирусов. Классификация вирусов в зависимости от объекЗащита от компьютертов заражения. Технология «лечения» зараженных файлов с помощью антивирусных
ных вирусов
программ.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Технологии обработки и преобразования информации
Содержание учебного материала
Тема 3.1.
Возможности текстового процессора. Применение текстового редактора Word для
Текстовые процессоры
решения профессиональных задач.
Лабораторные работы
Практические занятия.
Практическая работа № 1. Создание деловых документов в редакторе MS Word.
Оформление текстовых документов, содержащих таблицы.
Практическая работа № 2. Создание текстовых документов на основе шаблонов.
Создание шаблонов и форм. Создание комплексных документов в текстовом редакторе.
7
2
1
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09 – ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6
1
30
2
2
2
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09 – ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09 – ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6
Тема 3.2.
Электронные таблицы
Тема 3.3.
Электронные
презентации
Тема 3.4.
Система управления базами данных
Практическая работа № 3. Оформление формул редактором MS Equation.
Организационные диаграммы в документе MS Word. Комплексное использование
возможностей MS Word для создания документов.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Электронная таблица MS Excel. Ввод и форматирование данных. Работа с данными,
расположенными на разных листах.
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическая работа № 4. Организация расчетов в табличном процессоре MS Excel.
Создание электронной книги. Относительная и абсолютная адресации в MS Excel.
Практическая работа № 5. Связанные таблицы. Расчет промежуточных итогов
в таблицах MS Excel. Подбор параметра. Организация обратного расчета.
Практическое занятие № 6. Задачи оптимизации (поиск решения). Связи между файлами и консолидация данных в MS Excel. Экономические расчеты в MS Excel.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Самостоятельная работа № 1. Выполнение индивидуального задания.
Содержание учебного материала
Создание презентации Power Point. Использование графических объектов, звуков
фильмов в презентации Power Point
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Система управления базами данных. Структура меню. Типы данных в таблице.
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическая работа № 7. Создание таблиц базы данных с использованием конструк-
8
2
2
2
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09 – ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6
2
2
2
2
2
2
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09 – ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09 – ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6
тора и мастера таблиц в СУБД MS Access. Редактирование и модификация таблиц базы данных в СУБД MS Access. Создание пользовательских форм для ввода данных в
СУБД MS Access.
Практическая работа № 8. Закрепление приобретенных навыков по созданию таблиц
и форм в СУБД MS Access. Работа с данными с использованием запросов в СУБД MS
Access.
Практическая работа № 9. Создание отчетов в СУБД MS Access. Создание подчиненных форм в СУБД MS Acces. Создание базы данных и работа с данными в СУБД MS
Access.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Самостоятельная работа № 2. Выполнение индивидуального задания.
Раздел 4. Технология работы с графической информацией
Содержание учебного материала
Тема 4.1.
Растровые и векторные графические редакторы . Программа CorelDRAW. Работа с
Редакторы обработки
шаблонами. Программный пакет Adobe Photoshop.
графической информаЛабораторные работы
ции
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 5. Системы автоматизированного проектирования
Содержание учебного материала
Тема 5.1.
Общие сведения о САПР. Цели и функции САПР. Обзор современных программных
Система автоматизиро- САПР. Интерфейс системы Компас. Основные режимы работы: построение элеменванного проектирования тов, измерение, размеры и технологические обозначения, выделение, редактирование.
КОМПАС 3D
Создание вида, выбор масштаба и системы координат. Выбор атрибутов линий. Хранение чертежей в электронном виде и печать на бумаге.
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическая работа № 10. Создание листа чертежа.
Практическая работа № 11. Геометрические построения.
9
2
2
2
2
2
26
2
2
2
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09 – ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09 – ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6
Практическая работа № 12. Деление окружности.
Практическая работа № 13. Выполнение чертежа плоской детали.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 5.2.
Основы трехмерного моделирования.
Основы трехмерного мо- Лабораторные работы
делирования
Практические занятия
Практическая работа № 14. Трехмерное моделирование многогранников и тел вращения.
Практическая работа № 15. Моделирование детали методом выдавливания.
Практическая работа № 16. Трехмерное моделирование тел вращения.
Практическая работа № 17. Моделирование детали, состоящей из нескольких объемных элементов
Практическая работа № 18. Моделирование сложного геометрического объекта
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Самостоятельная работа № 3, 4. Выполнение индивидуального задания.
Раздел 6. Электронные коммуникации в профессиональной деятельности
Содержание учебного материала
Тема 6.1.
Компоненты вычислительной сети. Классификация сетей по масштабам. КлассификаКомпьютерные сети
ция сетей по топологии, или архитектуре. Классификация сетей по стандартам организации. Среда передачи данных. Типы компьютерных сетей. Локальные сети с выделенным сервером. Одноранговые локальные сети. Сетевой контроллер. Эталонная
модель OSI. Преимущества работы в локальной сети.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
10
2
2
2
2
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09 – ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6
2
2
2
2
4
4
2
ОК 01 – ОК 06,
ОК 09 – ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6
ОК 01 – ОК 06,
Тема 6.2.
Глобальная сеть Интернет
История Великой Сети. Два подхода к сетевому взаимодействию. Современная структура сети Интернет. Основные протоколы сети Интернет. Интернет как единая система ресурсов. Гипертекстовая система WWW. Электронная почта. Сетевые новости.
FTP — передача файлов. Разговор по Интернету. IР-телефония. Электронная коммерция. Основы проектирования Web-страниц.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Итоговая аттестация проводится в форме зачета
Всего
11
2
2
72
ОК 09 – ОК 11,
ПК 1.1 – ПК 1.3,
ПК 2.1 – ПК 2.5,
ПК 3.1 – ПК 3.6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности»,
оснащенный оборудованием: автоматизированное рабочее место преподавателя и автоматизированные рабочие места обучающихся; комплект учебнонаглядных пособий;
техническими средствами обучения: компьютеры с программным обеспечением, проектор; экран; аудиовизуальные средства – схемы и рисунки к занятиям
в виде слайдов и электронных презентаций.
Программное обеспечение дисциплины:
-
Операционная система.
-
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
-
Антивирусная программа.
-
Программа-архиватор.
-
Программа – переводчик.
-
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редак-
тор, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
-
Системы автоматизированного проектирования.
-
Простая система управления базами данных.
-
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или
-
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
-
Электронные средства образовательного назначения.
-
Программное обеспечение локальных сетей.
др.).
12
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1 Печатные издания
1. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Технические специальности : учебник для студ. учреждений сред.
проф. образования / Е.В. Михеева, О.И. Титова. — М.: Издательский центр
«Академия», 2017;
2.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профес-
сиональной деятельности : учеб, пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Михеева. — 14-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014.
3. Федотова Е.Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности Серия: Профессиональное образование. – М.: Форум, Инфра-М. 2008;
4. Гаврилов М.В. Информатика и информационные технологии. - М.: Гардарики, 2007;
5.
Гришин В.Н., Панфилова Е.Е. Информационные технологии в профес-
сиональной деятельности. – М.: Инфра-М; 2008;
6. Молокова Н.В. Информационные технологии. Курс лекций. Сибирский
фед. унив. 2010;
7. Могилев А.В. Практикум по информатике. - М.: Академия, 2009;
8. Третьяк Т.М. Пространственное моделирование и проектирование в
программной среде Компас 3D. - М.: Академия, 2011;
9. ЗАО АСКОН Компас 3D. Руководство пользователя. Том 1,2,3. - М.:
ЗАО АСКОН, 2007;
10. Ошкина Л.М. Лабораторный практикум (САПР Компас 3D) Саранск:
Мордовский унив., 2009;
13
3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы)
1.
Электронно-библиотечная система колледжа [Электронный ресурс]. –
Ковылкино, 2019. – Режим доступа: http://spoksk.ru/e-library.html;. – Доступ по
логину и паролю.
2. Материалы сайта http://www.chaltlib.ru/articles/Library/spetsialistu/ucheba/
osvoenie_tekhnologijj_obuchajushhijj_kurs/ - информационные ресурсы сети Интернет;
3.
Материалы сайта http://virusinfo.info/ - информационные ресурсы
«VirusInfo» - форума о компьютерной безопасности;
4.
Материалы сайта http://www.curator.ru/physics/it_school.html - информа-
ционные ресурсы в среднем профильном образовании;
5.
Материалы сайта http://www.library.ispu.ru/knigi/resursy-
internet/informacionno-obrazovatelnye-resursy -информационно-образовательные
ресурсы: библиотека ИГЭУ;
6. Материалы сайта http://sch1106.mosuzedu.ru/edresurs.html - образовательные ресурсы сети Интернет;
7. Материалы сайта http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00058193_0.html Методы проведения урока с применением ИТ и информационных ресурсов сети
Интернет;
8. Материалы сайта http://www.intuit.ru/catalog/- Университет информационных технологий.
3.2.3 Дополнительные источники
1. Расторгуева Л.Г. Лабораторный практикум по компьютерной графике
Альметьевск: А. гос. неф. ин., 2011;
2. Пачкория О.Н. Пособие по выполнению лабораторных и практических
работ М.: Лида, 2009;
14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых
в рамках дисциплины:
- основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру электронновычислительных машин и вычислительных систем;
- базовые системные программные продукты и пакеты
прикладных программ;
- состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
- технологию поиска информации.
Перечень умений, осваиваемых
в рамках дисциплины:
- использовать прикладное программное обеспечение (текстовые и графические редакторы,
электронные таблицы, информационно-поисковые системы).
Критерии оценки
Знает:
основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и
структуру электронновычислительных машин и
вычислительных систем;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий
в профессиональной деятельности;
технологию поиска информации.
Умеет:
использовать прикладное
программное обеспечение
(текстовые и графические
редакторы, электронные
таблицы, информационнопоисковые системы).
15
Методы оценки
Тестирование
Устный опрос
Экспертная
оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов практических занятий