Основы геодезии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Республики Мордовия
«Ковылкинский аграрно-строительный колледж»

«Утверждаю»
Зам. директора по учебной работе
________________________
«_____»_____________20

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 04 Основы геодезии
Специальность 08.02.01
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
уровень образования: основное образование

Форма обучения
базовая
Очная, заочная
Квалификация выпускника - техник

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ............................. 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ....................... 6
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ................................................................................... 7
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ................. 14-15
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ .. 16

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и
сооружений

Организация-разработчик: ГБПОУ РМ Ковылкинский аграрно-строительный
колледж

Разработчик: Котяшова В. В - преподаватель специальных дисциплин

Рабочая программа одобрена на заседании цикловой комиссии
________________________________________________________
от «____»____________20 г., протокол №_______

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 «Основы геодезии»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Основы геодезии» является обязательной частью
общепрофессионального цикла примерной основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 08.02.01 Строительство и
эксплуатация зданий и сооружений.
Учебная дисциплина «Основы геодезии» обеспечивает формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС
по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01-ОК
10; ПК 1.3 – ПК 2.4; Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам.
Личностные результаты воспитания:
ЛР

14-

Способность

ставить

перед

собой

цели,

под

решения

возникающих профессиональных задач, подбирать способы решения;
ЛР 15- Способность содействовать формированию положительного
образа и поддержанию престижа своей профессии;
ЛР 16- Способность искать и находить необходимую информацию
используя разные технологии ее поиска;
ЛР 17- Способность выдвигать альтернативные варианты действий с
целью выработки новых оптимальных алгоритмов, позиционировать себя как
результативный и привлекательный участник трудовых отношений;
ЛР 18- Способность демонстрировать развитый художественный вкус,
владея методами моделирования;
ЛР 19- Содействовать при организации строительной деятельности сохранению
окружающей среды, ресурсосбережению;

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения и знания
Код
ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 1ОК10;
ПК 1.3ПК 1.4;
ПК 2.1ПК 2.2;
ПК 2.4
ЛР 14ЛР 19;

- читать ситуации на планах и
картах;
- решать задачи на масштабы;
- решать прямую и обратную
геодезическую задачу;
- пользоваться приборами и
инструментами, используемыми при
измерении линий, углов и отметок
точек;
- пользоваться приборами и
инструментами, используемыми при
вынесении расстояния и координат;
- проводить камеральные работы
по окончании теодолитной съемки и
геометрического нивелирования.

- основные понятия и термины,
используемые в геодезии;
- назначение опорных геодезических
сетей;
масштабы,
условные
топографические знаки, точность
масштаба;
- систему плоских прямоугольных
координат;
- приборы и инструменты для
измерений:
линий,
углов
и
определения превышений;
- приборы и инструменты для
вынесения расстояния и координат;
- виды геодезических измерений.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы

76

в том числе :всего

66

в т.ч. практическая подготовка
теоретическое обучение

48

лабораторные работы

8

практические занятия

10

Самостоятельная работа

10

Промежуточная аттестация проводиться в виде экзамена.

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1

2

Раздел 1.
Топографические
карты, планы и
чертежи
Тема 1.1 Задачи
геодезии.
Масштабы.

Объем
в часах

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

3
28

Содержание учебного материала

8

1.Задачи геодезии. Основные сведения о форме и размерах Земли: физическая
поверхность земли, уровненная поверхность, геоид, эллипсоид вращения и его
параметры. Определение положение точек земной поверхности, системы
географических и прямоугольных координат. Высоты точек. Превышения.
Балтийская система высот.
2.Изображение земной поверхности на плоскости, метод ортогонального
проектирования. Основные термины и понятия: карта, план, профиль.
3.Определение масштаба. Формы записи масштаба на планах и картах:
численная, именованная, графическая. Точность масштаба. Методика решения
стандартных задач на масштабы.
Условные знаки, классификация условных знаков.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
4.Практическое
занятие
топографических карт.

№

1.Решение

задач

на

масштабы.

Чтение

2

2

2

2

ОК 1-ОК10;
ПК 1.3-ПК 1.4;
ПК 2.1-ПК 2.2;
ПК 2.4; ЛР-14

Тема1.2 Рельеф
местности.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Содержание учебного материала

4

5.Определение термина «рельеф местности». Основные формы рельефа и их
элементы; характерные точки и линии. Методы изображения основных форм
рельефа. Метод изображения основных форм рельефа горизонталями; высота
сечения, заложение.
6. Методика определения высот горизонталей и высот точек, лежащих между
горизонталями. Уклон линии. Понятие профиля. Принцип и методика его
построения по линии, заданной на топографической карте.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся

Тема 1.3
Ориентирование
направлений.

Содержание учебного материала
7.Понятие об ориентировании направлений. Истинные и магнитные азимуты,
склонение магнитной стрелки. Прямой и обратный азимуты. Румбы. Формулы
связи между румбами и азимутами.

2

ОК 1-ОК10;
ПК 1.3-ПК 1.4;
ПК 2.1-ПК 2.2;
ПК 2.4
ЛР 14 – ЛР 19

2
6

2

ОК 1-ОК10;
ПК 1.3-ПК 1.4;
ПК 2.1-ПК 2.2;
ПК 2.4
ЛР 14 - ЛР19

Тема 1.4
Прямая и
обратная

8.Формулы перехода дирекционного угла к азимутам, истинным или
магнитными.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ

2

9.Практическое занятие № 2.Определение ориентирных углов направлений по
карте. Решение задач по ориентированию.
Самостоятельная работа обучающихся.

2

Содержание учебного материала
10.Сушность прямой и обратной геодезических задач.

2
10
2

ОК 1-ОК10;
ПК 1.3-ПК 1.4;
ПК 2.1-ПК 2.2;

геодезические
задачи.

11.Вычисление дирекционных углов, перевод их в румбы. Вычисление
приращений координат. Увязка –вычисление допустимой невязки.
.
12.Вычисление координат теодолитного хода. Оцифровка сетки плоских
прямоугольных координат на планах.
13.Вычерчивание полигона, с учетом условных обозначений. Оформление
надписей.
14.Практическое занятие № 3.Вычисление длин линий и дирекционных углов
по координатам начальной и конечной точек.
Самостоятельная работа обучающихся

2

ЛР-14 ЛР-19

2
2
2
2

Раздел 2. Геодезические измерения

18

Тема 2.1
Сущность
измерений.
Линейные
измерения.

4

Тема 2.2 Угловые
измерения.

Содержание учебного материала

15. Факторы и условия измерений. Виды измерений: непосредственные, косвенные,
равноточные, неравноточные. Погрешность результатов измерений.

16.Мерный комплект. Методика измерения линий лентой. Учет поправок
измерений : измерение длин линий при помощи лазерного дальномера.
Содержание учебного материала
17.Принципи измерения горизонтального угла. Устройство
оптического
теодолита: характеристики кругов, основных винтов и деталей. Назначение и
устройство уровней: ось уровня, цена деления уровня.

ПК 2.4

2

ОК 1-ОК10;
ПК 1.3-ПК 1.4;
ПК 2.1-ПК 2.2;
ПК 2.4
ЛР 14-ЛР-19

2
14

2

ОК 1-ОК10;
ПК 1.3-ПК 1.4;
ПК 2.1-ПК 2.2;
ПК 2.4
ЛР 14 – ЛР 19

18. Поверки теодолита. Устройство зрительной трубы ,приведение теодолита в
рабочее, основные характеристики; сетка нитей. Правила обращения с
теодолитом.

2

19.Технология измерения горизонтальных углов. Порядок работы при
измерении горизонтального угла одним полным приемом:
, последовательность взятия отсчетов и записи в полевой журнал, полевой
контроль измерений.

2

20. Устройство электронного теодолита: части теодолита и функции клавиш.
Измерение горизонтальных и вертикальных углов электронным теодолитом.

2

.21.Измерение вертикальных углов. Понятие место нуля-МО.

2

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

4

22.Лабораторная работа № 1.Работа с теодолитом. Выполнение поверок
теодолита.
23..Лабораторная работа № 2.Измерение углов теодолитом.

2

Самостоятельная работа

2

Раздел 3. Геодезические съемки.
Тема 3.1
Назначение и
виды
геодезических
съемок.

Тема 3.2

Содержание учебного материала
24.Назначение и виды геодезических съемок. Геодезические сети как
необходимый элемент выполнения геодезических съемок и обеспечения
строительных работ. Задачи по определению планового и высотного положения
точки относительно исходных пунктов. Основные сведения о государственных
плановых и высотных геодезических сетях. Закрепление точек геодезических
сетей на местности.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ

ОК 1-ОК10;
ПК 1.3-ПК 1.4;
ПК 2.1-ПК 2.2;
ПК 2.4
ЛР 14 – ЛР 19

2

20

2

ОК 1-ОК10;
ПК 1.3-ПК 1.4;
ПК 2.1-ПК 2.2;
ПК 2.4
ЛР 14 – ЛР19

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Содержание учебного материала

8

ОК 1-ОК10;

Теодолитная
съемка

Тема 3.3
Геометрическое
нивелирование

25.Сущность теодолитной съемки, состав и порядок работ. Теодолитный ход
как простейший метод построения плановой опоры (сети) для выполнения
геодезических съемок, выноса проекта в натуру. Виды теодолитных ходов.
Схемы привязки теодолитного хода: рекогносцировка и закрепление точек,
угловые измерения на точках теодолитного хода, измерение длин сторон
теодолитного хода. Полевой контроль. Обработка журнала измерений.
26.Геодезическая подготовка для переноса в натуру :методика получения
данных необходимых для выноса в натуру.

2

ЛР 14 – ЛР 19
2

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

4

27.Практическое занятие № 4.Вычислительная обработка теодолитного хода.

2

28.Практическое занятие № 5.Нанесение точек теодолитного хода на план.

2

Самостоятельная работа

2

Содержание учебного материала
29.Классификация нивелирования. По методам определения превышений.
Способы геометрического нивелирования.
.Устройство нивелиров. Нивелирный комплект. Принципиальная схема
устройства нивелира с уровнем (основное геометрическое условие).
Принципиальная схема устройства нивелира с компенсатором.
30. Поверки нивелиров. Порядок работы по определению превышений на
станции: последовательность наблюдений, запись в полевой журнал, контроль
нивелирования на станции. Состав нивелирных работ по передаче высот:
технология полевых работ по проложению хода технического нивелирования;
вычислительная обработка результатов нивелирования.
31.Совркменные нивелиры: цифровые. Определение высот точек спутниковыми
навигационными системами.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ

ПК 1.3-ПК 1.4;
ПК 2.1-ПК 2.2;
ПК 2.4

10

2

2

2
4

ОК 1-ОК10;
ПК 1.3-ПК 1.4;
ПК 2.1-ПК 2.2;
ПК 2.4
ЛР 14 – ЛР 19

32.Лабораторная работа №3. Работа с нивелиром. Выполнение поверок
нивелира. Снятие отсчетов по нивелирной рейке, ,определение превышений.
33.Лабораторная работа №4. Обработка результатов нивелирования ,заполнение
журнала. Определение абсолютных отметок.
Самостоятельная работа обучающихся

2
2
-

Промежуточная аттестация проводиться в виде экзамена.
Всего:

76

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины
предусмотрены следующие специальные помещения:

должны быть

Кабинет «Основы геодезии»,
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя и обучающихся ( столы, стулья );
Технические средства обучения:
- телевизор;
- персональный компьютер с прикладным программным обеспечением
- рейка нивелирная
- ориентир буссоль
- рулетка стальная и тесёмочная
- штатив
- нивелир
- теодолит
-отвес
- отражатель
- тахеометр
- теодолит электронный
Геодезический полигон:
участок пересечённой местности;
геодезический строительный репер.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в
образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания
1. Киселев М.И. Геодезия: учебник / М. И. Киселев, Д. Ш. Михелев. - 6е изд., стер. - М.: Академия, 2015. - 384 с.

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

1.
Публичная электронная библиотека [Электронный портал]. Режим доступа: http://lib.chistopol.net/library/book/14741.html
2.
Журнал "Геодезия и картография" [Электронный портал]. Режим доступа: http://geocartography.ru
3.2.3. Дополнительные источники

1.Нестеренок М.С. Геодезия : учеб.пособие для вузов / М. С.
Нестеренок. - Минск :Высш. шк., 2015. - 272 с.:
2. Федотов Г.А. Инженерная геодезия : учебник. — 6-е изд., перераб. и
доп. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 479 с. — (Высшее образование:
Специалитет). [Электронный портал]. - Режим доступа: — www.dx.doi.org/
10.12737/13161.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знания
- основные понятия и термины,
используемые в геодезии;

- демонстрирует знания
Тестирование ,зачет
понятий и терминов,
используемых в геодезии;
- назначение опорных
-демонстрирует знания о
геодезических сетей;
видах опорных
геодезических сетей и их
применении;
- масштабы, условные
-демонстрирует знания
топографические знаки, точность видов масштабов и их
масштаба;
назначение;
масштабирует;
читает и вычерчивает
условные топографические
знаки
- систему плоских
-разбирается в системе
прямоугольных координат;
плоских прямоугольных
координат;
- приборы и инструменты для
-демонстрирует знания
измерений: линий, углов и
устройств приборов и
определения превышений;
инструментов,
применяемых при
выполнении геодезических
- приборы и инструменты для
измерений;
вынесения расстояния и
-выполняет
координат;
последовательность
вычислительной
обработки геодезических
измерений.
- виды геодезических измерений. -демонстрирует знания
видов геодезических
измерений и их назначение
Умения
- читать ситуации на планах и
картах;

- решать задачи на масштабы;

-читает изображение
ситуации и рельефа
местности;

-решает задачи на
масштабы;

Оценка практических и
лабораторных работ

- решать прямую и обратную
геодезическую задачу;

-определяет
прямоугольные
координаты и
ориентирные углы;
-решает прямую и
обратную геодезические
задачи

- пользоваться приборами и
инструментами, используемыми
при измерении линий, углов и
отметок точек;
- пользоваться приборами и
инструментами, используемыми
при вынесении расстояния и
координат;
- проводить камеральные работы
по окончании теодолитной
съемки и геометрического
нивелирования.

- осуществляет линейные и
угловые измерения, а
также измерения
превышения местности.
-производит измерения по
выносу расстояния и
координат
-выполняет камеральные
работы по окончании
геодезических съемок.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».