Психология общения

Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_______________В.В. Маркова
«____» ____________ 202___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ. 05 «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

Специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ. 05 «ПСИХОЛОГИЯ
ОБЩЕНИЯ» разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта (далее -ФГОС) и примерной программы среднего
профессионального образования (далее - СПО) по специальности 08.02.01
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений (базовая подготовка).
Организация-разработчик: ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный
колледж»
Разработчики:
Преподаватель

________________

А.В. Ухаботина

Программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии 08.02.01 Строительство
и эксплуатация зданий и сооружений

Протокол № _____ от «____» ___________ 20__ г.

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ» .................................................................................... 4
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ............................................. 5
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ........................... 9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ... 10

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»
1.1. Область применения примерной рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и
сооружений
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной
программы: учебная дисциплина относится к общему гуманитарному и социальноэкономическому циклу
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК,
ЛР
ОК 01 – ОК 07,
ОК 09 – ОК 11,
ЛР 5-ЛР 8,
ЛР 11- ЛР 12

Умения

Знания

- применять техники и приемы
эффективного
общения
в
профессиональной деятельности;
- использовать приемы
саморегуляции поведения в
процессе межличностного общения.

- цели, функции, виды и уровни
общения;
- техники и приемы общения,
правила слушания, ведения
беседы, убеждения;
- механизмы взаимопонимания в
общении;
- вербальные и невербальные
средства общения.
- взаимосвязь общения и
деятельности
- роли и ролевые ожидания в
общении
- виды социальных
взаимодействий
- этические принципы общения
- источники, причины, виды и
способы разрешения конфликтов.

4

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

36

В т.ч. в форме практической подготовки
в том числе:
теоретическое обучение

18

лабораторные работы

Не
предусмотрено

практические занятия

16

курсовая работа (проект)

Не
предусмотрено

контрольная работа

Не
предусмотрено

Самостоятельная работа

Не
предусмотрено

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета

5

2

Наименование
разделов и тем

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1
2
Раздел 1. Теоретические основы изучения общения в психологии
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
Методологические и
Степень научной разработанности проблемы. Предмет и задачи психологии облогические основы пси- щения как отрасли психологической науки. Социология коммуникации и психохологии общения
логия общения. Общение как ведущая деятельность специалиста по социальной
работе. Речь как важнейшее средство общения. Виды речи. Психофизиологические
основы речи.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие №1: Составление древа понятия «общение»
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 1. 2.
Содержание учебного материала
Психологическая
Этика общечеловеческая и этика профессиональная. Формирование профессиоструктура и функции
нальной этики. Принципы этики деловых отношений. Определение и психологиобщения.
ческая структура общения. Реализация функций общения в деятельности специалиста по социальной работе. Использование средств общения в процессе социально-педагогической деятельности. Социально-психологическая характеристика
деловых и личных взаимоотношений. Проблема социальной перцепции и взаимопонимания. Психологическая структура восприятия человека человеком: восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками
индивида и интерпретация на этой основе их поступков. Идентификация и эмпатия.
Социально-психологические эффекты: ореола, первичности, новизны; стереотипы
и этностереотипы, способы их нейтрализации.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие №2: Семинарское занятие «Общение как инструмент современного специалиста»
Практическое занятие №3: Нейтрализация стереотипов общения

Объем в часах

3
10
4

2

Коды
компетенций и
личностных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

ОК 01 - ОК 07.
ОК 09 - ОК 11
ЛР 5-ЛР 8,
ЛР 11- ЛР 12

2
2
ОК 01 - ОК 07.
ОК 09 - ОК 11
ЛР 5-ЛР 8,
ЛР 11- ЛР 12
2

4
2
2
6

Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Психологические особенности делового общения
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Культура поведения и Культура поведения как форма общения людей, их поступки, основанные на
этика делового общения нравственности, этическом вкусе и соблюдении определенных норм и правил.
Единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти нравственную
линию поведения в нестандартной, экстремальной ситуации. Современные взгляды
на место этики в деловом общении. Общеэтические принципы и характер делового
общения.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.2.
Содержание учебного материала
Речевой этикет или
Речевой этикет - правило речевого поведения в обществе. Деловая риторика и ее
этика делового
значимость для эффективности деловых отношений. Национальные, исторические
красноречия
и др. корни делового красноречия. Виды речевого воздействия и специфические
требования этики, предъявляемые к каждому виду (выступлению на общем собрании, совещании, участию в деловой беседе и пр.). Стиль делового речевого воздействия и этикет. Комплементы. Эпидейктическая речь.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие № 4.Составление плана публичного выступления
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 2.3.
Содержание учебного материала
Психологические осо- Практические рекомендации и нормы делового этикета в отношении телефонного
бенности делового теле- разговора. Схема наиболее рациональной композиции делового разговора. Что
фонного разговора и
можно и нужно и что нельзя говорить по телефону. Методы достижения
письменного делового результативности телефонного делового разговора в рамках этикета.
общения
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие №5: «Этикет телефонного разговора»
Практическое занятие №6: Составление текста делового письма
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Коммуникации в процессе организации совместных действий
Тема 3.1
Содержание учебного материала
СоциальноТипология конфликтов. Управление конфликтной ситуацией. Стратегии и
психологическая харак- алгоритм разрешения конфликтов. Психологическая коррекция конфликтного
теристика конфликтов общения.

12

2

ОК 01 - ОК 07.
ОК 09 - ОК 11
ЛР 5-ЛР 8,
ЛР 11- ЛР 12

-

2

ОК 01 - ОК 07.
ОК 09 - ОК 11
ЛР 5-ЛР 8,
ЛР 11- ЛР 12

2
2
-

2

ОК 01 - ОК 07.
ОК 09 - ОК 11
ЛР 5-ЛР 8,
ЛР 11- ЛР 12

4
2
2
8

6

ОК 01 - ОК 07.
ОК 09 - ОК 11
ЛР 5-ЛР 8,
ЛР 11- ЛР 12
7

В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Практическое занятие №7: Психотренинг «Конструктивный конфликт»
Практическое занятие №8: Психотренинг «Развитие уверенности в себе»
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Разделы психологии, изучающие невербальные средства общения. Кинесика.
Экстралингвистика и паралингвистика. Такесика. Проксемика. Значение взгляда в
общении. Мимика как средство общения. Пантомимика. Виды жестов и поз.
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 4.Верификация ложной информации в процессе общения
Тема 4.1.
Содержание учебного материала
Определение и психоло- Определение и основные формы лжи: умолчание (тайна) и искажение (ложь). Пригическая структура лжи чины негативного искажения информации. Признаки обмана в общении
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Тема 4.2.
Содержание учебного материала
Верификация ложной Верификация ложной информации по словам; верификация ложной информации
информации
по голосу; верификация ложной информации по пластике; верификация ложной
информации по мимике
В том числе, практических занятий и лабораторных работ
Самостоятельная работа обучающихся
Промежуточная аттестация
ИТОГО:

4
2
2
2

ОК 01 - ОК 07.
ОК 09 - ОК 11
ЛР 5-ЛР 8,
ЛР 11- ЛР 12

4
2
-

ОК 01 - ОК 07.
ОК 09 - ОК 11
ЛР 5-ЛР 8,
ЛР 11- ЛР 12
ОК 01 - ОК 07.
ОК 09 - ОК 11

2
2
36

8

3
УСЛОВИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ

РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ

2.3. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет социально-экономических дисциплин, оснащенный оборудованием:
рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся, плакаты по темам занятий;
техническими средствами обучения: мультимедийный комплекс (проектор, проекционный
экран, ноутбук).
2.4.

Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендуемых для использования в образовательном процессе.

3.2.1. Печатные издания
1.Михалкин, Н. В. Социальная психология [Электронный ресурс] : учебное пособие
/ Н. В. Михалкин. – Москва : Российская академия правосудия, 2018. - 256 с.
2. Бороздина Г. В. Психология и этика делового общения : учебник и практикум / Г.
В. Бороздина Н. А. Кормнова. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 463 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1.Электронно-библиотечная система издательства «Лань» [Электронный ресурс]. –
Санкт-Петербург, 2010-2016. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/;
2.Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн
[Электронный ресурс]. – Москва, 2001-2016. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/;
3.Издательский центр «Академия» [Электронный ресурс] : сайт. – Москва, 2016. –
Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/;
4.Электронная библиотечная система Издательства «Проспект Науки»
[Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург, 2010-2016. – Режим доступа:
http://www.prospektnauki.ru/ebooks/index-usavm.php;
3.2.3. Дополнительные источники
1. Немов, Р. С. Общая психология [Электронный ресурс] : учебник / Р. С. Немов. –
Москва : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2018. - 396 с. : ил. - (Для средних
специальных
учебных
заведений).
–
Режим
доступа:
//biblioclub.ru/index.php?page=book&id=260771.

9

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Знания:
Взаимосвязь общения и
деятельности.
Цели, функции, виды и уровни
общения.
Роли и ролевые ожидания в
общении.
Виды социальных
взаимодействий.
Механизмы взаимопонимания в
общении.
Техники и приемы общения,
правила слушания, ведения
беседы, убеждения.
Этические принципы общения.
Источники, причины, виды и
способы разрешения конфликтов.
Приемы
саморегуляции
в
процессе общения.

Критерии оценки

Методы оценки

Знать:
-взаимосвязь общения и
деятельности;
цели,
функции, виды и уровни
общения;
-роли и ролевые ожидания
в общении;
-виды социальных
взаимодействий;
-механизмы
взаимопонимания в
общении; -техники и
приемы общения, правила
слушания,
ведения беседы, убеждения;
-этические принципы
общения;
-источники,
причины,
виды
и
способы
разрешения конфликтов;
-приемы саморегуляции в
процессе общения.

Устный опрос.
Письменный
опрос.
Тестирование,
анализ
ролевых ситуаций
Зачет.

Уметь:
-применять техники и
приемы эффективного
общения
в
профессиональной
деятельности;
использовать
приемы
саморегуляции поведения
в
процессе
межличностного общения;

Устный
опрос.
Письменный
опрос.
Тестирование,
анализ
ролевых ситуаций
Зачет.

Умения:
Применять техники и приемы
эффективного
общения
в
профессиональной деятельности.
Использовать
приемы
саморегуляции поведения в
процессе
межличностного
общения.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».