Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В.В. Маркова
«____» _______________ 202___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.03 ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
Специальность 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и
сооружений»
Форма обучения очная
1
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Основы электротехники
разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом среднего профессионального образования и с учетом примерной
основной
образовательной
программы
поспециальности
08.02.01
«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»
Разработчик:
Преподаватель
________________
Сазанова Е.В.
Подпись
Программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии
специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Протокол № _____ от «____» ___________ 202__ г.
Председатель ПЦК
___________________
/ ___________________ /
Подпись
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3
2.
СТРУКТУРА
ДИСЦИПЛИНЫ
5
И
СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
13
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 «Основы электротехники»
1.1.
Место
дисциплины
в
структуре
основной
образовательной
программы:
Учебная дисциплина «Основы электротехники» является обязательной частью
общепрофессионального цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности
08.02.01 Строительство и
эксплуатация зданий и сооружений (базовый уровень)
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих
компетенций ОК1-ОК7,
профессиональных ПК-2.1, ПК3.5, ПК4.1, ПК4.2.и
личностных результатов воспитания ЛР 14-19.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
Умения
Знания
ПК,
ОК, ЛР
ОК1-
- читать электрические - основы электротехники;
ОК7,
схемы;
- устройство
и
принцип
действия
ПК-2.1, - вести оперативный
электрических машин и трансформаторов;
ПК3.5,
учет работы
- устройство
ПК4.1,
энергетических
аппаратуры
ПК4.2
установок
электроустановками.
и
принцип
действия
управления
ЛР 1419
4
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной
дисциплины
64
в т.ч. в форме практической подготовки
в т.ч.:
теоретическое обучение
40
лабораторные работы
-
практические занятия
22
курсовая работа (проект)
-
контрольная работа
-
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация
2
зачет
5
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электротехники»
Наименование
разделов и тем
Раздел 1. Основы
электротехники
Тема 1.1 Электрическое
поле и магнитное поле
Тема 1.2 Электрические
цепи постоянного тока
Тема 1.3. Однофазная
электрическая цепь
Тема 1.4 Трехфазные
электрические цепи
Содержание учебного материала, лабораторные работы и
практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
18
Значение дисциплины в будущей профессиональной деятельности.
Электрическое поле и его характеристики. Проводники и диэлектрики.
Электрическая емкость. Конденсаторы. Магнитное поле и его
характеристики. Законы магнитного поля.
Электрический ток, параметры тока. Электрическая цепь. Резисторы.
Виды соединения резисторов. Законы Ома для участка цепи и полной
цепи. Расчет электрических цепей постоянного тока. Законы Кирхгофа.
Практические занятия
Расчет простой цепи постоянного тока
Содержание учебного материала
Переменный ток, его параметры, уравнения, графики и векторные
диаграммы. Основы расчета электрических цепей переменного тока.
Измерительные приборы переменного тока и их характеристики.
Практические занятия
Исследование режимов работы и методов расчета линейных цепей
постоянного тока с одним источником питания.
Содержание учебного материала
Трехфазная система, соединение звездой и треугольником. Основы
расчета электрических цепей трехфазного тока.
Практические занятия
Трехфазная цепь при соединении потребителей звездой и треугольником
2
Коды компетенций и
личностных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ОК1-ОК7, ПК-2.1, ПК3.5,
ПК4.1, ПК4.2
ЛР 14-19.
2
ОК1-ОК7, ПК-2.1, ПК3.5,
ПК4.1, ПК4.2
2
ЛР 14-19.
4
ОК1-ОК7, ПК-2.1, ПК3.5,
ПК4.1, ПК4.2
2
ЛР 14-19.
ОК1-ОК7, ПК-2.1, ПК3.5,
4
ПК4.1, ПК4.2
2
ЛР 14-19.
6
Раздел 2
Устройство
электрических машин
и трансформаторов и
принцип действия
16
Содержание учебного материала
Назначение и применение трансформаторов, их классификация.
Устройство, принцип действия и режимы работы трансформатора.
Понятие о трехфазных трансформаторах.
2
Практические занятия
Расчет основных характеристик силовых трансформаторов
Содержание учебного материала
Назначение машин переменного тока, их классификация. Вращающееся
Тема 2.2
магнитное поле. Конструкция асинхронных электродвигателей
Электрические машины трехфазного тока. Общие сведения об однофазных электродвигателях:
переменного тока
схемы включения, область применения.
Практические занятия
Расчет основных характеристик асинхронных двигателей
Содержание учебного материала
Устройство электрических машин постоянного тока. Основные элементы
Тема 2.3 Электрические конструкции и их назначение. Принцип работы. Обратимость машин.
машины
постоянного Генераторы и двигатели постоянного тока. Схемы включения,
тока
характеристики и область применения.
Практические занятия
Расчет основных характеристик машин постоянного тока
Раздел 3 Аппаратура
управления
электроустановками.
Тема 3.1 Основы
Содержание учебного материала
2
Тема 2.1
Трансформаторы
ОК1-ОК7, ПК-2.1, ПК3.5,
ПК4.1, ПК4.2
ЛР 14-19.
4
ОК1-ОК7, ПК-2.1, ПК3.5,
ПК4.1, ПК4.2
ЛР 14-19.
2
ОК1-ОК7, ПК-2.1, ПК3.5,
4
ПК4.1, ПК4.2
ЛР 14-19.
2
4
ОК1-ОК7, ПК-2.1, ПК3.5,
7
электропривода
Тема 3.2 Аппаратура
управления и защиты
Понятие об электроприводе. Виды электроприводов. Нагревание и
охлаждение электродвигателей. Режимы работы (длительный, повторнократковременный, кратковременный). Понятие о продолжительности
включения ПВ) двигателя.
Содержание учебного материала
Аппаратура управления и защиты. Назначение аппаратуры управления,
ее классификация. Пускорегулирующая аппаратура ручного управления.
Аппаратура автоматического управления. Аппаратура защиты.
Простейшие схемы управления электрическими установками.
Раздел 4.
Электрическое
оборудование
строительных
площадок
Тема 4.1.
Электрооборудование
сварочных установок.
Тема 4.2.
Электрооборудование
строительных кранов и
подъемников.
Тема 4.3.
Электрифицированные
2
ПК4.1, ПК4.2
ЛР 14-19.
2
ОК1-ОК7, ПК-2.1, ПК3.5,
ПК4.1, ПК4.2
ЛР 14-19.
8
Содержание учебного материала
Виды электрической сварки. Сварочные аппараты постоянного и
переменного тока. Устройство, технические характеристики сварочных
трансформаторов. Техника безопасности при работе со сварочным
оборудованием.
Практические занятия
Электрооборудование, используемое в сварочных аппаратах, ручном
инструменте, кранах и подъемниках на строительной площадке.
Содержание учебного материала
Особенности работы кранового электрооборудования, аппаратуры
управления и защиты. Техника безопасности при эксплуатации, монтаже
электрооборудования кранов и подъемников
Виды электрифицированных машин и приспособлений, применяемых на
строительной
площадке.
Классы
изоляции.
Виды
ручного
ОК1-ОК7, ПК-2.1, ПК3.5,
2
ПК4.1, ПК4.2
ЛР 14-19.
2
ОК1-ОК7, ПК-2.1, ПК3.5,
2
ПК4.1, ПК4.2
ЛР 14-19.
2
ОК1-ОК7, ПК-2.1, ПК3.5,
8
ручные машины и
электроинструменты
электрифицированного инструмента (электродрели, перфораторы,
гайковерты, электрорубанки, электропилы и т.д.). Техника безопасности
при работе с электрифицированными ручными машинами и
электроинструментом.
Раздел 5.
Электроснабжение
строительной
площадки
Тема5.1.
Источники,
передача
и
распределение
электрической энергии.
Тема 5.2. Электрические
сети
и
освещение
строительных площадок.
Тема 5.3. Расчет
электроэнергии.
Энергосберегающие
технологии.
ПК4.1, ПК4.2
ЛР 14-19.
18
Содержание учебного материала
Источники
электроэнергии,
характеристика
источников.
Трансформаторные подстанции. Схемы электроснабжения и категории
потребителей электроэнергии на строительной площадке. Распределение
электроэнергии, распределительные устройства, щиты, установки.
Практические занятия
Электроснабжение строительной площадки
Расчет электрических нагрузок строительной площадки и выбор
мощности трансформатора.
Классификация сетей, особенности
эксплуатации.
Устройство
электрических сетей на строительной площадке, провода и кабели. Виды
осветительной арматуры и виды освещения. Типы осветительных ламп ,
классификация, характеристики, область применения, марки. Нормы
освещенности, расчет мощности на наружное и внутреннее освещение.
Практические занятия
Оперативный учет работы энергетических установок.
Расчет освещения на строительных площадках.
Содержание учебного материала
Понятие о принципе расчета электрических нагрузок строительной
площадки и выбор мощности трансформатора. Расчет освещения на
строительных площадках. Принципиальная схема электроснабжения
строительной площадки с нанесением источников, потребителей и
ОК1-ОК7, ПК-2.1, ПК3.5,
2
ПК4.1, ПК4.2
ЛР 14-19.
4
2
ОК1-ОК7, ПК-2.1, ПК3.5,
ПК4.1, ПК4.2
ЛР 14-19.
2
ОК1-ОК7, ПК-2.1, ПК3.5,
2
ПК4.1, ПК4.2
ЛР 14-19.
9
Тема 5.4.
Электробезопасность на
строительной площадке
основных сетей. Роль оптимального выбора электрооборудования, схем
электроснабжения в экономии электроэнергии. Энергосберегающая
технология.
Практические занятия
Составление принципиальной схемы электроснабжения строительной
площадки с нанесением источников электроснабжения потребителей и
основных сетей на план строительной площадки.
Содержание учебного материала
Действие электрического тока на человека, опасные значения тока и
напряжения.
Классификация
условий
работы
по
степени
электробезопасности. Мероприятия по обеспечению безопасного
ведения работ с электроустановками. Защитные средства: назначение,
виды, область применения. Оказание первой помощи при поражении
электрическим током. Заземлители естественные и искусственные,
нормы сопротивления, правила заземления.
2
2
ОК1-ОК7, ПК-2.1, ПК3.5,
ПК4.1, ПК4.2
ЛР 14-19.
зачет
2
Итого:
64
10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Электротехники» оснащён оборудованием :
- рабочие места преподавателя и обучающихся; (столы, стулья);
техническими средствами обучения:
- мультимедийный проектор;
- персональный компьютер преподавателя.
Лаборатория «Электротехники» оснащена оборудованием :
⎯ учебная лабораторная станция ;
⎯ макетная плата с наборным полем для станции ;
⎯ набор учебных модулей для установки на макетную плату ;
⎯ техническими средствами :
персональный компьютер;
⎯ учебное программное обеспечение.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные
ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе.
3.2.1. Печатные издания
1. Немцов М.В., Немцова М.Л. Электротехника и электроника: Учебник для
среднего профессионального образования. — М.: Изд. центр «Академия», 2017. —
432 с.
2.Зайцев, В. Е. Электротехника. Электроснабжение, электротехнология и
электрооборудование строительных площадок : учеб.пособие для сред. проф.
образования / В. Е. Зайцев, Т. А. Нестерова. – М. : Академия, 2018. – 128 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
1.
Электрик [Электронный ресурс], Режим доступа :
electrik.org/elbook/site2.php
2.
Электроснабжение и рациональное использование электроэнергии
Электрик [Электронный ресурс], Режим доступа :
http://www.kgau.ru/distance/2013/et2/007/gl12.htm
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Теплякова, О. А. Электротехника и электроника : учеб.пособие. В 2 ч.
Ч. 1. Электротехника / О. А. Теплякова. – Волгоград : Ин-фолио, 2012. – 272 с.
2.
Шеховцов, В. П. Справочное пособие по электрооборудованию и
электроснабжению / В. П. Шеховцов. – М.: ИНФРА-М: ФОРУМ., 2011. – 136 с.
3.
Шеховцов, В. П. Электрическое и электромеханическое оборудование /
В. П. Шеховцов. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013. – 416с.:
4.
Склавинский, А. К. Электротехника с основами электроники :
учеб.пособие / А. К. Склавинский, И. С. Туревский. – М.: ИД “ФОРУМ”, 2009. –
448с.:
⎯
11
5.
Афонин, А. М. Энергосберегающие технологии в промышленности :
учеб.пособие / А. М. Афонин, Ю. Н. Царегородцев, А. М. Петрова, С. А. Петрова. –
М.: ФОРУМ, 2013. – 272с.
6.
Алиев, И. И. Электротехника и электрооборудование : Справочник /
И. И. Алиев. – М.: Высш. шк., 2012. – 1200 с.
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль
и
оценка
результатов
освоения
дисциплины
осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а
также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
Умения:
Критерии оценки
Читает схемы электрических
схемы сетей
Читать
Методы оценки
Текущий контроль:
тестирование,
электрических сетей
оценивание
Вести оперативный учет Ведёт оперативный учет работы
практических
работы
занятий.
энергетических энергетических установок
Оценка докладов и
установок
сообщений,
рефератов,
Знания :
Демонстрирует знания основ
Экспертная оценка
Основы электротехники, электротехники,
по результатам
устройство и принцип
наблюдения за
устройства и принцип действия
действия электрических электрических машин,
деятельностью
машин,
студента в процессе
устройства и принцип действия
устройство и принцип трансформаторов,
освоения учебной
действия
устройства и принцип действия
дисциплины
трансформаторов,
аппаратуры управления
устройство и принцип электроустановками
действия
аппаратуры
управления
электроустановками
13