Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В.В. Маркова
«____» _______________ 202___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Форма обучения очная
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и с учетом примерной основной образовательной программы по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
.
Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж».
Разработчик:
Преподаватель _______________
Э.П. Водяков
подпись
Программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии
специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Протокол № __________ от «____» _________ 20 ___ г.
Председатель ПЦК __________________ /___________________/
2
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
13
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
17
1.
2.
3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.08 «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Информационные технологи в профессиональной
деятельности» является обязательной частью общепрофессионального цикла
примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.
Учебная дисциплина «Информационные технологи в профессиональной
деятельности» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 08.02.01
Строительство и эксплуатация зданий и сооружений. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих и профессиональных
компетенций ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 2.3. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
Личностные результаты воспитания:
ЛР 14 - способность ставить перед собой цели, под решения возникающих профессиональных задач, подбирать способы решения и средства развития, в том числе с использованием информационных технологий;
ЛР 15 – способность содействовать формированию положительного образа и поддержанию престижа своей профессии;
ЛР 16 - способность искать и находить необходимую информацию используя разнообразные технологии ее поиска, для решения возникающих в
процессе производственной деятельности;
ЛР 17 - способность выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; позиционировать себя как
результативный и привлекательный участник трудовых отношений;
4
ЛР 18 – способность демонстрировать развитый художественный вкус,
владение методами моделирования и гармонизации искусственной среды
обитания;
ЛР 19 - содействовать при организации строительной деятельности сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать
в чрезвычайных ситуациях.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются
умения и знания.
Код
ПК, ОК, ЛР
Умения
Знания
ЛР 14 - ЛР 19,
ОК 02, ОК 03,
ОК 04, ОК 09,
ПК 1.3, ПК 1.4,
ПК 2.3
применять средства
информационных технологий для
решения профессиональных задач;
использовать программное
обеспечение, компьютерные и
телекоммуникационные средства в
профессиональной деятельности;
отображать информацию с помощью
принтеров, плоттеров и средств
мультимедиа;
устанавливать пакеты прикладных
программ;
состав, функции и возможности
использования информационных и
телекоммуникационных технологий
для информационного
моделирования (BIM-технологий) в
профессиональной деятельности;
основные этапы решения
профессиональных задач с помощью
персонального компьютера;
перечень периферийных устройств,
необходимых для реализации
автоматизированного рабочего места
на базе персонального компьютера;
технологию поиска информации;
технологию освоения пакетов
прикладных программ.
5
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Объем в
Вид учебной работы
часах
Объем образовательной программы
94
в том числе:
теоретическое обучение
44
лабораторные работы
-
практические занятия
46
курсовая работа (проект) (если предусмотрено для специальностей)
-
контрольная работа
-
самостоятельная работа
-
консультация
2
Итоговая аттестация проводится в форме зачета
2
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
1
2
Раздел 1. Автоматизированная обработка информации: основные понятия и технологии
Содержание учебного материала
Тема 1.1.
1 Введение в информационные технологии.
Информационные техно- 2 Классификация информационных технологий.
логии
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 1.2.
Технические средства реализации информационных систем. Понятие платформы.
Технические и проСовместимость компьютерных платформ. Операционная система как составная часть.
граммные средства инплатформы. Прикладные решения и средства их разработки. Критерии выбора платформационных техноло- формы.
гий
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 2. Основы информационной и компьютерной безопасности
Содержание учебного материала
Тема 2.1.
Проблемы защиты информации в информационном обществе. Уровни защиты инИнформационная
формации на предприятии. Типы компьютерных преступлений, предусмотренные
безопасность
уголовным кодексом РФ: неправомерный доступ к информации, создание и использование вредоносных программ, нарушение правил эксплуатации компьютерных си7
Объём
часов
Коды
компетенций,
формированию
которых способствует элемент
программы
3
4
6
4
2
ЛР 16, ОК 02,
ОК 03, ОК 09,
ПК. 1.3, ПК. 1.4,
ПК 2.3
ЛР 16, ОК 02,
ОК 03, ОК 09,
ПК. 1.3, ПК. 1.4,
ПК 2.3
4
2
ЛР 16, ОК 02,
ОК 03, ОК 09,
ПК 1.3, ПК. 1.4,
ПК2.3
стем.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 2.2.
Защита от компьютерных вирусов. Классификация вирусов в зависимости от объекЗащита от компьютертов заражения. Технология «лечения» зараженных файлов с помощью антивирусных
ных вирусов
программ.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 3. Технологии обработки и преобразования информации
Содержание учебного материала
Тема 3.1.
Возможности текстового процессора. Применение текстового редактора MS Word для
Текстовые процессоры
решения профессиональных задач.
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическая работа № 1. Оформление текстовых документов. содержащих таблицы.
Практическая работа № 2. Оформление формул и создание диаграмм.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 3.2.
Электронная таблица MS Excel. Ввод и форматирование данных. Работа с данными,
Электронные таблицы
расположенными на разных листах.
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическая работа № 3. Организация расчетов в табличном процессоре MS Excel.
Создание электронной книги. Относительная и абсолютная адресации в MS Excel.
Связанные таблицы.
8
2
ЛР 16, ОК 02,
ОК 03, ОК 09,
ПК 1.3, ПК. 1.4,
ПК 2.3
20
2
-
ЛР 14 - ЛР 19,
ОК 02, ОК 03,
ОК 09, ПК. 1.3,
ПК. 1.4, ПК 2.3
2
2
2
2
ЛР 14 - ЛР 19,
ОК 02, ОК 03,
ОК 09, ПК. 1.3,
ПК. 1.4, ПК 2.3
Практическое занятие № 4. Задачи оптимизации (поиск решения). Связи между файлами и консолидация данных в MS Excel. Экономические расчеты в MS Excel.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 3.3.
1 Система управления базами данных.
Система управления ба- 2 Структура меню. Типы данных в таблице.
зами данных
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическая работа № 5. Создание таблиц базы данных с использованием конструктора и мастера таблиц в СУБД MS Access. Создание пользовательских форм для ввода
данных в СУБД MS Access.
Практическая работа № 6. Работа с данными с использованием запросов в СУБД MS
Access. Создание отчетов в СУБД MS Access.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 4. Системы автоматизированного проектирования
Содержание учебного материала
Тема 4.1.
1 Общие сведения о САПР. Цели и функции САПР. Обзор современных программСистема автоматизироных САПР. Интерфейс системы Компас. Основные режимы работы: построение
ванного проектирования
элементов, измерение, размеры и технологические обозначения, выделение, реКОМПАС 3D
дактирование.
2 Создание вида, выбор масштаба и системы координат. Выбор атрибутов линий.
Хранение чертежей в электронном виде и печать на бумаге.
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическая работа № 7. Создание листа чертежа.
Практическая работа № 8. Геометрические построения.
Практическая работа № 9. Деление окружности.
Практическая работа № 10. Выполнение чертежа плоской детали.
Контрольные работы
9
2
4
-
ЛР 14 - ЛР 19,
ОК 02, ОК 03,
ОК 09, ПК. 1.3,
ПК. 1.4, ПК 2.3
2
2
24
4
2
2
2
2
-
ЛР 14 - ЛР 19,
ОК 02, ОК 03,
ОК 09, ПК. 1.3,
ПК. 1.4, ПК 2.3
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 4.2.
Основы трехмерного моделирования.
Основы трехмерного мо- Лабораторные работы
делирования
Практические занятия
Практическая работа № 11. Трехмерное моделирование многогранников и тел вращения.
Практическая работа № 12. Моделирование детали методом выдавливания.
Практическая работа № 13. Трехмерное моделирование тел вращения.
Практическое занятие № 14. Моделирование детали, состоящей из нескольких объемных элементов
Практическая работа № 15. Моделирование сложного геометрического объекта
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 5. Технологии информационного моделирования
Содержание учебного материала
Тема 5.1.
1 Понятие BIM – технологий.
Программное обеспече- 2 Информационная модель здания.
ние для информационно- 3 Основные вопросы, связанные с внедрением технологии BIM.
го моделирования
4 Программы, реализующие технологию BIM.
5 Коллективная работа над проектом.
6 Чтение (интерпретация) интерфейса специализированного программного обеспечения.
7 Применение специализированного программного обеспечения.
Лабораторные работы
Практические занятия
Практическая работа № 16. Введение в информационное моделирование. Установка
(особенности установки) программного обеспечения на ПК. Пользовательский интерфейс.
Практическая работа № 17. Создание простого плана. Инструменты редактирования.
Практическая работа № 18. Эскизное проектирование. Построение формообразующих
10
2
-
ЛР 14 - ЛР 19,
ОК 02, ОК 03,
ОК 09, ПК. 1.3,
ПК. 1.4, ПК 2.3
2
2
2
2
2
30
14
16
ЛР 14 - ЛР 19,
ОК 02, ОК 03,
ОК 09, ПК. 1.3,
ПК. 1.4, ПК 2.3
элементов: каркас здания – оси и уровни.
Практическая работа № 19. Работа с инструментами создания каркасных элементов –
стены, перекрытия, крыши.
Практическая работа № 20. Работа с инструментами создания каркасных элементов –
лестницы, пандусы, ограждения.
Практическая работа № 21. Назначение материалов. Заполнение проемов – окна, двери, витражи.
Практическая работа № 22. Создание дополнительных архитектурных и конструктивных элементов.
Практическая работа № 23. Визуализация. Объемные виды, сечения, узлы.
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Раздел 6. Электронные коммуникации в профессиональной деятельности
Содержание учебного материала
Тема 6.1.
1 Компоненты вычислительной сети. Классификация сетей по масштабам. КлассиКомпьютерные сети
фикация сетей по топологии, или архитектуре. Классификация сетей по стандартам организации. Среда передачи данных.
2 Типы компьютерных сетей. Локальные сети с выделенным сервером. Одноранговые локальные сети. Сетевой контроллер. Эталонная модель OSI. Преимущества
работы в локальной сети.
Лабораторные работы
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Содержание учебного материала
Тема 6.2.
История Великой Сети. Два подхода к сетевому взаимодействию. Современная струкГлобальная сеть Интер- тура сети Интернет. Основные протоколы сети Интернет. Интернет как единая систенет
ма ресурсов. Гипертекстовая система WWW. Электронная почта. Сетевые новости.
FTP — передача файлов. Разговор по Интернету. IР-телефония. Электронная коммерция. Основы проектирования Web-страниц.
Лабораторные работы
11
6
4
ЛР 14 - ЛР 19,
ОК 02, ОК 03,
ОК 09, ПК. 1.3,
ПК. 1.4, ПК 2.3
2
-
ЛР 14 - ЛР 19,
ОК 02, ОК 03,
ОК 09, ПК. 1.3,
ПК. 1.4, ПК 2.3
Практические занятия
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся
Консультация
Итоговая аттестация проводится в форме зачета
Всего
12
2
2
94
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности»,
оснащенный оборудованием: автоматизированное рабочее место преподавателя и автоматизированные рабочие места обучающихся; комплект учебнонаглядных пособий;
техническими средствами обучения: компьютеры с программным обеспечением, проектор; экран; аудиовизуальные средства – схемы и рисунки к занятиям
в виде слайдов и электронных презентаций.
Программное обеспечение дисциплины:
-
Операционная система.
-
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
-
Антивирусная программа.
-
Программа-архиватор.
-
Программа – переводчик.
-
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редак-
тор, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
-
Системы автоматизированного проектирования.
-
Простая система управления базами данных.
-
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или
-
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
-
Электронные средства образовательного назначения.
-
Программное обеспечение локальных сетей.
др.).
13
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.
3.2.1 Печатные издания
1. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Технические специальности: учебник для студ. учреждений сред.
проф. образования / Е.В. Михеева, О.И. Титова. — М.: Издательский центр
«Академия», 2017;
2.
Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профес-
сиональной деятельности: учеб, пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Михеева. — 14-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014.
3. Федотова Е.Л. Информационные технологии в профессиональной деятельности Серия: Профессиональное образование. – М.: Форум, Инфра-М. 2008;
4. Гаврилов М.В. Информатика и информационные технологии. - М.: Гардарики, 2007;
5.
Гришин В.Н., Панфилова Е.Е. Информационные технологии в профес-
сиональной деятельности. – М.: Инфра-М; 2008;
6. Молокова Н.В. Информационные технологии. Курс лекций. Сибирский
фед. унив. 2010;
7. Могилев А.В. Практикум по информатике. - М.: Академия, 2009;
8. Третьяк Т.М. Пространственное моделирование и проектирование в
программной среде Компас 3D. - М.: Академия, 2011;
9. ЗАО АСКОН Компас 3D. Руководство пользователя. Том 1,2,3. - М.:
ЗАО АСКОН, 2007;
10. Ошкина Л.М. Лабораторный практикум (САПР Компас 3D) Саранск:
Мордовский унив., 2009;
14
11. Вандезанд Дж., Рид Ф., Кригел Э. Autodesk Revit Architecture. Начальный
курс. Официальный учебный курсAutodesk /Перевод с англ. В. В. Талапов.
– М.: ДМК-Пресс, 2017. – 328 с.: ил.
12. Коноплева И.А., Хохлова О.А., Денисов А.В. Информационные технологии: учеб. пособие. 2-издание. М.: Проспект, 2014.
13. Талапов В.В. Основы BIM введение в информационное моделирование
зданий. М.: ДМК-Пресс, 2011.
3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы)
1.
Электронно-библиотечная система колледжа [Электронный ресурс]. –
Ковылкино, 2020. – Режим доступа: http://spoksk.ru/e-library.html;. – Доступ по
логину и паролю.
2. Материалы сайта http://www.chaltlib.ru/articles/Library/spetsialistu/ucheba/
osvoenie_tekhnologijj_obuchajushhijj_kurs/ - информационные ресурсы сети Интернет;
3.
Материалы сайта http://virusinfo.info/ - информационные ресурсы
«VirusInfo» - форума о компьютерной безопасности;
4.
Материалы сайта http://www.curator.ru/physics/it_school.html - информа-
ционные ресурсы в среднем профильном образовании;
5.
Материалы сайта http://www.library.ispu.ru/knigi/resursy-
internet/informacionno-obrazovatelnye-resursy -информационно-образовательные
ресурсы: библиотека ИГЭУ;
6. Материалы сайта http://sch1106.mosuzedu.ru/edresurs.html - образовательные ресурсы сети Интернет;
7. Материалы сайта http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00058193_0.html Методы проведения урока с применением ИТ и информационных ресурсов сети
Интернет;
8. Материалы сайта http://www.intuit.ru/catalog/- Университет информационных технологий.
15
3.2.3 Дополнительные источники
1. Расторгуева Л.Г. Лабораторный практикум по компьютерной графике
Альметьевск: А. гос. неф. ин., 2011;
2. Пачкория О.Н. Пособие по выполнению лабораторных и практических
работ М.: Лида, 2009;
16
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень знаний, осваиваемых
в рамках дисциплины:
- основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и структуру электронновычислительных машин и вычислительных систем;
- базовые системные программные продукты и пакеты
прикладных программ;
- состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
- технологию поиска информации.
Перечень умений, осваиваемых
в рамках дисциплины:
- использовать прикладное программное обеспечение (текстовые и графические редакторы,
электронные таблицы, информационно-поисковые системы).
Критерии оценки
Знает:
основные понятия автоматизированной обработки информации, общий состав и
структуру электронновычислительных машин и
вычислительных систем;
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий
в профессиональной деятельности;
технологию поиска информации.
Умеет:
использовать прикладное
программное обеспечение
(текстовые и графические
редакторы, электронные
таблицы, информационнопоисковые системы).
17
Методы оценки
Тестирование
Устный опрос
Экспертная
оценка результатов деятельности обучающегося при выполнении и защите результатов практических занятий