Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_______________В.В. Маркова
«____» ____________ 202___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 04 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОЛЛЕКТИВА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Специальность 54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ)
Рабочая программа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 04 ОРГАНИЗАЦИЯ
РАБОТЫ КОЛЛЕКТИВА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее -ФГОС) и примерной программы
среднего профессионального образования (далее - СПО) по специальности 54.02.01
ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ) (базовая подготовка).
Организация-разработчик: ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный
колледж»
Разработчики:
Преподаватель
________________
А.В. Ухаботина
Программа рассмотрена на заседании цикловой комиссии 54.02.01 ДИЗАЙН (ПО
ОТРАСЛЯМ)
Протокол № _____ от «____» ___________ 20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 04 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОЛЛЕКТИВА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
1.1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид
деятельности «Организация работы коллектива исполнителей» и соответствующие ему общие
компетенции и профессиональные компетенции:
1.1.2. Перечень общих компетенций
Код
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9
ОК 10
ОК 11
ЛР 13
ЛР 14
ЛР 15
ЛР 16
Наименование общих компетенций
Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам.
Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для
выполнения задач профессиональной деятельности.
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами,
руководством, клиентами.
Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном
языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и
культурного контекста.
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей,
применять стандарты антикоррупционного поведения
Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности.
Использовать
информационные
технологии
в
профессиональной
деятельности.
Пользоваться профессиональной документацией на государственном и
иностранном языках.
Использовать
знания
по
финансовой
грамотности,
планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере
Способный при взаимодействии с другими людьми достигать поставленных
целей, стремящийся к формированию личностного роста как профессионала
Способный ставить перед собой цели, под решения возникающих
профессиональных задач, подбирать способы решения и средства развития, в
том числе с использованием информационных технологий;
Содействующий формированию положительного образа и поддержанию
престижа своей профессии
Способный искать и находить необходимую информацию используя
разнообразные технологии ее поиска, для решения возникающих в процессе
производственной деятельности проблем
ЛР 17
ЛР 18
ЛР 19
ЛР 20
ЛР 21
ЛР 22
ЛР 23
ЛР 24
Способный выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки
новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя как результативный
и привлекательный участник трудовых отношений.
Демонстрирующий развитый художественный вкус, владение методами
моделирования и гармонизации искусственной среды обитания
Содействовать при организации строительной деятельности сохранению
окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях
Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное
развитие.
Активно применяющий полученные знания на практике
Способный анализировать производственную ситуацию, быстро принимать
решения
Готовность обучающегося соответствовать ожиданиям работодателей:
ответственный сотрудник, дисциплинированный, трудолюбивый, нацеленный
на достижение поставленных задач, эффективно взаимодействующий с
членами команды, сотрудничающий с другими людьми.
Готовый к профессиональной конкуренции конструктивной реакции на
критику
1.1.3. П
еречен
ь
профе
ссиона
льных
компе
тенци
й
К На
о им
д ено
ван
ие
вид
ов
дея
тел
ьно
сти
и
про
фес
сио
нал
ьн
ых
ко
мп
ете
нц
ий
В Орг
Д ани
зац
4 ия
раб
оты
кол
лек
тив
а
исп
олн
ите
лей
П Пла
К нир
ова
4 ть
.1.
ПК 4.2.
ПК 4.3.
ПК 4.4.
1.1.4. В результате освоения профессионального модуля студент должен:
Иметь практический
опыт
уметь
знать
планирования работы коллектива исполнителей;
составления конкретных технических заданий для реализации
дизайн-проекта на основе технологических карт;
контроля сроков и качества выполненных заданий;
работы с коллективом исполнителей, приёма и сдачи работы в
соответствии с техническим заданием
принимать
самостоятельные
решения
по
вопросам
совершенствования организации управленческой работы в
коллективе;
составлять техническое задание для реализации дизайнпроекта;
осуществлять контроль деятельности персонала;
управлять работой коллектива исполнителей
систему управления трудовыми ресурсами в организации;
методы и формы обучения персонала;
способы управления конфликтами и борьбы со стрессом;
особенности приёма и сдачи работы в соответствии с
техническим заданием
1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов – 100,
в том числе в форме практической подготовки - 8.
Из них на освоение МДК – 8,
в том числе:
самостоятельная работа 32,
на практики – 36,
в том числе производственную - 36.
Промежуточная аттестация в форме экзамена.
р
С
н
К
О
2. Структура и содержание профессионального модуля
2.1. Структура профессионального модуля
1
ПК 4.1 - 4.4
ОК 1- 11
ПК 4.1 - 4.4
ОК 1- 11
ПК 4.1 - 4.4
ОК 1- 11
Наименования разделов
профессионального
модуля
2
Раздел 1. Основы
управления
персоналом
Производственная
практика
Промежуточная
аттестация
Всего:
Суммар
ный объем
нагрузки,
час.
3
64
8
36
36
100
42
работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем
обучение по МДК
в том числе
всего
4
64
самостоят
ельная
работа
практики
учебная
производственная
консультац
ии
7
8
9
10
11
-
-
36
6
32
6
32
промежут.
аттест.
Коды
профессионал
ьных общих
компетен
ций
В т.ч. в форме практ.
подготовки
Объем профессионального модуля, ак. час.
лабораторн
ых и
практически
х занятий
курсовых
работ
(проектов)
5
6
8
36
64
8
-
-
36
2.2. Тематический план и содержание ПМ. 04 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КОЛЛЕКТИВА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Наименование разделов и тем
профессионального модуля (ПМ),
междисциплинарных курсов (МДК)
1
Раздел I. Основы управления персоналом
МДК 04.01 Основы менеджмента
Тема 1.1. Менеджмент в управлении
персоналом
Тема 1.2 Организация и ее среда
Содержание учебного материала,
лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная
работа обучающихся
2
Содержание
1. Менеджмент как вид управленческой деятельности.
2. Методология менеджмента (цели и задачи управления; объекты и субъекты
управления; виды менеджмента; методы менеджмента; принципы управления)
Содержание
1. Внутренняя среда организации.
2. Внешняя среда организации.
Тема 1.3. Методы и функции менеджмента Содержание
1. Основные функции менеджмента
Тема 1.4. Коммуникации
Содержание
1. Основные элементы коммуникационного процесса. Управление процессом
коммуникации.
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 1. Деловое общение.
Тема 1.5. Управление персоналом
Содержание
1. Управление персоналом
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 2. Выбор стратегии управления персоналом организации
Тема 1.6 Управление конфликтами и
Содержание
стрессами
1. Конфликт: понятие и причины.
2. Стресс. Предупреждение стрессовых ситуаций.
В том числе практических занятий
Практическое занятие № 3. Управление конфликтами и стрессами
Тема 1.7. Управление рисками
Содержание
1. Виды рисков и потерь
Тема 1.8. Планирование и
Содержание
прогнозирование
1. Виды и методы прогнозов. Подходы и методы прогнозирования
2. Классификация планов. Принципы и методы планирования.
В том числе практических занятий
Объем в часах
3
100
64
4
4
4
4
4
4
6
4
2
2
6
4
2
2
8
6
2
2
4
4
10
8
2
Практическое занятие № 4. Планирование в деятельности организации
Тема 1.9. Организация взаимодействия на Содержание
стадии выполнения планов
1. Делегирование и ответственность.
2. Полномочия и власть.
Тема 1.10. Самоменеджмент
Содержание
1. Понятие, содержание и принципы самоменеджмента.
Тема 1.11. Контроль как функция
Содержание
менеджмента
1. Контроль как функция менеджмента
2. Контроль качества нововведений
3. Экспертиза инновационных проектов
Самостоятельная учебная работа при изучении раздела № 1
1.Подготовка теоретического материала для проведения деловой игры «Построение организационной структуры дизайнерской
фирмы»
2.Составление плана и тезисов ответа по теме «Сущность, содержание и классификация методов управления. Основные функции
управления. Управление производственными процессами»
3.Подготовка презентаций по теме «Методы управления коллективом в процессе разработки дизайн-проектов»
4.Решение ситуационных профессиональных задач
5. Составление кроссворда (по любой из пройденных тем на выбор обучающегося)
6.Моделирование процесса планирования и управления дизайнерской организацией.
7.Разработка дизайн-проекта в электронном виде.
8. Подготовка рефератов по темам: «Инновационный менеджмент» , «Проведение патентных и и научно-технических
исследований
9.Составление опорных схем для систематизации учебного материла; ответы на контрольные вопросы
Производственная практика
Виды работы:
1.
Знакомство с организацией. Анализ структуры управления, существующей на предприятии, разработка предложений по
улучшению этой структуры.
2.
Определение специфики деятельности организации, контингента обслуживания и наличия конкурентов.
3.
Изучение должностных инструкций персонала организации.
4.
Описание специфики различных видов деятельности менеджера в данном учреждении.
5.
Разработка схемы делегирования полномочий дизайнером предприятия сотрудникам этого предприятия; определение
порядка отчетности по выполняемым функциям; анализ качества выполнения делегированных функций; подготовка
рекомендаций;
6.
Анализ процесса коммуникации, существующего на предприятии, обоснование эффективности существующего
коммуникационного процесса, или разработка предложений по его изменению.
Всего
2
8
8
4
4
6
6
32
36
100
2.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МОДУЛЯ
3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
кабинет экономики и менеджмента, оснащенный оборудованием:
рабочие места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя.
компьютер;
проектор;
экран.
Оснащение базы практики осуществляется в соответствии с ОПОП по
специальности. Производственная практика реализуется в организациях социальноэкономического
профиля,
обеспечивающих
деятельность
обучающихся
в
профессиональных областях: 10 Архитектура, проектирование, геодезия, топография и
дизайн; 11 Средства массовой информации, издательство и полиграфия; 21 Легкая и
текстильная промышленность; 33 Сервис, оказание услуг населению (торговля,
техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги
гостеприимства, общественное питание и пр.).
Оборудование предприятий и технологическое оснащение рабочих мест
производственной практики должно соответствовать содержанию профессиональной
деятельности и давать возможность обучающемуся овладеть профессиональными
компетенциями по всем видам деятельности, предусмотренными программой, с
использованием современных технологий, материалов и оборудования.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации
должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При
формировании библиотечного фонда образовательной организации выбирается не менее
одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в
качестве основного, при этом список, по согласованию с ФУМО, может быть дополнен
новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Грибов В.Д. Менеджмент: учебное пособие. -М., КНОРУС, 2018
3.2.2. Основные электронные издания
1.
Коротков, Э. М. Менеджмент: учебник для среднего профессионального
образования / Э. М. Коротков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство
Юрайт, 2021. — 566 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08046-9.
— Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469833
2.
Управление персоналом: учебник и практикум для среднего
профессионального
образования /
А. А. Литвинюк
[и
др.];
под
редакцией
А. А. Литвинюка. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. —
498 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01594-2. — Текст:
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469678
2.2.3. Дополнительные источники
1.
Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник - М., «Проспект» ,2019
2.
Вачугов Д.Д., Веснин В.Р., Кислякова Н.А. Практикум по менеджменту - М.,
«Высшая школа, 2017.
3. Глызина М.П., Дубова Л.И.,Иванова Е.А. Современный менеджмент: учебное
пособие - Ростов-на-Дону , «Феникс», 2019
4. Ю.Драчева Е.Л. Менеджмент: учебное пособие - М., Академия, 2019
3. КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Код и наименование
профессиональных и
Критерии оценки
общих компетенций,
формируемых в рамках
модуля
ПК 4.1. Планировать
Обучающийся
выполняет
работу коллектива
планирование
работы
коллектива исполнителей,
принимает самостоятельные
решения по вопросам
совершенствования
организации управленческой
работы в коллективе
ПК 4.2.
Составлять
конкретные
технические
задания
для реализации дизайнпроекта на основе
технологических карт
Обучающийся
выполняет
работу по
составлению
конкретных
технических
заданий
для
реализации
дизайн-проекта
на
основе
технологических карт
ПК
4.3. Обучающийся
осуществляет
Контролировать сроки контроль сроков и качества
и
качество выполненных заданий
выполненных заданий
ОСВОЕНИЯ
Методы оценки
Экспертная
оценка
результатов деятельности
обучающихся в процессе
освоения образовательной
программы:
-на практических занятиях;
- при выполнении работ на
различных
этапах
производственной
практики;
защите
курсового
проекта;
- при проведении: зачетов,
экзаменов
по
междисциплинарным
курсам,
экзамена
(квалификационного)
по
модулю
Экспертная
оценка
результатов деятельности
обучающихся в процессе
освоения образовательной
программы:
-на практических занятиях;
- при выполнении работ на
различных
этапах
производственной
практики;
защите
курсового
проекта;
- при проведении: зачетов,
экзаменов
по
междисциплинарным
курсам,
экзамена
(квалификационного)
по
модулю
Экспертная
оценка
результатов деятельности
обучающихся в процессе
освоения образовательной
программы:
-на практических занятиях;
- при выполнении работ на
различных
этапах
производственной
ПК 4.4. Осуществлять
приём и сдачу работы в
соответствии
с
техническим заданием
Обучающийся
работает
с
коллективом
исполнителей,
принимает и сдаёт работы в
соответствии с техническим
заданием
ОК
01.
Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно
к
различным контекстам
Обучающийся
распознает
задачу и/или проблему в
профессиональном
и/или
социальном
контексте;
анализирует
задачу
и/или
проблему и выделяет её
составные части; определяет
этапы решения задачи;
составляет
план
действия;
определяет
необходимые
ресурсы;
реализует составленный план,
оценивает
результат
и
последствия своих действий
(самостоятельно
или
с
помощью наставника)
Обучающийся
определяет
задачи для поиска информации;
определяет
необходимые
источники информации;
планирует процесс поиска;
структурирует
получаемую
информацию,
выделяет
наиболее значимое в перечне
информации;
ОК 02. Осуществлять
поиск,
анализ
и
интерпретацию
информации,
необходимой
для
выполнения
задач
профессиональной
деятельности
практики;
защите
курсового
проекта;
- при проведении: зачетов,
экзаменов
по
междисциплинарным
курсам,
экзамена
(квалификационного)
по
модулю
Экспертная
оценка
результатов деятельности
обучающихся в процессе
освоения образовательной
программы:
-на практических занятиях;
- при выполнении работ на
различных
этапах
производственной
практики;
защите
курсового
проекта;
- при проведении: зачетов,
экзаменов
по
междисциплинарным
курсам,
экзамена
(квалификационного)
по
модулю
Экспертное наблюдение за
деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы,
на
практических занятиях
Экспертное наблюдение за
деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы,
на
практических занятиях
ОК 03. Планировать и
реализовывать
собственное
профессиональное
и
личностное развитие
ОК 04. Работать в
коллективе и команде,
эффективно
взаимодействовать
с
коллегами,
руководством,
клиентами
ОК 05. Осуществлять
устную и письменную
коммуникацию
на
государственном языке
Российской Федерации
с учетом особенностей
социального
и
культурного контекста.
ОК
06.
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать
осознанное поведение
на
основе
традиционных
общечеловеческих
ценностей, применять
стандарты
антикоррупционного
поведения
ОК 07. Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению,
эффективно
оценивает
практическую
значимость результатов поиска;
оформляет результаты поиска
Обучающийся
определяет
актуальность
нормативноправовой
документации
в
профессиональной
деятельности;
применяет
современную
научную
профессиональную
терминологию; определяет и
выстраивает
траектории
профессионального развития и
самообразования
Обучающийся демонстрирует
знание психологических основ
деятельности коллектива и
особенностей личности;
демонстрирует
умение
организовывать
работу
коллектива, взаимодействовать
с
обучающимися,
преподавателями и мастерами в
ходе
обучения,
с
руководителями учебной и
производственной практик
Обучающийся
грамотно
излагает
свои
мысли
и
оформляет
документы
по
профессиональной тематике на
государственном
языке,
проявляет толерантность в
рабочем коллективе
Экспертное наблюдение за
деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы,
на
практических занятиях
Экспертное наблюдение за
деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы,
на
практических занятиях
Экспертное наблюдение за
деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы,
на
практических занятиях
Обучающийся
описывает
значимость
своей
специальности;
применяет
стандарты антикоррупционного
поведения
Экспертное наблюдение за
деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы,
на
практических занятиях
Обучающийся
соблюдает
нормы
экологической
безопасности;
определяет
направления
ресурсосбережения в рамках
Экспертное наблюдение за
деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы,
на
действовать
в
чрезвычайных
ситуациях
ОК 08. Использовать
средства физической
культуры
для
сохранения
и
укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности
и
поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности
профессиональной
деятельности по специальности
практических занятиях
Обучающийся
использует
физкультурнооздоровительную деятельность
для
укрепления
здоровья,
достижения
жизненных
и
профессиональных
целей;
применяет
рациональные
приемы двигательных функций
в
профессиональной
деятельности;
пользуется
средствами
профилактики
перенапряжения, характерными
для данной специальности
ОК 09. Использовать Обучающийся
применяет
информационные
средства
информационных
технологии
в технологий
для
решения
профессиональной
профессиональных задач;
деятельности
использует
современное
программное обеспечение
Экспертное наблюдение за
деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы,
на
практических занятиях
ОК 10. Пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном
и
иностранных языках
Экспертное наблюдение за
деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы,
на
практических занятиях
Обучающийся
умеет
пользоваться
профессиональной
документацией
на
государственном языке,
понимает
общий
смысл
документов на иностранном
языке
на
базовые
профессиональные темы
ОК 11. Использовать Обучающийся
выявляет
знания по финансовой достоинства
и
недостатки
грамотности,
коммерческой идеи; презентует
планировать
идею открытия собственного
предпринимательскую дела
в
профессиональной
деятельность
в деятельности;
оформляет
профессиональной
бизнес-план;
рассчитывает
сфере
размеры
выплат
по
процентным
ставкам
кредитования;
определяет
инвестиционную
привлекательность
коммерческих идей в рамках
профессиональной
деятельности;
презентует
бизнес-идею;
определяет
источники финансирования
Экспертное наблюдение за
деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы,
на
практических занятиях
Экспертное наблюдение за
деятельностью
обучающегося в процессе
освоения образовательной
программы,
на
практических занятиях