Экологические основы природопользования (3 курс)

Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В.В. Маркова
«____» _______________ 202___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
специальность 54.02.01
Дизайн (по отраслям)
Форма обучения очная

Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02. «Экологические основы
природопользования» разработана в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом среднего профессионального
образования и с учетом примерной основной образовательной программы по
специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»

Разработчик:
Преподаватель

________________

Н.В. Поздеева

Подпись

Программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии
специальности 54.02.01. Дизайн (по отраслям)

Протокол № _____ от «____» ___________ 202__ г.
Председатель ПЦК

___________________
Подпись

/ ___________________ /

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

1.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является обязательной
частью математического и общего естественнонаучного цикла основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям).
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» обеспечивает
формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по
специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям). Особое значение дисциплина имеет при
формировании и развитии ОК 01, ОК 02., ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 09, ПК 1.2, ПК 1.3.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение
обучающимися знаниями, умениями по экологическим основам природопользования,
в том числе общими (ОК) компетенциями, профессиональными компетенциями (ПК).
Код 1
ПК, ОК

Умения

Знания

ПК 1.2.,
ПК 1.3,
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 07,
ОК 09

анализировать
причины
возникновения
экологических аварий и
катастроф;
определять
юридическую
ответственность
организаций, загрязняющих
окружающую среду;
применять
основы
дизайнерского
проектирования
для
выполнения
проектов
экологически
ориентированной
социальной
деятельности,
связанной с экологической
безопасностью окружающей
среды, здоровьем людей и
повышением
их
экологической культуры

общие понятия охраны окружающей среды;
принципы рационального
природопользования;
о современном состоянии окружающей
среды России и планеты;
природно-ресурсный потенциал и
охраняемые природные территории
Российской Федерации;
о воздействии негативных экологических
факторов на человека;
основные источники техногенного
воздействия на окружающую среду;
основные группы отходов, их источники и
масштабы образования;
основные способы предотвращения и
улавливания промышленных отходов,
методы очистки, правила и порядок
переработки, обезвреживания и захоронения
промышленных отходов;
принципы и правила международного
сотрудничества в области
природопользования и охраны окружающей
среды

Результатом освоения программы учебной дисциплины «Экологические основы
природопользования» является достижение личностных результатов воспитания
(ЛР ).
ЛР -10
ЛР-19

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой
Содействовать при организации строительной деятельности сохранению
окружающей среды, ресурсосбережению, эффективнодействовать в
чрезвычайных ситуациях.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной
дисциплины
в т.ч. в форме практической подготовки
в т.ч.:
теоретическое обучение

Объем в часах
48

30

лабораторные работы

-

практические занятия

-

курсовая работа (проект)

-

консультации

2

Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация - зачет

16
2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины«Экологические основы природопользования»
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.

Объем
часов

Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

1

2

3

4

Раздел 1.
Взаимодействие общества
и природы
Тема 1.1.
Антропогенное
воздействие на природу.
Экологические кризисы
и катастрофы.

Тема1.2.
Экологическая
характеристика

24

Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие на природу. Научно-технический
прогресс и природа в современную эпоху. Понятие экологической проблемы. Загрязнение
окружающей среды и его виды. Классификация загрязняющих веществ. Последствия
загрязнения. Виды экологических проблем. Естественные и антропогенные источники
загрязнений атмосферы, гидросферы и земельных степени загрязнения. Классификация
загрязняющих веществ. Определение степени загрязнения. Изменение в экологических
системах. Проблемы исчезновения отдельных видов живых организмов.

6

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и рефератов по темам:
«Парниковый эффект и озоновые дыры»
«Загрязнение Мирового океана»
«Исчезающие виды животных»

6

Характеристика природных ресурсов России. Особенности их использования .
Основные экологические проблемы Российских регионов.

2

ОК 01-ОК 09
ПК1.2 ПК1.3
ЛР10, ЛР19

ОК 01-ОК 09
ПК1.2 ПК1.3
ЛР10, ЛР19

территории России

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и рефератов по темам:
«Экологические проблемы озера Байкал»
«Загрязнение Волги»
«Экологические проблемы Мордовии»

6

Тема 1.3.
природопользование и
его особенности

Природопользование и его виды. Определение понятия природные ресурсы.
Классификация природных ресурсов по различным критериям. Характеристика отдельных
видов природных ресурсов. Проблемы использования природных ресурсов. Полезные
ископаемые и их распространение. Распределение и запасы минерального сырья в мире.
Критерии рациональности природопользования. Понятие природно-ресурсного
потенциала. Комплексное использование природных ресурсов. Вторичные ресурсы.
Малоотходные и безотходные технологии. Основные направления совершенствования
технологий и оборудования.

2

ОК 01-ОК 09
ПК1.2 ПК1.3
ЛР10, ЛР19

2

ОК 01-ОК 09
ПК1.2 ПК1.3
ЛР10, ЛР19

Тема 1.4.
Принципы
рационального
природопользования
Раздел 2.
Организация
рационального
природопользования
Тема 2.1.
Органы государственной
власти РФ в сфере
природопользования.
Экологический
мониторинг

Тема 2.2. Экологическое
законодательство РФ

Тема 2.4. Нормирование
качества окружающей

24

Структура органов управления Российской Федерации и её субъектов в области
природопользования и охраны окружающей среды. Их задачи и полномочия.
Мониторинг окружающей среды. Его функции и задачи. Система экологического
мониторинга. Виды мониторинга. Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы,
гидросферы и земельных ресурсов.
Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами,
воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния
окружающей среды.
Экологическая система как объект правового регулирования. История природоохранного
законодательства в России. Источники и система экологического права.
Экологические права и обязанности граждан Российской Федерации
Понятие качества окружающей среды. Нормативы качества. Основные группы
нормативов и их использование для регулирования деятельности человека. Санитарногигиенические, производственно-хозяйственные, комплексные нормативы. Строительные

2

ОК 01-ОК 09
ПК1.2 ПК1.3
ЛР10, ЛР19

4

ОК 01-ОК 09
ПК1.2 ПК1.3
ЛР10, ЛР19

4

среды

нормативы качества.

Тема 2.5.
Экологическая
экспертиза

Экологическая экспертиза. Её задачи . Правовая основа экологической экспертизы.
Общественная экологическая экспертиза. Государственная экологическая экспертиза.
Экологическая экспертиза проектов строительства.

2

ОК 01-ОК 09
ПК1.2 ПК1.3
ЛР10, ЛР19

Тема 2.6 Экологическая
паспортизация

Процесс экологической паспортизации. Его основные направления. Правовая основа
экологической паспортизации. Экологический паспорт предприятия. Экологический
паспорт городского поселения.
Экономическое регулирование природопользования. Источники финансирования
природоохранных мероприятий. Платность природных ресурсов. Материальное
стимулирование природоохранной деятельности. Экологическое страхование,
экологический аудит.
Международные объекты охраны природной среды. Международные организации в
области природопользования и охраны окружающей среды. Международные
инициативы и проекты в области охраны окружающей среды, участие в них Российской
Федерации.

2

ОК 01-ОК 09
ПК1.2 ПК1.3
ЛР10, ЛР19
ОК 01-ОК 09
ПК1.2 ПК1.3
ЛР10, ЛР19

Тема.2.7
Экономика
природопользования
Тема 2.8. Международное
сотрудничество в сфере
природопользования

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и рефератов по темам:
«Гринпис. История и современность»
«Киотский протокол»

2

2

4

Промежуточная аттестация

2
Всего:

48

ОК 01-ОК 09
ПК1.2 ПК1.3
ЛР10, ЛР19

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
кабинетэкологических основ природопользования, оснащенный оборудованием:
стол, стул преподавательский;
стол, стулья для обучающихся (по кол-ву обучающихся в группе)
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедийный проектор;
экран;
мультимедийные средства обучения по дисциплине;
информационные стенды и шкафы для хранения;
УМК и информационные материалы.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании
библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из
перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при
этом список, по согласованию с ФУМО, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Обязательные печатные издания

1.
Корытный, Л. М. Экологические основы природопользования: учебное пособие
для среднего профессионального образования / Л. М. Корытный, Е. В. Потапова. — 2-е
изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019 — 377 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-14131-3. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/475571
2.Гальперин М.В. Экологические основы природопользования: учебник /М.В.Гальперин. –
2-е издание, испр. – М.: ИД ФОРУМ: ИНФА- М, 2017.- 256 с.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

1.Ассоциация Экосистема описании проблем экологии, природопользования и охраны
природы. [Электронный ресурс]. Режим доступа:www.ecosystema.ru
2.Галицкова Ю.М. Экологические основы природопользования / Ю.М.Галицкова.
[Электронный ресурс]: учебное пособие.
Изд-во.: Самарский государственный
архитектурно-строительный
университет,
Самара,
2016
–
217
с.
http://www.iprbookshop.ru/22253.html
3.Комитет промышленного развития, экологии и природопользования. [Электронный
ресурс]. Режим доступа: www.nature.gov.ru
4.Комитет по экологии. Отдел природопользования и защиты окружающей среды.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:www.aboutecology.ru

5.Министерство Природных Ресурсов и Экологии Российской Федерации Федеральная
служба по надзору в сфере
природопользования. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: www.mnr.gov.ru
6.Образовательный портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.claw.ru
7 Открытый каталог событий (Экология, Природопользование). [Электронный ресурс].
Режим доступа:www.konferencii.ru
8.Портал Департамента природопользования и охраны окружающей среды
Москвы.
[Электронный ресурс]. Режим доступа: www.moseco.ru

1. КОНТРОЛЬ
И
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень знаний,
осваиваемых в рамках
дисциплины:
общие понятия охраны
окружающей среды;
принципы
рационального
природопользования;
о современном
состоянии окружающей
среды России и
планеты;
природно-ресурсный
потенциал и
охраняемые природные
территории Российской
Федерации;
о воздействии
негативных
экологических факторов
на человека;
основные источники
техногенного
воздействия на
окружающую среду;
основные группы
отходов, их источники и
масштабы образования;
основные способы
предотвращения и
улавливания
промышленных
отходов, методы
очистки, правила и
порядок переработки,
обезвреживания и
захоронения
промышленных отходов
принципы и правила
международного
сотрудничества в

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ

Критерии оценки
Характеристики
демонстрируемых знаний, которые
могут быть проверены:
обучающийся владеет общими
понятиями охраны окружающей
среды;
знает принципы рационального
природопользования;
применяет информацию о
современном состоянии
окружающей среды России и
планеты в докладах, презентациях;
знает природно-ресурсный
потенциал и охраняемые
природные территории Российской
Федерации, использует эти знания
в практической работе;
владеет информацией о
воздействии негативных
экологических факторов на
человека, показывает эти знания во
время докладов, тестирования;
знания об основных источниках
техногенного воздействия на
окружающую среду; основных
группах отходов, их источниках и
масштабах образования правильно
использует в докладах,
практических работах;
знания об основных способах
предотвращения и улавливания
промышленных отходов, методах
очистки, правилах и порядке
переработки, обезвреживания и
захоронения промышленных
отходов, принципах и правилах
международного сотрудничества в
области природопользования и
охраны окружающей среды
обнаруживает во время
тестирования, устных ответов на

УЧЕБНОЙ

Методы оценки
Компьютерное
тестирование на знание
терминологии по теме
Тестирование
Самостоятельная работа
Защита реферата
Наблюдение
за
выполнением
практического
задания
(деятельностью студента)
Оценка
выполнения
практического задания
Выступление с докладом,
сообщением,
презентацией
Решение ситуационных
задач

области
природопользования и
охраны окружающей
среды
Перечень умений,
осваиваемых в рамках
дисциплины:
анализировать причины
возникновения
экологических аварий и
катастроф;
определять
юридическую
ответственность
организаций,
загрязняющих
окружающую среду;
применять
основы
дизайнерского
проектирования
для
выполнения проектов
экологически
ориентированной
социальной
деятельности, связанной
с
экологической
безопасностью
окружающей
среды,
здоровьем людей и
повышением
их
экологической
культуры

занятиях

Характеристики
демонстрируемых умений:
обучающийся
демонстрирует
умение анализировать причины
возникновения
экологических
аварий и катастроф, определять
юридическую
ответственность
организаций,
загрязняющих
окружающую среду, применять
основы
дизайнерского
проектирования для выполнения
проектов
экологически
ориентированной
социальной
деятельности,
связанной
с
экологической
безопасностью
окружающей среды, здоровьем
людей
и
повышением
их
экологической культуры

Оценка результатов
выполнения
практической работы
Экспертное наблюдение
за ходом выполнения
практической работы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».