Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В.В. Маркова
«____» _______________ 202___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»
специальность 54.02.01
Дизайн (по отраслям)
Форма обучения очная
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02. «Экологические основы
природопользования»разработана в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом среднего профессионального
образования и с учетом примерной основной образовательной программы по
специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»
Разработчик:
Преподаватель
________________
Н.В. Поздеева
Подпись
Программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии
специальности 54.02.01. Дизайн (по отраслям)
Протокол № _____ от «____» ___________ 202__ г.
Председатель ПЦК
___________________
Подпись
/ ___________________ /
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» является обязательной
частью математического и общего естественнонаучного цикла основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям).
Учебная дисциплина «Экологические основы природопользования» обеспечивает
формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по
специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям). Особое значение дисциплина имеет при
формировании и развитии ОК 01, ОК 02., ОК 03, ОК 05, ОК 06, ОК 07, ОК 09, ПК 1.2, ПК 1.3.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Результатом освоения программы учебной дисциплины является овладение
обучающимися знаниями, умениями по экологическим основам природопользования,
в том числе общими (ОК) компетенциями, профессиональными компетенциями (ПК).
Код 1
ПК, ОК
Умения
Знания
ПК 1.2.,
ПК 1.3,
ОК 01,
ОК 02,
ОК 03,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 07,
ОК 09
анализировать
причины
возникновения
экологических аварий и
катастроф;
определять
юридическую
ответственность
организаций, загрязняющих
окружающую среду;
применять
основы
дизайнерского
проектирования
для
выполнения
проектов
экологически
ориентированной
социальной
деятельности,
связанной с экологической
безопасностью окружающей
среды, здоровьем людей и
повышением
их
экологической культуры
общие понятия охраны окружающей среды;
принципы рационального
природопользования;
о современном состоянии окружающей
среды России и планеты;
природно-ресурсный потенциал и
охраняемые природные территории
Российской Федерации;
о воздействии негативных экологических
факторов на человека;
основные источники техногенного
воздействия на окружающую среду;
основные группы отходов, их источники и
масштабы образования;
основные способы предотвращения и
улавливания промышленных отходов,
методы очистки, правила и порядок
переработки, обезвреживания и захоронения
промышленных отходов;
принципы и правила международного
сотрудничества в области
природопользования и охраны окружающей
среды
Результатом освоения программы учебной дисциплины «Экологические основы
природопользования» является достижение личностных результатов воспитания
(ЛР ).
ЛР -10
ЛР-19
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой
Содействовать при организации строительной деятельности сохранению
окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной
дисциплины
в т.ч. в форме практической подготовки
в т.ч.:
теоретическое обучение
Объем в часах
38
18
лабораторные работы
-
практические занятия
16
курсовая работа (проект)
-
консультации
2
Самостоятельная работа
Промежуточная аттестация - зачет
2
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
Объем
в часах
1
2
Раздел 1. Теоретические основы природопользования
Тема 1.1. Общая
Содержание учебного материала
экология
Предмет и задачи природопользования. Взаимодействие человека с окружающей средой.
Взаимосвязь рационального использования природных ресурсов и экологического равновесия
окружающей среды. Природные ресурсы и их классификация. Понятие о ресурсообеспеченности.
Распределение и запасы минерального сырья в мире и в России.
В том числе практических занятий
Практические занятие № 1. Принципы рационального природопользования. Глобальные проблемы
экологии. Причины возникновения и пути решения глобальных проблем
3
4
4
Раздел 2. Загрязнение окружающей среды
Тема 2.1.
Содержание учебного материала
Экологические
Анализ причин возникновения и последствий экологических кризисов. Пути выхода из
кризисы
экологического кризиса. Экологические аварии и катастрофы. Причины и виды катастроф
В том числе практических занятий
Практические занятие № 2. Анализ причин возникновения и последствий экологических кризисов.
Пути выхода из экологического кризиса. Экологические аварии и катастрофы. Причины и виды
катастроф
Тема 2.2. Техногенное Содержание учебного материала
воздействие на
1.Техногенное воздействие на атмосферный воздух. Нормирование загрязнения атмосферы.
атмосферный воздух
Последствия загрязнения и нарушения газового баланса атмосферы.
Практическое занятие 3 Способы предотвращения и улавливания выбросов
Тема 2.3. Техногенное Содержание учебного материала
воздействие на водные Техногенное воздействие на водные ресурсы. Наиболее распространенные вещества, загрязняющие
ресурсы
водные объекты. Эвтрофикация водоемов и биологическое загрязнение воды.
Методы очистки промышленных сточных вод.. Состояние водных ресурсов России
20
2
Практическое занятие 4 Нормирование загрязнения водной среды
2
2
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
4
ОК 01,
ОК 02,
ОК 05,
ОК 06,
ОК 07
2
2
2
4
2
2
ОК 1- ОК 3,
ОК 5- ОК 7,
ОК 9, ПК 1.2,
ПК 1.3
ОК 1- ОК 3,
ОК 5- ОК 7,
ОК 9, ПК 1.2,
ПК 1.3
4
2
2
ОК 1- ОК 3,
ОК 5- ОК 7,
ОК 9, ПК 1.2,
ПК 1.3
Тема 2.4. Техногенное
воздействие на почву
Содержание учебного материала
Техногенное воздействие на почву. Промышленное и радиоактивное загрязнение почв.
Правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов.
Безотходные технологии.
В том числе практических занятий
Практические занятие № 5. Определение основных групп отходов. Отходы в работе дизайнера.
Анализ способов переработки, утилизации основных групп отходов
Тема 2.5. Физическое и Содержание учебного материала
химическое
Тепловое загрязнение. Шумовое загрязнение. Инфразвуковое загрязнение. Видеозагрязнение.
загрязнение
Электромагнитное загрязнение. Загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями и
окружающей среды
возможные нарушения здоровья человека
Практические занятие № 6 Физическое загрязнение в профессиональной деятельности.
Тема 2.6. Особо
Содержание учебного материала
охраняемые
Лес как важнейший растительный ресурс планеты. Антропогенное воздействие на лесные ресурсы
природные
планеты и его последствия. Лесные ресурсы России. Рекреационное значение лесов. Особо
территории
охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки). Охрана
антропогенных и рекреационных ландшафтов
Раздел 3. Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности
Тема 3.1.
Содержание учебного материала
Экологическое
1.Правовые вопросы природопользования и экологической безопасности. Экологическое
законодательство
законодательство Российской Федерации. Государственные органы Российской Федерации в
Российской
области природопользования и охраны окружающей среды.
Федерации
2.Экологическая стандартизация. Экологическая паспортизация. Экологическая сертификация.
Экологический аудит. Экологическая экспертиза. Юридическая ответственность за экологические
правонарушения.
В том числе практических занятий
Практические занятие № 7.8.. Решение экологических ситуаций
Тема
3.2. Содержание учебного материала
Международное
1.Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль международных
сотрудничество
в организаций в охране окружающей среды.
области
Самостоятельная работа обучающихся
рационального
природопользования и
охраны окружающей
среды
4
2
ОК 1- ОК 3,
ОК 5- ОК 7,
ОК 9, ПК 1.2,
ПК 1.3
2
2
4
2
2
2
ОК 1- ОК 3,
ОК 5- ОК 7,
ОК 9, ПК 1.2,
ПК 1.3
ОК 1- ОК 3,
ОК 5- ОК 7,
ОК 9, ПК 1.2,
ПК 1.3
10
8
2
ОК 1- ОК 3,
ОК 5- ОК 7,
ОК 9
2
4
2
2
*
ОК 1- ОК 3,
ОК 5- ОК 7,
ОК 9
Промежуточная аттестация
Всего
2
36
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены
следующие специальные помещения:
кабинетэкологических основ природопользования, оснащенный оборудованием:
стол, стул преподавательский;
стол, стулья для обучающихся (по кол-ву обучающихся в группе)
компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедийный проектор;
экран;
мультимедийные средства обучения по дисциплине;
информационные стенды и шкафы для хранения;
УМК и информационные материалы.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен
иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы,
рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании
библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из
перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при
этом список, по согласованию с ФУМО, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Обязательные печатные издания
1.
Корытный, Л. М. Экологические основы природопользования: учебное пособие
для среднего профессионального образования / Л. М. Корытный, Е. В. Потапова. — 2-е
изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 377 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-14131-3. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/475571
.
3.2.2. Электронные издания
1.
Корытный, Л. М. Экологические основы природопользования: учебное пособие
для среднего профессионального образования / Л. М. Корытный, Е. В. Потапова. — 2-е
изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 377 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-14131-3. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/475571
2.
Хван, Т. А. Экологические основы природопользования: учебник для среднего
профессионального образования / Т. А. Хван. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2021. — 253 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-05092-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/469436
3.
Кузнецов, Л. М. Экологические основы природопользования: учебник для
среднего профессионального образования / Л. М. Кузнецов, А. Ю. Шмыков; под
редакцией В. Е. Курочкина. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 304 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05803-1. — Текст: электронный //
ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473270
3.2.3. Дополнительные источники
1.
Астафьева, О. Е. Экологические основы природопользования: учебник для
среднего
профессионального
образования /
О. Е. Астафьева,
А. А. Авраменко,
А. В. Питрюк. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 354 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-10302-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/475572
2.
Панкина, М. В. Экологический дизайн: учебное пособие для среднего
профессионального образования / М. В. Панкина, С. В. Захарова. — 2-е изд., испр. и
доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 197 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-09157-1. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/475062
4. КОНТРОЛЬ
И
ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
Перечень знаний,
осваиваемых в рамках
дисциплины:
общие понятия охраны
окружающей среды;
принципы
рационального
природопользования;
о современном
состоянии окружающей
среды России и
планеты;
природно-ресурсный
потенциал и
охраняемые природные
территории Российской
Федерации;
о воздействии
негативных
экологических факторов
на человека;
основные источники
техногенного
воздействия на
окружающую среду;
основные группы
отходов, их источники и
масштабы образования;
основные способы
предотвращения и
улавливания
промышленных
отходов, методы
очистки, правила и
порядок переработки,
обезвреживания и
захоронения
промышленных отходов
принципы и правила
международного
сотрудничества в
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
Критерии оценки
Характеристики
демонстрируемых знаний, которые
могут быть проверены:
обучающийся владеет общими
понятиями охраны окружающей
среды;
знает принципы рационального
природопользования;
применяет информацию о
современном состоянии
окружающей среды России и
планеты в докладах, презентациях;
знает природно-ресурсный
потенциал и охраняемые
природные территории Российской
Федерации, использует эти знания
в практической работе;
владеет информацией о
воздействии негативных
экологических факторов на
человека, показывает эти знания во
время докладов, тестирования;
знания об основных источниках
техногенного воздействия на
окружающую среду; основных
группах отходов, их источниках и
масштабах образования правильно
использует в докладах,
практических работах;
знания об основных способах
предотвращения и улавливания
промышленных отходов, методах
очистки, правилах и порядке
переработки, обезвреживания и
захоронения промышленных
отходов, принципах и правилах
международного сотрудничества в
области природопользования и
охраны окружающей среды
обнаруживает во время
тестирования, устных ответов на
УЧЕБНОЙ
Методы оценки
Компьютерное
тестирование на знание
терминологии по теме
Тестирование
Самостоятельная работа
Защита реферата
Выполнение проекта
Наблюдение
за
выполнением
практического
задания
(деятельностью студента)
Оценка
выполнения
практического задания
Выступление с докладом,
сообщением,
презентацией
Решение ситуационных
задач
области
природопользования и
охраны окружающей
среды
Перечень умений,
осваиваемых в рамках
дисциплины:
анализировать причины
возникновения
экологических аварий и
катастроф;
определять
юридическую
ответственность
организаций,
загрязняющих
окружающую среду;
применять
основы
дизайнерского
проектирования
для
выполнения проектов
экологически
ориентированной
социальной
деятельности, связанной
с
экологической
безопасностью
окружающей
среды,
здоровьем людей и
повышением
их
экологической
культуры
занятиях
Характеристики
демонстрируемых умений:
обучающийся
демонстрирует
умение анализировать причины
возникновения
экологических
аварий и катастроф, определять
юридическую
ответственность
организаций,
загрязняющих
окружающую среду, применять
основы
дизайнерского
проектирования для выполнения
проектов
экологически
ориентированной
социальной
деятельности,
связанной
с
экологической
безопасностью
окружающей среды, здоровьем
людей
и
повышением
их
экологической культуры
Оценка результатов
выполнения
практической работы
Экспертное наблюдение
за ходом выполнения
практической работы