Рисунок с основами перспективы

Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В.В. Маркова
«____» _______________ 202___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 03 «РИСУНОК С ОСНОВАМИ ПЕРСПЕКТИВЫ»
Специальность 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Форма обучения очная

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по
специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 54.02.01
Дизайн (по отраслям) (приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1391,
зарегистрирован Минюстом России 24.11.2014г. №34861), входящей в
укрупнённую группу специальностей
54.00.00 «Изобразительное и
прикладные виды искусств».
Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»

Разработчик:
Преподаватель

________________

В.С. Додон

Подпись

Программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии
специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Протокол № _____ от «____» ___________ 202__ г.
Председатель ПЦК

___________________

/ ___________________ /

Подпись

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ..................................................... 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ............................................ 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ........................................... 14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ .......................15
5. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ
ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ................................................................................................... 17
6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ…………………………………...20
7. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ……………………………………………...28

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.3 РИСУНОК С ОСНОВАМИ ПЕРСПЕКТИВЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы по специальности 540201
«Дизайн» (по отраслям),
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена: дисциплина относится к профессиональному циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
Указанная дисциплина является практическим курсом обучения и
имеет следующие взаимосвязанные базовые компоненты:
- изучение теоретических положений перспективы и выполнение
рисунков, закрепляющих теорию;
- овладение исполнительской техникой рисунка;
- освоение графической техники;
- освоение приёмов стилизации в графике;
- использование знаний и умений, по дисциплине в профессиональной
практике.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
− выполнять рисунки с натуры с использованием разнообразных
графических приемов;
− выполнять линейно – конструктивный рисунок геометрических тел,
предметов быта и фигуры человека;
− выполнять рисунки с использованием методов построения
пространства на плоскости;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
− принципы перспективного построения геометрических форм;
− основные законы перспективы и распределения света и тени при
изображении предметов, приемы черно - белой графики;
− основные законы изображения предметов, окружающей среды, фигуры
человека;
В результате освоения учебной дисциплины должны актуализироваться
профессиональные, общие компетенции и личностные результаты:
ПК 1.5 Выполнять эскизы с использованием различных графических средств
и приемов
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

4

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личного развития
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности
ОК 6 Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды, за
результат выполнения заданий
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности
ЛР19
Содействовать при организации строительной деятельности
сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно
действовать в чрезвычайных ситуациях.

5

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
в т.ч. в форме практической подготовки
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции
практические занятия
консультации
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме экзамена

Кол. часов
очная
195
176
26
150
4
9
6

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Рисунок с основами перспективы
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа
обучающихся

1
Раздел 1. Основы линейной перспективы
Тема 1. 1.
Графические
средства
изображения на
плоскости.

Тема 1. 2.
Изображение
простых форм в
перспективе
Тема 1. 3.
Изображение
простых предметов
и тел в
перспективе.

2

Объем
часов

3
29

Содержание учебного материала
Введение. Предмет и задачи рисунка.
Материалы и инструменты для графического изображения. Средства графического
изображения. Основные изобразительные средства линии, штрихи, пятна и точки. Приемы
графического изображения.
Практические работы
Изображение шкалы тоновых градаций.
Изображение различных видов штриха.
Содержание учебного материала
Основные сведения о законах линейной перспективы. Линейная перспектива как
центральная проекция.
Практическая работа

8
2
2

Изображение в перспективе предмета на выбор, формат А3, графитные карандаши.
Содержание учебного материала
Фронтальная перспектива. Угловая перспектива.
Практическая работа

4
14
2
12

Линейно-конструктивное рисование предмета в угловой перспективе, формат А3,
графитные карандаши.

6

Коды
компетенций,
формированию
ко-торых
способствует
элемент
программы
4
ПК 1.5, ОК
1-ОК 9, ЛР
19

4
2
2
6
2
4

7

Линейно-конструктивное рисование предмета во фронтальной перспективе, формат А3,
графитные карандаши.

6

Самостоятельная работа
Зарисовка предметов быта.

1
1

Раздел 2. Закономерности передачи объема предметов на плоскости

67

Тема 2. 1.
Основные законы
распределения
света и тени при
изображении
объемных форм

Содержание учебного материала
Светотень. Составляющие светотени. Блик, свет, светотень, тень.
Распределение светотени по простым объемным формам. Тоновая моделировка объема
простых объемных тел.
Практическая работа
Светотеневая моделировка объема шара. Формат А3, графические карандаши разной
мягкости.
Светотеневая моделировка объема фрукта. Формат А3, графические карандаши разной
мягкости.
Светотеневая моделировка объема кувшина. Формат А3, графические карандаши разной
мягкости.
Содержание учебного материала
Распределение светотени по предмету с более сложной формой.
Практическая работа
Натюрморт из 2-3 предметов на белом фоне. Рисунок с применением тона. Формат А3,
графитовый карандаш разной мягкости.
Натюрморт из 2-3 предметов с однотонной драпировкой. Рисунок с применением тона.
Формат А3, графитовый карандаш разной мягкости.
Натюрморт из 2-3 предметов на фоне 2 -3 драпировок. Рисунок с применением тона. Формат
А3, графитовый карандаш разной мягкости.
Натюрморт из 3-5 предметов быта простых по форме. Построение предметов с учетом
перспективы, пропорции и передачи характера. Декоративное преобразование. Формат А2,
графитовый карандаш разной мягкости.
Рисунок драпировки. Формат А2, графитовый карандаш разной мягкости.

18
2
2

Натюрморт из 3-5 предметов на фоне драпировки с орнаментом. Рисунок с применением
тона. Формат А2, графитовый карандаш разной мягкости.
Самостоятельная работа
Градации отбеленности и замутненности расширенного спектра.

8

Тема 2. 2 .
Основные законы
распределения
света и тени при
изображении
сложных форм

ПК 1.5, ОК
1-ОК 9, ЛР
19

12
4
4
4
48
2
46
8
8
8
8

6

1
1
8

Раздел 3. Графическое изображение натюрморта

44

Тема 3. 1.
Рисование группы
геометрических
тел

8
2
6
6

Тема 3. 2.
Изображение
натюрморта с
гипсовым
орнаментом

Содержание учебного материала.
Композиционное размещение предметов на рисунке.
Практическая работа
Графическое изображение натюрморта из геометрических тел. Формат А3, графитовые
карандаши разной мягкости.
Содержание учебного материала
Практическая работа

Графическое изображение натюрморта с гипсовым орнаментом. Формат А2, графитовые
карандаши разной мягкости.
3.3 Графические
Содержание учебного материала
приемы при
Выполнение рисунка натюрморта из предметов быта с применением различных
изображении
графических материалов.
предметов
Практическая работа.
Натюрморт из 3-5 предметов быта простых по форме. Построение предметов с учетом
перспективы, пропорции и передачи характера. Декоративное преобразование. Формат А2,
уголь.
Натюрморт из 3-5 предметов быта простых по форме. Построение предметов с учетом
перспективы, пропорции и передачи характера. Декоративное преобразование. Формат А2,
сангина.
Натюрморт из 3-5 предметов быта более сложных по форме. Построение предметов с
учетом перспективы, пропорции и передачи характера. Формат А2, материал на выбор:
графитовый карандаш, уголь, сангина.
Самостоятельная работа
Наброски и зарисовки предметов быта, используя различные графические приемы и
графические материалы.
Раздел 4 Графическое изображение пейзажа
Тема 4.1.
Изображение
пейзажа

Содержание учебного материала
Линейная и воздушная перспективы как средства передачи панорамного изображения в
рисунке.
Практическая работа

ПК 1.5, ОК
1-ОК 9, ЛР
19

8
8

8
26
2
24
8

8

8

2
2
27
24
2

ПК 1.5, ОК
1-ОК 9, ЛР
19

22
9

Изображение набросков пейзажа с натуры. Формат произвольный, графический материал
произвольный.
Графическое изображение городского пейзажа. Формат произвольный, графический
материал произвольный
Графическое изображение сельского пейзажа. Формат произвольный, графический материал
произвольный.

6

Зарисовка отдельных мотивов природы: листьев, цветов деревьев. Формат А4, А3,
графический материал произвольный.
Самостоятельная работа

4

Зарисовка этюдов.
Раздел 5. Графическое изображение человека

6
6

3
3
18

Тема 5. 1 .
Изображение
деталей головы

Содержание учебного материала
Анатомические особенности частей головы человека. Моделировка объема частных форм
головы человека
Практическая работа
Рисование гипсового слепка носа, глаза, уха, рта. Формат А3, графитовый карандаш разной
мягкости.

10
2

Тема 5.2
Изображение
фигуры человека

Содержание учебного материала
Анатомические особенности строения фигуры человека.
Практическая работа
Наброски фигуры человека. Формат произвольный, материал произвольный.
Самостоятельная работа

6
2
4
4
2

Наброски отдельных частей тела человека.

2

Всего

ПК 1.5, ОК
1-ОК 9, ЛР
19

8
8

185

10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета
«Рисунка»
Оборудование учебного кабинета:
-рабочие места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-мольберты по количеству обучающихся
-комплект учебно-наглядных пособий по рисунку;
-фонд студенческих работ;
-постановочные реквизиты.
Технические средства обучения:
компьютер;
телевизор;
видеомагнитофон.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий.

Основные источники:
1. Могилевцев В. А. Наброски и учебный рисунок. – Санкт-Петербург, 2011.
2. Могилевцев В. А. Образцы для копирования. Уч. пособие. – СПБ.: 4арт,
2013.
3. Могилевцев В. А. Основы рисунка. Уч. пособие. СПБ.:4арт, 2012.
4. Ли Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка/Учебник для
студентов художественных техникумов. – М.: Эксмо, 2010.

Дополнительные источники:
1. Авсиян О. А. Натура и рисование представлению: Уч. пособие. – М.:
Изобр. Искусство, 1985.
2. Волков Н. Восприятие картины, - М.: 1976.
3. Гнедич П. П. История искусства. М.: 2009.
4. Готтфрид Баммес. Пластическая анатомия и визуальное
выражение./Готтфрид Баммес. – СПБ: ДИТОН, 2014.

11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения ( освоенные
Формы и методы контроля и оценки
умения, усвоенные знания).
результатов обучения.
1
2
Умения:
Выполнять рисунки с натуры с
экспертная оценка результатов
использованием разнообразных
деятельности студентов при
графических приемов
выполнении и защите практических
работ, выполнении домашних работ
тестирования, контрольных работ и др.
видов текущего контроля
Выполнять линейно-конструктивный экспертная оценка результатов
рисунок геометрических тел,
деятельности студентов при
предметов быта и фигуры человека
выполнении практических работ,
выполнении домашних работ,
тестирования, контрольных работ и др.
видов текущего контроля
экспертная оценка результатов
Выполнять рисунки с использованием деятельности студентов при
методов построения пространства на выполнении и защите практических
плоскости
работ, выполнении домашних работ,
тестирования, контрольных работ и др.
видов текущего контроля

Знания:
Принципы перспективного
построения геометрических форм

Основные законы перспективы и
распределения света и тени при
изображении предметов, приемы
черно-белой графики
Основные законы изображения
предметов, окружающей среды,
фигуры человека

экспертная оценка результатов
деятельности студентов при
выполнении домашних работ,
тестирования, контрольных работ и др.
видов текущего контроля.
экспертная оценка результатов
деятельности студентов при
выполнении домашних работ,
тестирования, контрольных работ и др.
видов текущего контроля
экспертная оценка результатов
деятельности студентов при
выполнении домашних работ,
тестирования, контрольных работ и
других видов текущего контроля
12

5. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В
РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты
(освоенные
профессиональные
компетенции)

Основные показатели результатов
подготовки

Формы и методы
контроля

правильное композиционное
размещение натюрморта
передача в подготовительном
рисунке формы, пропорций
предметов;
ПК 1.5 Выполнять
эскизы с
использованием
различных
графических средств
и приемов

передача в этюде
пропорциональных светотоновых отношений;
−
грамотная «лепка» деталей
большой формы;
грамотная передача освещенности
в натюрморте;

Устный экзамен
Экспертная оценка
на практическом
экзамене
Экспертная оценка
выполнения
практических
работы

передача плановости в работе;
целостность изображения;
технически грамотное выполнение
работы;
Результаты
(освоенные
общекультурные
компетенции)

ОК 1

Основные показатели результатов
подготовки
Понимать сущность и социальную
значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней
устойчивый интерес

Формы и методы
контроля
-решение
ситуационных
задач;
-наблюдение и
оценка на
практических
13

ОК 2

Организовывать собственную
деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать
их эффективность и качество

Принимать решения в стандартных
и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность
ОК 3

ОК 4

Осуществлять поиск и
использование информации,
необходимой для эффективного
выполнения профессиональных
задач, профессионального и личного
развития

Использовать информационнокоммуникационные технологии в
профессиональной деятельности
ОК 5

занятиях;
-результаты
самостоятельной
работы
-решение
ситуационных
задач;
-наблюдение и
оценка на
практических
занятиях;
-результаты
самостоятельной
работы
-решение
ситуационных
задач;
-наблюдение и
оценка на
практических
занятиях;
-результаты
самостоятельной
работы
-решение
ситуационных
задач;
-наблюдение и
оценка на
практических
занятиях;
-результаты
самостоятельной
работы
-решение
ситуационных
задач;
-наблюдение и
оценка на
практических
занятиях;
-результаты
самостоятельной
работы
14

Работать в коллективе, эффективно
общаться с коллегами,
руководством, потребителями.
ОК 6

Брать на себя ответственность за
работу членов команды, за результат
выполнения заданий
ОК 7

ОК 8

Самостоятельно определять задачи
профессионального и личного
развития, заниматься
самообразованием, осознанно
планировать повышение
квалификации

Ориентироваться в условиях частой
смены технологий в
профессиональной деятельности
ОК 9

-решение
ситуационных
задач;
-наблюдение и
оценка на
практических
занятиях;
-результаты
самостоятельной
работы
-решение
ситуационных
задач;
-наблюдение и
оценка на
практических
занятиях;
-результаты
самостоятельной
работы
-решение
ситуационных
задач;
-наблюдение и
оценка на
практических
занятиях;
-результаты
самостоятельной
работы
-решение
ситуационных
задач;
-наблюдение и
оценка на
практических
занятиях;
-результаты
самостоятельной
работы
15

6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО
ДИСЦИПЛИНЕ
6.1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине
№ Контролируемые разделы
Код контролируемой
п/ (темы) дисциплины
компетенции (или её части) /
п (результаты по разделам)
и ее формулировка
Тема 1. 1. Графические
средства изображения на
плоскости.

ПК1.5, ОК 1- ОК 9

Тема 1. 2. Изображение
простых форм в
перспективе

ПК1.5, ОК 1- ОК 9

Тема 1. 3. Изображение
простых предметов и тел в
перспектив

ПК1.5, ОК 1- ОК 9

Тема 2. 1. Основные законы ПК1.5, ОК 1- ОК 9
распределения света и тени
при изображении объемных
форм
Тема 2. 2 . Основные законы ПК1.5, ОК 1- ОК 9
распределения света и тени
при изображении сложных
форм
Тема 3. 1. Рисование группы ПК1.5, ОК 1- ОК 9
геометрических тел
Тема 3. 2. Изображение
натюрморта с гипсовым
орнаментом

ПК1.5, ОК 1- ОК 9

Тема 3.3 Графические
приемы при изображении
предметов

ПК1.5, ОК 1- ОК 9

Тема 4.1. Изображение

ПК1.5, ОК 1- ОК 9

наименован
ие
оценочного
средства
Устный
опрос,
практическ
ие задания
Устный
опрос,
практическ
ие задания
Устный
опрос,
практическ
ие задания
Устный
опрос,
практическ
ие задания
Устный
опрос,
практическ
ие задания
Устный
опрос,
практическ
ие задания
Устный
опрос,
практическ
ие задания
Устный
опрос,
практическ
ие задания
Устный
16

№ Контролируемые разделы
п/ (темы) дисциплины
п (результаты по разделам)

Код контролируемой
компетенции (или её части) /
и ее формулировка

пейзажа
Тема 5. 1 . Изображение
деталей головы

ПК1.5, ОК 1- ОК -9

Тема 5.2 Изображение
фигуры человека

ПК1.5, ОК 1- ОК 9

наименован
ие
оценочного
средства
опрос,
практическ
ие задания
Устный
опрос,
практическ
ие задания
Устный
опрос,
практическ
ие задания

Паспорт контрольно-оценочных средств
В результате освоения учебной дисциплины цикла ОП. 03 Рисунок с основами
перспективы, цикл общепрофессиональных дисциплин.
В результате изучения дисциплины студент должен уметь:
У1Выполнять рисунки с натуры с использованием разнообразных графических
приемов.
У2. Выполнять линейно конструктивный рисунок геометрических тел,
предметов быта и фигуры человека.
У3. Выполнять рисунки с использованием методов построения пространства на
плоскости;
знать:
З1. Принципы перспективного построения геометрических форм.
З2. Основные законы перспективы и распределение света и тени при
изображении предметов.
З3. Приемы черно-белой графики.
З4. Основные законы изображения предметов, окружающей среды, фигуры
человека.

17

Текущий контроль проводится в форме контрольных мероприятий (текущий
просмотр) по оцениванию фактических результатов обучения студентов и
осуществляется ведущим преподавателем.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является экзамен.
Результаты освоения учебной дисциплины выражены в виде пятибалльной
оценки при сдаче экзамена.
Контрольно-оценочные материалы текущего контроля
Назначение
КИМ предназначен для оценки результатов освоения учебной
дисциплины ОП.03 Рисунок с основами перспективы
Материалы и инструменты: бумага (картон), графитный карандаш, гуашевые
краски, кисти (колонок, щетина, искусственный волос)
Время выполнения: от 2 до 16 часов
Форма текущего контроля: оценка за выполненную работу.
Текущий контроль осуществляется в процессе изучения дисциплины в течение
всего учебного года и проводится в сроки, определенные календарным планом в
счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Проводится в форме контроля выполнения практических работ (просмотр по
окончании выполнения каждого задания). К итоговому просмотру на
завершающих семестр учебных занятиях предоставляются все материалы,
связанные с выполнением учебного задания.
Задания практических работ.
1. Изображение шкалы тоновых градаций. (2 часа)
2. Изображение различных видов штриха. (2 часа)
3. Изображение в перспективе предмета на выбор. (4 часа)
4. Линейно-конструктивное рисование предмета в угловой перспективе. (4 часа)
5. Линейно-конструктивное рисование предмета во фронтальной перспективе (4
часа)
18

6. Светотеневая моделировка объема шара. (2часа)
7. Светотеневая моделировка объема фрукта. (2часа)
8. Светотеневая моделировка объема кувшина. (2 часа)
9. Натюрморт из 2-3 предметов на белом фоне. Рисунок с применением тона. (6
часов)
10. Натюрморт из 2-3 предметов с однотонной драпировкой. Рисунок с
применением тона. (6 часов)
11. Натюрморт из 2-3 предметов на фоне 2 -3 драпировок. Рисунок с
применением тона. (6 часов)
12. Натюрморт из 3-5 предметов быта простых по форме. Построение предметов
с учетом перспективы, пропорции и передачи характера. Декоративное
преобразование. (8 часов)
13. Рисунок драпировки. (6 часов)
14. Натюрморт из 3-5 предметов на фоне драпировки с орнаментом. Рисунок с
применением тона. (8 часов)
15. Графическое изображение натюрморта из геометрических тел. (6 часов)
16. Графическое изображение натюрморта с гипсовым орнаментом. (8часов)
17. Натюрморт из 3-5 предметов быта простых по форме. Построение предметов
с учетом перспективы, пропорции и передачи характера. Декоративное
преобразование. (8 часов)
18. Натюрморт из 3-5 предметов быта простых по форме. Построение предметов
с учетом перспективы, пропорции и передачи характера. Декоративное
преобразование. (8 часов)
19. Натюрморт из 3-5 предметов быта более сложных по форме. Построение
предметов с учетом перспективы, пропорции и передачи характера. (8 часов)
20. Изображение набросков пейзажа с натуры. (6 часов)
21. Графическое изображение городского пейзажа. (6 часов)

19

22. Графическое изображение сельского пейзажа. (6 часов)
23. Зарисовка отдельных мотивов природы: листьев, цветов деревьев. (4 часа)
24. Рисование гипсового слепка носа, глаза, уха, рта. (8 часов)
25. Наброски фигуры человека. (6 часов)
Критерии оценки практической работы:
1. Композиционное решение: правильное решение композиции предмета
(организация плоскости листа, согласование между собой всех компонентов
изображения).
2. Владение техникой: как студент пользуется художественными материалами,
как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
3. Поставленная задача: выполнена правильно.
4. Итоговое решение практической работы: оригинальность, яркость и
эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие
оформления работы. Аккуратность всей работы.

— оценка «отлично» ставится, если работа выполнена в полном объёме, без
ошибок; уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения, и
учебная задача полностью выполнена;
— оценка «хорошо» ставится, если работа выполнена в полном объёме, но с
небольшими недочётами, уровень грамотности соответствует этапу обучения, но
допускаются незначительные отклонения, учебная задача выполнена. Студент
хорошо справляется, но допускает незначительные ошибки в тональном
решении;
— оценка «удовлетворительно» ставится, если работа выполнена не в полном
объёме, уровень грамотности не соответствует этапу обучения, при выполнении
задания есть несоответствия требованиям. Студент допускает грубые ошибки в
композиционном решении натюрморта;
— оценка «не удовлетворительно» ставится, если работа выполнена не в полном
объёме, работа не соответствует требованиям, уровень грамотности не
соответствует этапу обучения, учебная задача не выполнена.

20

6.2. Типовые контрольные задания или иные материалы
-

6.2.1. Экзамен / зачет
типовые вопросы (задания)
критерии оценивания компетенций (результатов)
описание шкалы оценивания
Контрольно-оценочные материалы для экзамена по дисциплине ОП. 03
Рисунок с основами перспективы.
Назначение

КОМ предназначен для оценки результатов освоения учебной
дисциплины ОП.03 Рисунок с основами перспективы
Форма промежуточной аттестации: экзамен
Экзамен может быть проведен в виде
Просмотра выполненных работ и ответа на теоретический вопрос.
Количество вариантов для обучающихся: 23 вопроса по теории
живописи и теории цветоведения.
Время выполнения: 30 минут

-

6.2.2. Наименование оценочного средства
типовые задания (вопросы)
критерии оценивания компетенций (результатов)
описание шкалы оценивания

1. Перспективное построение интерьера. Применение различных положений
линии горизонта при изображении интерьера.
2. Перспективные построения в рисунке. Воздушная и линейная перспектива.
3. Различные виды перспективы. Применение воздушной перспективы в
рисунке..
4. Понятие формы и объема в рисунке.
5. Объемно-пространственные характеристики предметов. Использование
точек и линий в рисунке.
6. Использование света, тени, полутени, рефлекса в рисунке.
7. Понятие тона и контраста в рисунке.
8. Геометрическая основа конструкции простых и сложных предметов в
рисунке.
9. Выбор линии горизонта и точек схода на рисунке. Различное положение
линии горизонта.
10. Перспективное построение простых геометрических тел при различных
положениях линии горизонта.
11. Угол ясного зрения. Применение в изображении нескольких точек схода и
21

линий горизонта.
12. Линейно-конструктивный анализ при рисовании бытовых предметов.
13. Основные этапы рисования различных объемных предметов.
14. Анализ конструкции при рисовании гипсовой вазы. Последовательность
рисования гипсовой вазы.
15. Правила и последовательность рисования натюрморта.
16. Последовательность рисования капители. Особенности изображения
капители дорического ордера.
17. Рисование гипсового орнамента. Последовательность изображения
гипсовой розетки.
18. Роль рисования по памяти и представлению. Виды набросков.
19. Рисование экстерьера. Что понимают под экстерьером в рисунке? Выбор
материала и формата бумаги при работе над экстерьером.
20. Разнообразие материалов, используемых в рисунке.
21. Особенности использования различных техник штриха в рисунке.
22. Выбор материалов в рисунке.
23. Особенности работы мягкими графическими материалами (уголь, сангина,
соус).
24. Особенности рисования пастелью. Цвет в рисунке.
25. Правила и последовательность рисования натюрморта.
26. Понятие о пропорциях. Роль пропорций в рисунке.
27. Пропорциональные соотношения простых геометрических тел.
28. Последовательность рисования группы геометрических тел.
29. Принципы линейно-конструктивного построения простых геометрических
тел.
30. Основные принципы и законы передачи объема в рисунке.
31. Понятие полутени, тени и блика в рисунке. Степень освещенности
отдельных участков предметов.
32. Собственные и падающие тени. Рефлексы.
33. Основные пропорции головы человека.
34. Линейно-конструктивный рисунок головы человека. Последовательность
рисования черепа человека.
35. Принцип парности форм при изображении головы человека.
Местоположение основных конструктивных точек и линий.
36. Этапы построения гипсовой головы. Правильный выбор расстояния до
модели, выбор освещенности и линии горизонта при рисовании головы.
37. Линейно-конструктивное изображение тела человека.
38. Процесс построения конструкции формы туловища. Использование метода
«обрубовки» в рисовании фигуры человека.
39. Основные пропорции тела человека.
40. Взаимное расположение частей тела человека. Опорные точки,
используемые при построении фигуры человека. Закономерности строения
формы.
41. Использование принципа парности форм при построении фигуры человека.
Использование граней при рисовании фигуры.
22

42. Роль пропорциональных соотношений и перспективы в рисовании фигуры
человека. Методические принципы при работе над рисунком туловища.
43. Использование тона при рисовании туловища. Цели и задачи тональной
проработки в рисунке.
44. Последовательность светотеневой проработки в рисовании фигуры
человека. Выявление формы при работе тоном. Соотношение силы тонов
друг к другу.
45. Анализ анатомического строения человеческого тела. Выбор линии
горизонта при рисовании фигуры человека. Выбор расстояния от рисующего
до модели. Роль набросков при рисовании фигуры человека.
46. Постановка фигуры на плоскости. Схема положения фигуры в контрапосте.
Изображение фигуры с двумя точками опоры.
47. Основные правила рисования фигуры в движении.
48. Роль рисования по памяти и представлению. Виды набросков.

Критерии оценки на экзамене
По пятибалльной шкале:
Выполнен полный объём без существенных замечаний — 5
Выполнен неполный объём с незначительными замечаниями — 4
Выполнен малый объём с замечаниями — 3
Выполнен малый объём с грубыми ошибками — 2
Не выполнен объём — 1
Общими критериями оценки умений являются: правильность, точность,
гибкость возможность применять навыки и умения на практике, наличие
ошибок, их количество, характер и влияние на работу.
6.3. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания
знаний, умений, практического опыта, характеризующие этапы
формирования компетенций
Изложение изучаемого материала осуществляется в форме лекций, презентаций.
Самостоятельная работа студентов включает самоподготовку по отдельным
вопросам программы, осуществляемую в форме исследований и изучения
конкретных методик изобразительного искусства.
Под
самостоятельной
работай
понимается
совокупность
всей
самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне ее,
в контакте с преподавателем и в его отсутствии.
Аудиторная самостоятельная работа осуществляется в форме практических
работ на занятиях, внеаудиторная самостоятельная работа осуществляется в
форме выполнение домашних практических работ.

23

7. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ
7.1
Перечень
образовательных
технологий,
используемых
осуществлении образовательного процесса по дисциплине

при

Для успешного освоения дисциплины сочетаются традиционные и
инновационные
образовательные
технологии,
которые
обеспечивают
достижение планируемых результатов обучения. Реализация компетентностного
подхода предусматривает использование в учебном процессе интерактивных
форм проведения занятий.
Основными образовательными технологиями, используемыми в обучении
по дисциплине «Рисунок с основами перспективы», являются:
- ознакомление с областью и содержанием предметного исследования;
- формулировка целей и задач исследования;
- сбор данных об изучаемом объекте (явлении, процессе);
- выполнение практических работ опираясь на знания полученные во время
аудиторных лекций;
- объяснение полученных данных;
- формулировка выводов, оформление результатов работы.

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».