Материаловедение

Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В.В. Маркова
«____» _______________ 202___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Материаловедение

Специальность 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Форма обучения очная

Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.04. Материаловедение
разработана в соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом среднего профессионального образования и с
учетом примерной основной образовательной программы по специальности
54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»

Разработчик:
Преподаватель
Т.С.Шерстобитова

________________
Подпись

Программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии
специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

Протокол № _____ от «____» ___________ 202__ г.
Председатель ПЦК

___________________
Подпись

/ ___________________ /

СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Материаловедение» является обязательной частью
общепрофессионального цикла примерной основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям).
Учебная
дисциплина
«Материаловедение»
обеспечивает
формирование
профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по
специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям). Особое значение дисциплина имеет при
формировании и развитии ОК 1 - ОК 7, ОК 9 - ОК 11, ПК 2.2 –ПК 2.5, ЛР1-ЛР12.

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста;
ОК
06.
Проявлять
гражданскопатриотическую
позицию,
демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного
поведения;
ОК
07.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК
09.
Использовать
информационные
технологии
в
профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на
государственном и иностранных языках;
ОК11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
Профессиональными компетенциями:

ПК 2.2. Выполнять технические чертежи;
ПК 2.3. Выполнять экспериментальные образцы объекта дизайна или
его отдельные элементы в макете или материале в соответствии с техническим
заданием (описанием);
ПК 2.4. Доводить опытные образцы промышленной продукции до
соответствия технической документации;
ПК 2.5. Разрабатывать эталон (макет в масштабе) изделия.
Личностными результатами реализации программы воспитания, определенные
отраслевыми требованиями к деловым качествам:
ЛР 1
Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.
Проявляющий
активную
гражданскую
позицию,
демонстрирующий приверженность принципам честности,
ЛР 2
порядочности, открытости, экономически активный и

участвующий
в
студенческом
и
территориальном
самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества,
продуктивно
взаимодействующий
и
участвующий
в
деятельности общественных организаций.
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам
гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и
свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям
представителей субкультур, отличающий их от групп с
деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий
неприятие и предупреждающий социально опасное поведение
окружающих.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда,
осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к
формированию в сетевой среде личностно и профессионального
конструктивного «цифрового следа».
Демонстрирующий приверженность к родной культуре,
исторической памяти на основе любви к Родине, родному
народу,
малой
родине,
принятию
традиционных
ценностей многонационального народа России.
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и
готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских
движениях.
Осознающий приоритетную ценность личности человека;
уважающий собственную и чужую уникальность в различных
ситуациях, во всех формах и видах деятельности.
Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям
различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и
иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и
трансляции
культурных
традиций
и
ценностей
многонационального российского государства.
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и
безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо
преодолевающий
зависимости
от
алкоголя,
табака,
психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий
психологическую устойчивость в ситуативно сложных или
стремительно меняющихся ситуациях.
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой.
Проявляющий
уважение
к
эстетическим
ценностям,
обладающий основами эстетической культуры.
Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и
воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в
семье, ухода от родительской ответственности, отказа от
отношений со своими детьми и их финансового содержания.

ЛР 3

ЛР 4

ЛР 5

ЛР 6
ЛР 7

ЛР 8

ЛР 9

ЛР 10
ЛР 11
ЛР 12

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и
знания
Код 1
ПК, ОК

.

Умения

Знания

ПК 2.2, ПК
2.3,
ПК 2.4, ПК
2.5,

выбирать материалы на основе
анализа их свойств для
конкретного применения в
дизайн-проекте

ОК 1 - ОК 7,
ОК 9 - ОК 11

область применения; методы
измерения параметров и свойств
материалов;
технологические, эксплуатационные и
гигиенические требования,
предъявляемые к материалам;
особенности испытания материалов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебной дисциплины

Объем в часах
78

в т.ч. в форме практической подготовки
в том числе:
теоретическое обучение

18

практические занятия

52

Самостоятельная работа
Консультации

4
2
2

Промежуточная аттестация (зачет)

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем
в часах

1

2

3
5
5

Раздел 1. Металлические материалы
Тема 1.1
Металлы и сплавы

Содержание учебного материала
1.Классификация сталей и чугунов. Художественные изделия и область
применения
2.Цветные металлы. Художественные изделия и область применения
Самостоятельная работа обучающихся

Раздел 2. Неметаллические материалы
Тема 2.1
Содержание учебного материала
Неметаллические материалы
1.Полимеры

2.Свойства и применение лакокрасочных материалов в дизайне
3.Стекло и керамика. Художественные изделия и область применения
4.Древесина. Художественная обработка древесины
5.Художественная и технологическая характеристика минералов
6. Классификация текстильных волокон
7. Ткацкое производство
Самостоятельная работа обучающихся
В том числе, практических занятий и лабораторных работ:

Практическое занятие № 1. Изготовление сувенирной продукции из
полимерной глины
Практическая работа № 2. Заполнение классификационной таблицы:
«Виды лакокрасочных материалов и их свойства»
Практическое занятие № 3. Нанесение рисунка на стекло.
Практическая работа № 4. Породы дерева, свойства и их применение
Практическое занятие № 5. Изготовление сувенирной продукции из
древесных материалов

2
2

Коды компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент программы

ОК1,ОК2,ОК3,ОК4,
ОК5,ОК6,ОК7,ОК8,
ОК9,ОК10,ОК11,
ПК 2.3,ПК2.5

ЛР1-ЛР 12.

1
69
17
2
2
2
2
2
2
2
3
52
4
4
4
4
4

ОК1,ОК2,ОК3,ОК4,
ОК5,ОК6,ОК7,
ОК9,ОК10,ОК11,
ПК 2.2, ПК 2.3, ПК
2.4, ПК2.5

ЛР1-ЛР 12

Практическое занятие № 6. Получение фактурной поверхности,
имитирующей природный камень
Практическая работа № 7. Натуральные волокна
Практическая работа № 8 Химические волокна
Практическое занятие № 9. Исследование образцов ткацких
переплетений
Практическая работа № 10. Определение технологических свойств
ткани: натуральных, искусственных и синтетических
Практическое занятие № 11. Распознавание видов натуральных
волокон и материалов из них

4
2
2
2
4
4

Практическая работа № 12. Сравнительная характеристика тканей

4

Практическая работа № 13. Разработка требований к материалам
Практическое занятие № 14. Нанесение рисунка на кожу
Практическая работа № 15. Распознавание ассортимента
подкладочных и прокладочных материалов.
Консультации

4
4

Промежуточная аттестация (зачет)
Всего

2
2
2
78 часов

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
лаборатория материаловедения, оснащённая оборудованием и техническими средствами обучения:
стол, стул преподавателя;
стол, стулья для обучающихся (по кол-ву обучающихся в группе);
доска;
компьютер;
многофункциональное устройство HP (МФУ HP);
проектор;
экран;
шкафы, тумбы;
наглядные пособия;
раздаточные материалы.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные
образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании
библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или)
электронных изданий в качестве основного, при этом список, по согласованию с ФУМО, может быть дополнен новыми изданиями.
3.2.1. Основные печатные издания
1. Бондаренко, Г. Г. Материаловедение: учебник для среднего профессионального образования / Г. Г. Бондаренко, Т. А. Кабанова,
В. В. Рыбалко; под редакцией Г. Г. Бондаренко. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 329 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-08682-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470070
3.2.2. Основные электронные издания
1. Бондаренко, Г. Г. Материаловедение: учебник для среднего профессионального образования / Г. Г. Бондаренко, Т. А. Кабанова,
В. В. Рыбалко; под редакцией Г. Г. Бондаренко. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 329 с. — (Профессиональное
образование). — ISBN 978-5-534-08682-9. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470070
2. Плошкин, В. В. Материаловедение: учебник для среднего профессионального образования / В. В. Плошкин. — 3-е изд., перераб. и
доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 463 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02459-3. — Текст: электронный
// ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470071

3. Стельмашенко, В. И. Материаловедение для одежды и конфекционирование: учебник для среднего профессионального
образования / В. И. Стельмашенко, Т. В. Розаренова; под общей редакцией Т. В. Розареновой. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2021. — 308 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11139-2. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/474995
3.2.3. Дополнительные источники

1.
Лившиц, В. Б. Материаловедение: ювелирные изделия: учебное пособие для среднего профессионального образования /
В. Б. Лившиц, В. И. Куманин, М. Л. Соколова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 208 с. —
(Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09184-7. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/473771
2.

Образовательная платформа Юрайт: https://urait.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения

Критерии оценки

Перечень знаний, осваиваемых в
рамках дисциплины:
область
применения;
методы
измерения параметров и свойств
материалов;
технологические, эксплуатационные
и
гигиенические
требования,
предъявляемые к материалам;
особенности испытания материалов

Характеристика
демонстрируемых
знаний, которые могут быть проверены:
обучающийся определяет
область
применения
материалов,
методы
измерения
параметров
и
свойств
материалов;
технологические, эксплуатационные и
гигиенические требования, предъявляемые
к материалам;
особенности испытания материалов

Методы оценки
Компьютерное тестирование на знание
терминологии по теме
Тестирование
Самостоятельная работа
Защита реферата
Семинар
Защита курсовой работы (проекта)
Выполнение проекта
Наблюдение
за
выполнением
практического задания (деятельностью
студента)
Оценка
выполнения
практического
задания(работы)
Выступление с докладом, сообщением,
презентацией
Решение ситуационной задачи

Перечень умений, осваиваемых в
рамках дисциплины:
выбирать материалы на основе
анализа их свойств для конкретного
применения в дизайн-проекте

Характеристики
демонстрируемых
умений:
обучающийся
правильно
выбирает
материалы на основе анализа их свойств
для конкретного применения в дизайнпроекте

Оценка
результатов
выполнения
практических работ
Экспертное
наблюдение
за
ходом
выполнения практических работ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».