МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Мордовия «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»
Рабочая программа дисциплины
ОП.06 История изобразительного искусства
по специальности среднего профессионального образования
54. 02. 01 Дизайн (по отраслям)
уровень образования: основное общее образование
Форма обучения
очная
Утверждаю
Зам. директора по учебной работе
______________________________
«_________» _____________ 2022 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее
- СПО) по спец.54.02.01 Дизайн (по отраслям).
Организация-разработчик:
колледж»
ГБПОУ
РМ
«Ковылкинский
строительный
Разработчики:
Носкова Елена Васильевна - преподаватель
Программа одобрена на заседании цикловой комиссии
______________________________________ от «______» __________ 2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
14
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
специальности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы
Учебная дисциплина ОП.06 История изобразительного искусства относится
к профессиональному циклу.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- определять автора конкретного произведения (архитектурного,
художественного и т. д.);
- самостоятельно работать с учебной, справочной и учебно-методической
литературой, с различными электронными носителями информации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- историю развития отечественного и зарубежного искусства
- теорию видов, жанров и стилей в искусстве.
1.4. Перечень формируемых компетенций:
Общие компетенции (ОК)
ОК 1
ОК 2
ОК 3
ОК 4
ОК 5
ОК 6
ОК 7
ОК 8
ОК 9
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки
и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития.
Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности.
Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат
выполнения заданий.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься
самообразованием,
осознанно
планировать
повышение
квалификации.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
Профессиональные компетенции (ПК)
ПК 1.1.
Проводить предпроектный анализ для разработки дизайн-проектов.
Личностные результаты реализации программы воспитания,
определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности
Личностные результаты
реализации программы воспитания
(дескрипторы)
Способный ставить перед собой цели, под
решения возникающих профессиональных
задач, подбирать способы решения и средства
развития, в том числе с использованием
информационных технологий
Содействующий
формированию
положительного образа и поддержанию
престижа своей профессии
Способный искать и находить необходимую
информацию
используя
разнообразные
технологии ее поиска, для решения
возникающих в процессе производственной
деятельности проблем
Способный
выдвигать
альтернативные
варианты действий с целью выработки новых
оптимальных алгоритмов; позиционирующий
себя как результативный и привлекательный
участник трудовых отношений
Демонстрирующий
развитый
художественный вкус, владение методами
моделирования
и
гармонизации
искусственной среды обитания
Содействовать
при
организации
строительной
деятельности
сохранению
окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных
ситуациях
Код личностных результатов реализации
программы воспитания
ЛР 14
ЛР 15
ЛР 16
ЛР 17
ЛР 18
ЛР 19
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Общая учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная нагрузка
в т.ч. в форме практической подготовки
в том числе: лекции
практические занятия
консультации
Самостоятельная работа студента (всего)
Форма промежуточной аттестации - экзамен
Всего
часов
119
102
80
22
6
5
6
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.06 История изобразительного искусства
Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Коды
компетенций,
формированию
которых
способствует
элемент
программы
1
2
3
4
Раздел 1
Искусство Древнего
мира
Содержание учебного материала
1 Первобытное искусство
2 Искусство Древнего Египта
3 Искусство Древней Греции.
4 Искусство Древнего Рима.
В том числе практических занятий
1 Практическое занятие №1. Составить таблицу из трех групп видов искусств
и знаков художественно-творческой деятельности
2 Практическое занятие №2. Влияние верования в первобытном обществе на
искусство
Самостоятельная работа обучающихся
8
2
2
2
2
4
2
Выполнение реферата.
1) Тайна египетских пирамид.
2) Сокровища гробницы Тутанхамона.
Содержание учебного материала
1 Раннехристианское искусство
2 Средневековое искусство Западной Европы: Франция, Германия
1
10
2
4
3 Искусство Византии
4 Искусство Древней Руси
В том числе практических занятий
1 Практическое занятие №3. Иконопись Византийской империи. Зарождение
2
2
2
2
1
Раздел 2
Искусство Средних
веков
ОК 1 –ОК 9,
ПК 1.1
ЛР 14 – ЛР 19
2
1
ОК 1 –ОК 9,
ПК 1.1
ЛР 14 – ЛР 19
Раздел 3 Искусство
Возрождения
Раздел 4 Искусство
Западной Европы XVII
века
канонов.
Самостоятельная работа обучающихся
1 Выполнение реферата.
1) Творчество А. Гауди.
2) Влияние творчества О. Бёрдсли на стиль модерн.
Содержание учебного материала
1 Искусство Возрождения в Италии: предвозрождение, раннее возрождение,
Высокое возрождение, позднее возрождение
2 Искусство Северного Возрождения: Нидерланды, Германия, Франция
В том числе практических занятий
1 Практическое занятие №4.Итальянское Возрождение, Северное
Возрождение, Высокое Возрождение. Анализ произведений по
индивидуальному заданию.
Содержание учебного материала
1 Искусство Италии XVII века
2 ИскусствоИспании XVII века
8
4
4
10
2
2
ИскусствоГолландии XVII века
2
4
ИскусствоФландрии XVII века
2
1
Практическое занятие №5. Заполнение таблицы Стилей. Барокко. Рококо.
Классицизм. (Стиль, хронология, определение, характерные черты стиля).
ОК 1 –ОК 9,
ПК 1.1
ЛР 14 – ЛР 19
2
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
1
Выполнение реферата.
1) Творчество Лоренцо Бернини и особенности стиля барокко (Фландрия).
2) Художественные направления Италии XVII века.
Содержание учебного материала
1 Искусство Франции XVIII века
2 Искусство Италии XVIII века
1
1
ОК 1 –ОК 9,
ПК 1.1
ЛР 14 – ЛР 19
2
2
3
5 ИскусствоФранции XVII века
В том числе практических занятий
Раздел 5 Искусство
Западной Европы XVIII
века
1
1
6
2
2
ОК 1 –ОК 9,
ПК 1.1
3
Раздел 6 Искусство
России XVIII века
Раздел 7 Искусство
Западной Европы первой
половины XIX века
Раздел 8 Искусство
России первой половины
XIX века
Раздел 9 Искусство
Искусство Англии XVIII века
2
В том числе практических занятий
1 Практическое занятие №6.Анализ произведения искусства рубежа XVIII-XIX
веков по индивидуальному заданию.
Содержание учебного материала
1 Искусство России первой четверти XVIII века
2 Искусство России середины XVIII века
3 Искусство России второй половины XVIII века
2
2
В том числе практических занятий
1 Практическое занятие №7. Описание Эклектизма, как влияния массовой
культуры.
Содержание учебного материала
1 Искусство Франции первой половины XIX века
2
2
2 Искусство Англии первой половины XIX века
3 Искусство Испании первой половины XIX века
В том числе практических занятий
1 Практическое занятие №8. Творчество Дионисия. Поэтическая красота и
лиризм его росписи.
Самостоятельная работа обучающихся
1 Выполнение реферата.
Романтизм 20-30-х годов XIX века.
Западноевропейское искусство XIX века
Содержание учебного материала
1 Искусство России первой четверти XIX века
2 Искусство России второй четверти XIX века
В том числе практических занятий
1 Практическое занятие № 9. Мастера русского портрета Ф.С. Рокотов (17351808), Д.Г. Левицкий (1735-1822), В.Л.Боровиковский (1757-1826). Анализ
работ по индивидуальному заданию.
Содержание учебного материала
2
2
2
2
6
2
2
2
6
2
ЛР 14 – ЛР 19
ОК 1 –ОК 9,
ПК 1.1
ЛР 14 – ЛР 19
ОК 1 –ОК 9,
ПК 1.1
ЛР 14 – ЛР 19
1
1
4
2
2
2
2
ОК 1 –ОК 9,
ПК 1.1
ЛР 14 – ЛР 19
8
ОК 1 –ОК 9,
Западной Европы и
России второй половины
XIX века
Раздел 10 Искусство
Западной Европы и
России XX века
Искусство Франции второй половины XIX века. Символизм, импрессионизм,
постимпрессионизм.
2 Искусство России второй половины XIX века. Товарищество передвижных
художественных выставок.
В том числе практических занятий
1 Практическое занятие №10. Задачи и достижения импрессионистов.
Значение этюда и живопись.
Содержание учебного материала
1 Искусство России 1890-х – начала 1900-х гг.: ведущие художники и
творческие объединения.
2 Модернизм в искусстве Западной Европы.
3 Искусство России 1920 – 1930-х гг.
4 Художественная культура и искусство Европы и Америки 1920-1930-х гг.
5 Искусство России второй половины XX века.
6 Искусство Европы и Америки второй половины XX века.
В том числе практических занятий
1
1
Практическое занятие №11. Исторические и современные стили в дизайне.
Самостоятельная работа обучающихся
1
Выполнение реферата.
1) Основные тенденции в развитии искусства XX в.: проблемы стилистики
и периодизации.
2) Искусство России XX в.: основные тенденции в развитии, периодизация.
Консультации
Промежуточная аттестация - экзамен
Всего
4
ПК 1.1
ЛР 14 – ЛР 19
4
2
2
14
2
2
2
4
2
2
2
1
1
6
6
119
ОК 1 –ОК 9,
ПК 1.1
ЛР 14 – ЛР 19
3. УСЛОИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект визуальных материалов (печатные репродукции, изображения в
электронном виде, фильмы).
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа
проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники
1. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учебник для студ.
Учреждений высш. проф. образования: в 2 т. Т.1 / Н.М. Сокольникова. – 4-е
изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 304 с.
Дополнительная литература
1. Бобринская Е. Русский авангард: истоки и метаморфозы / Е.А. Бобринская. –
М.: Пятая страна, 2003. – 302 с.: илл.
2. Бобринская Е. Русский авангард: границы искусства / Е.А. Бобринская. – М.:
Новое лит.обозрение, 2006. – 294 с.: илл.
3. Бобринская Е.А. Футуризм / Е.А. Бобринская. – М.: Галарт, 2000. – 192 с.:
илл.
4. Бобринская Е.А. Футуризм и кубофутуризм: Альбом / Е.А. Бобринская. – М.:
Галарт, 2000. – 174 с.: илл. – (История живописи XX века (1910 - 1930):Европа Россия)
5. Кантор
А.М. Изобразительное искусство XX в. / А.М. Кантор. - М.:
Искусство, 1978.
6. Памятники мирового искусства: Искусство Древнего Востока / М.Э
Матье, В.К. 7. 7. Афанасьева, И.М. Дьяконов, В.Г. Луконин: Ред. коллегия: Б.В.
Веймарн, Б.Р. Виппер, 8. 8. Ю.Д. Колпинский и др. – М.: Искусство, 1968. – 94
с.: илл.
9. Памятники мирового искусства: Искусство этрусков и Древнего Рима /
Ю.Д. Колпинский, Н.Н. Бритова. Ред. коллегия: Н.В. Томский (пред.) и др. - М.:
Искусство, 1988. – 112 с.: илл.
10 Памятники мирового искусства: Искусство Италии конца 13 – 15 веков /
И.А. Смирнова: Ред. коллегия: Н.В. Томский (пред.) и др. – М.: Искусство,
1988. – 144 с.: илл.
11. Памятники мирового искусства: Искусство Италии XVI века / Е.Н.
Ротенберг. Ред. коллегия: Б.В. Веймарн, Б.Р. Виппер, Ю.Д. Колпинский и др. –
М.: Искусство, 1967. – 123 с.: илл.
12. Памятники мирового искусства: Западноевропейское искусство XVII века /
Е.И. Ротенберг. Ред. коллегия: Б.В. Веймарн, Б.Р. Виппер, Ю.Д. Колпинский и
др. - М.: Искусство, 1971. – 102 с.: илл.
13. Памятники мирового искусства: Европейское искусство XIX века. 1789 –
1871. / Л.С. Алешина, Ю.Д. Колпинский, Е.И. Марченко, В.В. Стародубова.
Ред. коллегия: Б.В. Веймарн, Б.Р. Виппер, Ю.Д. Колпинский и др. - М.:
Искусство, 1975. – 128 с.: илл.
14. Поспелов Г.Г. Русское искусство начала XX века: Судьба и облик России /
Г.Г. Поспелов. - М.: Наука, 2000. – 128 с.
15. Ревалд Д. История импрессионизма / Д. Ревалд. - М.: ТЕРРА- Кн. Клуб
Республика, 2002 с. – 461 с.: илл.
16. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века /
Д.В. Сарабьянов. – М.: АСТ-ПРЕСС; Галарт, 2001. – 303 с.: илл.
17. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ:
Опыт сравнительного исследования / Д.В. Сарабьянов. - М.: Сов.художник,
1980. – 261 с.: илл.
18. Свидерская М.И. Искусство Италии XVII в. Основные направления и
ведущие мастера / М.И. Свидерская. – М.: Искусство, 1999. – 174 с.
19. Словарь средневековой культуры / Под общ.ред. А.Я. Гуревича. – М.:
РОССПЭН,2003. – 631 с.
20. Якимович А.К. Новое время. Искусство и культура XVII - XVIII веков/ А.К.
Якимович. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 440 с.: ил.
21. Всеобщая
история
архитектуры / Под.общ. ред. В.Д. Блаватского, В.Ф.
Маркузона, Б.П. Михайлова, В.Д. Сарабьянова, Е.Г. Чернова. - М.: Изд. Акад.
архитектуры СССР, 1958—1962.
22. Всеобщая история искусств: В 6-ти т. / Под ред. Б.В. Веймарна. - М.:
1960—1966, т. I—VI.
23. Власов В. Большой энциклопедический словарь изобразительного
искусства: В 8-тт. / В. Власов – Спб.: Лита, 2000 – 2001.
24. Ильина Т.В. История искусства: Русское и советское искусство:
Учеб.пособие для вузов спец. «Журналистика» / Т.В. Ильина. – М.: Высшая
школа, 1989. – 400 с.: илл.
25.
Ильина
Т.В.
История
искусств:
Западно-Европейское
искусство:
Учеб.пособие для вузов спец. «Журналистика» / Т.В. Ильина. – М.: Высшая
школа, 1983. – 317 с.: илл.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru/about/
http://www.museum.ru/mus/
http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/index.html
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем
в
процессе
проведения
тестирования,
выполнения
обучающимися рефератов и практических работ.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
- ориентироваться в исторических
эпохах и стилях;
- проводить анализ исторических
объектов
для
целей
дизайнпроектирования.
Знания:
- основные характерные черты
различных
периодов
развития
предметного мира;
- современное состояние
изобразительного искусства в
различных областях экономической
деятельности.
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Экспертная оценка результатов выполнения
реферата в рамках текущего контроля.
Экспертная
оценка
результатов
тестирования.
Экспертное
наблюдение
за
ходом
выполнения практической работы