Живопись с основами цветоведения

Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В.В. Маркова
«____» _______________ 202___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 04 «ЖИВОПИСЬ С ОСНОВАМИ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ»
Специальность 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Форма обучения очная

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности
среднего профессионального образования (далее СПО) 54.02.01 Дизайн (по
отраслям) (приказ Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1391, зарегистрирован
Минюстом России 24.11.2014г. №34861), входящей в укрупнённую группу
специальностей 54.00.00 «Изобразительное и прикладные виды искусств».
Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»

Разработчик:
Преподаватель

________________

В.С. Додон

Подпись

Программа рассмотрена на заседании предметной
специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

цикловой

комиссии

Протокол № _____ от «____» ___________ 202__ г.
Председатель ПЦК

___________________

/ ___________________ /

Подпись

2

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ......................................................4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ...........................................6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ...........................................14
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ .......................16
5. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ ..........................................................................................................................18
6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ
АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ…………………….……………..21
7. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ……………………………………………...28

3

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 04 «Живопись с основами цветоведения»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки
специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной
программы по специальности 54.02.01
«Дизайн» (по отраслям).
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена: дисциплина относится к профессиональному циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-технически грамотно выполнять упражнения по теории цветоведения;
-составлять хроматические цветовые ряды;
-распознавать и составлять светлотные и хроматические контрасты;
- анализировать цветовое состояние натуры или композиции;
-анализировать и передавать цветовое состояние натуры в творческой работе;
-выполнять живописные этюды с использованием различных техник
живописи;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-природу и основные свойства цвета;
-теоретические основы работы с цветом;
-особенности психологии восприятия цвета и его символику;
-теоретические принципы гармонизации цветов в композициях.
-различных видов техники живописи
В результате освоения учебной дисциплины должны актуализироваться
профессиональные, общие компетенции и личностные результаты:
ПК 1.4. Разрабатывать колористическое решение дизайн – проектов.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и
качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести
за них ответственность
4

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для
эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и
личностного развития
ОК 5 Использовать
информационно-коммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами,
руководством, потребителями
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных),
за результат выполнения заданий
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности
ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой

5

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
в т.ч. в форме практической подготовки
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лекции
практические занятия
консультации
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Промежуточная аттестация в форме экзамена

Кол. часов
очная
195
176
26
150
4
9
6

6

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 04 Живопись с основами

цветоведения
Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная
работа обучающихся

1
2
Раздел. Разработка колористического решения дизайн проекта
Тема 1.1.Природа
Содержание учебного материала
и основные
Введение. Предмет и задачи живописи.
свойства цвета.
Физические основы учения о цвете: цвет и длина волны излучения, спектральный состав
излучения. Спектр солнечного света. Оптическое смешение цветов.
Теоретические основы работы с цветом. Ахроматические и хроматические цвета. Цветовой
тон, насыщенность, светлота. Применение цветового круга в практике поиска
колористического решения.
Смешение цветов в красках. Смешение ахроматических и хроматических цветов. Смешение
дополнительных цветов. Смешение спектральных цветов.
Цвет поверхности на свету и в тени. Собственный цвет предмета. Световая конструкция
цвета. Влияние рефлексов и оптического контраста на видимое цветовое состояние
поверхности. Зависимость цвета от качества поверхности (матовые, полуматовые,
блестящие, фактурные).
Практические работы
Изображение цвета предметов с отражающей и поглощающей поверхностью. Материалгуашь, акварель. Формат А-3.
Выполнение таблицы цветового круга. Материал – гуашь. Формат А – 3.
Анализ и составление таблиц хроматических цветовых рядов. Материал – гуашь. Формат А3.

Объем
часов

3
185
12
2
4

Коды
компетенций, формированию
ко-торых
способствует
элемент
программы
4
ПК 1.4, ОК 1ОК 9, ЛР 10

2

2
2

28
4
2
2
7

Выполнение таблиц смешения спектральных цветов. Ступенчатые смешения произвольных
цветов. Материал гуашь. Формат А-3.
Выполнение натюрморта при естественном дневном или искусственном комнатном
освещении. Материал – акварель, гуашь. Формат А-3.

4

Выполнение этюдов натюрморта с демонстрацией глубины пространства. Формат А – 2
Самостоятельная работа

8

Спектр и цветовой круг: выполнение таблицы цветового круга. Основные характеристики
цвета: выполнение таблиц хроматических и ахроматических цветов.
Содержание учебного материала

2

Тема 1.2.
Особенности
Перспектива цвета. Дистанционное преобразование цвета. Проявление закономерностей
психологии
воздушной перспективы. Методы передачи перспективных преобразований цвета в
восприятия цвета и
натурном этюде и композиции.
его символики.
Практическая работа

Тема 1.3.
Теоретические
принципы
гармонизации
цветов в
композициях.

8

2
2

8

Выполнение образных композиций по символике цвета разных уровней.
Выполнение геометрических композиций в цвете, соответствующим модным тенденциям.
Самостоятельная работа

4
4

Цвет поверхности на свету и в тени: выполнение этюдов из предметов быта.

2

Содержание учебного материала

4

Гармония цветов и ее основные принципы: равновесие цветов, цветовое единство. Цветовые
отношения: гармония родственных цветов, родственно-контрастных цветов, контрастных
цветов. Гармония цветов в композициях.
Практическое занятие

4

Выполнение абстрактной композиции на равновесие цветов. Материал акварель, гуашь.
Формат А-4.
Выполнение абстрактной композиции на цветовое единство. Материал акварель, гуашь.
Формат А-4
Выполнение абстрактной композиций на различные гармонические сочетания цветов.
Материал акварель гуашь. Формат А-4.
Выполнение декоративной геометрической композиции на гармонические сочетания цветов
с применением ступенчатых растяжек и смешений цветов. Материал акварель, гуашь.

ПК 1.4, ОК 1ОК 9, ЛР 10

ПК 1.4, ОК 1ОК 9, ЛР 10

40
6
6
6
8

8

Формат А-4.
Выполнение орнаментальных композиций на одну из тем цветовой гармонии. Материал –
гуашь, акварель. Формат А-4.
Выполнение живописных кратковременных этюдов натюрморта в различных вариантах
цветовой гармонии ( 2 – 4 этюда). Материал – гуашь, акварель, пастель. Формат А-4, А-3.

8
6

Самостоятельная работа
Гармония цветов: выполнение абстрактных композиций на равновесие цвета, на цветовое
единство, выполнение орнаментальных композиций на одну из цветовых гармоний.
Выполнение кратковременных этюдов натюрморта на различные цветовые сочетания.
Тема 1.4
Содержание учебного материала
Живописная
Композиция в живописи натюрморта, пейзажа портрета и фигуры человека.
трансформация
Последовательность этюдной работы над натюрмортом пейзажем, портретом и фигурой
объектов
человека.
предметной среды
Особенности живописного решения отдельных предметов в натюрморте в зависимости от
и человека.
их материала, фактуры, освещения и влияния окружающих предметов. Передача освещения
Различные виды
и пространства в парковом, городском, морском пейзаже. Роль цвета в портретной
техники живописи. живописи. Передача строения, пластики и формы обнаженной натуры при помощи цвета.

1
1
8
4

ПК 1.4, ОК 1ОК 9, ЛР 10

4

Практические работы.

74

Специфика исполнения натюрморта, пейзажа, портрета фигуры человека в акварельной
технике «лессировка», «а-ля-прима», технике мазка Приемы работы – лессировка «посухому», «по полусухому». Материал – акварель. Формат А-3.
Выполнение натюрморта в технике мазка, состоящего из контрастных по цвету нескольких
предметов быта на фоне орнаментальной драпировки. Материал гуашь. Формат А-3.
Выполнение этюда натюрморта в технике «а-ля-прима», состоящего из предметов быта,
фруктов, контрастных цветов на фоне драпировки. Материал – акварель. Формат А-3.

8

Выполнение этюда натюрморта, состоящего из предметов быта на фоне драпировки с
орнаментом. Решение объемно-пространственное. Материал-гуашь. Формат А-3.
Декоративное решение натюрморта из нескольких предметов быта на фоне драпировки.
Материал – гуашь. Формат А-2.

6

8
8

6

9

Декоративное решение натюрморта из нескольких предметов быта на фоне драпировки с
орнаментом. Выполнение 3-4 фор-эскизов. Формат А-4. Удачный вариант поиска – чистовая
работа. Материал – гуашь. Формат А-2.
Декоративное решение натюрморта из предметов быта на фоне драпировки, построенного
на сочетании родственных цветов. На основе заданного натюрморта исполнение новых
композиций с перестановкой предметов быта в различных комбинациях. Выбор чистовой
творческой работы на основе 3 – 4 фор-эскизов. Материал – гуашь. Формат А-2.

6

Декоративное решение натюрморта из предметов быта и драпировки по мотивам
творческого источника. Выбор чистовой творческой работы на основе 3-4 фор-эскизов
натюрморта. Формат А-4. Материал гуашь. Формат А-2.
Выполнение живописного этюда головы человека в головном уборе. Материал – акварель,
темпера, гуашь. Формат А-3.
Выполнение портрета с натуры в стилизованной условной форме. Материал – гуашь.
Формат А-2. Решение декоративное.
Зарисовки отдельных мотивов природы: листьев, цветов, деревьев. Материал – графитный
карандаш, тушь, акварель, гуашь, пастель. Формат А-4, А-3.
Выполнение пейзажного этюда на пленере. Материал – акварель, техника исполнения «а-ляприма», по сырому, по сухому. Формат А-4, А-3.
Выполнение этюда человека в одежде в технике акварельной живописи по сухому.
Материал акварель. Формат А-2.
Выполнение этюда постановки из двух фигур в одежде. Передача общего цветового строя.
Материал – акварель, гуашь. Формат А-3.
Декоративное решение фигуры человека в одежде с введением контрастных цветов.
Разработка нескольких фор-эскизов. Выполнение одного из них в чистовом варианте.
Материал – гуашь, темпера. Формат А-4, А-2.
Декоративное решение фигуры человека в одежде с введением родственно-контрастных
цветов. Разработка нескольких фор-эскизов, выполнение одного из них в чистовом варианте.
Материал гуашь, темпера. Формат А-4, А-2.
Декоративное решение двух фигурной постановки в одежде в условно – стилизованной
трактовке с акцентированием костюма. Разработка нескольких фор-эскизов, выполнение
одного из них в чистовом варианте. Материал – гуашь, темпера. Формат А-4, А-2.
Самостоятельная работа:
Специфика декоративного решения натюрморта: выполнение натюрморта из предметов
быта на фоне драпировки в декоративной технике

4

6

4
4
4
2
2
2
2

2

2

1

10

Степень стилизации в исполнении декоративного натюрморта: выполнение
натюрморта из предметов быта на фоне драпировки с орнаментом в технике декоративно
орнаментальной живописи.
Последовательность выполнения живописного портрета в акварельной технике: выполнение
живописного портрета головы человека в технике акварели по- мокрому.
Всего:

1

1
185

11

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.
Требования
к
минимальному
материально-техническому
обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Живописи;
Оборудование учебного кабинета:
-рабочие места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-мольберты по количеству обучающихся
-комплект учебно-наглядных пособий по живописи;
-фонд студенческих работ;
-постановочные реквизиты.
Технические средства обучения: компьютер; телевизор; видеомагнитофон.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Материально-техническое обеспечение занятий

1.
2.
3.
4.
5.

Материально-техническое обеспечение занятий
Комплект учебно - наглядных пособий
Мультимедиапроектор или мультимейдийная доска
Сканер
Принтер
Наглядные пособия(муляжи), гипсовые розетки

Основные источники (ОИ):
1. Бесчастнов Н. П. Живопись. –М.: Владос, 2010 г.
2. Беляева С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного
проектирования. –М.: Академия, 2012 г.
Дополнительные источники (ДИ):

1. Соколова Т. А. Декоративное растениеводство: цветоводство. –М.:
Академия, 2010 г.
2. Бобылева О. Н. Цветочно-декоративные растения открытого грунта. –
М.: Академия 2010 г.
Интернет-ресурсы (И-Р)
И -Р 1
И -Р 2
И -Р 3
И -Р 4

startacademy.ru
dizain-s.narod.ru
paintmaster.ru
izo-life.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения ( освоенные
умения, усвоенные знания).
1
Умения:
технически грамотное выполнение
упражнений по теории цветоведения

Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения.
2

экспертная оценка результатов
деятельности студентов при
выполнении и защите практических
работ, выполнении домашних работ
и др. видов текущего контроля
составление хроматических цветовых экспертная оценка результатов
рядов
деятельности студентов при
выполнении практических работ,
выполнении домашних работ и др.
видов текущего контроля
распознавание и составление
экспертная оценка результатов
светлотных и хроматических
деятельности студентов при
контрастов
выполнении и защите практических
работ, выполнении домашних работ
и др. видов текущего контроля
анализ цветового состояния натуры
экспертная оценка результатов
или композиции
деятельности студентов при
выполнении практических работ,
выполнении домашних работ и др.
видов текущего контроля
анализ и передача цветового
экспертная оценка результатов
состояния натуры в творческой работе деятельности студентов при
выполнении практических работ,
выполнении домашних работ и др.
видов текущего контроля
выполнение живописных этюдов с
экспертная оценка результатов
использованием различных техник
деятельности студентов при
живописи
выполнении практических работ,
выполнении домашних работ и др.
видов текущего контроля
Знания:
природы и основных свойств цвета
экспертная оценка результатов
13

теоретических основ работы с цветом

особенностей психологии восприятия
цвета и его символики
теоретических принципов
гармонизации цветов в композициях
различных видов техники живописи

деятельности студентов при
выполнении домашних работ и др.
видов текущего контроля.
экспертная оценка результатов
деятельности студентов при
выполнении домашних работ и др.
видов текущего контроля
экспертная оценка результатов
деятельности студентов при
выполнении домашних работ и
других видов текущего контроля
экспертная оценка результатов
деятельности студентов при
выполнении домашних работ и
других видов текущего контроля.
экспертная оценка результатов
деятельности студентов при
выполнении практических работ,
выполнении домашних работ и др.
видов текущего контроля

14

5. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В
РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты
(освоенные
профессиональ
ные
компетенции)

Основные показатели результатов
подготовки

Формы и методы
контроля

правильное композиционное размещение
натюрморта
передача в подготовительном рисунке
формы, пропорций предметов,
передача в живописном этюде
пропорциональных цвето-тоновых
ПК 1.4.
Разрабатывать отношений;
колористическ
ое решение
грамотная «лепка» деталей большой формы
дизайн проектов
грамотная передача освещенности в
натюрморте;
−

Устный экзамен
Экспертная оценка
для практических
работ
Экспертная оценка
выполнения
творческих работ

передача плановости в работе;
целостность изображения;
технически грамотное выполнение работы
Результаты
(освоенные
общекультурн
ые
компетенции)

ОК 1

Основные показатели результатов
подготовки

Понимать
сущность и социальную
значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес

Формы и методы
контроля и оценки

-интегративная
оценка
результатов
наблюдений всех
преподавателей за
деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы;
-наблюдения и
15

ОК 2

Организовывать собственную деятельность,
выбирать типовые методы и способы
выполнения
профессиональных
задач,
оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Принимать решения в стандартных и
нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность

ОК 4

Осуществлять поиск и использование
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать
информационнокоммуникационные
технологии
в
профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и в команде,
эффективно
общаться
с
коллегами,
руководством, потребителями

оценка на
практических
занятиях, в
процессе
педагогической
практики,
результаты
самостоятельной
работы
-решение
ситуационных
задач;
-наблюдение и
оценка на
практических
занятиях
-решение
ситуационных
задач;
-наблюдение и
оценка на
практических
занятиях
-решение
ситуационных
задач;
-наблюдение и
оценка на
практических
занятиях;
-результаты
самостоятельной
работы
-наблюдение и
оценка на
практических
занятиях;
-результаты
самостоятельной
работы
-решение
ситуационных
задач

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу

-интегративная
16

членов
команды
(подчиненных),
результат выполнения заданий

за

ОК 8

Самостоятельно
определять
задачи
профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены
технологий
в
профессиональной
деятельности

оценка
результатов
наблюдений всех
преподавателей за
деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы
-интегративная
оценка
результатов
наблюдений всех
преподавателей за
деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы
-интегративная
оценка
результатов
наблюдений всех
преподавателей за
деятельностью
обучающегося в
процессе освоения
образовательной
программы

17

6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО
ДИСЦИПЛИН
6.1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине
№ Контролируемые разделы
п/п (темы) дисциплины

(результаты по разделам)

Код контролируемой
компетенции (или её части) /
и ее формулировка

1.

Тема 1.1.Природа и
основные свойства цвета.

ОК.1 – ОК.9
ПК 1.4

2.

Тема 1.2. Особенности
психологии восприятия
цвета и его символики.

ОК.1 – ОК.9
ПК 1.4

3.

Тема 1.3. Теоретические
принципы гармонизации
цветов в композициях.

ОК.1 – ОК.9
ПК 1.4

4.

Тема 1.4. Живописная
трансформация объектов
предметной среды и
человека.
Различные виды техники
живописи.

ОК.1 – ОК.9
ПК 1.4

Наименован
ие
оценочного
средства
Устный
опрос,
практическ
ие работы
Устный
опрос,
практическ
ие работы
Устный
опрос,
практическ
ие работы
Устный
опрос,
практическ
ие работы

6.2. Типовые контрольные задания или иные материалы
6.2.1. Экзамен
- типовые вопросы (задания)
- критерии оценивания компетенций (результатов)
- описание шкалы оценивания
6.2.2. Наименование оценочного средства критерии оценивания
компетенций (результатов)
- описание шкалы оценивания
1. Паспорт контрольно-оценочных средств
В результате освоения учебной дисциплины цикла ОП. 04 Живопись с
основами цветоведения, цикл общепрофессиональных дисциплин
18

В результате изучения дисциплины студент должен уметь:
У1. Технически грамотно выполнять упражнения по теории
цветоведения;
У2. Составлять хроматические цветовые ряды;
У3. Распознавать и составлять светлотные и хроматические контрасты;
У4. Анализировать цветовое состояние натуры или композиции;
У5. Анализировать и передавать цветовое состояние натуры в
творческой работе;
У6. Выполнять живописные этюды с использованием различных техник
живописи.
знать:
З1. Природу и основные свойства цвета;
З2. Теоретические основы работы с цветом;
З3. Особенности психологии восприятия цвета и его символику;
З4. Теоретические принципы гармонизации цветов в композициях;
З5. Различные виды техники живописи.
Текущий контроль проводится в форме контрольных мероприятий
(текущий просмотр) по оцениванию фактических результатов обучения
студентов и осуществляется ведущим преподавателем.
Формой промежуточной аттестации по учебной дисциплине является
экзамен.
Результаты освоения учебной дисциплины выражены в виде
пятибалльной оценки при сдаче экзамена.
2. Контрольно-оценочные материалы текущего контроля
КИМ предназначен для оценки результатов освоения учебной
дисциплины ОП.03 Рисунок с основами перспективы.
Материалы и инструменты: бумага (картон), графитный карандаш
разной мягкости, уголь, сангина.
Время выполнения: от 2 до 32 часов
Форма текущего контроля: оценка за выполненную работу.
Текущий контроль осуществляется в процессе изучения дисциплины в
течение всего учебного года и проводится в сроки, определенные
календарным планом в счет аудиторного времени, предусмотренного на
учебный предмет.
Проводится в форме контроля выполнения практических работ
(просмотр по окончании выполнения каждого задания). К итоговому
просмотру на завершающих семестр учебных занятиях предоставляются все
материалы, связанные с выполнением учебного задания.
Задания практических работ:
1. Изображение цвета предметов с отражающей и поглощающей
поверхностью. (2 часа)
2. Выполнение таблицы цветового круга. (2 часа)
19

3. Анализ и составление таблиц хроматических цветовых рядов. (2 часа)
4. Выполнение таблиц смешения спектральных цветов. Ступенчатые
смешения произвольных цветов. (2 часа)
5. Выполнение натюрморта при естественном дневном или
искусственном комнатном освещении. (8 часа)
6. Выполнение этюдов натюрморта с демонстрацией глубины
пространства. (8 часа)
7. Выполнение образных композиций по символике цвета разных
уровней. (2 часа)
8. Выполнение геометрических композиций в цвете, соответствующим
модным тенденциям. (2 часа)
9. Выполнение абстрактной композиции на равновесие цветов. (4 часа)
10. Выполнение абстрактной композиции на цветовое единство. (4 часа)
11. Выполнение абстрактной композиций на различные гармонические
сочетания цветов. (4 часа)
12. Выполнение декоративной геометрической композиции на
гармонические сочетания цветов с применением ступенчатых растяжек и
смешений цветов. (6 часа)
13. Выполнение орнаментальных композиций на одну из тем цветовой
гармонии. (6 часа)
14. Выполнение живописных кратковременных этюдов натюрморта в
различных вариантах цветовой гармонии ( 2 – 4 этюда). (4 часа)
15. Специфика исполнения натюрморта, пейзажа, портрета фигуры
человека в акварельной технике «лессировка», «а-ля-прима», технике мазка
Приемы работы – лессировка «по- сухому», «по полусухому». (4 часа)
16. Выполнение натюрморта в технике мазка, состоящего из
контрастных по цвету нескольких предметов быта на фоне орнаментальной
драпировки.
(8 часа)
17. Выполнение этюда натюрморта в технике «а-ля-прима», состоящего
из предметов быта, фруктов, контрастных цветов на фоне драпировки.
(8 часа)
18. Выполнение этюда натюрморта, состоящего из предметов быта на
фоне драпировки с орнаментом. Решение объемно-пространственное. (4 часа)
19. Декоративное решение натюрморта из нескольких предметов быта на
фоне драпировки. (4 часа)
20. Декоративное решение натюрморта из нескольких предметов быта на
фоне драпировки с орнаментом. Выполнение 3-4 фор-эскизов. Удачный
вариант поиска – чистовая работа. (4 часа)
21. Декоративное решение натюрморта из предметов быта на фоне
драпировки, построенного на сочетании родственных цветов. На основе
заданного натюрморта исполнение новых композиций с перестановкой
предметов быта в различных комбинациях. Выбор чистовой творческой
работы на основе 3 – 4 фор-эскизов. (4 часа)
20

22. Декоративное решение натюрморта из предметов быта и драпировки
по мотивам творческого источника. Выбор чистовой творческой работы на
основе 3-4 фор-эскизов натюрморта. (4 часа)
23. Выполнение живописного этюда головы человека в головном уборе.
(4 часа)
24. Выполнение портрета с натуры в стилизованной условной форме.
(2 часа)
25. Зарисовки отдельных мотивов природы: листьев, цветов, деревьев.
(2 часа)
26. Выполнение пейзажного этюда на пленере. техника исполнения «аля-прима», по сырому, по сухому. (2 часа)
27. Выполнение этюда человека в одежде в технике акварельной
живописи по сухому. (2 часа)
28. Выполнение этюда постановки из двух фигур в одежде. Передача
общего цветового строя. (2 часа)
29. Декоративное решение фигуры человека в одежде с введением
контрастных цветов. Разработка нескольких фор-эскизов. Выполнение
одного из них в чистовом варианте. (2 часа)
30. Декоративное решение фигуры человека в одежде с введением
родственно-контрастных цветов. Разработка нескольких фор-эскизов,
выполнение одного из них в чистовом варианте. (2 часа)
31. Декоративное решение двух фигурной постановки в одежде в
условно – стилизованной трактовке с акцентированием костюма. Разработка
нескольких фор-эскизов, выполнение одного из них в чистовом варианте.
(2 часа)
Критерии оценки практической работы:
1. Композиционное решение: правильное решение композиции
предмета, орнамента (организация плоскости листа, согласование между
собой всех компонентов изображения).
2. Владение техникой: как студент пользуется художественными
материалами, как использует выразительные художественные средства в
выполнении задания, правильное колористическое решение.
3. Поставленная задача: выполнена правильно.
4. Итоговое решение практической работы: оригинальность, яркость и
эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и
соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
— оценка «отлично» ставится, если работа выполнена в полном объёме,
без ошибок; уровень художественной грамотности соответствует этапу
обучения, и учебная задача полностью выполнена;
— оценка «хорошо» ставится, если работа выполнена в полном объёме,
но с небольшими недочётами, уровень живописной грамотности
соответствует этапу обучения, но допускаются незначительные отклонения,
учебная задача выполнена. Студент хорошо справляется с палитрой цветов,
но допускает незначительные ошибки в тональном решении;
21

— оценка «удовлетворительно» ставится, если работа выполнена не в
полном объёме, уровень живописной грамотности не соответствует этапу
обучения, при выполнении задания есть несоответствия требованиям.
Студент допускает грубые ошибки в композиционном и цветовом решении
натюрморта;
— оценка «не удовлетворительно» ставится, если работа выполнена не в
полном объёме, работа не соответствует требованиям, уровень живописной
грамотности не соответствует этапу обучения, учебная задача не выполнена.
3. Контрольно-оценочные материалы для экзамена по дисциплине
ОП. 04 Живопись с основами цветоведения
Назначение
КИМ предназначен для оценки результатов освоения учебной
дисциплины ОП.04 Живопись с основами цветоведения
Форма промежуточной аттестации: экзамен
Экзамен может быть проведен в виде
Просмотра выполненных работ и ответа на теоретический вопрос.
Количество вариантов для обучающихся: 23 вопроса по теории
живописи и теории цветоведения.
Время выполнения: 30 минут
Вопросы на экзамен:
1. Дайте определение понятию «спектр». Объясните как ещё называют
спектр и почему. Определите можно ли видеть спектр в природных условиях,
приведите примеры. Изобразите спектр на листе бумаги.
2. Дайте определение понятию «спектральные цвета». Выявите каких
цветов (оттенков) нет в спектре. Покажите спектральные цвета на листе
бумаги.
3. Определите что такое ахроматические и хроматические цвета.
Сравните их. Объясните в чём их различие. Покажите ахроматические цвета
на листе бумаги.
4. Опишите что такое насыщенность цвета. Проанализируйте в чём
отличие между насыщенными и ненасыщенными цветами. Приведите
примеры насыщенных цветов на листе бумаги.
5. Дайте определение понятию «светлота», как свойство цвета.
Приведите примеры разных по светлоте цветов на листе бумаги.
6. Назовите основные цвета. Объясните что это такое. Определите их
отличие от других цветов. Приведите примеры основных цветов на листе
бумаги.
7. Назовите тёплые цвета. Объясните что это такое. Определите группу,
в которую объединяются эти цвета. Приведите примеры тёплых цветов в
сегменте цветового круга на листе бумаги.

22

8. Назовите холодные цвета. Объясните что это такое. Определите
группу, в которую объединяются эти цвета. Приведите примеры холодных
цветов в сегменте цветового круга на листе бумаги.
9. Определите, какие цвета называют выступающими. Опишите, как это
свойство используется в живописи. Приведите примеры выступающих
цветов на листе бумаги.
10. Определите, какие цвета называют отступающими. Опишите, как это
свойство используется в живописи. Приведите примеры отступающих цветов
на листе бумаги.
11. Перечислите, какие виды перспективы используются в живописи.
Выявите в чём их суть. Покажите эффект использования такой перспективы в
живописи на листе бумаги.
12. Определите, какие цвета называют дополнительными. Опишите, как
они взаимодействуют с основными цветами. Приведите примеры
дополнительных цветов на листе бумаги.
13. Определите, какие цвета называют производными. Объясните, за
счёт чего образуются эти цвета. Приведите примеры производных цветов на
листе бумаги.
14. Объясните, что такое цветовая гамма. Назовите, какая цветовая
гамма может присутствовать в живописной работе. Покажите пример
цветовой гаммы на листе бумаги.
15. Объясните, что такое колорит. Определите, в каких случаях может
присутствовать колорит в живописной работе. Покажите пример удачного
колорита на листе бумаги.
16. Опишите, как цвета воздействуют на человека. Кратко обрисуйте,
как их свойства можно использовать в дизайне. Покажите пример
воздействия цвета на листе бумаги.
17. Объясните, какие свойства акварели необходимо учитывать в
живописи. Приведите пример, какие приёмы лучше использовать в живописи
акварелью. Покажите различные акварельные техники (техника лессировки,
техника «пуантиль», техника «по-сырому») на листе бумаги.
18. Объясните, какие свойства гуаши необходимо учитывать в
живописи. Приведите пример, какие приёмы лучше использовать в живописи
гуашью. Покажите способы работы гуашью на листе бумаги.
19. Определите, что такое контраст. Назовите, какие бывают виды
контрастов. Приведите примеры контрастов на листе бумаги.
20. Дайте определение понятию «родственные цвета». Объясните, как их
свойства используются в живописи. Покажите пример родственных цветов
на листе бумаги.
21. Дайте определение понятию «контрастные цвета». Объясните, как их
свойства используются в живописи. Покажите пример контрастных цветов на
листе бумаги.
22. Дайте определение понятию «родственно-контрастные цвета».
Объясните, как их свойства используются в живописи. Покажите пример
родственно-контрастных цветов на листе бумаги.
23

23. Определите, что такое монохромная гамма. Опишите, как такие цвета
можно использовать в живописной работе. Покажите пример монохромной
цветовой гаммы на листе бумаги.
Критерии оценки на экзамене
По пятибалльной шкале:
Выполнен полный объём без существенных замечаний — 5
Выполнен неполный объём с незначительными замечаниями — 4
Выполнен малый объём с замечаниями — 3
Выполнен малый объём с грубыми ошибками — 2
Не выполнен объём — 1
Общими критериями оценки умений являются: правильность, точность,
гибкость возможность применять навыки и умения на практике, наличие
ошибок, их количество, характер и влияние на работу.
6.3. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания
знаний, умений, практического опыта, характеризующие этапы
формирования компетенций
Изложение изучаемого материала осуществляется в форме лекций,
презентаций.
Самостоятельная работа студентов включает самоподготовку по
отдельным вопросам программы, осуществляемую в форме исследований и
изучения конкретных методик изобразительного искусства.
Под самостоятельной работай понимается совокупность всей
самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне
ее, в контакте с преподавателем и в его отсутствии.
Аудиторная самостоятельная работа осуществляется в форме
практических работ на занятиях, внеаудиторная самостоятельная работа
осуществляется в форме выполнение домашних практических работ.

24

7. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ
7.1 Перечень образовательных технологий, используемых
осуществлении образовательного процесса по дисциплине

при

Для успешного освоения дисциплины сочетаются традиционные и
инновационные образовательные технологии, которые обеспечивают
достижение
планируемых
результатов
обучения.
Реализация
компетентностного подхода предусматривает использование в учебном
процессе интерактивных форм проведения занятий.
Основными образовательными технологиями, используемыми в
обучении по дисциплине «Живопись с основами цветоведения», являются:
- ознакомление с областью и содержанием предметного исследования;
- формулировка целей и задач исследования;
- сбор данных об изучаемом объекте (явлении, процессе);
- выполнение практических работ опираясь на знания, полученные во время
аудиторных лекций;
- объяснение полученных данных;
- формулировка выводов, оформление результатов работы.

25

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».