Обществознание

Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В.В. Маркова
«____» _______________ 202___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

УПБ.07 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Специальность 54.02.01 «Дизайн (по отраслям)»

Форма обучения очная

1

Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования (далее – ФГОС СОО) (утвержден приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413);
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования
в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
Примерной
программы
общеобразовательному
предмету
«Обществознание», одобренной Научно-методическим советом Центра
профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для
реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на
базе основного общего образования с получением среднего общего
образования.
Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»

Разработчик:
Преподаватель

________________

И.А. Борисова

Подпись

Программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии
общеобразовательного цикла
Протокол № _____ от «____» ___________ 202__ г.
Председатель ПЦК

___________________
Подпись

СОДЕРЖАНИЕ
2

/ ___________________ /

1 ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

9

3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

17

4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
5 ЛИТЕРАТУРА

19
20

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3

1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» предназначена для
изучения обществознания в ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный
колледж», реализующего образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО
(ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов
среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего
образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения
учебной дисциплины «Обществознание», в соответствии с Рекомендациями по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06259).
Содержание рабочей программы «Обществознание» направлено на достижение
следующих целей:
 развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и
политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых
в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
 воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности,
толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
 овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для
успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных
ролей человека и гражданина;
 овладение умением получать и осмысливать социальную информацию,
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
 формирование опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и
общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми
различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для
соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения,
установленными законом.
Рабочая программа может использоваться другими профессиональными
образовательными организациями, реализующими образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования.
1.2.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

В содержание интегрированного курса программы включен материал по
основам философии, экономики, социологии, политологии и права.
4

Особое место в программе занимают сведения о современном российском
обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном
этапе, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества,
чертах и признаках современной цивилизации. Особенностью данной программы
является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных
дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Содержание программы направлено на формирование у обучающихся знаний
прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей,
организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами.
Важное значение придается формированию базовых социальных компетенций,
функциональной общегражданской грамотности.
Интегрированный подход к построению содержательных элементов программы
в значительной мере определяется рамками учебного времени и целями начального и
среднего профессионального образования.
Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов:
учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения,
формирование знаний, которые обеспечат обучающимся учреждений СПО успешную
адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению
общегражданских ролей.
Программа предполагает дифференциацию уровней достижения учащимися
различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут
как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых
коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социальнопрактических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве
гражданина, собственника, труженика.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как
сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические
особенности социального познания, законы общественного развития, особенности
функционирования
общества
как
сложной
динамично
развивающейся
самоорганизующейся системы. В результате освоения курса у обучающихся
закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности
человека в различных сферах, экономической системе общества, о социальных
нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина.
В процессе реализации программы обучающиеся должны получить достаточно
полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для
продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах
деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной
жизни.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО
на базе основного общего образования, изучение обществознания осуществляется на
базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом профиля профессионального образования, специфики осваиваемых профессий СПО или специальностей СПО.
Это выражается в количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем
программы, глубине их освоения студентами, объеме и содержании практических
занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Освоение содержания учебного предмета завершает формирование у студентов
представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание
взаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения,
5

мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытие
географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений.
Изучение общеобразовательного предмета «Обществознание» завершается
подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной
аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего
общего образования.
1.3.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Обществознание» является учебным предметом обязательной предметной
области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж», реализующего
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения
ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебный предмет
«Обществознание» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП
СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования.
В учебном плане ППССЗ место учебного предмета «Обществознание» – в
составе общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных
предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО
соответствующего профиля профессионального образования (технологический).
1.4.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В процессе реализации программы, студенты должны получить достаточно
полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для
дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной
деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной
жизни.
Освоение содержания учебного предмета «Обществознание» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных
символов (герба, флага, гимна);
- гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного
достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения; эффективно разрешать конфликты;
6

- готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение
к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
- осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни;
• метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания; − готовность и способность к
самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение
ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных,
экономических и правовых институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат
обществознания;
• предметных:
- сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе
в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
- владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
- сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных
перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
- сформированность представлений о методах познания социальных явлений и
процессов;
- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
- сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений
поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих
7

звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов
общественного развития.
1.5. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ВОСПИТАНИЯ
Для планирования воспитательной работы используется согласованный образ
результата – комплекс планируемых личностных результатов, заданных в форме
базовой модели «Портрета Гражданина России 2035 года»:
- способный ставить перед собой цели, под решения возникающих
профессиональных задач, подбирать способы решения и средства развития, в том
числе с использованием информационных технологий;
- способный искать и находить необходимую информацию используя
разнообразные технологии ее поиска, для решения возникающих в процессе
производственной деятельности проблем
1.6. КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 86 часов, в том числе:
- теоретическое обучение 68 часов;
- практические занятия 10 час
- консультации 8 часа.

8

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебного предмета

86

в т.ч. в форме практической подготовки
в т. ч.:
теоретическое обучение

68

практические занятия

10

консультации

8

Промежуточная аттестация (зачет)

9

2.2. Тематический план и содержание учебного предмета «Обществознание»
Наименование разделов
и тем
1

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
2
Введение

Введение

Тема 1.1.
Природа человека,
врожденные и
приобретенные
качества.

Объем
часов
3

Уровень
освоения
4

2

Содержание учебного материала
Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения.
Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей
СПО.
Раздел 1. Человек и общество
Содержание учебного материала
Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид,
личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной
и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор
профессии. Профессиональное самоопределение. Формирование характера, учет
особенностей характера в общении профессиональной деятельности. Потребности,
способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное
поведение. Цель и смысл человеческой жизни. Проблема познаваемости мира. Понятие
истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения.
Основные особенности научного мышления. Свобода как условие самореализации
личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние - со стороны самого
человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его
последствия. Гражданские качества личности. Человек в группе. Многообразие мира
общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного
общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой
группе на примере
молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки
конфликтов в среде молодежи.
Содержание учебного материала
Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы
10

2

2

16

10

2

Тема 1.2. Общество как
сложная система

Тема 2.1.
Духовная культура
личности и общества

Тема 2.2.
Наука и образование в
современном мире

Тема 2.3.
Мораль, искусство и

общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их
функции. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной,
индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную
среду. Много вариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы
социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории.
Цивилизация. Формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное
(информационное). Особенности современного мира. Процессы глобализации.
Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для
человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные
и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
Практическое занятие 1. Глобализация и глобальные проблемы современности

4

Раздел 2. Духовная культура человека и общества
Содержание учебного материала
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в
общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура –
продукт
информационного общества. Особенности молодежной субкультуры.
Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование
ценностных установок,
идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и
взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе.
Этикет. Учреждения культуры.
Государственные гарантии свободы доступа к
культурным ценностям.
Содержание учебного материала
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его
особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.
Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни
современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок
приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система
образования в Российской Федерации. Государственные
гарантии в получении
образования. Профессиональное образование.
Содержание учебного материала
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть.
Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Религия как
11

10

2

2

2
2

2
4

религия как элементы
духовной культуры

Тема 3.1. Экономика и
экономическая наука.
Экономические
системы.

Тема 3.2. Рынок.
Фирма. Роль
государства в
экономике

Тема 3.3. Рынок труда и
безработица.

Тема 3.4. Основные
проблемы экономики
России. Элементы
международной

феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода
совести. Религиозные объединения Российской Федерации. Искусство и его роль в жизни
людей. Виды искусств.
Практическое занятие 2. Религия. Мировые религии.

2

Раздел 3. Экономика
Содержание учебного материала
Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики.
Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы
производства. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем:
традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
Содержание учебного материала
Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения.
Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная
конкуренция. Роль фирм
в экономике. Издержки, выручка, прибыль.
Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России.
Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок.
Основы менеджмента и маркетинга. Частные и общественные блага. Внешние эффекты.
Функции государства в
экономике. Виды налогов. Государственные расходы.
Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики
государства.
Содержание учебного материала
Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль
профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие
безработицы, ее причины и экономические последствия. Рациональный потребитель.
Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный
доход. Сбережения.
Содержание учебного материала
Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной
экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России
и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой
экономике. Организация международной торговли. Государственная политика в области

14

12

2

2

4

2

4

2

2

2

2

2

международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы.
Практическое занятие 3. Особенности современной экономики России
Раздел 4. Социальные отношения
Содержание учебного материала
Тема 4.1. Социальная
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная
роль и стратификация стратификация. Социальная мобильность. Социальная роль. Многообразие социальных
ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом
коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной
деятельности.
Содержание учебного материала
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное
Тема 4.2. Социальные поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного
поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и
нормы и конфликты
личностная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт. Причины и
истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в
конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов.
Содержание учебного материала
Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические,
профессиональные, поселенческие и иные группы. Молодежь как социальная группа.
Особенности молодежной политики в Российской Федерации. Экономические общности.
Тема 4.3.
Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Важнейшие социальные
Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья,
общности и группы
как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в
Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие
семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и
обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека
и попечительство.
Практическое занятие 4. Семья в современной России
Раздел 5. Политика
Содержание учебного материала
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление.
13
экономики

2
12

4

2

2
4

2

2
12

2

Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство
как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.
Внутренние и
внешние функции государства. Особенности функционального
Тема 5.1. Политика и
назначения со временных государств. Межгосударственная интеграция, формирование
власть. Государство в
надгосударственных институтов – основные особенности развития современной
политической системе политической системы. Формы государства: формы правления, территориально –
государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов.
Демократия, ее основные ценности и признаки.
Условия формирования
демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных
обществах. Правовое государство, понятие и признаки.
Содержание учебного материала
Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его
типы.
Причины и особенности экстремистских форм политического участия.
Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее
формирования в современной России. Гражданское общество и государство.
Тема 5.2.
Участники Гражданские инициативы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.
политического процесса Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской
Федерации. Политические партии и движения, их классификация. Современные идейнополитические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.
Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль
средств массовой информации в политической жизни общества.
Практическое занятие 5. Избирательное право в Российской Федерации

Тема 6.1. Правовое
регулирование
общественных
отношений

Раздел 6. Право
Содержание учебного материала
Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном
обществе. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система
права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Основные
формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и
вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в
пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и
противоправное поведение. Виды
противоправных поступков. Юридическая
ответственность и ее задачи.
14

4

2

6

2

2
10

4

2

Тема 6.2. Основы
конституционного
права Российской
Федерации

Тема 6.3.
Отрасли российского
права

Содержание учебного материала
Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя
Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации.
Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное
самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система
Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. Понятие гражданства. Порядок
приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и
обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами
государства. Право на благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты
Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Международная защита прав
человека в условиях мирного и военного времени.
Содержание учебного материала
Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические
лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской
деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые
вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания
приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение.
Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты
имущественных и неимущественных прав. Защита прав потребителей. Семейное право и
семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия
заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор.
Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. Правовое
регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения
профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений.
Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу.
Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое
регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор.
Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их
разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального
обеспечения. Административное право и административные правоотношения.
Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное право.
Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления.
15

4

2

2

2

Итоговое занятие
Консультации

Уголовная
ответственность.
Особенности
уголовной
ответственности
несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.
Зачет
Итого

16

2
8
86

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности
студентов
Введение
Знание особенностей социальных наук специфики
объекта их изучения
1. Человек и общество
1.1. Природа человека, врожденные и
Умение давать характеристику понятий: «человек»,
приобретенные качества
«индивид», «личность», «деятельность»,
«мышление». Знание о том, что такое характер,
социализация личности, самосознание и социальное
поведение. Знание о том, что такое понятие истины,
ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты
1.2. Общество как сложная система
Представление об обществе как сложной
динамичной системе, взаимодействии общества и
природы. Умение давать определение понятий:
«эволюция», «революция», «общественный
прогресс».
2. Духовная культура человека и общества
2.1. Духовная культура личности и
Умение разъяснять понятия: «культура», «духовная
общества
культура личности и общества»; демонстрация ее
значения в общественной жизни.
Умение различать культуру народную, массовую,
элитарную. Показ особенностей молодежной
субкультуры. Освещение проблем духовного
кризиса и духовного поиска в молодежной среде;
взаимодействия и взаимосвязи различных культур.
Характеристика культуры общения, труда, учебы,
поведения в обществе, этикета.
Умение называть учреждения культуры,
рассказывать о государственных гарантиях свободы
доступа к культурным ценностям
2.2. Наука и образование в современном Различение естественных и социальномире
гуманитарных наук. Знание особенностей труда
ученого, ответственности ученого
перед обществом
2.3. Мораль, искусство и религия как
Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия»,
элементы духовной культуры
«искусство» и их роли в жизни людей
3. Право
3.1. Правовое регулирование
Выделение роли права в системе социальных норм.
общественных отношений
Умение давать характеристику системе права
3.2. Основы конституционного права
Умение давать характеристику основам
Российской Федерации
конституционного строя Российской Федерации,
системам государственной власти РФ, правам и
свободам граждан
3.3. Отрасли российского права
Умение давать характеристику и знать содержание
основных отраслей российского права
4. Экономика
4.1. Экономика и экономическая наука.
Умение давать характеристику понятий:
Экономические системы
«экономика»; «типы экономических систем»;
17

традиционной, централизованной (командной) и
рыночной экономики
4.2.. Рынок. Фирма.
Умение давать определение понятий: «спрос и
предложение»; «издержки», «выручка»,
«прибыль»,«деньги»,«процент»,«экономический
рост и развитие», «налоги», «государственный
бюджет»
4.3. Рынок труда и безработица
Знание понятий «спрос на труд» и «предложение
труда»; понятия безработицы, ее причины и
экономических последствий
4.4. Основные проблемы экономики
Характеристика становления современной рыночной
России. Элементы международной
экономики России, ее особенностей; организации
экономики
международной торговли
5. Социальные отношения
5.1. Социальная роль и стратификация
Знание понятий «социальные отношения» и
«социальная стратификация».
Определение социальных ролей человека в обществе
5.2. Социальные нормы и конфликты
Характеристика видов социальных норм и санкций,
девиантного поведения, его форм проявления,
социальных конфликтов,
причин и истоков их возникновения
5.3. Важнейшие социальные общности
Объяснение особенностей социальной
и группы
стратификации в современной России, видов
социальных групп (молодежи, этнических
общностей, семьи).
6. Политика
6.1. Политика и власть.
Умение давать определение понятий: «власть»,
Государство в политической системе
«политическая система», «внутренняя структура
политической системы».
Характеристика внутренних и внешних функций
государства, форм государства: форм правления,
территориально-государственного устройства,
политического режима.
Характеристика типологии политических режимов.
Знание понятий правового государства и умение
называть его признаки
6.2. Участники политического процесса
Характеристика взаимоотношений личности и
государства.
Знание понятий «гражданское общество» и
«правовое государство».
Характеристика избирательной кампании в
Российской Федерации

18

4.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Программа учебного предмета «Обществознание» реализуется в учебном
кабинете, в котором имеется возможность свободного доступа в Интернет во время
учебного занятия и период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение
кабинета
удовлетворяет
требованиям
Санитарноэпидемиологических правил и нормативов и оснащено типовым оборудованием,
указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной
мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню
подготовки обучающихся.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого
участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию
по праву, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения
учебного предмета «Обществознание» входят:
•
многофункциональный комплекс преподавателя;
•
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов
выдающихся ученых и др.);
•
информационно-коммуникационные средства;
•
экранно-звуковые пособия;
•
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
•
библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты
(УМК), обеспечивающие освоение учебного предмета «Обществознание», в
соответствии с «Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
утвержденным приказом Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2015г.; рекомендованные
или допущенные для использования в профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд располагает энциклопедиями, справочниками, научной и
научно-популярной литературой по экономике, социологии, праву и т. п.
В процессе освоения учебного предмета «Обществознание» студенты имеют
возможность доступа к электронным учебным материалам по обществознанию,
имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам,
практикумам, тестам и др.), сайтам государственных, муниципальных органов власти.

19

5. ЛИТЕРАТУРА

1. Ковригин В.В. Обществознание: учебник для профессий и специальностей
технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для
учреждений начального и среднего специального образования.- М.: ИНФРА-М, 2017.
– 303 с.
2. Бачинин В.А. Политология. Энциклопедический словарь. – СПб.: издательство
Михайлова В.А., 2015.
3. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений. – М.: Просвещение, 2016. - 351 с.
4. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей
технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для
учреждений начального и среднего специального образования.- М.: Академия, 2017. –
432 с.
5. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, гуманитарного профилей: контрольные задания. – М.:
Академия, 2017. – 124 с.
Дополнительные источники

1. ЕГЭ-2006. Обществознание. Тренировочные тексты/ Лазебникова А.Ю.,
Рутковская Е.Л. и др.- М.: Просвещение, 2006.
2. ЕГЭ-2007. Обществознание. Тренировочные тексты/ Лазебникова А.Ю.,
Рутковская Е.Л. и др. – М.: ЭКСМО, 2007.
3. ЕГЭ. Обществознание: активный тренинг / И.Ю. Александрова [и др.]. – М.:
Айрис-пресс, 2012. – 240с.
4. Кравченко И.В. Обществознание. 10 класс.– М.: Русское слово, 2004. – 191 с.
5. Кравченко И.В. Певцова Е.А. Обществознание. 11 класс. – М.: Русское слово,
2010. – 192 с.
6. Курбатов В.И Обществознание. Учеб. пособие.- Ростов н/Д: феникс. 2006.
7. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»\ Под ред. Л. Н.
Боголюбова. В 2-х частях.- М.: Просвещение, 2000.
8. Мостовая И.В. Зачет по социологии в кармане: Учеб. пособие. – Ростов н/Д:
Феникс, 2003.
9. Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для студентов юридических и
гуманитарных факультетов. – М.,2000.
10. Обществознание6 Учебник / Безбородова А.Б., Буланова М.Б., Губин В.Д. и
др./ Под ред. А.Б. Безбородова, В.В. Минаева. – М.: Проспект, 2009. – 416 с.
11. Обществознание: Пособие-репетитор/ Под ред. О.С. Белокрыловой, В.И.
Филоненко. – Ростов н\д: Феникс.2006.
12. Павленко П.Д. Савинов Л.И. Социология: Учебное пособие. - М.: «Дашков и
К», 2007.
13. Правоведение. Курс лекций / Под. ред. О.А. Зайцева.-М.: Экзамен, 2008447с. Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов/ Под ред.
В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 415 с.
14. Радугин А.А. Социология: Курс лекций. – М., 1999.

20

Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря
1993 г. изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020
г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября
1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст.
3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996
г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V
«Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм.,
внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49.
– Ст. 4552.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006
№ 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября
2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в
ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
8. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195
(в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ
РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря
2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. –
Ст. 4921.
11. Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в
ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О
высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г.
№ 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
12. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря
1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст.
5880.
13. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ.
– 1998. – № 31. – Ст. 3802.
14. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от
24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
15. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января
1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
16. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002
г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
17. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10
января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. –
Ст. 171.
21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».