Литература

Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В.В. Маркова
«____» _______________ 202___ г.

Рабочая программа общеобразовательного
учебного предмета
УПБ.01 «Литература» (базовый уровень)
профиль обучения: гуманитарный
специальность 54.02.01 «Дизайн» (по отраслям)
для профессиональных образовательных организаций

Рабочая программа учебного предмета «Литература» разработана на основе требований
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
и с учетом федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования поспециальности 54.02.01 «Дизайн» (по отраслям).

Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»

Разработчик:
Преподаватель

________________
Подпись

Программа
рассмотрена
общеобразовательного цикла

на

заседании

Г.Н. Казакова

предметной

цикловой

Протокол № _____ от «____» ___________ 202__ г.
Председатель ПЦК

___________________
Подпись

2

/ ___________________ /

комиссии

СОДЕРЖАНИЕ
1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

7

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

17

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

20

5.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО

21

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 54.02.01 «Дизайн» (по
отраслям).

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.1. Место учебного предмета в структуре основной
образовательной программы:
Учебный предмет «Литература» является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности.
1.2. Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Особое значение предмет имеет при формировании и развитии общих
компетенций: ОК1,ОК2,ОК3,ОК4,ОК5,ОК6,ОК7,ОК8,ОК9 в соответствии с
ФГОС по специальности54.02.01 «Дизайн» (по отраслям). В результате
освоения образовательной программы у выпускника должны быть
сформированы общие и профессиональные компетенции:
ОК1. Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам;
ОК2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие;
ОК 4. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать
с коллегами, руководством, клиентами;
ОК5. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста;
ОК6.
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей;
ОК7.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК8. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности;
В рамках программы учебного предмета обучающимися осваиваются
личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с
требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР),
метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб)

4

Коды
результатов
ЛР 01

ЛР 04

ЛР 06

ЛР 07
ЛР 09

ЛР 13

МР 02
МР 04

МР 08
МР 09

ПРб 01
ПРб 02
ПРб 03
ПРб 04.

Планируемые результаты освоения предмет включают:
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию,
на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной
деятельности,
владение
навыками
получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения
Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике
Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью
Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации
Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров
5

ПРб 05.
ПРб 06.
ПРб 07
ПРб 08
ПРб 09

ПРб 10

Знание содержания произведений русской и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного
влияния на формирование национальной и мировой
Сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка
Сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения
Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях
Овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания
Сформированность
представлений
о
системе
стилей
языка
художественной литературы

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебного предмета

117

в т. ч.:
1. Основное содержание
в т. ч.:

115

теоретическое обучение

56

практические занятия

61

2. Профессионально ориентированное содержание

52

в т. ч.:
теоретическое обучение

20

практические занятия

32

Промежуточная аттестация -зачёт

2

7

№
раздела,
темы

1
1.1

1.2
1.3

2.2.Тематический план и содержание учебного предмета
Содержание учебного материала

Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие 1. Значение литературы при освоении профессий и
специальностей СПО технологического профиля.Введение. Историко-культурный
процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида
искусства.
Русская литература первой половины XIX века
Лекционное занятие 1. Историко-культурный процесс рубежа XVIII — XIX
веков. Романтизм. Особенности русского романтизма. Александр Сергеевич
Пушкин (1799 — 1837). Личность писателя. Болдинская осень в творчестве
Пушкина. Пушкин-мыслитель.
Практическое занятие 1. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841). Личность
и жизненный путь М. Ю. Лермонтова. Тема одиночества в лирике Лермонтова
Профессионально ориентированное
Лекционное занятие 2. Работа с источниками информации (дополнительная 2
литература, словари, энциклопедии, тексты художественной литературы,
электронные источники).
8

Объем
в часах

Коды общих
компетенций
(указанных в
разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент программы

2
2

6
2

2
2

ПРб 05 ПРб 06, ПРб
07, ПРб 08, ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, ОК3, ОК5

2
2.1

2.2

2.3

2.4
2.5
2.6

2.6

2.8

2.9

Н.В. Гоголь «Петербургские повести»: проблематика и художественное
своеобразие.
Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века
Лекционное занятие 2. Культурно-историческое развитие России середины XIX
века. Основные проблемы, характеристика прозы, поэзии, журналистики.
Жизненный и творческий путь А. Н. Островского. Социально-культурная новизна
драматургии А. Н. Островского. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в
творчестве А. Н. Островского.
Практическое занятие 2. Жизненный путь и творческая биография И. А.
Гончарова.«Обломов». Творческая история романа.Сон Ильи Ильича как
художественно-философский центр романа.
Практическое занятие 3. Жизненный и творческий путь И. С. Тургенева. Роман
«Отцы и дети».Базаров в системе образов романа.Взгляды Базарова наискусство,
природу, общество.
Практическое занятие 4. Краткий очерк жизни и творчества Н. Г.
Чернышевского. Роман «Что делать?». Роль снов Веры Павловны в романе.
Практическое занятие 5. Художественный мир Н.С. Лескова. Тема трагической
судьбы талантливого русского человека в повести «Очарованный странник».
Практическое занятие 6. Жизненный и творческий путь М. Е. СалтыковаЩедрина. Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок
М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Практическое занятие 7. Федор Михайлович Достоевский. Сведения из жизни
писателя. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции
романа «Преступление и наказание».
Практическое занятие 8. Жизненный путь и творческая биография Л.Н.
Толстого. Роман-эпопея «Война и мир».Духовные искания Андрея Болконского,
Пьера Безухова, Наташи Ростовой.
Практическое занятие 9. Художественное совершенство рассказов А.П. Чехова.
9

20
2

2

2

2
2
2

2

2

2

ПРб 05 ПРб 06, ПРб
07, ПРб 08, ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, ОК 3, ОК5

2.10

3
3.1
3.2
3.3

3.4

3.5

4
4.1
4.2

Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие 3. Литературоведческое исследование историко- и теоретиколитературного характера систем воспитания и образования, представленных в
произведениях И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, Л. Н. Толстого, Ф. М.
Достоевского, Н. С. Лескова, А. Н. Островского, А. П. Чехова. Комедия Чехова
«Вишневый сад». Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад».
Поэзия второй половины XIX века
Лекционное занятие 3. Федор Иванович Тютчев. Художественные особенности
лирики Ф. И. Тютчева.
Практическое занятие 10. Афанасий Афанасьевич Фет. Темы, мотивы и
художественное своеобразие лирики А. А. Фета.
Практическое занятие 11. Алексей Константинович Толстой. Идейнотематические и художественные особенности лирики А. К. Толстого.
Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие 4.Выявление в художественных текстах образов, проблемы и
выражение своего отношения к ним в развернутых аргументированных устных и
письменных высказываниях. Обзор русской поэзии второй половины XIX века.
Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы.
Лекционное занятие 5.Использование понятийного аппарата современного
литературоведения в процессе чтения, интерпретации художественных
произведений и решения профессионалах задач профессий СПО гуманитарного
профиля. Жизненный и творческий путь Н. А. Некрасова. Поэма «Кому на Руси
жить хорошо». Замысел поэмы, жанр, композиция. Сюжет.
Литература XX века. Особенности развития литературы и других видов
искусства в начале XX века
Лекционное занятие 4. Серебряный век как культурно-историческая эпоха.
Константин Дмитриевич Бальмонт. Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта.
Практическое занятие 12. Иван Алексеевич Бунин. Тема любви в творчестве И.
А. Бунина, новизна ее в сравнении с классической традицией.
10

2
2

10
2

ПРб 06, ПРб 07, ПРб
08, ПРУ 08, ПРУ12,
ЛР 01, ЛР 04, МР 04

2
2
4
2

2

22
2
2

ПРб 06, ПРб 07, ПРб
08, ПРб 09, ПРУ 08,
ПРУ 10, ПРУ12,
ЛР 01, ЛР 04, МР 04,
ОК4, ОК6

4.3

Практическое занятие 13. Александр Иванович Куприн. Повесть «Гранатовый
браслет». Трагическая история любви «маленького человека».

2

4.4

Лекционное занятие 5. Андрей Белый. Тема родины, боль и тревога за судьбы
России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

2

4.5

Лекционное занятие 6. Акмеизм. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева
«Наследие символизма и акмеизма». Героизация действительности в поэзии
Гумилева, романтическая традиция в его лирике.
Лекционное занятие 7. Игорь Северянин. Эмоциональная взволнованность и
ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
Лекционное занятие 8. Новокрестьянская поэзия. Крестьянская тематика,
изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской
цивилизации.
Лекционное занятие 9. Максим Горький. М. Горького как ранний образец
социалистического реализма. Правда жизни в рассказах Горького.
Лекционное занятие 10. Александр Александрович Блок. Тема родины, тревога
за судьбу России. Поэма «Двенадцать». Сложность восприятия Блоком
социального характера революции.
Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие 6.Реализация представлений о системе стилей
художественной литературы разных эпох, литературныхнаправлениях,
индивидуальном авторском стиле в решении профессиональных задачах.
Футуризм. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер
“нового искусства”.
Практическое занятие 1.Аналитическая работа с художественными
произведениями и применение ее результатов в профессиональной деятельности
по решению профессиональных задач специальностей гуманитарного
профиля.Хлебников Велимир Владимирович. Слово в художественном мире
поэзии Хлебникова.

2

4.6
4.7

4.8
4.9

4.10

4.11

11

2
2

2
2

4
2

2

Особенности развития литературы 1920-х годов
Лекционное занятие 11. Противоречивость развития культуры в 1920-е годы.
Литературный процесс 1920-х годов. Тема России и революции в творчестве
поэтов разных поколений и мировоззрений. Владимир Владимирович Маяковский.
Поэтическая новизна ранней лирики…

6
2

Профессионально ориентированное содержание

4

5.2

Практическое занятие 2. Представление об изобразительно-выразительных
средствах художественных произведений и их применение при решении
профессиональных задач.Сергей Александрович Есенин. Поэтизация русской
природы, русской деревни. Развитие темы родины как выражение любви к России.

2

5.3

Практическое занятие 3.Навыки комплексного филологического анализа текста и
их применение в профессии. Роман «Разгром» А.А. Фадеева. Проблема человека и
революции.
Особенности развития литературы 1930 – начала 1940-х годов.

2

5
5.1

6

12

13

6.1

Лекционное занятие 12. Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к
патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре, искусстве и литературе).
Первый съезд советских писателей и его значение.

2

6.2

Практическое занятие 14. Марина Ивановна Цветаева. Идейно-тематические
особенности поэзии М.И.Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности.
Практическое занятие 15. Осип Эмильевич Мандельштам. Идейно-тематические
и художественные особенности поэзии О.Э.Мандельштама.

2
1

ПРб 05, ПРб 06, ПРб
07, ПРб 08, ПРб 10,
ПРУ 09, ПРУ 11,
ПРУ 12, ПРУ 13, ЛР
01, ЛР 04, МР 04, МР
08, ОК3

ПРб 05, ПРб 06, ПРб
07, ПРб 08, ПРб 10,
ПРУ 08, ПРУ 09,
ПРУ11, ПРУ 12, ПРУ
13, ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09, ОК3,
ОК5

6.3

6.4

6.5

7
7.1

7.2

13

Лекционное занятие 13. Михаил Афанасьевич Булгаков. Роман «Мастер и
Маргарита». Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба
Мастера в романе.

4

Профессионально-ориентированное содержание
Практическое занятие 4.Закрепление знаний содержания произведений русской и
мировой классической литературы, и их применение в профессии. Андрей
Платонов. Сведения из биографии. Поиски положительного героя писателем.
Практическое занятие 5.Михаил Александрович Шолохов. «Тихий Дон»- романэпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны.
Написание эссе литературного характера и применение данного навыка в
профессии по роману Шолохова.

2
2

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и
первых послевоенных лет
Профессионально ориентированное содержание

6

Практическое занятие 6. Произведения первых послевоенных лет. Проблемы
человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства
созидающих и разрушающих сил в произведениях Э. Казакевича, В. Некрасова, А.
Бека, В. Ажаева и др.

2

Практическое занятие 7.Выявление тем, проблем художественного произведения
и составление аргументированных развернутых устных и письменных
высказываний, в том числе и профессиональной направленности. Поэма
«Реквием». Ахматовой. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы.

2

2

ПРб 05 ПРб 06, ПРб
07, ПРб 08, ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09, ОК4,
ОК7

Лекционное занятие 7.Литературоведческий анализ и его применение в профессии
гуманитарного профиля. Основные мотивы лирики Б.Л.Пастернака. Связь
человека и природы в лирике поэта.

2

Особенности развития литературы 1950—1980-х годов

12

Лекционное занятие 14. Основные направления и течения художественной прозы
1950—1980-х годов. Художественное своеобразие прозы В. Шукшина.
Аналитическая беседа по рассказам: «Чудик», «Срезал», «Выбираю деревню на
жительство» (Письменные ответы на вопросы).
Лекционное занятие 15.Изображение жизни советской деревни. В. Г. Распутин.
Дискуссия по повести «Прощание с Матёрой».
Профессионально ориентированное содержание
Практическое занятие 8. Навык интерпретации художественного произведения.
А. И. Солженицын «Последний день Ивана Денисовича». Характеристика
главного героя.
Лекционное занятие 8. Новое осмысление проблемы человека на войне. Роль
произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических
чувств молодого поколения
Практическое занятие 9. Эссе по повести Распутина «Прощание с Матёрой».
Творчество поэтов в 1950—1980-е годы
Профессионально ориентированное содержание

2

9.1

Практическое занятие 10. Развитие традиций русской классики и поиски нового
поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950—1980-х годов. Лирика поэтовфронтовиков. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни.

2

9.2

Практическое занятие 11. Поэзия Н. Рубцова: художественные средства,
своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и
природы. Есенинские традиции в лирике Н. Рубцова.

2

7.3

8
8.1

8.2

8.3

8.4

9

ПРб 05 ПРб 06, ПРб
07, ПРб 08, ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09,
ОК3, ОК6

4
6
2

2

2
8

ПРб 05 ПРб 06, ПРб
07, ПРб 08, ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09,ОК 3,
ОК6

9.3

9.4

10
10.1

10.2

11
11.1

Лекционное занятие 9. Навык интерпретации художественного произведения,
осмысление поднятых в нем нравственных проблем и его применение в профессии
Поэзия А. Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие
лирического героя. Тематика стихотворений А. Вознесенского.
Практическое занятие 12.Изобразительно-выразительные средства
художественных произведений в профессиях гуманитарного профиля. Поэзия Б.
Окуджавы: художественные средства создания образа, своеобразие лирического
героя. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б. Окуджавы

2

Драматургия 1950—1980-х годов
Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие 10. Особенности драматургии 1950—1960-х годов. Жанры и
жанровые разновидности драматургии 1950—1960-х годов. Социальнопсихологические пьесы В. Розова. Внимание драматургов к повседневным
проблемам обычных людей. Тема войны.
Практическое занятие 13.Аналитическая работа над композицией драматического
произведения и применение ее результатов в профессии специалиста
гуманитарного профиля. Тип «средненравственного» героя в драматургии А.
Вампилова. «Поствампиловская драма».

4
2

Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов
Профессионально ориентированное содержание
Практическое занятие 14. Отражение постмодернистского мироощущения в
литературеконца 1980—2000-х годов. Основные направления развития литературы
конца 1980—2000-х годов.

15

2

ПРб 05, ПРб 06, ПРб
07, ПРб 08, ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09,
ОК4,.ОК6

2

2
2

ПРб 05 ПРб 06, ПРб
07, ПРб 08, ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04, ЛР 06,
ЛР 07, МР 02, МР
04, МР 09, ОК4,ОК7

12
12.1
12.2

Характеристика художественной литературы XXI века
Профессионально ориентированное содержаниеПрактическое занятие 15.
Основные направления и имена писателей и поэтов (по выбору преподавателя) .
Практическое занятие 16. Практикум: начинающие литературоведы»:
аналитическая работа с текстами в мини-группах (по заданному плану) на тему:
«Какие жизненные уроки можно извлечь из произведений современной
литературы специалистам технологического профиля, живущим в XXI в».
Промежуточная аттестация ( зачет)
Итого

4
2
2

2
117

16

ПРб 05 ПРб 06, ПРб
07, ПРб 08, ПРб 10,
ЛР 01, ЛР 04, ЛР 06,
ЛР 07,
МР 02, МР 04, МР 09
ОК3, ОК5, ОК6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
3.1. Для реализации программы учебного предмета должны быть
предусмотрены следующие специальное помещение: Кабинет русского языка
и литературы.
Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178 -02):
оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной
учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения
требований к уровню подготовки обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для контрольных работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы экзамена.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер
обеспечением;
- проектор с экраном.

с

лицензионным

программным

Залы:
Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Литература [Текст]: учебник для использования в учебном процессе
образовательных учреждений, реализующих образовательную программу
среднего (полного) общего образования в пределах основных
профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом
профиля профессионального образования / под ред. Г. А. Обернихиной. - 16е изд., стер. - Москва : Академия, 2017. - 655 с.: ил. - (Профессиональное
образование. Общеобразовательные дисциплины). - Библиогр. в конце ст. ISBN 978-5-4468-5128-7
2. Фортунатов, Н. М. Русская литература первой трети XIX века : учебник
для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М.
17

Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2019. — 207 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-9916-6020-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/433733
3.Фортунатов, Н. М. Русская литература второй трети XIX века :
учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов,
М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2019. — 246 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-01043-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/433732
4. Фортунатов, Н. М. Русская литература последней трети XIX века :
учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов,
М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2019. — 310 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-10666-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/431053
5. История русской литературы XX-XXI веков : учебник и практикум
для вузов / В. А. Мескин [и др.] ; под общей редакцией В. А. Мескина. —
Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 411 с. — (Высшее образование). —
ISBN 978-5-534-00234-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/450436
3.2.2. Дополнительные источники
1. Сафонов, А. А. Литература. 10 класс. Хрестоматия : учебное
пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов ; под
редакцией М. А. Сафоновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 211
с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02275-9. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453510
2. Сафонов, А. А. Литература. 11 класс. Хрестоматия : учебное
пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов ; под
редакцией М. А. Сафоновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 265
с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09163-2. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453653
3.2.3 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
1. Министерство науки и высшего образования Российской
Федерации (https://minobrnauki.gov.ru)
2. Федеральный
портал
"Российское
образование"
(http://www.edu.ru/);
3. Информационная
система
"Единое
окно
доступа
к
образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru/);
4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
(http://school-collection.edu.ru/);
18

1. Федеральный
центр
информационно-образовательных
ресурсов
(http://fcior.edu.ru/);
2. Образовательный портал "Учеба" (http://www.ucheba.com/);
3. Проект Государственного института русского языка имени А.С.
Пушкина "Образование на русском" (https://pushkininstitute.ru/);
4. Научная электронная библиотека (НЭБ) (http://www.elibrary.ru);
5. Национальная электронная библиотека (http://нэб.рф/);
6. КиберЛенинка (http://cyberleninka.ru/).
7. Справочно-информационный
портал
"Русский
язык"
(http://gramota.ru/);
8. Служба тематических толковых словарей (http://www.glossary.ru/);
9. Словари и энциклопедии (http://dic.academic.ru/);
10. Консультант Плюс - справочная правовая система (доступ по
локальной сети).

19

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Результаты обучения
ПРб 05
ПРб 06
ПРб 07
ПРб 08
ПРб 09
ПРб 10

20

Методы оценки
Оценка результатов устных ответов,
аналитической работы с текстами
художественной литературы, написания
сочинений, эссе (в том числе
профессионально ориентированных),
составления развернутых устных и
письменных высказываний, заданий зачёта

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
(ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
для профессиональных образовательных организаций
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРЕДМЕТА
УПБ.01 «Литература» (базовый уровень)

профиль обучения:гуманитарный
специальность 54.02.01 «Дизайн» (по отраслям)
для профессиональных образовательных организаций

2022

21

1. Результаты обучения, регламентированные ФГОС СОО
Содержание общеобразовательного предмета УПБ.01 «Литература»
(базовый уровень)направлено на достижение всех личностных (далее – ЛР),
метапредметных (далее – МР) и предметных (далее – ПР) результатов
обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом примерной основной
образовательной программы среднего общего образования (ПООП СОО).
Личностные результаты отражают:
ЛР 01. Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн).
ЛР 02. Гражданскую позицию как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности.
ЛР 03. Готовность к служению Отечеству, его защите.
ЛР 04. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
ЛР 05. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности.
ЛР 06. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения,
способность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
ЛР 07. Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
ЛР 08. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей.
ЛР 09. Готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности.

22

ЛР 10. Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений.
ЛР 11. Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков.
ЛР 12. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь.
ЛР 13. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем.
ЛР 14. Сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
ЛР 15. Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты отражают:
МР 01. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
МР 02. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты.
МР 03. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания.
МР 04. Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников.
МР
05.
Умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности.
МР 06. Умение определять назначение и функции различных социальных
институтов.
23

МР 07. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей.
МР 08. Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
МР 09. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Предметные результаты на базовом уровне отражают:
ПРб. 01. Сформированность понятий о нормах русского литературного языка
и применение знаний о них в речевой практике.
ПРб.02. Владение навыками самоанализа и самооценки на основе
наблюдений за собственной речью;
ПРб.03. Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
ПРб.04. Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров.
ПРб.05. Знание содержания произведений русской и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой.
ПРб.06.
Сформированность
представлений
об
изобразительновыразительных возможностях русского языка.
ПРб.07. Сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения.
ПРб.08. Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях.
ПРб.09. Овладение навыками анализа художественных произведений с
учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины
жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания.
ПРб.10. Сформированность представлений о системе стилей языка
художественной литературы.

24

2. Фонд оценочных средств по специальности54.02.01 «Дизайн» (по
отраслям)
Фонд оценочных средств (далее – ФОС) представлен в виде
междисциплинарных заданий, направленныйна контроль качества и
управление процессами достижения ЛР, МР и ПР, а также создание условий
для формирования ОК и (или) ПК у обучающихся посредством
промежуточной аттестации. ФОС разрабатываются с опорой на
синхронизированные образовательные результаты, с учетом профиля
обучения, уровня освоения общеобразовательного предмета УПБ.01
«Литература» и профессиональной направленности образовательной
программы по специальности 54.02.01 «Дизайн» (по отраслям).
Таблица
№ раздела, темы

Раздел № 1. Русская
литература XIX века.
Тема № 1.Александр
Сергеевич Пушкин (17991837). Личность писателя.
Болдинская
осень
в
творчестве
Пушкина.
Пушкин-мыслитель.
Тема № 2. Михаил
Юрьевич
Лермонтов
(1814-1841). Личность и
жизненный путь М. Ю.
Лермонтова.
Тема
одиночества в лирике
Лермонтова.
Тема
№
3.Николай
Васильевич Гоголь (18091852). Личность писателя,
жизненный и творческий
путь.
«Петербургские
повести»: проблематика и
художественное
своеобразие.

Коды
образовательных
результатов
(ЛР, МР, ПР,
ОК, ПК)
ОК 2, ПК 1.4,ЛР
01,МР 01,МР 05,
ПРб. 01,ПРб 06,
ПРб. 07, ПРб.08,
ПРб. 09, ПРб. 10

Варианты междисциплинарных
заданий

Изучите биографию и творческий путь
А.С.Пушкина. Прочитайте поэму А. С.
Пушкина "Медный всадник", роман в
стихах "Евгений Онегин". Напишите
эссе
«Классический
Пушкинский
Петербург».

2. Прочитайте роман М. Ю. Лермонтов.
"Герой нашего времени". Подготовьте
сообщение: «Экстерьер и интерьер
сакли, гарнизонных помещений русской
крепости»,
«Хронотоп
курортного
города Пятигорска прошлого века».

3. Изучите произведения Н.В. Гоголя:
"Петербургские
повести",
поэму
"Мертвые души".
Напишите эссе на
темы: "Гоголевский текст" Петербурга»,
«Архитектурные
образы
усадеб
помещиков и губернского города».

Раздел
№
2.
Особенности развития
русской литературы во
второй половине XIX
века
Тема№ 1.Жизненный и
творческий
путь
А.
Н.Островского.
Социально-культурная
новизна драматургии А.
Н. Островского. Темы
«горячего
сердца»
и
«темного
царства»
в
творчестве
А.
Н.
Островского.
Тема№
2.Жизненный
путь
и
творческая
биография
И.
А.
Гончарова. «Обломов».
Творческая
история
романа. Сон Ильи Ильича
как
художественнофилософский
центр
романа.
Тема№ 3.Жизненный и
творческий путь И. С.
Тургенева. Роман «Отцы
и дети». Базаров в
системе образов романа.
Взгляды Базарова на
искусство,
природу,
общество.
Тема№4.Краткий очерк
жизни и творчества Н. Г.
Чернышевского.
Роман
«Что делать?»Роль снов
Веры Павловны в романе.
Тема№5.Художественный
мир Н.С. Лескова. Тема
трагической
судьбы
талантливого
русского
человека
в
повести
«Очарованный странник».
Тема№6.Жизненный
и
творческий
путь
М.
Е.Салтыкова-Щедрина.
Жанровое
своеобразие,

ОК 2, ПК 1.4,ЛР
01,МР 01,МР 05,
ПРб. 01,ПРб 06,
ПРб. 07, ПРб.08,
ПРб. 09, ПРб. 10
1.
Прочитайте пьесы А.Н. Островский:
"Гроза", "Бесприданница". Подготовьте
виртуальный музей: «Архитектура, быт
и
нравы
русской
провинции»,
"Замоскворечная Москва". Опишите
хронотоп
русской
провинции
в
творчестве А.Н.Островского и сравните
его с хронотопом провинциального
города, представленного в романе А.И.
Герцена "Кто виноват?"

2
Прочитайте роман И.А. Гончаров.
"Обломов". Напишите
эссе
"Гончаровский
текст"
деревни
и
Петербурга».

3. Разработайте виртуальную экскурсию
в Государственный мемориальный и
природный
музей-заповедник
И.С.
Тургенева
"Спасское-Лутовиново",
усадьбу его матери. Составьте справку,
схему, план объекта и проект дома.

4.Напишите
сочинение
«Рахметовособенный
человек
в
романе
Чернышевского «Что делать?»

тематика и проблематика
сказок
М.Е.СалтыковаЩедрина.
Тема№7.Федор
Михайлович
Достоевский. Сведения из
жизни писателя. Сны
Раскольникова
в
раскрытии его характера
и общей композиции
романа «Преступление и
наказание».
Тема№8.Жизненный путь
и творческая биография
Л.Н. Толстого. Романэпопея «Война и мир».
Духовные
искания
Андрея
Болконского,
Пьера Безухова, Наташи
Ростовой.

5.Составьте схему «Маршруты Ивана
Флягина».

6.Составьте кроссворд по сказкам М.Е.
Салтыкова-Щедрина.

7.
Изучите
творчество
Ф.М.
Достоевского. Опишите архитектуру
Петербурга Ф.М.Достоевского.

Тема№9.Художественное
совершенство рассказов
А. П. Чехова. Комедия
«Вишневый сад». Лиризм
и
юмор
в
пьесе
«Вишневый сад».

Раздел3.Поэзия второй
половины XIX века.
Тема
№1.Афанасий
Афанасьевич Фет. Темы,
мотивы и художественное
своеобразие лирики А. А.
Фета.
Тема
№2.Алексей
Константинович Толстой.
Идейно-тематические и
художественные
особенности лирики А. К.
Толстого.
Тема №3.Жизненный и
творческий путь Н. А.
Некрасова. Поэма «Кому
на Руси жить хорошо».
Замысел поэмы, жанр,

8. Изучите роман-эпопею Л.Н. Толстого
"Война и мир". Проанализируйте
хронотопы русских усадеб Москвы и
Петербурга в романе писателя.

9. Прочитайте пьесы А. П. Чехова:
"Вишневый
сад",
"Дядя
Ваня".
Напишите эссе: "Закатный" мир
русской усадьбы в пьесах Чехова».

композиция. Сюжет.
Раздел 4.Литература XX
века.
Особенности
развития литературы и
других видов искусства
в начале XX века
Тема
№1.Иван
Алексеевич Бунин. Тема
любви в творчестве И. А.
Бунина, новизна ее в
сравнении с классической
традицией.

ОК 2, ПК 1.4,ЛР
01,МР 01,МР 05,

1. Изучите творчество А.А. Фет.
ПРб. 01,ПРб 06, Проведите конкурс чтецов по лирике
ПРб. 07, ПРб.08,
поэта. Разработайте критерии оценки
ПРб. 09, ПРб. 10
выразительности чтения и подготовьте
листовку, рекламирующую этот конкурс.
Напишите эссе: «Описание русской
усадьбы в поэзии Фета».
2. Напишите эссе: «Описание русской
усадьбы в поэзии А. Толстого».

Тема
№2.Александр
Иванович
Куприн.
Повесть
«Гранатовый
браслет».
Трагическая
история
любви
«маленького человека».
Тема
№3.Максим
Горький. М. Горького как
ранний
образец
социалистического
реализма. Правда жизни в
рассказах Горького.
Тема
№4.Александр
Александрович
Блок.
Тема родины, тревога за
судьбу России. Поэма
«Двенадцать». Сложность
восприятия
Блоком
социального
характера
революции.
Раздел
5.
Развития
литературы
1920-х
годов
Тема
№1.Сергей
Александрович Есенин.
Поэтизация
русской
природы,
русской
деревни. Развитие темы
родины как выражение
любви к России.
Тема
№2.Роман
«Разгром» А.А. Фадеева.
Гуманистическая
направленность романа.
Долг и преданность идее.

3. Изучите произведения Н.А.Некрасова:
стихотворения,
поэмы,
эпическую
поэму "Кому жить на Руси хорошо".

ОК 2, ПК 1.4,ЛР
01,МР 01,МР 05,
ПРб. 01,ПРб 06,
ПРб. 07, ПРб.08,
ПРб. 09, ПРб. 10

1.
Найдите
в
рассказе
Бунина
«Антоновские
яблоки»
описание
жилища, дома. Опишите его, составьте
проект и представьте в виде буклета.
Напишите эссе: «Антоновские яблоки»:
широкое полотно уходящей России».

2. Напишите эссе «Образ
творчестве А.И.Куприна».

дома

в

Проблема человека и
революции.
Раздел6.Особенности
развития
литературы
1930 – начала 1940-х
годов.
Тема
№1.Марина
Ивановна
Цветаева.
Идейно-тематические
особенности
поэзии
М.И.Цветаевой, конфликт
быта и бытия, времени и
вечности.

3.Напишите реферат « Правда жизни в
рассказах Горького».

4. Напишите сочинение «Тревога за
судьбу России в поэме «Двенадцать»».

Тема
№2.Осип
Эмильевич
Мандельштам. Идейнотематические
и
художественные
ОК 10,ПК 5.2,ЛР
особенности
поэзии 04,МР 04,ПРб.04
О.Э.Мандельштама.
Тема
№3.Андрей
Платонов.
Сведения из биографии.
Поиски положительного
героя писателем.
Тема
№4.
Михаил
Афанасьевич Булгаков.
Роман
«Мастер
и
Маргарита».
Фантастическое
и
реалистическое в романе.
Любовь и судьба Мастера
в романе.
Тема
№5.Михаил
Александрович Шолохов.
«Тихий Дон»- романэпопея
о
судьбах
русского
народа
и ОК 10,ПК 5.2,ЛР
казачества
в
годы 04,МР 04,ПРб.04
Гражданской войны.
Раздел
7.Особенности
развития
литературы
периода
Великой
Отечественной войны и
первых послевоенных
лет
Тема №1.Анна Андреевна

1. Изучите творчество С.Есенина.
Напишите реферат: «Образ деревенской
архитектуры в творчестве поэта.

2.Напишите
реферат
«Долг
и
преданность идее в романе Фадеева
«Разгром».

1.Напишите эссе «Жизнь М. Цветаевой
за границей».

Ахматова.
Поэма
«Реквием».
Трагизм
жизни
и
судьбы
лирической героини и
поэтессы.
Раздел8.Особенности
развития
литературы
1950—1980-х годов.
Тема №1.В. М. Шукшин.
Аналитическая беседа по
рассказам:
«Чудик»,
«Срезал»,
«Выбираю
деревню на жительство»
(Письменные ответы на
вопросы).
Тема №2.В. Г. Распутин.
Дискуссия по повести
«Прощание с Матёрой».
Тема
№3.А.
И.
Солженицын «Последний
день Ивана Денисовича».
Характеристика главного
героя.
Тема №4.В. Т Шаламов
«Сентенция»,
«Надгробное
слово»,
«Крест» (мини-дискуссия
на цитатном материале).

2. Выразительное чтение и анализ
стихотворений О.Э. Мандельштама.

3.
Напишите
положительного
«Котлован».

реферат
героя в

«Поиски
повести

4. Изучите творчество М.А.Булгакова.
Напишите эссе: «Архитектура Москвы в
романе М.А.Булгакова «Мастер и
Маргарита»:
функции
«нехорошей
квартиры».

Профессиональноориентированное
содержание
5. Напишите
сочинение
«Судьба
Раздел № 4. Литература
Григория Мелехова в романе «Тихий
XX века. Особенности
Дон».
развития литературы и ОК 5,ПК 5.2,ЛР
других видов искусства 07
МР 08,ПРб.0.2
в начале XX века
Тема
№1.
Аналитическая работа с
художественными
произведениями с учетом
их
жанрово-родовой
специфики; осознанием
художественной картины
жизни,
созданной
в
литературном
произведении, в единстве
эмоционального

личностного восприятия
и
интеллектуального
понимания и применение ОК 5,ПК 5.2,ЛР
ее
результатов
в 07
профессиональной
МР 08,ПРб.0.2
деятельности по решению
профессиональных задач
специальностей
технологического
профиля.
Раздел5.
Особенности
развития
литературы
1920-х годов
Тема №1. Представление
об
изобразительновыразительных средствах
художественных
произведений
и
их
применение при решении
профессиональных задач.
Тема №2.
Навыки
комплексного
филологического анализа
текста и их применение в
профессии.
Раздел6.Особенности
развития
литературы
1930 – начала 1940-х
годов.

1.Подготовьте
сообщение:
«Роль
городских пейзажей в произведениях
Анны Ахматовой».

1.Чтение и
Шукшина.

анализ

рассказов

В.М.

2. Реферат «Нравственное величие
русской женщины
в повести В.
Распутина «Прощание с Матёрой»».

3. Реферат «Последний день Ивана
Денисовича в рассказе Солженицына».

Тема №1
Закрепление
знаний
содержания
произведений русской и
мировой
классической
литературы, их историкокультурного
и
4.Чтение и анализ рассказов Шаламова.
нравственно-ценностного
влияния на формирование
национальной и мировой ОК 2, ПК 1.4,ЛР
культуры
и
их 01,МР 01,МР 05,
применение в профессии. ПРб. 01,ПРб 06,
ПРб. 07, ПРб.08,
ПРб. 09, ПРб. 10
Раздел7.Особенности
развития
литературы
периода
Великой
Отечественной войны и
первых послевоенных
лет
Тема №1.
Выявление
тем,
проблем

художественного
произведения
и
составление
аргументированных
развернутых устных и
письменных
высказываний, в том
числе
и
профессиональной
направленности.

1.Составить
словарь
литературоведческих
терминов
на
материале раннего творчества
А.А. Блока.

Раздел
8.Особенности
развития
литературы
1950—1980-х годов
Тема №1.
Навык
интерпретации
художественного
произведения,
осмысление поднятых в
нем
нравственных
проблем
и
его
применение в профессии.
Написание
сочинений,
эссе, в том числе и на
профессиональную
тематику с аргументацией
примерами
из
художественной
литературы
ОК 10,ПК 5.2,ЛР
04,МР 04,ПРб.04
Раздел12.
Характеристика
художественной
XXI в.
литературы
Тема №1 Практикум:
начинающие
литературоведы»:
аналитическая работа с
текстами в мини-группах
(по заданному плану) на
тему: «Какие жизненные
уроки можно извлечь из
произведений
современной литературы
специалистам
технологического
профиля, живущим в XXI
в».

ОК 10,ПК 5.2,ЛР

1.Найдите
изобразительновыразительные
средства
в
художественных произведениях и их
применение
при
решении
профессиональных задач.

04,МР 04,ПРб.04

2.Найдите в романе А. Фадеева слова
применяемые
в
технологическом
профиле.

1.Напишите реферат «Традиции Л. Н.
Толстого в романе М. Шолохова.
Своеобразие художественной манеры
писателя.

ОК 5,ПК 5.2,ЛР
07
МР 08,ПРб.0.2

1.
Проанализируйте
произведения
первых послевоенных лет. Какое место
занимает
проблема
восстановления
ОК 5,ПК 5.2,ЛР
страны после войны? Какова роль
07
архитектора и строителя в послевоенной
МР 08,ПРб.0.2
России?

1.Прочитайте рассказ А.И.Солженицына
«Матренин
двор»,
поэму
А.Т.Твардовского «Дом у дороги»,
роман В.П. Астафьева «Печальный
детектив», повести В.Г. Распутина
«Пожар», «Прощание с Матерой» и
напишите эссе.

ОК 5,ПК 3.3,ЛР
07
МР 08,ПРб.0.2

1.Напишите эссе
произведения».

34

«Мои

любимые


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».