Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В.В. Маркова
«____» _______________ 202___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
УПБ.08 «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Форма обучения очная
Рабочая программа учебного предмета разработана на основе требований:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования (далее – ФГОС СОО) (утвержден приказом Министерства
образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413);
- Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в
пределах освоения образовательных программ среднего профессионального
образования на базе основного общего образования с учетом требований
федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования
(письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих
кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание», одобрена
Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ
«ФИРО» и рекомендована для реализации основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования.
Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»
Разработчик:
Преподаватель
________________
Е.А. Калюта
Подпись
Программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии
общеобразовательного цикла
Протокол № _____ от «____» ___________ 202__ г.
Председатель ПЦК
___________________
Подпись
/ ___________________ /
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
17
4. УЧЕБНО-МЕТАДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
19
5. ЛИТЕРАТУРА
20
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» предназначена для
изучения обществознания в ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный
колледж», реализующего образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО
(ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов
среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего
образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения
учебного предмета «Обществознание», в соответствии с Рекомендациями по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего
профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в
сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06259).
Содержание рабочей программы «Обществознание» направлено на достижение
следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и
политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых
в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности,
толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для
успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных
ролей человека и гражданина;
овладение умением получать и осмысливать социальную информацию,
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для
решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и
общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми
различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для
соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения,
установленными законом.
Рабочая программа может использоваться другими профессиональными
образовательными организациями, реализующими образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования.
1.2.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
УПБ.09 «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
В содержание интегрированного курса программы включен материал по
основам философии, экономики, социологии, политологии и права.
Особое место в программе занимают сведения о современном российском
обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном
этапе, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества,
чертах и признаках современной цивилизации. Особенностью данной программы
является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных
дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Содержание программы направлено на формирование у обучающихся знаний
прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей,
организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами.
Важное значение придается формированию базовых социальных компетенций,
функциональной общегражданской грамотности.
Интегрированный подход к построению содержательных элементов программы
в значительной мере определяется рамками учебного времени и целями начального и
среднего профессионального образования.
Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов:
учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения,
формирование знаний, которые обеспечат обучающимся учреждений СПО успешную
адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению
общегражданских ролей.
Программа предполагает дифференциацию уровней достижения учащимися
различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут
как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых
коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социальнопрактических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве
гражданина, собственника, труженика.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные
теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические
особенности социального познания, законы общественного развития, особенности
функционирования
общества
как
сложной
динамично
развивающейся
самоорганизующейся системы. В результате освоения курса у обучающихся
закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности
человека в различных сферах, экономической системе общества, о социальных нормах,
регулирующих жизнедеятельность гражданина.
В процессе реализации программы обучающиеся должны получить достаточно
полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для
продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах
деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной
жизни.
В
профессиональных
образовательных
организациях,
реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП
СПО на базе основного общего образования, изучение обществознания
осуществляется на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом
профиля профессионального образования, специфики осваиваемых профессий СПО
или специальностей СПО.
Это выражается в количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем
программы, глубине их освоения студентами, объеме и содержании практических
занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Освоение содержания учебного предмета завершает формирование у студентов
представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание
взаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения,
мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытие
географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений.
Изучение общеобразовательного предмета «Обществознание» завершается
подведением итогов в форме зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в
процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Обществознание» является учебным предметом обязательной предметной
области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж», реализующего
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП
СПО на базе основного общего образования, учебный предмет «Обществознание»
изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного
общего образования с получением среднего общего образования.
В учебном плане ППССЗ место учебного предмета «Обществознание»
находится в составе цикла общеобразовательных учебных предметов, формируемых из
обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для
специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.
1.3.
1.4.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В процессе реализации программы, студенты должны получить достаточно
полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для
дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной
деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной
жизни.
Освоение содержания учебного предмета «Обществознание» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба,
флага, гимна);
- гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего
закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и обще- человеческие, гуманистические
и демократические ценности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения; эффективно разрешать конфликты;
- готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение
к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
- осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни
• метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания; − готовность и способность к
самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение
ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных,
экономических и правовых институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат
обществознания;
• предметных:
- сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе
в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
- владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные,
иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
- сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных
перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
- сформированность представлений о методах познания социальных явлений и
процессов;
- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
- сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений
поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих
звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов
общественного развития.
1.5. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ВОСПИТАНИЯ
Для планирования воспитательной работы используется согласованный образ
результата – комплекс планируемых личностных результатов, заданных в форме
базовой модели «Портрета Гражданина России 2035 года»:
- осознающий себя гражданином и защитником великой страны;
- проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий
приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически
активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том
числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий
в деятельности общественных организаций;
- соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского
общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к
установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с
деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и
предупреждающий социально опасное поведение окружающих;
- проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий
ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде
личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа»;
- демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти
на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных
ценностей многонационального народа России;
- проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию
в социальной поддержке и волонтерских движениях;
- осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий
собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах
деятельности;
- проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных
этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к
сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей
многонационального российского государства;
- проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами
эстетической культуры;
- принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию
детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской
ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового
содержания.
1.6. КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
- теоретическое обучение 60 часов;
- практические занятия 18 часов;
- самостоятельные работы 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебного предмета
Объем в часах
117
в т.ч. в форме практической подготовки
в т. ч.:
теоретическое обучение
60
практические занятия
16
Самостоятельная работа
39
Промежуточная аттестация (зачет)
2
2.2. Тематический план и содержание учебного предмета УПБ.09 «Обществознание»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
Объем в
часах
Введение
Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность
изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
2
Раздел 1. Человек и общество
Содержание учебного материала
1. Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность.
Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности.
Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности.
Потребности, способности и интересы.
2. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни.
Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение.
Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. Свобода как условие самореализации
личности. Выбор и ответственность за его последствия.
16
Тема 1.1. Природа
человека,
врожденные и
приобретенные
качества
8
6
3. Гражданские качества личности. Человек в группе. Межличностное общение и взаимодействие.
Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в
малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты.
Тема 1.2. Общество
как сложная система
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 1. Истоки конфликтов в среде молодежи.
Самостоятельная работа обучающихся
Конспект темы: «Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и
внешние — со стороны общества)».
Подготовить сообщение на тему: «Многообразие мира общения».
Содержание учебного материала
2
2
4
2
2
8
1. Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества.
Специфика общественных отношений. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной,
индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения.
2. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество:
традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Особенности современного мира.
Тема 2.1. Духовная
культура личности и
общества
Тема 2.2. Наука и
образование в
современном мире
3. Процессы глобализации. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая
угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 2. Ценности и нормы. Человек, индивид, личность.
Самостоятельная работа обучающихся
Ответить письменно на вопрос: Причины антиглобализма и причины его проявления.
Составить таблицу: «Основные институты общества, их функции».
Раздел 2. Духовная культура человека и общества
Содержание учебного материала
1. Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни.
Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества.
2. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и
взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет.
Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.
В том числе практических и лабораторных занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить презентацию на тему: «Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной
среде».
Конспект темы: «Особенности молодежной субкультуры».
Содержание учебного материала
6
2
2
4
2
2
10
4
4
2
1
1
2
1. Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности.
Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. Образование как способ передачи
знаний и опыта. Правовое регулирование образования.
В том числе практических и лабораторных занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Законспектировать текст темы: «Система образования в Российской Федерации».
Тема 2.3. Мораль,
искусство и религия
как элементы духовной
культуры
Тема 3.1. Экономика и
экономическая наука.
Экономические
системы.
Тема
3.2.
Фирма.
государства
экономике
Составить таблицу: «Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования».
Содержание учебного материала
1. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный
выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Мировые религии. Религия как феномен
культуры. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской
Федерации. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.
В том числе практических и лабораторных занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с конспектом лекций
Раздел 3. Экономика
Содержание учебного материала
1. Экономика семьи. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость.
Ограниченность ресурсов. Факторы производства.
В том числе практических и лабораторных занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить презентацию на тему: «Экономика как наука и хозяйство».
Рынок. Содержание учебного материала
Роль 1. Рынок одного товара. Спрос. Предложение. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры:
в совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль.
Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники
финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок.
2. Основы менеджмента и маркетинга. Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка.
Основные операции коммерческих банков. Инфляция.
2
2
1
1
2
2
2
2
20
2
2
2
2
10
6
Тема 3.3. Рынок труда
и безработица.
Тема 3.4. Основные
проблемы экономики
России. Элементы
международной
экономики
3. Основы денежной политики государства. Частные и общественные блага. Функции государства в
экономике. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды налогов. Государственные
расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 3. Факторы спроса
Практическое занятие 4. Факторы предложения
Самостоятельная работа обучающихся
Законспектировать текст темы: «Антиинфляционные меры».
Ответить письменно на вопрос: «Причины и последствия инфляции».
Содержание учебного материала
1. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Человеческий капитал.
Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.
2. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Реальный и номинальный доход.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 5. Роль профсоюзов и государства на рынках труда.
Самостоятельная работа обучающихся
Составить таблицу: «Основные доходы и расходы семьи».
Работа с конспектом лекций
Содержание учебного материала
1. Становление современной рыночной экономики России. Основные проблемы экономики России и ее
регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. Организация
международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные
экономические проблемы.
В том числе практических и лабораторных занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить презентацию на тему: «Особенности современной экономики России, ее экономические
институты».
Раздел 4. Социальные отношения
Содержание учебного материала
4
2
2
5
3
2
6
4
2
2
3
2
1
2
2
1
1
10
2
Тема 4.1. Социальная
роль и стратификация
Тема 4.2. Социальные
нормы и конфликты
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация.
Социальная мобильность. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте.
Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж.
В том числе практических и лабораторных занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с конспектом лекций
Содержание учебного материала
1. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его
формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность
наркомании, алкоголизма. Социальный конфликт.
В том числе практических и лабораторных занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить сообщение на тему: «Социальная и личностная значимость здорового образа жизни».
Тема 4.3. Важнейшие Содержание учебного материала
социальные общности 1. Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные,
и группы
поселенческие и иные группы. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в
Российской Федерации. Этнические общности. Межнациональные отношения, этно-социальные
конфликты, пути их разрешения.
2. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской
Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок,
условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые
отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 6. Социальная стратификация.
Самостоятельная работа обучающихся
Составить конспект темы: «Конституционные принципы национальной политики в Российской
Федерации».
Работа с конспектом лекций
Раздел 5. Политика
2
1
1
2
2
1
1
6
4
2
2
3
1
2
12
Тема 5.1. Политика и Содержание учебного материала
власть. Государство в 1. Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая
политической системе
система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт.
Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства.
6
4
2. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический
режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия
формирования демократических институтов и традиций. Правовое государство, понятие и признаки.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 7. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов
— основные особенности развития современной политической системы.
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить реферат по теме: «Особенности функционального назначения современных государств».
Работа с конспектом лекций
Тема 5.2. Участники Содержание учебного материала
политического
1. Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и
процесса
особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Гражданское общество и
государство. Гражданские инициативы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.
2. Избирательная кампания в Российской Федерации. Политические партии и движения, их классификация.
Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.
Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль средств массовой
информации в политической жизни общества.
В том числе практических и лабораторных занятий
Практическое занятие 8. Политическая система общества, ее структура.
Самостоятельная работа обучающихся
Законспектировать текст темы: «Абсентеизм, его причины и опасность».
Работа с конспектом лекций
Раздел 6. Право
Содержание учебного материала
2
2
3
2
1
6
4
2
2
3
2
1
8
4
Тема 6.1. Правовое
регулирование
общественных
отношений
Тема 6.2. Основы
конституционного
права Российской
Федерации
1. Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные
нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Основные формы
права.
2. Нормативные правовые акты и их характеристика. Действие нормативных правовых актов во времени, в
пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное
поведение. Виды противоправных поступков.
В том числе практических и лабораторных занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Изучить тему: «Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ».
Содержание учебного материала
1. Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской
Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть.
Исполнительная власть. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации.
В том числе практических и лабораторных занятий
2
2
2
2
Самостоятельная работа обучающихся
1
Подготовить презентацию на тему: «Институт президентства».
1
Тема 6.3. Отрасли Содержание учебного материала
российского права
1. Гражданское право и гражданские правоотношения. Трудовое право и трудовые правоотношения.
Понятие трудовых правоотношений. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Административное право и административные правоотношения. Уголовное право. Преступление как
наиболее опасное противоправное деяние.
Итоговое занятие
Итого
4
В том числе практических и лабораторных занятий
Самостоятельная работа обучающихся
Зачет
2
2
2
117
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание обучения
Характеристика основных видов деятельности
студентов
Введение
Знание особенностей социальных наук специфики
объекта их изучения
1. Человек и общество
1.1. Природа человека, врожденные и
Умение давать характеристику понятий: «человек»,
приобретенные качества
«индивид», «личность», «деятельность»,
«мышление». Знание о том, что такое характер,
социализация личности, самосознание и социальное
поведение. Знание о том, что такое понятие истины,
ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты
1.2. Общество как сложная система
Представление об обществе как сложной
динамичной системе, взаимодействии общества и
природы. Умение давать определение понятий:
«эволюция», «революция», «общественный
прогресс».
2. Духовная культура человека и общества
2.1. Духовная культура личности и
Умение разъяснять понятия: «культура», «духовная
общества
культура личности и общества»; демонстрация ее
значения в общественной жизни.
Умение различать культуру народную, массовую,
элитарную. Показ особенностей молодежной
субкультуры. Освещение проблем духовного
кризиса и духовного поиска в молодежной среде;
взаимодействия и взаимосвязи различных культур.
Характеристика культуры общения, труда, учебы,
поведения в обществе, этикета.
Умение называть учреждения культуры,
рассказывать о государственных гарантиях свободы
доступа к культурным ценностям
2.2. Наука и образование в современном Различение естественных и социально-гуманитарных
мире
наук. Знание особенностей труда ученого,
ответственности ученого
перед обществом
2.3. Мораль, искусство и религия как
Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия»,
элементы духовной культуры
«искусство» и их роли в жизни людей
3. Право
3.1. Правовое регулирование
Выделение роли права в системе социальных норм.
общественных отношений
Умение давать характеристику системе права
3.2. Основы конституционного права
Умение давать характеристику основам
Российской Федерации
конституционного строя Российской Федерации,
системам государственной власти РФ, правам и
свободам граждан
3.3. Отрасли российского права
Умение давать характеристику и знать содержание
основных отраслей российского права
4. Экономика
4.1. Экономика и экономическая наука.
Умение давать характеристику понятий:
Экономические системы
«экономика»; «типы экономических систем»;
традиционной, централизованной (командной) и
рыночной экономики
4.2.. Рынок. Фирма.
Умение давать определение понятий: «спрос и
предложение»; «издержки», «выручка», «прибыль»,
«деньги»,«процент»,«экономический рост и
развитие», «налоги», «государственный бюджет»
4.3. Рынок труда и безработица
Знание понятий «спрос на труд» и «предложение
труда»; понятия безработицы, ее причины и
экономических последствий
4.4. Основные проблемы экономики
Характеристика становления современной рыночной
России. Элементы международной
экономики России, ее особенностей; организации
экономики
международной торговли
5. Социальные отношения
5.1. Социальная роль и стратификация
Знание понятий «социальные отношения» и
«социальная стратификация».
Определение социальных ролей человека в обществе
5.2. Социальные нормы и конфликты
Характеристика видов социальных норм и санкций,
девиантного поведения, его форм проявления,
социальных конфликтов,
причин и истоков их возникновения
5.3. Важнейшие социальные общности
Объяснение особенностей социальной
и группы
стратификации в современной России, видов
социальных групп (молодежи, этнических
общностей, семьи).
6. Политика
6.1. Политика и власть.
Умение давать определение понятий: «власть»,
Государство в политической системе
«политическая система», «внутренняя структура
политической системы».
Характеристика внутренних и внешних функций
государства, форм государства: форм правления,
территориально-государственного устройства,
политического режима.
Характеристика типологии политических режимов.
Знание понятий правового государства и умение
называть его признаки
6.2. Участники политического процесса
Характеристика взаимоотношений личности и
государства.
Знание понятий «гражданское общество» и
«правовое государство».
Характеристика избирательной кампании в
Российской Федерации
4.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Требования
обеспечению
к
минимальному
материально-техническому
Программа учебного предмета «Обществознание» реализуется в учебном
кабинете, в котором имеется возможность свободного доступа в Интернет во время
учебного занятия и период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение
кабинета
удовлетворяет
требованиям
Санитарноэпидемиологических правил и нормативов и оснащено типовым оборудованием,
указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной
мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню
подготовки обучающихся.
В кабинете имеется мультимедийное оборудование, посредством которого
участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию
по праву, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения
учебного предмета «Обществознание» входят:
•
многофункциональный комплекс преподавателя;
•
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов
выдающихся ученых и др.);
•
информационно-коммуникационные средства;
•
экранно-звуковые пособия;
•
комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
•
библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты
(УМК), обеспечивающие освоение учебного предмета «Обществознание», в
соответствии с «Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования»
утвержденным приказом Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2015г.; рекомендованные
или допущенные для использования в профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд располагает энциклопедиями, справочниками, научной и
научно-популярной литературой по экономике, социологии, праву и т. п.
В процессе освоения учебного предмета «Обществознание» студенты имеют
возможность доступа к электронным учебным материалам по обществознанию,
имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам,
тестам и др.), сайтам государственных, муниципальных органов власти.
5. ЛИТЕРАТУРА
1. Ковригин В.В. Обществознание: учебник для профессий и специальностей
технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для
учреждений начального и среднего специального образования.- М.: ИНФРА-М, 2017.
– 303 с.
2. Бачинин В.А. Политология. Энциклопедический словарь. – СПб.: издательство
Михайлова В.А., 2015.
3. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений. – М.: Просвещение, 2016. - 351 с.
4. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений начального
и среднего специального образования.- М.: Академия, 2017. – 432 с.
5. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического,
естественно-научного, гуманитарного профилей: контрольные задания. – М.:
Академия, 2017. – 124 с.
Дополнительные источники
1. ЕГЭ-2006. Обществознание. Тренировочные тексты/ Лазебникова А.Ю.,
Рутковская Е.Л. и др.- М.: Просвещение, 2006.
2. ЕГЭ-2007. Обществознание. Тренировочные тексты/ Лазебникова А.Ю.,
Рутковская Е.Л. и др. – М.: ЭКСМО, 2007.
3. ЕГЭ. Обществознание: активный тренинг / И.Ю. Александрова [и др.]. – М.:
Айрис-пресс, 2012. – 240с.
4. Кравченко И.В. Обществознание. 10 класс.– М.: Русское слово, 2004. – 191 с.
5. Кравченко И.В. Певцова Е.А. Обществознание. 11 класс. – М.: Русское слово,
2010. – 192 с.
6. Курбатов В.И Обществознание. Учеб. пособие.- Ростов н/Д: феникс. 2006.
7. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»\ Под ред. Л. Н.
Боголюбова. В 2-х частях.- М.: Просвещение, 2000.
8. Мостовая И.В. Зачет по социологии в кармане: Учеб. пособие. – Ростов н/Д:
Феникс, 2003.
9. Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для студентов юридических и
гуманитарных факультетов. – М.,2000.
10. Обществознание6 Учебник / Безбородова А.Б., Буланова М.Б., Губин В.Д. и
др./ Под ред. А.Б. Безбородова, В.В. Минаева. – М.: Проспект, 2009. – 416 с.
11. Обществознание: Пособие-репетитор/ Под ред. О.С. Белокрыловой, В.И.
Филоненко. – Ростов н\д: Феникс.2006.
12. Павленко П.Д. Савинов Л.И. Социология: Учебное пособие. - М.: «Дашков и
К», 2007.
13. Правоведение. Курс лекций / Под. ред. О.А. Зайцева.-М.: Экзамен, 2008-447с.
Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов/ Под ред. В.Н.
Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 415 с.
14. Радугин А.А. Социология: Курс лекций. – М., 1999.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря
1993 г. изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020
г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994
г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996
г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V
«Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм.,
внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49.
– Ст. 4552.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006
№ 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября
2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред.
ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
8. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в
ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ
РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001
г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.
11. Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в
ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О
высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г.
№ 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
12. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г.
№ 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
13. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ.
– 1998. – № 31. – Ст. 3802.
14. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от
24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
15. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996
г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
16. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002
г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
17. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10
января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. –
Ст. 171.