Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В.В. Маркова
«____» _______________ 202___ г.
Рабочая программа общеобразовательного
учебного предмета
УПБ.02 «Литература» (базовый уровень)
профиль обучения: социально-экономический
Специальность 40.02.01 «Право и организация
социального обеспечения»
для профессиональных образовательных организаций
Рабочая программа учебного предмета «Литература» разработана на основе требований
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
и с учетом федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования поспециальности 40.02.01 «Право и организация
социального обеспечения».
Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»
Разработчик:
Преподаватель
________________
Подпись
Программа
рассмотрена
общеобразовательного цикла
на
заседании
Г.Н. Казакова
предметной
цикловой
Протокол № _____ от «____» ___________ 202__ г.
Председатель ПЦК
___________________
Подпись
2.
/ ___________________ /
комиссии
СОДЕРЖАНИЕ
1.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
4
2.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
7
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 40.02.01 «Право и
организация социального обеспечения»
3
17
20
21
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.1. Место предмета в структуре основной образовательной
программы:
Учебный предмет «Литература» является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности.
1.2. Планируемые результаты освоения предмета:
Особое значение предмет имеет при формировании и развитии общих
компетенций: ОК1,ОК2,ОК3,ОК4,ОК5,ОК6,ОК7,ОК8,ОК9в соответствии с
ФГОС по специальности40.02.01 «Право и организация социального
обеспечения».
Юрист (базовой подготовки) должен обладать общими компетенциями,
включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые
методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой
для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального
и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать
повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой
базы.
ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны
труда.
ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы
общения, нормы и правила поведения.
ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
4
В рамках программы учебного предмета обучающимися осваиваются
личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с
требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР),
метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб).
Коды
результатов
ЛР 01
ЛР 04
ЛР 06
ЛР 07
МР 02
МР 04
МР 08
МР 09
ПРб 01
ПРб 02
ПРб 03
ПРб 04.
ПРб 05.
Планируемые результаты освоения предмета:
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной
деятельности,
владение
навыками
получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения
Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике
Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью
Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации
Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров
Знание содержания произведений русской и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного
влияния на формирование национальной и мировой
ПРб 06.
ПРб 07
ПРб 08
ПРб 09
ПРб 10
6
Сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка
Сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения
Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях
Овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания
Сформированность
представлений
о
системе
стилей
языка
художественной литературы
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебного предмета
176
в т. ч.:
1. Основное содержание
в т. ч.:
117
теоретическое обучение
54
практические занятия
63
2. Профессионально ориентированное содержание
25
в т. ч.:
теоретическое обучение
10
практические занятия
15
контрольные работы
самостоятельная работа обучающегося (всего)
59
в том числе:
перечислить виды самостоятельных работ ( с указанием часов)
Рефераты.
Сообщения.
Сочинения
Анализ стихотворений
38
7
8
Статья
4
2
промежуточная аттестация
-З
7
2.2. Тематический план и содержание учебного предмета
№ раздела,
темы
1
1.1
1.2
1.3
Содержание учебного предмета
Объём в
часах
Профессионально ориентированное содержание
2
Лекционное занятие1. Значение литературы при освоении профессий
2
и специальностей СПО социально-экономического профиля.
Введение. Историко-культурный процесс и периодизация русской
литературы. Специфика литературы как вида искусства.
Русская литература первой половины XIX века
10
Лекционное занятие1.Историко-культурный процесс рубежа XVIII - 2
XIX веков. Романтизм. Особенности русского романтизма.Александр
Сергеевич Пушкин (1799 — 1837). Личность писателя. Болдинская
осень в творчестве Пушкина. Пушкин-мыслитель.
Самостоятельная работа обучающихся 1.Сообщение «Становление
2
реализма в русской литературе. Русское искусство».
Практическое занятие 1. Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник".
2
Проблема личности и государства. Образ Петра.
Самостоятельная работа обучающихся 2. Реферат «Предки
Пушкина и его семья».
Практическое занятие 2.Личность и жизненный путь М. Ю.
Лермонтова. Тема одиночества в лирике Лермонтова.
Самостоятельная работа обучающихся 3. Сообщение «Жанровое и
художественное своеобразие творчества М. Ю. Лермонтова
петербургского и кавказского периодов»
2
2
2
Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ПРб 05ПРб 06, ПРб 07, ПРб
08, ПРб 10, ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, ОК2, ОК4
ПРб 05ПРб 06, ПРб 07, ПРб
08, ПРб 10, ЛР 01, ЛР 04,
МР 04,ОК2,ОК4
1.4
1.5
2
2.1
2.2
2.3
2.4
Лекционное занятие2.Личность писателя, жизненный и творческий
путь Н.В. Гоголя. «Петербургские повести»: проблематика и
художественное своеобразие.
Самостоятельная работа обучающихся 4. Реферат «Особенности
сатиры Гоголя. Значение творчества Н. В. Гоголя в русской
литературе»
Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие2. Работа с источниками информации
(дополнительная литература, словари, энциклопедии, тексты
художественной литературы, электронные источники).
«Петербургские повести» Гоголя: проблематика и художественное
своеобразие.
Особенности развития русской литературы во второй половине
XIX века.
Лекционное занятие 3. Культурно-историческое развитие России
середины XIX века. Основные проблемы, характеристика прозы,
поэзии, журналистики. Жизненный и творческий путь А. Н.
Островского. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в
творчестве А. Н. Островского.
2
Самостоятельная работа обучающихся 5.Статья Н. А.
Добролюбова «Луч света в темном царстве».
Лекционное занятие 4. Жизненный путь и творческая биография И.
А. Гончарова. «Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи
Ильича как художественно-философский центр романа.
Самостоятельная работа №6. Сочинение «В чём трагедия
Обломова?»
Практическое занятие 3. Жизненный и творческий путь И. С.
Тургенева. Базаров в системе образов романа.Взгляды Базарова
наискусство, природу, общество.
Практическое занятие 4.Очерк жизни и творчества М.Е. СалтыковаЩедрина. Проблематика и поэтичность сказок Салтыкова –Щедрина.
Самостоятельная работа обучающихся №7.Реферат «Роль
2
2
2
2
22
2
2
2
4
2
2
Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы».
Практическое занятие 5.Сведения из жизни писателя. Сны
Раскольникова в раскрытии его характера и общей композиции
романа «Преступление и наказание».
Самостоятельная работа обучающихся №8.Сообщение «Система
образов в романе «Преступление и наказание».
Практическое занятие 6.Жизненный путь и творческая биография
Л.Н. Толстого. Роман-эпопея «Война и мир».Духовные искания
Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой.
Самостоятельная работа обучающихся №9.Реферат «Мысль
народная" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
2.5
2.6
2.7
2.8
3
3.1
3.2
Практическое занятие 7. Художественное совершенство рассказов
А.П. Чехова.
Самостоятельная работа обучающихся №10. Реферат «Роль
А.П.Чехова в мировой драматургии театра».
Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие3. Анализ историко- и теоретико-литературного
контекста художественного произведения и применение его
результатов для решения профессиональных задач профессий и
специальностей социально-экономического профиля.Комедия Чехова
«Вишневый сад». Лиризм и юмор в пьесе «Вишневый сад».
Поэзия второй половины XIX века
Лекционное занятие 5. Творчество Ф.И. Тютчева. Основные мотивы
лирики.
Самостоятельная работа обучающихся №11.Реферат
«Философские основы творчества Тютчева».
Лекционное занятие 6. Афанасий Афанасьевич Фет. Гармоничность
и мелодичность лирики А.Фета.
Профессионально ориентированное содержание
4
2
4
2
2
2
2
6
2
ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, ОК1, ОК3, ОК5
2
2
2
3.3
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
Лекционное занятие4. Выявление в художественных текстах
изобразительно-выразительных средств языка и применение
понимания образной системы для решения профессиональных задач
специальностей социально-экономического профиля.Алексей
Константинович Толстой. Идейно-тематические и художественные
особенности лирики А. К. Толстого.
Литература XX века. Особенности развития литературы и других
видов искусства в начале XX века
Практическое занятие 8.Иван Алексеевич Бунин. Общая
характеристика цикла рассказов «Темные аллеи».
Практическое занятие 9. Очерк жизни и творчества А.И. Куприна.
Талант любви в рассказе "Гранатовый браслет".
Самостоятельная работа обучающихся №12. Сочинение по
рассказу Куприна «Гранатовый браслет».
Лекционное занятие 7. Серебряный век русской поэзии.Обзор
русской поэзии и поэзии народов России конца XIX — начала XX
века.
Самостоятельная работа обучающихся№13.Реферат «Поэты –
символисты».
Лекционное занятие 8. М.Горького как ранний образец
социалистического реализма. Правда жизни в рассказах Горького.
Практическое занятие 10.Пьеса «На дне». Изображение правды
жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы.
Самостоятельная работа обучающихся №14. Реферат «Романтизм
М. Горького».
Лекционное занятие 9. Александр Александрович Блок. Тема
родины, тревога за судьбу России в лирике Блока.
Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие5.Реализация представлений о системе стилей
художественной литературы разных эпох, литературных
направлениях, индивидуальном авторском стиле в решении
профессиональных задачах специальностей социальноэкономического профиля. Поэма «Двенадцать».Изображение
2
ПРб 06, ПРб 07, ПРб 08,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, ОК2, ОК4
14
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
5
5.1
5.2
5.3
6
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
«мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме
Особенности развития литературы 1920-х годов
Лекционное занятие 10. Владимир Владимирович Маяковский.
Характер и личность автора в стихах о любви.
Практическое занятие 11. Сергей Александрович Есенин.
Поэтизация русской природы, русской деревни.
Самостоятельная работа обучающихся №15.Два-три стиха
наизусть.
Профессионально ориентированное содержание
Практическое занятие 1. Навыки анализа текста художественного
произведения и их применение в профессии социальноэкономического профиля. Поэма «Анна Снегина» — поэма о судьбе
человека и Родины. Лирическое и эпическое в поэме.
Особенности развития литературы 1930 — начала 1940-х годов
Лекционное занятие 11. Становление новой культуры в 1930-е годы.
Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре,
искусстве и литературе). Первый съезд советских писателей и его
значение.
Лекционное занятие 12. Марина Ивановна Цветаева. Идейнотематические особенности поэзии М.И.Цветаевой, конфликт быта и
бытия, времени и вечности.
Самостоятельная работа обучающихся №16.Два-три стиха
наизусть.
Практическое занятие 12. Михаил Афанасьевич Булгаков. Сатира.
Практическое занятие 13. М.А. Булгаков « Три мира в романе
"Мастер и Маргарита".
Самостоятельная работа №17. Сочинение по роману «Мастер и
Маргарита».
Практическое занятие 14. Михаил Александрович Шолохов. Мир и
человек в рассказах М.Шолохова.
Лекционное занятие 13. "Тихий Дон" – роман-эпопея. Роман-эпопея
о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны.
6
2
2
ПРб 05, ПРб 06, ПРб 07, ПРб
08, ПРб 10,ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 08, ОК1,
ОК3,ОК5
2
2
2
16
2
2
2
2
4
2
2
2
ПРб 05 ПРб 06, ПРб 07, ПРб
08, ПРб 10, ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09, ОК1,ОК3, ОК7
Самостоятельная работа №18.Реферат «Традиции Л. Н. Толстого в
романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.
6.7
7
7.1
7.2
7.3
8
8.1
Профессионально-ориентированное содержание
Практическое занятие 2..Закрепление знаний содержания
произведений русской и мировой классической литературы, их
историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой культуры и их применение в
профессии. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в
поворотный момент истории, ее смысл и значение.
Особенности развития литературы периода Великой
Отечественной войны и первых послевоенных лет.
Лекционное занятие 14. Произведения первых послевоенных лет.
Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного
подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в
произведениях Э. Казакевича.
Самостоятельная работа №19.Реферат «Особенности развития
литературы периода Великой Отечественной войны и первых
послевоенных лет».
Практическое занятие 15. Анна Андреевна Ахматова. Ранняя лирика
Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта.
Самостоятельная работа №20. Реферат «Трагизм жизни и судьбы
лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой».
Профессионально ориентированное содержание
Практическое занятие 3. Выявление тем, проблем художественного
произведения и составление аргументированных развернутых устных
и письменных высказываний... Поэма Ахматовой «Реквием».
Исторический масштаб и трагизм поэмы.
Особенности развития литературы 1950—1980-х годов
Лекционное занятие 15. Основные направления и течения
художественной прозы 1950—1980-х годов. Тематика и
проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков.
Самостоятельная работа №21.Реферат « Художественное
2
2
2
6
2
ПРб 05, ПРб 06, ПРб 07, ПРб
08, ПРб 10,ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09, ОК1, ОК3,
ОК7
2
2
2
2
2
16
2
2
ПРб 05, ПРб 06, ПРб 07, ПРб
08, ПРб 10,ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09, ОК1, ОК3, ОК7
8.2
8.3
8.4
8.5
8.6
8.7
9
9.1
своеобразие прозы В. Шаламова, В. Шукшина, В. Быкова, В.
Распутина».
Практическое занятие 16. В.М. Шукшин. Аналитическая беседа по
рассказам: «Чудик», «Срезал», «Выбираю деревню на жительство».
Лекционное занятие 16. В.Г. Распутин. Дискуссия по повести
«Прощание с Матёрой».
Самостоятельная работа №22. Реферат «Нравственное величие
русской женщины в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой».
Лекционное занятие 17. А.И. Солженицын «Последний день Ивана
Денисовича». Характеристика главного героя.
Практическое занятие 17. Новое осмысление проблемы человека на
войне.
Самостоятельная работа №23. Реферат « Роль произведений о
Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств
молодого поколения».
Лекционное занятие 18. Изображение жизни советской деревни.
Глубина, цельность духовного мира человека, связанного своей
жизнью с землей.
Самостоятельная работа №24.Реферат «Историческая тема в
советской литературе. Разрешение вопроса о роли личности в
истории, взаимоотношениях человека и власти».
Профессионально ориентированное содержание
Практическое занятие 4. Навык интерпретации художественного
произведения, осмысление поднятых в нем нравственных проблем и
его применение в профессии. Сочинение по повести Распутина
«Прощание с Матёрой».
Творчество поэтов в 1950—1980-е годы
Лекционное занятие 19. Развитие традиций русской классики и
поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии 1950—
1980-х годов. Лирика поэтов-фронтовиков.
Самостоятельная работа №25.Реферат «Литературные
объединения и направления в поэзии 1950—1980-х годов»
2
2
2
2
4
2
2
2
2
2
4
2
2
ПРб 05, ПРб 06, ПРб 07, ПРб
08, ПРб 10,ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09, ОК1, ОК3
9.2
10
10.1
10.2
11
11.1
11.2
Профессионально ориентированное содержание
Практическое занятие 5. Аналитическая работа с текстами
поэтических произведений и применение ее результатов в
профессиональной деятельности специалиста социальноэкономического профиля. Поэзия Н. Рубцова: художественные
средства, своеобразие лирического героя.
Драматургия 1950—1980-х годов
Лекционное занятие 20. Особенности драматургии 1950—1960-х
годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950—1960-х
годов. Тема войны в драматургии. Поэма А. Твардовского «По праву
памяти» Твардовский.
Самостоятельная работа №26.Реферат «Тема войны в драматургии.
Проблемы долга и совести, героизма и предательства, чести и
бесчестия».
Профессионально ориентированное содержание
Практическое занятие 6. Сравнительный анализ тематики и
проблематики эпических и драматических произведений в профессии
социально-экономического профиля. Социально-психологические
пьесы В. Розова. Тема войны в драматургии. Проблемы долга и
совести, героизма и предательства, чести и бесчестия.
Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов
Лекционное занятие 21. Отражение постмодернистского
мироощущения в литературеконца 1980—2000-х годов. Основные
направления развития литературыконца 1980—2000-х годов.
Самостоятельная работа №27.Реферат «Основные направления
развития литературыконца 1980—2000-х годов».
Профессионально ориентированное содержание
Практическое занятие 7. «Читая - размышляем…»: аналитическая
беседа по произведениям художественной литературы конца 1980—
2000-х. Определение роли художественной литературы для
специалиста социально-экономического профиля. Произведения
А.Рыбакова.
2
2
ПРб 05, ПРб 06, ПРб 07, ПРб
08, ПРб 10,ЛР 01, ЛР 04,
МР 04, МР 09, ОК1, ОК3,
ОК5
4
2
2
2
2
4
2
2
2
2
ПРб 05 ПРб 06, ПРб 07, ПРб
08, ПРб 10,ЛР 01, ЛР 04, ЛР
06,
ЛР 07, МР 02, МР 04, МР 09
ОК1, ОК5, ОК9
Самостоятельная работа №28.Реферат «Развитие разных традиций
в поэзии Н. Горбаневской, А. Жигулина»
Характеристика художественной литературы XXIвека
Практическое занятие 18. Основные направления и имена писателей
и поэтов (по выбору преподавателя).
Самостоятельная работа №29. Сочинение-эссе
Профессионально ориентированное содержание
Практическое занятие 8. «Практикум: начинающие
литературоведы»: аналитическая работа с текстами в мини-группах
(по заданному плану) на тему: «Какие жизненные уроки можно
извлечь из произведений современной литературы специалистам
социально-экономического профиля, живущим в XXI в»
Практическое занятие 19. Обобщающий урок
Самостоятельная работа № 30. Сообщение «Литература
Мордовии».
Промежуточная аттестация ( зачет)
12
12.1
12.2
12.3
Итого:
16
2
5
2
2
1
1
2
1
2
117
ПРб 05 ПРб 06, ПРб 07, ПРб
08, ПРб 10,ЛР 01, ЛР 04, ЛР
06,
ЛР 07, МР 02, МР 04, МР 09
ОК1, ОК3, ОК9
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
3.1. Для реализации программы учебного предмета должны быть
предусмотрены следующие специальное помещение: Кабинет русского языка
и литературы,
Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарно эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178 -02):
оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной
учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения
требований к уровню подготовки обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- комплект электронных видеоматериалов;
- задания для контрольных работ;
- профессионально ориентированные задания;
- материалы экзамена.
Технические средства обучения:
- персональный компьютер
обеспечением;
- проектор с экраном.
с
лицензионным
программным
Залы:
Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Литература [Текст]: учебник для использования в учебном процессе
образовательных учреждений, реализующих образовательную программу
среднего (полного) общего образования в пределах основных
профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом
профиля профессионального образования / под ред. Г. А. Обернихиной. - 16е изд., стер. - Москва : Академия, 2017. - 655 с.: ил. - (Профессиональное
образование. Общеобразовательные дисциплины). - Библиогр. в конце ст. ISBN 978-5-4468-5128-7
2. Фортунатов, Н. М. Русская литература первой трети XIX века :
учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов,
М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2019. — 207 с. — (Профессиональное образование). —
17
ISBN 978-5-9916-6020-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
— URL: https://urait.ru/bcode/433733
3.Фортунатов, Н. М. Русская литература второй трети XIX века :
учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов,
М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2019. — 246 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-01043-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/433732
4. Фортунатов, Н. М. Русская литература последней трети XIX века :
учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов,
М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва :
Издательство Юрайт, 2019. — 310 с. — (Профессиональное образование). —
ISBN 978-5-534-10666-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/431053
5. История русской литературы XX-XXI веков : учебник и практикум
для вузов / В. А. Мескин [и др.] ; под общей редакцией В. А. Мескина. —
Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 411 с. — (Высшее образование). —
ISBN 978-5-534-00234-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. —
URL: https://urait.ru/bcode/450436
3.2.2. Дополнительные источники
1. Сафонов, А. А. Литература. 10 класс. Хрестоматия : учебное
пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов ; под
редакцией М. А. Сафоновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 211
с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02275-9. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453510
2. Сафонов, А. А. Литература. 11 класс. Хрестоматия : учебное
пособие для среднего профессионального образования / А. А. Сафонов ; под
редакцией М. А. Сафоновой. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 265
с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09163-2. — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453653
3.2.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной
сети «Интернет», необходимых для освоения предмета
1. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
(https://minobrnauki.gov.ru)
2. Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru/);
3. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным
ресурсам" (http://window.edu.ru/);
4. Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов
(http://school-collection.edu.ru/);
5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
(http://fcior.edu.ru/);
18
6. Образовательный портал "Учеба" (http://www.ucheba.com/);
7. Проект Государственного института русского языка имени А.С.
Пушкина "Образование на русском" (https://pushkininstitute.ru/);
8. Научная электронная библиотека (НЭБ) (http://www.elibrary.ru);
9. Национальная электронная библиотека (http://нэб.рф/);
10. КиберЛенинка (http://cyberleninka.ru/).
11. Справочно-информационный
портал
"Русский
язык"
(http://gramota.ru/);
12. Служба тематических толковых словарей (http://www.glossary.ru/);
13. Словари и энциклопедии (http://dic.academic.ru/);
14. Консультант Плюс - справочная правовая система (доступ по
локальной сети).
19
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Результаты обучения
ПРб 05
ПРб 06
ПРб 07
ПРб 08
ПРб 09
ПРб 10
20
Методы оценки
Оценка результатов устных ответов,
аналитической работы с текстами
художественной литературы, написания
сочинений, эссе (в том числе
профессионально ориентированных),
составления развернутых устных и
письменных высказываний, заданий
экзамена
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
(ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРЕДМЕТА
УПБ.02«Литература» (базовый уровень)
профиль обучения: социально-экономический
специальность 40.02.01 «Право и организация
социального обеспечения»
для профессиональных образовательных организаций
2022г.
21
1. Результаты обучения, регламентированные ФГОС СОО………….
Содержание общеобразовательного предмета УПБ.02«Литература»
(базовый уровень)направлено на достижение всех личностных (далее – ЛР),
метапредметных (далее – МР) и предметных (далее – ПР) результатов
обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом примерной основной
образовательной программы среднего общего образования (ПООП СОО).
Личностные результаты отражают:
ЛР 01. Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн).
ЛР 02. Гражданскую позицию как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности.
ЛР 03. Готовность к служению Отечеству, его защите.
ЛР 04. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
ЛР 05. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности.
ЛР 06. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения,
способность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
ЛР 07. Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
ЛР 08. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей.
ЛР 09. Готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности.
22
ЛР 10. Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений.
ЛР 11. Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков.
ЛР 12. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь.
ЛР 13. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем.
ЛР 14. Сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
ЛР 15. Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты отражают:
МР 01. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
МР 02. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты.
МР 03. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания.
МР 04. Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников.
МР
05.
Умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности.
МР 06. Умение определять назначение и функции различных социальных
институтов.
23
МР 07. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей.
МР 08. Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
МР 09. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Предметные результаты на базовом уровне отражают:
ПРб. 01. Сформированность понятий о нормах русского литературного языка
и применение знаний о них в речевой практике.
ПРб.02. Владение навыками самоанализа и самооценки на основе
наблюдений за собственной речью;
ПРб.03. Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации.
ПРб.04. Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров.
ПРб.05. Знание содержания произведений русской и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой.
ПРб.06.
Сформированность
представлений
об
изобразительновыразительных возможностях русского языка.
ПРб.07. Сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения.
ПРб.08. Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях.
ПРб.09. Овладение навыками анализа художественных произведений с
учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины
жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания.
ПРб.10. Сформированность представлений о системе стилей языка
художественной литературы.
24
2.Фонд оценочных средств по специальности 40.02.01 «Право и организация
социального обеспечения».
Фонд оценочных средств (далее – ФОС) представлен в вид
междисциплинарных заданий, направленные на контроль качества и
управление процессами достижения ЛР, МР и ПР, а также создание условий
для формирования ОК и (или) ПК у обучающихся посредством
промежуточной аттестации. ФОС разрабатываются с опорой на
синхронизированные образовательные результаты, с учетом профиля
обучения, уровня освоения общеобразовательного
предметаУПБ.02«Литература» и профессиональной направленности
образовательной программы по специальности 40.02.01 «Право и
организация социального обеспечения».
№ раздела, темы
Коды
образовательных
результатов
(ЛР, МР, ПР, ОК,
ПК)
Раздел
№ ОК 1, ОК 2, ОК 4,
ОК 5, ОК 6, ОК 7,
1.Русская
литература первой ОК 8, ОК 11, ПК
половины
XIX 2.3.
века.
ЛР 01, ЛР 04, ЛР
Тема1. Жизненный 05, ЛР 07.
и творческий путь
А.С.
Пушкина. МР 01, МР 02, МР
«Чувства добрые» в 04, МР 05.
лирике
А.
С. ПРб 01, ПРб 05,
Пушкина: мечты о ПРб 06,
«вольности
ПРб 07.
святой».
Тема 2. Поэма А.С.
Пушкина "Медный
всадник". Проблема
личности
и
государства. Образ
Петра.
Тема 3.Личность и
Таблица
Варианты междисциплинарных заданий
1. Исследование и подготовка доклада на
тему: «Ода «Вольность» А.С. Пушкина как
политическая
доктрина,
манифест
свободолюбивой
части
русского
общества».
2. Сравните оду «Вольность» А. Радищева
(стихотворное переложение политикоправовой концепции «естественных» прав
человека и теории «общественного
договора») и оду «Вольность» А.С.
Пушкина. Свои наблюдения оформите в
виде таблицы.
1. Подготовьте сообщение на тему:
«Социальнофилософские проблемы поэмы А.С.
Пушкина «Медный
всадник»:
взаимоотношения власти и личности,
государства и «маленького человека».
2. Подготовьте реферат на тему:
«Закономерность трагедии власти, чуждой
народу. Трагедия власти и трагедия народа
(на материале драмы А.С. Пушкина "Борис
Годунов").
жизненный путь М.
Ю. Лермонтова (с
обобщением ранее
изученного). Темы,
мотивы и образы
ранней
лирики
Лермонтова.
Раздел 2.Особенности
развития русской
литературы во второй
половине XIX века.
Тема 1. Жизненный и
творческий путь А. Н.
Островского. Темы
«горячего сердца» и
«темного царства» в
творчестве А. Н.
Островского.Драма «Гроза».
Тема2. Калинов и его
обитатели (система
персонажей).
1.Подготовьте реферат «Образ Родины в
творчестве М.Ю. Лермонтова.
2. Составьте кроссворд по творчеству М.
Лермонтова.
ОК 1, ОК 2, ОК
4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, ОК 8, ОК
10, ОК 11, ПК
1.4, ПК 2.4, ПК
3.4
1. Изучите биографию А. Островского,
выявите
связи
драматурга
с
современным ему судопроизводством.
Как эти связи проявились в драмах
Островского?
2. Выпишите из произведений А.Н.
ЛР 01, ЛР 04, ЛР
Островского
фразы,
ставшие
05, ЛР 07.
крылатыми, и определите, какую роль
МР 01, МР 02, они играют в раскрытии идейного
МР 04, МР 05.
содержания произведений.
ПРб 01, ПРб 05,
ПРб 06,
ПРб 07.
Тема 3.Сон Ильи Ильича как
художественнофилософский центр романа.
Образ Обломова.
Напишите эссе на тему: «Судебные
порядки и чиновничьи нравы в
произведениях А.Н. Островского».
Тема 4. Жизненный и
творческий путь И. С.
Тургенева. Тема любви в
творчестве И.С.Тургенева
(повести «Ася», «Первая
любовь», «Стихотворения в
прозе»).
1.Познакомьтесь с творчеством И.А.
Гончарова.
2.Напишите сочинение «Обломов и
Штольц».
Тема 5. Роман «Отцы и
дети». Проблематика
романа. Базаров в системе
образов романа.
1.Чтение и анализ произведений
И.С.Тургенева «Ася», «Первая
любовь».
2. Составьте кроссворд по рассказу
«Первая любовь».
Тема 6. Очерк жизни и
творчества М.Е. СалтыковаЩедрина. Проблематика и
поэтичность сказок
Салтыкова –Щедрина.
Тема 7. Жизнь и творчество
Ф.М. Достоевского.
Своеобразие жанра романа
"Преступление и наказание".
1.Прочитайте роман «Отцы и дети» и
дайте характеристику главному герою
романа Евгению Базарову.
Тема 8. Причины
преступления Раскольникова
в романе «Преступление и
наказание».
Тема 9. Л.Н. Толстой. Этапы
биографии и творчества.
История создания,
особенности жанра и
композиции романа "Война
и мир".
Тема10.Духовные искания
Андрея Болконского, Пьера
Безухова, Наташи Ростовой.
Тема11. Очерк жизни и
творчества А.П. Чехова.
Рассказы: «Человек в
футляре», «Студент», «Дама
с собачкой».
Тема 12. Пьеса А.П. Чехова
"Вишневый сад". Конфликт
в пьесе.
Тема 13. Сочинение по
творчеству писателей первой
половины 19в.
Раздел 3. Поэзия первой
половины 19 века.
Раздел 4.Литература XX
века. Особенности
развития литературы и
других видов искусства в
начале XX века
Тема 1. Иван Алексеевич
Бунин. Общая
характеристика цикла
рассказов «Темные аллеи».
Тема2. Очерк жизни и
творчества А.И. Куприна.
Талант любви в рассказе
"Гранатовый браслет".
Тема3. Пьеса «На дне».
Изображение правды жизни
в пьесе и ее философский
смысл. Герои пьесы.
Тема 4. Поэма
«Двенадцать».Изображение
«мирового пожара»,
неоднозначность финала,
образ Христа в поэме.
2. Мини-сочинение «Кто такой
нигилист?»
1.Прочитайте сказки СалтыковаЩедрина «Дикий помещик», «Медведь
на воеводстве».
2. Письменно ответьте «актуальны ли
сегодня сказки Салтыкова- Щедрина».
1.Прочитайте роман Достоевского
«Преступление и наказание» и дайте
характеристику Родиону
Раскольникову.
2.Напишите сочинение «Причины
преступления Раскольникова».
Подготовьте реферат «Система образов
в романе «Преступление и наказание».
1.Посмотрите и прочитайте роман Л.Н.
Толстого «Война и мир».
2. Напишите сочинение « Мысль
семейная р романе Толстого «Война и
мир».
Подготовьте реферат ««Мысль
народная" в романе Л.Н. Толстого
"Война и мир".
1.Познакомьтесь с творчеством
А.П.Чехова и прочитайте его
юмористические рассказы.
2.Составьте кроссворд по рассказам
А.П.Чехова.
Напишите сочинение «Настоящее,
будущее и прошлое в пьесе
«Вишнёвый сад».
Раздел 5. Особенности
развития литературы 1920х годов
Тема1. Сергей
Александрович Есенин.
Напишите сочинение по творчеству
писателей первой половины 19 века (по
ОК 1, ОК 2, ОК выбору).
4, ОК 5, ОК 6,
ОК 7, ОК 8, ОК
10, ОК 11, ПК
1.4, ПК 2.4, ПК
3.4
ЛР 01, ЛР 04, ЛР
05, ЛР 07.
МР 01, МР 02,
МР 04, МР 05.
1.Познакомьтесь с творчеством
ПРб 01, ПРб 05,
И.А.Бунина и прочитайте цикл
ПРб 06,
рассказов «Лёгкое дыхание».
2.Составьте кроссворд по рассказу
ПРб 07.
«Тёмные аллеи».
1.Прочитайте рассказ Куприна «Олеся»
и сопоставьте героиню с Верой
Шеиной.
2. Сочинение по рассказу Куприна
«Гранатовый браслет».
1.Чтение пьесы М. Горького по ролям.
2.Выпишите из пьесы слова или
выражения, характеризующиеся
Клеща.
Выразительное чтение поэмы А. Блока
«Двенадцать» и выучите отрывок
наизусть.
ПРб 05, ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10, ЛР 01,
ЛР 04,
МР 04, МР 08,
ОК…
Выразительное чтение стихотворений
С. Есенина и выучить «Письмо
матери».
Поэтизация русской
природы, русской деревни.
Тема 6. Поэма «Анна
Снегина» — поэма о судьбе
человека и Родины.
Лирическое и эпическое в
поэме.
Профессионально
ориентированное
содержание
Тема 1. Навыки анализа
текста художественного
произведения и их
применение в профессии
социально-экономического
профиля.
Раздел 6. Особенности
развития литературы 1930 —
начала 1940-х годов.
Тема1. Михаил Афанасьевич
Булгаков. Сатира.
Тема2. М.А. Булгаков «Три
мира в романе "Мастер и
Маргарита".
Тема 3. Михаил
Александрович Шолохов.
Мир и человек в рассказах
М.Шолохова.
Тема4. Образ Григория
Мелехова. Трагедия
человека из народа в
поворотный момент
истории, ее смысл и
значение.Профессиональноориентированное
содержание
Исследовать специфику языковых
средств в поэме «Анна Снегина»
С.Есенина, свои наблюдения оформить
в виде сообщения.
ПРб 05 ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10, ЛР 01,
ЛР 04,
МР 04, МР 09,
ОК…
Познакомьтесь с творчеством
М.А.Булгакова и прочитайте повесть
Собачье сердце».
Чтение и анализ романа М. Булгакова
«Мастер и Маргарита» и ответьте
письменно на вопрос « Три мира в
романе «Мастер и Маргарита».
Чтение и анализ «Донских рассказов»
М. Шолохова.
Тема 2..Закрепление знаний
содержания произведений
русской и мировой
классической литературы, их
историко-культурного и
нравственно-ценностного
влияния на формирование
национальной и мировой
культуры и их применение в
профессии.
Напишите сочинение «Образ Григория
Мелехова в романе «Тихий Дон».
1.Составить словарь
литературоведческих терминов на
материале раннего творчества М.
Шолохова.
2.Напишите реферат «Традиции Л. Н.
Толстого в романе М. Шолохова.
Своеобразие художественной манеры
писателя.
Раздел 7.Особенности
развития литературы
периода Великой
Отечественной войны и
первых послевоенных лет.
Тема 1. Анна Андреевна
Ахматова. Поэма «Реквием».
Исторический масштаб и
трагизм поэмы.
Профессиональноориентированное
содержание
Тема 3. Выявление тем,
проблем художественного
произведения и составление
аргументированных
развернутых устных и
письменных высказываний,
в том числе и
профессиональной
направленности.
ПРб 05, ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,ЛР 01,
ЛР 04,
МР 04, МР 09,
ОК…
Подготовьте реферат «Трагизм жизни и
судьбы лирической героини и
поэтессы. Своеобразие лирики
Ахматовой».
Напишите сочинение «Трагедия народа
в поэме «Реквием» А.А. Ахматовой.
Раздел 8. Особенности
развития литературы
1950—1980-х годов
Тема 1. В.М. Шукшин.
Аналитическая беседа по
рассказам: «Чудик»,
«Срезал», «Выбираю
деревню на жительство».
ПРб 05, ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,ЛР 01,
ЛР 04,
МР 04, МР 09,
ОК…
Тема 2. Новое осмысление
проблемы человека на войне.
. Профессиональноориентированное
содержание4. Навык
интерпретации
художественного
произведения, осмысление
поднятых в нем
нравственных проблем и его
применение в профессии.
Написание сочинений, эссе,
в том числе и на
профессиональную тематику
с аргументацией примерами
из художественной
литературы.
Прочитайте рассказ В. Шукшина
«Одни» (по классификации самого
писателя, это «рассказ судьба»). Дайте
свою интерпретацию поведения героев
рассказа. Почему они обречены на
одиночество? Возможны ли перемены
в их судьбе? Свои наблюдения
оформите в виде сообщения.
Подготовьте
реферат
«
Роль
произведений
о
Великой
Отечественной войне в воспитании
патриотических
чувств
молодого
поколения».
Проведите
журналистское
расследование на тему: «Великая
Отечественная война в воспоминаниях
моих бабушек и дедушек». Напишите
статью
по
материалам
этого
расследования.
Раздел 9.Творчество поэтов ПРб 05, ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
в 1950—1980-е годы
ПРб 10,ЛР 01,
ЛР 04, МР 04,
МР 09,
ОК…
Профессиональноориентированное
содержание 5.
Аналитическая работа с
текстами поэтических
произведений и применение
Исследуйте
специфику языковых
средств на материале одного из
произведений Саши Соколова, В.
ее результатов в
профессиональной
деятельности специалиста
социально-экономического
профиля.
Раздел 10.
Драматургия 1950—1980-х
годов
Профессиональноориентированное
содержание 6.
Сравнительный анализ
тематики и проблематики
эпических и драматических
произведений как элемент
аналитической деятельности
в профессии социальноэкономического профиля
Раздел 11. Особенности
развития литературы
конца 1980—2000-х годов
Тема1. Развитие разных
традиций в поэзии Б.
Ахмадулиной, А.
Вознесенского.
Пелевина, Т. Толстой (на выбор, по
группам), свои наблюдения изложите в
виде сообщения (можно использовать
презентацию).
ПРб 05, ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,ЛР 01,
ЛР 04,
МР 04, МР 09,
ОК…
Подготовьте реферат и презентацию к
его
защите
на
тему:
«Тип
«средненравственного»
героя
в
драматургии А. Вампилова».
ПРб 05 ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,ЛР 01,
ЛР 04, ЛР 06,
ЛР 07, МР 02,
МР 04, МР 09
ОК…
Профессиональноориентированное
содержание 7. «Читая размышляем…»:
аналитическая беседа по
произведениям
художественной литературы
конца 1980—2000-х.
Определение роли
художественной литературы
для специалиста социальноэкономического профиля.
Раздел 12.
Характеристика
художественной
литературы XXIвека
Тема 1. Основные
Составьте словарь
литературоведческих терминов на
материале лирики Б. Ахмадулиной и
выучить любое стихотворение.
Напишите
реферат
на
тему:
«Мемуарно-автобиографическая
литература, «возвращённая читателю»
(на материале «Колымских рассказов»
В. Шаламова, произведений Ю.
Домбровского,
дневников
М.
Пришвина и др.)».
ПРб 05 ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 08,
ПРб 10,ЛР 01,
ЛР 04, ЛР 06,
ЛР 07, МР 02,
МР 04, МР 09
1.
Напишите
реферат
на
тему:
направления и имена
писателей и поэтов (по
выбору преподавателя)
Профессиональноориентированное
содержание 8.
«Практикум: начинающие
литературоведы»:
аналитическая работа с
текстами в мини-группах (по
заданному плану) на тему:
«Какие жизненные уроки
можно извлечь из
произведений современной
литературы специалистам
социально-экономического
профиля, живущим в XXI в»
ОК…
«Отражение
постмодернистского
мироощущения в литературе конца ХХ
века»
2.
Составьте
литературоведческих
материале
постмодернизма.
словарь
терминов на
произведения
Напишите эссе на тему: «Идея права в
литературе постмодернизма».
34