Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В.В. Маркова
«____» _______________20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
УПУ. 02«ГЕОГРАФИЯ» (базовый уровень)
Специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Форма обучения очная
Рабочая программа учебного предмета «География» разработана на
основе требований федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования и с учетом федерального
государственного образовательного стандарта среднего профессионального
образования поспециальности 40.02.01 Право и организация социального
обеспечения
Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»
Разработчик:
Преподаватель
________________
М. Е. Рудяев
Программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии
общеобразовательного цикла
Протокол № _____ от «____» ___________ 20
г.
Председатель ПЦК ___________________
/ ___________________ /
2
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1
4
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ, КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
18
4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
25
5
ЛИТЕРАТУРА
26
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГ ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ»
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа общеобразовательной учебного предмета
«География» предназначена для изучения географии в ГБПОУ РМ
«Ковылкинский
аграрно-строительный
колледж»,
реализующего
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения основной профессиональной образовательной программы СПО
(ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке
специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего
образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам
освоения учебного предмета «География», в соответствии с Рекомендациями
по организации получения среднего общего образования в пределах освоения
образовательных программ среднего профессионального образования на базе
основного общего образования с учетом требований федеральных
государственных образовательных стандартов и получаемой профессии
или специальности среднего профессионального образования (письмо
Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров
и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с учетом Примерной
основной образовательной программы среднего общего образования,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16 з).
Регистрационный номер рецензии 373 от 23 июля 2015 года. ФГОУ «ФИРО»
Содержание рабочей программы «География» направлено на достижение
следующих целей:
• освоение системы географических знаний о целостном,
многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы,
населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и
локальный подходы для описания и анализа природных, социальноэкономических, геоэкологических процессов и явлений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими
особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и
ведущих стран;
• воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного
отношения к окружающей природной среде;
4
• использование в практической деятельности и повседневной жизни
разнообразных географических методов, знаний и умений, а также
географической информации;
• нахождение и применение географической информации, включая
географические карты, статистические материалы, геоинформационные
системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социальноэкономических вопросов международной жизни;
• понимание географической специфики крупных регионов и стран
мира в условиях стремительного развития международного туризма и
отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и
простого общения.
Рабочая
программа
может
использоваться
другими
профессиональными образовательными организациями, реализующими
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на
базе основного общего образования.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ»
Содержание учебного предмета «География» сочетает в себе элементы
общей географии и комплексного географического страноведения, призвана
сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире,
месте и роли России в этом мире, развивает познавательный интерес к
другим народам и странам.
Основой изучения географии является социально ориентированное
содержание о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике
и территориальных следствиях главных политических, экономических,
экологических и иных процессов, протекающих в географическом
пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества
и природной среды, адаптации человека к географическим условиям
проживания.
У обучающихся формируются знания о многообразии форм
территориальной организации современного географического пространства,
представления о политическом устройстве, природно-ресурсном потенциале,
населении и хозяйстве различных регионов и ведущих стран мира,
развиваются географические умения и навыки, общая культура и
мировоззрение.
Учебный предмет «География» обладает большим количеством
междисциплинарных связей, в частности широко использует базовые знания
физической географии, истории, политологии, экономики, этнической,
религиозной и других культур. Все это она исследует в рамках традиционной
5
триады «природа — население — хозяйство», создавая при этом качественно
новое знание. Это позволяет рассматривать географию как одну из
классических метадисциплин.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах
освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение
географии осуществляется на базовом уровне ФГОС среднего общего
образования с учетом профиля профессионального образования, специфики
осваиваемых профессий СПО или специальностей СПО.
Это выражается в количестве часов, выделяемых на изучение
отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, объеме и
содержании практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной
работы студентов.
Освоение содержания учебного предмета завершает формирование у
студентов представлений о географической картине мира, которые
опираются на понимание взаимосвязей человеческого общества и природной
географического разделения труда, раскрытие географических аспектов
среды, особенностей населения, мирового хозяйства и международного
глобальных и региональных процессов и явлений.
В содержание учебного предмета включены практические занятия,
имеющие профессиональную значимость для студентов, осваивающих
выбранные профессии СПО или специальности СПО. Курсивом выделены
практические занятия, выполнение которых для студентов, осваивающих
специальности СПО технического и социально-экономического профилей
профессионального образования, необязательно.
Практико-ориентированные
задания,
проектная
деятельность
студентов, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов являются
неотъемлемой частью образовательного процесса.
Изучение общеобразовательного учебного предмета «География»
завершается подведением итогов в форме зачета в рамках промежуточной
аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением
среднего общего образования.
1.1. МЕСТО УЧЕБНОЙГО ПРЕДМЕТА В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Учебный предмет «География» является учебным предметом
обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего
общего образования.
В ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»,
реализующего образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования,
учебный предмет «География» изучается в общеобразовательном цикле
6
учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования.
В учебных планах ППКРС ППССЗ место учебного предмета
«География» – в составе общих общеобразовательных учебных предметов,
формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего
образования, для специальностей СПО соответствующего профиля
профессионального образования.
Учебный предмет является общим учебным предметом (УПУ.02) для
получения среднего профессионального образования гуманитарного
профиля.
1.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение содержания учебного предмета «География» обеспечивает
достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
- сформированность ответственного отношения к обучению;
готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития географической науки и общественной
практики;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и
письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать
аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
- критичность мышления, владение первичными навыками анализа и
критичной оценки получаемой информации;
- креативность мышления, инициативность и находчивость;
• метапредметных:
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность
7
и способность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания;
- умение ориентироваться в различных источниках географической
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий,
обобщения,
установления
аналогий,
классификации
на
основе
самостоятельного выбора оснований и критериев;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать аргументированные выводы;
- представление о необходимости овладения географическими
знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей
развития современного мира;
- понимание места и роли географии в системе наук; представление об
обширных междисциплинарных связях географии;
• предметных:
- владение представлениями о современной географической науке, ее
участии в решении важнейших проблем человечества;
- сформирмированность представлений и знаний об основных
проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально экономических аспектах экологических проблем,
сформированность
системы комплексных социально ориентированных географических знаний о
закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства,
динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в
географическом пространстве;
- владение умениями проведения наблюдений за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий;
- владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о
природных социально-экономических и экологических процессах и
явлениях;
- владение умениями географического анализа и интерпретации
разнообразной информации;
- владение умениями применять географические знания для объяснения
и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания
8
уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее
условий;
- сформированность представлений и знаний об основных проблемах
взаимодействия природы и общества, природных и социальноэкономических аспектах экологических проблем.
1.4 Личностные результаты реализации программы воспитания
-Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой.
1.5.ПРОФИЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ(НАПРАВЛЕННОСТЬ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРЕДМЕТА
Профильное изучение предмета осуществляется:
1. Перераспределение часов с одной темы на другую без изменения с учётом
профиля получаемого профессионального образования.
2. Путём отбора дидактических единиц программы по географии, знание
которых будет необходимо при освоении ОПОП ФГОС и в будущей
профессиональной деятельности.
3. Осуществлением межпредметных связей предмета с профессиональными
дисциплинами ОПОП ФГОС.
1.6.КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Объем образовательной программы учебного предмета 176 часов.
Всего учебных занятий 117 часов.
Теоретическое обучение 90 часов.
Практические занятия 27 часов.
Самостоятельная работа 59 часов.
9
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебного
предмета
176
в т.ч. в форме практической подготовки
в т.ч.:
теоретическое обучение
90
практические занятия
27
Самостоятельная работа
59
Промежуточная аттестация (экзамен)
10
Наименование
разделов и тем
2.1 Тематический план и содержание учебного предмета
«География»
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся.
1
2
3
Общая экономическая и социальная география мира
62
Раздел 1.
Содержание учебного материала
Ведение
Тема 1. Источники
географической
информации.
Тема2.Политическа
я карта мира
Источники географической информации. Географическая карта – особый источник
информации о действительности.
Статистические материалы. Другие способы и формы получения географической
информации: использование космических снимков, моделирование.
Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления
пространственно-координированных географических данных. Международные
сравнения.
Практическое занятие №1. Анализ карт различной тематики, в том числе
сравнительный.
Самостоятельная работа: проработка дополнительной литературы, с
использованием рекомендаций преподавателя. Работа над материалом учебника,
выполнение индивидуальных заданий, работа с дополнительной учебной и научной
литературой (подготовка сообщений по теме)
Содержание учебного материала.
Политическая карта мира.
Типология стран по уровню социально- экономического развития.
Практическое занятие №2. Обозначение на контурной карте десять стран по
численности населения и размерам территории.
Объе Уро
м
вень
часов осво
ения
4
4
2
2
2
4
6
4
2
2
Тема 3.
География
мировых
природных
ресурсов
Тема 4.
География
населения мира
Самостоятельная работа: проработка дополнительной литературы, с
использованием рекомендаций преподавателя.
Содержание учебного материала
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем.
Природные ресурсы: виды и особенности размещения
Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных
ресурсов. Проблемы и перспективы освоение природных ресурсов Арктики и
Антарктиды.
Определение наиболее типичных экологических проблем для каждой группы
природных ресурсов и их сочетаний, а также возможных путей их решения.
Экономическая оценка использования природных ресурсов в различных отраслях
мирового хозяйства
Практическое занятие № 3. Экономическая оценка использования различных видов
природных ресурсов
Самостоятельная работа: проработка дополнительной литературы, с
использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений, составление
конспекта. Реферат
Содержание учебного материала.
Численность, воспроизводство, половая и возрастная структура населения
Качество жизни населения
Трудовые ресурсы и занятость населения
Расовый, этнический и религиозный состав населения
Размещение населения, миграции населения и урбанизация.
Практическое занятие №4. Определение особенностей расселения населения в
разных странах и регионах мира.
Практическое занятие №5. Сопоставление культурных традиций разных народов.
Самостоятельная работа: проработка дополнительной литературы, с
использованием рекомендаций преподавателя, подготовка сообщений, докладов,
12
4
6
4
1
2
4
14
10
4
10
2
рефератов, составление конспекта.
Тема 5. Мировое
хозяйство.
5.1 Современные
особенности
развития мирового
хозяйства
Содержание учебного материала
32
Этапы становления и развития мирового хозяйства. Международное географическое
разделение труда. Международная специализация и кооперирование. НТП и его
современные особенности.
Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация
производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция.
Отраслевая структура мирового хозяйства. Территориальная структура мирового
хозяйства.
Мировое сельское и лесное хозяйство, лесозаготовка и рыболовство. Интенсивное и
5.2 География
отраслей первичной экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее
основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового
сферы мирового
растениеводства и животноводства.
хозяйства
Горнодобывающая промышленность.
Топливная промышленность и электроэнергетика мира. Топливная промышленность.
5.3 География
Электроэнергетика. Чёрная металлургия. Цветная металлургия. Машиностроение
отраслей
мира. Химическая промышленность. Лесная промышленность. Лёгкая
вторичной сферы
промышленность.
мирового хозяйства
5.4 География
отраслей
третичной сферы
мирового хозяйства
Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности
развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские
торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды.
Медицинские, образовательные, туристские, деловые, информационные услуги и
торговля.
Практическое занятие №6. Определение географии основных отраслей и
производств мирового хозяйства.
Практическое занятие №7. Определение стран-экспортеров основных видов
промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья.
13
4
1
6
2
12
2
4
2
6
Практическое занятие №8. определение районов международноготуризма и
отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.
Самостоятельная работа: проработка материалов СМИ, дополнительный
литературы с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений,
докладов, рефератов, составление конспекта.
Раздел 2
Тема 6.
Регионы мира
6.1 География
населения и
хозяйства
Зарубежной Европы
6.2 География
населения и
хозяйства
Зарубежной Азии
14
Региональная экономическая и социальная география мира
55
Содержание учебного материала
44
Общая характеристика Зарубежной Европы. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты
природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной
специализации. Территориальная структура хозяйства.
Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их
формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный
потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
Общая характеристика Зарубежной Азии. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Характерные черты
природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной
специализации. Территориальная структура хозяйства.
Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.
Юго-восточная Азия.
Нефтедобывающие страны Персидского залива
14
6
1
10
2
6.3 География
населения и
хозяйства Африки
Общая характеристика населения и хозяйства Африки. Особенности географического
положения региона. История формирования его политической карты. Характерные
черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли
международной специализации. Территориальная структура хозяйства.
Северная Африка. Тропическая Африка. Южно-Африканская Республика.
Общая характеристика Северной Америки. Особенности географического положения
региона. История формирования его политической карты. Характерные черты
природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной
специализации.
Соединённые Штаты Америки. Условия их формирования и развития. Особенности
политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли
хозяйства и экономические районы.
Общая характеристика Латинской Америки. Особенности географического
6.5 География
положения региона. История формирования его политической карты. Характерные
населения и
черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли
хозяйства
Латинской Америки международной специализации. Территориальная структура хозяйства.
Бразилия. Мексика.
Австралия. Океания. Особенности географического положения региона. История
6.6 География
формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного
населения и
потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура
хозяйства
хозяйства Австралии и Новой Зеландии.
Австралии и
Океании
Самостоятельная работа: проработка материалов СМИ, дополнительный
литературы с использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений,
докладов, рефератов, составление конспекта.
Практическое занятие №9. Объяснение и определение взаимосвязей между
размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.
Практическое занятие №10. Составление комплексной географической
характеристики стран разных типов и крупных регионов мира.
Практическое занятие №11. Определение географической специфики стран разных,
6.4 География
населения и
хозяйства Северной
Америки
15
8
2
4
2
6
2
4
2
14
6
типов и крупных регионов мира.
Тема 7. Россия в
современном мире
Содержание учебного материала
8
Географическое, геополитическое и геоэкономическое положение России.
Роль России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении
труда.
Тема 8.
Географические
аспекты
современных
глобальных
проблем
человечества.
Практическое занятие №12. Определение роли России и ее отдельных регионов в
международном географическом разделении труда,
Практическое занятие №13. Анализ особенностей современного
геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного
развития.
Самостоятельная работа: проработка дополнительной литературы, с
использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений, составление
конспекта.
Содержание учебного материала
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.
Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем.
Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо
приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся
стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Геоэкология –
фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические
проблемы разных регионов Земли.
Самостоятельная работа: проработка дополнительной литературы, с
использованием рекомендаций преподавателя. Подготовка сообщений, составление
конспекта.
16
4
2
4
4
3
2
2
5
Практическое занятие №14. Определить общие и специфические экологические
проблемы разных регионов Земли.
Объём образовательной программы:
Теоретическое обучение:
Практические занятия:
Самостоятельная работа:
Промежуточная аттестация экзамен:
17
1
176
90
27
59
3.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Содержание
обучения
Характеристика основных видов
учебной деятельности студентов (на
уровне учебных действий)
Объяснение междисциплинарных
Введение.
связей географии. Название
1. Источники
традиционных и новых источников
географической
географической информации.
информации
Демонстрация роли Интернета и
геоинформационных систем в
изучении географии
Умение показывать на карте различные
2. Политическое
страны мира. Умение приводить
устройство мира
примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в
различных регионах мира.
Выделение стран с республиканской и
монархической формами правления,
унитарным и федеративным типами
государственного устройства в
различных регионах мира. Объяснение
различий развитых и развивающихся
стран по уровню их социальноэкономического развития. Умение
приводить примеры и характеризовать
различные типы стран по уровню
социально-экономического развития
Объяснение основных направлений
3. География
мировых природных экологизации хозяйственной
деятельности человека. Выделять
ресурсов
основные проблемы и перспективы
освоения природных ресурсов Арктики
и Антарктиды. Определение
обеспеченности различными видами
природных ресурсов отдельных
регионов и стран мира. Умение
показывать на карте основные
мировые районы добычи различных
видов минеральных ресурсов. Умение
называть основные направления
использования ресурсов Мирового
океана.
Формы и методы контроля и оценки
результатов
Устный опрос
Фронтальный опрос, оценивание
выступлений
Устный опрос, проблемные задания
Умение называть мировую десятку
стран с наибольшей численностью
населения.
Выделение различных типов
воспроизводства населения и
приведение примеров стран, для
которых они характерны. Умение
называть основные показатели
качества жизни населения.
Умение приводить примеры стран с
однородным и наиболее разнородным
расовым, этническим и религиозным
составом населения.
Умение приводить примеры стран с
наибольшей и наименьшей средней
плотностью населения. Объяснение
основных направлений и причин
современных международных
миграций населения. Умение
приводить примеры стран с
наибольшей и наименьшей долей
городского населения.
Умение показывать на карте мировые
«сверхгорода» и мегаполисы
Умение давать определение понятий
5. Мировое
«международное географическое
хозяйство
разделение труда», «международная
Современные
особенности развития специализация» и «международное
мирового хозяйства
кооперирование». Выделение
характерных черт современной
научно-технической революции.
Умение называть ведущие мировые и
региональные экономические
интеграционные группировки. Умение
приводить примеры отраслей
различных сфер хозяйственной
деятельности.
Умение называть наиболее передовые
и наиболее отсталые страны мира по
уровню их экономического развития
4. География
населения мира
19
Индивидуальный опрос, оценивание
докладов
Устный опрос, проблемные задания,
письменный опрос
География отраслей
первичной сферы
мирового хозяйства
География отраслей
вторичной сферы
мирового хозяйства
География отраслей
третичной сферы
мирового хозяйства
Выделение характерных черт «зеленой
революции». Умение приводить
примеры стран, являющихся ведущими
мировыми производителями
различных видов продукции
растениеводства и животноводства.
Умение называть страны, являющиеся
ведущими мировыми производителями
различных видов минерального сырья.
Умение показывать на карте и
характеризовать основные
горнопромышленные и
сельскохозяйственные районы мира
Умение приводить примеры стран,
основная часть электроэнергии в
которых производится на тепловых,
гидравлических и атомных
электростанциях. Умение называть
страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и
цветных металлов.
Выделение стран с наиболее высоким
уровнем развития машиностроения.
Умение называть страны, являющиеся
ведущими мировыми производителями
автомобилей, морских невоенных
судов, серной кислоты, пластмасс,
химических волокон, синтетического
каучука, пиломатериалов, бумаги и
тканей
Умение объяснять роль различных
видов транспорта при перевозке грузов
и пассажиров.
Умение приводить примеры стран,
обладающих наибольшей
протяженностью и плотностью сети
железных и автомобильных дорог.
Умение называть крупнейшие мировые
торговые порты и аэропорты,
объяснять их распределение по
регионам и странам мира.
Умение показывать на карте и
характеризовать основные районы
международного туризма.
Умение объяснять местоположение
20
Фронтальный опрос, оценивания
сообщений
Устный и письменный контроль
Устный опрос, проблемные задания
ведущих мировых центров биржевой
деятельности.
Умение называть страны с
наибольшими объемами внешней
торговли товарами
Умение показывать на карте различные Фронтальный опрос, индивидуальные
страны Зарубежной Европы.
задания
Сопоставление стран Зарубежной
Европы по площади территории,
численности населения и уровню
экономического развития.
Умение приводить примеры стран
Зарубежной Европы, наиболее хорошо
обеспеченных различными видами
природных ресурсов.
Умение называть страны Зарубежной
Европы с наибольшими и
наименьшими значениями
естественного прироста населения,
средней плотности населения и доли
городского населения.
Умение показывать на карте и
характеризовать крупнейшие города и
городские агломерации, основные
промышленные и
сельскохозяйственные районы
Зарубежной Европы. Умение
объяснять особенности
территориальной структуры хозяйства
Германии и Великобритании
География населения Умение показывать на карте различные Устный опрос, проблемные задания
и хозяйства
страны Зарубежной Азии.
Зарубежной Азии
Сопоставление стран Зарубежной Азии
по площади территории, численности
населения и уровню экономического
развития.
Умение определять
ресурсообеспеченность различных
стран Зарубежной Азии.
Умение называть страны Зарубежной
Азии с наибольшими и наименьшими
значениями естественного прироста
населения, средней плотности
населения и доли городского
населения.
6. Регионы мира
География населения
и хозяйства
Зарубежной Европы
21
Умение приводить примеры стран
Зарубежной Азии с однородным и
разнородным этническим и
религиозным составом населения.
Умение показывать на карте и
характеризовать крупнейшие города и
городские агломерации, основные
горнопромышленные и
сельскохозяйственные районы
Зарубежной Азии. Умение объяснять
особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии
География населения Умение показывать на карте различные Устный опрос, проблемные задания
и хозяйства Африки страны Африки. Умение называть
страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и
численностью населения. Умение
объяснять причины экономической
отсталости стран Африки.
Умение показывать на карте и
характеризовать крупнейшие города,
основные горнопромышленные и
сельскохозяйственные районы Африки
География населения Умение объяснять природные,
Письменный опрос, устный опрос
и хозяйства Северной исторические и экономические
Америки
особенности развития Северной
Америки. Выделение отраслей
международной специализации Канады, умение показывать на карте и
характеризовать ее крупнейшие
промышленные центры, основные
горнопромышленные и
сельскохозяйственные районы. Умение
объяснять особенности расовоэтнического состава и размещения
населения США.
Умение показывать на карте и
характеризовать крупнейшие
городские агломерации, мегалополисы,
основные промышленные и
сельскохозяйственные районы США
22
География населения Умение показывать на карте различные
и хозяйства
страны Латинской Америки.
Латинской Америки Сопоставление стран Латинской
Америки по площади территории,
численности населения и уровню
экономического развития.
Выделение стран Латинской Америки,
наиболее обеспеченных различными
видами природных ресурсов. Умение
приводить примеры стран Латинской
Америки с наибольшими и
наименьшими значениями
естественного прироста населения.
Сопоставление стран Латинской
Америки по расовому составу
населения.
Умение объяснять особенности
урбанизации стран Латинской
Америки.
Умение показывать на карте и
характеризовать крупнейшие
промышленные центры, основные
горнопромышленные и
сельскохозяйственные районы
Латинской Америки.
Выделение отраслей международной
специализации в Бразилии и Мексике
География населения Умение объяснять природные и
и хозяйства
исторические особенности развития
Австралии и Океании Австралии и Океании.
Выделение отраслей международной
специализации Австралии, умение
показывать на карте и характеризовать
ее крупнейшие промышленные
центры, основные горнопромышленные и
сельскохозяйственные районы
Умение объяснять современные
7. Россия в
особенности экономикосовременном мире
географического положения России.
Выделение основных товарных статей
экспорта и импорта России.
Умение называть ведущих
внешнеторговых партнеров России
23
Индивидуальный опрос, оценивания
сообщений
Собеседование
Устный опрос, индивидуальные задания
8. Географические
аспекты
современных
глобальных проблем
человечества
Выделение глобальных проблем
человечества. Умение приводить
примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической,
продовольственной и экологической
проблем человечества, предлагать
возможные пути их решения
24
Презентация учебных проектов
4.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Требования к минимальному материально - техническому обеспечению
Рабочая программа учебного предмета «География» реализуется в
учебном кабинете №33, в котором обеспечен свободный доступ в Интернет
во время учебного занятия и период вне учебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и
оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в
том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения,
достаточными для выполнения требований к уровню подготовки
обучающихся
В кабинете имеется компьютер, телевизор, посредством которого
участники образовательного процесса могут просматривать визуальную
информацию по предмету, создавать презентации, видеоматериалы, иные
документы.
В состав учебно-методического и материально-технического
обеспечения программы учебного предмета «География» входят:
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов,
портретов выдающихся ученых и др.);
информационно-коммуникационные средства;
экранно-звуковые пособия;
комплект технической документации, в том числе инструкции по
технике безопасности;
библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические
комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебного предмета
«География», в соответствии с «Федеральным перечнем учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования» утвержденным приказом
Минобрнауки РФ № 253 от 31.03.2015г.; рекомендованные для
использования в профессиональных образовательных организациях,
реализующих образовательную программу среднего общего образования в
пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд оснащён энциклопедиями, справочниками,
научной и научно-популярной литературой по вопросам географического
образования.
В процессе освоения программы учебного предмета «География»
студенты имеют доступ к электронным учебным материалам по географии,
имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам,
практикумам, тестам и др.), сайтам государственных, муниципальных
органов власти.
5.ЛТЕРАТУРА
Основные источники:
a. Баранчиков Е.В. География: учеб.для студ. учреждений сред. проф. образования. – 6-е
изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия» 2018 – 320 с.
b. Петрова Н.Н. География (Современный мир): учебник / Н.Н. Петрова. – 3е изд.,
перераб. И доп. – М.: ФОРУМ, 2008. – 244 с.: ил. – (Профессиональное образование).
c. География: учебник для студ. образоват. учрежд. сред.проф. образования /под ред.
Е.В.Баранчикова. – М., 2016.
Для преподавателей:
1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации: федер. закон от29.12.
2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от25.11.2013 № 317-ФЗ, от
03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм.,внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 №
145-ФЗ, в ред. от
03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N
1578 "О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
мая 2012 г. N413"
3. Примерная основная образовательная программа среднего общего
образования, одобренная решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16- з).
4. География: журнал. — М.: Издательский дом «Первое сентября».
5. География в школе: научно-методический журнал. — М.: Издательство «Школьная
пресса».
6. География и экология в школе XXI века: научно-методический журнал. — М.:
Издательский дом «Школа-Пресс 1».
7. Баранчиков Е. В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей
социально-экономического профиля. Дидактические материалы: учебное пособие для
студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2014.
Справочники, энциклопедии
1. Российский энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. –
М.:
Издательство «Норинт» 2004.
2. Универсальная школьная энциклопедия: в 2 т. / под ред. Е.Хлебалина, Д. Володихина.
— М.: Издательство «Аванта+» 2009.
3.
Энциклопедия для детей. — Т 13. Страны. Народы. Цивилизации / гл. ред.
М.Д.Аксенова. — М.: Издательство «Аванта+» 2011.
26
4. Энциклопедия стран мира / гл. ред. Н. А. Симония. — М.: Издательство «СЗКЭО»
2017.
5. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа /составитель Г.В. Карпов.
Педагогика.-М., 1989.
Интернет-ресурсы
1. www. wikipedia. org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет энциклопедии).
2. www.faostat3.fao.org
(сайт
Международной
сельскохозяйственной
и
продовольственной организации при ООН (ФАО).
3. www.minerals.usgs.gov/minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США).
www.school-collection.edu.ru («Единая коллекции цифровых образовательных
ресурсов»).
27