Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В.В. Маркова
«____» _______________ 202___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
УПУ. 02 «ХИМИЯ»
(УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ)
специальность 35.02.16.
Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
Форма обучения очная
Рабочая программа учебного предмета «Химия» разработана на основе
требований федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования и с учетом федерального государственного образовательного
стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.15.
«Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования».
Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»
Разработчик:
Преподаватель
________________
Н.В. Поздеева
Подпись
Программа рассмотрена на
общеобразовательного цикла
заседании
предметной
цикловой
комиссии
Протокол № _____ от «____» ___________ 202__ г.
Председатель ПЦК
___________________
Подпись
/ ___________________ /
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5. ЛИТЕРАТУРА
1.
1.1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ХИМИЯ
Пояснительная записка
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего
образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения
учебного предмета «Химия», в соответствии с Рекомендациями по организации
получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных
программ среднего профессионального образования на базе основного общего
образования
с
учетом
требований
федеральных
государственных
образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности
среднего
профессионального
образования
(письмо
Департамента
государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), с учетом Примерной основной
образовательной программы среднего общего образования, одобренной
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
Содержание программы «Химия» направлено на достижение следующих целей:
формирование у обучающихся умения оценивать значимость химического
знания для каждого человека;
- формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли
химии в создании современной естественно-научной картины мира;
умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности:
природной, социальной, культурной, технической среды, — используя для этого
химические знания;
развитие у обучающихся умений различать факты и оценки, сравнивать
оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с
определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать
собственную позицию;
приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания
и самопознания; ключевых навыков, имеющих универсальное значение для
различных видов деятельности (навыков решения проблем, принятия решений,
поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков
измерений, сотрудничества, безопасного обращения с веществами в
повседневной жизни).
В
программу включено содержание, направленное на формирование у
обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП
СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего
образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих.
-
1.2. Общая характеристика учебного предмета
Химия — это наука о веществах, их составе и строении, свойствах и
превращениях, значении химических веществ, материалов и процессов в
практической деятельности человека. Содержание общеобразовательного
учебного предмета «Химия» направлено на усвоение обучающимися основных
понятий, законов и теорий химии; овладение умениями наблюдать химические
явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе
химических формул веществ и уравнений химических реакций. В процессе
изучения химии, у обучающихся развиваются познавательные интересы и
интеллектуальные способности, потребности в самостоятельные приобретения
знаний по химии в соответствии с возникающими жизненными проблемами,
воспитывается бережное отношения к природе, понимание здорового образа
жизни, необходимости предупреждения явлений, наносящих вред здоровью и
окружающей среде. Они осваивают приемы грамотного, безопасного
использования химических веществ и материалов, применяемых в быту,
сельском хозяйстве
и
на
производстве.
Реализация дедуктивного подхода к изучению
химии способствует
развитию таких логических операций мышления, как анализ и синтез,
обобщение и конкретизация, сравнение и аналогия, систематизация и
классификация и др.
Для организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся,
представлен примерный перечень докладов. В процессе изучения химии важно
формировать информационную компетентность обучающихся. Поэтому при
организации самостоятельной работы необходимо акцентировать внимание
обучающихся на поиске информации в средствах массмедиа, Интернете,
учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и
представлением результатов.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Химия» завершается
подведением итогов в форме экзамена.
1.3. Место учебного предмета в структуре основной профессиональной
образовательной программы: учебный предмет является частью программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих и относится к
общеобразовательному циклу.
1.4. Результаты освоения учебной дисциплины:
Освоение содержания учебного предмета «Химия», обеспечивает достижение
следующих результатов:
личностные результаты - чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной
химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной
деятельности и в быту при обращении с химическими веществами,
материалами и процессами;
- готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли
химических компетенций в этом;
- умение использовать достижения современной химической науки и
химических технологий для повышения собственного интеллектуального
развития в выбранной профессиональной деятельности;
метапредметные результаты - использование различных видов познавательной деятельности и основных
интеллектуальных операций (постановки задачи, формулирования гипотез,
анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления
причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов)
для решения поставленной задачи, применение основных методов познания
(наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон
химических объектов и процессов, с которыми возникает необходимость
сталкиваться в профессиональной сфере;
- использование различных источников для получения химической
информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших
результатов в профессиональной сфере;
предметные результаты - сформированность представлений о месте химии в современной научной
картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и
функциональной грамотности человека для решения практических задач;
владение основополагающими химическими понятиями, теориями,
законами
и закономерностями; уверенное пользование химической
терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми в
химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение
обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы;
готовность и способность применять методы познания при решении
практических задач;
- сформированность умения давать количественные оценки и
производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
- владение правилами техники безопасности при использовании
химических веществ;
- сформированность собственной позиции по отношению к химической
информации, получаемой из разных источников.
1.5 Личностные результаты реализации программы воспитания
Для планирования воспитательной работы используется согласованный образ
результата – комплекс планируемых личностных результатов, заданных в
форме базовой модели «Портрета Гражданина России 2035 года»
конкретизированных применительно к уровню СПО.
-Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности,
в том числе цифровой
1.6 Профильная составляющая (направленность) общеобразовательного
предмета
Учебный предмет «Химия» является базовым. Для специальности «Монтаж и
эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» в рамках данной
программы рассматриваются вопросы профильной направленности.
Кроме того, профильная составляющая находит свое отражение в
организации самостоятельной работы обучающихся при составлении,
написании рефератов и подготовке сообщений с использованием информации
профессиональных учебных и периодических изданий, ЭОР, сайтов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебного предмета
В т.ч. в форме практической подготовки
в том числе:
Теоретическое обучение
практические занятия
консультации
Промежуточная аттестация в форме - экзамена
Объем часов
147
78
39
24
6
2.2 Содержание учебного предмета Химия
Наименование
Разделов и тем
Содержание учебного материала, практические и лабораторные занятия,
самостоятельная работа обучающихся
Объем
часов
Уровень
освоения
1
Введение
2
3
2
4
Химия как наука. Основные задачи химии на современном этапе. Профильная
направленность химических процессов
Раздел 1
Общая и неорганическая
химия
Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные
Тема 1.1
Основные понятия и законы вещества. Относительная атомная и молекулярная масса. Количество вещества.
Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава. Закон
Авогадро и следствия их него
Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение
Практическое занятие
массовой доли химических элементов в сложном веществе.
56
Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона. Периодическая таблица
химических элементов — графическое отображение периодического закона.
Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и
побочная).
Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности
строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных
элементов).
4
Электронные формулы элементов.
2
Виды химической связи. Ионная химическая связь. Ковалентная химическая
связь. Металлическая связь. Агрегатные состояния веществ и водородная связь.
Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного
агрегатного состояния в другое. Водородная связь.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и
дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных
системах.
4
Тема 1.2.
Периодический закон и
Периодическая система
химических элементов Д.И.
Менделеева
Практическое занятие
Тема 1.3.
Строение вещества
4
2
Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ.
Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости
газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.
.
2
Расчет массовой доли растворенного вещества
2
Тема 1.5
Электролитическая
диссоциация.
Электролиты и неэлектроиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы
электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи.
Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической
диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории
электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты.
4
Практическое занятие
Процессы электролитической диссоциации
2
Тема1.6.
Кислоты и основания
Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным
признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической
диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной
кислот с металлами. Основные способы получения кислоты.
Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по
различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории
электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований.
Основные способы получения оснований.
4
Практическое занятие
Решение задач по свойствам неорганических соединений
2
Тема 1.7
Соли
Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и основные.
Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы
получения солей. Гидролиз солей.
2
Практическое занятие
Составление уравнений гидролиза солей.
2
Тема 1.8
Оксиды
Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные,
амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления
образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.
2
Тема 1.4.
Вода. Растворы.
Практическое занятие
Практическое занятие
Тема 1.9
Химические реакции
Тема1.10
Окислительновосстановительные
процессы
Практическое занятие
Тема 1.10
Неметаллы
Тема 1.11
Металлы
Решение задач по получению неорганических веществ
2
Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения,
обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и
гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой
эффект химических реакций. Термохимические уравнения.
Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций.
Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы
реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения
и использования катализаторов.
Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое
равновесие и способы его смещения.
4
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и
восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для
составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Гальванический
элемент.
2
Уравнения Окислительно восстановительных реакцией.
2
Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы—простые вещества.
Зависимость свойств галогенов от их положения в периодической системе.
Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их
положения в ряду электроотрицательности.
Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства
металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства
металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.
Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия,
гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. Коррозия
металлов.
2
4
Практическое занятие
Раздел 2 Органическая
химия
Тема 2.1.
Теория химического
строения органических
соединений
Практическое занятие
Тема 2.2.
Алканы
Практическое занятие
Тема 2.3
Алкены и диены.
Практическое занятие
Методы защиты от коррозии.
2
59
Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические
органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими.
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по
валентности. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова. Основные
положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы
и модели молекул в органической химии.
Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению
углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология.
Начала номенклатуры IUPAC.
6
Номенклатура органических соединений
2
Алканы гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические
свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование.
Применение алканов на основе свойств.
2
Свойства алканов (решение задач)
2
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией
полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические
свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и
раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на
основе свойств.
Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями.
Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание
бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки.
Резина.
4
Свойства алкенов и диенов Решение задач
2
Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание
бромной воды, присоединений хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на
основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.
Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения
(галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.
2
Практическое занятие
Свойства алкинов и аренов (решение задач)
2
Тема 2.5
Природные источники
углеводородов
Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в
качестве топлива.
Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты.
4
Практическое занятие
Методы получения моторного топлива.
Тема 2.4
Алкины и Арены
Тема 2.6.
Спирты и фенолы
Практическое занятие
Тема 2.7
Альдегиды и Карбоновые
кислоты
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена.
Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных
спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование
простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе
свойств.
Алкоголизм, его последствия для организма человека и предупреждение.
Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на
многоатомные спирты. Применение глицерина.
Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в
молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой.
Применение фенола на основе свойств.
4
Свойства спиртов
2
Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная.
Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление
в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих
спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.
Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как
4
функциональная. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот.
Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства
уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция
этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные
кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
Свойства альдегидов и карбоновых кислот
2
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации.
Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе
свойств.
Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров:
гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды(глюкоза
,фруктоза),дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).
Глюкоза — вещество с двойственной функцией — альдегидоспирт. Химические
свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит,
спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.
Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ↔ полисахарид.
2
Практическое занятие
Процессы брожения углеводов.
2
Практическое занятие
Получение спиртов
2
Тема 2.10.
Амины и аминокислоты
Амины .Понятие об аминах. Алифатические амины ,их классификация и
номенклатура. Анилин как органическое основание. Получение анилина из
нитробензола. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические
соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие с щелочами,
кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и
полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
4
Тема 2.11
Белки
Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства
белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции
белков.
2
Практическое занятие
Тема 2.8
Сложные эфиры и жиры
Тема 2.9
Углеводы.
2
Тема 2.12.
Полимеры
Практическое занятие
Итого
Белки и полисахариды как биополимеры.
Искусственные и синтетические полимеры. Получение полимеров реакцией
полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные полимеры.
Виды полимеров. Представители пластмасс. Волокна, их классификация. Отдельные
представители химических волокон. Каучуки и резины.
Свойства полимерных материалов
4
3
117
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Характеристика основных видов деятельности студентов
Содержание обучения
(на уровне учебных действий)
Важнейшие химические
понятия
Умение давать определение и оперировать следующими хи
мическими понятиями: вещество, химический элемент, атом,
молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион,
аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицатель
ность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса,
молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлек-
Основные законы
химии
Формулирование законов сохранения массы веществ и постоянства состава веществ.
Установка причинно-следственной связи между содержанием
этих законов и написанием химических формул и уравнений.
Установка эволюционной сущности менделеевской и современной формулировок периодического закона Д.И.Менделеева.
Объяснение физического смысла символики периодической
таблицы химических элементов Д.И.Менделеева (номеров элемента, периода, группы) и установка причинно-следственной
связи между строением атома и закономерностями изменения
свойств элементов и образованных ими веществ в периодах
и группах.
Характеристика элементов малых и больших периодов по их
положению в Периодической системе Д.И.Менделеева
Основные теории химии
Установка зависимости свойств химических веществ от строения атомов образующих их химических элементов.
Характеристика важнейших типов химических связей и относительности этой типологии.
Объяснение зависимости свойств веществ от их состава и строения кристаллических решеток.
Формулировка основных положений теории электролитической диссоциации и характеристика в свете этой теории свойств
основных классов неорганических соединений.
Формулировка основных положений теории химического строения органических соединений и характеристика в свете этой
теории свойств основных классов органических соединений
Важнейшие вещества
и материалы
Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших металлов (IА и II А групп, алюминия, железа, а в естественно-научном профиле и некоторых d-элементов)
и их соединений.
Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших неметаллов (VIII А, VIIА, VIА групп, а также
азота и фосфора, углерода и кремния, водорода) и их соединений.
Характеристика состава, строения, свойств, получения и применения важнейших классов углеводородов (алканов, циклоалканов, алкенов, алкинов, аренов) и их наиболее значимых
в народнохозяйственном плане представителей.
Аналогичная характеристика важнейших представителей
других классов органических соединений: метанола и этанола,
сложных эфиров, жиров, мыл, альдегидов (формальдегидов и
ацетальдегида), кетонов (ацетона), карбоновых кислот (уксусной кислоты, для естественно-научного профиля представителей других классов кислот), моносахаридов (глюкозы), дисахаридов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы),
анилина, аминокислот, белков, искусственных и синтетических
волокон, каучуков, пластмасс
Химический язык
и символика
Использование в учебной и профессиональной деятельности
химических терминов и символики.
Название изученных веществ по тривиальной или международной номенклатуре и отражение состава этих соединений с помо
щью химических формул.
Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций
Химические реакции
Объяснение сущности химических процессов. Классификация
химических реакций по различным признакам: числу и составу
продуктов и реагентов, тепловому эффекту, направлению, фазе,
наличию катализатора, изменению степеней окисления элементов, образующих вещества.
Установка признаков общего и различного в типологии реакций
для неорганической и органической химии.
Классификация веществ и процессов с точки зрения
окисления-восстановления. Составление уравнений реакций
с помощью метода электронного баланса.
Объяснение зависимости скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов
Химический эксперимент
Выполнение химического эксперимента в полном соответствии
с правилами безопасности.
Наблюдение, фиксация и описание результатов проведенного
эксперимента
Химическая информация
Проведение самостоятельного поиска химической информации
с использованием различных источников (научно-популярных
изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета).
Использование компьютерных технологий для обработки
и передачи химической информации и ее представления в различных формах
Расчеты по химическим
формулам
и уравнениям
Установка зависимости между качественной и количественной
сторонами химических объектов и процессов.
Решение расчетных задач по химическим формулам и уравне
ниям
Профильное и профес
сионально значимое
Объяснение химических явлений, происходящих в природе,
быту и на производстве.
содержание
Определение возможностей протекания химических превращений в различных условиях.
Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Оценка влияния химического загрязнения окружающей среды
на организм человека и другие живые организмы.
Соблюдение правил безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием.
Подготовка растворов заданной концентрации в быту и на производстве.
Критическая оценка достоверности химической информации,
поступающей из разных источников
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебного предмета УПУ.02 «Химия» требует наличия учебного
кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в
Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности
обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть
оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том
числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения,
достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинетах должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого
участники образовательного процесса могут просматривать визуальную
информацию, создавать презентации, видеоматериалы и т.п.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения
программы учебного предмета «Химия» входят:
-многофункциональный комплекс преподавателя;
-наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портреты
выдающихся ученых и т.п.);
-информационно-коммуникационные средства;
-технические средства обучения;
-демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
-вспомогательное оборудование;
-комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
-Библиотечный фонд. В библиотечный фонд входят учебники, учебнометодические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной
дисциплины «Биология», рекомендованные или допущенные для использования
в
профессиональных
образовательных
организациях,
реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения
ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, атласами,
словарями, справочниками по физике, химии, биологии, научной и научнопопулярной литературой естественно-научного содержания.
В процессе освоения программы учебного предмета «Химия» студенты должны
иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по
естествознанию, включая физику, химию, биологию, имеющимся в свободном
доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам,
материалам ЕГЭ и др.)
5. Литература
1. Белик В.В. Физическая и коллоидная химия: учебник для студ. Учреждений
сред. проф. Образования / В.В. Белик, К.И. Киенская. - 2-е изд., стер. М.:
Издательский центр «Академия», 2018. - 288с.
2. Валова (Копылова), В. Д. Аналитическая химия и физикохимические методы анализа [электронный ресурс]: Практикум / В.
Д. Валова (Копылова), Е. И. Паршина. - М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и Ко», 2018. - 200 с.
3. Ерохин Ю. М., Ковалева И. Б. Химия для профессий специальностей
технического и естественно-научного профилей: учебник для студ.
учреждений сред. проф. образования. - М.: Издательский центр
«Академия», М., 2017. - 496 с.
4. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Остроумова Е. Е. и др. Химия для
профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник
для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2018. - 384 с.
Электронные издания:
1. http://school-collection.edu.ru/ единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов
2. www.krugosvet.ru/ универсальная энциклопедия «Кругосвет»/;
3. http://scitecIibrary.ru/ научно-техническаябиблиотека/
4. www.auditorium.ru/ библиотека института «Открытое общество»/
5. www.bellerbys.com-сайт учителей биологии и химии
6. http://www.alhimik.ru - полезные советы, эффектные опыты,
химические новости