Русский язык

Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В.В. Маркова
«____» _______________ 202___ г.

Рабочая программа общеобразовательного
учебного предмета
УПБ.01 «Русский язык» (базовый уровень)
профиль обучения:естественно-научный
специальность 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт
сельскохозяйственной техники и оборудования»
для профессиональных образовательных организаций

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе требований
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
и с учетом федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования поспециальности35.02.16 «Эксплуатация и ремонт
сельскохозяйственной техники и оборудования».

Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»

Разработчик:
Преподаватель

________________
Подпись

Программа
рассмотрена
общеобразовательного цикла

на

заседании

Г.Н. Казакова

предметной

цикловой

Протокол № _____ от «____» ___________ 202__ г.
Председатель ПЦК

___________________
Подпись

2

/ ___________________ /

комиссии

СОДЕРЖАНИЕ
1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

7

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

18

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

20

5.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО

21

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 35.02.16 «Эксплуатация и
ремонт сельскохозяйственной техники и
оборудования».

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.1. Место учебного предмета
в структуре основной
образовательной программы:
Учебный предмет «Русский язык» является обязательной частью
общеобразовательного цикла основной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности.
1.2. Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Особое значение предмет имеет при формировании и развитии общих
компетенций: ОК1,ОК2,ОК3,ОК4,ОК5,ОК6,ОК7,ОК8,ОК9 в соответствии с
ФГОС
по
специальности35.02.16
«Эксплуатация
и
ремонт
сельскохозяйственной техники и оборудования».
В результате освоения образовательной программы у выпускника
должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации,
необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно
взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на
государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей
социального и культурного контекста;
ОК
06.
Проявлять
гражданско-патриотическую
позицию,
демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных
общечеловеческих ценностей;
ОК
07.
Содействовать
сохранению
окружающей
среды,
ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и
укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и
поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
ОК
09.
Использовать
информационные
технологии
в
профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на
государственном и иностранном языках;
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать
предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.
В рамках программы учебного предмета обучающимися осваиваются
личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с
требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР),
метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб)
4

Коды
результатов
ЛР 01

ЛР 04

ЛР 06

ЛР 07
ЛР 09

ЛР 13

МР 02
МР 04

МР 08
МР 09

ПРб 01
ПРб 02
ПРб 03
ПРб 04.

Планируемые результаты освоения предмет включают:
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)
сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на
диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным
социальным явлениям
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности
готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию,на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной
деятельности
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных,государственных, общенациональных проблем
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной
деятельности,
владение
навыками
получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных
задач и средств их достижения
Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и
применение знаний о них в речевой практике
Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью
Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации
Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
5

аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров
ПРб 05.
ПРб 06.
ПРб 07
ПРб 08
ПРб 09

ПРб 10

Знание содержания произведений русской и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного
влияния на формирование национальной и мировой
Сформированность представлений об изобразительно-выразительных
возможностях русского языка
Сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения
Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях
Овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их
жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни,
созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания
Сформированность
представлений
о
системе
стилей
языка
художественной литературы

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебного предмета

108

Основное содержание

104

в т. ч.:
теоретическое обучение

52

практические занятия

52

Профессионально ориентированное содержание

26

в т. ч.:
теоретическое обучение

14

практические занятия
контрольные работы
самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
перечислить виды самостоятельных работ ( с указанием часов)

12

Форма промежуточной аттестации- экзамен

4

7

2.2. Тематический план и содержание учебного предмета

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

1
2
Основное содержание
Введение
Лекционное занятие 1. Язык как средство общения и форма существования
национальной культуры. Язык и общество.
Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие 1.Значение русского языка при освоении профессий и
специальностей СПО технологического профиля. Понятия язык и речь.
Речевая ситуация и её компоненты.

Объем
в часах

3
2
2

2

6
Раздел 1
Основное содержание
Функциональные стили речи

8

Язык и речь

4

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
4
ПРб 02,
ЛР 01, ЛР 04,
МР 02, МР 04,
ОК 1, ОК3
ПРб 02,
ЛР 01, ЛР 13,
МР 02, МР 04,
ОК 2, ОК4
ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,
ОК3, ОК5

Наименование
разделов и тем

Тема 1.2.

Тема 1.3.

Раздел 2
Тема 2.1

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем
в часах

Лекционное занятие 2. Разговорный, официально-деловой стили речи.
Лекционное занятие 3. Научный и публицистический стили речи.
Художественный стиль речи.

2
2

Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное
синтаксическое целое
Практическое занятие 1. Функционально-смысловые типы речи
(повествование, описание, рассуждение). Соединение в тексте различных
типов речи.
Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие 2. Лингвостилистический анализ текстов
профессиональной направленности. Абзац как средство смыслового членения
текста.
Практическое занятие 1. Информационная переработка текстов
профессиональной направленности.
Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

2

Основное содержание
Лекционные занятия 4. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог.
Фонетический разбор слова.
Практические занятия 2.Основные виды языковых норм: орфоэпические
(произносительные и акцентологические). Орфоэпия.
9

2

4
2

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,
ОК 2, ОК4
ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,
ОК4, ОК6
ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,
ОК1, ОК3

2
10

ПРб 01, ПРб 03, ЛР 06,
ЛР 07, МР 08, ОК1, ОК3

2

ПРб01, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07, МР08,
ОК2,ОК4,ОК6

2

Наименование
разделов и тем

Тема 2.2

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Орфография
Практическое занятие 3.Правописание безударных гласных, звонких и
глухих согласных. Употребление буквы Ь
Практическое занятие 4.Правописание О/Е после шипящих и Ц.
Практическое занятие 5.Правописание приставок на З-/С-.
Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие 3.Выявление закономерностей функционирования
фонетической системы языка в образцах устной и письменной речи
профессиональной направленности. Соотношение буквы и звука.
Фонетическая фраза.
Практическое занятие 2.Наблюдение над функционированием правил
орфографии в образцах письменных текстов профессиональной
направленности. Правописание И – Ы после приставок.
Лексика и фразеология

Объем
в часах

6
2
2
2
2

Тема 3.1

10

ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07,
МР 02, МР 04, МР 08, МР 09
ОК 1, ОК3

2

8

Раздел 3
Основное содержание
Слово в лексической системе языка.
Лекционное занятие 5.Лексическое и грамматическое значение слова.
Многозначность слова.

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07,
МР 08, ОК2,ОК4,ОК6

2
2

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР13, МР
02,МР 04, МР 08, МР 09, ОК
5

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 07, МР 08, МР 09,
ОК2,ОК4

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем
в часах

Тема 3.2

Лексика с точки зрения ее употребления
Лекционное занятие 6. Нейтральная лексика. Книжная лексика.

2
2

Тема 3.3.

Фразеологические единицы и их употребление
Практическое занятие 6. Фразеология. Отличие фразеологизма от слова.
Использование фразеологизмов в речи. Фразеологические единицы и их
употребление.
Лексические нормы
Практическое занятие 7.Лексические ошибки и их исправление.

2
2

Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие 4.Профессионализмы. Терминологическая
лексикаспециальностей технологического профиля. Лексика устной речи:
жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы.
Практическое занятие 3.Лексический и фразеологический анализ терминов,
профессионализмов и фразеологизмов профессий и специальностей
технологического профиля СПО. Лексико-фразеологический разбор.
Морфемика, словообразование, орфография

4
2

Тема 3.4.

Раздел 4

11

2
2

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 08, МР 09, ОК2,ОК4
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 08, МР 09, ОК 4,ОК6
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 07, ЛР13,
МР 08, МР 09, ОК2,ОК6
ПРб 01,ПРб 02,ПРб 03,ЛР07,
ЛР 09, ЛР13, МР02,МР 0
4,МР 08,МР 09,ОК1,ОК2

2

8

ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 01, ЛР 04, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,
ОК1,ОК3

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Основное содержание
Тема 4.1 Состав слова. Корневая морфема.Аффиксальные морфемы. Основа
слова
Лекционное занятия 7.Понятие морфемы как значимой части слова.
Многозначность морфем.
Тема 4.2 Практическое занятие 8.Словообразование. Морфологические способы
словообразования.
Тема 4.3.

Практическое занятия 9.Правописание чередующихся гласных в корнях
слов. Правописание приставок ПРИ-/ПРЕ-.Правописание сложных слов.

Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие 5.Морфемный, словообразовательный,
этимологический анализ профессиональной лексики и терминов
специальностей социально-экономического профиля СПО.
Словообразовательный разбор.
Практическое занятие 4.Распределение терминов специальностей
технологического профиля СПОпо словообразовательным гнездам,
восстановление словообразовательной цепочки. Употребление приставок и
суффиксов в разных стилях речи.

12

Объем
в часах

2
2
2

4

2

2

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ПРб 01, ПРб03, ЛР 01,
ЛР 04, МР 04, МР09,
ОК2,ОК6
ПРб 01, ПРб03,
ЛР 01, ЛР 04, МР 04,МР09,
ОК3,ОК6
ПРб 01, ПРб03,
ЛР 01, ЛР 04, МР 04, МР09,
ОК2,ОК4
ПРб 01, ПРб03,
ЛР 01, ЛР 04, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 04, МР 08, МР 09,
ОК1,ОК3

Наименование
разделов и тем

Раздел 5

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Морфология и орфография

24

Основное содержание
Тема 5.1 Имя существительное как часть речи
Лекционное занятие 8.Лексико-грамматические разряды существительных.
Род, число, падеж существительных.
Практическое занятие 10.Морфологический разбор
существительных.Правописание падежных окончаний имен
существительных.
Тема 5.2. Имя прилагательное как часть речи.
Лекционное занятие 9.Лексико-грамматические разряды прилагательных.
Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая форма имен
прилагательных.
Тема 5.3
Тема 5.4
Тема 5.5

Объем
в часах

Имя числительное как часть речи.
Лекционное занятие 10. Лексико-грамматические разряды имен
числительных. Морфологический разбор имени числительного
Местоимение как часть речи. Правописание местоимений.
Практическое занятие 11.Трудные случаи правописания местоимений.
Морфологический разбор местоимения.
Глагол как часть речи. Правописание глагола.
13

4
2

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ПРб03,ПРб 04, ПРб 01,ПРб
02, ЛР 07, ЛР 09,ЛР13,
МР02,МР08,МР09,ОК1,ОК3
ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02, ЛР 07, МР 02,МР 08, МР
09, ОК2,ОК4

2

2
2

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02, ЛР 07, МР 08, ОК2,ОК4

2
2

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР
09, ОК2,ОК5
ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02, ЛР 07, МР 02, МР 08.
МР 09, ОК2,ОК5
ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб

4
4
2

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Лекционное занятие 11. Грамматические признаки глагола. Правописание
суффиксов и личных окончаний глаголов.

Наименование
разделов и тем

Тема 5.6

Тема 5.7

Тема 5.8.

Объем
в часах

2

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем
в часах

Причастие и деепричастие как особые формы глагола.
Практическое занятие 12. Образование действительных и страдательных
причастий Правописание суффиксов причастий.
Практическое занятие 13 Деепричастие как глагольная форма НЕ с
деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложении с
деепричастным оборотом.
Наречие как часть речи.
Лекционное занятия 12. Грамматические признаки наречия. Степени
сравнения наречий. Правописание наречий. Слова категории состояния
(безлично-предикативные слова).
Служебные части речи.
Лекционное занятие 13. Правописание предлогов. Отличие производных
предлогов (в течение, в продолжение, в заключение) от слов-омонимов.

6
4

14

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
02, ЛР 07, МР 02, МР 08,МР
09, ОК2,ОК4
Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02, ЛР 07, МР 02, МР 08,МР
09, ОК3,ОК5

2

2
2
2
2

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02, ЛР 07, МР 02, МР 08, МР
09, ОК1,ОК3
ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02, ЛР 07, МР 02, МР 08,МР
09, ОК2.ОК4

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Профессионально ориентированное содержание
Лекционное занятие 6.Исследование грамматических категорий частей речи
и грамматического значения слов в текстах документации профессий
социально-экономического профиля. Союз как служебная часть речи.
Союзные слова.
Практическое занятие 5.Составление текстов профессиональной
направленности с использованием нужных словоформ…

Наименование
разделов и тем

Раздел 6

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Синтаксис и пунктуация
Основное содержание
15

Объем
в часах

2

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы

ПРб 03, ПРб 04, ПРб 01, ПРб
02, ЛР 07, ЛР 09, ЛР13,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК1,ОК3

2

Объем
в часах

20

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04, ЛР 07, МР 02, МР 08,МР
09, ОК1,ОК3

Наименование
разделов и тем

Тема 6.1

Тема 6.2
Тема 6.3

.
Тема 6.4

Тема 6.5
Тема 6.5

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Объем
в часах

Синтаксис и пунктуация. Основные понятия. Основные единицы.
Лекционное занятие 14. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание,
предложение, сложное синтаксическое целое.
Словосочетание. Виды. Синтаксис. Связи. Разбор словосочетания.
Практическое занятие 14. Строение словосочетания. Виды связи слов в
словосочетании: согласование, управление, примыкание.
Понятие о предложении. Классификация. Простые и сложные
предложения

2
2

Лекционные занятия 15. Виды предложений по цели высказывания
Простое предложение и его характеристика. Двусоставные и
односоставные предложения.
Лекционные занятия 16. Грамматическая основа простого двусоставного
предложения. Согласование сказуемого с подлежащим.
Лекционное занятие 17. Второстепенные члены предложения (определение,
приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов
предложения в построении текста.
Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор.
Лекционное занятие 18. Предложения с однородными членами и знаки
препинания в них. Обособленные и необособленные определения,
дополнения, обстоятельства и приложения.

2
4

Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном

4

16

2
2
2

2

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04, ЛР 07, МР 02, МР 08,МР
09, ОК2,ОК4
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04, ЛР 07, МР 02, МР 08,МР
09, ОК3,ОК5
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04, ЛР 07, МР 02, МР 08,МР
09, ОК1,ОК3
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04, ЛР 07, МР 02, МР 08,МР
09, ОК1,ОК3

2

2
2

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04, ЛР 07, МР 02, МР 08,МР
09, ОК3,ОК5
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Тема 6.6

предложении. Синтаксический разбор.
Практические занятия 15. Употребление сложносочиненных предложений
в речи.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания с несколькими
придаточными.
Лекционные занятия 19.Сложноподчинённое предложение. Типы
придаточных предложений.

Тема 6.7

Тема 6.8

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном
сложном предложении. Синтаксический разбор.
Практическое занятие 16. Знаки препинания в бессоюзном сложном
предложении.
Профессионально ориентированное содержание

17

Объем
в часах

4
2

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
04, ЛР 07, МР 02, МР 08,МР
09, ОК3,ОК5
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04, ЛР 07, МР 02, МР 08,МР
09, ОК1,ОК5

2
2
2

ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04, ЛР 07, МР 02, МР 08,МР
09, ОК1,ОК5

Наименование
разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

Лекционное занятие 7.Исследование текстов профессиональной
направленности на выявление существенных признаков синтаксических
понятий и синтаксических единиц.Синонимика простых и сложных
предложений. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами
связи.
Практическое занятие 6.Составление связного высказывания с
использованием предложений определенной структуры на профессиональные
темы специальностей социально-экономического профиля специальностей
СПО.
Промежуточная аттестация (экзамен)
Всего:

18

Объем
в часах

2

2

4
108

Коды общих компетенций
(указанных в разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных результатов,
формированию которых
способствует элемент
программы
ПРб 01, ПРб 02, ПРб 03, ПРб
04, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 13,
МР 02, МР 08, МР 09,
ОК1,ОК3

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Для реализации программы учебного предмета должны быть
предусмотрены следующее специальное помещение: Кабинет русского
языка. Помещение кабинета должно соответствовать требованиям
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178–
02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной
учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения
требований к уровню подготовки обучающихся.
Оборудование учебного кабинета:
− посадочные места по количеству обучающихся;
− рабочее место преподавателя;
− комплект учебно-наглядных пособий;
− комплект электронных видеоматериалов;
− задания для контрольных работ;
− профессионально ориентированные задания;
− материалы экзамена.
Технические средства обучения:
− персональный компьютер с лицензионным программным
обеспечением;
− проектор с экраном.
Залы:
Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные печатные издания
1. Антонова, Е.С. Русский язык: учебник для использования в
учебном
процессе
образовательных
учреждений
среднего
профессионального образования на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования / Е.С. Антонова, Т. М.
Воителева. – 4-е изд., стер. – Москва: Академия, 2017. - 409 с. (Профессиональное образование. Общеобразовательные дисциплины).
- ISBN 978-5-4468-5987-0
3.2.2. Дополнительные источники
1. Лобачева, Н.А.
Русский язык. Лексикология. Фразеология.
Лексикография. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография: учебник для
среднего профессионального образования / Н.А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и
доп. Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 230 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-12294-7
19

2. Лобачева, Н.А. Русский язык. Морфемика. Словообразование.
Морфология: учебник для среднего профессионального образования / Н. А.
Лобачева. – 3-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 206
с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-12621-1.
3. Лобачева, Н.А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация: учебник для
среднего профессионального образования / Н. А. Лобачева. – 3-е изд., испр. и
доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 123 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-534-12620-4.
4. Русский язык. Сборник упражнений: учебное пособие для среднего
профессионального образования / П.А. Лекант [и др.]; под редакцией П.А.
Леканта. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 314 с. – (Профессиональное
образование). – ISBN 978-5-9916-7796-7. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт
[сайт]. – URL: http://www.biblio-online.ru/bcode/452165

20

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Результаты обучения
ПРб 01
ПРб 02
ПРб 03
ПРб 04

Методы оценки
Оценка результатов устных ответов,
аналитической работы с текстами разных
стилей, представления текстов в виде
тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов,
сочинений
различных
жанров,
сформированности понятий о нормах
русского
литературного
языка
и
применения знаний о них в речевой
практике,
филологического
анализа
языковых единиц, сочинений, эссе (в том
числе профессионально ориентированных),
заданий экзамена

21

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
(ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ)
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРЕДМЕТА
УПБ.01«Русский язык» (базовый уровень)
профиль обучения:естественно-научный
специальности 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной
техники и оборудования».
для профессиональных образовательных организаций

2022

22

1. Результаты обучения, регламентированные ФГОС СОО
Содержание общеобразовательного предмета «Русский язык» (базовый
уровень)направлено на достижение всех личностных (далее – ЛР),
метапредметных (далее – МР) и предметных (далее – ПР) результатов
обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом примерной основной
образовательной программой среднего общего образования (ПООП СОО).
Личностные результаты отражают:
ЛР 01. российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн).
ЛР 02. гражданскую позицию как активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности.
ЛР 03 готовность к служению Отечеству, его защите.
ЛР 04. сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего
места в поликультурном мире;
ЛР 05. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности.
ЛР 06. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения,
способность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
ЛР 07. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
ЛР 08. нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей.
ЛР 09. готовность и способность к образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к
непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности.
ЛР 10. эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений.
23

ЛР 11. принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек:
курения, употребления алкоголя, наркотиков.
ЛР 12. бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь.
ЛР 13. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных, общественных,
государственных, общенациональных проблем.
ЛР 14. сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.
ЛР 15. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного
принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты отражают:
МР 01. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
МР 02. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты.
МР 03. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания.
МР 04. готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой
информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных
источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников.
МР
05.
умение
использовать
средства
информационных
и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных,
коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности.
МР 06. умение определять назначение и функции различных социальных
институтов.
МР 07. умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных
ценностей.
24

МР 08. владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
МР 09. владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и
средств их достижения.
Предметные результаты на базовом уровне отражают:
ПРб 01. Сформированность понятий о нормах русского литературного языка
и применение знаний о них в речевой практике;
ПРб 02.
Владение навыками самоанализа и самооценки на основе
наблюдений за собственной речью;
ПРб 03. Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем
явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
ПРб 04. Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов,
аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
ПРб 05. Знание содержания произведений русской и мировой классической
литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на
формирование национальной и мировой;
ПРб
06.
Сформированность
представлений
об
изобразительновыразительных возможностях русского языка;
ПРб 07. Сформированность умений учитывать исторический, историкокультурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного произведения;
ПРб 08. Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и
проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых
аргументированных устных и письменных высказываниях;
ПРб 09. Овладение навыками анализа художественных произведений с
учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины
жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального
личностного восприятия и интеллектуального понимания;
ПРб 10. Сформированность представлений о системе стилей языка
художественной литературы.

25

2. Фонд оценочных средств по специальности 35.02.16 «Эксплуатация и
ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования».
Фонд оценочных средств (далее – ФОС) представлен в виде
междисциплинарных заданий, направленныйна контроль качества и
управление процессами достижения ЛР, МР и ПР, а также создание условий
для формирования ОК и (или) ПК у обучающихся посредством
промежуточной аттестации. ФОС разрабатываются с опорой на
синхронизированные образовательные результаты, с учетом профиля
обучения, уровня освоения общеобразовательного предметаУПБ.01«Русский
язык» и профессиональной направленности образовательной программы по
специальности«Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и
оборудования».
Таблица 5
№ раздела, темы

Раздел № 1 Язык и
речь.
Тема №1.
Функциональносмысловые типы речи
(повествование,
описание,
рассуждение).

Раздел № 2.
Фонетика, орфоэпия,
графика,
орфография. Тема №2
Основные виды
языковых норм:
орфоэпические
(произносительные и
акцентологические).
Тема №3.
Правописание
безударных гласных,
звонких и глухих
согласных.

Коды
образовательных
результатов
(ЛР, МР, ПР,
ОК, ПК)
ОК 6
ПК 1.6
ПК 2.3
ПК 3.4
ЛР 06
ЛР 07
МР 02
МР 05
МР 08
ПРб. 01
ПРб.04

ОК 4
ПК 1.1
ПК 1.3
ПК 3.1
ПК 3.3
ЛР 01
ЛР 04
МР 01
МР 04
ПРб. 02
ПРб. 03

Варианты междисциплинарных заданий

Изучите
теоретический
материал
и
выполните следующее задания:
Осложнённое списывание.
-Текст списать, расставить запятые.
Определить способ связи предложений,
назвать тип речи и стиль текста.
Чтобы сохранить цветы купленные за
неделю до праздника стебли цветов
подрезают наискось острой бритвой и
ставят
цветы
в
воду
комнатной
температуры.
Через
два-три
часа
заворачивают букет в газету и кладут на
нижнюю полку холодильника. На третий
день проверяют букет снова подрезают
стебли на 1-2см часа два держат цветы в
воде и опят кладут в холодильник.
1. Из текстов научной литературы составьте
диктант
с
терминами
и
словами
профессиональной лексики;
2. Расставьте ударения в словах: договор
перевозки, диспашер, оферта, логистика,
навалом, рефрижератор, транзит, франко,
оборотный
коносамент,
экспедитор,
экспедирование, шаланды, фрахтователь,
комиссионирование.
1.Вставьте пропущенные буквы и дайте
толкование слов:
Деб..тор, к..нтракт, кр..дитор, пр..дюсер,
26

Употребление буквы
Ь.

товарооб..рот,
макл..р,
н..минал,
с..ртификат, т..раж
2.Правописание
звонких
и
глухих
согласных
Варе..ка, во..зал, фу..бол, застё..ка, ко..ьба,
сма..ка, е..жай, моло..ьба э..зотика,
прести.., фля..ка,
про..ьба, сва..ьба,
деревя..ка.

Тема №4.
Правописание О/Е
после шипящих и Ц.

Правописание гласных после шипящих и ц.
Аж..рный, ж..лудь, ож..г (руки), пощ..чина,
чащ..ба, ц..ган, ц..ркуль, синиц.., чеч..тка,
маж..рный, изж..га, ц..корий, ш..колоад,
печ..нка, ж..ри, параш..т, щ..т.

Тема №5.
Правописание
приставок на З-/СПравописание И – Ы
после приставок.

1.С помощью приставок: с-, от-, под-, без-,
об- образуйте все возможные слова от них.
Ехать, искать, идейный, играть, умный,
думать, уметь, острить.
2.Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Дез…нформация, сверх…ндустриализация,
фин…нспектор,
спорт…нвентарь,
меж…нститутский,
сверх…нтересный,
дез…нфекция,
вз…мать,
контр…гра,
сверх…зысканный,
спорт…гра,
пед…нститут, пост…мпрессионизм.

Раздел 3.Лексика и
фразеология.
№6.Фразеология.
Отличие
фразеологизма от
слова. Использование
фразеологизмов в
речи.
Фразеологические
единицы и их
употребление.

Тема №7.
Лексикография.
Лексические и
фразеологические
словари. Лексикофразеологический
разбор.

ОК 4
ПК 1.1
ПК 1.3
ПК 3.1
ПК 3.3
ЛР 01
ЛР 04
МР 01
МР 04
ПРб. 02
ПРб. 03

1. Определите значение следующих
фразеологизмов: неписанный закон, жена
Цезаря, суд Соломона, держать порох
сухим, филькина грамота, гордиев узел,
прокрустово ложе, шемякин суд, без суда и
следствия, неписанный закон, гиблое дело,
замести следы, расхлебывать кашу, в час по
чайной ложке.
2.Подберите
10
фразеологизмов,
включающих профессиональные слова по
специальности.
Найди пару:
Из данных фразеологических оборотов
нужно составить пары, противоположные
по
смыслу.
Например: Ни зги не видно - хоть иголки
собирай.
Ни зги не видно Жить своим горбом
заварить
кашу
воспрянуть
духом
27

коломенская верста от горшка два вершка
по чайной ложке на ночь глядя
чуть свет как кошка с собакой
повесить нос хоть иголки собирай
на чужой шее сидеть единым духом
душа в душу расхлёбывать кашу
сидеть сложа руки не покладая рук
Задание. Найдите в предложениях слова,
которые употреблены без учета их
лексического
значения.
Исправьте
ошибки.

Тема №8. Лексические
ошибки и их
исправление.

1. Иванов, ты обратно опаздываешь на
лекцию.
2. Наша родина подвергалась нашествию
германского фашизма.
3. Вокруг была кромешная темнота.
4. Они готовы оказать школе любую
благодарность, лишь бы ребенок стал
студентом.
5. Сотрудниками милиции была задержана
плеяда распоясавшихся хулиганов.
6. Оформление вашей курсовой работы
желает много лучшего.
7. Спят березки в подвенечном саване. 8. В
парке стоит прекрасная архитектура.
8. Мы были шокированы прекрасной игрой
актеров.
9. Наша страна занимает не последнее
место по производству промышленности.
10. Однажды я попытался высказать свои
мысли на этот вопрос.

Раздел №4.
Морфемика,
словообразование,
орфография.
Тема №9
Словообразование.
Морфологические
способы
словообразования.
Словообразовательный

ОК 4
ПК 1.1
ПК 1.3
ПК 3.1
ПК 3.3

1. Подберите не менее 10 терминов и слов
профессиональной лексики специальности
«Монтаж и эксплуатация оборудования и
систем
газоснабжения».
Определить
способы образования данных слов;
2.
Напишите
словарный
социальная
ад..птация
и
социально(правовых)
28

диктант:
основы
знаний,

разбор.
ЛР 01
ЛР 04
МР 01
МР 04
ПРб. 02
ПРб. 03
Тема
№10Правописание
чередующихся
гласных в корнях слов.

ад..птивныеинформационные
и
ком(мм)уникацион(нн)ые
технологии,
арб..тражныйпроцессс),
п…собия,
к…мпенсации, деловой ..тикет, граждан..,
инд…ксация,
прав..нарушение,
д…лжностное
лиц..,
инт..грация,
социальная защищен(нн)ость, ежемесячное
п..собие, комп..нсацио(н, нн)ые выплаты,
застр..хова(н,
нн)ые
лица,
инв..лид,
инд..видуальный учет, к..мпенсация, листок
нетрудосп..собности.
1.Распределите слова в два столбика в
зависимости от выбора гласной в корне.
Обозначьте условия выбора орфограммы.
А) е-и
Соб…раться, расст…лить, бл…стящий,
заб…рать, зам…рать, соч…тать, приб…рет,
соб…рающий,
бл…стать,
выд…раю,
изб…ратели, соч…тание, заж…гательный,
ст…реть, выт…рать.
Б) о – а
К…сательная,
прик…снуться,
предл…жить, предл…гать, изл…жение,
прил…гательное, оз…рять, з…ренька,
з…рница, подг…рать, заг…релый, заг…р,
выг…реть,
сл..гаемые,
выр…сли,
выр…стать, р…стов, р…стительность,
отр…сль, р…внина, р…вняйсь, выр…внять
(грядки),
м…кать
(в
сметану),
непром…каемый
(плащ),
обм…кнуть
(кисть в краску), вым…кнуть (под дождем).

Тема № 11.
Правописание
приставок ПРИ-/ПРЕ.Правописание
сложных слов. Тема
№4Употребление
приставок и
суффиксов в разных
стилях речи.

Задание 1. Подберите к словам антонимы
с приставкой при-. Образец: удалился –
приблизился.
Ушёл, отвёз, унёс,
убежать, отбытие.

уход,

отбавлять,

Задание
2: Спишите,
вставляя
пропущенные буквы, обозначая изученную
орфограмму. Пр..делать,
пр..плыть,
пр..огромный, пр..встать, беспр..рывный,
пр..открыть,
пр..брежный,
пр..града,
29

пр..крепить, пр..восходный.
С 2-мя словами составьте предложения.

Задание1. Составьте пять предложений с
ваше профессией со словами, в которых
есть чередующиеся корни.

Тема 12. Употребление
приставок и
суффиксов в разных
стилях речи.

2. Вставьте пропущенные буквы и знаки
препинания в тексте:
«Осн…вными
задачами
дисц…плины
являются пр…витие студенту интереса к
основам
государстве…ой
социальной
полит…ки,
социальной
защиты
и
социальному обеспечению в…спитание
уважения к закону. Побуждение к
выр…ботке умения стать спец…алистом в
области
жизне…ых
отношений
и
обстоятельств где в принц…пе нет готовых
прот…типов решения проблем»

Раздел 5. Морфология и
орфография.
Тема №13.Морфологический
разбор
существительных.Правописание
падежных окончаний имен
существительных.

ОК 6
ПК 1.3
ПК 2.2
ЛР 06
ЛР 07
МР 02
МР 05
МР 08
ПРб. 01
ПРб.04

1.
Произведите
морфологический
анализ имен существительных данного
текста: «Перевозка грузов – одна из
самых востребованных услуг на
современном рынке. В ней постоянно
нуждаются
промышленность
и
торговля, строительство и туризм,
общепит и клининг. Круг клиентов
малого бизнеса также широк: от
заказчиков
грузового
такси
до
переезжающих офисов и коттеджей».
2.Составьте с данными словами
предложения: вечер, погода, солнце,
радость, берег, прекрасный, ветреный,
летний.
3. Просклоняйте слова: ты, себя, дочь,
путь, знамя, стремя, неряха.

Тема №14.Трудные случаи
правописания местоимений.
Морфологический разбор
местоимения.

1.Спишите. Вставьте пропущенные
буквы, раскройте скобки.
(Н..)чемзажеч.., (кое) (о) ком
спрашивать, чем (либо) удивит, чем (то)
огорчён, (н..) (перед) чем (н..)
остановится, (н..) (с)кем (н..)
посоветуется, (н..) (с)кого брать
30

пример, кто (нибудь) сделает, (кое) (о)
чём поразмыслить, призвать кого
(либо), к кому (то) приехать, что (либо)
пр..везти, (кое) (в) чём (н..) согл..ситься,
(кое) кого рас..просить
2. Выписать из данных предложений
местоимения, определить их
начальную форму и записать.
Тема №15.Образование
действительных и
страдательных причастий
Правописание суффиксов
причастий.

1) Никому из нас не хотелось их
огорчать.
2) Он ни с кем о вас не говорил.
3) Кое-что для него мне удалось
сделать.
4) Он ни в чем мне не отказывал, во
всем старался помочь.
1. От глаголов образуйте
действительные причастия
настоящего времени.
Таять, верить, держать, ценить, полоть,
смотреть, бежать, бороздить, ползти,
класть, пахать, вертеть, брить, звать,
дарить, идти, дышать, граничить,
опаздывать, готовить, призывать,
прятать, стелить, зависеть, вертеть,
чтить, вздыхать, молчать, скрипеть.

Тема №16. Деепричастие как
глагольная форма НЕ с
деепричастиями.
Деепричастный оборот и знаки
препинания в предложении с
деепричастным оборотом.

2. От глаголов образуйте
действительные причастия
прошедшего времени.
Расстилать, хранить, сеять, молоть,
смотреть, ограничивать, зависеть, таять,
клеить, лечить, лелеять, уходить,
сидеть, засеять, распороть, стоять,
паять, вертеть.
Найдите и выпишите из данных текстов
слова, обозначающие добавочное
действие.
Из каких произведений эти строки и кто
их автор? (Слабоуспевающие ученики
выписывают только деепричастия, а
остальные обучающиеся еще и
расставляют знаки препинания)
31

Задание 1
1) «А из города уже выступало
неприятельское войско, гремя в
литавры и трубы. Подбоченясь,
выезжали паны, окруженные
несметными слугами. И стали они
наступать тесно на казацкие
таборы, грозя, нацеливаясь
пищалями, сверкая очами
и блеща медными доспехами. Дымом
затянуло все поле, а запорожцы все
палили, не переводя дух». (Н.В.Гоголь
«Тарас Бульба»)
2) «Явившись тогда с визитом к
Раскольникову, он вошел с чувством
благодетеля, готовящегося пожать
плоды и выслушать весьма сладкие
комплименты. Раскольников сидел, как
бы не обращая внимания, в
задумчивости и с странною улыбкой на
бледных губах». (Достоевский
«Преступление и наказание»)
3) «Женщина посвистала, пощёлкала
пальцами, и пёс, немного
поколебавшись, последовал за
ней». (М.А. Булгаков «Собачье
сердце»)
4) «Перед ужином князь Андрей,
вернувшись назад в кабинет отца,
застал старого князя в горячем споре с
Пьером». (Л.Н. Толстой «Война и
мир»)
Раздел № 6. Синтаксис и
пунктуация.
Тема №17. Строение
словосочетания. Виды связи
слов в словосочетании:
согласование, управление,
примыкание.
Тема №18 Употребление
сложносочиненных
предложений в речи.

ОК 6
ПК 1.6
ПК 2.3
ПК 3.4
ЛР 06
ЛР 07
МР 02
МР 05
МР 08
ПРб. 01
ПРб.04

1.Составьте шаблоны документации
профессиональной сферы.
2. Что такое пунктуация? Приведите
примеры значимости постановки знаков
препинания
в
документах
юриспруденции.
Прочитайте
стихотворение Бориса Заходера «Где
поставить запятую». Почему важно
правильно
расставлять
знаки
препинания?

ССП. Перепишите
предложения,
расставьте
знаки
препинания.
Выделите грамматические основы.
32

Укажите разряды сочинительных
союзов.
1) Прозрачный лес один чернеет и ель
сквозь иней зеленеет и речка подо
льдом блестит. (А. Пушкин)
2)
Всё
проходит
да
не
всё
забывается. (И. Бунин)
3) Мне не хотелось расставаться с ним
и мы пошли вместе. (В. Каверин)
4) И сердце бьётся в упоенье и для него
воскресли вновь и божество и
вдохновенье и жизнь и слёзы и
любовь. (А. Пушкин)

Тема №19. Знаки препинания в
бессоюзном сложном
предложении.

БСП. Перепишите
предложения,
расставляя
знаки
препинания.
Сделайте полный синтаксический
разбор всех бессоюзных сложных
предложений.
1) Весело пробираться по узкой
дорожке да сквозь высокие стены ржи.
2) Колосья тихо бьют вас по лицу
васильки цепляются за ноги перепела
кричат кругом лошадь бежит ленивой
рысью.
3) Вот и лес в чаще тень и тишина.
4) Статные осины высоко лепечут над
вами длинные висячие ветки берёз едва
шевелятся могучий дуб стоит как боец
подле
красивой
липы.
(По
И.С.Тургеневу).
Профессионально
ориентированное
содержание
Раздел № 1 Язык и
речь.
Тема
1.Информационная
переработка текстов
профессиональной
направленности.
Раздел 2. Фонетика,
орфоэпия, графика,
орфография
Тема 2. Наблюдение
над
функционированием
правил орфографии в
образцах письменных
текстов

ПРб 02, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07, ЛР
09, ЛР13,
МР 02, МР 04,
МР 08, МР 09,
ОК…

ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 06, ЛР 07,
МР 08, ОК…

Сделайте лингвистический анализ научной
статьи по актуальным вопросам
специальности «Организация и проведение
газосварочных работ».

1.Из текстов научной литературы составьте
диктант
с
терминами
и
словами
профессиональной лексики;
2. Расставьте ударения в словах: договор
перевозки, диспансер, оферта, логистика,
навалом, рефрижератор, транзит, механик,
33

профессиональной
направленности.
Раздел 3.Лексика и
фразеология
Тема 3. Лексический и
фразеологический
анализ терминов,
профессионализмов и
фразеологизмов
профессий и
специальностей
социальноэкономического
профиля СПО.
Раздел 4.Морфемика,
словообразование,
орфография
Тема 4.Распределение
терминов
специальностей
социальноэкономического
профиля СПОпо
словообразовательным
гнездам,
восстановление
словообразовательной
цепочки.
Раздел 5. Морфология
и орфография
Тема 5. Составление
текстов
профессиональной
направленности с
использованием
нужных словоформ…
Раздел 6. Синтаксис и
пунктуация
Тема 6.Составление
связного высказывания
с использованием
предложений
определенной
структуры на
профессиональные
темы специальностей
социальноэкономического
профиля
специальностей СПО.

труба, газопровод, шаланды, сварка.
ПРб 01, ПРб 02,
ПРб 03, ЛР 07,
ЛР 09, ЛР13, МР
02,МР 04, МР
08, МР 09, ОК…

ПРб 01, ПРб 03,
ЛР 01, ЛР 04, ЛР
09, ЛР13,
МР 02, МР 04,
МР 08, МР 09,
ОК…

ПРб 03, ПРб 04,
ПРб 01, ПРб 02,
ЛР 07, ЛР 09,
ЛР13,
МР 02, МР 08,
МР 09, ОК…

ПРб 01, ПРб 02,
ПРб 03, ПРб 04,
ЛР 07, МР 02,
МР 08,МР 09,
ОК…

Определите
значение
терминов
специальности: сварка, труба, шестерёнка
гайка, электросварка, шит.

1.Напишите реферат «Выработка навыка
образования слов с помощью
словообразовательных моделей и способов
словообразования».
2. Составьте словарик словами
технологического профиля.

Подготовка к ГИА.

1.Представление выбранной темы эссе в виде
презентации – не более 5 минут.
2.Собрать пословицы из заданных частей,
всего 10 пословиц.
3.Дать определение 5 терминам.
4.Употребить числительное в одном из
косвенных падежей (10 числительных)
5.Поставить ударение в 10 словах.
6.Найти в тексте орфографические ошибки и
34

исправить их.
7.Расставить знаки препинания в
предложении, подчеркнуть основы,
определить количество основ.
8.Назвать термин, отражающий сферу
употребления, произношения и значения
лексики (синонимы, омонимы, паронимы,
профессионализмы, диалектизмы,
жаргонизмы и т.д.).
9.Определить часть речи выделенных в
тексте слов, дать их морфологическую
характеристику.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».