Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В.В. Маркова
«____» _______________ 202___ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
УПУ.03 «БИОЛОГИЯ»
(УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ)
специальность 35.02.16.
Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
Форма обучения очная
Рабочая программа учебного предмета «Биология» разработана на основе
требований федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования и с учетом федерального государственного
образовательного стандарта среднего профессионального образования по
специальности 35.02.15. «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной
техники и оборудования».
Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»
Разработчик:
Преподаватель
________________
Н.В. Поздеева
Подпись
Программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии
общеобразовательного цикла
Протокол № _____ от «____» ___________ 202__ г.
Председатель ПЦК
___________________
Подпись
2
/ ___________________ /
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5. ЛИТЕРАТУРА
3
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
УПУ.03. «БИОЛОГИЯ»
1.1. Пояснительная записка
Программа общеобразовательной учебного предмета «Биология »
предназначена для изучения биологии в профессиональных образовательных
организациях, реализующих образовательную программу среднего общего
образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной
программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при
подготовке квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего
звена.
Содержание рабочей программы «Биология» направлено на достижение
следующих целей:
- получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке;
роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной
картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных
технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за
экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных
изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений;
выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;
сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов,
идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни,
человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в необходимости познания живой природы,
необходимости рационального природопользования, бережного отношения к
природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения
к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных биологических знаний и умений в
повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и
деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью
других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер
профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение
правил по техники безопасности.
В рабочую программу включено содержание, направленное на
формирование у студентов общих компетенций, необходимых для
качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с
4
получением среднего общего образования; программы подготовки
специалистов среднего звена ППССЗ.
Рабочая программа общеобразовательной учебного предмета
«Биология»
может
использоваться
другими
профессиональными
образовательными организациями, реализующими образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе
основного общего образования по данной специальности.
1. 2. Общая характеристика учебного предмета «Биология»
Биология — система наук, изучающая все аспекты жизни, на всех
уровнях организации живого, начиная с молекулярного и заканчивая
биосферным. Объектами изучения биологии являются живые организмы, их
строение и жизнедеятельность, их многообразие, происхождение, эволюция и
распределение живых организмов на Земле. Общая биология изучает законы
исторического и индивидуального развития организмов, общие законы жизни и
те особенности, которые характерны для всех видов живых существ на планете,
а также их взаимодействие с окружающей средой. Биология, таким образом,
является одной из основополагающих наук о жизни, а владение
биологическими знаниями — одним из необходимых условий сохранения
жизни на планете.
Основу содержания учебного предмета «Биология» составляют
следующие ведущие идеи: отличительные признаки живой природы, ее
уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены
содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности;
методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в
том числе биосфера).
Содержание учебного предмета направлено на подготовку обучающихся
к решению важнейших задач, стоящих перед биологической наукой, — по
рациональному природопользованию, охране окружающей среды и здоровья
людей.
В рабочей программе общеобразовательной учебного предмета
«Биология»
учитываются
особенности
технического
профиля
профессионального образования и ее содержание базируется на знаниях
обучающихся, полученных при изучении биологии, химии, физики, географии
в основной школе.
При освоении специальности СПО биология изучается на базовом
уровне
ФГОС
среднего
общего
образования.
Содержание
общеобразовательного учебного предмета «Биология» предусматривает
формирование у обучающихся общенаучных знаний, умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, включающих
умение сравнивать биологические объекты, анализировать, оценивать и
обобщать полученные сведения, уметь находить и использовать информацию
из различных источников.
5
В процессе изучения Биологии, формируется информационная компетентность
обучающихся.
1.3. Место учебной предмета в структуре основной профессиональной
образовательной программы:
Учебный предмет «Биология» относится к общеобразовательному циклу
учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с
получением среднего общего образования по специальности.
1.4. Результаты освоения учебного предмета:
Освоение содержания учебного предмета «Биология» обеспечивает достижение
следующих результатов:
личностных:
- сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям
отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;
- понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния
на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и
этическую сферы деятельности человека;
- способность использовать знания о современной естественно-научной картине
мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности
информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу,
восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и
выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
- способность руководствоваться в своей деятельности современными
принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к
взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
- готовность использовать основные методы защиты от возможных
последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
- обладание навыками безопасной работы во время проектноисследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании
лабораторного оборудования;
- способность использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики
отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек
(курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
- готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других
заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
метапредметных:
- осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание
мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
6
- повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических
явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую
культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных
взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении
жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе
с использованием современных информационно-коммуникационных
технологий;
способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой
природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов,
способность к системному анализу глобальных экологических проблем,
вопросов состояния окружающей среды и рационального использования
природных ресурсов;
- умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые
объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их
описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и
анализировать информацию о живых объектах;
- способность применять биологические и экологические знания для анализа
прикладных проблем хозяйственной деятельности;
- способность к самостоятельному проведению исследований, постановке
естественно-научного эксперимента, использованию информационных
технологий для решения научных и профессиональных задач;
- способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области
биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
предметных:
- сформированность представлений о роли и месте биологии в современной
научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и
функциональной грамотности для решения практических задач;
- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой
природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование
биологической терминологией и символикой;
- владение основными методами научного познания, используемыми при
биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием,
измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных
изменений в природе;
- сформированность умений объяснять результаты биологических
экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
- сформированность собственной позиции по отношению к биологической
информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим
проблемам и путям их решения.
7
1.5 Личностные результаты реализации программы воспитания
Для планирования воспитательной работы используется согласованный
образ результата – комплекс планируемых личностных результатов, заданных в
форме базовой модели «Портрета Гражданина России 2035 года»
конкретизированных применительно к уровню СПО.
-Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой
безопасности, в том числе цифровой
-Содействовать при организации строительной деятельности сохранению
окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в
чрезвычайных ситуациях.
1.6 Профильная составляющая (направленность) общеобразовательного
предмета
Учебный предмет «Биология» является базовым. Для специальности «Монтаж
и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения» в рамках данной
программы
в разделе
«Основы селекции» рассматриваются вопросы
профильной направленности.
1.7. Количество часов на освоение рабочей программы учебного предмета:
-
Объём образовательной программы-117
консультации -4
8
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы учебного предмета
В т.ч. в форме практической подготовки
в том числе:
Теоретическое обучение
практические занятия
консультации
Промежуточная аттестация в форме - экзамена
9
Объем часов
127
78
39
4
6
2.2. Тематический план и содержание учебного предмета УПУ.03 Биология
Наименование разделов и тем
1
Введение
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся.
2
Объект изучения биологии — живая природа. Признаки живых организмов и их
многообразие. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания
живой природы. Общие закономерности биологии. Роль биологии в формировании
современной естественно-научной картины мира и практической деятельности людей.
Раздел 1
Основы цитологии
Объем
часов
Уровень
освоения
3
2
4
22
Тема1.1
Химический состав
клетки.
Исторические этапы развития учения о клетке. Основные положения клеточной теории.
Определение клетки как элементарной единицы живой системы. Элементарный состав
клетки. Основные группы химических веществ, входящих в состав клетки. Роль воды и
других неорганических соединений в процессах, происходящих в клетке. Жиры и
углеводы как структурные компоненты и источники энергии. Белки и нуклеиновые
кислоты, особенности их строения и основные функции. Роль и значение белков и
нуклеиновых кислот в процессах, происходящих в клетке.
6
Практическое занятие
Классификация химических веществ клетки
2
Тема 1.2.
Строение клетки.
Плазматическая мембрана, ее строение и функции. Органоиды, находящиеся в
цитоплазме. Органоиды, выполняющие функции обмена веществ (эндоплазматическая
сеть, комплекс Гольджи, лизосомы). Органоиды, обеспечивающие клетку энергией.
Классификация клеток по особенностям строения ядра. Роль ядра в процессах деления
клеток и передачи наследственной информации.
4
Практическое занятие
Сравнение строения клеток растений и животных
2
10
2
2
Тема 1.3
Обмен веществ и
превращение энергии в
клетке
Особенности обеспечения клеток энергией. Источники энергии для растительных и
животных клеток. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза и процессы, происходящие на каждой
фазе. Роль фотосинтеза в процессах развития жизни на Земле.
Особенности биологического окисления органических веществ. Отличие процессов
гликолиза от процессов фотосинтеза. Аэробный и анаэробный гликолиз. Роль кислорода в
процессах аэробного гликолиза.
Значение наследственной информации и реализация ее в клетке. Структурная единица
информации – ген. Генетический код. ДНК как матрица для синтеза белковых молекул.
Основные этапы биосинтеза белков. Различия процессов биосинтеза белков в различных
клетках. Генная и клеточная инженерия как наиболее перспективные направления
молекулярной биологии.
6
Практическое занятие
Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями
(СПИД и др.)
2
Раздел 2 Размножение и
индивидуальное развитие
организмов
2
12
Тема 2.1.
Деление клетки
Деление клеток как основа размножения и развития организмов. Митоз, основные фазы.
Бесполая и половая форма размножения организмов.
4
2
Практическое занятие
Составление схемы деления половых клеток
2
3
Мейоз – процесс образования половых клеток. Особенности этого процесса. Особенности
Тема 2.2.
Индивидуальное развитие оплодотворения половых клеток у растений и животных. Зародышевое и
постэмбриональное развитие организмов. Основные этапы этого развития.
организмов
Практическое занятие
Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как
доказательство их эволюционного родства.
Раздел 3
Основы генетики и
селекции
2
4
2
32
11
Тема 3.1
Основные законы
генетики
Генетика как наука о наследственности. Исторические этапы ее развития. Грегори
Мендель и его вклад в генетику. Первый и второй закон Менделя. Понятия гомозиготных
и гетерозиготных особей. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Явление неполного
доминирования. Механизмы наследования при дигибридном скрещивании. Третий закон
Менделя. Решетка Пенета.
Хромосомная теория Т. Моргана. Явление сцепленного наследования.
Наследование, сцепленное с полом. Множественное действие гена. Взаимосвязь
генотипа и среды при формировании признака.
6
2
Практическое занятие
Составление схем гибридного скрещивания. Решение генетических задач.
2
3
Тема 3.2.
Генетика человека.
Материальные основы наследственности и изменчивости. Генетика человека. Генетика и
медицина Методы изучения наследственности человека.
4
Практическое занятие
Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
2
Практическое занятие
Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на
организм.
2
Тема 3.3.
Закономерности
изменчивости.
Явление изменчивости. Классификация изменчивости. Типы наследственной
изменчивости, ее причины. Мутационная изменчивость ее типы. Экспериментальное
получение мутаций. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И.
Вавилова.
4
2
Практическое занятие
Создание родословной человека и её анализ
2
3
Тема 3.4
Задачи и достижения
селекции
Селекция как вид практической деятельности людей, основанный на применении
теоретических знаний генетики. Исторические этапы развития селекции. Методы
селекции. Перспективные направления развития селекции.
4
2
Практическое занятие
Методы селекции
2
Практическое занятие
Достижения современной селекции.
2
12
Тема 3.5
Генная инженерия
Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых
достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования
человека).
Раздел 4
Эволюционное учение
2
20
Тема 4.1.
Развитие эволюционных
идей.
Исторические этапы развития теории о возникновении и развитие жизни на Земле. Ч.
Дарвин и его вклад в эту теорию. Возникновение синтетической теории эволюции.
Доказательства эволюции: эмбриологические, морфологические, палеонтологические,
биогеографические и другие. Вид, критерии вида.
6
Практическое занятие
Описание особей одного вида по морфологическому критерию
2
Тема 4.2.
Факторы эволюции
Изменчивость организмов – важный фактор эволюционного процесса. Естественный
отбор, направляющий фактор эволюции. Механизм действия естественного отбора. Его
формы. Эффективность отбора. Приспособленность организмов как результат действия
факторов эволюции.
4
2
Практическое занятие
Систематизация факторов приспособления живых организмов
2
3
Тема 4.3
Механизмы и
направления
эволюционного процесса.
Механизм видообразования. Основные способы видообразования. Прогресс и регресс в
эволюции. Общая дегенерация. Соотношения направлений эволюции.
Практическое занятие
Определение примеров направлений эволюции.
Раздел 5
Развитие жизни на Земле
Тема 5.1.
2
4
2
20
Гипотезы возникновения жизни на Земле в разные исторические эпохи. Научно13
4
2
Развитие органического
мира
технический прогресс и развитие представлений о возникновении и развитии жизни.
Гипотезы Опарина, Вернадского и других ученых.
Практическое занятие
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
2
Тема 5.2
История развития
органического мира
История развития органического мира. Подразделения ее на эры и периоды по
геологическим характеристикам. Развитие жизни на начальном этапе – криптозое.
Особенности развития жизни в палеозое. Развитие жизни в раннем и позднем мезозое.
Особенности развития жизни в кайнозое. Появление человека – вершина эволюции.
Многообразие органического мира. Принципы его систематики.
4
Практическое занятие
Определение ароморфозов развития органического мира.
2
Тема 5.2.
Происхождение и
эволюция человека.
Теория происхождения человека от животных, ее доказательства. Основные этапы
развития человека: первобытные люди, древнейшие люди, древние люди, современные
люди. Человеческие расы. Трудовая деятельность как фактор развития человека.
6
Практическое занятие
Раздел 6
Бионика
Тема. 6.1
Бионика как наука
Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека
2
9
Особенности морфо-физиологической организации живых организмов и их использования
для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми
системами.
Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей
морфофункциональных черт организации растений и животных. Модели складчатой
структуры, используемой в строительстве.
Трубчатые структуры в живой природе и технике.
Аэродинамические и гидродинамические устройства в живой природе и технике.
4
Практическое занятие
Всего:
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач
14
5
117
2
3.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ОСНОВНЫХ
ВИДОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ.
КОНТРОЛЬ
И
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Содержание
обучения
Характеристика основных видов деятельности
обучающегося (на уровне учебных действий)
1
Основы цитологии
Размножение и
индивидуальное
развитие
организмов
УЧЕБНОЙ
ОЦЕНКА
Формы и методы
контроля и
оценки
результатов
обучения
2
Умение проводить сравнение химической
организации живых и неживых объектов.
Получение представления о роли органических и
неорганических веществ в клетке. Изучение
строения клеток эукариот, строения и
многообразия клеток растений и животных с
помощью микропрепаратов. Умение строить
схемы энергетического обмена и биосинтеза
белка. Получение представления о
пространственной структуре белка, молекул ДНК
и РНК
Овладение знаниями о размножении как о
важнейшем свойстве живых организмов. Умение
самостоятельно находить отличия митоза от
мейоза, определяя эволюционную роль этих
видов деления клетки. Умение характеризовать
стадии постэмбрионального развития на примере
человека. Ознакомление с причинами нарушений
в развитии организмов. Получение представления
о последствиях влияния алкоголя, никотина,
наркотических веществ, загрязнения
среды на развитие и репродуктивное здоровье
человека
Основы генетики и Ознакомление с законами Г. Менделя и Т.
селекции
Моргана. Умение решать генетические задачи.
Ознакомление с наследственной и
ненаследственной изменчивостью и ее
биологической ролью в эволюции живого мира.
Получение представления о связи генетики и
медицины. Получение представления о генетике
15
Фронтальный и
индивидуальный
опрос.
Фронтальный и
индивидуальный
опрос.
Фронтальный и
индивидуальный
опрос.
Тестовые задания.
.
как о теоретической основе селекции.
Изучение методов гибридизации и
искусственного отбора. Ознакомление с
основными достижениями современной селекции
культурных растений, домашних животных и
микроорганизмов
Эволюционное
учение
Изучение наследия человечества на примере
знакомства с историей развития эволюционных
идей К. Линнея, Ж.Б.Ламарка Ч.Дарвина.
Оценивание роли эволюционного учения в
формировании современной естественнонаучной
картины мира.
Ознакомление с концепцией вида, ее критериями,
подбор примеров того, что популяция
структурная единица вида и эволюции.
Ознакомление с движущимися силами эволюции
ее доказательствами.
Усвоение того, что основными направлениями
эволюционного прогресса являются
биологический прогресс и биологический
регресс.
Развитие жизни на Анализ и оценка различных гипотез
Земле
происхождения жизни.
Получение представления об усложнении живых
организмов на Земле в процессе эволюции.
Анализ и оценка различных гипотез о
происхождении человека.
Развитие умения строить доказательную базу по
сравнительной характеристике человека и
приматов, доказывая их родство.
Выявление этапов эволюции человека
16
Фронтальный и
индивидуальный
опрос.
Тестовые задания.
Проверка рефератов,
докладов,
презентаций.
Фронтальный и
индивидуальный
опрос.
Тестовые задания.
4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебного предмета УПУ. 03 «Биология» требует наличия учебного
кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в
Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности
обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть
оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том
числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения,
достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинетах должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого
участники образовательного процесса могут просматривать визуальную
информацию, создавать презентации, видеоматериалы и т.п.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения
программы учебного предмета «Биология» входят:
-многофункциональный комплекс преподавателя;
-наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портреты
выдающихся ученых и т.п.);
-информационно-коммуникационные средства;
-технические средства обучения;
-демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
-вспомогательное оборудование;
-комплект технической документации, в том числе паспорта на средства
обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
-Библиотечный фонд. В библиотечный фонд входят учебники, учебнометодические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной
дисциплины «Биология», рекомендованные или допущенные для использования
в
профессиональных
образовательных
организациях,
реализующих
образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения
ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд может быть дополнен энциклопедиями, атласами,
словарями, справочниками по физике, химии, биологии, научной и научнопопулярной литературой естественно-научного содержания.
В процессе освоения программы учебного предмета «Биология» студенты
должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по
естествознанию, включая физику, химию, биологию, имеющимся в свободном
доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам,
материалам ЕГЭ и др.).
17
5. ЛИТЕРАТУРА.
Основная литература
1. Беляев Д.К., Дымщиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый
уровень).10-11 класс.-М.,2017
2.Константинов В.М.Общая биология. Учебник для студентов
СПО./В.М.Константинов, А.Г.Резанов, Е.О.Фадеева – М.;»Академия»2016
3.Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах.-М.,2017
3.Петелин А.Л. Естествознание.Учебное пособие для студентов
СПО/А.Л.Петелин, Т.Н.Гаева, А.Л. Бреннер – М.;»Форум».2019
Интернет-ресурсы
www.sbio.info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости,
библиотека).
window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по
биологии).
www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу
биологии).
www. vspu.ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по
биологии — экологии на сервере Воронежского университета).
www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный
учебник по биологии, On-line тесты).
www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
www.nrc.edu.ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника,
разрабо-танного в Московском государственном открытом университете).
www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект
Экологического центра МГУ им. М.В.Ломоносова).
www.kozlenkoa.narod.ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и
дистанционно, биологии, химии, другим предметам).
www.schoolcity.by (Биология в вопросах и ответах).
www.bril2002.narod.ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но
достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология»,
«Ботаника», «Зоология», «Человек»).
18