Основы безопасности жизнедеятельности

Министерство образования Республики Мордовия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
«КОВЫЛКИНСКИЙ АГРАРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
_________________В.В. Маркова
«____» _______________ 202___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
УПБ 07. «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

специальность 08.02.08
Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности» разработана на основе требований федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования и
с учетом федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования по специальности
08.02.08.
Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Организация-разработчик:
ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»

Разработчик:
Преподаватель

________________

Н.В. Поздеева

Подпись

Программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии
общеобразовательного цикла
Протокол № _____ от «____» ___________ 202__ г.
Председатель ПЦК

___________________
Подпись

2

/ ___________________ /

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИК РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

7

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

17

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

21

3

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.1. Место предмета в структуре основной образовательной
программы:
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является
обязательной частью общеобразовательного цикла основной
образовательной программы в соответствии с ФГОС по /специальности
08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
1.2. Планируемые результаты освоения предмета:
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии
общих компетенций:
Общие компетенции в составе ФГОС СПО
четвертого поколения
ОК 01.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности,
применительно к различным контекстам

ОК 06.

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать
осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей

ОК 07

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению,
эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 08

. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления
здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания
необходимого уровня физической подготовленности

В рамках программы учебного предмета обучающимися осваиваются
личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового уровня
изучения (ПРб) результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего
общего образования
Коды
результатов
ЛР 03
ЛР 11

ЛР 12
ЛР 13

Планируемые результаты освоения дисциплины включают
Готовность к служению Отечеству, его защите
Принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных
привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков
Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей,
умение оказывать первую помощь
Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной
деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем
4

ЛР 14

МР 01

МР 02
МР 03

МР 04

МР 05

МР 06
МР 07
ПРб 01

ПРб 02
ПРб 03
ПРб 04
ПРб 05
ПРб 06

Сформированность экологического мышления, понимания влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять
планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и
корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и
проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и
готовность к самостоятельному поиску методов решения практических
задач, применению различных методов познания
Готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения
необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически
оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников
Умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики,
техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности
Умение определять назначение и функции различных социальных
институтов
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и
нравственных ценностей
Сформированность представлений о культуре безопасности
жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической
безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции
личности, а также как о средстве, повышающем защищённость
личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз,
включая отрицательное влияние человеческого фактора
Знание основ государственной системы, российского законодательства,
направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз
Сформированность представлений о необходимости отрицания
экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера,
а также асоциального поведения
Сформированность представлений о здоровом образе жизни как о
средстве обеспечения духовного, физического и социального
благополучия личности
Знание распространённых опасных и чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера
Знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение
из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.)
5

ПРб 07.
ПРб 08
ПРб 09
ПРб 10

ПРб 11
ПРб 12

Знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской
обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций
Умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций
по характерным для них признакам, а также использовать различные
информационные источники
Умение применять полученные знания в области безопасности на
практике, проектировать модели личного безопасного поведения в
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях
Знание основ обороны государства и воинской службы:
законодательство об обороне государства и воинской обязанности
граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время
призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт
военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы,
строевая, огневая и тактическая подготовка
Знание основных видов военно-профессиональной деятельности,
особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту,
увольнения с военной службы и пребывания в запасе
Владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи
пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях
и различных видах поражений), включая знания об основных
инфекционных заболеваниях и их профилактике

6

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы учебного предмета

72

1. Основное содержание

48

в т. ч.:
теоретическое обучение

36

практические занятия

12

2. Профессионально ориентированное содержание

24

в т. ч.:
теоретическое обучение

4

практические занятия

20

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачёт)

2

7

2.2. Тематический план и содержание учебного предмета
Наименование
разделов и тем

1

Содержание учебного материала и формы организации деятельности
обучающихся

2

Объем
в часах

Коды общих
компетенций
(указанных в
разделе 1.2) и
личностных
метапредметных,
предметных
результатов,
формированию
которых
способствует
элемент
программы

12

ПРб 01, ПРб 04,
ПРб 05, ПРб 06,
ПРб 07, ПРб 09,
ЛР 12, ЛР 14,
МР 01, МР 02, МР
04, МР 03, МР 05

3

Основное содержание
Раздел 1

Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья

ОК 01,ОК 06.-08.
Тема 1.2
Психологическое
здоровье

Угроза снижения психологического здоровья населения, роста психических
расстройств и заболеваний. Рост преступлений на основе психических
отклонений, в том числе в молодежной среде. Инфантилизм молодого
поколения.
8

2

ПРб 06, ПРб 08,
ЛР 11, ЛР 12,
МР 02
ОК 01,ОК 06.-08

Тема 1.3 Влияние
неблагоприятной
окружающей среды на
здоровье человека.
Основные источники
загрязнения
окружающей среды.
Техносфера как
источник негативных
факторов
Тема 1.4 Правила и
безопасность
дорожного движения.
Безопасное
пользование всеми
средствами
передвижения

Требования к психическим и морально-этическим качествам человека.
Основные понятия о психологической совместимости членов группы, бригады,
коллектива. Диагностика и доврачебная помощь при истерии, шоке,
панической атаке.
Влияние психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика
употребления психоактивных веществ.
Влияние двигательной активности на эмоциональное состояние человека.
Личная гигиена и ее значение для психологического здоровья человека.
Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции.
Окружающая среда: природная, техногенная, социальная, производственная.
Виды негативных факторов по происхождению: природные, биологические,
экологические, техногенные, социальные и антропогенные.
Воздействие негативных факторов на человека и среду обитания. Глобальное и
региональное загрязнение среды (водной, воздушной, почв) объектами
экономики (энергетики, промышленности, транспорта, сельского хозяйства).
Биологические опасности.
Техногенные аварии. Социальные и антропогенные факторы техногенных
аварий. Глобальная инфантилизация, низкий профессионализм персонала как
фактор ЧС разного происхождения
Правила содержания и эксплуатации техники. Техника безопасности. Правила
и безопасность дорожного движения. Модели поведения пешехода,
велосипедиста, пассажира и водителя транспортного средства при организации
дорожного движения. Отработка моделей поведения при ЧС на транспорте, на
производстве, в цеху, при транспортировке и настройке
инфокоммуникационных сетей. Средства и методы самообороны. Отработка
навыков самообороны при нападении в подъезде, в лифте, в замкнутом
пространстве, на улице.
Практическое занятие № 1. Отработка моделей поведений в ЧС на
транспорте.
Практическое занятие № 2. Отработка навыков самообороны при нападении в
подъезде, в лифте, в замкнутом пространстве, на улице

9

4

ПРб 01, ПРб 05,
ПРб 08
ЛР 14,
МР 04
ОК 01,ОК 06.-08

6

ПРб 05, ПРб 07,
ПРб 09
ЛР 14,
МР 01, МР 03,
ОК 01,ОК 06.-08

2

Прб 01,
ЛР 14,
МР 04

2

Прб 07, ПРб 09,
ЛР 11,
МР 05

ОК 01,ОК 06.-08

Раздел 2.

Государственная система обеспечения безопасности населения

16

Тема 2.1 Изучение и
отработка моделей
поведения при ЧС

Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характер, наиболее вероятных для данной местности и района
проживания. Правила поведения в условиях чрезвычайной ситуации. Отработка
поведения при ЧС. Умение организовать и проводить мероприятия по защите
работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.
Изучение и отработка моделей поведения в условиях вынужденной природной
автономии: ЧС или катастрофа. Вынос пострадавшего из задымленного
помещения
История создания единой государственной системы предупреждения и
ликвидации ЧС: ее предназначение, структура, задачи. Мониторинг и
прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Структура и органы управления
гражданской обороны. Изучение первичных средств пожаротушения.
Отработка навыков оказания помощи пострадавшим при асфиксии, ожогах.
Отработка порядка и правил действий при пожаре с использованием
первичных средств пожаротушения

2

Тема 2.3 Современные
средства поражения и Классификация средств поражения. Химическое, ядерное, бактериологическое
их поражающие
оружие. Средства коллективной и индивидуальной защиты: порядок и правила
факторы
их использования. Виды защитных сооружений. Эвакуация населения. Умение
определять количество необходимого оборудования для защиты коллектива от
поражающих факторов. Отработка навыков пользования СИЗ. Сдача

4

Тема 2.2 Единая
государственная
система
предупреждения и
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций (РСЧС)

10

ПРб 02, ПРб 05,
Прб 07, ПРб 08,
ПРб 09
ЛР 11,
МР 02, МР 03, МР
05
ОК 01,ОК 06.-08
Прб 07, ПРб 09,
ЛР 11,
МР 05, МР 03
ОК 01,ОК 06.-08

4

Прб 07, ПРб 09,
ЛР 11,
МР 05, МР 07
ОК 01,ОК 06.-08
ПРб 05, Прб 07,
МР 02
ОК 01,ОК 06.-08

нормативов по надеванию противогаза, общевойскового защитного костюма,
средств индивидуальной защиты
Практическое занятие № 3. Отработка навыков пользования СИЗ: противогаз
(ватно-марлевая повязка, респиратор). Сдача нормативов по надеванию
противогаза, общего защитного костюма, средств индивидуальной защиты при
работе с животными
Тема 2.4 Правила
безопасного
поведения при угрозе
террористического
акта

Тема 2.5
Государственные
службы по охране
здоровья и
безопасности граждан
Раздел 3

Тема 3.1 История
создания
Вооруженных Сил
России

2

ПРб 05, Прб 07,
ЛР 11, ЛР 12
ОК 01,ОК 06.-08

Понятие о терроре, террористическом акте. Опасности террористического акта.
Психология террористов. Модели поведения при стрельбе, при захвате в
качестве заложника.

4

Прб 01, Прб 03,
ПРб 05, ПРб 08,
МР 02
ЛР 11, ЛР 12
ОК 01,ОК 06.-08

Практическое занятие № 4. Отработка навыков поведения при стрельбе, при
захвате в качестве заложника

2

ПРб 09,
МР 02

2

ОК 01,ОК 06.-08
ПРб 02,
ЛР 11,
МР 02, МР 06

Структура и порядок работы МЧС, МВД, Росгвардии, службы скорой
медицинской помощи, службы медицины катастроф. Федеральная служба по
надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
(Роспотребнадзор). Правовые основы взаимодействия граждан с органами
защиты населения
Основы обороны государства и воинская обязанность

4

2
Организация вооруженных сил Московского государства. Военные реформы:
Ивана Грозного; ПетраI; Реформа 19 века. Советские вооруженные силы их
структура и предназначение. Современная военная реформа. Организационная
структура Вооруженных Сил Российской Федерации: виды ВС РФ (сухопутные
войска, воздушно-космические силы, военно-морской флот); рода войск
11

ОК 01,ОК 06.-08
ПРб 02, ПРб 10,
ПРб 11,
ЛР 01, ЛР 02, ЛР
03,
МР 05
ОК 01,ОК 06.-08
ПРб 02, ПРб 10,
ПРб 11,
ЛР01, ЛР02,
ЛР03,
МР 05

Тема 3.2 Воинская
обязанность и
воинский учет
Раздел 4.

(ракетные войска стратегического назначения, воздушно-десантные войска). Их
предназначение. Воинские звания. Знаки отличия
Основные понятия воинской обязанности и воинского учета. Постановка
граждан на воинский учет. Категории годности. Медицинское
освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский
учет. Альтернативная гражданская служба. Служба по контракту

ОК 01,ОК 06.-08
2

Основы медицинских знаний

20

ПРб 10, ПРб 11
ЛР 03,
МР 01, МР 04
ОК 01,ОК 06.-08
Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12,
МР 01
ОК 01,ОК 06.-08

Тема 4.1 Понятие
первой помощи

Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Признаки жизни.
Общие правила оказания первой помощи. Федеральный закон «Об основах
охраны здоровья граждан Российской Федерации» Порядок и правила оказания
первой помощи пострадавшим

Тема 4.2 Оказание
первой помощи при
остановке сердца,
искусственная
вентиляция легких

Практическое занятие № 5. Алгоритм оказания первой помощи при остановке
сердца и асфиксии Оказание первой помощи при остановке сердца,
искусственной вентиляции легких

Тема 4.3 Понятие
травм и их виды

Отработка навыков наложения повязок. Оказание помощи при ранениях.
Работа в группах. Наложение шин. Первая помощь при проникающих
ранениях грудной клетки, брюшной полости, черепа. Первая помощь при
сотрясениях и ушибах головного мозга. Первая помощь при переломах,
травматизме на производстве.

2

2

Прб 07, ПРб 12
ЛР 12,
МР 01, МР 04, МР
05
ОК 01,ОК 06.-08
Прб 07, ПРб 12
ЛР 12,
МР 01
ОК 01,ОК 06.-08

1

Прб 07, ПРб 12
ЛР 12,
МР 01, МР 02, МР
03
ОК 01,ОК 06.-08

12

Тема 4.4 Понятие и
виды кровотечений

Отработка навыков оказания первой помощи при кровотечении. Наложение
повязок, жгута, закрутки. Правила оказания помощи при кровотечениях. Личная
безопасность при оказании помощи. Оказание помощи при венозном,
капиллярном, артериальном, смешанном и внутреннем кровотечении.

5

Прб 07, ПРб12,
ЛР 12,
МР 01, МР 03
ОК 01,ОК 06.-08

Практическое занятие № 6 .Правила наложения шин
Практическое занятие № 7. Правила наложения повязок
Тема 4.5 Первая
помощь при ожогах,
при воздействии
низких температур

Понятие, основные виды и степени ожогов. Первая помощь при термических
ожогах, при химических ожогах. Основные признаки теплового удара.
Основные степени отморожений. Порядок оказания помощи. Помощь при
электротравмах и ударах молнией.

2

Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12,
МР 01
ОК 01,ОК 06.-08

Тема 4.6 Первая
помощь при
попадании инородного
тела в верхние
дыхательные пути

Тема 4.7 Первая
помощь при инсульте,
инфаркте, эпилепсии

Основные приемы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей.
Отработка навыков выполнения приема Геймлиха. Оказание помощи при
удушье детей. Отработка мероприятий по оказанию помощи при отравлении.
Острое и хроническое отравление

4

Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12,
МР 01, МР 02, МР
03
ОК 01,ОК 06.-08

Практическое занятие № 8. Отработка основных приемов удаления
инородных тел из верхних дыхательных путей

2

Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12,
МР 01
ОК 01,ОК 06.-08

Первая помощь при отсутствии сознания. Алгоритм оказания помощи при
инсульте. Диагностика инсульта. Виды инсультов. Помощь при
предынфарктном состоянии, алгоритм помощи пострадавшему. Виды
эпилепсии, оказание помощи при эпилептическом припадке

2

Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12,
МР 01, МР 02, МР
03
ОК 01,ОК 06.-08

13

Тема 4.8 Первая
помощь на воде.
Помощь при
утоплении

2

Помощь пострадавшему на воде, правила транспортировки пострадавшего.
Оказание помощи при утоплении

Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12,
МР 01, МР 02, МР
03
ОК 01,ОК 06.-08

Профессионально ориентированное содержание
Раздел №1

Тема 1.1 Здоровье и
здоровый образ
жизни

Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья

Продолжение жизни как закон и смысл человека и общества (бинарное
теоретическое занятие).
Смысл Живого мира – не прекращение процесса Жизни. Прогресс и регресс:
условия и признаки процессов. Смысл жизни Человека как части Живого мира.
Определение смысла жизни в мировых религиях. Понимание смысла жизни
человека в философии и психологии.
Понятия о реализации и самореализации Человека (А. Маслоу, пирамида
Дилтса и др.) Важнейшие аспекты самореализации: жизненные Цели, Мечта.
Творчество, раскрытие способностей. Любовь к Делу. Профессиональная
самореализация. Примеры из жизни известных людей, преодолевших массу
преград на пути к Мечте и самореализации в своем Деле.
Смысл и реальность ограничивающих факторов в самореализации: Время и
жизненная энергия. Понятие «Тайминга» - все вовремя. Понятие жизненного
норматива как сбережения ресурса времени.
Характеристики и отличие Взрослого человека и Ребенка. Характеристики
подросткового и периода. Нарушения и сбои в развитии.
Глубокое планирование собственной жизни как признак взрослого человека.
Разветвленное, комбинированное планирование, допуск худших сценариев и
понимание подготовки к ним

14

8

6

ПРб 01, ПРб 04,
ПРб 05
ЛР 12, ЛР 13,
МР 01, МР 02
ОК 01,ОК 06.-08
ПРб 01, ПРб 04,
ПРб 05
ЛР 12, ЛР 13,
МР 01, МР 02
ОК 01,ОК 06.-08

Общие понятия о здоровье. Значение здоровья при допуске к
профессиональным работам. Медицинский осмотр. Особенности и
профилактика профессиональных заболеваний. Риск профессиональных
заболеваний и способы их профилактики. Рациональное питание и его
значение для здоровья. Забота о жизни и здоровье специалистов при
проведении работ на производственных участках. Региональные условия для
занятия спортом и оздоровления граждан. Влияние вредных привычек на
профессиональное долголетие
Практическое занятие № 9. Планирование действий на ближайшие 5-10 лет
Практическое занятие № 10. Составление научно обоснованного пищевого
рациона для работника по специальности/профессии

Тема 1.3 Влияние
неблагоприятной
окружающей среды
на здоровье человека.
Основные источники
загрязнения
окружающей среды.
Техносфера как
источник негативных
факторов
Раздел 2

Тема 2.1 Изучение и
отработка моделей
поведения при ЧС

ПРб 04, ПРб 08,
ЛР 11, ЛР 12
МР 04, МР 05
ОК 01,ОК 06.-08

4

Практическое занятие №11. Изучение комплекса опасностей на рабочем
месте специалиста (мастерской, учебном полигоне, производстве)

2

Государственная система обеспечения безопасности населения

6

Практическое занятие № 12. Изучение и отработка моделей поведения при
ЧС на учебном полигоне, производственном участке проведения
профессиональных работ

2

ПРб 04, ПРб 08,
ЛР 11, ЛР 12, ЛР
13
МР 01
ОК 01,ОК 06.-08
ПРб 01, ПРб 05,
ПРб 08,
ЛР 13, ЛР 14,
МР 04
ОК 01,ОК 06.-08

ПРб 07, ПРб 09,
ЛР 11, ЛР 13,
МР 05, МР 07
ОК 01,ОК 06.-08
Прб 07, ПРб 09,
ЛР 11, ЛР 13,
МР 05, МР 07
ОК 01,ОК 06.-08

15

Тема 2.2 Единая
государственная
система
предупреждения и
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций (РСЧС)
Тема 2.5
Государственные
службы по охране
здоровья и
безопасности
граждан

Практическое занятие № 13. Отработка порядка и правил действий при
пожаре с использованием первичных средств пожаротушения в условиях
профессиональной деятельности специалиста

2

Прб 07, ПРб 09,
ЛР 11,
МР 05, МР 07
ОК 01,ОК 06.-08

Практическое занятие № 14 (экскурсия). Ознакомление с работой службы по
охране здоровья и безопасности граждан в регионе (по выбору педагога с
учетом получаемой специальности/профессии).

2

ПРб 02,
ЛР 12, ЛР 13,
МР 04, МР 05, МР
06, МР 07
ОК 01,ОК 06.-08

Раздел 4

Основы медицинских знаний

4

Прб 07, ПРб 12
ЛР 12, ЛР 13,
МР 01
ОК 01,ОК 06.-08

Тема 4.3 Понятие
травм и их виды

Практическое занятие № 15. Оказание первой помощи при электротравмах в
работе специалиста

2

Прб 07, ПРб 12
ЛР 12, ЛР 13,
МР 01
ОК 01,ОК 06.-08

Тема 4.4 Понятие и
виды кровотечений

Практическое занятие №16. Решение ситуационных задач

2

Прб 07, ПРб 12,
ЛР 12, ЛР 13
МР 01
ОК 01,ОК 06.-08

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачёт)

2

Итого

16

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3.1. Для реализации программы учебного предмета должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Основы безопасности жизнедеятельности», оснащенный
оборудованием1:
многофункциональный комплекс преподавателя;
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, стендов, схем,
плакатов, портретов выдающихся ученых в области обеспечения безопасной
жизнедеятельности населения и др.);
тренажер для отработки действий при оказании помощи в воде;
имитаторы ранений и поражений;
образцы аварийно-спасательных инструментов и оборудования
(АСИО), средств индивидуальной защиты (СИЗ): противогаз ГП-7,
респиратор Р-2, защитный костюм Л-1, общевойсковой защитный костюм,
общевойсковой прибор химической разведки, компас-азимут; дозиметр
бытовой (индикатор радиоактивности);
учебно-методический комплект «Факторы радиационной и химической
опасности» для изучения факторов радиационной и химической опасности; •
образцы средств первой медицинской помощи: индивидуальный
перевязочный пакет ИПП-1; жгут кровоостанавливающий;
аптечка индивидуальная АИ-2; комплект противоожоговый;
индивидуальный противохимический пакет ИПП-11; сумка санитарная;
носилки плащевые;
образцы средств пожаротушения (СП);
макеты: встроенного убежища, быстровозводимого убежища,
противорадиационного укрытия, а также макеты местности, зданий и муляжи;
макет автомата Калашникова;
электронный стрелковый тренажер;
обучающие и контролирующие программы по темам дисциплины;
комплекты технической документации, в том числе паспорта на
средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
библиотечный фонд,
техническими средствами обучения:
информационно-коммуникативные средства;
экранно-звуковые пособия;

Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД -1552/03 «Об оснащении
общеобразовательных учреждений учебным и учебно -лабораторным оборудованием».

1

17

тренажеры для отработки навыков оказания сердечно -легочной и
мозговой реанимации с индикацией правильности выполнения действий на
экране компьютера и пульте контроля управления — роботы-тренажеры типа
«Гоша» и др.;
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
3.2.1. Основные издания

1. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учебное пособие для
среднего профессионального образования / Я. Д. Вишняков [и др.] ; под общей
редакцией Я. Д. Вишнякова. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 249 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-01577-5. – Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/43460
2. Безопасность жизнедеятельности : учебник и практикум для среднего
профессионального образования / С. В. Абрамова [и др.] ; под общей
редакцией В. П. Соломина. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 399 с. –
(Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-02041-0. – Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/45078
3. Бочарова, Н. И. Педагогика дополнительного образования. Обучение
выживанию: учебное пособие для среднего профессионального образования /
Н. И. Бочарова, Е. А. Бочаров. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва :
Издательство Юрайт, 2020. – 174 с. – (Профессиональное образование). – ISBN
978-5-534-08521-1. – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:
https://urait.ru/bcode/454510
4. Долгов, В. С. Основы безопасности жизнедеятельности : учебник / В.
С. Долгов. – Санкт-Петербург : Лань, 2020. – 188 с. – ISBN 978-5-8114-3928-7.
– Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. – URL:
https://e.lanbook.com/book/133903
5. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности
жизнедеятельности: учебник для студентов учреждений сред. проф.
образования/Н.В.Косолапова, Н.А. Прокопенко, Побежимова Е.Л — М.:
Издательский центр «Академия», 2017. -368 с.
6. Пантелеева, Е. В. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие /
Е. В. Пантелеева, Д. В. Альжев. – 2-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2019. –
287 с. – ISBN 978-5-9765-1727-1. – Текст : электронный // Лань : электроннобиблиотечная система. – URL: https://e.lanbook.com/book/119416
3.2.2. Дополнительные источники
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993)
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
18

3. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и
военной службе» (в ред. от 04.03.2013, с изм. от 21.03.1013) // СЗ РФ. — 1998.
— № 13. — Ст. 1475.
4. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
(в ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 35. — Ст. 3648.
5. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной
безопасности опасных прозводственных объектов» (в ред. от 04.03.2013) // СЗ
РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3588.
6. Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной
гражданской службе» (в ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст.
3030.
7. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от
05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 23. — Ст. 2750.
8. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей
среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. —
Ст. 133.
9. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. —
2011. — N 48. — Ст. 6724.
10. Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине
Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2010. — № 7. — Ст. 724.
11. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ. — 2004. — № 2. — Ст. 121.
12. Приказ министра обороны РФ от 03.09.2011 № 1500 «О Правилах
ношения военной формы одежды и знаков различия военнослужащих
Вооруженных Сил Российской Федерации, ведомственных знаков отличия и
иных геральдических знаков и особой церемониальной парадной военной
формы одежды военнослужащих почетного караула Вооруженных Сил
Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 25.10.2011 № 22124)
// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной
власти. — 2011. — № 47.
13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от
04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых
оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой
помощи» (в ред. от 07.11.2012) (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.2012 №
24183) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти. — 2012.
14. Айзман Р.И., Омельченко И.В. Основы медицинских знаний: учеб.
пособие для бакалавров. — М., 2013.
15. Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни.
— М., 2012.
19

16. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л. Безопасность
жизнедеятельности: практикум: учеб. пособие для учреждений нач. проф.
образования. — М., 2013.
17. Микрюков В.Ю. Основы военной службы: учебник для учащихся
старших классов сред. образовательных учреждений и студентов сред. спец.
учеб. заведений, а также преподавателей этого курса. — М., 2014
18. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы медицинских знаний и здорового
образа жизни: учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М., 2013.
19. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ (ред. 2013 г.) — Ростов
н/Д, 2013http://anty-crim.boxmail.biz Искусство выживания
20. http://www.hsea.ru Первая медицинская помощь
21. http://www.meduhod.ru Портал детской безопасности
22. http://www.spas-extreme.ru Россия без наркотиков
23. http://www.obzh.info информационный веб-сайт (обучение и
воспитание основам безопасности жизнедеятельности).
24. http://www.school-obz.org/ Информационно-методическое издание по
основам безопасности жизнедеятельности
25. http://kombat.com.ua/stat.html Статьи по выживанию в различных
экстремальных условиях
26. http://www.novgorod.fio.ru/projects/Project1132/index.htm Автономное
существование в природе – детям
27. http://www.mnr.gov.ru Министерство природных ресурсов и экологии
Российской Федерации (Минприроды России)
28. https://www.gosnadzor.ru Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
29. http://www.mchs.gov.ru
Министерство Российской Федерации по
делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий (МЧС России)
30. http://www.mzsrrf.ru Министерство здравоохранения и социального
развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России)
31. http://www.rostrud.info Федеральная служба по труду и занятости
(Роструд)
32. http://www.gsen.ru Федеральная служба по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
33. http://www.safety.ru ОАО НТЦ «Промышленная безопасность».
34. http://www.risot.safework.ru Российская Информационная Система
Охраны Труда (РИСОТ)
35. http://www.mspbsng.org Межгосударственный совет по промышленной
безопасности
36. http://www.ilo.org Международная организация труда (МОТ)

20

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Результаты обучения

Методы оценки

ПРб 01

Тестирование

ПРб 02

Тестирование

ПРб 03

Эссе по проблемам

ПРб 04

Тестирование, эссе по проблемам

ПРб 05

Тестирование
Оценка результатов выполнения
практической работы

ПРб 06

Тестирование

ПРб 07

Оценка результатов выполнения
практической работы

ПРб 08

Оценка результатов выполнения
практической работы

ПРб 09

Оценка результатов выполнения
практической работы

ПРб10

Тестирование

ПРб 11

Тестирование

ПРб12

Оценка результатов выполнения
практической работы

21

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».